Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ДЕТЯМ С ОСОБЫМИ ТРУДНОСТЯМИ В ОБУЧЕНИИ'

ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ДЕТЯМ С ОСОБЫМИ ТРУДНОСТЯМИ В ОБУЧЕНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
16
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дислексия / дисграфия / особые трудности в обучении / преподавание языков / обучение чтению и письму / стратегии обучения. / dyslexia / dysgraphy / special learning difficulties / language teaching / learning to read and write / learning strategies.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Батаева Фроза Асановна, Эйсмонт Елена Александровна, Братаева Асия Амангельдиновна, Корнилова Ольга Анатольевна, Болатбеккызы Жанбегим

Основная цель данной статьи – рассмотреть преподавание английского языка детям с особыми трудностями в обучении. Задачи исследования – описать и обобщить проявления конкретных трудностей в обучении, показать, как эти трудности проявляются, и далее предложить некоторые возможности и подходящие подходы к тому, как лучше всего обучать этих детей в средней школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF TEACHING ENGLISH TO CHILDREN WITH SPECIAL LEARNING DIFFICULTIES

The main purpose of this article is to consider teaching English to children with special learning difficulties. The objectives of the study are to describe and summarize the manifestations of specific learning difficulties, show how these difficulties manifest themselves, and further suggest some possibilities and suitable approaches to how best to teach these children in secondary school.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ДЕТЯМ С ОСОБЫМИ ТРУДНОСТЯМИ В ОБУЧЕНИИ»

УДК 372.881.111.1 Научная статья

ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ДЕТЯМ С ОСОБЫМИ ТРУДНОСТЯМИ В ОБУЧЕНИИ

Батаева Ф.А., Эйсмонт Е.А., Братаева A.A., Корнилова O.A., Болатбеккызы Ж.

Кокшетауский университет имени Абая Мырзахметова (г. Кокшетау, Республика Казахстан)

Аннотация. Основная цель данной статьи - рассмотреть преподавание английского языка детям с особыми трудностями в обучении. Задачи исследования - описать и обобщить проявления конкретных трудностей в обучении, показать, как эти трудности проявляются, и далее предложить некоторые возможности и подходящие подходы к тому, как лучше всего обучать этих детей в средней школе.

Ключевые слова: дислексия, дисграфия, особые трудности в обучении, преподавание языков, обучение чтению и письму, стратегии обучения.

Для цитирования: Батаева, Ф.А. Особенности преподавания английского языка детям с особыми трудностями в обучении / Ф.А. Батаева, Е.А. Эйсмонт, А.А. Братаева и др. // Наука и реальность. - 2023. - № 4 (16). - С. 10-13.

FEATURES OF TEACHING ENGLISH TO CHILDREN WITH SPECIAL

LEARNING DIFFICULTIES

Bataeva F.A., Eismont E.A., Brataeva A.A., Kornilova O.A., Bolatbekkyzy Zh.

Abai Myrzakhmetov Kokshetau University (Kokshetau, Kazakhstan)

Annotation. The main purpose of this article is to consider teaching English to children with special learning difficulties. The objectives of the study are to describe and summarize the manifestations of specific learning difficulties, show how these difficulties manifest themselves, and further suggest some possibilities and suitable approaches to how best to teach these children in secondary school.

Key words: dyslexia, dysgraphy, special learning difficulties, language teaching, learning to read and write, learning strategies.

^eTH c oco5biMH Tpya,HOCTaMH b o6yneHHH HH,a,HBH,aya?bHbi h Henpe8CKa3yeMM, HMeroT Ka> no?o:HTe?bHbie, Ta> h OTpHH,aTe?bHbie nepTbi, n03T0My no8xo8 k hx o6yneHHR 8O?:eH npe8CTaB?aTb co6o= npou,ecc HH8HB<8ya?bHoro opHeHTHpoBaHHa Ha KoHKpeTHbie noTpe6HocT< >a:8oro pe6eH>a. Ta>HM o6pa3oM, 3HHe>THBHoe o6yneHHe 3thx 8eTe= bo mhotom cBa3aHo c hohckom Ha<?yKffleTo cpHMeHeHHa 3HaHHH h HaBMKoB >a:8oTo yKHTe?a [1, c. 47].

Цель данной статьи - описать и обобщить проявления конкретных трудностей в обучении, показать, как эти трудности проявляются, и далее предложить некоторые возможности и подходящие подходы к тому, как лучше всего обучать этих детей в средней школе.

Дислексия - это синдром множества разнообразных симптомов, различающихся по интенсивности. Таким образом, у некоторых дислексиков будут серьезные трудности с правописанием, чтением и речью, в то время как у

Раннее выявление детей, подверженных риску возникновения конкретных трудностей в обучении, очень важно, поскольку чем раньше будет оказана помощь, тем легче преодолеть эти недостатки.

Дети с особыми трудностями в обучении нуждаются в особой помощи в нескольких областях: дифференциация задач, использование специфических подходов к обучению чтению и письму, готовность уделять больше времени по сравнению с другими, умение помочь детям разработать собственные стратегии обучения и выбрать подходящую работу на уроках.

Мультисенсорный подход к обучению. Большинству людей с дислексией нужна помощь учителя, специально обученного использованию мультисенсорного структурированного языкового подхода, поскольку у этих детей мозг не разделен точно на две области, которые могут разделять и обрабатывать стимулы. Поэтому для этих людей важно обучать методом, задействующим одновременно несколько чувств (слух, зрение, осязание). Процесс обучения не просто логичен, он чувствен, потому что вовлечение большего количества чувств ребенка, особенно осязания и движения, даст мозгу ребенка возможность сохранить тактильные и кинетические воспоминания, а также визуальные и слуховые [2, с. 56].

У ученика должно быть много возможностей говорить, повторяя слова и связывая их с реальностью. Он должен прислушаться к своему произношению, сравнить его с произношением учителя или других учеников в классе. Визуальное воспроизведение с выделенными словами эффективно.

Поскольку конкретные трудности в обучении могут повлиять на многие области языка и, таким образом, оказать влияние на все предметные области, учителя должны знать, как представлять информацию, как помочь учащимся взаимодействовать с информацией, знать, как поддержать детей с особыми трудностями в обучении и как оценить усвоение информации. информации.

Вполне возможно, что трудности в обучении можно обнаружить на уроке английского языка, поэтому упомяну некоторые факторы, указывающие на дислексию:

- проблемы с различением звуков внутри слова;

- путаница букв типа b и d, иногда чтение (или написание) таких слов, как «bad» вместо «pat» или «new» вместо «now»;

- исключения, человек иногда читает (или пишет) «pat», хотя на самом деле это слово «part»;

- учащийся читает очень медленно и неуверенно, не бегло, слово за словом, постоянно теряет место, пропуская целые куски или читая один и тот же отрывок дважды;

- учащийся может попытаться озвучить буквы слова, но потом не сможет сказать правильное слово;

- чтение (или написание букв слова в неправильном порядке, например, «left» вместо «felt», или слоги в неправильном порядке, например, «about» вместо «about», или слова типа «here» вместо «there»);

- написание слова «right» вместо «write»;

- чтение с плохим пониманием, плохое запоминание текста;

- плохой или медленный почерк.

К сожалению, многие студенты сталкиваются с трудностями в школе из-за дисграфии, проблемы с выражением мыслей в письменной форме. Дисграфия может оказать негативное влияние на успеваемость ребенка в школе. Многие дети с дисграфией не справляются с письменными заданиями, не могут связно мыслить на бумаге и разборчиво писать. Эту инвалидность необходимо признать и исправить, прежде чем она создаст долгосрочные негативные последствия для ребенка [3, с. 14].

Было предложено множество учебных стратегий, чтобы помочь учащимся с дисграфией, но лишь некоторые из них имеют эмпирические доказательства в их поддержку.

Дисграфию можно разделить на четыре подтипа. Первый подтип — фонологическая дисграфия, то есть нарушения письма и орфографии, при которых нарушается написание незнакомых слов, не слов и фонетически неправильных слов. Эти учащиеся, как правило, испытывают трудности с написанием звуков и полагаются на визуальный аспект букв; следовательно, поскольку правописание — это слуховая задача, у них возникнут проблемы с тестами по правописанию. Второй подтип — это поверхностная дисграфия, при которой у учащихся возникают проблемы с орфографическим представлением слов, что заставляет учащегося слишком сильно полагаться на звуковые модели; Противоположность фонологической дисграфии. Смешанная дисграфия — третий подтип дисграфии. К этому типу относятся учащиеся, имеющие проблемы с перепутыванием букв и проблемы с орфографическими заданиями, то есть комбинация первых двух типов. Этим учащимся трудно запомнить последовательность букв, поскольку инструкций и правил так много, что они путаются и; поэтому имеют непоследовательное написание слов. Наконец, семантическая/синтаксическая дисграфия — это грамматическая проблема, при которой учащиеся испытывают трудности с соединением слов в полные и всеобъемлющие фразы.

Трудности в обучении варьируются от человека к человеку. Проще говоря, у одного человека могут не быть таких же проблем с обучением, как у другого человека с особыми трудностями в обучении. У одного человека могут быть проблемы с чтением и письмом, а у другого — с пониманием математики.

Можно научить компенсационным стратегиям и способам преодоления неспособности к обучению. При правильной помощи дети могут и действительно успешно учатся, и учителя явно играют главную роль в этом процессе.

Неудивительно, что трудности в обучении часто диагностируют, когда дети начинают посещать школу, поскольку именно в школе основное внимание уделяется таким вещам, как чтение, письмо, математика, аудирование, речь и рассуждение, которые могут быть трудными для ребенка.

Дети с особыми трудностями в обучении нуждаются в постоянной и индивидуальной поддержке на протяжении всей школьной карьеры. Специальное образование и сопутствующие услуги, естественно, являются важными источниками помощи для детей школьного возраста. При упорном труде и правильной поддержке они смогут учиться легче и успешнее. Конечно, этим детям может понадобиться помощь как дома, так и в школе.

Библиографический список

1. Ниджаковска Дж., Цагари Д. и Спанудис Г. (2020). Межстрановое сравнение готовности учителей ББЬ включать учащихся с дислексией: проверка анкеты. Исследования по изучению и преподаванию второго языка, 10 (4), 779-805. https://doi.Org/10.14746/ssllt.2020.10.4.6

2. Юдит Кормос, Джоанна Нижаковска. Инклюзивные практики в обучении студентов с дислексией: проблемы, взгляды и убеждения учителей второго языка в массовом открытом онлайн-курсе обучения // Преподавание и педагогическое образование. Том 68, 2017, стр. 30-41. http s ://doi .org/10.1016/j.tate .2017.08.005

3. Бартонова М.: Современные тенденции в образовании детей и учащихся с особыми образовательными потребностями в Чешской Республике. - Брно, 2005. - С. 14. ISBN 8086633-37-3.

Батаева Фроза Асановна, кандидат филологических наук, доцент, Кокшетауский университет имени Абая Мырзахметова (г. Кокшетау, Республика Казахстан).

: asanfroza@gmail.com

Эйсмонт Елена Александровна, магистр педагогических наук, старший преподаватель, Кокшетауский университет имени Абая Мырзахметова (г. Кокшетау, Республика Казахстан).

: Elena_eismond@mail.ru

Братаева Асия Амангельдиновна, старший преподаватель, Кокшетауский университет имени Абая Мырзахметова (г. Кокшетау, Республика Казахстан).

: asyablesk@mail.ru

Корнилова Ольга Анатольевна, магистр педагогических наук, старший преподаватель, Кокшетауский университет имени Абая Мырзахметова (г. Кокшетау, Республика Казахстан).

: olga_kotova05@mail.ru

Болатбеккызы Жанбегим, студентка группы И3-42, Кокшетауский университет имени Абая Мырзахметова (г. Кокшетау, Республика Казахстан).

: zhanbegimbolatbek@gmail.ru Дата поступления: 24.10.2023 © Батаева Ф.А., Эйсмонт Е.А., Братаева А.А., Корнилова О.А., Болатбеккызы Ж., 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.