Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИЯТИЙ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ'

СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИЯТИЙ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
180
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОГРАММЫ / ПОДДЕРЖКА / ОПК / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ПРИБЫЛЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Воронова А.И.

В статье раскрыты современные формы государственной поддержки предприятий оборонно-промышленного комплекса страны. Формы управления проклассифицированы, приведены примеры и предложены оптимальные формы поддержки. Статья будет интересна экономистам-иссле-дователям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN FORMS OF STATE SUPPORT FOR ENTERPRISES OF THE MILITARY-INDUSTRIAL COMPLEX OF RUSSIA

The article reveals modern forms of state support for enterprises of the country’s military-industrial complex. Forms of management are classified, examples are given and optimal forms of support are proposed. The article will be of interest to economists-researchers.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИЯТИЙ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ»

СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИЯТИЙ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ

Воронова А. И.,

Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского

Аннотация. В статье раскрыты современные формы государственной поддержки предприятий оборонно-промышленного комплекса страны. Формы управления проклассифицированы, приведены примеры и предложены оптимальные формы поддержки. Статья будет интересна экономистам-исследователям.

Ключевые слова: программы; поддержка; ОПК; эффективность; прибыль.

MODERN FORMS OF STATE SUPPORT FOR ENTERPRISES OF THE MILITARY-INDUSTRIAL COMPLEX OF RUSSIA

Voronova A. I.,

Nizhny Novgorod State University Named after N. I. Lobachevsky

Abstract. The article reveals modern forms of state support for enterprises of the country's military-industrial complex. Forms of management are classified, examples are given and optimal forms of support are proposed. The article will be of interest to economists-researchers.

Keywords: programs; support; DIC; efficiency; profit.

Многообразие форм государственной поддержки предприятий промышленного сектора национальной экономики, особенно высокотехнологичных его предприятий, позволяет проанализировать эффективность их применения для хозяйствующих субъектов разного размера [1].

Так, поддержка малого предпринимательства стимулирует создание предприятий в этой сфере, но не приводит к снижению в ней системных рисков. Обычно через два-три года малые предприятия сталкиваются с необходимостью технологического перевооружения, потенциал начального позиционирования в рыночной «нише» оказывается исчерпанным. Из-за недостатка основных фондов, которые могут выступать залогом по кредитам, малые предприятия не в состоянии привлекать заемные финансовые ресурсы даже при высокой норме рентабельности. Поэтому проще «бросить» пред-

приятие и создать новое, чем предпринимать усилия для дальнейшего развития существующего субъекта хозяйствования. В такой ситуации резко снижаются возможности формирования среднего бизнеса как результата эволюционного развития малого предпринимательства. Задача государственной поддержки хозяйствующих субъектов - создание предпосылок для удлинения жизненного цикла малого предприятия, повышение устойчивости его потенциала и последующего функционирования [2]. Для достижения этой цели можно использовать такие формы государственной поддержки малого бизнеса, как передача объектов недвижимости (помещений), лизинг оборудования, передача прав на использование результатов интеллектуальной деятельности. Это способствует повышению инвестиционной привлекательности предприятий малого бизнеса.

Средний бизнес имеет достаточно высокий

потенциал адаптации к конъюнктуре рынка, ориентирован на применение новых технологий и располагает возможностями по привлечению заемных средств для развития вследствие меньшей мобильности активов. Поэтому часть форм государственной поддержки малых предприятий следует распространить на средний бизнес [3].

Разработать критерии поддержки крупного бизнеса намного сложнее, чем малого и среднего, вследствие уникальности и неповторимости производства на большинстве крупных предприятий, особенно занятых в сфере высокотехнологичного бизнеса. Государственная поддержка крупных предприятий носит объектно-ориентированный характер и неизбежно приводит к серьезному нарушению равных условий рыночной конкуренции. Поэтому важной проблемой при оказании помощи крупному бизнесу является оценка его положения в системе вертикальной интеграции [4].

Прямая поддержка отдельного предприятия целесообразна преимущественно в том случае, когда проблемы, связанные с производством конкурентоспособного товара, локализованы внутри предприятия, выпускающего финальную продукцию. Однако повышение конкурентоспособности промышленной продукции, особенно технологически сложной, обеспечивается не только головным предприятием. При объединении предприятий с развитым технологическим уровнем в единый производственный процесс качество продукции и издержки производства в большей степени определяются самым слабым звеном технологической «цепочки», резко снижающим конкурентоспособность конечной продукции.

В такой ситуации локальная поддержка головного предприятия не только будет способствовать неэффективному использованию наличных ограниченных средств государственной поддержки, но и может нанести ущерб тому или иному звену промышленности. Модернизация головного предприятия при нерешенных проблемах смежников и поставщиков приведет к углублению технологического разрыва между ними, вызовет разрыв кооперационных связей, усилит зависимость головного предприятия от импорта комплектующих и оборудования при одновременном сужении рынков сбыта для

российских производителей аналогичной продукции [5].

Реформирование системы государственной поддержки следует рассматривать как часть целостной программы совершенствования системы государственного регулирования экономики.

При разработке основных направлений реформирования системы государственной поддержки должны учитываться следующие требования:

1. Четкость критериев и процедур предоставления государственной поддержки предприятиям.

2. Усиление целевого характера государственной поддержки. Она должна выделяться не просто данному предприятию, а на решение определенной, сформулированной в конкретных показателях задачи, выполнение которой поддается количественной оценке.

3. Составление критериев государственной поддержки стратегическим направлениям промышленной политики той или иной отрасли.

4. Внедрение конкурсных процедур в сферу распределения средств государственной поддержки, в первую очередь в сферу государственного инвестирования [6].

5. Обеспечение принципа «прозрачности» как при вынесении решений о предоставлении господдержки, так и при контроле за ее использованием.

Соблюдение этих требований способствует:

- общему укреплению финансово экономической дисциплины, сокращению неэффективного и неконтролируемого использования бюджетных средств;

- повышению экономической и правовой культуры;

- усилению эффективной рыночной конкуренции, основанной на равных условиях выхода на рынок, и повышению эффективности производства;

- более четкой формулировке и реализации принципов и приоритетов государственной промышленной политики;

- повышению эффективности не только самой системы господдержки, но и отдельных отраслевых рынков, а также национальной экономики в целом.

Однако отступление от вышеперечисленных требований оказания господдержки

может привести к проявлению негативных тенденций: развитию синдрома «иждивенчества» и, как следствие, подрыву конкурентных основ функционирования рынка [7].

Принципиальным является вопрос о соотношении средств, идущих на предоставление господдержки, т.е. на прямую поддержку предприятий, и выделяемых на общие меры экономической поддержки: на развитие инфраструктуры рынков, транспорта, коммуникаций, информационных систем, обучение и переподготовку кадров, развитие юридических служб и т.д. В условиях глобализации экономики, обострения международной конкуренции поддержка отдельных предприятий может быть разумной и оправданной, о чем свидетельствует практика стран с развитой рыночной экономикой. Однако даже при ограничении бюджетных ресурсов селективная государственная помощь не должна вытеснять общие меры поддержки, посредством которых государство призвано активно способствовать развитию инструментов рыночной экономики [8].

Таким образом, за счет государственной поддержки промышленных предприятий осуществляется стимулирующее воздействие на организационно-экономические структуры индустрии, нацеленное на реализацию национальных интересов страны. Тут используется практически все то, что присуще экономической политике в целом (хозяйственное законодательство, регулирование отношений собственности, антимонопольные меры и поддержка конкуренции, бюджетно-налоговая, денежно-кредитная и ценовая политика, регулирование внешнеэкономической деятельности, планирование и разработка различных целевых программ, и др.) При этом комбинация инструментов государственного регулирования должна соответствовать конкретному этапу рыночной трансформации реального сектора экономики и не может не меняться по мере смены этапов кризиса, стабилизации, роста и активной структурной перестройки [9].

Промежуточным звеном между общесистемным регулированием и селективными мерами содействия бизнесу является государственная поддержка предприятий на региональном уровне, которая частично охватывает инструменты поддержки на микро- и макроуровнях, но имеет свои особенности.

Особенности государственной поддержки регионального уровня во многом определяются характером общих интересов местной власти и соответствующих промышленных предприятий. Ареной возникновения подобных интересов выступает комплекс управленческих взаимоотношений по поводу:

1) нормального функционирования учреждений территориальной социальной сферы;

2) насыщения местного потребительского рынка конкурентоспособными товарами, производимыми на данной территории;

3) развертывания эффективной производственной кооперации хозяйствующих субъектов и т.д.

Стремясь проводить активную промышленную политику, регионы задействуют довольно широкий арсенал используемого в мировой практике регулирующего инструментария, включающего: прогнозы, программы и планы регионального развития, госзаказы, налоговые преференции, содействие формированию крупных организационно-хозяйственных структур корпоративного типа и т.д. [10]

Для государственной поддержки предприятий на региональном уровне характерны:

1) активное содействие выполнению федеральных и областных программ реализации индустриальных приоритетов развития;

2) поддержка рациональных межотраслевых экономических связей между предприятиями на основе долгосрочных контрактов и ценовых соглашений;

3) забота о формировании высокого международного кредитного рейтинга области, приоритетных инвестиционных проектов;

4) задействование принципов перспективного планирования и прогнозирования экономики региона [11].

При определенной самостоятельности и специфики осуществления государственной поддержки на каждом из трех уровней возникает необходимость общей гармонизации соответствующих управленческих усилий, призванной обеспечить синергетический эффект в регулировании развития отечественной индустрии, что напрямую связано с обеспечением устойчивого функционирования высокотехнологичных предприятий, прежде всего, оборонно-промышленного комплекса (ОПК).

Решение проблем, с которыми столкну-

лись в настоящее время многие предприятия ОПК, требует перехода от восстановительного роста объемов производства оборонной и гражданской продукции к их устойчивому развитию [12].

На формирование механизма устойчивого развития ОПК России существенное влияние оказывают экономические, политические и социальные условия, складывающиеся в государстве. Изучение опыта создания и функционирования аналогичных механизмов в развитых странах позволяет утверждать, что роль государства в решении данной задачи чрезвычайно велика. Она заключается, в первую очередь, в формировании эффективной научно-промышленной политики в высокотехнологичном секторе экономики и в правильном определении ее приоритетов, а также стратегии развития ОПК, которые должны быть ориентированы на технологическое обновление производственного аппарата предприятий ОПК, удовлетворение потребностей государства и рынка в продукции высокого научно-технического уровня [13].

Поэтому на современном этапе развития предприятий ОПК необходимо в максимальной степени использовать меры государственной поддержки и, прежде всего, их инновационной деятельности. Государство должно оказывать им свою поддержку в необходимых объемах (наличными ресурсами или различными преференциями). В дальнейшем необходимо создание полноценной и действенной правовой среды взаимодействия государственных научных организаций и промышленных предприятий оборонно-промышленного комплекса с негосударственным предпринимательским сектором при проведении исследований и разработок и освоении их результатов.

Для устойчивого функционирования российского ОПК требуется в разумных пределах усилить регулирующую функцию государства в области управления оборонным сектором. Например, действенным регулирующим инструментом может стать аккумуляция и целевое направление части доходов, получаемых государством от экспорта энергоносителей и сырья, для формирования финансовой базы и инфраструктуры мобилизационных мощностей ОПК [14]. Эта мера не подразумевает передела собственности. Речь идет об определенном кредите ресурсопроизводящих от-

раслей государству в результате пересмотра системы их налогообложения. Реализация указанной меры могла бы способствовать созданию условий для обеспечения устойчивого функционирования предприятий ОПК, как это осуществлялось в советское время, когда функционировала эффективная государственная система поддержки мобилизационной готовности предприятий оборонно-промышленного комплекса.

Поддержка предприятий оборонно-промышленного комплекса, направленная на стимулирование их устойчивого функционирования, может осуществляться различными мерами и их сочетаниями:

Льготное налогообложение и кредитование:

• исключение из налогооблагаемой базы полностью или частично той части полученного предприятиями ОПК дохода, которая идет на поддержание и обновление производственного аппарата;

• перечисление части доходов предприятий ОПК не в доходную часть федерального бюджета, а на специальные счета;

• освобождение (полностью или частично, на определенное время) предприятий ОПК от уплаты налогов в федеральный или местный бюджеты в случае, если эта мера противодействует спаду производства особо важной для государства продукции, а также способствует сохранению и созданию новых рабочих мест;

• установление для предприятий ОПК такого порядка их налогообложения, землепользования и т.д., который позволял бы им осуществлять устойчивое функционирование.

Бюджетное дотирование:

• предоставление целевых бюджетных дотаций предприятиям ОПК, выпускающим высокотехнологичную оборонную продукцию.

Для предприятий ОПК особую важность представляет поддержание достаточного объема государственных затрат на поддержание мобилизационных мощностей. Государственные средства на эти цели могут быть направлены в форме субсидий, дотаций и кредитов предприятиям ОПК в целях поддержки мобилизационных мощностей.

Таможенная политика как часть внешнеторговой деятельности государства, регла-

ментирующая объем, структуру и условия экспорта и импорта товаров, является важнейшим составным элементом механизма государственной поддержки предприятий ОПК. Высокие таможенные пошлины часто используются для ограничения импорта ряда изделий, которые могут конкурировать с продукцией, производимой внутри страны. Однако их слишком широкое применение создает опасность для устойчивого функционирования высокотехнологичного сектора экономики. В связи с этим в настоящее время применяются различные структуры ставок таможенных тарифов. Простые (одноколонные) тарифы предусматривают применение единой ставки к товарам данного типа, независимо от страны производства. Сложные (многоколонные) тарифы включают несколько ставок на один и тот же товар в зависимости от страны его происхождения. При этом используется разделение ставок на автономные, конвенционные и автономно-конвенционные [15].

Автономные ставки устанавливаются государством в одностороннем порядке, конвенционные - в соответствии с договорами, заключенными между странами. Как правило, ставки конвенционного тарифа оказываются ниже автономных ставок. Применение автономно-конвенционных тарифов позволяет государству гибко изменять ставки на ввозимые товары в зависимости от изменения содержания торговых соглашений со странами-импортерами и характера импортируемых товаров. Заключение подобных соглашений и их неукоснительное выполнение может существенно влиять на эффективность функционирования предприятий ОПК.

Таким образом, следует констатировать, что комплексное применение рассмотренных направлений и мероприятий государственной поддержки высокотехнологичных предприятий способно обеспечить устойчивый характер и эффективность функционирования оборонно-промышленного комплекса отечественной экономики.

Список литературы

Никитин Н.А., Рыжов И.В., Строков А.И. Проблемы методологии анализа оборонно-промышленного комплекса и его ресурсного потенциала // Экономика и предпринимательство. - 2013. - №12 (ч. 4).

Строков А.И. Зарубежный опыт финансового обеспечения мобилизационной подготовки экономики // Экономика и предпринимательство. - 2014. - №5 (часть 1). Строков А.И. Проблемы подготовки трудовых и мобилизационных ресурсов оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации // Экономика и предпринимательство. - 2014. - №5 (часть 2).

Строков А.И. Ресурсный потенциал оборонно-промышленного комплекса России: проблемы реализации: Монография. - М.: ЗАО «Светлица», 2013. Соколов А.П. О новой форме развития системы управления организацией при реализации проектов. Экономика и управление: проблемы, решения. 2019. Т. 10. № 3. С. 60-64.

Соколов, А. П. О новой форме развития системы управления организацией при реализации проектов / А. П. Соколов // Экономика и управление: проблемы, решения. - 2019. - Т. 10. - № 3. - С. 60-64.

Соколов А.П., Тарасов А.А., Тынчерова В.Р. Учет затрат на производство продукции учреждений УИС. Научно-методический электронный журнал Концепт. 2015. № T13. С. 1186-1190.

Соколов А.П. Формирование системы устойчивого развития промышленных предприятий. Московский экономический журнал. 2017. № 4. С. 33. Санташов, А. Л. Реализация уголовной ответственностинесовершеннолетних: отечественный и зарубежный опыт / А. Л. Санташов, Л. А. Латышева, Е. А. Мухтаро-ва // Журнал прикладных исследований. - 2020. - № 1. - С. 47-52. Петрова, И. А. Преступления в сфере компьютерной (цифровой) информации: дискуссионные вопросы определения понятия, объекта уголовно-правовой охра-

ны и предмета посягательств / И. А. Петрова, И. А. Лобачев // Журнал прикладных исследований. - 2020. - № 1. - С. 52-62.

Шаталов, А. С. Международное сотрудничество пенитенциарных систем в сфере передачи осужденных для отбывания наказания и исполнения приговора суда / А. С. Шаталов, А. Л. Санташов, Л. Л. Санташова // Журнал прикладных исследований. - 2020. - № 1. - С. 62-78.

Рыжов, И. В. Взаимосвязь "длинных волн" в экономике с преобразованиями в оборонной сфере России / И. В. Рыжов // Журнал прикладных исследований. -2020. - № 2. - С. 6-12.

Рыжов, И. В. Большие циклы конъюнктуры (Проблемы рос. экономики и обороны страны) : специальность 08.00.01 "Экономическая теория" : диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Рыжов Игорь Викторович. - Москва, 1998. - 170 с.

Рыжов, И. В. Большие циклы в мировом хозяйстве: взаимосвязь с формированием экономических моделей и их теоретическим обоснованием / И. В. Рыжов // Финансы и кредит. - 2002. - № 20(110). - С. 28-37.

Мандрик, Н. В. Конкурентоспособность и делегирование полномочий: инновационный подход / Н. В. Мандрик, И. В. Рыжов // Экономика и предпринимательство. -2012. - № 3(26). - С. 255-259.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.