уважения. Этот праздник был установлен указом Президента И. Каримова от 27 декабря 1996 г. и отмечается с 1997 года. В своих словах глава Узбекистана выражает благодарность этим мудрым людям за их вклад в образование подрастающих поколений, а значит в формирование здорового цивилизованного общества. Глава государства напоминает всем жителям, что к учителям надо относиться с особым чувством, ведь каждый из нас не один год ходил в школу, находился под руководством и контролем этих выносливых людей. Не так легко справиться со вниманием ребенка, а тем более научить его чему-то великому. Это надо учитывать, поэтому всем учителям Президент выражает признательность и благодарность за терпение, и их нелёгкий труд.
В этот день школьники, студенты, да и все жители страны поздравляют преподавателей, учителей и наставников всех учебных заведений с их профессиональным праздником, который считается одним из самых значительных и торжественных в году. В Узбекистане отношение к учителям и наставникам всегда было особым, и сегодня людей этой профессии по -прежнему безмерно уважают, ценя их труд и самоотверженную заботу о подрастающем поколении.
Список литературы
1. Никитенко Е.И. День учителя - история возникновения праздника. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.uchportal.ru /pedagogika/den-uchitelya-istoriya-vozniknoveniya-prazdnika/ (дата обращения:20.09.2018).
СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ Старостина О.А.
Старостина Оксана Алексеевна - преподаватель физики, Академия Федеральной службы охраны России, г. Орел
Аннотация: в статье обращено внимание на необходимость привлечения новых современных форм для обучения студентов. Приводятся элементы сценария квеста по физике как игрового подхода к освоению информации.
Ключевые слова: современные формы обучения, игровые формы обучения, квест по физике.
Образование, как известно, на протяжении всего времени своего существования сталкивается с такими проблемами как повышение качества обучения, поиск новых форм и методов обучения. Современный этап, связанный с введением новых образовательных стандартов и повышением требований к подготовке выпускников вузов, - не исключение.
Определяясь с новыми формами обучения, стоит обратить внимание на то, что интересует современных молодых людей. Отзываясь на потребности студентов в живом, не формальном обучении, можно предложить им такую игровую форму освоения информации как «квест по физике».
Важнейшим элементом игры в жанре квеста является исследование мира, а основную роль в игровом процессе играют решение головоломок и задач, требующих от игрока умственных усилий [2].
Этот игровой вариант обучения может быть актуален как в средней, так и в высшей школе. Причем, если в среднем звене игровые формы считаются необходимыми для использования, то в вузах они практически выведены из образовательного поля. Опыт работы со студентами показывает, как легко и с удовольствием они отзываются на предложенные игровые элементы обучения. Поэтому, в данной статье делается акцент именно на применении его при обучении студентов.
Рассмотрим в качестве примера элементы сценария квеста по физике на тему «Эффект Зеемана».
Для лучшего понимания логики и структуры данного квеста вспомним, что под эффектом Зеемана понимается расщепление спектральных линий атомов в магнитном поле, причем характер расщепления и поляризация компонент зависят от направления наблюдения.
Студентам заранее обозначается тема квеста. Цель игры - правильно отвечая на вопросы темы, которые им предлагаются по ходу игры, необходимо добраться до финала -соответствующих оценок (обычно в квестах - это ключ от комнаты, в которой заперты игроки).
Обучающимся предлагается:
- Найти в аудитории предметы (образы), связанные с сутью эффекта Зеемана.
- С помощью найденных элементов сконструировать схему наблюдения нормального эффекта Зеемана.
В комнате на столах подготовлено различное оборудование, среди которого размещены катушки индуктивности, источник питания, ртутная лампа, поляроиды, четверть волновая пластина, спектральный прибор (интерферометр Фабри-Перо), а также две щепы (с двумя и тремя зубьями), как символы расщеплений при нормальном эффекте Зеемана.
Реальное оборудование можно заменить карточками с их схематическим обозначением или с названием устройств.
Пока не будут найдены щепы, символизирующие расщепление линий, игроки не смогут добраться до нового задания. Для подсказок, на специальном столе разложены условия задач данной темы, решив которые можно получить подсказку, что искать.
Условия задач:
Задача 1. Определить частоту ларморовой прецессии электронной орбиты в атоме, если индукция магнитного поля 1 Тл.
Задача 2. При помещении в магнитное поле энергия электрона, вращающегося по орбите радиусом г с частотой , изменяется в результате ларморовой прецессии. Найти
изменение энергии электрона. За счет чего происходит это изменение?
Задача 3. Спектрометр может разрешить спектральные линии видимого диапазона
о о
(Я»6000А), отличающиеся между собой на ДЯ = 0,1 А. Чему равна индукция внешнего магнитного поля, необходимого для экспериментального подтверждения нормального эффекта Зеемана [1]?
Задача 4. Вычислите разность между двумя последовательными состояниями в нормальном эффекте Зеемана при ^ = 1,2 Тл:
а) в единицах энергии;
б) в единицах частоты;
в) в единицах длины [1].
При правильном ответе задачи обучающиеся имеют возможность открыть определенную букву алфавита. Из полученных букв можно составить слово «Щепа». Там, где после подсказки будет обнаружена щепа, заложено новое задание.
- Определить вид поляризации, и в каком направлении поляризованы излучения атомов ртути при рассмотрении их вдоль и поперек магнитного поля.
Подготовить игровое занятие или занятие с элементами игры - дело очень затратное по времени. Однако, это добавляет больше жизни в преподавание, как для студентов, так и для самих преподавателей, решает по сути главную задачу обучения - интерес к предмету (в нашем случае - физике). Интенсивная включенность, большая собственная активность обучающихся, позитивная окраска происходящего способствуют творческому подходу к самому процессу обучения и лучшему усвоению информации.
Квест по физике может стать частью, например, семинарского занятия. Или самостоятельным, не аудиторным - воспитательным видом занятия.
Список литературы
1. Акоста В. и др. Основы современной физики / Пер. с англ. В.В. Толмачева, В.Ф. Трифонова; под ред. А.И. Матвеева. М.: Просвещение, 1981. 495 с.
2. Квест // Википедия. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/квест/ (дата обращения: 30.10.2018).
3. Под ред. Прохорова А.М. Физическая энциклопедия. М.: «Советская энциклопедия», 1988 - 1998.
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ ПЕДАГОГА КАК ИННОВАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ Бизина Л.В.
Бизина Лилия Валериевна - учитель физики высшей квалификационной категории,
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 1, г. Олекминск, Республика Саха (Якутия)
Аннотация: в настоящее время одной из основных задач образования является повышение качества образования. Именно качество образования играет огромную роль в воспитании подрастающего поколения, в формировании личности, в развитии духовно-нравственных и патриотических взглядов. Для осуществления этой задачи педагогу нужно правильно выбрать индивидуально-образовательную траекторию.
Проблема: Выбор индивидуальной образовательной траектории, для профессионального развития педагога, при реализации повышения качественного образования. Ключевые слова: индивидуальная образовательная траектория, ОГЭ, ЕГЭ, проектная деятельность учащихся.
Под индивидуально-образовательной траекторией можно понимать определенное направление развития педагога.
Опираясь на свой предмет, траектория - это линия, вдоль которой движется тело. Поэтому, в моем понимании, индивидуальная образовательная траектория - это определенная направленность развития педагога, в котором отражаются формы и методы реализации его профессионального роста [3].
В своей педагогической деятельности мной было выбрано два направления:
1. Качественная подготовка учащихся к сдаче ОГЭ и ЕГЭ.
2. Проектная деятельность учащихся.
Физика - уникальная наука, в которой сочетаются качественные и количественные знания предмета. Знание физических законов не ограничивается знанием одного предмета, ведь вся наша жизнь связана с законами физики. При изучении физики ученики постигают различные фундаментальные и классические законы природы. Учатся применять полученные знания на практике и в повседневной жизни.
О степени усвоения знаний по моему предмету можно судить по умению учеников сознательно анализировать и применять знания в конкретных физических задачах, а так же успешно сдавать экзамены. Чтобы подготовить обучающихся к ОГЭ и ЕГЭ по физике, нужно нарабатывать решения большого количества задач. Начиная с 7-го класса (с этого класса начинается изучение физики), после изучения разделов я отвожу время на решения тестовых заданий по пройденной теме. Акцентирую внимание учеников на конкретных задачах, которые включены в экзаменационные тесты. Варианты экзаменационных работ включают в себя не только текстовые и экспериментальные задания, а также и графические, поэтому на дополнительном часе для подготовки к экзамену я уделяю больше внимания на