Научная статья на тему 'Исследование тенденций развития радиоэлектронной промышленности в условиях преобладания когнитивных концепций развития'

Исследование тенденций развития радиоэлектронной промышленности в условиях преобладания когнитивных концепций развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1865
526
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАДИОЭЛЕКТРОННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / МЕНЕДЖМЕНТ / СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ / КОГНИТИВНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ / ЭКОНОМИКА ЗНАНИЙ / КОГНИТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КОГНИТИВНЫЕ ИСКАЖЕНИЯ / RADIO ELECTRONIC INDUSTRY / MANAGEMENT / STRATEGIC MANAGEMENT / COGNITIVE MANAGEMENT / UNCERTAINTY / KNOWLEDGE ECONOMY / COGNITIVE TECHNOLOGIES / COGNITIVE DISTORTIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Казельская Антонина Валериевна, Степнов Игорь Михайлович

В статье исследовано состояние радиоэлектронной промышленности, определены ключевые векторы развития, идентифицированы проблемы развития радиоэлектронной промышленности. Рассмотрены факторы неопределенности в развитии типового представителя радиоэлектронной промышленности. Аргументирована необходимость перехода к экономике знаний. Когнитивные технологии представлены как способ решения проблем неопределенности в управлении организацией. Обозначена ограниченность когнитивной компетенции предприятия, выраженная в иррациональности человека, принимающего управленческое решение, в дисфункциональности его убеждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Казельская Антонина Валериевна, Степнов Игорь Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STUDY OF RADIOELECTRONIC INDUSTRY DEVELOPMENT TREND IN THE CONTEXT OF THE PREDOMINANCE OF COGNITIVE DEVELOPMENT CONCEPTS

The article studies the state of the radio electronic industry, identifies the key vectors of development, identifies the problems of the radio electronic industry development. Uncertainty factors in the development of a typical representative of the radio electronic industry are considered. It justifies a necessity of transition to the knowledge economy. Cognitive technologies are presented as a way to solve problems of uncertainty in the management of the organization. The limited cognitive competence of the enterprise, expressed in the irrationality of a person making a management decision, in the disfunctionality of his beliefs.

Текст научной работы на тему «Исследование тенденций развития радиоэлектронной промышленности в условиях преобладания когнитивных концепций развития»

Казельская А.В., Степнов И.М.

ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ РАДИОЭЛЕКТРОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В УСЛОВИЯХ ПРЕОБЛАДАНИЯ КОГНИТИВНЫХ КОНЦЕПЦИЙ РАЗВИТИЯ

Аннотация. В статье исследовано состояние радиоэлектронной промышленности, определены ключевые векторы развития, идентифицированы проблемы развития радиоэлектронной промышленности. Рассмотрены факторы неопределенности в развитии типового представителя радиоэлектронной промышленности. Аргументирована необходимость перехода к экономике знаний. Когнитивные технологии представлены как способ решения проблем неопределенности в управлении организацией. Обозначена ограниченность когнитивной компетенции предприятия, выраженная в иррациональности человека, принимающего управленческое решение, в дисфункциональности его убеждений.

Ключевые слова. Радиоэлектронная промышленность, менеджмент, стратегический менеджмент, когнитивный менеджмент, неопределенность, экономика знаний, когнитивные технологии, когнитивные искажения.

Kazelskaya A.V., Stepnov I.M.

THE STUDY OF RADIOELECTRONIC INDUSTRY DEVELOPMENT TREND IN THE CONTEXT OF THE PREDOMINANCE OF COGNITIVE

DEVELOPMENT CONCEPTS

Abstract. The article studies the state of the radio electronic industry, identifies the key vectors of development, identifies the problems of the radio electronic industry development. Uncertainty factors in the development of a typical representative of the radio electronic industry are considered. It justifies a necessity of transition to the knowledge economy. Cognitive technologies are presented as a way to solve problems of uncertainty in the management of the organization. The limited cognitive competence of the enterprise, expressed in the irrationality of a person making a management decision, in the disfunctionality of his beliefs.

Keywords. Radio electronic industry, management, strategic management, cognitive management, uncertainty, knowledge economy, cognitive technologies, cognitive distortions.

Введение

Тенденции развития радиоэлектронной промышленности в Российской Федерации в ближайшие годы во многом определены принятием Государственной программы вооружения (ГПВ) на 2018-2027 годы, но при этом одной из стратегических задач является повышение к 2025 году доли гражданской

ГРНТИ 06.71.03

© Казельская А.В., Степнов И.М., 2018

Антонина Валериевна Казельская - старший преподаватель кафедры экономики и финансового менеджмента Рязанского государственного радиотехнического университета.

Игорь Михайлович Степнов - доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экономики и финансового менеджмента Рязанского государственного радиотехнического университета.

Контактные данные для связи с авторами (Казельская А.В.): 390005, г. Рязань, ул. Гагарина, д. 59/1 (Russia, Ryazan, Gagarina str., 59/1). Тел.: +7-4912-46-03-58. Е-mail: antonina.kazelskaya@yandex.ru. Статья поступила в редакцию 11.02.2018.

Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (проект № 16-18-10149), в Институте проблем рынка Российской академии наук.

продукции на предприятиях оборонно-промышленного комплекса (ОПК) до 30%, а к 2030 году -до 50% [3]. При взаимодополняющем развитии и военной, и гражданской составляющих в ближайшие пять лет требуется обеспечение выравнивания объемов выпуска гражданского сегмента.

Имеется ряд перспективных направлений, где предприятия ОПК уже активно реализуют свои возможности. Наибольший потенциал роста сосредоточен в радиоэлектронике, где увеличение производства продукции гражданского назначения предусматривается, в том числе, благодаря массовому внедрению электронной идентификации и других решений, связанных с прогрессом цифровой экономики в целом.

Исследование состояния радиоэлектронной промышленности

Радиоэлектронная промышленность (РЭП) относится к отраслям, обладающим большим научно-техническим и производственным потенциалом. Продукция радиоэлектроники является базой информационных и телекоммуникационных технологий - основного элемента мировой высокотехнологичной экономики. Ее доля в стоимости продукции, создаваемой в других отраслях экономики, очень велика. Например, в автомобилестроении она доходит до 20%, в научном приборостроении - до 40%, в авиации - до 55%. В настоящее время доля радиоэлектроники в стоимости высокотехнологичных бытовых, промышленных и оборонных изделий и систем в высокоразвитых странах составляет 50-80%. В стоимостном выражении мировой рынок радиоэлектроники по объему в 4,4 раза больше рынка нефтепродуктов, в 2,7 раза крупнее мирового энергетического рынка, примерно в 2,5 раза больше рынка грузоперевозок [14].

В России радиоэлектронная промышленность включает в себя радиопромышленность, промышленность средств связи и электронную промышленность. Первые две из них специализируются на производстве систем и средств специальной техники, средств связи, радиовещания, телевидения, радиоизмерительной аппаратуры, электронно-вычислительной техники, систем радиоуправления летательными аппаратами и других изделий гражданского и двойного назначения. Предприятия электронной промышленности производят полупроводниковую электронику, импульсную технику, электронную автоматику и т.д. Об оборонной значимости отрасли свидетельствует тот факт, что в сводном реестре организаций ОПК предприятия РЭП составляют 40%. На их долю приходится 16% объема промышленной продукции и 30% научных разработок ОПК [5].

В отрасли исторически преобладает производство продукции военного назначения, на долю которой в 2016 году пришлось 91,8% от совокупного объема выпуска, а доля продукции гражданского назначения составила 8,2% [10].

Общий объем производства промышленной продукции промышленных и научных организаций радиоэлектронной промышленности составил в 2014 году 409,9 млрд руб., в 2015 г. - 572,5 млрд руб., в 2016 г. - 820,2 млрд руб. По итогам 2016 года общий объем производства промышленной продукции, выпущенной радиоэлектронной отраслью, увеличился на 20,8% (в сопоставимых ценах) по отношению к 2015 году, в т.ч. объем продукции гражданского назначения - на 8,1%. Объем экспорта радиоэлектронной продукции в 2016 году составил $3,48 млрд (+81,5%), а объем импорта уменьшился до $314 млн (-31,2%). Объем экспорта продукции гражданского назначения составил $79 млн (-11,6%), а объем импорта продукции гражданского назначения составил $121,2 млн (-37,7%). Производительность труда за 2016 год возросла на 18,1%. Численность работников РЭП увеличилась на 0,5% и достигла 288 тыс. человек, в т.ч. в промышленности - 207 тыс. человек, в науке - 81 тыс. человек [13].

Государственная программа «Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности на 2013-2025 годы» [3] предусматривает новый формат взаимоотношений государства и бизнеса -с 2016 года основным инструментом реализации госпрограммы является субсидирование комплексных инвестиционных проектов. При этом в приоритетном порядке будет обеспечена поддержка следующих технологических направлений: телекоммуникационное оборудование, вычислительная техника, технологическое оборудование, системы интеллектуального управления.

С 2015 года развивается Государственная информационная система промышленности (ГИСП), в рамках которой в 2016 году была обеспечена консультационная поддержка более 2000 пользователей системы, прошло расширение ее инфраструктуры, развитие возможностей аналитического модуля, реализована возможность проведения опросов, создана подсистема централизованного ведения справочников и т д. Данная информационная система позволяет пользователям получать более оперативную информацию, чем ранее.

Выбор объекта исследования как типового представителя радиоэлектронной промышленности

Почти 40% организаций радиоэлектроники расположены в Москве и Санкт-Петербурге. С большим отрывом идут области: Московская - почти 5%, Нижегородская - чуть меньше 4% и Воронежская - 3,5%. На долю Рязанской области приходится 1,7%.

Представителем Рязанской области выступает АО «Рязанский радиозавод» [1], которое с момента своего основания занимается выпуском техники связи и на сегодняшний момент занимает позицию одного из ведущих предприятий, выпускающих средства связи последнего поколения в интересах министерств обороны и внутренних дел РФ. Основная продукция завода - радиостанции, командно-штабные машины, комплекс учебно-тренажерных средств связи. Широкий спектр различных производств (сборочное, механическое, пластмассовое, штамповочное, гальваническое, инструментальное) дает предприятию возможность не ограничиваться разработкой и выпуском изделий только военного назначения.

По результатам работы за 2017 год Рязанским радиозаводом был выполнен запланированный объем реализации по трем основным направлениям: гособоронзаказ, экспорт и гражданская продукция при заключении 6 прямых государственных контрактов. Отгружена первая партия командно-штабных машин Р-142НСА-Р в рамках прямого государственного контракта в интересах Росгвардии. АО «Рязанский радиозавод» занимает 10-е место в «Топ-50: Лидеры по производительности труда в радиоэлектронной промышленности России - 2017». По результатам 2017 года АО «Рязанский радиозавод» было выбрано для проведения пилотного проекта по внедрению инструментов бережливого производства с целью дальнейшего распространения опыта на предприятиях АО «Росэлектроника».

В 2017 году предприятие усиленно работало над развитием выпуска гражданской продукции: налажен полный цикл производства пресс-форм - от разработки до изготовления на базе инструментального производства, включая обрабатывающий центр глубокого сверления и трехосевой фрезерный станок.

Импортозамещение в радиоэлектронной промышленности

В отрасли реализуются 22 плана импортозамещения, в основе которых - отраслевые перечни позиций, критичных с точки зрения зависимости от импорта продукции, услуг и технологий, на основе которых утверждены 1423 технологических направления. В рамках этих направлений реализуются 1658 инвестиционных проектов. Всего на выполнение проектов в области импортозамещения (по состоянию на конец 2016 г.) затрачены средства в объеме 374,4 млрд руб., в том числе из федерального бюджета - 71,4 млрд руб. [5].

По итогам 2016 г. отраслевые значения, установленные в плане содействия импортозамещению в промышленности, по данным Росстата и ФТС и расчетам ЦМАКП ИНП РАН, превышены по большинству отраслей. В том числе в радиоэлектронной промышленности доля импорта снизилась до 53,9% при плане 69% [8].

На АО «Рязанский радиозавод» ведутся работы по изменению конструкторской документации ряда изделий с целью замещения покупных комплектующих изделий и материалов импортного производства на отечественные аналоги (например, многослойные печатные платы). Кроме того, до 2016 года в рамках Федеральной целевой программы «Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2011-2020 годы» [4], предусматривающей модернизацию основных производственных фондов, осуществлялась закупка дорогостоящего импортного оборудования. В 2017 году предпочтение в закупке такого оборудования, как печи закалки, токарно-винторезные станки, гидравлические прессы и проч., отдается продукции российского производства. Перспективы развития радиоэлектронной промышленности

Государственная программа определяет модель развития радиоэлектронной промышленности на долгосрочную перспективу [10]: процесс создания продукта от стадии концепции до вывода на рынок; применение наиболее эффективных рыночных инструментов для оптимизации цепочки создания продукта; субсидиальная поддержка реализации наиболее эффективных комплексных проектов на разных стадиях жизненного цикла; ориентация создаваемого продукта на стратегически значимые и коммерчески эффективные сегменты гражданского рынка. Рассмотрим эти элементы.

Процесс создания продукта от стадии концепции до вывода на рынок предполагает активизацию использования проектного подхода: каждое высокотехнологичное и востребованное на рыке меро-

приятие программы рассматривается как комплекс мер, нацеленных на создание законченного продукта: от идеи, составления конструкторской документации, изготовления опытных образцов и до вывода изделия на рынок, а значит, и получения прибыли от внедрения результатов разработок.

Применение наиболее эффективных рыночных инструментов для оптимизации цепочки создания продукта подразумевает внедрение принципов кооперации: формирование кооперационных блоков, в которых предприятия будут связаны в единые технологические цепочки, что приведет к взаимовыгодной поддержке. При решении этой задачи актуально формирование кластеров, что позволит снизить себестоимость производимой продукции [7, 12]. Кроме того, сохраняется возможность международной кооперации компаний радиоэлектронной промышленности как необходимого компонента конкурентоспособного бизнеса.

Субсидиальная поддержка реализации наиболее эффективных комплексных проектов на разных стадиях жизненного цикла заключается в формировании позитивного инвестиционного климата при реализации государственных программ поддержки радиоэлектронной отрасли. Такой подход подразумевает предоставление субсидий для системообразующих предприятий отрасли, субсидии организациям ОПК в целях предупреждения банкротства, инвестиции Внешэкономбанка в крупные проекты в сфере оборонно-промышленного комплекса. Разработан комплекс мероприятий, направленный на создание благоприятных условий и государственной поддержки, включая разработку целевых ориентиров импортозамещения и эффективных мер государственной поддержки и стимулирования импор-тозамещения.

Ориентация создаваемого продукта на стратегически значимые и коммерчески эффективные сегменты гражданского рынка. Акцент в стратегии развития поставлен на продукцию, обладающую наибольшим потенциалом: технология, применяемая при производстве этой продукции, имеет двойное назначение (оборонная и гражданская сферы). Одним из направлений развития выделена задача занять ключевое место в мировой радиоэлектронной промышленности за счет узкоспециализированной или совершенно инновационной продукции, не имеющей аналогов. Проблемы развития радиоэлектронной промышленности

В настоящее время целый ряд факторов обуславливает неопределенность результатов развития предприятий радиоэлектронной промышленности. Рассмотрим их более детально:

• неразвитость гражданского сектора. Рынок военной продукции обладает ограниченным потенциалом и требует значительных дотаций со стороны государства, что обуславливает необходимость развития производства продукции гражданского назначения. Однако в данном сегменте конкурентоспособных бизнес-проектов недостаточно в силу трудностей воплощения разработок в конкретные изделия;

• критическое отставание в ряде областей радиоэлектронной промышленности (например, в области персональной электроники). Целый ряд технологий, обеспечивающий конкурентные преимущества в данной области, не реализуется на предприятиях отрасли, что не позволяет обеспечивать реализацию прорывных проектов;

• зависимость от импорта компонентной базы, оборудования, систем автоматизированного проектирования. Несмотря на технологические возможности производств, комплектующие изделия закупаются за рубежом по причине слабой проектной базы, небольшого выпуска на отечественных предприятия и слабой конкурентоспособности;

• дефицит финансовых ресурсов, высокая стоимость заемного капитала, бюрократические процедуры, жесткие требования для иностранных инвесторов, неразвитость финансовых инструментов и т.д. приводят к целому ряду ограничений при отборе проектов, в том, числе и по реализации гражданской продукции;

• совершенствование сертификации продукции. Обилие бюрократических процедур приводит к проблеме сертификации новой продукции, что, в свою очередь, приводит к ухудшению конкурентной позиции предприятия;

• разрушение внутриотраслевых связей, необходимых в силу высокой стоимости НИОКР и современного регулярно обновляемого производственного оборудования. Возникает необходимость в создании технологических альянсов, участие в которых позволит каждому участнику снизить собственные затраты на НИОКР, получить доступ к интеллектуальным, информационным и другим видам коммерческих ресурсов своих партнеров;

• кадровые проблемы: нехватка молодых специалистов, нехватка высококвалифицированных кадров из научно-технической сферы и специалистов рабочих профессий.

Дискуссия

Решение вышеуказанных проблем можно рассматривать различными способами. Учитывая, что радиоэлектронная промышленность, как и ее представители - сложные экономические системы, мы предлагаем использовать кроме традиционных подходов когнитивные концепции развития, опирающие на базовые элементы когнитивной экономики. Прежде всего, когнитивные концепции опираются на неопределенность развития, которая в нашей задаче определяется двумя факторами: будет ли сохранено в ближайшие годы финансирование по ГПВ и насколько удачным окажется увеличение доли гражданской продукции до 50 процентов.

Для целей дальнейшего исследования будем считать, что неопределенность выражается в многообразии превращения возможностей в действительность, в существовании множества (как правило, бесконечного числа) состояний системы, в которых рассматриваемый в динамике объект (предприятие) может находиться в будущий момент времени [16]. То есть незнание есть причина неопределенности. Любой созданный объект «не знает», что его ждет в окружающем мире. Даже если попытаться создать объект, который «умеет» реагировать на все возможные воздействия на него, в будущем обязательно появится воздействие, разрушающее этот объект.

Неопределенность - это не случайность, а неуправляемость предприятий с фундаментального уровня. Создаваемые формы «живут» сами по себе, без контроля со стороны их «создателя». Фундаментальный уровень предоставляет формам широкие возможности информационных взаимодействий, и именно благодаря этим возможностям формы управляют своими конфигурациями. Информация позволяет бороться с неопределенностью, но полностью ее устранить не может.

Таким образом, понятие неопределенности применительно к экономической системе характеризует ситуацию, в которой полностью или частично отсутствует достоверная информация о возможных состояниях внутренней и внешней среды. Неопределенность рассматривается как неполное или неточное представление о значениях различных параметров в будущем, порождаемое различными причинами и, прежде всего, неполнотой или неточностью информации об условиях реализации решения, в том числе затратах и результатах.

Поэтому не случайно, что изучение проблем неопределенности, поиска и обработки информации и формирования ожиданий, которые приобретают первоочередное значение в условиях неполной информации, стало магистральной линией развития экономической теории. В настоящее время общепризнанным является определение современного этапа развития экономики как переходного к «экономике знаний».

Для типичного представителя радиоэлектронной промышленности АО «Рязанский радиозавод» факторами неопределенности развития являются: усиление санкций и стабильность исполнения государственного оборонного заказа; возможность освоения в производстве минимально необходимой номенклатуры электронной компонентной базы, сохранение импортозависимости; подготовленность кадров, соответствие уровня образовательной системы применяемым на производстве технологиям; уровень мировых технологий, скорость их развития, усугубление отставания и снижение конкурентоспособности производимой радиоэлектронной продукции; возможное принятия решений государственными органами, ограничение финансовой поддержки отрасли.

Решение проблем неопределенности возможно с помощью когнитивных технологий, основанных на конвергенции целого ряда дисциплин вокруг проблемы познания, развитие науки подошло к той точке, что экономическая наука активно интегрирует в себя элементы когнитивных решений [11]. Мы соглашаемся с той предпосылкой, что когнитивное развитие предприятия начинается с «врожденного интеллекта» - имеющегося потенциала, осуществляется через восприятие внешней среды. Итогом является «результирующий» интеллект (сущность, компетенция, знание): стратегическая рыночная устойчивость возникает у тех фирм, которые не покупают, а сами производят новые знания, трансформируя их в ключевые компетенции. При этом качество восприятия внешней среды, когнитивные искажения, возникающие при восприятии, когнитивные риски как интегрирующий результат деятельности предприятия становится в настоящее время основным фактором развития предприятия.

Таким образом, тенденции развития требуют от предприятия создания собственных корпоративных баз знаний, формирования и развития специального когнитивного сектора, производящего новые

знания и компетенции, привлечение специалистов по работе со знаниями. То есть требуется разработка процедур когнитивного менеджмента, связанного с систематическим управлением процессами, посредством которых знание идентифицируется, накапливается, распределяется и применяется в организации для улучшения ее деятельности.

Для того, чтобы взаимодействие систем управления организацией было наиболее эффективным, все они должны быть пронизаны единым «стержнем» - системой управления знаниями, которая обеспечивает своевременную доставку информации, а также средства для ее обработки, анализа [6] и принятия решений с использованием систем бизнес-интеллекта. Ограниченность когнитивной компетенции предприятия

По аналогии с биологической системой пределы успешности выполнения задачи в теориях научения (неважно - для животных или человека) определяются суммой знаний. Если компетенция, в том числе и генетическая, равна нулю, то никакие побуждения не могут вызвать выполнение данной задачи. «Генетическая» компетенция предприятия - это связи в сознании его сотрудников, которые скорректированы их восприятием. Это естественные когнитивные связи, которые сильнее и глубже, чем искусственно внедряемые ассоциации. И если бизнес может опереться на такие связи, он приобретает истинную ценность в когнитивной экономике.

Основной проблемой «генетических» компетенций являются систематические ошибки и шаблоны в мышлении сотрудников, возникшие на основе дисфункциональных убеждений, внедренных в схемы познания. Когнитивные искажения являются примером эволюционно сложившегося ментального поведения. Некоторые из них выполняют адаптивную функцию, поскольку они способствуют более эффективным действиям или более быстрым решениям. Другие, по-видимому, происходят из отсутствия соответствующих навыков мышления, или из-за неуместного применения навыков, бывших адаптивными в других условиях. Заключение

Дальнейшее направление исследований по стратегическому развитию отрасли и повышения качества оперативных решений должно быть реализовано путем усиления роли когнитивного менеджмента как формы устранения противоречий между стратегическим и операционным менеджментом, так как стратегический менеджмент, являясь достаточно эффективным инструментом целеполагания, тем не менее, достигает своих целей нестратегическими методами (чаще всего инструментами операционного менеджмента). В этом случае когнитивные искажения стратегического менеджмента (реализованные через финансовые показатели) операционными менеджерами составляют основу когнитивного риска при реализации программ развития, в том числе и в радиоэлектронной промышленности.

Таким образом, исследование тенденций развития радиоэлектронной промышленности показало, что наличие факторов неопределенности определяет необходимость использования когнитивных технологий для разработки моделей управления предприятием, необходимость создания единой базы знаний как одного из мероприятий по переходу к «экономике знаний», необходимость учета когнитивных ошибок при принятии управленческих решений.

ЛИТЕРАТУРА

1. АО «Рязанский радиозавод»: официальный сайт. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.radio-zavod.ru/ru (дата обращения 10.02.2018).

2. Ведение сводного реестра оборонно-промышленного комплекса. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://minpromtorg.gov.ru/activities/services/licensing/1_5 (дата обращения 10.02.2018).

3. Государственная программа «Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности на 20132025 годы». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://government.ru/programs/249/events (дата обращения 10.02.2018).

4. Государственная программа «Развитие оборонно-промышленного комплекса». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://government.ru/programs/464/events (дата обращения 10.02.2018).

5. Гутенев В.В. Российская военная радиоэлектроника: критерии роста. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://militaryreview.ru/rossijskaya-voennaya-radioelektronika-kriterii-rosta.html (дата обращения 10.02.2018).

6. Ковальчук Ю.А., Поляков С.Г., Степнов И.М. Практическое руководство по анализу конкурентной стратегии предприятия. М.: БИНОМ: Лаборатория знаний, 2004.

7. Ковальчук Ю., Степнов И. О роли рефлексивного проектирования в мультипроектном управлении модер-низационными процессами // Проблемы теории и практики управления. 2016. № 3. С. 124-132.

8. Общие вопросы промышленной политики: некоторые важные результаты и показатели 2016 года. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://government.ru/info/27205 (дата обращения 10.02.2018).

9. О перспективах развития радиоэлектронной промышленности в России в современных условиях. Меры государственной поддержки. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://kemdep.ru/images/doc/Deytelnoct/ Gospod/electronics_industry.pdf (дата обращения 10.02.2018).

10. Радиоэлектронная промышленность: некоторые важные результаты и показатели 2016 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://government.ru/info/27217 (дата обращения 10.02.2018).

11. Степнов И.М. Когнитивный менеджмент в промышленности как решение системных противоречий производственного и финансового менеджмента // Экономика и управление в машиностроении. 2014. № 6. С. 9-13.

12. Степнов И.М. Управление инновациями: использование инновационного потенциала в промышленности. М.: Физматлит, 2001. 234 с.

13. Хохлов С.В. Итоги деятельности радиоэлектронной промышленности в 2016 году. Основные задачи и направления развития на 2017 год // Электроника: НТБ. 2017. № 4.

14. Хохлов С.В. Роль радиоэлектронной промышленности в обеспечении национальной безопасности России. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://federalbook.ru/files/BEZ0PASN0ST/soderghanie/NB%20I/III/ Hohlov.pdf (дата обращения 10.02.2018).

15. Хохлов С.В. Перспективы развития отечественной радиоэлектронной промышленности // Компетентное мнение. 2014. № 8.

16. Цельмер Г. Учет риска при принятии управленческих решений // Проблемы МСНТИ. 1980. № 3 С. 94-105.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.