Научная статья на тему 'Принципы управления в пожарной охране'

Принципы управления в пожарной охране Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3081
313
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Принципы управления в пожарной охране»

Список использованной литературы

1. Нерсесянц В.С. Государство и право на рубеже веков. Проблемы истории и теории / отв. ред. B.C. Нерсесянц. - М., 2001.

2. Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. № 1. -

Ст. 1.

3. Электронный ресурс. Режим доступа свободный: URL: http: //www. arbitr.ru.

4. Законодательство России в XXI веке. - М., 2009.

ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ В ПОЖАРНОЙ ОХРАНЕ

В.И. Федянин, заведующий кафедрой, д.т.н., профессор И.С. Малышева, преподаватель, к.ю.н.

Г.А. Квашнина, доцент, к.т.н., доцент С.А. Шуткина, доцент, к.ю.н.

Воронежский институт ГПС МЧС России, г.Воронеж

Принципы управления - это общие, основополагающие идеи и правила поведения руководителей по осуществлению управленческих деятельности.

По своему предназначению принципы управления являются связующим звеном между фундаментальной основой теории управления, закономерностями управления и управленческой практикой. Они как бы переводят на язык практики объективные закономерности [1].

В управленческой деятельности органов пожарной охраны, необходимо выделить три группы принципов управления.

1. Общие принципы управления

К числу основных принципов управления могут быть отнесены:

- единоначалия в принятии решений и коллегиальность при их обсуждении;

- единства воздействия всех методов управления для поддержания целостности системы;

- приоритетности в достижении стратегических целей;

- научности управления;

- мотивации (стимулирования) труда;

- ответственности за результаты управления;

- рационального подбора, подготовки, расстановки и использования кадров;

- экономичности и эффективности управления;

- системности;

- иерархичности (рассмотрение систем как многоуровневых,

которые требуют деление на элементы, при этом каждая ступень управляет нижестоящей);

- обязательности обратной связи;

- программно-целевого обеспечения;

- гуманизма и нравственности в управлении;

- гласность в принятии решений.

2. Организационные принципы управления

К их числу можно отнести следующие:

- Принцип взаимодействия с другими государственными органами, органами местного самоуправления, общественными объединениями, трудовыми коллективами и гражданами. Этот принцип непосредственно связан с функциональной стороной деятельности органов пожарной охраны, которые призваны решать задачи обеспечения пожарной безопасности [2] (по профилактике пожаров, тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ; спасению людей и имущества при пожарах, оказание первой помощи).

В рамках данного принципа реализуется взаимодействие органов пожарной охраны с ведомственными, территориальными, объектовыми службами жизнеобеспечения по обеспечению готовности к тушению пожаров, содействие деятельности добровольных пожарных и объединений пожарной охраны, привлечение населения к обеспечению пожарной безопасности. Обеспечения пожарной безопасности без должного взаимодействия с другими органами власти и управления, общественными организациями и гражданами невозможно.

- Принцип дифференциации и фиксации функций и полномочий состоит в том, что все основные направления деятельности должны быть регламентированы и зафиксированы в правовой форме по предмету, содержанию, объему и способу осуществления. Например, Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»; Приказ МЧС России от 05 мая 2008 г. № 240 «Об утверждении Порядка привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно -спасательных работ»; Приказ МЧС России от 05 апреля 2011 г. № 167 «Об утверждении Порядка организации службы в подразделениях пожарной охраны» и др.

- Принцип ответственности должностных лиц и органов предполагает распределение их компетенции в структуре управления. В соответствии с этим принципом фиксируется и ответственность отдельных органов, их структурных звеньев, руководителей, должностных лиц, а также полномочий (обязанностей) конкретных сотрудников.

- Принцип сочетания территориальных и отраслевых начал формирует специфику деятельности органов пожарной охраны исходя из отдельных уровней управления, территорий, а также отдельных подсистем.

Территориальный принцип имеет объективную основу - наличие в стране административно-территориальных единиц. Управление органами пожарной охраны в России строится по территориальному принципу, который осуществляется на базе государственного устройства. Территориальный принцип проявляется в создании органов управления и подразделений пожарной охраны различных уровней.

Отраслевой принцип следует рассматривать в двух аспектах, позволяющих выявить функции внешнего и внутреннего управления. Так, внешние связи при таком принципе построения системы проявляются в том, что МЧС России призвано осуществлять специализированную функцию государства по обеспечению пожарной безопасности. Внутренние связи обуславливаются наличием в системе МЧС России отраслевых служб: ГПН, службы пожаротушения.

- Принцип сочетания линейных и функциональных начал является исходным для создания такой структуры управления, которая наиболее рационально учитывает многоцелевой характер деятельности органов пожарной охраны.

- Принцип мобильности отражает специфику деятельности и проявляется в постоянной готовности всех структур и подуровней к реагированию на информацию о кризисной ситуации.

- Принцип автономности управления также отражает специфику деятельности органов пожарной охраны и проявляется в их способности самостоятельно решать целый ряд задач организационно-управленческого характера (например, подбор и расстановка кадров).

- Принцип защищенности отражает наличие системы правовых, организационных и технических средств защиты процессов управления, а также информации, циркулирующей в структуре органов пожарной охраны.

В числе организационных принципов управления органами пожарной охраны выделяют также мотивацию, цикличность, рациональное соотношение целей и ресурсов, иерархичность и некоторые другие. Однако они отражают не закономерности, а свойства процесса управления.

3. Принципы предметной управленческой деятельности

Предметная управленческая деятельность в органах пожарной охраны объединяет в себе организационные начала всех форм и методов оперативно-служебной (специальной) деятельности. К этой группе принципов относятся:

- Принцип оперативности, который заключается в способности качественно и своевременно решать задачи различной степени сложности, с проявлением гибкости реагирования и комплексного использования сил и средств в быстро меняющейся обстановке.

Так, например, сложные условия тушения пожаров, резкие изменения обстановки, а также высокий динамизм развития боевых

действий требуют быстрого, порой мгновенного, влияния на ход боевых действий путем принятия подчиненными самостоятельных решений. Поэтому подчиненным должна быть предоставлена возможность проявления широкой инициативы и творчества при решении поставленных им задач. Они должны иметь возможность принимать решения и ставить задачи подчиненным не только по указаниям вышестоящего командования, но и самостоятельно, с соблюдением установленных требований.

- Принцип моделирования проявляется в заблаговременном определении развития оперативной обстановки и планировании всех основных направлений деятельности. По существу, моделирование заключается в способности должностных лиц заранее предусматривать возможные изменения в обстановке и вероятный ход предстоящих боевых действий.

- Принцип точности является проявлением высокой нормативности управленческих решений, обязательности строгого выполнения распоряжений, однозначности (непротиворечивости) приказов, а также обязательности контроля над всеми сторонами деятельности.

- Принцип информативности заключается в обязательном информационном обеспечении всего процесса управления, а также в развитой системе информационных каналов связи между всеми субъектами и объектами управления.

- Принцип сочетания непрерывности и дискретности свойствен всем основным направлениям управленческой деятельности и проявляется, во-первых, в постоянном (круглосуточном) обеспечении управления; а во -вторых, в строго установленной периодичности (цикличности) отдельных процедур управления (учет сведений, сбор информации, ее анализ и т.д.).

- Принцип обеспечения постоянной служебно-боевой готовности является основным правилом, требованием и критерием оценки эффективности управления в органах пожарной охраны. На обеспечение готовности к решению задач, возлагаемых на органы пожарной охраны, направлена вся система принципов управления.

Всю совокупность рассмотренных принципов следует рассматривать как систему основных руководящих идей и правил, обеспечивающих целенаправленное функционирование органов пожарной охраны.

Список использованной литературы

1. Теребнев В.В. Управление силами и средствами на пожаре. Учебное пособие / В.В. Теребнев, А.В. Теребнев. Под ред. докт. техн. наук, проф. Е.А. Мешалкина. - М.: Академия ГПС МЧС России, 2003. - 261 с.

2. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ (ред. от 30 декабря 2012 г.) «О пожарной безопасности».

3. Гладышев А.Г. Социальное управление. Учебное пособие /

A.Г. Гладышев, В.Н. Иванов, В.И. Патрушев и др. Под ред. В.Н. Иванова. -М.: Высш. шк., 2001. - 271 с.

4. Основы управления в органах внутренних дел: учебник /

B.Г. Булавчик, Т.А. Грищенко, Н.А. Игошин. Под ред. Бугель Н.В. - М.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2009. - 239 с.

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПЕРСОНАЛА НА ОСНОВЕ МОДЕЛИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

ЛЮДЬМИ

В.И. Федянин, заведующий кафедрой, д.т.н., профессор

Г.А. Квашнина, доцент, к.т.н., доцент И.С. Малышева, преподаватель, к.ю.н.

С.А. Шуткина, доцент, к.ю.н.

Воронежский институт ГПС МЧС России, г.Воронеж

Специфический вид управленческой деятельности, объектом которой является коллектив работников, получил название управления персоналом (кадрами). Специфический, потому что в управлении людьми необходимо учитывать такую неопределенную, ненадежную вещь, как «человеческий фактор».

Управление в широком понимании этого термина - непрерывный процесс воздействия на объект управления (личность, коллектив, технологический процесс, предприятие, государство) для достижения оптимальных результатов при наименьших затратах времени и ресурсов. Для того чтобы организация работала эффективно, необходимо правильно организовать труд работников, при этом постоянно контролируя деятельность работников, используя различные методы управления.

Ненадежные элементы в контексте управления - это элементы, о состоянии которых нельзя получить достоверную информацию и поведение которых невозможно спрогнозировать с высокой степенью вероятности. В теории управления ненадежными элементами, прежде всего, являются люди. Системы, элементами которых являются люди, обладают рядом особенностей, которые затрудняют процесс управления. Это напрямую связано с биологической, эмоциональной особенностью людей, что и делает их ненадежными элементами.

Для решения вышеописанных проблем разрабатывается система управления деятельностью персонала систем МЧС. В основу системы закладываются модели интеллектуального управления людьми. Главной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.