Научная статья на тему 'Физическая реабилитация пациентов с импинджмент-синдромом вращательной манжеты плеча в результате спортивных повреждений'

Физическая реабилитация пациентов с импинджмент-синдромом вращательной манжеты плеча в результате спортивных повреждений Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
640
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Физическая реабилитация пациентов с импинджмент-синдромом вращательной манжеты плеча в результате спортивных повреждений»

ОСОБЕННОСТИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭЛЕКТРОКАРДИОГРАФИЧЕСКИХ ДАННЫХ И ВЕГЕТАТИВНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ У ДЕТЕЙ ИЗ ЗОНЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КАТАСТРОФЫ г. АРМЯНСК

Татаурова В. П.

ГБУЗРК «Научно-исследовательский институт детской курортологии, физиотерапии и медицинской реабилитации», г Евпатория

Целью проведенного исследования явилось изучение особенностей электрокардиографических данных и вегетативной нервной системы у детей, поступивших на санаторно-курортное лечение в ГБУРК «Санаторий для детей и детей с родителями «Здравница» из зоны экологической катастрофы, произошедшей в сентябре 2018 г. в Армянске. Материалы и методы исследования. Под наблюдением находились 17 детей в возрасте от 7 до 12 лет. Всем детям были проведены электрокардиографические исследования (ЭКГ) и изучение вегетативного обеспечения по данным кардиоинтервалографии (КИГ) и ортоклиностатической пробы в ортоположении. Результаты исследования. По данным ЭКГ у 7 детей отмечалось нарушения функции автоматизма в виде синусовой тахикардии, но не более 115 ударов в минуту. У 3-х детей отмечалось незначительные нарушения проводимости. Вегетативное обеспечение в ортоположении было недостаточным у трети детей. При определении вегетативной реактивности определялось нарушение процессов адаптации по данным КИГ у трети больных. Выводы. Таким образом, как видно из результатов исследований, у детей, поступивших из зоны экологической катастрофы, не наблюдалось серьезных нарушений со стороны вегетативной нервной системы и данных электрокардиографических исследований.

ДИНАМИКА НЕКОТОРЫХ ЭЛЕКТРОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ МИОКАРДА У ДЕТЕЙ С МАЛЫМИ АНОМАЛИЯМИ СЕРДЦА НА САНАТОРНО-КУРОРТНОМ ЭТАПЕ ЛЕЧЕНИЯ

Татаурова В. П., Елисеева Л. В.

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Крым «Научно-исследовательский институт детской курортологии, физиотерапии и медицинской

реабилитации», ГБУЗ РК «НИИДКФиМР», г Евпатория

Малые аномалии сердца (МАС) - наследственно обусловленные структурно-метаболические изменения клапанного аппарата сердца и/или его соединительнотканного каркаса, включая магистральные сосуды, в виде различных анатомических аномалий, не сопровождающихся гемодинамически грубыми и клинически значимыми нарушениями (Земцовский Э. В., Гнусаев С. Ф., 2016), но при определенных условиях способные стать причиной развития кардиоваскулярной патологии. Учитывая значительную распространённость МАС (39-68,9 % детей и подростков), нами были изучены электрофизиологические показатели миокарда у детей с малыми аномалиями сердца в динамике санаторно-курортного лечения. По данным электрокардиографии (ЭКГ) были оценены функции автоматизма, проводимости и процессы реполяризации. Обследовано 79 детей с МАС в возрасте 7-15 лет: с пролапсом митрального клапана I степени (ПМК) - 47 детей и дополнительной хордой левого желудочка (ДХЛЖ) - 32 ребёнка. Комплекс санаторно-курортного лечения детей исследуемой группы включал охранительный санаторный режим, щадяще-тонизирующий климатический и двигательный режимы с проведением лечебной физкультуры, по показаниям - ручного массажа воротниковой области, санации очагов хронической инфекции, бальнеотерапии (хлоридные натриевые ванны, 10 г/л, 36-37С°, 15 минут, через день, № 8). При поступлении на санаторно-курортное лечение нарушение функции автоматизма было определено у 59,5 % у детей с ПМК и ДХЛЖ, преимущественно в виде синусовой брадикардии и чаще среди детей с ПМК. Нарушение функции проводимости отмечалось у 51,4 % детей чаще с ДХЛЖ: у половины из них - нарушение внутрижелудочковой проводимости, у 42,1 % детей - неполная блокада правой ветви пучка Гиса и у 13,2 % исследуемых - неполная атриовентрикулярная (А-В) блокада I степени. Нарушение процессов реполяризации миокарда, преимущественно по задней стенке, отмечалось у 35,1 % исследуемых, и в 1,6 раза чаще среди детей с ДХЛЖ. После проведенного комплексного санаторно-курортного лечения уменьшалось количество детей с нарушением функции автоматизма (соответственно 59,5% и 50,0% - до и после лечения), преимущественно среди детей с ПМК. Реже регистрировалась синусовая тахикардия (соответственно до и после лечения - 25,0 % и 16,7 %) за счёт увеличения проявлений синусовой брадикардии. Улучшение функции проводимости и процессов реполяризации миокарда у детей обеих групп было не выраженным. Таким образом, при поступлении на санаторно-курортное лечение у половины детей с МАС регистрировались изменения электрофизиологических показателей миокарда в виде нарушения функции автоматизма, проводимости и у трети - процессов реполяризации. В динамике лечения электрогенез миокарда улучшался у 12,5 % детей.

ФИЗИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ПАЦИЕНТОВ С ИМПИНДЖМЕНТ-СИНДРОМОМ ВРАЩАТЕЛЬНОЙ МАНЖЕТЫ

ПЛЕЧА В РЕЗУЛЬТАТЕ СПОРТИВНЫХ ПОВРЕЖДЕНИЙ

Ткач В. В., Ткач А. В., Бобрик Ю. В.

ФГАОУ ВО «КФУ им. В. И. Вернадского», Медицинская академия имени С. И. Георгиевского, г Симферополь

По данным современной литературы травматизм при занятиях различными видами спорта составляет от 2 до 5 % в структуре общего травматизма. При занятиях силовыми видами спорта (пауэрлифтинг, бодибилдинг, тяжелая атлетика, занятия на турниках и брусьях, кроссфит) довольно часто возникает «синдром ущемления» (импинджмент-синдром), который характеризуется сужением пространства между головкой плечевой кости и акромиальным отростком ключицы. В начальной стадии импиджмент-синдром вызывает воспаление в сухожилии, отек и кровоизлияние. Эта стадия соответствует по морфологии тендиниту вращательной манжеты плеча. Возникновение тендинита ротаторов плеча обусловлено анатомическими особенностями строения плечевого сустава и регулярной стереотипной нагрузкой, которая приводит к хронической микротравматизации структур периартикулярной ткани. В результате перенапряжения происходит динамическое развитие дегенеративно-дистрофического процесса в фибриллярных структурах (сухожилиях, связках, суставной капсуле, мышцах и суставном хряще). Целью исследования была разработка и оценка эффективности программы комплексной физической реабилитации лиц молодого возраста при тендинитах вращательной манжеты плеча, возникших в результате хронической спортивной перегрузки. Для реализации поставленной цели проводилось анкетирование лиц молодого возраста, регулярно занимающихся в тренажерных залах г. Симферополя. В исследуемой группе осуществлялся клинико-визуальный осмотр (объем активных и пассивных движений в плечевом суставе). С помощью теста-опросника (шкала ОБП) оценивался уровень боли, частоты и обстоятельств ее возникновения, степени ограничения двигательной активности, снижения амплитуды движений и силы. Составленная нами комплексная программа физической реабилитации лиц молодого возраста при тендинитах вращательной манжеты плеча включала занятия ЛФК три раза в неделю и занятия на разгрузочных тренажерах 2 раза в неделю. Рекомендуемая нами методика физической реабилитации при тендинитах вращательной манжеты плеча включала применение упражнений на гибкость, силу, выносливость, координационные способности, упражнения, близкие к спортивной специализации в сочетании с занятиями на тренажерах. На первом этапе программы физической реабилитации мы широко использовали общеразвивающие упражнения, направленные на укрепление мышечной силы и гибкости здоровых частей тела, имитационные упражнения (маятникообразное покачивание руками, занятия у гимнастической стенки, с палкой), а также упражнения на специальных разгрузочных тренажерах. Упражнения на увеличение мышечной силы и стабилизацию суставно-сухожильного аппарата выполнялись после возобновления пассивных движений в плече и только в том функциональном диапазоне, который не причиняет боли. Как только был достигнут

полный безболезненный диапазон пассивных движений, начиналось восстановление прочности с помощью программы стабилизации вращательной манжеты и лопатки. Это упражнения для мышц-стабилизаторов лопаточно-грудного соединения (ромбовидная, трапециевидная и передняя зубчатая мышцы). Изолировать данные мышцы, возобновить их содружественные движения и нормальный ритм между лопаткой и плечом помогают такие упражнения, как пожимание плечами, имитация гребли и отжимания. После этого переходят к упражнениям для укрепления вращательной манжеты. Следует выполнять упражнения при отведении плеча на 45-90° и сгибании кпереди до 90°, когда обеспечиваются наилучшие условия для кровоснабжения сухожилий тренируемых мышц. Во избежание импинджмент-синдрома пациенту не рекомендуется такое положение руки, при котором большой палец обращен вниз при отведении более чем на 90°, а также поворот конечности вовнутрь. В эксперименте участвовало 17 человек мужского пола, в возрасте 18-26 лет. При первичном анкетировании они предъявляли жалобы на умеренные и среднеинтенсивные боли в плечевом суставе, возникающие или усиливающиеся при активных и пассивных движениях (сгибании, разгибании, ротации, отведении) в плечевом суставе. Боли в плечевом суставе имели односторонний характер. Среднее значение показателей по шкале ОБП составила 17,9 ± 1,8. При анализе результатов отмечалась положительная динамика, так у пациентов с каждым занятием показатели повышались как по нагрузке, так и по чистоте выполнения упражнений. К концу курса физической реабилитации показатели максимальной силы жима, большой грудной мышцы, бицепса, обхват плеча, выносливости и координации в среднем улучшились на 32 %, а показатели по шкале ОБП снизились до 7,1 ± 1,2. Анализ результатов предложенной нами программы реабилитации показал положительную динамику, характеризующуюся увеличением диапазона движений в конечности, уменьшением болевого синдрома, прогрессированием силы мышц, фиксирующих плечевой сустав, увеличением выносливости и координации.

СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ РЕАБИЛИТАЦИИ

Третьякова О. С.

ФГАОУ ВО «КФУ им. В. И. Вернадского», Медицинская академия имени С. И. Георгиевского, г Симферополь

Проведение целостной системы реабилитации, исходя из количества населения, нуждающегося в нем, сложности задач, стоящих перед участниками этого процесса, может быть обеспечено только в специализированных учреждениях, имеющих соответствующую систему служб и сквозную программу мероприятий, проводимых на всех ее этапах. Целостный подход к реабилитации пациента подразумевает его восприятие не как биологического объекта (носителя жалоб, симптомов и т.д.), как это принято в клинической практике, а как некого социально-биологического объекта со всем присущим ему индивидуальным набором взаимосвязей как с обществом в целом, так и его отдельными членами. Современная концепция реабилитации рассматривает ее как комплексный процесс, включающий ряд аспектов: 1) медицинский - восстановление, коррекцию или компенсацию утраченных и дефицитных физиологических функций; 2) психологический - коррекцию психического статуса пациента, измененного основной патологией с целью профилактики возможной соматизации нарушений психических функций пациента, адаптации его к прежней (или же новой) бытовой и социальной среде; 3) физический - воссоздание исходного или оптимального уровня двигательной дееспособности пациента в быту и социуме; 4) социально-экономический - воссоздание утраченных и нарушенных, или формирование новых вынужденных, общественных связей и отношений пациента, устранение социальных ограничений, вызванных патологией (в т. ч. социально-медицинских, социально-педагогических, социально-психологических, социально-средовых, социально-бытовых); 5) профессиональный - профессиональное обучение/переобучение и трудоустройство, соответствующие сформировавшемуся стойкому дефекту как физических, так и психических функций; 6) духовно-нравственный - формирование духовного здоровья на основе общечеловеческих ценностей. Существующая в Республике Крым санаторно-курортная отрасль представляет собой комплекс учреждений, способных оказывать медицинскую реабилитацию на соответствующем этапе. Следует учитывать, что немаловажным аспектом успешной медицинской реабилитации при реализации профильных программ в санаторно-курортных условиях является не только пассивное применение природных и преформированных физических факторов, лекарственных средств в соответствии со стандартами лечения, но и обязательное активное участие самого пациента в восстановлении своего физического здоровья, психического состояния, а также духовного здоровья на принципах общечеловеческих ценностей.

ФИЗИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА СРЕДСТВАМИ АДАПТИВНОЙ

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Хайбуллаева Ф. Р.', АндрусеваИ. В.', БобрикЮ. В.2

'ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет»

2ФГАОУ ВО «КФУ им. В. И. Вернадского», Медицинская академия имени С. И. Георгиевского, г Симферополь

Актуальность данной работы обусловлена тем, что в современном мире число новорожденных детей с умственной отсталостью увеличивается. Лица с нарушениями интеллектуального развития нуждаются в оказании им медико-психолого-педагогической помощи, в частности, путем адаптивной физической культуры. В наше время актуальной остается проблема коррекции нарушений двигательной сферы у детей с нарушениями интеллектуального развития. Особенности развития их двигательной сферы проявляется дефектом психомоторики, нарушениями точности движений, равновесия и координации, что обуславливает необходимость использовать в процессе обучения и воспитания детей данной категории адаптивную физическую культуру. Всемирная организация здравоохранения считает, что реабилитация - это процесс, который направлен на помощь больным и инвалидам для того, чтобы они достигли предельно возможной при их заболевании психической, физической, социальной, педагогической, социальной полноценности. Физическая культура представляется элементом образовательного процесса учащихся с интеллектуальными нарушениями. Она разрешает образовательные, воспитательные, лечебно-оздоровительные и коррекционно-развивающие проблемы. Физическое воспитание рассматривается и происходит вместе и имеет связь с нравственным, трудовым, умственным и эстетическим воспитанием; занимает важное место в подготовке данной категории учащихся к самостоятельной жизни, трудовой деятельности, вырабатывает положительные качества личности, содействует общественной интеграции обучающихся в общество. Цель адаптивной физической культуры заключается в развитии с помощью методов и средств адаптивной физической культуры жизнеспособности человека, который имеет устойчивые отклонения в состоянии здоровья, поддержание его оптимального психофизического состояния. На современном этапе развития специального образования адаптивная физическая культура является неотъемлемой частью полноценной реабилитации ребенка. Ряд ученых отмечают, что при различных отклонениях в психофизическом развитии специально подобранные физические упражнения, с правильной дозировкой их использования, положительно влияют на коррекционную работу и способствуют функциональной компенсаторной перестройке сохранных анализаторов, обеспечивающих замещение или восполнение нарушенных функций организма. Важную роль в восстановлении физических сил лиц с умственной отсталостью, их выздоровлении, поддержании физических кондиций играет адаптивная двигательная реакция, цели которой: поддержание физического развития; развитие творческих способностей; закаливание организма; совершенствование двигательных умений и навыков; развитие двигательных способностей; способность вести здоровый образ жизни. Занятия по адаптивной физической культуре, в коррекционных учреждениях, реализуются в форме уроков физической культуры, ритмики (в младших классах) и физкультминутки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.