Научная статья на тему 'ФИНАНСОВАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИЯТИЙ ОПК НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ'

ФИНАНСОВАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИЯТИЙ ОПК НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
206
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСЫ / ПРОГРАММА / БЮДЖЕТ / ОПК / ПРЕДПРИЯТИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ананьева Т.Г.

В статье рассмотрены вопросы финансовой государственной поддержки предприятий оборонно-промышленного комплекса на современном этапе. Установлено, что подходы государственной поддержи кардинально отличаются и постоянно изменяются, что приводит к обеспечению более стабильного развития системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FINANCIAL STATE SUPPORT FOR DEFENSE INDUSTRY ENTERPRISES AT THE PRESENT STAGE

The article deals with the issues of financial state support of enterprises of the military-industrial complex at the present stage. It has been established that the approaches to state support are radically different and constantly changing, which leads to a more stable development of the system.

Текст научной работы на тему «ФИНАНСОВАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИЯТИЙ ОПК НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ»

ФИНАНСОВАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИЯТИЙ ОПК НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Ананьева Т. Г.,

Волгоградский государственный технический университет

Аннотация. В статье рассмотрены вопросы финансовой государственной поддержки предприятий оборонно-промышленного комплекса на современном этапе. Установлено, что подходы государственной поддержи кардинально отличаются и постоянно изменяются, что приводит к обеспечению более стабильного развития системы.

Ключевые слова: финансы; программа; бюджет; ОПК; предприятие.

FINANCIAL STATE SUPPORT FOR DEFENSE INDUSTRY ENTERPRISES AT THE PRESENT STAGE

Ananyeva T. G.,

Volgograd State Technical University

Abstract. The article deals with the issues of financial state support of enterprises of the military-industrial complex at the present stage. It has been established that the approaches to state support are radically different and constantly changing, which leads to a more stable development of the system.

Keywords: finance; program; budget; DIC; company.

Общее состояние технологической базы оборонно-промышленного комплекса (ОПК) в настоящее время характеризуется как не отвечающее в полной мере постоянно растущим требованиям Государственной программы вооружения (ГПВ-2020), а также уровню спроса внутреннего и мирового рынка на высокотехнологичную конкурентоспособную продукцию гражданского назначения. Это проявляется в крайне изношенном состоянии производственно-технологического оснащения практически всех оборонных отраслей промышленности, в высоких и постоянно растущих удельных производственных затратах и растущих ценах на изделия и системы вооружения, военной и специальной техники, в низком уровне качества продукции военного назначения, а также в низкой конкурентоспособности гражданской продукции как на внутреннем, так и на мировом рынке [1].

Подобное состояние в полной мере отразилось и на мобилизационной готовности экономики в Российской Федерации.

В кризисных условиях объективно возрастает роль государства в экономической жизни страны, в частности, посредством предоставления значительных средств для поддержки отдельных предприятий и отраслей промышленности их мобилизационной готовности. Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года одним из приоритетов устойчивого развития в целях обеспечения национальной безопасности определено «укрепление роли государства» [2]. В этой связи, начиная с 2009 года, Правительство Российской Федерации значительно активизировало использование всех имеющихся инструментов экономической политики в целях недопущения разрушительных процессов в экономике, подрывающих долгосрочные перспективы развития страны, обеспечивая при этом решение стратегических задач.

Государственная поддержка мобилизационной готовности организаций ОПК должна строиться на синтезе рыночных и админи-

стративных методов, пропорции которых зависят от конкретной ситуации [3].

В течение последних лет функционирование организаций оборонной промышленности определяется рядом таких факторов, как:

- избыточность производственных мощностей, включая мобилизационные;

- низкая производительность труда;

- высокая энергоемкость и материалоемкость;

- устаревшие технологии;

- низкое качество продукции и проблемы его обеспечения;

- недостаточная развитость конкурентной среды;

- устаревшая инфраструктура, оставшаяся практически без изменений в течение последних 10-15 лет;

- отсутствие конкурентоспособной оборонной продукции, способной вытеснить продукцию иностранных производителей.

Вопрос о роли государства в его взаимоотношениях с предприятиями оборонно-промышленного комплекса при определении приоритетов их развития является очень важным. Государство должно иметь и уметь применять инструменты доминирующего экономического влияния на ситуацию в ОПК [4]. Необходима четкая фиксация границ и областей интересов государства и коммерческих интересов предприятий оборонно-промышленного комплекса с последующей концентрацией ограниченных государственных ресурсов на тех направлениях, где позиции данных предприятий особенно сильны и существуют реальные возможности их укрепления и дальнейшего развития, а также на тех новых направлениях, развитие которых имеет для страны важное оборонное значение.

Государственная поддержка оборонно-промышленного комплекса может осуществляться различными способами и их сочетаниями по разным направлениям. Рассмотрим основные направления и меры такой поддержки [5].

Льготное налогообложение и кредитование:

- исключение из налогооблагаемой базы полностью или частично той части полученного дохода, которая идет на инвестиции в собственное технологическое развитие предприятий оборонно-промышленного ком-

плекса, т. е. на их техническое перевооружение;

- предоставление потребителям продукции оборонных предприятий целевых инвестиционных налоговых кредитов, в том числе и синдицированных, на условиях их возврата;

- перечисление части доходов предприятий комплекса не в доходную часть федерального бюджета, а на специальные счета их развития;

- освобождение (полностью или частично, на определенное время) предприятий оборонно-промышленного комплекса от уплаты налогов в федеральный или местный бюджеты в случае, если эта мера способствует созданию принципиально новых образцов вооружений и военной техники;

- освобождение предприятий оборонно-промышленного комплекса от уплаты налогов в федеральный или местный бюджеты в случае, если эта мера способствует созданию и поддержанию мобилизационных мощностей [6];

- установление для предприятий комплекса, обладающих крупной научно-экспериментальной базой в общей структуре основных производственных фондов, такого порядка налогообложения основных фондов, землепользования и т. д., который позволял бы им направлять дополнительные финансовые ресурсы в инвестиции в основной капитал, поддерживая тем самым конкурентоспособность создаваемой ими продукции на внутреннем и внешнем рынках.

Бюджетное дотирование - предоставление целевых бюджетных ассигнований предприятиям ОПК, осуществляющим перспективные разработки и производство наукоемкой продукции для военных нужд [7].

Таможенное регулирование:

- таможенная защита внутреннего рынка для тех предприятий, которые способны на качественно новой основе заполнить внутренний рынок высокотехнологичной продукции гражданского назначения российскими образцами своего производства (в первую очередь это касается электроники, бытовой техники и оргтехники);

- снижение таможенных пошлин или освобождение от них на ввозимое высокотехнологическое оборудование, не производимое в нашей стране, но необходимое для модер-

низации предприятий оборонно-промышленного комплекса.

Эффективная амортизационная политика:

- использование нелинейной (прогрессивной) шкалы амортизационных списаний, при которой большая часть стоимости приобретенных предприятиями оборонно-промышленного комплекса основных средств списывается в начальный период их эксплуатации (не позднее срока их морального износа);

- отнесение ускоренных амортизационных списаний на финансовые результаты деятельности предприятий оборонно-промышленного комплекса с соответствующим уменьшением налогооблагаемой прибыли;

- усиление контроля и ужесточение санкций за нецелевое использование амортизационных средств.

Совершенствование системы ценообразования на продукцию, создаваемую предприятиями оборонно-промышленного комплекса - установление и применение правил полной капитализации затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, включая затраты на приобретение лицензий, патентов и т. п. для поставок продукции вне рамок государственного заказа [8].

Законодательная поддержка институциональных преобразований в оборонно-промышленном комплексе - поддержка различных форм производственно-финансовой интеграции предприятий комплекса.

Поддержка деятельности предприятий оборонно-промышленного комплекса на мировом рынке - оказание протекционистской поддержки продвижению создаваемой ими конкурентоспособной продукции на мировом рынке [9].

Нормативно-правовое регулирование и администрирование:

- разрешение предприятиям оборонно-промышленного комплекса, находящимся в государственной собственности, реализации в установленном порядке излишних ликвидных запасов технологического оборудования и площадей для собственного развития;

- предоставление предприятиям отсрочек по уплате налогов в случае задержки оплаты выполненного государственного заказа;

- создание на коммерческой основе государственной сети (с правом последующей приватизации) инновационно-вне-

дренческих и информационных центров для передачи и распространения разработок предприятий оборонно-промышленного комплекса в области новых технологий в другие сферы российской экономики;

- вытеснение устаревших технологий, используемых предприятиями оборонно-промышленного комплекса, с помощью установления государством нормативных сроков их использования исходя из целей ресурсосбережения, экологии и т. п.;

- изменение действующего порядка процедуры банкротства предприятий комплекса, поскольку это часто разрушает сложившуюся в нем технологическую кооперацию [10];

- установление порядка, гарантирующего предприятиям, обладающим наиболее важными, так называемыми критическими и ключевыми технологиями, определенную долю прибыли от их использования высокоприбыльными коммерческими организациями (операторами систем связи, навигации и т. п.);

- формирование и стимулирование платежеспособного спроса на товары и услуги, создаваемые оборонными предприятиями, как основы восстановления их финансового, кадрового и научно-производственного потенциалов;

- предоставление негосударственным предприятиям оборонно-промышленного комплекса прав на результаты исследований и разработок, полученных по финансируемым государством программам или федеральным целевым программам;

- расширение области использования предприятиями комплекса различных финансовых технологий, таких, например, как лизинг, венчурные фонды и др.

Патентно-лицензионная деятельность в целях распространения нововведений:

- передача некоторым предприятиям лицензий на новые разработки в долг, на условиях возмещения затрат из их будущей прибыли или на других взаимно согласованных условиях;

- развитие сети организаций технологического лицензирования, обслуживающей предприятия оборонно-промышленного комплекса для передачи результатов их исследований и разработок в различные сектора экономики России [11];

- определение и указание в заданиях на

новые исследования и разработки по оборонной тематике возможности двойного (военного и гражданского) применения полученных результатов, а также сведений о будущей утилизации создаваемой предприятиями оборонно-промышленного комплекса продукции.

Участие в проектах, результаты которых имеют двойное применение:

- селекция оборонных исследований и разработок, имеющих двойное применение, и доработка (переработка) технической документации для многоцелевого использования полученных оборонными предприятиями результатов в гражданской сфере;

- создание системы распространения научно-технических и технологических новшеств, стимулирование передачи более совершенных технологий двойного применения из оборонно-промышленного комплекса в гражданское производство.

Более активная адаптация предприятий к региональным условиям их деятельности - стимулирование закрепления квалифицированных кадров на предприятиях оборонно-промышленного комплекса, их переподготовка, обучение и привлечение молодых специалистов для работы по новым технологиям.

Страхование рисков инновационной деятельности предприятий - включение в стоимость инновационных проектов, осуществляемых предприятиями оборонно-промышленного комплекса, страховых взносов как платы за риски при их реализации.

Стимулирование инновационной деятельности предприятий:

- использование различных мер стимулирования инновационной деятельности предприятий на всех этапах жизненного цикла разработки и производства наукоемкой продукции, включая фундаментальные исследования;

- предоставление государственных гарантий предприятиям, осуществляющим инновационную деятельность.

В качестве конкретных мер стимулирования данной деятельности для инновационной модернизации предприятий оборонно-промышленного комплекса в современных условиях целесообразно использовать:

- налоговые скидки на амортизационные отчисления и ускоренную амортизацию для

проектов, открывающих новые направления развития предприятий оборонно-промышленного комплекса. Этот метод позволит предприятиям снизить затраты в первые годы периода отдачи с капитала и повысить их заинтересованность в своей модернизации [12];

- налоговые скидки в течение первой половины срока реализации инновационного проекта с последующим повышением базовой налоговой ставки во второй половине этого срока, чтобы, не изменяя общую сумму выплачиваемых налогов, дать возможность предприятиям комплекса увеличить чистый дисконтированный доход на 8-9 %. Совместное применение метода ускоренной амортизации и стимулирующей налоговой политики способствует увеличению чистого дисконтированного дохода на 10-11 %;

- налоговые скидки на инвестиции и текущие расходы предприятий оборонно-промышленного комплекса в ходе реализации особо важных инновационных проектов. Здесь могут применяться льготы двух видов: полное освобождение от налогов в течение определенного срока (2-3 года) или скидки в начале периода реализации проекта с последующим повышением налоговой ставки для компенсации недобора налоговых сборов [13];

- улучшение условий инвестирования инновационной деятельности предприятий оборонно-промышленного комплекса путем снижения кредитных ставок, в частности ставки рефинансирования. Это делает капитал более доступным, а инвестирование менее рискованным, что в свою очередь сказывается на повышении эффективности инновационных проектов, осуществляемых предприятиями оборонно-промышленного комплекса.

Применение мер государственной поддержки инновационного развития предприятий оборонно-промышленного комплекса зависит от многих факторов, в том числе: 1) оборонной значимости создаваемой ими продукции; 2) форм собственности предприятий; 3) специфики производства продукции (мелкосерийное, многономенклатурное и т.д.); 4) продолжительности производственного цикла создания продукции и др.

В отраслях оборонно-промышленного комплекса применяются различные меры

государственной поддержки предприятий и в разных объемах.

При общем методологическом единстве наблюдается разнообразие механизмов, методов и инструментов финансово-кредитной государственной поддержки экономической

деятельности хозяйствующих субъектов. Все финансово-кредитные инструменты государственной поддержки хозяйствующих субъектов можно разделить на 2 группы: бюджетно-налоговые и денежно-кредитные (рис. 1).

Рисунок 1. - Финансовые инструменты государственной поддержки хозяйствующих субъектов

Бюджетно-налоговая группа включает в себя все виды воздействия, возникающие в связи с формированием и определенным использованием бюджетов бюджетной системы РФ. Основными инструментами бюджетно-налогового стимулирования являются: дотации; субсидии; налоговые льготы; специальный налоговый режим; экспортные и импортные (таможенные) пошлины и сборы.

В свою очередь, денежно-кредитная группа оказывает воздействие, как на денежное обращение, так и на объем денежной массы. Государственная финансовая политика в этой сфере в какой-то степени влияет на изменение финансовых потоков и воздействует на инвестиционные процессы. Значительное влияние на активизацию инвестиционной деятельности оказывают косвенные инструменты денежно-кредитной политики:

процентные ставки коммерческих банков; ставка рефинансирования Центрального банка России; доходность на рынке ценных бумаг; льготные условия кредитования и ряд других [14].

К элементам финансово-кредитного механизма (ФКМ) государственной поддержки организаций ОПК относятся:

- объекты и субъекты финансово-кредитных отношений (в том числе финансовые институты);

- финансово-кредитные ресурсы;

- формы финансирования (прямого бюджетного финансирования, бюджетного (государственного или муниципального), частного (корпоративного) и смешанного инвестирования и кредитования), а также финансово-кредитные рычаги и стимулы (в том числе процентная ставка за кредит, дивидендная

политика, политика в области формирования и использования резервов и управления рисками, бюджетная, учетная (в целях бухгалтерского и управленческого учета) политика и пр.);

- режимы налогообложения и налоговые стимулы (в том числе ставки, льготы по налогам, учетная политика в целях налогообложения и проведения амортизационной политики);

- методы финансового планирования (в том числе индикативного среднесрочного) и прогнозирования;

- методы аренды (в том числе финансовой, или лизинга), факторинга, осуществления операций с ценными бумагами и иностранной валютой (в том числе методы валютного контроля и валютного регулирования) и др.;

- инструментарий регулирования деятель-

ности финансовых институтов посредством установления экономических нормативов и других (например, бюджетных) ограничений;

- методы экономического анализа (в том числе финансового, управленческого и комплексного анализа финансово-хозяйственной деятельности экономических субъектов);

- стимулирование (в том числе инновационной деятельности);

- меры финансового контроля и аудита (внешнего, в том числе государственного, и внутреннего), методы противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и пр.;

- организационно-технологическое обеспечение функционирования ФКМ;

- нормативно-правовое и информационно-аналитическое обеспечение функционирования ФКМ (рис. 2).

Рисун ок 2. - Структура финансово-кредитного механизма государственной поддержки организаций ОПК

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Основными формами государственной финансовой поддержки организаций ОПК являются:

1. Прямое финансирование из федерального бюджета в рамках Государственного оборонного заказа. Основным источником государственного инвестирования в сферу создания вооружения и военной техники в настоящее время является Государственный оборонный заказ. Средства, выделяемые в рамках данного заказа, находятся под контролем, и при этом инвестиционным источником выступает Министерство обороны Российской Федерации. Преимущество данной формы заключается, прежде всего, в обеспечении надежности, планомерности и целенаправленности финансирования.

2. Финансирование посредством выпуска акций. Эта форма финансирования инновационного развития является предпочтительной формой для крупных инновационных проектов, осуществляемых предприятиями — акционерными обществами посредством эмиссии двух видов акций: обыкновенных и привилегированных. Потенциальными покупателями выпускаемых акций могут стать:

- государственные заказчики вооружения и военной техники, заинтересованные в продукции, которая будет производиться по завершении проекта;

- внешние инвесторы, заинтересованные в окупаемости вложенных средств, получении налоговых выигрышей или в приросте стоимости основного капитала на условиях ограниченной аренды или ограниченного участия.

Акционерный капитал может вноситься ими в виде денежных вкладов, оборудования, технологий, а также в форме экономического обоснования проекта или права использования ресурсов, если акционерами являются правительственные организации.

Привлекательность этой формы финансирования объясняется тем, что основной объем финансовых или иных ресурсов поступает в начале реализации проекта, хотя могут производиться вклады в форме кредитов и в ходе осуществления проекта. В то же время ее использование дает возможность перенести на более поздние сроки выплату основных сумм погашения задолженности, когда возрастает способность участников проекта генерировать доходы от реализации инно-

вационного проекта. Для финансирования крупных проектов, требующих больших капитальных затрат, выпуск акций может совмещаться с выпуском долговых обязательств. Принимая во внимание курс на интеграцию производства продукции военного и гражданского назначения, эта форма финансирования инновационного развития предприятий ОПК может в значительной мере облегчить бремя инвестирования в оборонное производство, лежащее на государственном бюджете [15].

3. Долгосрочное долговое финансирование. Источниками данного финансирования могут быть: долгосрочные кредиты коммерческих банков; кредиты, получаемые в государственных учреждениях; ипотечные ссуды; размещение долговых обязательств.

4. Кредиты как форма финансирования предприятий ОПК. Если кредиты, получаемые в коммерческих банках или государственных учреждениях, представляются участникам проекта выгодной формой его финансирования, то они должны разработать общую стратегию финансовых отношений с кредиторами.

5. Ипотечные ссуды. Ссуда под залог недвижимости (ипотека) получила распространение в странах с развитой рыночной экономикой как один из важнейших источников долгосрочного финансирования различных видов деятельности, в том числе, связанной с производством вооружения и военной техники. В такой сделке владелец имущества получает ссуду у залогодержателя и в качестве обеспечения возврата долга передает последнему право на преимущественное удовлетворение своего требования из стоимости заложенного имущества в случае отказа от погашения или неполного погашения задолженности. Наиболее распространенными объектами залога являются производственные мощности, земля, другие виды недвижимости, находящиеся в собственности получателя ипотечной ссуды.

6. Лизинговое финансирование. Лизинг представляет собой, как правило, трехсторонний комплекс отношений, в которых лизинговая компания по просьбе и указанию пользователя (организации ОПК) приобретает у изготовителя оборудование, которое затем сдает этому пользователю во временное пользование.

Все формы финансирования должны отвечать принципам адресности и целевого характера, эффективности использования финансовых ресурсов и результативности (финансирование или бюджетирование, ориентированное на результат), адекватности и соответствия (например, целям, программам, индикаторам научно-технической и инновационной деятельности, законодательству, правилам учета и оценки финансовых и нефинансовых активов, в том числе государственных, принципам деятельности субъектов госсектора науки, органов государственной власти и т.д.).

Таким образом, ФКМ государственной поддержки организаций ОПК может быть

определен как совокупность финансовых методов, рычагов, стимулов, других инструментов, финансовых институтов и проводимой государством финансовой политики, нормативно-правового, учетно-аналитического и организационно-технологического обеспечения, взаимодействие и функционирование которых в рамках применения системного подхода способствует реализации государственной политики в области развития оборонно-промышленного комплекса. Объектом управления в рассматриваемом ФКМ являются экономические процессы, имущественные и финансовые отношения, происходящие в оборонно-промышленном комплексе.

Список литературы

Никитин Н.А., Рыжов И.В., Строков А.И. Проблемы методологии анализа оборонно-промышленного комплекса и его ресурсного потенциала // Экономика и предпринимательство. - 2013. - №12 (часть 4).

Строков А.И. Зарубежный опыт финансового обеспечения мобилизационной подготовки экономики // Экономика и предпринимательство. - 2014. - №5 (часть 1). Строков А.И. Проблемы подготовки трудовых и мобилизационных ресурсов оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации // Экономика и предпринимательство. - 2014. - №5 (часть 2).

Строков А.И. Ресурсный потенциал оборонно-промышленного комплекса России: проблемы реализации: Монография. - М.: ЗАО «Светлица», 2013. Соколов А.П. О новой форме развития системы управления организацией при реализации проектов. Экономика и управление: проблемы, решения. 2019. Т. 10. № 3. С. 60-64.

Соколов, А. П. О новой форме развития системы управления организацией при реализации проектов / А. П. Соколов // Экономика и управление: проблемы, решения. - 2019. - Т. 10. - № 3. - С. 60-64.

Соколов А.П., Тарасов А.А., Тынчерова В.Р. Учет затрат на производство продукции учреждений УИС. Научно-методический электронный журнал Концепт. 2015. № T13. С. 1186-1190.

Соколов А.П. Формирование системы устойчивого развития промышленных предприятий. Московский экономический журнал. 2017. № 4. С. 33. Кузьмина, Т. И. Инвестиционная привлекательность экономики Сербии для российского бизнеса / Т. И. Кузьмина // Журнал прикладных исследований. - 2020. -№ 2. - С. 13-16.

Ельшин, В. А. Подходы к развитию системы управления предприятий и отраслей оборонно-промышленного комплекса (ОПК) / В. А. Ельшин // Журнал прикладных исследований. - 2020. - № 2. - С. 16-21.

Shermukhamedov, A. T. Digital logistics: innovative complex of transport services / A. T. Shermukhamedov, A. A. Kabulov, D. K. Abdullaeva // Journal of Applied Research. -2020. - No 2. - P. 22-26.

Васильева, Л. П. Ипотека в системе способов приобретения права собственности на жилье / Л. П. Васильева // Журнал прикладных исследований. - 2020. - № 2. -С. 27-31.

Кубасова, О. А. Основные этапы формирования стратегии повышения международной конкурентоспособности промышленного предприятия / О. А. Кубасова, И.

B. Рыжов // Транспортное дело России. - 2012. - № 5. - С. 209-211.

Рыжов, И. В. Влияние Кондратьевских волн на перспективы развития российской экономики и оборонной сферы государства / И. В. Рыжов // Финансы и кредит. -2002. - № 19(109). - С. 54-61.

Рыжов, И. В. Приоритеты инвестиционной стратегии России на долгосрочную перспективу / И. В. Рыжов, С. Г Малыгин // Экономические науки. - 2008. - № 38. -

C. 164-166.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.