Список литературы
1. Акоста В. и др. Основы современной физики / Пер. с англ. В.В. Толмачева, В.Ф. Трифонова; под ред. А.И. Матвеева. М.: Просвещение, 1981. 495 с.
2. Квест // Википедия. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/квест/ (дата обращения: 30.10.2018).
3. Под ред. Прохорова А.М. Физическая энциклопедия. М.: «Советская энциклопедия», 1988 - 1998.
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ ПЕДАГОГА КАК ИННОВАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ Бизина Л.В.
Бизина Лилия Валериевна - учитель физики высшей квалификационной категории,
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 1, г. Олекминск, Республика Саха (Якутия)
Аннотация: в настоящее время одной из основных задач образования является повышение качества образования. Именно качество образования играет огромную роль в воспитании подрастающего поколения, в формировании личности, в развитии духовно-нравственных и патриотических взглядов. Для осуществления этой задачи педагогу нужно правильно выбрать индивидуально-образовательную траекторию.
Проблема: Выбор индивидуальной образовательной траектории, для профессионального развития педагога, при реализации повышения качественного образования. Ключевые слова: индивидуальная образовательная траектория, ОГЭ, ЕГЭ, проектная деятельность учащихся.
Под индивидуально-образовательной траекторией можно понимать определенное направление развития педагога.
Опираясь на свой предмет, траектория - это линия, вдоль которой движется тело. Поэтому, в моем понимании, индивидуальная образовательная траектория - это определенная направленность развития педагога, в котором отражаются формы и методы реализации его профессионального роста [3].
В своей педагогической деятельности мной было выбрано два направления:
1. Качественная подготовка учащихся к сдаче ОГЭ и ЕГЭ.
2. Проектная деятельность учащихся.
Физика - уникальная наука, в которой сочетаются качественные и количественные знания предмета. Знание физических законов не ограничивается знанием одного предмета, ведь вся наша жизнь связана с законами физики. При изучении физики ученики постигают различные фундаментальные и классические законы природы. Учатся применять полученные знания на практике и в повседневной жизни.
О степени усвоения знаний по моему предмету можно судить по умению учеников сознательно анализировать и применять знания в конкретных физических задачах, а так же успешно сдавать экзамены. Чтобы подготовить обучающихся к ОГЭ и ЕГЭ по физике, нужно нарабатывать решения большого количества задач. Начиная с 7-го класса (с этого класса начинается изучение физики), после изучения разделов я отвожу время на решения тестовых заданий по пройденной теме. Акцентирую внимание учеников на конкретных задачах, которые включены в экзаменационные тесты. Варианты экзаменационных работ включают в себя не только текстовые и экспериментальные задания, а также и графические, поэтому на дополнительном часе для подготовки к экзамену я уделяю больше внимания на
графические задачи и задания с рисунком. Эти задания требуют не только образного мышления, но и нестандартного решения. К сожалению, в обычных школах на изучение физики отведено малое количество часов (2 часа в неделю), но на каждом уроке можно найти время для разбора одного, двух заданий. Если это выполнять систематически, то обучающийся приобретет навык работы с тестовым заданием и накопит базовые знания по предмету. Большую роль в подготовке к экзамену играет и самостоятельная работа учащихся. Я даю ученику проблемную задачу, или задачу высокого уровня для самостоятельного поиска решения и ответа на него. При самостоятельном поиске решения ученик может использовать не только литературный материал, но электронные справочники, а так же интернет сайты, главное, чтоб он смог понять, объяснить задачу и применить свои знания на экзамене [1].
В нашем городе Олекминске РС(Я) очень тесная связь между учителями физики. И уже не первый год у нас введены в практику совместные консультации по подготовке учеников к ОГЭ и ЕГЭ. Ученики одной школы посещают консультации учителей других школ. Это дает ученикам больше времени для изучения экзаменационного материала, что позволяет им более качественно сдать экзамен. Также принимаю участие в работе районной каникулярной школы «Дъогур». Работа школы организована в каникулярное время по всем предметам, которые выбирают ученики.
Профессиональное развитие педагога и проявление индивидуальности школьника можно реализовать через проектную деятельность. Работая над проектом, ученики раскрывают в себе необходимые качества, приобретают коммуникативные навыки и умения.
Важный аспект в проектной деятельности - выбор темы проектной работы, ее актуальность, правильная постановка проблемного вопроса. Учитель не только помогает ученику выбирать оптимальные формы и темы проекта, обрабатывать полученные результаты и осуществлять оценку своей деятельности, но и сам, в ходе работы над проектом, приобретает профессиональный опыт [2].
За мою педагогическую деятельность, моими учениками были разработаны исследовательские проекты по темам: «Исследование содержания различных примесей в реке Лена на территории Олекминского района» - Хисамутдинов Дмитрий, «Исследования влияния магнитного поля на растительный мир» - Бизин Юрий, «Исследование мощности и потребляемой энергии бытовых электрических приборов» - Мамонтов Дмитрий, «Исследование тормозного пути при гололеде» - Коралев Владислав, «Один из способов утилизации пластиковых бутылок» - Бизин Юрий, «Исследование содержания минеральных веществ в картофельных клубнях с помощью электрического тока» - Шабалин Максим, «Исследование теплоемкости строительных материалов» - Худаев Юлиан, «Исследование скорости реакции учеников физическим методом» - Вальковская Яна. Эти проектные работы были реализованы на школьном, районном и республиканском уровне в конференциях молодых исследователей «Шаг в будущее» и в других конкурсах исследовательских работ.
Приведу в пример один из тезисов исследовательской работы по теме «Исследование содержания минеральных веществ в картофельных клубнях с помощью электрического тока» -«наш район является сельскохозяйственным районом в Якутии. Самой распространенной овощной культурой, которую выращивают в нашем районе, является картофель. Наш картофель своими вкусовыми качествами и хорошим сроком хранения славится не только по Республике Саха (Якутия), но и за ее пределами. От чего же зависит вкус картофеля, и какой сорт можно дольше сохранить? Мы решили исследовать его на содержание минеральных веществ и содержание жидкости, и с помощью электрического тока определить количество минеральных веществ, рассмотрев разные сорта картофельных клубней.
Выполняя работу, я пришел к выводу:
1. Плотность и содержание жидкости у фиолетового картофеля наибольшее.
2. Сила тока больше у желтого картофеля.
3. Содержание минеральных веществ не зависит от плотности картофельных клубней, а зависит от прохождения тока через них.
4. Наибольшее содержание минеральных веществ в желтом картофеле. Практические рекомендации:
Для длительного хранения я рекомендую использовать клубни фиолетового и красного цвета, т.к. они имеют большую плотность, чем розовые и желтые, а также наибольшее содержание жидкости. В пищу употреблять желтый картофель, т.к. у него содержание минеральных веществ больше, чем в клубнях другой окраски».
Надеюсь, что на выбор профессии моих учеников влияет изучение физики в школе и их работа над исследовательскими проектами.
Список литературы
1. Коломийченко Л.В. Организация инновационной деятельности в учреждениях образования // Пермский педагогический журнал, 2010. № 1.
2. Маскаева А.М. Проектирование ИОТ обучающихся / А.М. Маскаева // Инициативы 21 века, 2010. № 3. С. 23-24.
3. Рабочая группа под руководством Е.М. Ямбурга. Проект концепции и содержания профессионального стандарта педагога. [Электронный ресурс]. Режим доступа: трвгт. ru>library/law/816-profstandart/ (дата обращения: 13.03.2013).