культура специалиста пожарно-технического профиля. М.: Академия ГПС МЧС России, 2015. - 100 с.
4. Ермолаева Ж.Е., Балысова В.А. Использование математико-статистических методов обработки данных при определении уровня терминологической грамотности как основной составляющей экологии языка у слушателей Академии ГПС МЧС России / Матер. VII Науч.-практ. конф. «Экологические проблемы XXI века». - М.: Академия ГПС МЧС России, 2015. - С. 87-90.
5. Ермолаева Ж.Е., Балысова В.А. Формирование информационной культуры работы с нормативной информацией в деятельности по профилактике нарушений требований пожарной безопасности/ Вестник ВИ ГПС МЧС России, № 2, 2015. - С. 47-50.
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МОРАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ СОТРУДНИКА ГПС
Н.П. Заряева, старший преподаватель, к.ю.н.,
А.Г. Дробушко, курсант, Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж
Служба в пожарных частях требует от сотрудников ГПС МЧС России проявления личностных качеств: смелости, решительности, мужества, самообладания, дисциплинированности, самоотверженности, чувства коллективизма, рискованности, взаимовыручки и других. Между тем, пожарные части комплектуются в основном личным составом, не имеющим опыта тушения пожаров, работы в экстремальных условиях. Поэтому формирование профессиональных и личностных качеств у сотрудников ГПС в период профессионального становления приобретает первостепенное значение.
По морально-психологической природе, черты характера подразделяются на моральные, волевые, эмоциональные и интеллектуальные. Все эти черты проявляются в различных жизненных ситуациях, в которых, однако, неравномерно распределяется основная нагрузка выражения их содержания, потому что их появление обусловливается различными потребностями, определяющие те или иные поступки.
Моральные качества - это совокупность всего, что характеризует сознательную личность. Это внутренние личностные ценности, которые имеют внешнее выражение. Другими словами - выражение внутреннего «Я» через манеры и поведение. Основным содержанием моральных качеств служит соотношение общественного и личного в сознании и поведении. Моральными качествами являются гражданская зрелость, высокая личная ответственность, самоотверженность, принципиальность и справедливость, гуманное отношение к человеку и другие.
Все моральные качества можно условно разделить на три категории:
«Можно», «Нельзя» и «Нужно».
Категория «Можно» - это все те качества, которые не вступают в противоречия с внутренними убеждениями человека и соответствуют нормам и правилам, установленным в обществе. Эти качества не причиняют никому вреда. Некоторые из них определены как права личности и закреплены правовыми законами. К этой категории относят честь, достоинство, справедливость, совесть.
К категории «Нельзя» относятся качества, которые вызывают личностную неприязнь и противоречат устоям общества. Такие качества осуждаются общественной моралью и, кроме того, они также закреплены в правовом отношении и влекут за собой уголовную или административную ответственность. К таким моральным качествам можно отнести стяжательство, зависть, бесстыдство.
И, наконец, категория «Нужно» подразумевает наличие таких моральных качеств, которые побуждают человека действовать определенным способом, даже если это не соответствует внутренним установкам личности, но имеет высокую общественную значимость. Невыполнение требований, установленных перед личностью, может привести к нарушению норм и правил поведения и привести к наказанию. Моральные качества, относящиеся к этой категории, это долг и ответственность.
Моральные качества личности переплетаются с ее правами и обязанностями и очень часто вступают друг с другом в конфликт. Например, долг пожарного - спасать людей, но если пострадавший преступник, то происходит конфликт внутреннего неприятия пожарного к этому субъекту с ответственностью в профессии. Важно в таких случаях всегда верно расставлять приоритеты личного и общественного.
Требования к моральным качествам сотрудников обусловлены спецификой деятельности. Они обусловлены следующими факторами:
- сложностью решаемых задач;
- эмоциональной напряженностью;
- динамичностью условий деятельности;
- высоким уровнем ответственности за принятые решения и совершенные поступки;
- определенным официальным статусом сотрудника.
Формирование у сотрудников ГПС МЧС России необходимых моральных
качеств основано на интеллекте, эмоциях и воле и осуществляется через воспитание, которое реализуется посредством индивидуально-воспитательной работы.
Индивидуальное воспитательное воздействие по характеру влияния на личность сотрудника можно разделить на непосредственное и опосредованное.
К примерам непосредственного влияния относятся: личный пример начальников, руководителей; пример товарищей, сослуживцев; положительный пример людей, с которыми сотрудники находятся в постоянном контакте. Особое место принадлежит личному примеру руководителя. Его пример -
решающее условие воспитания, образец для подражания и средство вдохновения. Личный пример в значительной степени усиливает или ослабляет действие всех других методов воспитания.
Непосредственное воздействие предполагает своим объектом две основные стороны личности - внешнюю (деятельность, поведение, общение) и внутреннюю (духовно-нравственную). При этом его цель во внешней сфере заключается в том, чтобы передать сотруднику жизненный опыт воспитателей, их знания, навыки и умения в поведении и общении; во внутренней сфере в создании взаимного расположения, симпатии между командиром и его подчиненными, налаживание человеческого, доверительного духовно-нравственного контакта. В таком взаимодействии командиру легче изыскать средства и способы утверждения в воспитаннике нравственной устойчивости, оказания духовной поддержки, стимулировать его самосовершенствование.
Основное назначение непосредственного воспитательного воздействия заключается в том, чтобы сформировать у подчиненного положительное отношение, психологическую готовность к восприятию того, что ему передает руководитель.
К примерам опосредованного воздействия влияния относятся: беседы с воспитуемым, чтение литературы, просмотр кинофильмов, посещение театров, примеры жизни и деятельности исторических личностей, примеры индивидуального и массового героизма, подвигов при несении службы и т.п.
Опосредованное воспитательное воздействие обеспечивается, прежде всего, созданием таких условий, которые стимулируют формирование определенных привычек, развивают профессионально важные качества, помогают преодолевать негативные черты личности сотрудника.
Таким образом, следует отметить, что в структуре ГПС МЧС России к морально-психологическому облику сотрудников предъявляют особые требования. Формирование профессионально важных качеств у будущих сотрудников осуществляется посредством непосредственного и опосредованного воспитания.
Список использованной литературы
1. Сорокин В.И., Грищенко А.А. Морально-психологическая подготовка - основная функциональная часть системы морально-психологического обеспечения деятельности МЧС России // ЦСИ ГЗ МЧС России Стратегия гражданской защиты: проблемы и исследования. - Вып. № 1. - Т 4. - 2014.
2. Федянин В.И., Квашнина Г.А., Шуткина С.А., Малышева И.С. Организация работы с кадрами в Государственной противопожарной службе МЧС России: Учеб. пособие. - Воронеж, 2014. - 178 с.