ОСОБЕННОСТИ И МЕТОДЫ РАЦИОНАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПОВЕДЕНИЕМ КАК ФАКТОР ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАДЕЖНОСТИ РАБОТНИКОВ
ГПС МЧС РОССИИ
Зенин Ю.Н., начальник института, Федянин В.И., д.т.н., профессор, Брянцева Л.В., д.э.н., доцент Квашнина Г.А., к.т.н., доцент ФГБОУ ВПО Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж
Развитие техногенной сферы привело, с одной стороны, к достижению выдающихся результатов в различных отраслях науки и техники, а с другой стороны, к возникновению невиданных ранее потенциальных и реальных угроз человеку, созданным им объектам, локальной и глобальной среде обитания не только в военное, но и в мирное время [1;2].
Центр тяжести сместился от опасностей к рискам. От селей, тайфунов, наводнений, землетрясений, от того, что лежит вне человека, к техногенным, экологическим, социальным катастрофам, связанным с решениями, принимаемыми людьми.
В настоящее время управление персоналом подразделений ГПС МЧС России рассматривается как одно из направлений в системе управленческой деятельности, призванной не столько учесть имеющийся персонал, сколько создать внутриорганизационные процессы формирования кадрового потенциала, развития штата вместе с развитием структуры МЧС, в соответствии с выбранными целями и принципами служебной политики [3].
Основываясь на том, что ценность людских ресурсов с годами может и должна возрастать, необходимо постоянно заботиться о повышении уровня квалификации сотрудников всех звеньев деятельности структуры. Тогда задача управления развитием персонала трансформируется в задачу объективного мониторинга кадровых потребностей, направленного на сбалансированное повышение блага организации и личного блага каждого служащего.
Обеспечение точного анализа и визуального представления вариантов развития персонала организации возможно при имитационном моделировании, т.е. моделировании динамических (изменяющихся во времени) объектов, процессов и явлений.
Концептуальная модель управления процессами развития персонала и обеспечения потребностей в трудовых ресурсах позволяет [3]:
- планировать набор и цепочку повышения квалификации персонала;
- формировать резерв потенциальных кандидатов по всем возможным должностям;
- производить предварительное тестирование, профессиональную оценку и отбор лучших специалистов из резерва;
- организовывать процесс обучения трудовым и профессиональным навыкам;
- интегрально оценивать трудовую деятельность и доводить результаты такой оценки до сотрудников с целью стимулирования повышения производительности труда.
Надежность является одной из важных составляющих профессиональной пригодности сотрудников организации и, в первую очередь, работников подразделений ГПС МЧС России. Степень надежности зависит от разных причин и может меняться у людей в связи с изменением условий, возникновением нестандартных и особенно экстремальных (чрезвычайных), кризисных ситуаций, весьма вероятно проявление ненадежности у тех людей, которые не считают себя обязанными по отношению к моральным требованиям или же обладают некоторыми личностными недостатками [4]. При этом выделяют несколько основных критериев надежности персонала организации [5;6;7]:
1. Профессиональная надежность. Она обеспечивается уровнем квалификации и опыта, соответствующим требованиям выполняемой работы.
2. Психологическая надежность. Определяется свойствами темперамента, характера, личности, позволяющими работнику уверенно и бесперебойно действовать в любой ситуации, включая неожиданные и нештатные. Сюда же относится способность работать в условиях длительных стрессов и перегрузок.
3. Моральная надежность. Этим термином обычно обозначается преданность сотрудника своей организации, лояльность, чувство ответственности перед ней, отношение к делу как к своему собственному, личному.
В связи с тем, что надежность персонала является интегральным понятием, а следовательно, и уровень корпоративной безопасности во многом зависит от стратегических принципов, которым следуют руководители организационной структуры (ОС) при комплектовании команды, то целесообразно рассмотреть концепцию управления персоналом как систему теоретико-методологических взглядов на понимание и определение сущности, содержания, целей, задач, критериев, принципов и методов управления персоналом, а также организационно-практических подходов к формированию механизма ее реализации в конкретных условиях функционирования организаций. Она включает разработку методологии управления персоналом, формирование системы управления персоналом и разработку технологии управления персоналом [7;8].
Опасность профессии в подразделениях ГПС МЧС, работающих в экстремальных условиях, содержит физическую составляющую, связанную с физическими воздействиями в зоне чрезвычайных ситуаций, и психофизическую составляющую, определяемую необходимостью работы с пострадавшими в очаге чрезвычайной ситуации. Комплектование этих подразделений целесообразно производить с использованием методов оценки
физической подготовленности и психологического отбора, в том числе и диагностики уровня нервно-психической устойчивости.
На рис. 1.1 приведена обобщенная схема управления персоналом подразделений ГПС МЧС России на основе комплексного подхода в отборе, подготовке, повышении квалификации, адаптации к сложным условиям их деятельности с непосредственным участием психологов [7;8;9].
Таким образом, возникает проблема комплексного подхода к оценке надежности персонала опасных профессий и обеспечения его работоспособности в условиях экстремальных ситуаций.
Список литературы
1. Легасов В.А. Проблемы безопасного развития техносферы / В.А. Легасов // Коммунист. - 1987. - № 8. С.35-38.
2. Поспелов Д.А. Ситуационное управление: теория и практика. М.: Наука. 1986.288 с.
3. Моделирование ситуаций управления кадрового персонала подразделений МЧС, анализа производительности труда и мотивации по методу когнитивного моделирования / Г.А. Квашнина, А.С. Бородин, А.Р. Емельяненко, В.И. Федянин // Системы жизнеобеспечения и управления в чрезвычайных ситуациях: межвуз. сб. науч. тр. Воронеж: ВГТУ, 2008. Ч. II. С. 213-219.
4. Горшкова Л.А. Анализ организации управления. Аналитический инструментарий. М.: Финансы и статистика, 2003. 208 с.
5. Квашнина Г.А. Интеллектуализация управления развитием персонала организации на основе компетенций когнитивного моделирования: монография / Г.А. Квашнина, Е.П. Вялова. Воронеж: ВГТУ, 2008. 128 с.
6. Квашнина Г.А., Мун Я.О., Федянин В.И. Формирование обобщенного портрета лица, работающего в экстремальной ситуации, на основе интеграции диагностических шкал // Вестник Воронежского государственного технического университета. 2007. Т.3. №2. С. 36-41.
7. Профессиональная надежность персонала опасных профессий: основные задачи мониторинга и оценки / Г.А. Квашнина, Е.П. Вялова, Ю.С. Золототрубова, В.И. Федянин // Обеспечение экологической безопасности в чрезвычайных, ситуациях: материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. -Воронеж: ВГТУ, 2008. Ч. 4. С83-88.
8. Квашнина Г.А. Рациональное управление развитием персонала организации на основе когнитивного динамического моделирования: монография Квашнина. Воронеж: ВГТУ, 2004. 174 с.
9. Квашнина Г.А. Формирование цели и функций подсистемы управления развитием персонала // Управление в социальных и экономических системах: межвуз. сб. науч. тр. Воронеж: ВГТУ 2003. С. 148-150
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
В ОРГАНАХ МЧС РОССИИ
Матвеев С.П., к.ю.н., доцент, Воронежский институт МВД России, г. Воронеж
В соответствии с Федеральным законом «О системе государственной службы Российской Федерации»1 различают три вида службы: государственную гражданскую службу, военную службу и правоохранительную службу. В связи с проводимой в Российской Федерации административной реформой, направленной на модернизацию системы государственного управления в целом, а также на дальнейшее развитие института государственной службы, в юридической науке отмечается возросший исследовательский интерес к проблемам нормативного регулирования государственной службы, обусловленный необходимостью совершенствования ее правовой базы.
Среди других видов государственной службы правоохранительная служба вызывает наибольшее количество вопросов, связанных с рядом обстоятельств. Прежде всего, особенностью правоохранительной службы является то, что она осуществляется исключительно в федеральных государственных органах, службах, учреждениях, находящихся в структуре этих органов. В настоящее время на законодательном уровне не определен перечень правоохранительных органов, в которых осуществляется
1 СЗ РФ. - 2003. - N 22. - Ст. 2063.