Научная статья на тему 'Физическая реабилитация детей с нарушениями интеллекта средствами адаптивной физической культуры'

Физическая реабилитация детей с нарушениями интеллекта средствами адаптивной физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
903
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Физическая реабилитация детей с нарушениями интеллекта средствами адаптивной физической культуры»

полный безболезненный диапазон пассивных движений, начиналось восстановление прочности с помощью программы стабилизации вращательной манжеты и лопатки. Это упражнения для мышц-стабилизаторов лопаточно-грудного соединения (ромбовидная, трапециевидная и передняя зубчатая мышцы). Изолировать данные мышцы, возобновить их содружественные движения и нормальный ритм между лопаткой и плечом помогают такие упражнения, как пожимание плечами, имитация гребли и отжимания. После этого переходят к упражнениям для укрепления вращательной манжеты. Следует выполнять упражнения при отведении плеча на 45-90° и сгибании кпереди до 90°, когда обеспечиваются наилучшие условия для кровоснабжения сухожилий тренируемых мышц. Во избежание импинджмент-синдрома пациенту не рекомендуется такое положение руки, при котором большой палец обращен вниз при отведении более чем на 90°, а также поворот конечности вовнутрь. В эксперименте участвовало 17 человек мужского пола, в возрасте 18-26 лет. При первичном анкетировании они предъявляли жалобы на умеренные и среднеинтенсивные боли в плечевом суставе, возникающие или усиливающиеся при активных и пассивных движениях (сгибании, разгибании, ротации, отведении) в плечевом суставе. Боли в плечевом суставе имели односторонний характер. Среднее значение показателей по шкале ОБП составила 17,9 ± 1,8. При анализе результатов отмечалась положительная динамика, так у пациентов с каждым занятием показатели повышались как по нагрузке, так и по чистоте выполнения упражнений. К концу курса физической реабилитации показатели максимальной силы жима, большой грудной мышцы, бицепса, обхват плеча, выносливости и координации в среднем улучшились на 32 %, а показатели по шкале ОБП снизились до 7,1 ± 1,2. Анализ результатов предложенной нами программы реабилитации показал положительную динамику, характеризующуюся увеличением диапазона движений в конечности, уменьшением болевого синдрома, прогрессированием силы мышц, фиксирующих плечевой сустав, увеличением выносливости и координации.

СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ РЕАБИЛИТАЦИИ

Третьякова О. С.

ФГАОУ ВО «КФУ им. В. И. Вернадского», Медицинская академия имени С. И. Георгиевского, г Симферополь

Проведение целостной системы реабилитации, исходя из количества населения, нуждающегося в нем, сложности задач, стоящих перед участниками этого процесса, может быть обеспечено только в специализированных учреждениях, имеющих соответствующую систему служб и сквозную программу мероприятий, проводимых на всех ее этапах. Целостный подход к реабилитации пациента подразумевает его восприятие не как биологического объекта (носителя жалоб, симптомов и т.д.), как это принято в клинической практике, а как некого социально-биологического объекта со всем присущим ему индивидуальным набором взаимосвязей как с обществом в целом, так и его отдельными членами. Современная концепция реабилитации рассматривает ее как комплексный процесс, включающий ряд аспектов: 1) медицинский - восстановление, коррекцию или компенсацию утраченных и дефицитных физиологических функций; 2) психологический - коррекцию психического статуса пациента, измененного основной патологией с целью профилактики возможной соматизации нарушений психических функций пациента, адаптации его к прежней (или же новой) бытовой и социальной среде; 3) физический - воссоздание исходного или оптимального уровня двигательной дееспособности пациента в быту и социуме; 4) социально-экономический - воссоздание утраченных и нарушенных, или формирование новых вынужденных, общественных связей и отношений пациента, устранение социальных ограничений, вызванных патологией (в т. ч. социально-медицинских, социально-педагогических, социально-психологических, социально-средовых, социально-бытовых); 5) профессиональный - профессиональное обучение/переобучение и трудоустройство, соответствующие сформировавшемуся стойкому дефекту как физических, так и психических функций; 6) духовно-нравственный - формирование духовного здоровья на основе общечеловеческих ценностей. Существующая в Республике Крым санаторно-курортная отрасль представляет собой комплекс учреждений, способных оказывать медицинскую реабилитацию на соответствующем этапе. Следует учитывать, что немаловажным аспектом успешной медицинской реабилитации при реализации профильных программ в санаторно-курортных условиях является не только пассивное применение природных и преформированных физических факторов, лекарственных средств в соответствии со стандартами лечения, но и обязательное активное участие самого пациента в восстановлении своего физического здоровья, психического состояния, а также духовного здоровья на принципах общечеловеческих ценностей.

ФИЗИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА СРЕДСТВАМИ АДАПТИВНОЙ

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Хайбуллаева Ф. Р.', АндрусеваИ. В.', БобрикЮ. В.2

'ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет»

2ФГАОУ ВО «КФУ им. В. И. Вернадского», Медицинская академия имени С. И. Георгиевского, г Симферополь

Актуальность данной работы обусловлена тем, что в современном мире число новорожденных детей с умственной отсталостью увеличивается. Лица с нарушениями интеллектуального развития нуждаются в оказании им медико-психолого-педагогической помощи, в частности, путем адаптивной физической культуры. В наше время актуальной остается проблема коррекции нарушений двигательной сферы у детей с нарушениями интеллектуального развития. Особенности развития их двигательной сферы проявляется дефектом психомоторики, нарушениями точности движений, равновесия и координации, что обуславливает необходимость использовать в процессе обучения и воспитания детей данной категории адаптивную физическую культуру. Всемирная организация здравоохранения считает, что реабилитация - это процесс, который направлен на помощь больным и инвалидам для того, чтобы они достигли предельно возможной при их заболевании психической, физической, социальной, педагогической, социальной полноценности. Физическая культура представляется элементом образовательного процесса учащихся с интеллектуальными нарушениями. Она разрешает образовательные, воспитательные, лечебно-оздоровительные и коррекционно-развивающие проблемы. Физическое воспитание рассматривается и происходит вместе и имеет связь с нравственным, трудовым, умственным и эстетическим воспитанием; занимает важное место в подготовке данной категории учащихся к самостоятельной жизни, трудовой деятельности, вырабатывает положительные качества личности, содействует общественной интеграции обучающихся в общество. Цель адаптивной физической культуры заключается в развитии с помощью методов и средств адаптивной физической культуры жизнеспособности человека, который имеет устойчивые отклонения в состоянии здоровья, поддержание его оптимального психофизического состояния. На современном этапе развития специального образования адаптивная физическая культура является неотъемлемой частью полноценной реабилитации ребенка. Ряд ученых отмечают, что при различных отклонениях в психофизическом развитии специально подобранные физические упражнения, с правильной дозировкой их использования, положительно влияют на коррекционную работу и способствуют функциональной компенсаторной перестройке сохранных анализаторов, обеспечивающих замещение или восполнение нарушенных функций организма. Важную роль в восстановлении физических сил лиц с умственной отсталостью, их выздоровлении, поддержании физических кондиций играет адаптивная двигательная реакция, цели которой: поддержание физического развития; развитие творческих способностей; закаливание организма; совершенствование двигательных умений и навыков; развитие двигательных способностей; способность вести здоровый образ жизни. Занятия по адаптивной физической культуре, в коррекционных учреждениях, реализуются в форме уроков физической культуры, ритмики (в младших классах) и физкультминутки

на общеобразовательных уроках. Помимо уроков предусмотрены также физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня: гимнастика до учебных занятий, физкультурные паузы, дополнительные занятия во второй половине дня. Основные формы физического воспитания детей с умственной отсталостью: самостоятельные занятия физическими упражнениями. Различные утренние зарядки, прогулки, пробежки, коррекционные упражнения с использованием методических материалов; организованные групповые и секционные занятия физической культурой. Например, занятия в санаториях, реабилитационных центрах и т.п. необходимо проводить соревнования по доступным для умственно отсталых детей видам спорта. Утренняя зарядка, как одна из форм реализации адаптивной физкультуры, должна выполняться каждое утро до завтрака в течение 10-20 минут, зависит она от характера, степени и уровня патологии, состояния здоровья и возраста детей. Цель утренней зарядки - подготовить организм к переходу от состояния физиологического покоя к обычным физическим и интеллектуальным нагрузкам, связанным с учебной и трудовой жизнедеятельностью. Адаптивную физическую культуру можно рассмотреть как часть общей культуры. Она является подсистемой общей физической культуры, сферой социальной деятельности. Адаптивная физическая культура направлена на удовлетворение потребности людей, которые имеют отклонения развития в двигательной активности, возобновлении, укреплении и поддержании здоровья, личного развития, самореализации физических и духовных сил с целью улучшения качества жизни, социализации и интеграции в общество. Когда ребенок часто выполняет движения, то в дальнейшем он сможет автоматически их выполнять. Развитию психики и речи будут способствовать такие навыки, как удержание головы, туловища. В случае упрощения или подмены упражнений родителями, может привести к остановке развития ребенка. Анализ литературных источников показал, что адаптивная физическая культура положительно влияет на здоровье и общее психофизическое состояние ребенка с умственной отсталостью, способствует компенсаторной перестройке нарушенных анализаторов. Также адаптивная физическая культура выступает средством социально-психологической реабилитации, которое раскрывает реальный уровень жизненных способностей людей с ограниченными возможностями здоровья, помогает нормализировать эмоциональный фон психики ребенка с нарушениями интеллектуального развития.

ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ ГРЯЗЕЛЕЧЕНИЯ У БОЛЬНЫХ АКУШЕРСКИМ ПАРАЛИЧОМ

Чепурная Л. Ф., Слюсаренко А. В., Бура Г. В., Федоряк Л. Д.

ГБУЗРК «НИИ детской курортологии, физиотерапии и медицинской реабилитации», г. Евпатория;

Санаторий для детей и детей с родителями «Искра»

Цель данной работы - изучить грязелечение у больных параличом Дюшенна-Эрба. Лечебная грязь является одним из наиболее важных природных лечебных факторов, используемых в восстановительной терапии неврологических заболеваний у детей и, занимает основное место на санаторно-курортном этапе их реабилитации. В детской неврологии общепринята методика грязелечения в виде грязевых аппликаций, которые проводят рефлекторно-сегментарным методом «полукуртка» пораженной стороны Температура грязи 39-40°С, продолжительность процедуры 10-15 минут, через день. Курс лечения 8-10 процедур. Курс грязелечения у больных акушерским параличом проводился без медикаментозного лечения и аппаратной физиотерапии. Исследования с использованием электромиографии (ЭМГ) позволили в значительной степени уточнить уровень поражения, определить особенности клинических проявлений и функционального состояния вовлеченных мышц как больной, так и «здоровой» руки. По нашим данным, до 70,0 % больных акушерским параличом страдают в разной степени выраженности снижением функциональных возможностей мышц (сгибатели и разгибатели кисти), как в клинически пораженной, так и в непораженной верхней конечности. Учитывая то, что в большем проценте случаев (95,0 %) акушерские парезы и параличи возникают на фоне внутриутробной гипоксии плода и асфиксии новорожденного, была изучена церебральная гемодинамика методом реоэнцефалографии (РЭГ). Изменения отмечались на пораженной стороне с более выраженными отклонениями показателей гипотонии сосудов артериальной и венозной систем, и менее выраженные гипертонии. Анализ кардиоинтервалографии (КИГ) также показал выраженные нарушения вегетативной реактивности. По данным психологического тестирования наблюдались высокие уровни нейротизма у 21,0 % детей, тревожности - 4,2 %, утомляемости -8,4 % и страхов у 63,0 % пациентов. Изучено состояние симпатико-адреналовой системы (САС) по экскреции катехоламиновых гормонов (адреналина и норадреналина) в моче. При поступлении на санаторно-курортное лечение уровень адреналина в моче соответствовал нормальным величинам у 92,0 %, а количество норадреналина было сниженным у 17,0 % больных. Под влиянием изучаемого грязелечения отмечена положительная динамика в виде нормализации функциональной активности регуляторной системы спинного мозга, гипотоническое действие на артериальную и венозную системы, улучшение процессов адаптации по данным вегетативной реактивности, нормализующий эффект показателей САС, и психоэмоционального тонуса, что является очень важным в реабилитации детей-инвалидов. Для проведения санаторно-курортной реабилитации грязелечение применяют в комплексе с аппаратной физиотерапией. Высокая эффективность была отмечена нами при дальнейших разработках в применении комплексов грязелечения и интерференцтерапии, а также грязелечения с гидропланшетной терапией.

САНАТОРНО-КУРОРТНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ БОЛЬНЫХ С ХРОНИЧЕСКОЙ ИШЕМИЕЙ ГОЛОВНОГО МОЗГА

Череващенко Л. А.', Дадова Л. Ю.2, Череващенко И. А.', Куликов Н. Н.'

'Федеральное государственное бюджетное учреждение «Пятигорский государственный научно-исследовательский институт курортологии Федерального медико-

биологического агентства», г Пятигорск, РФ

2ГБУЗ Городская поликлиника № 1, г. Нальчик, РФ

Цель. Разработка новых технологий санаторно-курортной реабилитации больных с хронической ишемией головного мозга с использованием курортных и преформированных физических факторов. Материалы и методы. Под наблюдением находилось 30 больных ХИМ, которые получали йодобромные ванны и озонотерапию. У всех больных изучено состояние мозгового кровообращения по данным реоэнцефалографии. Все исследования больным проводились до и после окончания курортного лечения с последующей статистической обработкой полученных результатов. Результаты. При визуальной оценке реоэнцефалограмм определялись видоизменения формы реоэнцефалографической кривой, которые носили преимущественно функционально-динамический характер (незначительная сглаженность и уплощенность вершины кривой) со снижением амплитуды, нарастанием межполушарной асимметрии до 19,4±1,24 %, увеличением длительности распространения систолической волны. У больных в бассейне позвоночных и внутренних сонных артерий отмечены изменения мозгового кровотока, связанные со снижением пульсового кровенаполнения, повышением тонуса сосудов малого калибра, затруднением венозного оттока, что проявляется формированием горбовидной волны, увеличением длительности анакроты. Полученные результаты свидетельствуют о вовлечении в патологический процесс бассейна внутренних сонных и позвоночных артерий вследствие атеросклеротического поражения сосудов и изменений в шейно-грудном отделе позвоночника вследствие остеохондроза, что совпадает с литературными данными (Н. В. Верещагин и соавт., 1993; А. Г Галлямов, 2001). После курсового лечения у большинства больных отмечалось статистически значимая динамика показателей РЭГ в виде улучшения кровенаполнения во всех сосудистых бассейнах, показателей нарушенного венозного оттока, снижения повышенного сосудистого тонуса и асимметрии кровенаполнения. Таким образом, полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что включение в комплекс йодобромных ванн озонотерапии позволяет повысить эффективность санаторно-курортной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.