Научная статья на тему 'Особенности формирования личности сотрудника ГПС'

Особенности формирования личности сотрудника ГПС Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
69
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования личности сотрудника ГПС»

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ СОТРУДНИКА ГПС

М.А. Щербашин, Н.П. Заряева, к.ю.н., Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж

Служба в пожарных частях требует от сотрудников ГПС МЧС России проявления личностных качеств: смелости, решительности, мужества, самообладания, дисциплинированности, самоотверженности, чувства коллективизма, рискованности, взаимовыручки и других. Между тем, пожарные части комплектуются в основном личным составом, не имеющим опыта тушения пожаров, работы в экстремальных условиях. Поэтому формирование профессиональных и личностных качеств у сотрудников ГПС в период профессионального становления приобретает первостепенное значение.

В рамках данной статьи, мы остановимся на формировании личностных -морально-психологических качествах качеств у сотрудников ГПС.

Под морально-психологическим состоянием следует понимать интегральную временную динамическую характеристику реального состояния индивида, включающую в себя совокупность элементов его сознания, сформированного под воздействием военно-политических, социальных, экономических и других факторов, проявляющихся в их служебно-профессиональной активности, и выступающих как степень реализации морально-психологического потенциала при решении конкретных задач [1].

Требования к моральным и психологическим качествам сотрудников обусловлены спецификой деятельности. Они обусловлены следующими факторами:

- сложностью решаемых задач;

- эмоциональной напряженностью;

- динамичностью условий деятельности;

- высоким уровнем ответственности за принятые решения и совершенные поступки;

- определенным официальным статусом сотрудника.

По морально-психологической природе, черты характера подразделяются на моральные, волевые, эмоциональные и интеллектуальные. Все эти черты проявляются в различных жизненных ситуациях, в которых, однако, неравномерно распределяется основная нагрузка выражения их содержания, потому что их появление обусловливается различными потребностями, определяющие те или иные поступки.

Так, в ситуациях, которые ставят перед личностью требование действовать в соответствии с общественными идеалами, нормами, правилами поведения, на передний план выходят моральные качества поведения. Появление этих черт стимулируется потребностями человека в целостной социальной среде.

В условиях, которые побуждают личность главным образом к волевым усилиям, осуществления волевых действий, наиболее ярко проявляются волевые

383

черты характера. Это обусловлено потребностью человека в активной и содержательной деятельности.

Если же личности нужно эмоционально оценить себя или других людей, явления природы, искусство, окружающую действительность, то наиболее ярко проявляются эмоциональные черты характера, их появление обусловливается потребностью в общении.

При обстоятельствах, требующих от личности, прежде всего четкого и осознанного восприятия окружающей действительности, обдуманно, глубокого и оригинального решения различных жизненных, производственных и учебных задач, четко проявляются интеллектуальные черты характера, их появление диктуется познавательными потребностями.

Формирование у сотрудников ГПС МЧС России необходимых морально -психологических качеств осуществляется через воспитание, которое реализуется посредством индивидуально-воспитательной работы.

Индивидуальное воспитательное воздействие по характеру влияния на личность сотрудника можно разделить на: непосредственное и опосредованное.

Непосредственное воздействие предполагает своим объектом две основные стороны личности - внешнюю (деятельность, поведение, общение) и внутреннюю (духовно-нравственную). При этом его цель во внешней сфере заключается в том, чтобы передать сотруднику жизненный опыт воспитателей, их знания, навыки и умения в поведении и общении; во внутренней сфере в создании взаимного расположения, симпатии между командиром и его подчиненными, налаживание человеческого, доверительного духовно-нравственного контакта. В таком взаимодействии командиру легче изыскать средства и способы утверждения в воспитаннике нравственной устойчивости, оказания духовной поддержки, стимулировать его самосовершенствование.

Основное назначение непосредственного воспитательного воздействия заключается в том, чтобы сформировать у подчиненного положительное отношение, психологическую готовность к восприятию того, что ему передает командир.

Опосредованное воспитательное воздействие обеспечивается, прежде всего, созданием таких условий, которые стимулируют формирование определенных привычек, развивают профессионально важные качества, помогают преодолевать негативные черты личности сотрудника.

Таким образом следует отметить, что в структуре ГПС МЧС России к морально-психологические облику сотрудников предъявляют особые требования. Формирование рассматриваемого облика сотрудника происходит, главным образом, через воспитательную работу: непосредственную и опосредованную[1].

Список использованной литературы

1. Сорокин В.И., Грищенко А.А. Морально-психологическая подготовка — основная функциональная часть системы морально-психологического обеспечения деятельности МЧС России // ЦСИ ГЗ МЧС России Стратегия гражданской защиты: проблемы и исследования. - Выпуск № 1. - том 4. - 2014.

384

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.