Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ'

СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
9
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
познавательная самостоятельность / формы / методы / образование / cognitive independence / forms / methods / education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мухамедьярова Ж.У., Бейсенова А.Ж., Оспанова А.Ж.

В данной статье будут рассматриваться проблемы познавательной самостоятельности. Применение современные формы и методы повышения самостоятельности учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мухамедьярова Ж.У., Бейсенова А.Ж., Оспанова А.Ж.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN FORMS AND METHODS OF INCREASING STUDENTS' COGNITIVE INDEPENDENCE

This article will discuss the problems of cognitive independence. Application of modern forms and methods of increasing student independence.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ»

УДК 338:37 Мухамедьярова Ж. У., Бейсенова А.Ж., Оспанова А.Ж.

Мухамедьярова Ж.У.

Кокшетауский университет им. Абая Мырзахметова (г. Кокшетау, Казахстан)

Бейсенова А.Ж.

Кокшетауский университет им. Абая Мырзахметова (г. Кокшетау, Казахстан)

Оспанова А.Ж.

Кокшетауский университет им. Абая Мырзахметова (г. Кокшетау, Казахстан)

СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Аннотация: в данной статье будут рассмотриваться проблемы позновательной самостоятельности. Применение современные формы и методы повышения самостоятельности учащихся.

Ключевые слова: позновательная самостоятельность, формы, методы, образование.

Одна из основных проблем, которая встаёт перед учителем - научить детей самостоятельно работать. Самостоятельная работа предполагает умение мыслить, грамотно записывать свои мысли, умозаключения, принимать решения. Одним из обязательных условий успешного обучения является привитие детям навыков самостоятельной работы над учебным материалом. Учитель должен направить умственную деятельность детей, руководить этим самостоятельным трудом, создать условия по организации и управлению самостоятельной деятельности, а учащиеся должны трудиться самостоятельно.

Современный урок только тогда развивает мотивацию активно познавать мир, если он ставит целью развитие интеллектуальных, духовных способностей, интересов, мотивов и вырабатывает научное мировоззрение детей.

Из опыта практической работы учителем понятно, что первая обязанность учителя - организовать и вовлечь учащихся в активный процесс решения учебных задач. Познавательную самостоятельность формирую у учащихся в ходе проведения разнообразных форм работы на уроках.

Эффективными средствами активизации познавательной самостоятельной деятельности ребёнка на уроке являются:

1. Дидактические игры (сюжетные, ролевые и т.д.).

2. Творческие работы по разным предметам.

3. Участие в предметных олимпиадах.

4. Научно-исследовательская деятельность.

5. Проектная деятельность учащихся.

6. Внеклассные мероприятия по предметам.

7. Индивидуализация. (Учёт не только способностей, но и интересов).

8. Дифференциация (разноуровневые задания).

Активная познавательная самостоятельная деятельность является наиболее важным качеством современного человека, критичность мышления, желание идти на поиски нового интересного, неопознанного, и умение приобретать знания самостоятельно.

Различные приёмы активизации познавательной деятельности можно использовать в работе. Такими методами являются:

• Метод проблемного обучения. На уроках создаю проблемные ситуации, которые направляют деятельность учеников на максимальное овладение изучаемым материалом и повышают мотивацию.

• Метод дискуссий - добиваюсь, чтобы дети могли свободно, высказывать свою точку зрения и внимательно слушать мнение других.

• Метод самостоятельной работы - даю задание, например, самостоятельно план изложения нового материала. Ребята учатся анализировать,

выделять главное, развивать устную речь, пользоваться различными источниками информации.

• Метод самостоятельной работы с дидактическим материалом. Это и карточки для закрепления, практические задания, тестовые задания и др.

В работе использую компьютерные презентации. Ребята и сами готовят презентации, охотно работают с интерактивной доской. Работаем с различными дополнительными источниками информации: дополнительной литературой, разными видами словарей, энциклопедиями, справочниками.

Познавательная самостоятельность учащегося - залог его успешного обучения в средней школе. Именно от того, как будет грамотно организована познавательная самостоятельная деятельность в младшем школьном возрасте, зависит развитие этого важного качества в дальнейшем. Познавательная самостоятельность школьника является одной из сторон его личностного развития, способностью расширять свои знания, умения по собственной инициативе, т. е. умение учить себя.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Рабаданова А. А. Познавательная самостоятельность как педагогическая проблема // Воспитание и обучение: теория, методика и практика: материалы УШ Междунар. науч.-практ. конф. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. - С. 21-23;

2. Носикова Я.Н. Понятие «познавательная самостоятельность»: историко-педагогический анализ // Наука и школа. - 2015. - №3. - С. 19-24;

3. Садова В.А. Современные информационные технологии как фактор развития познавательной самостоятельности студентов университета // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2010. - №9 (115). - С. 196-202.

Mukhamedyarova Zh. U., Beisenova A.Zh., Ospanova A.Zh.

Mukhamedyarova Zh.U.

Abai Myrzakhmetov Kokshetau University (Kokshetau, Kazakhstan)

Beisenova A.Zh.

Abai Myrzakhmetov Kokshetau University (Kokshetau, Kazakhstan)

Ospanova A.Zh. Abai Myrzakhmetov Kokshetau University (Kokshetau, Kazakhstan)

MODERN FORMS AND METHODS OF INCREASING STUDENTS' COGNITIVE INDEPENDENCE

Abstract: this article will discuss the problems of cognitive independence. Application of modern forms and methods of increasing student independence.

Keywords: cognitive independence, forms, methods, education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.