Научная статья на тему '8 проблем российского оборонно‑промышленного комплекса и пути их решения'

8 проблем российского оборонно‑промышленного комплекса и пути их решения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
319
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «8 проблем российского оборонно‑промышленного комплекса и пути их решения»



ОБОРОНА

к»

и

/

Текст: Александр РАХМАНОВ,

доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации

ПРОБЛЕМ РОССИЙСКОГО Б

ОБОРО

а

Щл -1

Проблема коренной реструктуризации ОПК в последнее десятилетие остро встала перед Россией.

РОССИЯ: ШОКОВЫЙ ЭФФЕКТ

Ряд процессов - прежде всего окончание холодной войны; процесс глобализации во всех сферах жизни, в том числе в экономике; политические изменения в ряде регионов мира, особенно в Европе - стали причиной сокращения объемов производства и, соответственно, сжатия ОПК не только России, но и стран НАТО (Рис. 1).

Но падение объема заказов более чем в полтора раза за 10 лет в странах НАТО оказало не такой шоковый эффект на оборонную промышленность, как десятикратное уменьшение объема заказа в нашей стране. Однако сжатие рынка вооружений резко обострило внутреннюю конкуренцию между военно-промышленными корпорациями. Промышленные компании вынуждены реагировать на такие изменения проведением масштабных реструктуризационных мероприятий, повышающих их эффективность, заметно снижающих издержки.

Так, при полуторном сокращении заказа на ВВТ, за те же 10 лет занятость в ОПК уменьшилась почти вдвое. Помимо сокращения занятости важным элементом реакции ОПК на сокращение рынков стала концентрация разработок и производства. За десятилетний период на треть сократилось число компаний, участвующих непосредственно в производстве вооружений.

Безусловно, в 1990-е годы отечественный ОПК под воздействием ряда известных факторов также «просел». Многие предприятия просто перестали существовать. Но те коллективы, которые имели серьезные научные заделы и перспективы, смогли выжить. В тяжелейших условиях, когда не выплачивалась заработная плата, уходили сотнями профессионалы - в таких коллективах удалось сохранить научные школы.

Например, Радиотехнический институт имени академика Александра Львовича Минца в 1994 году потерял сразу тысячу с лишним специалистов, которые перешли на работу в «Билайн». Но институт по-прежнему плодотворно работает на благо страны, являясь бесспорным лидером в России в области создания современных РЛС дальнего обнаружения.

ПОСЛЕДСТВИЯ ГЛОБАЛИЗАЦИИ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

Важнейшим фактором реструктуризации ОПК в последнее десятилетие является глобализация мировой экономики.

К движущим силам глобализации в сфере ОПК могут быть отнесены:

- обострение конкуренции с созданными в середине 1990-х годов, прежде всего в США, крупными компаниями (такие слияния, как «Боинг» - «Макдоннелл Дуглас» - «Рокуелл Дефенс», «Локхид» - «Мартин Мариэтта» - «ГД Аэро-спейс» - «Лорган», «Рэйтеон» - «Хьюз» и др.);

- снижение совокупного спроса на ВВТ вследствие сокращений оборонных бюджетов;

- относительный рост спроса на результаты НИО-КР для создания высокотехнологичных систем вооружений;

- подготовка к ведению коалиционных войн

в рамках военных доктрин большинства развитых стран;

- неадекватность структуры большинства оборонных отраслей новым задачам и требованиям, излишек устаревших мощностей, усиливающаяся неэффективность их дальнейшего использования;

- массовое осуществление программ по оптимизации бюджетных расходов с целью максимизации отдачи от вложенных средств;

- усиление ориентации промышленности

на фондовый рынок в интересах максимизации акционерной прибыли в связи с расширением участия частного капитала в ОПК. Проблема реструктуризации ОПК пересекается в этой сфере еще с одной деликатной проблемой глобализации в рамках Всемирной торговой организации - проблемой государственной поддержки субъектов рынка. Поэтому, учитывая опыт разгорающихся торговых споров внутри ВТО, зарубежные корпорации ОПК вынуждены учитывать и запреты на косвенное субсидирование гражданской продукции за счет военных заказов. Программы реструктуризации диверсифи-

Воздушно-космическая сфера №2(87) сентябрь 2016 107

цированных корпораций вынуждены принимать во внимание и ограничения таких международных соглашений, как ВТО.

В целом система условий, в которых оказался российский ОПК, требует не только изменения его масштаба, но и диктует необходимость существенного изменения базовых принципов его функционирования, взаимоотношения с вооруженными силами, государством, мировым сообществом.

ТЕКУЩИЕ ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКОГО ОПК

1. Утрата отечественной базы электронного машиностроения ОПК.

В настоящее время в России практически отсутствует производство современного промышленного оборудования для радиоэлектронной промышленности. Радиоэлектронная отрасль в России превратилась в крупное сборочное производство финальных изделий из импортной элементной базы и на оборудовании в основном ведущих западных и китайских фирм.

2. Потеря научно-технологической базы ОПК

Отечественные разработки по прорывным перспективным технологиям крайне малочисленны. Но даже их внедрение в серийное производство сталкивается с непреодолимыми организационными и финансовыми проблемами. Поэтому радиоэлектронная отрасль существует либо на отечественной, но устаревшей технологической базе, либо на современной, но зарубежной. Большой проблемой является недостаточное количество молодых перспективных, высококвалифицированных кадров. Нужна скоординированная система мер и стимулов для закрепления молодежи в ОПК.

3. Переход страны на рыночные отношения в ОПК не создал рыночные механизмы ценообразования.

Действующая система ценообразования не стимулирует предприятия к повышению производительности труда, эффективности работы в целом. Регулирование средних зарплат, их нормирование построено таким образом, что предприятиям невыгодно повышать эффективность производства, так как сверхприбыль изымается в доход государства. Это не позволяет высокими темпами перевооружать производство и стимулировать экономически более успешные предприятия.

Необходимо коренным образом изменить систему ценообразования и создать реальные механизмы стимулирования производительности труда

и внедрения инновационных продуктов в ОПК.

4. Слабая взаимная координация работ, проводимых в ОПК.

Не эффективны механизмы взаимодействия между предприятиями отрасли. Для деятельности отдельных холдингов характерно ведение «натурального» хозяйства, направленного исключительно на свои нужды. Как следствие, в ОПК до сих пор не решена проблема устранения дублирования проводимых работ. Необходимо скорейшее создание единой базы данных существующих и разрабатываемых технологий и мощной экспертно-аналитической структуры, обеспечивающей аналитическую поддержку решений руководства отрасли.

5. Слабая увязка целей государственной программы развития ОПК с обеспечением реализуемости ГПВ.

Требуется разработка целевых функций и индикаторов, отражающих степень достижения целей содействия реализации ГПВ, для количественной оценки - насколько государственная программа развития ОПК подкрепляет и обеспечивает реализуемость ГПВ. Структура программы и ее организационная часть должны быть увязаны с конкретными приоритетными образцами ВВТ и предприятиями (холдингами), отвечающими за разработку и производство данных изделий. Такая структуризация программы позволит детализировать и закрепить ответственность за реализацию программных мероприятий и целей ГПВ.

Для реализации государственной программы развития ОПК при ее разработке необходимо ориентироваться на крупные предприятия (холдинги) - головных разработчиков финальных образцов ВВСТ. Мероприятия программы должны обосновываться и формироваться с их непосредственным участием, с повышением их роли и ответственности за внедрение результатов технологических работ ОПК в конкретные образцы ВВСТ.

6. Несовершенство системы принятия решений о направлениях финансирования НИОКР.

Система принятия решения о финансировании НИОКР не подкреплена долгосрочным видением развития технологий в радиоэлектронике, а механизм распределения средств на конкретные проекты и контроля результатов исследований недостаточно прозрачен и требует уточнения и детализации.

7. Несовершенство инфраструктуры национальной инновационной системы.

Коммерциализация технологий находится на низком уровне, недостаточно используется потенциал конверсии конкурентоспособных специ-

динамика сокращения объемов рис-11 производства и опк стран НАТО

1200

900

600

300

I Занятость в производстве вооружений (млн чел.) ■■ Затраты на оборону (млрд долл. США) »- Количество компаний в производстве вооружений (тыс.)

13,5

1989 1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001

характеристика отечественной радиоэлектронной промышленности

Масштабный рынок

Одна из крупнейших и самая быстрорастущая отрасль промышленности

Важнейшая составляющая современных ВВСТ

Прогноз мирового рынка радиоэлектронной аппаратуры, трлн долл.

Доля радиоэлектроники в добавленной стоимости обрабатывающей промышленности, %

Доля радиоэлектроных систем в финальных изделиях высокотехнологичной ВВСТ

3,5 3 2,5 2 1,5 1

0,5 0

Доля радиоэлектроники

26% 31% 34% 36%

2010 2015 2020 2025

11111

2010 2015 2020 2025

■ Доля радиоэлектроники 2011 2025

4°НЧ 65%

текущее положение отрасли

Слабые позиции на конкурентных рынках

I Практически полное вытеснение отечественной продукции из потребительских сегментов

I Конкурентоспособность в отдельных нишах профессиональных сегментов, малые объемы экспорта

Сильные позиции в специальных сегментах, большое число конкурентоспособных на мировом уровне продуктов

Недостаточное число эффективных компаний, способных изменить отрасль

I Низкий уровень производительности и эффективности процессов

I Устаревшие бизнес-модели и слабые рыночные компетенции

I Устаревшие операционные модели и слабое участие в глобальной кооперации

Низкий уровень технологичности отрасли

I Накопленное технологическое отставание во многих базовых технологиях отрасли

Низкий уровень коммерциализации и доведения прикладных технологий до конкурентоспособного продукта

-е-

гс>

гс>

I

109

0

альных технологий в гражданские направления. Степень воплощения результатов научных разработок инновационной направленности в конкретные изделия промышленного производства на внутреннем рынке не превышает 20 %. Менее 13 % от производимой продукции экспортируется. В экспорте преобладает продукция специального назначения. При этом только малая часть отечественных производителей участвует в международных кооперационных цепочках, в то время как большинство компаний выпали из мировой системы кооперации.

8. Низкая производительность и эффективность процессов.

На крайне низком уровне находится производительность и эффективность процессов, что обусловлено:

- недофинансированием в сочетании с устаревшими, не соответствующими требованиям современного рынка производственно-технологической базой, бизнес-моделями, операционными моделями;

- слабым уровнем развития!; рыночных компетенций у многих российских компаний;

- недостаточной эффективностью процессов вывода и продвижения продукции на рынке.

Таким образом, радиоэлектронная отрасль России в своем нынешнем состоянии практически неконкурентоспособна на глобальном уровне. Громадное отставание по эффективности, малая доля! рынка и малый выпуск, технологическое отставание остро ставят вопрос о скорейшей масштабной модернизации радиоэлектронной промышленности.

Необходимо продолжать начатые изменения в отрасли и в этом процессе максимально использовать потенциал и компетенции, сохраненные российскими компаниями в отдельных сегментах и нишах рынка (Рис. 2).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

НЕОБХОДИМЫ Е МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИЯТИЙ ОПК

Решение возникающих при этом проблем особенно актуально для предприятий, выполняющих работы за счет кредитного авансирования.

При формировании и реализации государственной программы развития оборонно-промышленного комплекга аоссийской Федерации необходимо выработать гибсую систему мер госу-

дарственной поддержки технического оздоровления предприятий ОПК. ВТ частности, представляется необходимым:

- осуществить возврат инвестиционной льооты по налогу на прибыль, в частности инвестиций на оборудование, а также НИР и ОКР в полном объеме;

- отменить налогообложение части прибыли предприятий, направленной на модернизацию и техническое перевооружение производства ВВТ;

- снизить стоимость лизинга как единственного на сегодняшний день реального механизма, способного обеспечить техническое перевооружение российской промышленности в короткие сроки;

- предоставить налоговые и таможенные льготы для предприятий, развивающих технологическую базу передовых исследований и разработок.

В организационном плане представляется полезным:

- создание в Российской Федерации структуры (например, национального центра) по выработке и реализации государственных научно-технических и инновационных стратегий в разработке технологий двойного назначения и по адаптации в интересах ОПК открытых исследований и разработок, выполненных за счет фвдеральных средств;

т организация межотраслевых координационных центров с целью объединения усилий по созданию элементной! базы нового поколения (прежде всего в электронике и робототехнике) в интересах ОПК;

- обеспечение эффективной законодательной защиты прав интеллектуальной собственности, атакжерезультатов работы по НИР и ОКР.

Необходимо тщательно проанализировать мировой опыт развития ОПК, учесть собственные особенности, сохранить историческую преемственность в отечественной оборонной промышленности, оценить нужды армии и флота исходя из современных угроз нашей безопасности (и их перспективного предвидения). При этом необходимо разработать и реализовать на практике систему мер для решения перечисленных проблем отечественного ОПК, увеличить эффективность его управления, провести в кратчайшие сроки модернизацию оборонной промышленности и создать условия! для развития внутренней сонкуренции в этой сфере. Наличие мощной национальной промышленности - это признак суверенности и состоятельности государства. Именно это сейчас крайне необходимо нашей стране ТРис. 3).

приоритетные направления развития радиоэлектроники

Российский радиоэлектронный рынок, трлн руб.

4,3

Потребительская аппаратура

I Профессиональная аппаратура

39%

I Специальная аппаратура

IЭКБ

45%

Материалы и тех. оборудование 7%

4% 1%

-35%

45%

7% 11% 3%

Мировой радиоэлектронный рынок, трлн руб.

204

Потребительская аппаратура

Профессиональная аппаратура

I Специальная 38%-аппаратура 3 °

I ЭКБ

Материалы и тех. оборудование

30%

5% 21%

6%

67

31%

33%

5%

25% 6%

2011

2025

2011

2025

Высокий потенциал роста

■ Быстрый рост

■ Большое число возможностей и перспективных ниш

Стратегическая важность для государства

■ Национальная безопасность

■ Важность для модернизации промышленности и социальных проектов

Синергия с существующими направлениями и использование имеющихся компетенций

■ Значительный задел в профессиональных сегментах

■ Синергия между специальным и профессиональным направлением

Более низкие барьеры на вход

■ Меньше требования к масштабу

■ Ниже риски развития рыночных компетенций (бренд, продажи)

профессиональная аппаратура специальная аппаратура

Телеком-оборудование Промышленная радиоэлектроника Медицинская радиоэлектроника Авторадиоэлектроника Системы безопасности Радиолокация и авиаэлектроника

Сетецентрические системы Элементы ВКО, СЯС, РЭБ Радиолокационные системы Системы связи Робототехника

го

о ^

■< Е

электронные компоненты

■ Микроэлектроника и другие ключевые электронные компоненты для приоритетных видов аппаратуры

сл

материалы и технологическое оборудование

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.