Казахский народ олицетворяет щедрость и добродушие, однако нетерпимо относится к расточительству. «И за воду будет спрос» - гласит народная мудрость, или «Будешь есть, распределяя пищу экономно, - будет у тебя конь, будешь есть привольно - останется у тебя баран». Эта поговорка учит бережно относиться к любой мелочи, использовать продукты и ресурсы уместно, думать о завтрашнем дне.
Если глубже проникнуть в содержание ценнейших образцов устного народного творчества казахов, мы можем понять, что наш народ уделял большое внимание не только общему воспитанию ребенка, но и развитию экономических и математических знаний и понятий, необходимых в повседневной жизни. Наши предки издавна систематически и умело решали задачи, необходимые в их хозяйственной деятельности. Интересная сфера обучения молодежи экономическим знаниям - решение народных устных задач. Казахские народные устные задачи через свою простоту, логичность и выразительность имеют практическое значение, обладают большим воспитательным и дидактическим потенциалом. Содержание устных задач было связано с хозяйственно-экономической деятельностью казахского народа: со скотоводством, земледелием, охотой, ювелирным ремеслом, предпринимательством. Их тематика очень обширная и разная. Они рождались в бытовых традициях, решались арифметически и логически. Например, «У коз раз в год рождаются близнецы. Если один козленок самец, сколько коз прибавиться за 10 лет?»
Нет сомнений в том, что такое ценное наследие этнопедагогики, как народные задачи, должно занять свое место в экономическом воспитании молодежи. Используя народные бытовые задачи, учителя смогут достичь не только дидактической, но и экономической цели, формируя экономическую культуру личности в целом.
Таким образом, вопросы экономического воспитания в казахской этнопедагогике представлены в следующих аспектах:
- традиции и обряды, связанные с процессом ведения хозяйства (уход за скотом, возделывание земли, добыча и переработка сырья, производство товаров);
- в прикладном искусстве (изготовление юрты, домашней утвари, одежды, ювелирных изделий, конного снаряжения и т.д.);
- национальные игры (рациональное использование времени, изготовление игрушек из подручных средств);
- устное народное творчество (сказки, загадки, пословицы, поговорки, устные народные задачи нравственно-экономического содержания).
Примечания
1. Измайлов А. Э. Народная педагогика: педагогические воззрения народов Средней Азии и Казахстана. М.: Педагогика, 1991. 256 с.
2. Фольклор казахского народа / Под ред. А. Швыдко. Алматы: Жазушы, 2002. 96с.
3. Казахские народные пословицы и поговорки / Сост.и пер.с каз. В.Б. Захарова, А.Т. Смай-ловой. Алматы: Кочевники, 2005. 232 с.
А.А. Лебсак
СОВРЕМЕННЫЕ ЭЛЕКТРОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
В соответствии с современными требованиями к профессиональной подготовке художественных руководителей хореографических коллективов, объём необходимых для изучения знаний в области хореографии существенно возрос, что связано в первую очередь с мировыми тенденциями глобализации. С другой стороны, интеграция современных электронных технологий в образовательный процесс позволила упростить и ускорить процесс передачи информации, а хореографам - познакомиться с различными танцевальными стилями и направлениями, вне зависимости от своего географического положения и национальной принадлежности, используя видеоматериалы танцевальных спектаклей, выступлений, семинаров или мастер-классов, предложенные видеосервисами компьютерной сети Интернет.
Открытое информационное пространство позволило анализировать опыт, накопленный смежными направлениями хореографии, расширив теоретическую основу принципов танцевальных движений. Переосмысление принципов танцевальных движений на основе богатого опыта ведущих танцевальных школ, как национальных, так и авторских, дало новый толчок к развитию многим направлениям хореографии.
Традиционная форма передачи информации от педагога к ученику в области хореографического искусства основана на демонстрации, на принципе наглядности. Передача элементов исполнения того или иного движения исключительно в словесной описательной форме невозможна. В методике преподавания хореографии наибольшую значимость приобретают наглядно-демонстративные формы и методы обучения. Таким образом, создание учебно-методических материалов в области хореографии является наиболее удобной формой, требующей минимальных ресурсов при наибольшей эффективности использования. Это стало очевидно задолго до появления цифровых технологий видеозаписи, распространение которых лишь утвердило использование такой формы учебных материалов, сделав её общедоступной. Учебные видеоматериалы получили широкое распространение в области хореографии, однако их полноценное использование в рамках профессиональной подготовки художественных руководителей хореографических коллективов высших учебных заведениях до сих пор сведено к минимуму. В этом смысле материалы видеосервисов компьютерной сети Интернет способны дополнить, обогатить процесс передачи хореографических знаний, умений и навыков в более доступной и наглядной форме. С каждым годом они приобретают всё большую популярность и практическую значимость.
Популярность видеосервисов положительно отразилась и на развитии наиболее молодых танцевальных направлений, стилей хореографии, связанных с эстрадными выступлениями и экспериментами в области синтеза различных хореографических школ. В то же время устоявшиеся стили и жанры хореографического искусства также широко используют видеотехнологии - в качестве основы для создания методических материалов. Ранее для создания обучающего видеокурса требовалось множество дорогостоящего оборудования, необходимого для записи, сведения и монтажа видеоматериала, существенных затрат на тиражирование. С распространением цифровых технологий видеозаписи произошло кардинальное удешевление производственного процесса. Сегодня обработку итогового материала можно выполнить на стандартном современном персональном компьютере, с помощью обычной цифровой видеокамеры. А записи в формате DVD-дисков возможно на том же среднестатистическом современном персональном компьютере, без учёта цифровой дистрибьюции, когда итоговый материал распространяется в виде файлов через сеть Интернет.
Следует отметить, что на протяжении нескольких десятилетий, просмотр видеозаписей балетов составляющих классическое наследие является привычной формой занятий по курсу «История балета» в большинстве профилирующих учебных заведений, а количество видеозаписей экзаменов по практическим дисциплинам и итоговых отчетных концертов исчисляется сотнями часов. Но, во-первых, отсутствие отлаженных механизмов конечного распространения видеоматериалов среди обучающихся препятствовало становлению передовых методик обучения с использованием видеотехнологий, а во-вторых, распространение видеоматериалов на носителях VHS и аналоговых кассетах уже устарело. Однако с появлением цифровых носителей, имеющих гораздо меньшие габариты, что положительно сказывается на возможностях хранения и транспортировки, проблема распространения оказалась по-прежнему решённой лишь частично. При низкой стоимости тиражирования носителей, итоговая стоимость остается не рентабельной из-за лицензионных отчислений, возникающих в случае официального использования видеоматериалов, созданных сторонними правообладателями. Более того, на момент распространения цифровых технологий видеозаписи вузы ещё не располагали достаточным количеством видеоматериалов для полноценного использования, или ресурсами для их создания. Цифровые носители использовались лишь в некоторых технических учебных заведениях для модернизации образовательного процесса. В вузах культуры и искусств проблема не получила соответствующего решения. Промежуточное решение - создание видеотек, где есть необходимое оборудование и материалы для просмотра, нельзя считать оптимальным решением, ввиду наличия ряда очевидных ограничений: ограниченное количество копий в фонде, ограниченность аппаратных возможностей для просмотра, ограничения, связанные с графиком работы
видеотеки. Благодаря наличию материалов в видеотеке их можно использовать в качестве дополнительных, но они по-прежнему не могут являться основной составляющей методических материалов обучения.
Решение задачи окончательного распространения методических видеоматериалов среди учащихся возможно на основе использования современных информационных технологий, в рамках единой платформы электронного обучения. Решение подсказывает популярность видеосервисов компьютерной сети Интернет, с помощью которых один файл становится доступен миллионам пользователей. Следовательно, воспользовавшись современными информационными технологиями, возможно распространять методические видеоматериалы сходным образом.
Использование видеоматериалов в цифровом формате возможно по следующей модели:
1. Предварительно подготовленные и обработанные видеоматериалы размещаются в рамках электронного курса на сервере платформы электронного обучения.
2. Учащиеся просматривают видеоматериалы из соответствующих разделов электронного курса, используя любой доступный вариант подключения к серверу платформы электронного обучения.
3. Учащиеся обсуждают содержание видеоматериала, на основе опорных вопросов составленных преподавателем, используя инструменты платформы электронного обучения в рамках электронного курса.
4. Учащимся может быть предоставлена возможность загрузки видеоматериала на удаленный компьютер, для просмотра без обращения к серверу платформы электронного обучения.
Использование такой технологии включения видеоматериалов в методическую основу учебного курса позволяет разрешить множество проблем, сформулированных ранее, единый цифровой источник видеоматериала упрощает хранение и обновление, а использование сетевых технологий позволяет решить задачу распространения информации. Благодаря такой форме предоставления видеоматериала, учащимся создаются более комфортные условия процесса обучения, в сравнении с групповым просмотром или использованием видеотеки. Просматривать видеоматериалы, размещенные в рамках электронного курса на сервере платформы электронного обучения, позволяет студентам выбирать удобное время просмотра, индивидуальный темп, даёт возможность повторения нужных фрагментов, а благодаря инструментам взаимодействия, сохраняется элемент причастности к групповой работе, позволяющий создать аналог обсуждения просмотренного материала в классе. Преподаватель может управлять открыто дискуссией, формулируя опорные вопросы.
Следует отметить, что существует кардинальное отличие в подготовке художественных руководителей хореографических коллективов и исполнителей, специализирующихся на той или иной форме хореографии. В задачи подготовки художественных руководителей хореографических коллективов входит формирование знаний о принципах исполнения и стилистике различных хореографических направлений, в то время как при подготовке исполнителей приоритетной задачей обучения становится формирования навыков. Для успешного формирования правильных навыков исполнения требуется обязательный контроль и корректировка действий ученика со стороны педагога. В случае подготовки исполнителей в той или иной форме хореографии использование возможностей электронного обучения носит вспомогательный характер, призванный помочь в освоении теории, на которой базируется техника исполнения танцевальных движений, в то время как при подготовке художественных руководителей хореографических коллективов использование технологий электронного обучение способно стать основной формой предоставления методических материалов и автоматизации контроля познавательной активности и уровня усвоения знаний учащимися, существенно снизив нагрузку на преподавателя.
В случае использования методических видеоматериалов в процессе обучения по практическим профилирующим дисциплинам, к которым можно отнести классический танец, народно-сценический танец, русский народный танец, историко-бытовой танец и т.п., видеоматериалы выступают как вспомогательные, а их содержание может способствовать: формированию правильной механики, амплитуды и динамики движений - в случае эталонного показа изучаемых элементов исполнителями высокого уровня; разучиванию последовательности движений танцевального класса; разучиванию хореографии танцев и формированию представлений об общем рисунке танца при разучивании
групповых танцев. Методические видеоматериалы по практическим дисциплинам, в рамках подготовки художественных руководителей хореографических коллективов, могут быть направлены на формирование правильной техники исполнения, а также в качестве талонного показа, или представлять собой специально подготовленные фрагменты, детально фокусирующиеся на нюансах исполнения тех или иных движений. Однако такие видеоматериалы не смогут заменить контроль и корректировку действий со стороны преподавателя на практических занятиях.
Если рассматривать использование методических видеоматериалов в рамках курса «Искусство балетмейстера», то их содержание может включать: учебные этюды и готовые танцевальные номера, соответствующие текущей рассматриваемой теме, выполненные предыдущими курсами, а также примеры использования принципов построения хореографического материала в сценических хореографических композициях. При наличии видеозаписей учебных работ предыдущих курсов на сходную тему, это поможет избежать повторного использования одного и того же лексического материала, позволив сосредоточиться на создании новых выразительных форм.
Преимущества технологий электронного обучения не ограничиваются использованием технологий цифровой видеозаписи для просмотра уже готового материала. Благодаря развитию мобильных устройств, возможность записи видеороликов, достаточно высокого качестве, присутствует в большинстве современных моделях сотовых телефонов, распространённость которых, особенно в молодёжной среде, является повсеместной. Если рассматривать возможность применения технологий записи цифрового видео в рамках курса «Искусство балетмейстера», то записанные с помощью мобильного телефона видеоролики могут использоваться в качестве формы промежуточного контроля процесса подготовки танцевальных номеров - отснятый на репетиции файл публикуется в рамках электронного курса, где его можно просматривать и обсуждать, получив таким образом консультацию педагога и помощь со стороны других учащихся. В случае использования устройств видеозаписи, позволяющих записывать видео в более высоком качестве, нежели мобильный телефон, например бытовой цифровой видеокамеры, возможна публикация отснятого материала в рамках электронного курса в качестве итоговой формы контроля выполнения задания. Принимая во внимание, что при оценке работ учащихся по курсу «Искусство балетмейстера» основным является оценка хореографического замысла, а исполнительское мастерство второстепенно, способ контроля выполнения итогового задания на основе публикуемых студентами видеоматериалов позволяет представить на оценку лучший вариант исполнения, который может быть всесторонне оценен, учитывая уже описанные преимущества использования технологий цифрового видео - возможность многократного просмотра и просмотра в удобное время, что позволяет преподавателю сохранить чистоту восприятия, которая может снижаться при оценке множества работ, показываемых на экзамене подряд.
Л.В. Светухина
ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ-ФИЛОЛОГОВ В ВУЗЕ
Развитие творческой активности студентов - будущих специалистов, занятых в различных областяхобщественного производства, является актуальной задачей всего вузовского образования. Назрела необходимость выработки научно обоснованных методов формирования качеств личности, которые позволили быраскрыть ее творческий потенциал, развить творческую активность как необходимое условие самоактуализации и жизненной адаптации. Темболее это необходимо для студентов гуманитарных специальностей (в данномслучае филологов), ориентированных на коммуникативную сферу, в которой необходимы такие профессиональные качества, как потребность в творчестве, творческое воображение, воля, эмоциональность и др.
Творчество, или творческая активность, - явление многогранное, многоаспектное, изменчивое и в силу этого вызывающее определенные трудности для анализа и исследования. В психологии имеется более шестидесяти определений этого явления. Остановимся