Научная статья на тему 'Современные духовно-правовые ценности'

Современные духовно-правовые ценности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
167
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ивентьев С. И.

Русская Православная Церковь (РПЦ) опубликовала Свод вечных общечеловеческих ценностей: свобода, жертвенность и любовь. В связи с чем, Церковь предложила обществу обсудить список ценностей, которые остаются для России вечными [1, с. 7], что и послужило основанием для написания настоящей работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные духовно-правовые ценности»

23. Толстой Ю.К. К теории правоотношения [Текст] / Ю.К. Толстой. -Л.: Из-во Ленинградского ун-та, 1959. - 281 с.

24. Уранский Ф.Р. Пробелы в праве и способы их восполнения в правоприменительной деятельности: автореф. дисс. ... канд. юр. наук: 12.00.01 [Текст] / Ф.Р. Уранский. - М., 2005. - 22 с.

25. Уранский Ф.Р. Способы установления и восполнения пробелов в праве [Текст] / Ф.Р. Уранский // Ученые записки юридического факультета. -Вып. 3 (13). - СПб., 2005. - С. 58-61.

26. Хропанюк В.Н. Теория государства и права: хрестоматия [Текст] / В.Н. Хропанюк. - М., 1998. - С. 689-732.

27. Шиндяпина Е.Д. Способы преодоления пробелов в праве [Текст] / Е.Д. Шиндяпина // Вестн. МУМВД России. - 2007. - № 3. - С. 159-160.

28. Щелокаева Т.А. Правовые основания применения права по аналогии [Текст] / Т.А. Щелокаева // Арбитражная практика. - 2007. - № 1. - С. 60-64.

29. Щелокаева Т.А. Пробел в праве и пробел в законе: понятие и разграничение [Текст] / Т.А. Щелокаева // Актуальные проблемы юридической науки и правоприменительной практики. - Ч. 1. - Киров, 2006. - С. 163-165.

30. Явич Л.С. Общая теория права [Текст] / Л.С. Явич. - Л.: Из-во Ленинградского ун-та, 1976. - 282 с.

СОВРЕМЕННЫЕ ДУХОВНО-ПРАВОВЫЕ ЦЕННОСТИ

© Ивентьев С.И.*

ООО «Завод строительных конструкций», г. Казань

Русская Православная Церковь (РПЦ) опубликовала Свод вечных общечеловеческих ценностей: свобода, жертвенность и любовь. В связи с чем, Церковь предложила обществу обсудить список ценностей, которые остаются для России вечными [1, с. 7], что и послужило основанием для написания настоящей работы.

Под ценностью понимают то, что имеет для человека значимость в духовном, нравственном, эстетическом и познавательном отношении.

Различают моральные, научные, эстетические, юридические (правовые), философские, религиозные, социальные, политические, экономические, финансовые, экологические и другие ценности.

Как правило, в науке ценности подразделяют на материальные, социально-политические и духовные. В свою очередь, эти ценности могут быть личными и коллективными.

К материальным ценностям относят природные объекты (богатства) и предметы, изготовленные человеком, включая средства труда.

* Юрисконсульт.

Социально-политические ценности включают в себя социальные и политические явления, политические акты и действия.

Духовными ценностями принято считать ценности науки, морали, искусства, философии, права и др., несмотря на то, что некоторые указанные области вообще никакого отношения к духовности не имеют.

Традиционно под духовностью понимают совокупность проявлений духа в мире и человеке. В свою очередь, право - это совокупность установленных или санкционированных государством общеобязательных правил поведения (норм), соблюдение которых обеспечивается мерами государственного воздействия. При этом, как правило, право как жесткий социальный регулятор лишено духовной и нравственной составляющей.

Как отмечает Д.Л. Андреев, во всех сферах жизнедеятельности человека, наблюдаются два рада различных явлений: духовный и интеллектуальный [2, с. 446]. Почти вся область науки и тем более техники принадлежит ко второму ряду; в него также входят философские (кроме духовной философии), правовые, эстетические и моральные построения. Сюда же относятся общественные объединения с различными организационно-правовыми формами, кроме религиозных, политические программы и партии, экономическая и социальная деятельность, даже искусство и художественная литература. Духовный же ряд состоит из человеческих проявлений. Сюда полностью относятся области религии, спиритуалистической или духовной философии, метаистории, магии, высокой этики или нравственности и наиболее глубокие творения литературы, музыки, пространственных искусств, отражающих сферы духовных материй только светлых проявлений.

Сорокин В.В. в своей работе «Понятие совести в правовом измерении» подчёркивал, что «В России же всегда признавалось существование естественной духовности, свойственной человеческой душе изначально, по самой её природе» [3], тем самым, показывая нам веские основания для синтеза интеллектуальной и духовной сфер.

Как нами отмечалось, до конца XX в. основными причинами невозможности одухотворения права и выделения духовно-правовых ценностей являлись: 1) Многие духовные и морально-нравственные явления, будучи подвергнутыми анализу со стороны самых различных наук (включая теологию, этику), оставались вне юридического осмысления; 2) К существующей традиционной классификации (группе) прав юридическая наука не относила духовно-нравственные аспекты развития человека, в том числе религиозно-нравственные категории [4, с. 388-389].

Справедливо отмечает М.А. Супатаев, что в правовом государстве право должно быть нравственным и содержать духовно-нравственные начала [5, с. 11]. Данные потребности человеческой цивилизации нашли своё воплощение через открытие и введение в юриспруденцию совсем новых поколений прав человека (четвёртое и пятое поколение).

Конец XX в. ознаменовался объединением этики и юриспруденции [13, с. 107-109], связанного с открытием в России четвёртого поколения прав - духовно-нравственных прав и свобод человека и гражданина, которые провозгласили и провозглашают духовные и нравственные ценности личности [6, с. 47-49; 7, с. 199-203; 8, с. 87-92; 14, с. 272-275], что являлось крупной научной революцией.

Духовно-нравственные ценности человечества базируются на нормах морали (нравственности) и религии, которые затрагивают фактически все сферы жизнедеятельности человека (духовная и интеллектуальная).

К четвёртому поколению прав относятся право на жизнь, уважение духовного и нравственного достоинства человека, запрет пыток и бесчеловечного обращения, право на творчество, право выбора, свобода совести и вероисповедания, право на духовное образование и воспитание, право на благоприятную окружающую среду и др.

Благодаря духовно-нравственным правам и свободам человека и гражданина в юридическую науку были введены понятия «дух», «душа», «пространство души», а также «духовное пространство», которые приобрели также правовую природу [13, с. 107-109; 15].

В начале XXI в. в России было провозглашено и введено в юридическую науку пятое поколение прав - Божественные права и свободы, основу которых составляют Любовь, Божественная информация и энергия [8, с. 87-92; 9, с. 373-377; 11, с. 129-131].

К пятому поколению прав относятся такие права, как право на Любовь, Вера и любовь к Богу, единство с Творцом, право на рговдение в Любви, право на информацию и управление энергией, право на управление пространством и временем, право на развитие энергетической мощи своей души и своих энергооболочек, право на Сотворчество и совершенствование окружающего мира и другие права, которые вытекают из Любви и Божественной энергии.

В связи с открытием четвёртого и пятого поколений прав человека, Любовь в России была признана главной общечеловеческой ценностью [9, с. 373-377; 11, с. 129-131].

В иерархии общечеловеческих ценностей потребности человека выглядят следующим образом:

1. божественные (Бог, Любовь, энергия и информация, Сотворчество);

2. духовно-нравственные (Вера в Бога, религия, мораль, творчество);

3. витальные (биологические);

4. социальные [22, с. 10-11].

Следует отметить, что Любовь стали относить не только к нравственной и духовной категориям (религиозной и философской), ной к правовой (юридической) категории.

Грицай Л.В. относит Любовь к основной культурной и духовной ценности [16, с. 165-167]. С позицией данного автора мы полностью солидарны.

В соответствии со ст. 3 Основ законодательства Российской Федерации о культуре [20], Божественные права и свободы (пятое поколение прав человека), как и духовно-нравственные права и свободы человека и гражданина (четвёртое поколение прав), и закрепляемые ими ценности относятся к культурному наследию и достоянию народов России.

Любовь как общечеловеческая ценность и национальная идея страны была уже заложена в Конституцию России, из преамбулы которой следует, что наши предки передали нам такие ценности, как Любовь, которая является основной ценностью пятого поколения прав человека, а также уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость [17].

Абракшин А.А., исследуя русские былины, сказания и сказки, отмечает, что наши предки были верны космическому закону «Га» - «роты» -Рода, который является символом Любви и плодородия [19, с. 98-100]. Как указывает тот же автор, языческая (масонская) реформа князя Владимира, проводимая до Крещения Руси, разрушала существующую систему ценностей нашего народа, в которую входили Любовь, гармония и другие добродетели [19, с. 108].

Согласно ст. 1 Семейного кодекса Российской Федерации семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех её членов [18].

Семейное законодательство на уровне семьи раскрыло сущность любви как основного источника построения человеческих отношений. Об этом говорил в своё время Иисус Христос:

«Но вам слушающим говорю: любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, Благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас» (Лк. 6: 27-28).

Например, в исламе Аллах (Бог) своими качествами показывает, каким должен быть человек: любящим и дающим, великодушным и благожелательным, прощающим и милосердным, добрым и оценивающим и т.д. [21, с. 12-77].

«Скажи: «Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, будет любить вас тогда и прости вам ваши грехи» - поистине, Аллах - прощающий, милосердный» (Коран, 3: 31)

Основы любви также заложены в других вероисповеданиях.

С учётом открытия четвёртого и пятого поколений прав человека, была принята Декларация Божественных и духовно-нравственных прав и свобод человека от 23.11.2010 г. [10]. Указанная Декларация относится к одному из источников права - к договору нормативного содержания, носящего всемирный и надгосударственный характер [12, с. 254-257].

В народе Декларацию Божественных и духовно-нравственных прав и свобод человека назвали Декларацией Любви, которая отражает потребности современного человеческого общества.

Согласно ч. 1 ст. 1 Декларации Божественных и духовно-нравственных прав и свобод человека основу Божественных и духовно-нравственных прав и свобод человека составляет Любовь.

Как нами отмечалось, право приобрело ярко выраженный духовнонравственный аспект [13, с. 107-109].

Таким образом, из изложенного видно, что, в связи с открытием в России и введением в юриспруденцию четвёртого и пятого поколений прав человека, произошло объединение духа с правом, а также закрепление основных духовных ценностей в праве.

Список литературы:

1. Новоселова Е. Свобода, жертвенность, любовь // Российская газета. -27.01.2011. - № 15 (5391).

2. Андреев Д.Л. Собрание сочинений: в 3 т. Т.2. - М.: Московский рабочий; Присцельс, 1995. - С. 446.

3. Сорокин В.В. Понятие совести в правовом измерении // История государства и права. - 2009. - № 21. - С. 2-5.

4. Ивентьев С.И. Триединство прав человека: религия, наука и мораль // Церковь в истории и культуре России: сборник материалов Международной научной конференции, Киров (Вятка), 22-23 октября 2010г. - Киров: Изд-во ВятГГУ, 2010. - С. 388-389.

5. Супатаев М.А. Свобода и справедливость в российском праве (цивилизационный аспект) // Государство и право. - 2010. - № 4. - С. 5-11.

6. Ивентьев С.И. Четвёртое и пятое поколение прав человека // Гуманитарные науки: сборник научных трудов. Ч. 2. - Караганда: Издательство КарГУ, 2010. - С. 47-49.

7. Ивентьев С.И. Классификация прав человека и гражданина // Казанская наука. - Казань: Изд-во Казанский Издательский Дом. № 3, 2010. - С. 199-203.

8. Ивентьев С.И. Пятое поколение прав человека. Энергия Любви. // Современность и психолого-педагогические науки. Современность и лингвистические науки. Современность и юриспруденция: сборник материалов 1 Всероссийской научно-практической Интернет-конференции / Под общ. ред. B.C. Курчеева и Т.В. Сидориной. - Новосибирск: ЦПИ - Издательство СИБПРИНТ, 2010. - С. 87-92.

9. Ивентьев С.И. Общечеловеческие ценности: четвёртое и пятое поколение прав человека // Система ценностей современного общества. Сборник материалов 12 Международной научно-практической конференции / Под общ. ред. С.С.Чернова. - Новосибирск: Издательство НГТХ 2010. - С. 373-377.

10. Декларация Божественных и духовно-нравственных прав и свобод человека от 23.11.2010 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.zhur-nal.lib.ru/ editors/i/iwentxew_s_i/deklarazia.shtml/

11. Ивентьев С.И. Любовь как вселенская и общечеловеческая ценность // Социально-гуманитарное знание: поиск новых перспектив: сборник ста-

тей 4 Международной научно-практической конференции. - Пенза: Приволжский Дом знаний, 2010. - С. 129-131.

12. Ивентьев С.И. Декларация Божественных и духовно-нравственных прав и свобод человека как источник права // Казанская наука. - Казань: Изд-во Казанский Издательский Дом, 2010. - № 10. - С. 254-257.

13. Ивентьев С.И. Союз этики и юриспруденции // Казанская наука. -Казань: Изд-во Казанский Издательский Дом. - 2010. - № 7. - С. 107-109.

14. Ивентьев С.И. Вопросы гуманитарных и естественных наук в связи с открытием четвёртого и пятого поколений прав человека и гражданина // Современные проблемы гуманитарных наук: материалы 3 международной научно-практической конференции 20-25 июня 2010. - М., 2010. - С. 272-275.

15. Ивентьев С.И. Философия и право: сфера духа [Электронный ресурс]. - Казань, 2010. - Режим доступа: www.zhurnal.lib.rU/editors/i/iwentxew_s_i.

16. Грицай Л.В. Любовь как основная культурная и духовная ценность человека // Система ценностей современного общества: сборник материалов 121 международной научно-практической конференции / Под общ. ред. С.С. Чернова. - Новосибирск: Издательство НГТУ, 2010. - С. 165-167.

17. Конституция РФ // Российская газета. - 25.12.1993.

18. Семейный кодекс РФ // Российская газета. - 27.01.1996. - № 17.

19. Абракшин А.А. Русский Дьявол: от Кощея до Волонда. - М.: Яуза-пресс, 2009. - С. 98-100.

20. Основы законодательства РФ о культуре // Российская газета. -17.11.1992. - № 248.

21. Хаммудах Абдалати. Ислам какой он есть. - Баку: Азербайджанская Государственная Книжная Палата, 1999. - С. 12-77.

22. Ивентьев С.И. Основа субъективного права: четвёртое и пятое поколение прав человека // Система ценностей современного общества: сборник материалов 12 Международной научно-практической конференции / Под общ. ред. С.С. Чернова. - Новосибирск: Издательство НГТХ 2010. - С. 10-11.

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО СТАТУСА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ОБЩЕСТВ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В XIX ВЕКЕ СОГЛАСНО ИХ УЧРЕДИТЕЛЬНЫМ ДОКУМЕНТАМ

© Крупко Р.С.*

Самарская государственная областная академия (Наяновой), г. Самара

В статье рассматривается вопрос возникновения правовой природы прав акционерных компаний России начала XX в. Права компании воз-

* Аспирант.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.