Научная статья на тему 'Состояние и проблемы законодательного обеспечения радиоэлектронной промышленности в системе оборонно-промышленного комплекса России'

Состояние и проблемы законодательного обеспечения радиоэлектронной промышленности в системе оборонно-промышленного комплекса России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
183
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ХОЛДИНГ / HOLDING / ЭЛЕКТРОНИКА / ELECTRONICS / ЭЛЕКТРОННАЯ КОМПОНЕНТНАЯ БАЗА / ELECTRONIC COMPONENT BASE / МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ / MEASURES OF STATE SUPPORT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Комаров А.С.

Статья не претендует на то, чтобы в полной мере ответить на вопрос, касающийся проблем законодательного обеспечения развития радиоэлектронной промышленности. Основная ее задача продолжить обсуждение этих вопросов и подойти к их решению применительно к конкретной отрасли промышленности, направить меры поддержки по развитию радиоэлектронной промышленности в область инноваций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

State and problems of legislative support electronic industry in the system the military-industrial complex of Russia

The article does not claim to fully answer the question concerning the problems of legislative support the development of electronic industry. Its main task to continue to discuss these issues and come to their decision in relation to a particular industry, to direct support measures for the development of electronic industry in the area of innovation.

Текст научной работы на тему «Состояние и проблемы законодательного обеспечения радиоэлектронной промышленности в системе оборонно-промышленного комплекса России»

ИННОВАЦИОННАЯ РОССИЯ

Состояние и проблемы законодательного обеспечения радиоэлектронной промышленности в системе оборонно-промышленного комплекса России

Статья не претендует на то, чтобы в полной мере ответить на вопрос, касающийся проблем законодательного обеспечения развития радиоэлектронной промышленности. Основная ее задача — продолжить обсуждение этих вопросов и подойти к их решению применительно к конкретной отрасли промышленности, направить меры поддержки по развитию радиоэлектронной промышленности в область инноваций.

Ключевые слова: холдинг, электроника, электронная компонентная база, меры государственной поддержки.

А. С. Комаров,

руководитель департамента координации и НИОКР ОАО «Росэлектроника»

askomarov@ruselectronics.ru

о

от

сп

Я <

со о

1. Холдинг ОАО «Росэлектроника»

Холдинговая компания Открытое акционерное общество «Российская электроника» объединяет 121 предприятие (без учета ОАО «Росэлектроника»), в том числе 120 акционерных обществ и 1 федеральное государственное унитарное предприятие (ФГУП «НПП «Торий»).

Холдинг наращивает объемы производства, в том числе вновь разработанных изделий, сохраняя прочные позиции в электронной отрасли по следующим важнейшим направлениям: СВЧ-техника, включая радиационно-стойкие изделия, электронные средства отображения информации, полупроводниковые и фотоэлектронные приборы, энергосберегающие системы освещения, аппаратура и средства связи, системы управления различных звеньев и средств управления.

2. Основные показатели деятельности ХК в 2013 г.

Выручка холдинговой компании составила более 40 млрд руб. Доля гражданской продукции — около 29% выручки или более12 млрд руб.

Чистая прибыль по сравнению с 2012 г. выросла на 27,5%, или 344,5 млн руб. Рентабельность по чистой прибыли с 2010 г. увеличилась более чем в 2 раза — с 1,7 до 3,7%.

Средняя численность работников холдинга на конец 2013 г. составила 37,3 тыс. человек. При этом отмечается общая тенденция снижения средней численности персонала при росте объемов производства

за счет снижения трудоемкости производственных процессов и оптимизации состава общехозяйственного персонала.

Выработка на одного сотрудника составила более 1 млн руб.

Среднемесячная заработная плата за период 2010-2013 гг. выросла в 1,5 раза, достигнув в 2013 г. значения более 30 тыс. руб.

3. Выполнение государственного оборонного заказа в 2013 г.

Все задания Г0З-2013 предприятиями холдинга выполнены в полном объеме, срывов ГОЗ не было. С этой целью был введен в действие механизм координационного совета, созданного при холдинге, в работе которого приняли участие представители интегрированных структур ФОИВ и ОПК (Минобороны России, Роскосмос, Росатом, ОАО «Алмаз-Антей», ОАО «Концерн Радиоэлектронные технологии», ОАО «Высокоточные комплексы», ОАО «Швабе» и др.). Рассмотрено более 20 оперативных вопросов по обеспечению поставок и выполнению НИОКР.

Объем финансирования заданий государственного оборонного заказа в 2013 г. по сравнению с 2012 г. вырос на 26% и составил 26,87 млрд руб.

Поставляемая продукция используется в ВВСТ, практически во всех средствах и системах вооружений, военной и специальной техники ВМФ, ВВС, ракетных войск, войск связи, средств РЛС, РЭБ, космических войск.

4. Проблемы и предложения по их решению

Проблемы, с которыми столкнулись в настоящее время многие предприятия холдинговой компании и радиоэлектронной промышленности в целом, связаны с их переходом от восстановительного периода (восстановления утерянных в кризисные годы объемов производства продукции) к их устойчивому развитию на основе модернизации и современных инновационных подходов.

На формирование механизма инновационного развития ОПК России существенное влияние оказывают экономические, политические и социальные условия, складывающиеся в государстве. Изучение опыта создания и функционирования аналогичных механизмов в развитых странах позволяет утверждать, что роль государства в решении данной задачи чрезвычайно велика. Она заключается, в первую очередь, в формировании эффективной научно-промышленной политики в высокотехнологичном секторе экономики и в правильном определении ее приоритетов. Технологическое обновление производственного потенциала предприятий должно быть направлено на удовлетворение потребностей государства и рынка в продукции высокого научно-технического уровня.

Переход предприятий ОПК на траекторию устойчивого инновационного развития настоятельно требует, чтобы обоснованная научно-промышленная политика стала основой их долгосрочной деятельности, обеспечивала прогрессивные структурно-технологические сдвиги.

Для реализации этих целей необходимо следующее:

• формирование стратегий развития предприятий ОПК, предусматривающих усиление их инновационной активности;

• концентрация ресурсов на ключевых направлениях научно-технического прогресса;

• создание научно-производственных структур, способных конкурировать на внутреннем и внешнем рынке;

• внедрение организационно-экономических механизмов создания и распространения нововведений, включая стимулирование инновационной деятельности.

При инновационной модернизации предприятий ОПК исключительно важно в максимальной степени использовать меры государственной поддержки их деятельности. В первую очередь, необходимо создание полноценной и действенной правовой среды взаимодействия государственных научных организаций и промышленных предприятий оборонно-промышленного комплекса с негосударственным предпринимательским сектором при проведении исследований и разработок и освоении их результатов.

Действенным регулирующим инструментом может стать аккумуляция и целевое направление части доходов, получаемых государством от экспорта энергоносителей и сырья, для формирования финансовой базы и инфраструктуры инновационной модернизации ОПК. Эта мера не подразумевает передела собственности. Речь идет об определенном кредите ресурсопроизво-

дящих отраслей государству в результате пересмотра системы их налогообложения. Реализация указанной меры могла бы способствовать созданию условий для активной инновационной деятельности ОПК, как это осуществлялось в советское время, когда функционировала эффективная государственная система создания научно-технических новшеств с приоритетным финансированием предприятий оборонно-промышленного комплекса.

Каждое предприятие ОПК как субъект хозяйствования определяет стратегию своего развития, сообразуясь, во-первых, с общими для всех предприятий правилами хозяйственного поведения, устанавливаемыми законодательно, во-вторых, с собственными интересами, целями и возможностями и, в-третьих, с теми позициями на рынке, которые предоставляет ему конкурентная борьба.

Необходимость модернизации предприятий ОПК в посткризисный период путем перехода на инновационный путь их развития требует создания системы четкого взаимодействия всех участников инновационной деятельности в оборонном комплексе и механизмов их функционирования, адекватных поставленным целям инновационной модернизации. Главное звено этой системы — государство, основными задачами которого являются:

• определение научно-технических и технологических приоритетов в условиях ограниченности ресурсов;

• выработка инновационной и научно-промышленной политики, отражающей интересы научных организаций, промышленных предприятий и инвесторов;

• непосредственно бюджетное финансирование так называемых базисных инноваций с целью проведения крупномасштабных исследований и разработок и доведения их результатов до практического применения;

• создание условий для эффективного функционирования рынка высокотехнологичной продукции, создаваемой ОПК.

Важным является вопрос о роли государства в его взаимоотношениях с предприятиями ОПК при определении приоритетов их развития. Понятно, что диктат в отношении производителей в рыночной экономике невозможен. Государство должно иметь инструменты доминирующего влияния на инновационное развитие ОПК и эффективно их применять. В посткризисный период оно не в состоянии выделять значительные ресурсы на исследования и разработки с целью превращения их в инновационные продукты (изделия). Следовательно, необходима четкая фиксация границ и областей государственных интересов и коммерческих интересов предприятий ОПК с последующей концентрацией ограниченных государственных ресурсов на тех направлениях, где позиции предприятий ОПК особенно сильны и существуют реальные возможности их дальнейшего развития, а также на тех новых направлениях, развитие которых имеет для страны критическое значение.

Эти приоритетные направления развития ОПК не могут оставаться неизменными в течение дли-

о

СП

СП

<

со О

о

СП

СП

<

со

о

тельного периода. Задача государственной научно-промышленной политики состоит не столько в составлении и утверждении перечней приоритетов в области высоких технологий, сколько в создании эффективной системы регулирования и самоорганизации деятельности высокотехнологичных предприятий, входящих в ОПК.

Проблема заключается в том, как совместить законы рынка с долговременными интересами общества и государства. Для этого требуется действенная система уточнения приоритетов на каждом этапе инновационного развития предприятий ОПК с учетом достигнутых результатов и их потенциальных возможностей. Формирование системы приоритетов развития ОПК является комплексной задачей, при решении которой должны быть учтены многие факторы: внешнеполитическая ситуация, национальная безопасность, состояние российской и мировой экономики, региональные проблемы, социальная стабильность и т. п.

Располагая ресурсами, государство может регулировать приток и использование инвестиций, обеспечивать формирование механизмов многоканального финансирования инновационного развития ОПК. Государственная поддержка данного развития должна осуществляться главным образом в рамках реализации федеральных целевых программ. Поддержка предприятий оборонно-промышленного комплекса, направленная на стимулирование их инновационной деятельности, может осуществляться различными мерами и их сочетаниями, к которым относятся: Льготное налогообложение и кредитование:

• исключение из налогооблагаемой базы полностью или частично той части полученного предприятиями ОПК дохода, которая идет на инвестиции в их технологическое развитие, то есть на новые разработки и техническое перевооружение;

• предоставление потребителям продукции предприятий ОПК целевых инвестиционных налоговых кредитов, в том числе и синдицированных, на условиях их возврата;

• перечисление части доходов предприятий ОПК не в доходную часть федерального бюджета, а на специальные счета их развития;

• освобождение (полностью или частично, на определенное время) предприятий ОПК от уплаты налогов в федеральный или местный бюджеты в случае, если эта мера противодействует спаду производства особо важной для государства продукции, а также способствует сохранению и созданию новых рабочих мест;

• установление для предприятий ОПК, обладающих крупной научно-экспериментальной базой, такого порядка налогообложения основных фондов, землепользования и т. д., который позволял бы им направлять дополнительные финансовые ресурсы в инвестиции в основной капитал, поддерживая тем самым конкурентоспособность создаваемой ими продукции на внутреннем и внешнем рынках. Бюджетное дотирование: предоставление целевых

бюджетных дотаций предприятиям ОПК, осуществляющим перспективные разработки и производство наукоемкой продукции для государственных нужд.

Таможенное регулирование (таможенные преференции):

• таможенная защита внутреннего рынка для тех предприятий ОПК, которые способны на качественно новой основе заполнить внутренний рынок высокотехнологичной продукцией своего производства;

• снижение таможенных пошлин (лучше полное освобождение от них) на ввозимое высокотехнологическое оборудование, не производимое в нашей стране, но необходимое для инновационной модернизации предприятий ОПК. Эффективная амортизационная политика:

• использование нелинейной (прогрессивной) шкалы амортизационных списаний, при которой большая часть стоимости приобретенных предприятиями ОПК основных средств списывается в начальный период их эксплуатации (не позднее срока их морального износа);

• отнесение ускоренных амортизационных списаний на финансовые результаты деятельности предприятий ОПК с соответствующим уменьшением налогооблагаемой прибыли;

• усиление контроля и ужесточение санкций за нецелевое использование амортизационных средств.

Совершенствование системы ценообразования на продукцию, создаваемую предприятиями ОПК: установление и применение правил полной капитализации затрат на НИОКР, включая затраты на приобретение лицензий, патентов и т. п. для поставок продукции вне рамок государственного заказа.

Законодательная защита прав интеллектуальной собственности предприятий ОПК.

Поддержка различных форм производственно-финансовой интеграции предприятий ОПК.

Оказание протекционистской поддержки продвижению создаваемой предприятиями ОПК конкурентоспособной продукции на мировом рынке.

Нормативно-правовое регулирование и администрирование:

• разрешение предприятиям ОПК, находящимся в государственной собственности, реализации в установленном порядке излишних ликвидных запасов технологического оборудования в целях собственного развития;

• предоставление предприятиям ОПК отсрочек по уплате налогов в случае задержки оплаты выполненного государственного заказа;

• создание на коммерческой основе государственной сети инновационно-внедренческих и информационных центров (с правом последующей их приватизации) для передачи разработок предприятий ОПК в области новых технологий в другие отрасли российской экономики;

• вытеснение устаревших технологий, используемых предприятиями ОПК, с помощью установления государством нормативных сроков их использования, исходя из целей ресурсосбережения, экологии и т. п.;

• изменение действующего порядка процедуры банкротства предприятий ОПК, поскольку это

часто разрушает сложившуюся в оборонно-промышленном комплексе технологическую кооперацию;

• установление порядка, гарантирующего предприятиям ОПК, обладающим наиболее важными, так называемыми критическими и ключевыми технологиями, определенную долю прибыли от использования создаваемой на их базе продукции высоко прибыльными коммерческими организациями (например, операторами систем связи, навигации и т.п.);

• формирование и стимулирование платежеспособного спроса на товары и услуги, создаваемые предприятиями ОПК, как основы развития их финансового, кадрового и научно-производственного потенциала;

• предоставление негосударственным предприятиям ОПК прав на результаты исследований и разработок, полученных по финансируемым государством программам НИОКР или федеральным целевым программам;

• расширение области использования предприятиями ОПК различных финансовых технологий, таких, как лизинг, венчурные фонды и др. Патентно-лицензионная деятельность в целях распространения нововведений:

• передача некоторым предприятиям ОПК лицензий на новые разработки «в долг», на условиях возмещения затрат из их будущей прибыли или на других взаимно согласованных условиях;

• развитие сети организаций технологического лицензирования, обслуживающей предприятия ОПК с целью передачи результатов их исследований и разработок в различные отрасли экономики России;

• определение и указание в заданиях на новые исследования и разработки по оборонной тематике возможности «двойного» (военного и гражданского) применения полученных результатов. Увеличение числа инновационных проектов, результаты которых имеют «двойное» применение: создание системы распространения научно-технических и технологических новшеств, стимулирование передачи более совершенных технологий «двойного» применения из оборонно-промышленного комплекса в гражданское производство.

Стимулирование закрепления высококвалифицированных кадров на предприятиях ОПК, их переподготовка, обучение и привлечение молодых специалистов для работы по новым технологиям.

Страхование рисков инновационной деятельности предприятий ОПК: включение в стоимость инновационных проектов, осуществляемых предприятиями ОПК, страховых взносов, как платы за риски при их реализации.

Стимулирование инновационной деятельности предприятий ОПК:

• использование самых различных мер стимулирования инновационной деятельности предприятий ОПК на всех этапах жизненного цикла разработки и производства наукоемкой продукции, включая фундаментальные исследования;

• предоставление государственных гарантий предприятиям, осуществляющим инновационную деятельность.

Таким образом, система стимулирования инновационного развития предприятий ОПК должна обеспечиваться комплексом мер, включающим: адресную поддержку приоритетных направлений их инновационной деятельности; создание благоприятного экономического климата, усиливающего заинтересованность во внедрении научно-технических достижений и приток инвестиций в основной капитал; законодательную охрану прав интеллектуальной собственности и др.

Фундаментальные и поисковые исследования на ряде наиболее приоритетных направлений, определяющих основы технологического развития предприятий ОПК и уровень обороноспособности страны, должны получать прямую финансовую поддержку государства. К государственным приоритетам и объектам государственной поддержки в научно-инновационной сфере следует отнести следующие:

• содействие развитию научно-инновационной инфраструктуры предприятий ОПК — уникальных объектов научно-экспериментальной базы, информационного обеспечения исследований и разработок и сетей коммуникаций, обмена научно-технической информацией, гибких организационных структур, содействующих их инновационному развитию;

• участие государства в формировании крупных научно-производственных комплексов, инновационных сетей и кластеров, позволяющих концентрировать научный и производственный потенциал предприятий ОПК на всех стадиях инновационного цикла и обеспечивать их эффективное развитие;

• поддержка создания и использования двойных технологий, взаимная передача которых из одного сектора экономики в другой призвана обеспечить использование технологических заделов и возможностей предприятий ОПК в интересах всей российской экономики;

• участие в подготовке и переподготовке трудовых ресурсов, способных работать в инновационной экономике, воспринимать, генерировать, осваивать, создавать и эффективно продвигать инновации на рынок. Модернизация предприятий ОПК не произойдет, если не будут предприняты меры по привлечению и закреплению на них молодых ученых и специалистов;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• закрепление прав предприятий ОПК на результаты своей научно-производственной деятельности в интересах национальной безопасности, которые целесообразно доводить до промышленного применения в других отраслях российской экономики;

• оказание протекционистской поддержки при продвижении товаров и услуг предприятий ОПК на мировой рынок.

Для предприятий ОПК особую важность представляет поддержание достаточно высокого объема государственных затрат на проведение НИОКР. Государственные средства на эти цели могут быть направлены в форме субсидий, дотаций и кредитов

о

СП

СП

<

со

о

предприятиям ОПК в целях поддержки производства новой продукции и разработки новых технологий.

Важную роль в стимулировании инновационной деятельности предприятий ОПК играет налоговая и кредитная политика, проводимая государством. В частности, эффективным способом повышения инновационной активности предприятий ОПК является использование методов экономического стимулирования нововведений, основанных на сравнении затрат и полезного эффекта от перехода к новой технологии, использования новых материалов и т.п. В качестве конкретных мер налогового и кредитного стимулирования инновационной деятельности предприятий ОПК в современных условиях можно использовать:

• налоговые скидки на амортизационные отчисления для инновационных проектов, открывающих новые направления развития предприятий ОПК. Этот метод позволяет предприятиям ОПК снизить затраты в первые годы реализации данных проектов и повысить заинтересованность в их осуществлении;

• налоговые скидки в течение первой половины срока реализации инновационных проектов с последующим повышением базовой налоговой ставки во второй половине этого срока с тем, чтобы не изменить общую сумму выплачиваемых предприятиями ОПК налогов;

• улучшение условий инвестирования инновационной деятельности предприятий ОПК путем снижения кредитных ставок и, в частности, ставки рефинансирования. Это делает капитал более доступным, а инвестирование менее рискованным. Большое значение в инновационной модернизации предприятий ОПК должны играть страховые организации, которые в данном процессе выполняют посредническую роль, создавая его финансовую основу. Дело в том, что многие инновационные проекты характеризуются весьма высоким уровнем риска и их осуществление невозможно без надежной страховой гарантии.

Важнейшим составным элементом механизма государственной поддержки предприятий ОПК является таможенная политика как часть внешнеторговой деятельности государства, регламентирующая объем, структуру и условия экспорта и импорта товаров.

Проблема обеспечения эффективности инновационного развития предприятий ОПК в долгосрочном

периоде должна решаться путем комбинирования рыночного и централизованного регулирования данной деятельности. Важнейшей формой указанного регулирования должны быть, с моей точки зрения, меры государственной поддержки инновационного развития предприятий ОПК.

Из вышесказанного следует вывод: для обеспечения устойчивого роста и позитивных структурных сдвигов в ОПК нужна крупномасштабная модернизация, представляющая суть нового этапа преобразований в российской экономике. Вопрос в том как, какими методами она будет проводиться. От этого зависит облик России и через 20, и через 50 лет.

Необходимость модернизации, включая структурные сдвиги в пользу готовых изделий с высокой добавленной стоимостью, с уменьшением зависимости от сырья и энергоносителей, подчеркиваются долгосрочным прогнозом развития мировой экономики: ожидается относительное сокращение рынков для товаров нынешнего российского экспорта.

Главный вопрос сейчас не в том, каковы темпы сырьевого роста, а в том, у кого в руках ключ к развитию России: у самой России или же у иностранного капитала.

Надеюсь, при активной законодательной поддержке, в том числе Совета Федерации Федерального Собрания, и соответствующей координации этой работы Министерством промышленности и торговли, Правительством мы сможем энергично продвигаться вперед, шаг за шагом поднимая отечественный оборонно-промышленный комплекс на уровень задач современного развития России, обеспечения ее надежной обороноспособности.

State and problems of legislative support electronic industry in the system the military-industrial complex of Russia

A. S. Komarov, head of the Department of Coordination and R&D, JSC «Ruselectronics».

The article does not claim to fully answer the question concerning the problems of legislative support the development of electronic industry. Its main task — to continue to discuss these issues and come to their decision in relation to a particular industry, to direct support measures for the development of electronic industry in the area of innovation.

Keywords: holding, electronics, electronic component base, measures of state support

о

CN

en

CD

J <

CQ О

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.