Научная статья на тему 'Специфика подготовки кадров в системе Государственной противопожарной службы МЧС России'

Специфика подготовки кадров в системе Государственной противопожарной службы МЧС России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1587
231
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА КАДРОВ / PROFESSIONAL TRAINING / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / PROFESSIONALISM / ЭКСТРЕМАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ / EXTREME SITUATION / ВОЛЕВЫЕ КАЧЕСТВА / STRONG-WILLED QUALITIES / ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ / ORGANIZATIONAL-PEDAGOGICAL FORMS AND METHODS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Степанов Р.А., Шелепенькин А.А., Белкин Д.С.

Рассмотрены общие требования к подготовке кадров Государственной противопожарной службы МЧС России, процесс организации развития волевых качеств, а также трудности приобретения практических навыков личным составом подразделений пожарной охраны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Степанов Р.А., Шелепенькин А.А., Белкин Д.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE PROFESSIONAL TRAINING IN THE SYSTEM OF FIRE SERVICE OF THE MINISTRY OF EMERGENCY SITUATION OF RUSSIA

The general requirements to professional training in the system of fire service of EMERCOM of Russia and process of organization of development of strong-willed qualities are considered. Also difficulties of acquisition of practical skills by staff of fire brigades are considered.

Текст научной работы на тему «Специфика подготовки кадров в системе Государственной противопожарной службы МЧС России»

СПЕЦИФИКА ПОДГОТОВКИ КАДРОВ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ МЧС РОССИИ

Р. А. Степанов, кандидат педагогических наук; А.А. Шелепенькин, кандидат педагогических наук, доцент. Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России. Д.С. Белкин.

Уральский институт ГПС МЧС России

Рассмотрены общие требования к подготовке кадров Государственной противопожарной службы МЧС России, процесс организации развития волевых качеств, а также трудности приобретения практических навыков личным составом подразделений пожарной охраны.

Ключевые слова: подготовка кадров, профессионализм, экстремальная ситуация, волевые качества, организационно-педагогические формы и методы

FEATURES OF THE PROFESSIONAL TRAINING IN THE SYSTEM OF FIRE SERVICE OF THE MINISTRY OF EMERGENCY SITUATION OF RUSSIA

R.A. Stepanov; A.A. Shelepenkin.

Saint-Petersburg university of State fire service of EMERCOM of Russia. D.S. Belkin. Urals institute of State fire service of EMERCOM of Russia

The general requirements to professional training in the system of fire service of EMERCOM of Russia and process of organization of development of strong-willed qualities are considered. Also difficulties of acquisition of practical skills by staff of fire brigades are considered.

Keywords: professional training, professionalism, extreme situation, strong-willed qualities, organizational-pedagogical forms and methods

Активизация и интенсификация системы обучения в стране, в том числе и к действиям в экстремальных ситуациях, стали важнейшими задачами. Все больше возрастают требования к работникам пожарной охраны, организационно-педагогическим формам и методам их подготовки, совершенствованию их профессионального мастерства, выработке необходимых моральных и социально-психологических качеств, ибо, они в итоге обучения должны быть подготовлены к качественному и оперативному выполнению служебных функций в тяжелейших условиях. Исходя из вышесказанного, на первое место становятся организационно-педагогические условия подготовки кадров в условиях повышенного риска.

Результат работы подразделений и аппаратов Государственной противопожарной службы (ГПС) во многом зависит от эффективности работы руководства. Профессионализм кадров - это, прежде всего, профессионализм руководящего звена. Несоответствие управленческих качеств руководителя требованиям профессии приводит к напряженности и конфликтам во взаимоотношениях с подчиненными, является основной причиной текучести кадров и, как результат, приводит к снижению эффективности деятельности подразделений и аппаратов ГПС. Проблема эффективности работы руководящего состава

аппаратов и подразделений ГПС актуальна также в связи с формированием резерва руководящих кадров на выдвижение и задачами подготовки и переподготовки руководителей.

Одним из путей повышения надежности и эффективности работы специалиста пожарной охраны, его профессионализма является профессиональный отбор кандидатов на работу, научно обоснованная система оценки их профессиональной пригодности, что способствует также сокращению затрат, связанных с обучением и тренировкой, снижению текучести кадров и травматизма.

В системе ГПС применяется профессиональный отбор по социальным (нравственным), медицинским критериям и образовательному цензу [1].

Таким образом, требования, предъявляемые к индивиду, выбирающему профессию пожарного, должны быть специфическими, научно обоснованными и иметь практическое закрепление.

Подготовленность сотрудников ГПС к деятельности в условиях повышенного риска -есть результат целенаправленного процесса их профессионального обучения и воспитания. Успешная служебная деятельность руководителей подразделений и личного состава базируется на глубоком научном знании своей профессии, общей и правовой культуре, профессиональных навыках и умении, личностных качествах (профнаправленность, качества, обусловленные психическими процессами, физические качества) [2].

Эффективность практической деятельности систем управления в экстремальных условиях в любой стране непосредственно зависит от уровня профессиональной подготовки личного состава, его способности преодолевать в экстремальных условиях панику, организовывать помощь пострадавшим.

Эти требования могут быть выполнены только сотрудниками, владеющими определенным набором профессионально-важных качеств (ПВК) [3].

Успешность и безопасность труда пожарных в экстремальных условиях могут быть существенно повышены путем совершенствования организационно-педагогической подготовки личного состава [2].

Организационно-педагогическим результатом подготовки должно быть состояние готовности, характеризующееся уверенностью в своей подготовке (знания, умения, навыки, здоровье) и в возможностях техники, а также осознанным наличием потенциальных ресурсов для эффективного выполнения деятельности. Оно характеризуется:

- стремлением выполнять свой профессиональный долг;

- твердой убежденностью в необходимости выполнить поставленную боевую задачу;

- уверенностью в своих силах, а также уверенностью в надежности работы вверенной техники и поддержке товарищей по звену;

- стремлением активно, с полной отдачей сил бороться за грамотное и быстрое выполнение боевой задачи;

- высокой помехоустойчивостью при работе в неблагоприятных и угрожающих здоровью и жизни условиях;

- оптимальным уровнем эмоционального возбуждения, позволяющим контролировать свои мысли, чувства, поведение и обеспечивающим высокую эффективность выполнения боевой задачи [2].

Одним из главных направлений подготовки личного состава пожарной охраны являются практические занятия в условиях, максимально приближенных к реальным, поскольку опыт работы в стрессовой обстановке пожара, в горящей, задымленной и насыщенной токсичными компонентами среде не может быть приобретен пожарными только путем чтения учебных пособий, просмотра видеофильмов и т.д. Нельзя подготовить личный состав пожарных подразделений к эффективным боевым действиям одними разъяснениями, не дав бойцам «на себе прочувствовать» особенности действия факторов, возникающих на пожаре. Каждому бойцу и командиру необходимо привыкнуть к высокой температуре, дыму, шуму или другим типичным для боевой обстановки условиям.

Ценность пожарно-тактических занятий и учений на местности лишь с условным обозначением пожара для подготовки личного состава пожарных подразделений невелика. Когда обучение слишком просто, интерес к нему падает.

Очень важно также обеспечить контроль за действиями обучаемых, например регистрацию числа совершенных ошибок, времени, потраченного на выполнение отдельных операций и всей программы. Эти данные необходимы для анализа допущенных ошибок и для установления соответствующих нормативов. Нельзя забывать и о создании условий выработки согласованных действий между номерами боевых расчетов, отделений, так как на полигонах должны формироваться не только профессиональные знания, навыки и умения каждого в отдельности, но и «сработанность» между номерами боевых расчетов, между командиром и подчиненным.

Как и при любом виде обучения, на занятиях по пожарно-строевой подготовке должны соблюдаться последовательность и систематичность в приобретении знаний, равномерность нагрузки, целенаправленность выполнения упражнений, техника безопасности.

Работа в сложных, ответственных и неожиданных ситуациях требует наличия у руководителя тушения пожара (РТП) высокоразвитого самообладания, умения противостоять действию различных объективных и субъективных факторов, способности быстро оценить обстановку и принять правильное решение.

Развитию мышления у начальствующего состава пожарных подразделений способствует умелое применение во время обучения определенных методических приемов, в частности умения поставить обучаемого в условия проблемной ситуации. В обучении необходимо создавать модели проблемных ситуаций с помощью различных средств. Если речь идет о лекции или беседе, то обучающий обязан не просто сообщить слушателям какой-то объем знаний, а в процессе изложения материала раскрывать его внутренние противоречия, формулировать вытекающие из них задачи и предлагать слушателям попытаться самим найти их решение.

Для развития способностей РТП оценивать обстановку, для воспитания волевых качеств, умения управлять своим поведением и поведением подчиненных занятия должны проводиться в условиях, максимально приближенных к боевым. Для этих целей могут служить полигоны, где необходимо создавать сложную учебную обстановку [2].

Известно, что волевые качества не являются врожденными. Они проявляются и развиваются только в процессе преодоления трудностей. При подготовке пожарных такие трудности могут быть созданы на занятиях по пожарно-строевой и тактической подготовке.

При организации процесса развития волевых качеств у бойцов пожарной охраны необходимо, прежде всего, соблюдать следующие условия:

- постепенно наращивать и усложнять трудности, доводя их до предела возможностей пожарного и подразделений в целом (по принципу от простого к сложному);

- проводить занятия в неблагоприятных условиях, при высокой концентрации дыма, повышенной температуре, на большой высоте;

- применять разнообразные и неожиданно возникающие трудности.

Создавая трудности, необходимо побуждать пожарных к активному их преодолению. Практика показывает, что нередко бойцы, особенно молодые, на занятиях боятся выполнять те или иные упражнения, проявляют пассивность, стремятся уклониться от трудностей. Помочь преодолеть им эти трудности должен руководитель, старший опытный товарищ. Для стимулирования активных действий пожарных на учебно-тренировочных занятиях можно применить правила профессора А.Ц. Пуни, предлагаемые им для развития волевых качеств:

- всегда владей собой, делай не то, что хочешь, а то, что необходимо;

- постоянно следи за собой и ищи причины промахов и неудач, прежде всего, в самом

себе;

- знай свои недостатки (слабые стороны воли, дурные привычки, отрицательные черты характера) и имей программу действий для их устранения [2].

Опасность и риск - это не только угроза жизни и здоровью, но и ответственность за самостоятельные и инициативные решения, возможность утраты в случае неуспеха авторитета в глазах подчиненных, товарищей, старших начальников. Поэтому приближение условий обучения к максимально боевым полезно не только для закалки РТП, но и для развития у него склонности к риску [2].

В сложной, опасной обстановке сотрудник быстрее приобретает навыки и умения активно действовать, анализировать и делать выводы, учиться на примере других.

При формировании у сотрудников подготовленности к действиям в условиях повышенного риска необходимо ставить задачи на развитие боевой активности, инициативы, взаимодействия. При решении боевых задач недопустимо быть пассивным созерцателем хода развития событий. Следует активно диктовать ход событий, принимать меры, которые пусть медленно, но неуклонно делают условия и отдельную ситуацию благоприятными для себя и менее - для противоборствующей стороны. Важно быть инициатором таких действий и изменений.

Захват инициативы в условиях повышенного риска - расчетливый, напряженный комплекс действий. Это и усиление нервного напряжения, активная мыслительная деятельность, опирающаяся на проявление воли, выдержки и профессионализма.

Изучение действий сотрудников в условиях повышенного риска позволяет сделать вывод о том, что сотрудник чувствует себя уверенно, если возможные условия, ситуация ему знакомы по предыдущему опыту или учебе, если он обладает достаточно полной информацией о том, что происходит, где находятся его боевые товарищи и что делают соседние подразделения.

Анализ особенностей деятельности сотрудников ГПС, объективных требований к их подготовленности, обеспечивающей ее успех, позволяет сделать определенные выводы.

Подготовленность сотрудников к деятельности в условиях повышенного риска является сложным процессом. Профессиональные знания, навыки, умения, морально-боевые качества, настроенность сотрудника на выполнение предстоящих задач, его уверенность в себе и технике, средствах выполнения деятельности, высокое качество действий, высокая степень саморегуляции и самоуправления служат основными элементами общей подготовленности сотрудника как специалиста.

При организации деятельности сотрудника ГПС необходимо ориентироваться не на максимальную, не на предельную мобилизацию его сил, а на реальные возможности каждого человека в конкретных условиях деятельности. Этот принцип должен реализовываться путем отбора, подготовки и обучения, оптимизации состояния сотрудника и психологического климата в коллективе.

Содержательная сторона мероприятий по подготовке должна определяться в каждом конкретном случае особенностями деятельности сотрудников ГПС. Обучение должно осуществляться в условиях моделирования реальной деятельности с возможно более полным учетом особенностей и характера информационных воздействий, соответствия выполняемой в ходе тренировки системы действий реальной действительности. Особое значение приобретают тренировки сотрудников с целью создания навыков поведения в нештатных, непредвиденных ситуациях и поиск оптимальных стратегий поведения в ходе их разрешения, мотивированный риск при принятии решений. В процессе обучения исключительно важно, повышая уровень профессиональных навыков и снижая тем самым уровень объективного риска, добиваться стабилизации субъективного риска, особенно при работе в сложных условиях.

Наиболее эффективным способом обучения должно быть имитационное моделирование. Оно позволяет решить несколько задач: приобретение навыков управления, мастерства; обучение принятию решений; отработка «лидерских» навыков; повышение эффективности взаимодействия личного состава; обучение деятельности в экстремальных условиях без угрозы безопасности сотрудников. Выполнение вышеперечисленного

комплекса задач должно обеспечиваться за счет достаточно полной имитации реальной деятельности человека, весьма часто с использованием компьютеров.

Основным методом повышения безопасности профессиональной деятельности является создание систем с учетом ограничений человеческого организма, его психофизиологических возможностей. Должен осуществляться принцип «система для человека, а не человек для системы». Для решения этих вопросов необходимо привлекать специалистов по эргономике, которые должны принимать активное участие на этапах конструирования оборудования, планирования рабочих мест, выбора метода и режимов работы, формирования «рабочей среды».

Боевые действия пожарных частей не могут быть стихийными, самопроизвольными, прибывающие на пожар подразделения нуждаются в едином руководстве, согласовании и координировании усилий для выполнения общей задачи. В связи с этим необходимо уделять больше времени решению пожарно-технических задач и проведению пожарно-тактических учений.

Для более устойчивой работы физиологических функций и психологических процессов, повышения работоспособности в экстремальных ситуациях, которые происходят во время тушения пожара и ликвидации аварии, рекомендуется постоянно тренировать пожарных на психологической полосе препятствий, теплодымокамере, где создаются ситуации, которые могут произойти в реальной жизни.

Таким образом, организационно-педагогический уровень сформированности подготовленности сотрудников ГПС оказывает непосредственное влияние на успешность и качество их деятельности в условиях повышенного риска и выступает ничем не компенсированным условием гарантии их безопасности при выполнении служебных задач. Это требует в работе с сотрудниками ГПС, привлекаемыми для решения служебных задач, выявления и учета уровней их предрасположенности к подобной деятельности на этапе комплектования подразделений по интеллектуальному, коммуникативному и волевому критериям, а также профессиональной подготовки кадров в системе ГПС МЧС России.

Вышеизложенное позволяет прийти к заключению, что качество подготовки кадров пожарной охраны в значительной мере определяется ее содержанием, которое, в свою очередь, зависит от состава квалификационных требований (характеристик) к сотруднику.

Профессия инженера пожарной безопасности, возникнув как занятие, связанное с приложением в практике, превратилось сегодня в обширный ряд профессиональной деятельности, охватывающей практически все сферы материального производства, управления, культуры.

Одним из аспектов подготовки инженеров в системе обеспечения пожарной безопасности должен быть выдвинут личностно-деятельностный подход, который позволяет наряду с получением знаний, умений и навыков обеспечить формирование личностного потенциала будущего специалиста.

Следуя принципам структурализма, можно прийти к некоторому конкретному построению и организации личностных черт специалиста в виде квалификационных характеристик (структуры) специалиста, которые включают в себя интеллектуальный, творческий и нормативный уровни. Проанализировав данные уровни, можно сделать вывод о профессиональной пригодности сотрудника. Представляется важным приобретение будущим инженером пожарной безопасности в процессе профессиональной подготовки интерактивных качеств, позволяющих реализовать себя в будущей деятельности.

Способность к предвидению результатов своего труда, умение принимать решения в нестандартных критических ситуациях говорит о наличии творческого начала. Совершенно особая роль (главная) в системе обеспечения пожарной безопасности отводится блоку личностных качеств в квалификационной структуре специалиста - нормативности поведения. Поскольку наиболее специфичными средствами инженерного труда выступают социально-технические нормы, подразумевающие как нормы поведения, так и соблюдение

стандартов, технических условий, нормативно-правовых актов, то внимательность инженера, его педантичность, ответственность и точность являются неотъемлемыми качествами его личности.

Выделив в квалификационной структуре специалиста такие составляющие, как интеллект, творчество и нормативность поведения, необходимо ввести понятие профессиональной пригодности как связующее их звено, а также для целостного и образного описания личностных свойств специалиста в области обеспечения безопасности жизнедеятельности. Формирование профессиональной пригодности при подготовке инженера выступает как процесс наложения результатов воспитания и образования на существующие традиционные взгляды и нормы поведения. Анализ российской ментальности позволит найти пути преодоления сложившихся взглядов на отношения человека к природной, социальной, производственной, бытовой и биологической безопасности, объединенной единым понятием - безопасность жизнедеятельности. Формирование профессиональной пригодности при подготовке инженера выступает как процесс наложения результатов воспитания и образования на существующие традиционные взгляды и нормы поведения [5].

Каждая профессия предполагает определенную совокупность знаний, умений и навыков, без которых нельзя быть специалистом-профессионалом. Сотрудники ГПС не являются в этом смысле исключением.

Технология подготовки современных специалистов требует постоянного совершенствования. Она сложна, динамична, противоречива и не всегда приводит к желаемой цели.

Итак, в современных условиях традиционного подхода к подготовке кадров явно недостаточно. Требуются более гибкие организационные формы. Назрела необходимость разработки рекомендаций по совершенствованию процесса подготовки специалистов экстремальных служб в учебных заведениях МЧС России. Они должны опираться на более точное изучение потребностей МЧС России в высококвалифицированных специалистах, на научные прогнозы динамики кадров и развития оперативной обстановки, определяющей эту динамику, на всесторонний анализ и оценку разных вариантов совершенствования обучения кадров, их непосредственных и долговременных последствий.

Литература

1. Ахватова Ю.Р. Модель психолого-педагогического сопровождения профессионального становления сотрудников ГПС МЧС России в пожарных частях // Ученые записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта. 2011. № 10 (80). С. 32-36 .

2. Грешных А. А. Педагогическая технология управления подготовкой специалистов пожарно-спасательного профиля в вузах МЧС России: дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 2006. 372 с.

3. Ангеловский А.А. Профессиональная компетентность как необходимое условие профессионализма (психолого-акмеологический анализ) // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы Междунар. науч. конф. Уфа: Лето, 2011. С. 7-13.

4. Подружкина Т.А., Гемешлиев Ф.К. Психология безопасности военнослужащих и сотрудников МЧС России при чрезвычайных ситуациях // Проблемы управления рисками в техносфере. 2014. № 1 (29). С. 135-140.

5. Дутов В.И., Чурсин И.Г. Психофизиологические и гигиенические аспекты деятельности человека при пожаре. М., 1993. С. 7-8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.