Научная статья на тему 'Индивидуальная образовательная траектория педагога как инновационная модель его профессионального развития'

Индивидуальная образовательная траектория педагога как инновационная модель его профессионального развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
206
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ / ОГЭ / ЕГЭ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бизина Лилия Валериевна

В настоящее время одной из основных задач образования является повышение качества образования. Именно качество образования играет огромную роль в воспитании подрастающего поколения, в формировании личности, в развитии духовно-нравственных и патриотических взглядов. Для осуществления этой задачи педагогу нужно правильно выбрать индивидуально-образовательную траекторию. Проблема: Выбор индивидуальной образовательной траектории, для профессионального развития педагога, при реализации повышения качественного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Индивидуальная образовательная траектория педагога как инновационная модель его профессионального развития»

Список литературы

1. Акоста В. и др. Основы современной физики / Пер. с англ. В.В. Толмачева, В.Ф. Трифонова; под ред. А.И. Матвеева. М.: Просвещение, 1981. 495 с.

2. Квест // Википедия. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/квест/ (дата обращения: 30.10.2018).

3. Под ред. Прохорова А.М. Физическая энциклопедия. М.: «Советская энциклопедия», 1988 - 1998.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ ПЕДАГОГА КАК ИННОВАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ Бизина Л.В.

Бизина Лилия Валериевна - учитель физики высшей квалификационной категории,

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 1, г. Олекминск, Республика Саха (Якутия)

Аннотация: в настоящее время одной из основных задач образования является повышение качества образования. Именно качество образования играет огромную роль в воспитании подрастающего поколения, в формировании личности, в развитии духовно-нравственных и патриотических взглядов. Для осуществления этой задачи педагогу нужно правильно выбрать индивидуально-образовательную траекторию.

Проблема: Выбор индивидуальной образовательной траектории, для профессионального развития педагога, при реализации повышения качественного образования. Ключевые слова: индивидуальная образовательная траектория, ОГЭ, ЕГЭ, проектная деятельность учащихся.

Под индивидуально-образовательной траекторией можно понимать определенное направление развития педагога.

Опираясь на свой предмет, траектория - это линия, вдоль которой движется тело. Поэтому, в моем понимании, индивидуальная образовательная траектория - это определенная направленность развития педагога, в котором отражаются формы и методы реализации его профессионального роста [3].

В своей педагогической деятельности мной было выбрано два направления:

1. Качественная подготовка учащихся к сдаче ОГЭ и ЕГЭ.

2. Проектная деятельность учащихся.

Физика - уникальная наука, в которой сочетаются качественные и количественные знания предмета. Знание физических законов не ограничивается знанием одного предмета, ведь вся наша жизнь связана с законами физики. При изучении физики ученики постигают различные фундаментальные и классические законы природы. Учатся применять полученные знания на практике и в повседневной жизни.

О степени усвоения знаний по моему предмету можно судить по умению учеников сознательно анализировать и применять знания в конкретных физических задачах, а так же успешно сдавать экзамены. Чтобы подготовить обучающихся к ОГЭ и ЕГЭ по физике, нужно нарабатывать решения большого количества задач. Начиная с 7-го класса (с этого класса начинается изучение физики), после изучения разделов я отвожу время на решения тестовых заданий по пройденной теме. Акцентирую внимание учеников на конкретных задачах, которые включены в экзаменационные тесты. Варианты экзаменационных работ включают в себя не только текстовые и экспериментальные задания, а также и графические, поэтому на дополнительном часе для подготовки к экзамену я уделяю больше внимания на

графические задачи и задания с рисунком. Эти задания требуют не только образного мышления, но и нестандартного решения. К сожалению, в обычных школах на изучение физики отведено малое количество часов (2 часа в неделю), но на каждом уроке можно найти время для разбора одного, двух заданий. Если это выполнять систематически, то обучающийся приобретет навык работы с тестовым заданием и накопит базовые знания по предмету. Большую роль в подготовке к экзамену играет и самостоятельная работа учащихся. Я даю ученику проблемную задачу, или задачу высокого уровня для самостоятельного поиска решения и ответа на него. При самостоятельном поиске решения ученик может использовать не только литературный материал, но электронные справочники, а так же интернет сайты, главное, чтоб он смог понять, объяснить задачу и применить свои знания на экзамене [1].

В нашем городе Олекминске РС(Я) очень тесная связь между учителями физики. И уже не первый год у нас введены в практику совместные консультации по подготовке учеников к ОГЭ и ЕГЭ. Ученики одной школы посещают консультации учителей других школ. Это дает ученикам больше времени для изучения экзаменационного материала, что позволяет им более качественно сдать экзамен. Также принимаю участие в работе районной каникулярной школы «Дъогур». Работа школы организована в каникулярное время по всем предметам, которые выбирают ученики.

Профессиональное развитие педагога и проявление индивидуальности школьника можно реализовать через проектную деятельность. Работая над проектом, ученики раскрывают в себе необходимые качества, приобретают коммуникативные навыки и умения.

Важный аспект в проектной деятельности - выбор темы проектной работы, ее актуальность, правильная постановка проблемного вопроса. Учитель не только помогает ученику выбирать оптимальные формы и темы проекта, обрабатывать полученные результаты и осуществлять оценку своей деятельности, но и сам, в ходе работы над проектом, приобретает профессиональный опыт [2].

За мою педагогическую деятельность, моими учениками были разработаны исследовательские проекты по темам: «Исследование содержания различных примесей в реке Лена на территории Олекминского района» - Хисамутдинов Дмитрий, «Исследования влияния магнитного поля на растительный мир» - Бизин Юрий, «Исследование мощности и потребляемой энергии бытовых электрических приборов» - Мамонтов Дмитрий, «Исследование тормозного пути при гололеде» - Коралев Владислав, «Один из способов утилизации пластиковых бутылок» - Бизин Юрий, «Исследование содержания минеральных веществ в картофельных клубнях с помощью электрического тока» - Шабалин Максим, «Исследование теплоемкости строительных материалов» - Худаев Юлиан, «Исследование скорости реакции учеников физическим методом» - Вальковская Яна. Эти проектные работы были реализованы на школьном, районном и республиканском уровне в конференциях молодых исследователей «Шаг в будущее» и в других конкурсах исследовательских работ.

Приведу в пример один из тезисов исследовательской работы по теме «Исследование содержания минеральных веществ в картофельных клубнях с помощью электрического тока» -«наш район является сельскохозяйственным районом в Якутии. Самой распространенной овощной культурой, которую выращивают в нашем районе, является картофель. Наш картофель своими вкусовыми качествами и хорошим сроком хранения славится не только по Республике Саха (Якутия), но и за ее пределами. От чего же зависит вкус картофеля, и какой сорт можно дольше сохранить? Мы решили исследовать его на содержание минеральных веществ и содержание жидкости, и с помощью электрического тока определить количество минеральных веществ, рассмотрев разные сорта картофельных клубней.

Выполняя работу, я пришел к выводу:

1. Плотность и содержание жидкости у фиолетового картофеля наибольшее.

2. Сила тока больше у желтого картофеля.

3. Содержание минеральных веществ не зависит от плотности картофельных клубней, а зависит от прохождения тока через них.

4. Наибольшее содержание минеральных веществ в желтом картофеле. Практические рекомендации:

Для длительного хранения я рекомендую использовать клубни фиолетового и красного цвета, т.к. они имеют большую плотность, чем розовые и желтые, а также наибольшее содержание жидкости. В пищу употреблять желтый картофель, т.к. у него содержание минеральных веществ больше, чем в клубнях другой окраски».

Надеюсь, что на выбор профессии моих учеников влияет изучение физики в школе и их работа над исследовательскими проектами.

Список литературы

1. Коломийченко Л.В. Организация инновационной деятельности в учреждениях образования // Пермский педагогический журнал, 2010. № 1.

2. Маскаева А.М. Проектирование ИОТ обучающихся / А.М. Маскаева // Инициативы 21 века, 2010. № 3. С. 23-24.

3. Рабочая группа под руководством Е.М. Ямбурга. Проект концепции и содержания профессионального стандарта педагога. [Электронный ресурс]. Режим доступа: трвгт. ru>library/law/816-profstandart/ (дата обращения: 13.03.2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.