Научная статья на тему 'Государственное регулирование в сфере импортозамещения продукции в оборонной отрасли России'

Государственное регулирование в сфере импортозамещения продукции в оборонной отрасли России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2579
163
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБОРОННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ РОССИИ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шамхалов Ф. И.

Рассматриваются актуальные вопросы государственного регулирования в области формирования и реализации политики импортозамещения продукции в оборонной отрасли России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственное регулирование в сфере импортозамещения продукции в оборонной отрасли России»

УДК 330

Ф.И. Шамхалов, канд. экон. наук, профессор, 8-499-943-94-37, [email protected], (Россия, Москва, Фин. акад. при Правительстве РФ)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В СФЕРЕ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ ПРОДУКЦИИ В ОБОРОННОЙ ОТРАСЛИ РОССИИ

Рассматриваются актуальные вопросы государственного регулирования в области формирования и реализации политики импортозамещения продукции в оборонной отрасли России.

Ключевые слова: оборонная промышленность России, государственное регулирование, импортозамещение.

Необходимость импортозамещения обоснована тем, что Россия все больше зависит от иностранных поставщиков в такой важнейшей отрасли, как оборонная промышленность. Данная зависимость имеется не только в сфере производства сырья и материалов, но и в поставляемых сегодня для нужд оборонной промышленности новейших видах электронной техники, обрабатывающего высокоточного автоматизированного оборудования, различных видах мелких комплектующих, таких, как подшипники, коммутационные устройства, гидравлические системы и т. д. В этих сферах требуется осуществление интенсификации процесса импортозамещения, что потребует значительных финансовых ресурсов и разработки соответствующих инструментов государственной поддержки и регулирования всего процесса импортозамещения в целом.

Отсутствие эффективной государственной политики в отношении ОПК России на протяжении последних двух десятилетий привело к значительной потере мобилизационных мощностей, банкротству части предприятий, разбазариванию интеллектуальной собственности из-за отсутствия механизма контроля за использованием интеллектуальной собственности, разрушению научных, технологических и кооперационных связей между предприятиями, ослаблению научно-исследовательского потенциала научных организаций при раздельной приватизации научной и опытнопроизводственной базы.

Доля продукции ОПК в промышленном производстве России составляет 5,8 %, а в общем экспорте — 4,4 % (при доле в общем экспорте машиностроения в 60 %), что недостаточно для высокотехнологичного сектора российской экономики.

К настоящему времени потеряны технологии производства 36 % видов материалов, из-за чего в отечественных образцах вооружения и военной техники иностранная элементная база составляет более 65 % [0]. Вследствие этого сохраняется только фрагментарная конкурентоспособ-

ность как оборонно-промышленного комплекса, так и всего отечественного машиностроения.

Производство ВВТ является убыточным на каждом шестом предприятии, гражданской продукции — на каждом третьем. Основные причины: низкая серийность выпускаемой продукции и рост себестоимости при вынужденном сдерживании отпускных цен [0].

Несмотря на положение, сложившееся в ОПК, государству предстоит решать проблемы обеспечения разработки и производства образцов ВВТ, необходимых для ведения будущих войн, основными особенностями которых будут:

1. Наличие боевой системы стратегического масштаба, включающей достаточное количество высокоточных информационных, ударных и оборонительных сил и средств.

2. Наличие многоэшелонированной системы воздушно-космической (противовоздушной, противокосмической, противоракетной и противо-крылаторакетной) обороны.

3. Всестороннее и непрерывное обеспечение военных действий в течение заданного периода времени.

4. Качественно новая система управления всеми видами и способами военных действий и информационного противоборства, при которой применяются современные методы обработки информации, навигации, управления и контроля.

5. Бесконтактный характер войны, при котором воздействовать на человека предполагается косвенно, через поражение структур и систем, связанных с обеспечением его жизни.

6. Избирательность поражения, преимущественно для локальных и региональных войн, ведущихся индустриально развитыми государствами, поскольку в крупномасштабных войнах, для которых характерна решительность целей, «избирательность» в любой критический момент может смениться нанесением ядерных ударов, тотальным уничтожением.

Деятельность государства по сохранению и активизации научно-промышленного потенциала ОПК в нынешних условиях должны концентрироваться на следующих направлениях:

- обеспечение приоритетности государственной поддержки конверсии наукоемкой промышленности и стимулирования НТП, доведение государственных расходов на эти цели до нормативного уровня, установленного действующим законодательством;

- завершение работы по реорганизации предприятий оборонной промышленности в государственные предприятия и акционерные общества с погашением задолженности, образовавшейся вследствие недофинансирования государственного оборонного заказа, и реструктуризацией других просроченных долговых обязательств;

- поэтапное погашение накопленной задолженности государства по оборонному заказу, обеспечение строгого исполнения ассигнований на закупку военной техники и проведение НИОКР, предусмотренных законом о федеральном бюджете;

- обеспечение государственной защиты отечественных производителей космической и авиационной техники, другой наукоемкой продукции, недопущение предоставления льгот импортерам и иностранным производителям этих видов продукции, реализация принятых нормативных актов и программ как приоритетных направлений государственной структурной политики.

Кроме того, осуществляются мероприятия по повышению эффективности использования средств федерального бюджета. Правительство РФ поставило целью реформировать весь бюджетный процесс, суть которого заключается в переходе «от управления ресурсами к управлению бюджетными результатами, ориентируясь на развитие экономики».

Большое значение в решении стратегических задач будет иметь реализация ФЦП «Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2007-2010 гг. и на период до 2015 г.», которая имеет ярко выраженный инвестиционный характер и направлена, прежде всего, на обеспечение реализации ГПВ-2015, качественное обновление производственно-технологической базы ОПК, а также решение проблем в его кризисных сферах [0, 0].

С точки зрения перспектив дальнейшего развития ОПК важно усиление роли государства в его деятельности как в административном, так и экономическом плане. Это, прежде всего, интеграционные процессы, которые стали реакцией на стихийно проведенные конверсию, демонополизацию и приватизацию оборонной промышленности в 1990-х гг. Плачевное состояние предприятий ОПК в те годы заставило государство искать новые способы возрождения оборонной промышленности, основным из которых стало создание интегрированных структур (ИС).

Интеграция оборонных предприятий является процессом осуществления глубоких (кардинальных) структурных преобразований и создания нового облика оборонно-промышленного комплекса, способного конкурировать с транснациональными корпорациями, действующими на мировых рынках.

В результате интеграции проявляется эффект масштаба, что повышает устойчивость интегрированных структур, в том числе при колебаниях спроса на вооружение и военную технику. Кроме того, в рамках интегрированных структур формируется единый номенклатурный ряд продукции, в том числе и военного назначения, что дает возможность более широкой унификации образцов ВВТ, поступающих на вооружение войск.

Однако интеграция в условиях отечественной экономики сопровождается монополизацией производства, что может привести к «диктату» производителя и негативно сказаться, прежде всего, на стоимостных показателях закупаемых образцов вооружения и военной техники. Выход из

этой ситуации в совершенствовании механизма размещения и заключения государственных контрактов на выполнение оборонных заказов в направлении создания «обратной связи», когда завышение цен будет предприятиям также не выгодно, как и их занижение.

Макроэкономическое положение России не дает оснований к ожиданию резкого увеличения объемов финансирования расходов на развитие системы вооружения: это объективная реальность, с которой вынуждены считаться не только руководители оборонных предприятий, но органы заказа вооружения и военной техники. Поэтому оборонным предприятиям необходимо разумно диверсифицировать свою производственную программу с тем, чтобы компенсировать недозагрузку производственных мощностей производством продукции гражданского назначения.

Этим самым появляется возможность управления спросом высокотехнологичной продукции ОПК, источниками которого могут служить: государственная программа вооружения, реализуемая через совокупность ежегодных ГОЗ, военно-техническое сотрудничество и выпуск высокотехнологичной продукции гражданского назначения. Рациональное сочетание этих источников даст возможность максимально загрузить оборонное производство и соз-дать предпосылки ддя неуклонного наращивания научно-технического и производственно-технологического потенциала оборонно-промышленного комплекса. Эти потенциалы в случае необходимости можно будет оперативно реализовать в фактор создания перспективных образцов ВВТ (рис. 1).

Деятельность государственных и военных органов управления по со -хранению и развитию научно-технической и производственно-технологической базы ОПК в интересах повышения уровня технического оснащения ВС РФ должна осуществляться по следующим основным направлениям:

- дальнейшая реструктуризация ОПК, создание нового облика ОПК на базе крупных научно-производственных диверсифицированных интегрированных структур;

- активизация инновационно-инвестиционной деятельности в ОПК;

- модернизация основных производственных фондов оборонных предприятий;

- поддержание и развитие критических технологий;

- диверсификация производства, создание импортозамещающей продукции;

- развитие экспортного потенциала;

- обеспечение непрерывной информационной поддержки жизненного цикла изделий вооружения и военной техники на единой нормативной и технологической базе;

- интеграция отечественного ОПК и оборонно-промышленных комплексов зарубежных стран в первую очередь стран СНГ;

- стимулирование внедрения в процесс функционирования оборонных предприятий организационно-экономических механизмов, свойственных рыночной экономики;

- проведение эффективной налоговой и амортизационной политики;

- взаимоувязка и координация мероприятий федеральных целевых программ, выполняемых предприятиями ОПК, и государственной программы вооружения;

- осуществление антимонопольной политики, устанавливающей особый порядок регулирования деятельности предприятий монополистов и обеспечивающих развитие конкуренции при разработке и производстве ВВТ;

- сохранение и развитие кадрового потенциала, совершенствование нормативно-правовой базы технического оснащения.

Схема формирования государственного оборонного заказа сучетом импортозамещения

Поскольку в настоящее время наиболее рентабельным сектором оборонного производства являются экспортоориентированные отрасли, то именно в этом направлении целесообразна первоочередная работа.

Государством принимаются меры по снижению до минимума зависимости стратегических отраслей экономики от иностранных компонентов. В 2008 г. президиум правительства утвердил федеральную целевую программу производства стратегических материалов для вооружения и военной техники, которая предполагает отказ от закупок более 300 видов комплектующих. Предложенный набор мер позволит поддержать и модернизировать этот важнейший высокотехнологичный сектор, обеспечить независимость от зарубежных поставок при выполнении оборонных заказов и /укрепить ресурсную базы для перевооружения армии и флота. К 2015 г. программа позволит создать дополнительно 10 тыс. рабочих мест. Речь идет о выпуске композитов, легирующих добавок, смазочных и специальных материалов, которые позволяют создавать технику нового поколения, обеспечивают ее конкурентоспособность, высокую боевую эффективность и надежность. Предполагается, что новые технологии, разрабатываемые в рамках этой программы, найдут широкое применение в гражданской сфере, кроме того, будет сформирован дополнительный спрос на исследования фундаментальной и отраслевой науки [0].

В настоящее время доля радиоэлектроники в стоимости бытовых, промышленных и оборонных изделий и систем составляет 50-80 %. Степень совершенства и надежности этих изделий определяются в первую очередь техническим уровнем используемой электронной компонентной базы (ЭКБ). Мировой рынок микроэлектронной техники в 2006 г. достиг объема 260 млрд долл. США с показателем роста в 10,6 % в год, тогда как рынки материалов и оборудования в 10 раз меньше — 26 млрд долл. США и 23 млрд долл. США соответственно (по данным Semiconductor Industry Association). Объем капиталовложений в полупроводниковую отрасль (включая НИОКР) в 2006 г. в мире превысил 53 млрд долл. США. В том же году объем мирового производства радиоэлектронной продукции составил 1,32 трлн долл. США, а по величине добавленной стоимости радиоэлектроника превосходит автомобильную, авиационную и общемашиностроительную отрасли.

Совершенствование электронной продукции и наращивание объемов ее производства за рубежом ведется на основе комплексных целевых программ, инициируемых правительствами развитых и развивающихся стран и финансируемых до 50 % из средств государственного бюджета.

Наряду с прямым финансированием программ правительства оказывают косвенную поддержку новых производств путем предоставления налоговых льгот, льготных кредитов на закупку технологий и специального оборудования, государственных гарантий инвесторам, уменьшения сроков

амортизации специального оборудования и защиты внутреннего рынка от импорта.

В то же время в отечественной промышленности обостряется проблема использования электронной компонентной базы иностранного производства. В России отсутствует ясная техническая политика в области импортозамещения, нет единого концептуального научно-

производственного центра по координации политики и практики в этой области. Такое положение может привести к серьезному кризису в области создания отечественной радиоэлектронной аппаратуры, в том числе для продукции военного назначения.

Дело в том, что прежние модели импортозамещения ЭКБ действуют неэффективно. Разработка ЭКБ силами проектных подразделений собственно кремниевых фабрик затруднительна из-за «порога сложности» современной микропроцессорной техники. Фабрикам просто невыгодно содержать коллективы разработчиков в области программируемых микросхем.

Навязывание унифицированной ЭКБ «сверху» не приводит к созданию конкурентоспособной ЭКБ даже в специальной области электроники и совсем не учитывает гражданский рынок.

Регламентирование использования зарубежной ЭКБ позволяет уменьшить последствия нашествия зарубежной базы, но мало влияет на активизацию политики в области собственных разработок.

Деятельность системных фирм в области проектирования микросхем также в целом малоэффективна. К сожалению, системные фирмы не владеют современными технологиями проектирования с использованием программируемых платформ (ЗуБ1ет-оп-сЫр) на основе 1Р-ядер, что резко уменьшает их возможности активно влиять на импортозамещение и снижает уровень разрабатываемых систем.

В сложившейся ситуации способом решения проблемы развития ЭКБ и радиоэлектроники в России является программно-целевой метод, обеспечивающий необходимый уровень адресной поддержки развития технологий и новых производств в целях обеспечения повышения конкурентоспособности экономики, инвестиционных программ и проектов в секторах с высокой долей участия государства, прежде всего проектов

опк.

В России была разработана и принята федеральная целевая программа (ФЦП) «Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники» на 2008-2015 гг. (утверждена постановлением Правительства РФ от 26 ноября 2007 г. № 809 (с изменениями от 25 февраля 2009 г.) с объемом финансирования 187 млрд руб., из них 110 млрд — за счет федерального бюджета. Реализация программы полностью соответствует приоритетам государственной политики по созданию стратегически важных для страны инфраструктурных объектов, от которых зависит устойчивое функциони-

рование экономики страны и ее сфер, способствующих инновационнотехнологическому прорыву, решение задач социально-экономической политики государства, развитие и безопасное функционирование технически сложных систем.

Сектор рынка, связанный с созданием военной и специальной ЭКБ и радиоэлектроники, способен обеспечить стабильную загрузку радиоэлектронной промышленности. Анализ государственной программы вооружения показывает, что к 2015 г. объем серийных закупок ЭКБ и радиоэлектроники будет составлять более 30 млрд руб. в год. Особенностями этого сектора являются широкая номенклатура (более 25 тыс. типономиналов), повышенные эксплуатационные требования (радиационная стойкость, температура, вибрация и т. д.), длительный жизненный цикл изделий, включая необходимость воспроизводства в течение 10-15 лет.

Увеличение объемов выпуска конкурентоспособной гражданской продукции на оборонных предприятиях невозможно без соответствующей нормативно-правовой базы, обеспечивающей реформирование, безопасное функционирование и устойчивое развития ОПК, сохранение в первую очередь государственного контроля над стратегически значимыми для национальной безопасности и обороноспособности страны оборонными предприятиями, повышение инвестиционной привлекательности организаций ОПК, регламентации вопросов создания и функционирования интегрированных структур и казенных предприятий, повышение эффективности управления государственной собственностью и уровня менеджмента.

Сегодня для России отставание от ведущих в экономическом и военном отношении стран недопустимо. Мир находится на пороге очередной военно-технической революции, которая должна привести к значительному качественному рывку в модернизации действующих ныне образцов ВВТ, появлению принципиально новых видов оружия, которые будут базироваться на новых физических принципах и наукоемких технологиях. Причем двойное назначение будет иметь гораздо больше технологий, чем те, которые применяются при производстве нынешнего вооружения.

В нынешних условиях необходимо иметь программу превращения ОПК в новый научно-технический комплекс при активной государственной поддержке.

Одной из форм таких структур могло бы стать создание вертикальных концернов, включающих производство, конструирование, маркетинг, сбыт взаимоувязанных наборов инновационных и конкурентоспособных видов продукции. При необходимости для широкомасштабного производства разнообразного оборудования можно было бы пойти и на образование транснациональных компаний в первую очередь с участием предприятий, расположенных в странах ближнего зарубежья.

Другой формой является образование центров, способных на научные открытия и создание новых высоких технологий для использования в различных отраслях национальной экономики.

Создание разветвленной сети финансово-промышленных групп (ФПГ) — один из наиболее действенных путей привлечения внебюджетных источников финансирования для вывода ОПК из кризиса, осуществления структурной перестройки, переориентации промышленных предприятий и научных организаций на собственные средства. Образование ФПГ на базе предприятий ОПК повышает устойчивость входящих в них предприятий к внешним воздействиям, способствует расширению самостоятельности предприятий во всех сферах деятельности, уменьшает вероятность банкротства, содействует перераспределению управленческих функций.

Возникновение ФПГ должно регламентироваться и регулироваться государством, особенно при объединении предприятий, оказывающих существенное влияние на обороноспособность России, так как в противном случае могут возобладать групповые интересы, идущие в разрез с государственной промышленной политикой в ОПК.

Для развития проектов национального масштаба, которые через 1015 лет будут определять конкурентоспособность российских производителей, например по композитам, нанотехнологиям требуется финансирование, в том числе фундаментальной науки и образования. Задачу такого масштаба может взять на себя только государство.

Тот факт, что основой конкурентоспособности являются наука и технологии, заставляет предприятия все время искать новые способы наращивания научно-технического и производственно-технологического потенциалов путем использования соответствующих организационно-экономических механизмов (лизинг, технологический менеджмент, технологический маркетинг, стратегическое планирование номенклатуры высокотехнологичной продукции, технологический обмен, венчурный бизнес и

др.).

Этому способствуют процессы интеграции, позволяющие объединить ранее распределенные по различным предприятиям технологии в рамках одной интегрированной структуры. Самоорганизующиеся крупные интегрированные структуры, создаваемые в настоящее время в ОПК, могут устранить основные проблемы в этой сфере и стать действительно высокодиверсифицированными корпорациями, научно-технический и производственно-технологический потенциалы которых позволят оперативно реагировать на потребность рынка в той или иной продукции и главное обеспечить создание ВВТ новых поколений, как это предусматривается программами и планами развития системы вооружения ВС РФ.

Отечественные корпорации уже успешно «вписываются» в мировое технологическое пространство, обеспечивая дополнительный спрос на вы-

сокотехнологичную продукцию. При этом широко используется механизм коммерциализации полученных технологий. Кроме того, с точки зрения наращивания научно-технического и производственно-технологического потенциалов в интересах повышения уровня технического оснащения Вооруженных Сил Российской Федерации необходимо более активно развивать венчурный бизнес. Сегодня предприятия именно этого типа являются источниками новаций, лежащих в основе высоких технологий, которые представляют один из объектов деятельности оборонных предприятий.

Необходимость государственной поддержки венчурного бизнеса кроется в особенностях жизненного цикла высоких технологий, на начальных стадиях которого такого рода фирмы играют ключевую роль.

При этом начальная стадия, когда еще не определены коммерческие перспективы продукции, создаваемой на основе разработанных венчурными фирмами новаций, характеризуется наибольшим уровнем риска.

И хотя затраты на разработку таких новаций относительно невелики, большие коммерческие организации обычно на этой стадии в силу высокой рисковости не стремятся вкладывать собственные деньги, ожидая когда перспективы продукции определятся. Если роль инвестора для венчурного бизнеса возьмет государство, как это сделано, например, в США и Израиле, то этим самым будет обеспечена возможность непрерывной подпитки отечественных предприятий новыми технологическими решениями, чему будут способствовать сами венчурные фирмы, которые заинтересованы в продвижении разработанных ими технологий для реализации на крупных предприятиях.

Реализация мер для повышения научно-технического и производственно-технологического потенциалов ОПК должна быть осуществлена в короткие сроки, поскольку ситуация может резко обостриться после вступления России во Всемирную торговую организацию. Следствием вступления России в ВТО станет еще большее снижение барьеров на пути импортной продукции, что подорвет пока еще некрепкие позиции отечественных оборонных предприятий на внутреннем и внешнем рынках высокотехнологичной продукции и может разрушить формируемую сегодня отечественную инновационную систему.

В целом для развития научно-технического и производственнотехнологического потенциалов оборонно-промышленного комплекса необходима скоординированная политика всех федеральных органов исполнительной власти как с точки зрения формирования спроса на высокотехнологичную продукцию отечественного производства, так и создания экономических условий, способствующих ее экспорту.

Как отмечалось, структурная перестройка промышленности путем интеграции ресурсов и объединения предприятий в крупные корпорации началась в авиапромышленности, судостроении, ряде корпораций, связан-

ных с производством вооружений. Именно в этом случае создается благоприятная среда для кооперации госсектора науки и наукоемкого производства, так как наукоемкие крупные корпорации строятся по модели государственно-частного партнерства, где роль государства на данном этапе является определяющей.

Преодоление современного экономического кризиса в России возможно только при качественном преобразовании производственного потенциала страны, основой которого является широкое внедрение и распространение научно-технических достижений.

Современная экономика все более приобретает черты инновационной экономики, связанной с разработкой, внедрением и использованием новшеств, с преобразованием организационно-экономического меха-

низма хозяйствования. Наблюдается процесс интеллектуализации экономики. Инновации выступают как материальная основа повышения эффективности производства, качества и конкурентоспособности продукции, снижения издержек.

На макроэкономическом уровне наблюдается процесс перехода от мобилизационного (ресурсного) типа экономического развития к инновационному. Формируется новая инновационная модель развития экономики, являющаяся следствием перехода к доминированию в экономике информационных и коммуникационных технологий; внешнего и внутреннего трансферта инноваций, развития рынка инноваций и интеллектуальной собственности.

Характерными чертами экономики становятся: развитие наукоемких производств, повышение роли невещественных форм богатства (результатов интеллектуальной деятельности); возрастание роли человеческого фактора; переход на интенсивный тип воспроизводства.

Для России потребность в инновационной экономике усиливается, с одной стороны, конкуренцией западных фирм с точки зрения высокого технического уровня и качества продукции и, с другой стороны, ценовой конкуренцией стран Азии (Китай, Индия, Южная Корея), основанной на дешевой рабочей силе.

Развитие инновационной деятельности в российских условиях имеет свою специфику по сравнению с западными странами.

С одной стороны, в России существуют объективные предпосылки формирования инновационной экономики: высокий (мировой) уровень фундаментальной науки; достаточный научно-технический потенциал (например, на предприятиях военно-промышленного комплекса); высокообразованные и квалифицированные кадры ученых, инженеров, рабочих, талантливость российских специалистов.

Быстрый выход России из кризиса вполне возможен через реализацию ее преимуществ. При этом необходимо воспользоваться тем, что рыночная экономика более восприимчива к инновациям, чем централизован-

ная, что, однако, не означает автоматического разрешения проблемы. Для того чтобы рыночные механизмы сыграли свою положительную роль в создании, тиражировании и использовании научно-технических достижений, они должны быть дополнены активной государственной политикой. Проблема создания экономического механизма, позволяющего генерировать, воспроизводить и использовать научно-технические инновации для повышения темпов экономического развития и качества жизни в нашей стране приобретает чрезвычайно актуальное значение.

Мерами повышения эффективности расходования бюджетных средств на поддержку инновационной деятельности должны стать прежде всего:

- финансирование на безвозвратной основе только инновационных проектов, имеющих общенациональный характер и влияющих на повышение экономической безопасности страны;

- конкурсное размещение бюджетных средств для реализации инновационных проектов, представляемых организациями любой формы собственности;

- совершенствование механизма образования и использования внебюджетных источников для реализации инновационных проектов;

- использование механизмов ускоренной амортизации для быстрого накопления амортизационных отчислений;

- расширение использования страхования для стимулирования инновационной активности. Для снижения рисков частных инвесторов необходимо предусмотреть участие государства в венчурных фондах и соответствующие государственные гарантии.

К основным направлениям и методам реализации государственной инновационной политики относятся: формирование институциональных и законодательных условий для позитивных изменений в инновационной сфере; государственная поддержка и стимулирование инвесторов, вкладывающих средства в наукоемкое, высокотехнологичное производство за счет налоговых льгот, гарантий и кредитов; изменении амортизационной политики; внешнеэкономическая и информационная поддержка; развитие лизинга наукоемкого уникального оборудования; выделение прямых государственных инвестиций для реализации инновационных программ и проектов, имеющих общенациональный характер, но не привлекательных для частных инвесторов ит. п.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Позиция руководства страны по вопросам импортозамещения сводится к тому, что Россия не должна зависеть от зарубежных поставок при выполнении оборонных заказов, в то же время не следует стремиться заместить весь импорт сразу. Импортозамещение необходимо только в стратегически важных отраслях экономики. Что касается обороноспособности государства и тех сфер деятельности, без которых невозможно обеспечить его существование, нужно «даже задорого, но производить у себя» [0, 0].

В сегодняшних условиях развития финансового кризиса и в той ситуации, когда Россия в основном экспортирует сырье и импортирует практически все виды наукоемкой продукции в соответствии с принятым решением о переходе страны на инновационный путь развития и производства импортозамещающей продукции, требуется разработка комплексной импортозамещающей политики, которая существенным образом позволит повысить эффективность государственных программ в области оборонной отрасли промышленности.

Инновационная политика и политика импортозамещения, проводимая РФ, направленная на формирование конкурентных преимуществ предприятий, производящих наукоемкую и импортозамещающую продукцию, и наукоемких отраслей промышленности в целом, нуждается в разработке целенаправленных, комплексных мер по совершенствованию инструментов государственного регулирования.

Необходимо применение этих инструментов с учетом количественной оценки конкурентоспособности продукции, используя информационные, в том числе виртуальные, технологии, виртуальные пространства и другие современные достижения науки и техники. В зависимости от полученной оценки конкурентоспособности продукции и предприятия, производящего ее, должны применяться те или иные инструменты государственного регулирования для создания конкурентных преимуществ и достижения определенного уровня конкурентоспособности, обеспечивающего выход на мировой рынок наукоемкой продукции, и осуществления эффективного процесса импортозамещения.

Библиографический список

1. http://www.itlicorp.eom/news/l 109.

2. http://www.izvestia.ru/news/news205404.

3. http://www.newchemistry.ru/letter.php?n_id=3388.

4. Буренок В.М. Техническое оснащение Вооруженных Сил Российской Федерации: организационные, экономические и методологические аспекты / В.М. Буренок, А.А. Косенко, Г.А. Лавринов. М.: Изд. дом «Граница», 2008.

5. Экономика ВПК России. Информационное агентство ТС ВПК, 2006. Январь-март.

6. Российская газета. 2009. 10 апреля. Федеральный выпуск№ 4887.

7. Российская газета. 2009. 5 августа. Федеральный выпуск№ 4967.

F.I. Shamkhalov

State regulation of import substitution in the defense industry of Russia

This paper deals with topical issues of state regulation in the formation and implementation ofpolicies of import substitution products in the defense industry of Russia.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.