Научная статья на тему 'Современные аспекты реабилитации'

Современные аспекты реабилитации Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
450
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Третьякова О. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные аспекты реабилитации»

ВЕСТНИК ФИЗИОТЕРАПИИ И КУРОРТОЛОГИИ № 1, 2019

полный безболезненный диапазон пассивных движений, начиналось восстановление прочности с помощью программы стабилизации вращательной манжеты и лопатки. Это упражнения для мышц-стабилизаторов лопаточно-грудного соединения (ромбовидная, трапециевидная и передняя зубчатая мышцы). Изолировать данные мышцы, возобновить их содружественные движения и нормальный ритм между лопаткой и плечом помогают такие упражнения, как пожимание плечами, имитация гребли и отжимания. После этого переходят к упражнениям для укрепления вращательной манжеты. Следует выполнять упражнения при отведении плеча на 45-90° и сгибании кпереди до 90°, когда обеспечиваются наилучшие условия для кровоснабжения сухожилий тренируемых мышц. Во избежание импинджмент-синдрома пациенту не рекомендуется такое положение руки, при котором большой палец обращен вниз при отведении более чем на 90°, а также поворот конечности вовнутрь. В эксперименте участвовало 17 человек мужского пола, в возрасте 18-26 лет. При первичном анкетировании они предъявляли жалобы на умеренные и среднеинтенсивные боли в плечевом суставе, возникающие или усиливающиеся при активных и пассивных движениях (сгибании, разгибании, ротации, отведении) в плечевом суставе. Боли в плечевом суставе имели односторонний характер. Среднее значение показателей по шкале ОБП составила 17,9 ± 1,8. При анализе результатов отмечалась положительная динамика, так у пациентов с каждым занятием показатели повышались как по нагрузке, так и по чистоте выполнения упражнений. К концу курса физической реабилитации показатели максимальной силы жима, большой грудной мышцы, бицепса, обхват плеча, выносливости и координации в среднем улучшились на 32 %, а показатели по шкале ОБП снизились до 7,1 ± 1,2. Анализ результатов предложенной нами программы реабилитации показал положительную динамику, характеризующуюся увеличением диапазона движений в конечности, уменьшением болевого синдрома, прогрессированием силы мышц, фиксирующих плечевой сустав, увеличением выносливости и координации.

СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ РЕАБИЛИТАЦИИ

Третьякова О. С.

ФГАОУ ВО «КФУ им. В. И. Вернадского», Медицинская академия имени С. И. Георгиевского, г Симферополь

Проведение целостной системы реабилитации, исходя из количества населения, нуждающегося в нем, сложности задач, стоящих перед участниками этого процесса, может быть обеспечено только в специализированных учреждениях, имеющих соответствующую систему служб и сквозную программу мероприятий, проводимых на всех ее этапах. Целостный подход к реабилитации пациента подразумевает его восприятие не как биологического объекта (носителя жалоб, симптомов и т.д.), как это принято в клинической практике, а как некого социально-биологического объекта со всем присущим ему индивидуальным набором взаимосвязей как с обществом в целом, так и его отдельными членами. Современная концепция реабилитации рассматривает ее как комплексный процесс, включающий ряд аспектов: 1) медицинский - восстановление, коррекцию или компенсацию утраченных и дефицитных физиологических функций; 2) психологический - коррекцию психического статуса пациента, измененного основной патологией с целью профилактики возможной соматизации нарушений психических функций пациента, адаптации его к прежней (или же новой) бытовой и социальной среде; 3) физический - воссоздание исходного или оптимального уровня двигательной дееспособности пациента в быту и социуме; 4) социально-экономический - воссоздание утраченных и нарушенных, или формирование новых вынужденных, общественных связей и отношений пациента, устранение социальных ограничений, вызванных патологией (в т. ч. социально-медицинских, социально-педагогических, социально-психологических, социально-средовых, социально-бытовых); 5) профессиональный - профессиональное обучение/переобучение и трудоустройство, соответствующие сформировавшемуся стойкому дефекту как физических, так и психических функций; 6) духовно-нравственный - формирование духовного здоровья на основе общечеловеческих ценностей. Существующая в Республике Крым санаторно-курортная отрасль представляет собой комплекс учреждений, способных оказывать медицинскую реабилитацию на соответствующем этапе. Следует учитывать, что немаловажным аспектом успешной медицинской реабилитации при реализации профильных программ в санаторно-курортных условиях является не только пассивное применение природных и преформированных физических факторов, лекарственных средств в соответствии со стандартами лечения, но и обязательное активное участие самого пациента в восстановлении своего физического здоровья, психического состояния, а также духовного здоровья на принципах общечеловеческих ценностей.

ФИЗИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА СРЕДСТВАМИ АДАПТИВНОЙ

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Хайбуллаева Ф. Р.', АндрусеваИ. В.', БобрикЮ. В.2

'ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет»

2ФГАОУ ВО «КФУ им. В. И. Вернадского», Медицинская академия имени С. И. Георгиевского, г Симферополь

Актуальность данной работы обусловлена тем, что в современном мире число новорожденных детей с умственной отсталостью увеличивается. Лица с нарушениями интеллектуального развития нуждаются в оказании им медико-психолого-педагогической помощи, в частности, путем адаптивной физической культуры. В наше время актуальной остается проблема коррекции нарушений двигательной сферы у детей с нарушениями интеллектуального развития. Особенности развития их двигательной сферы проявляется дефектом психомоторики, нарушениями точности движений, равновесия и координации, что обуславливает необходимость использовать в процессе обучения и воспитания детей данной категории адаптивную физическую культуру. Всемирная организация здравоохранения считает, что реабилитация - это процесс, который направлен на помощь больным и инвалидам для того, чтобы они достигли предельно возможной при их заболевании психической, физической, социальной, педагогической, социальной полноценности. Физическая культура представляется элементом образовательного процесса учащихся с интеллектуальными нарушениями. Она разрешает образовательные, воспитательные, лечебно-оздоровительные и коррекционно-развивающие проблемы. Физическое воспитание рассматривается и происходит вместе и имеет связь с нравственным, трудовым, умственным и эстетическим воспитанием; занимает важное место в подготовке данной категории учащихся к самостоятельной жизни, трудовой деятельности, вырабатывает положительные качества личности, содействует общественной интеграции обучающихся в общество. Цель адаптивной физической культуры заключается в развитии с помощью методов и средств адаптивной физической культуры жизнеспособности человека, который имеет устойчивые отклонения в состоянии здоровья, поддержание его оптимального психофизического состояния. На современном этапе развития специального образования адаптивная физическая культура является неотъемлемой частью полноценной реабилитации ребенка. Ряд ученых отмечают, что при различных отклонениях в психофизическом развитии специально подобранные физические упражнения, с правильной дозировкой их использования, положительно влияют на коррекционную работу и способствуют функциональной компенсаторной перестройке сохранных анализаторов, обеспечивающих замещение или восполнение нарушенных функций организма. Важную роль в восстановлении физических сил лиц с умственной отсталостью, их выздоровлении, поддержании физических кондиций играет адаптивная двигательная реакция, цели которой: поддержание физического развития; развитие творческих способностей; закаливание организма; совершенствование двигательных умений и навыков; развитие двигательных способностей; способность вести здоровый образ жизни. Занятия по адаптивной физической культуре, в коррекционных учреждениях, реализуются в форме уроков физической культуры, ритмики (в младших классах) и физкультминутки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.