Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ЦИФРОВИЗАЦИИ В БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЕ'

СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ЦИФРОВИЗАЦИИ В БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

382
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровизация / цифровая трансформация / цифровые технологии / бизнес-процессы / Большие Данные / digital transformation / digital technologies / business processes / big data.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хуснеева Неля Зуфаровна

В статье представлены современные аспекты цифровизации в банковском секторе экономики. Автором отмечены предпосылки цифровой трансформации в банковской системе, а также использование цифровых технологий в бизнес-процессах банков и взаимоотношении с клиентами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN ASPECTS OF DIGITALIZATION IN THE BANKING SYSTEM

The article presents modern aspects of digitalization in the banking sector of the economy. The author identified the prerequisites for the digital transformation banking system, as well as the use of digital technologies in the business processes of banks and in customer relations.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ЦИФРОВИЗАЦИИ В БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЕ»

IV Международная научно-практическая конференция

УДК 336.7

Хуснеева Неля Зуфаровна Khusneeva Nelia Zufarovna

Вице-президент Vice president Диджитал Партнере Digital Partners

СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ЦИФРОВИЗАЦИИ В БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЕ

MODERN ASPECTS OF DIGITALIZATION IN THE BANKING SYSTEM

Аннотация. В статье представлены современные аспекты цифровизации в банковском секторе экономики. Автором отмечены предпосылки цифровой трансформации в банковской системе, а также использование цифровых технологий в бизнес-процессах банков и взаимоотношении с клиентами.

Annotation. The article presents modern aspects of digitalization in the banking sector of the economy. The author identified the prerequisites for the digital transformation banking system, as well as the use of digital technologies in the business processes of banks and in customer relations.

Ключевые слова, цифровизация, цифровая трансформация, цифровые технологии, бизнес-процессы, Большие Данные

Keywords: digitalization, digital transformation, digital technologies, business processes, big

data.

В условиях цифровизации экономики информационные технологии существенно повышают эффективность деятельности, способствуют достижению высокой конкурентоспособности, позволяют анализировать и грамотно решать возникающие проблемы, внедрять новые продукты и услуги и строить эффективные взаимоотношения с контрагентами.

Цифровизация экономики способствует тому, что информация становится производственным ресурсом. Различные цифровые технологии и инновации, технологии обработки огромного количества данных Big Data позволяют

IV Международная научно-практическая конференция вывести на новый уровень бизнес-процессы организаций различных секторов

экономики.

Наиболее благоприятные перспективы связаны с применением цифровых технологий в банковском секторе, где цифровизация способствует решению проблемы финансовых рисков, разработке новых продуктов и услуг и привлечении клиентов.

Российская банковская система в настоящее время находится на этапе цифровой трансформации, чему способствует как развитие цифровой экономики, создание технологических инноваций, так и повышение актуальности цифровых сервисов в условиях принятых мер и ограничений, связанных с распространением коронавирусной инфекции.

Цифровизация касается и организации самого функционирования банков, и продуктов с услугами, предлагаемых клиентам, и развития небанковских сервисов и экосистем. С помощью цифровых технологий банковские организации могут настраивать сервисы под индивидуальные потребности каждого конкретного клиента, а также служить провайдерами широкого спектра финансовых и нефинансовых услуг в режиме «одного окна». Например, технологии больших данных и искусственного интеллекта позволяют иметь множество тарифов индивидуально под каждого клиента, который может выбрать для себя набор опций, который и сложится в его индивидуальный тариф.

Цифровизация в банковской системе главным образом касается бизнес-процессов и взаимоотношения с клиентами. Цифровизация бизнес-процессов в банках позволяет оптимизировать расходы, точнее оценивать кредитоспособность клиентов и их риски, увеличивать продажи от банковских услуг и небанковских продуктов [1, c.92]. Так, Большие Данные существенно повышают эффективность оценки кредитоспособности заемщика, что в значительной мере снижает кредитный риск организации. В частности, Большие Данные используются в методах и моделях скоринга и андеррайтинга, что существенно сокращает время рассмотрения кредитных заявок. Кроме того, Big Data позволяют проанализировать операции конкретного клиента и используя

IV Международная научно-практическая конференция индивидуальный подход предложить подходящие именно ему банковские

услуги.

Банки и используют информационную базу для анализа клиентов, чтобы предлагать специализированные кредитные предложения, размещение депозитов и другие услуги с индивидуальным подходом, что позволяет увеличивать кредитный портфель.

Многие Банки использует технологии Больших Данных, в том числе для анализа информации из социальных сетей, поведение пользователей сайта компании, в частности, в розничном бизнесе для обработки заявки на получение кредитных продуктов.

Наиболее широко в банковском секторе цифровые технологии и технологии Больших Данных используются для проведения сегментации клиентов, предотвращения мошеннических операций, реализации перекрестных продаж и управления рисками.

Что касается аспекта взаимоотношения с клиентами, цифровизация способствует развитию системы по принципу «одного окна», то есть получению предложений и банковских услуг сразу от большого количества банков. Кроме того, увеличивается скорость транзакций при помощи информационных технологий и предоставление персональных продуктов и услуг для клиентов.

В рамках всей экономической системы цифровизация банковской системы в аспекте развития цифрового банкинга ведет к прозрачности экономики, сокращению теневой экономики, увеличению объема налоговых поступлений, количества рабочих мест и росту ВВП [2, с.81].

В настоящее время самыми популярными направлениями инноваций в банковском секторе выступают технологии онлайн-платежей, биометрической идентификации и роботизации с точки зрения розничного бизнеса и цифровых банковских гарантий, факторинга в корпоративном блоке.

В современной банковской системе России классические банки активно переходят к взаимодействию с финтех компаниями, которые используют в работе с клиентами новые технологические решения. За последние несколько лет

IV Международная научно-практическая конференция качество предоставляемых услуг, расширение продуктовой линейки,

увеличивает прирост корпоративных клиентов, осуществляющих переход к

диджитализированным продуктам, что положительно сказывается на развитии

экономики в области цифровизации в целом.

Библиографический список:

1.Петрова Л. А., Кузнецова Т. Е. Цифровизация банковской системы: цифровая трансформация среды и бизнес-процессов // Финансовый журнал. 2020. Т. 12. № 3. С. 91-101. DOI: 10.31107/2075-1990-2020-3-91-101.

2.Аббасов А.М., Мамедов З.Ф., Алиев С.А. Цифровизация банковского сектора: новые вызовы и перспективы. Экономика и управление. 2019;(6):81-89. https://doi.org/10.35854/1998-1627-2019-6-81-89

© Хуснеева Н.З., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.