СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПОСЛЕДСТВИЙ НАСИЛИЯ НАД РЕБЕНКОМ
© Пчелинцева Е.В.*
Институт развития образования Ивановской области, г. Иваново
В статье рассматривается опыт современных исследований в контексте реализации принципов гуманизма творческой педагогики, позволяющего определить творчество ведущим средством преодоления последствий насилия над ребенком. Особое внимание обращается на особенности организации продуктивных творческих видов деятельности (творческой игры, сюжетного, комментированного рисования, сочинение авторской сказки и др.), отражающих своеобразие переживания ребенка дошкольного возраста.
Сегодня перед отечественным образованием стоит задача поставить в центр педагогической работы заботу об оптимальном развитии каждого ребенка. Особенно острой является проблема выбора методов взаимодействия с детьми переживших насилие.
Под насилием понимается в первую очередь принудительное воздействие физического, психологического, экономического или сексуального характера на кого-либо с целью контроля и подчинения собственной власти. В массовом сознании насилие, чаще всего сводится к стереотипу исключительно физического надругательства над личностью [1].
Большинство ученых сходятся во мнении, что «при оказании помощи детям, пережившим насилие - одним из наиболее эффективных методов работы является творческая деятельность, включающая элементы изобразительной, музыкальной, театрализованной видов деятельности» [2].
Так же, анализ, научных работ конца XX - начала XXI века, показывает, что проблема преодоления последствий насилия над детьми, рассматривается учеными в контексте реализации принципов гуманизма, творческой педагогики, позволяющего определить творчество ведущим средством преодоления последствий насилия.
Невозможно перечислить все достойные имена педагогов, внесших вклад в изучение процесса преодоления последствий насилия на основе вовлеченности ребенка в творческие виды деятельности. Анализ взглядов педагогов, разрабатывающих вопросы оказания помощи детям, переживших насилие (А.Г. Асмолов, А. Бандура, С. А. Беличева, Л.И. Божович, А.Я. Варга, E.H. Волкова, Е.М. Вроно, В.Г. Маралов, М. Мид, Т.Я. Сафонова, В.А. Ситаров, P.M. Чумичева, Е.И. Цымбал и др.), позволяет выделить основные направления процесса преодоления последствий насилия,
* Заведующий кафедрой Дошкольного и начального образования, кандидат педагогических наук, доцент.
цель и содержание психолого-педагогического сопровождения развития ребенка, определение условий воспитания, факторов влияющих на гармонизацию отношений ме^ду обществом и ребенком, специфику организации продуктивных творческих видов деятельности (творческой игры, сюжетного, комментированного рисования, сочинение авторской сказки и др.), отражающих своеобразие переживания ребенка дошкольного возраста. Взаимодействие с искусством, как утверждают ученые (А.Н. Зимина, Л.Г. Веселова, Л.Д. Коротковой, Е.В. Мигунова и др.), выражается не только в подражании, повторении предложенных готовых образцов, в творческих видах деятельности, вызывающих интерес у детей, переживших насилие, но и в желании ребенка вынести наружу травмирующие переживания вовне, освободиться от переизбытка эмоций чувств.
Характер современных исследований, изучающих влияние творческих видов деятельности на проживание ребенком травматических ситуаций при наличии поддержки и одобрения педагога, являющихся важным средством выражения чувства гнева, утраты, стыда, определили научные школы.
Одни авторы предлагают воздействовать на детей, переживших насилие, оберегая их от разнообразных раздражителей, возбуждающе или угнетающе влияющих на них (Ф.С. Левин-Щирина, В.Н. Мясищев). Другая точка зрения у авторов, считающих, что наиболее эффективно привлечение таких детей к интересной, увлекательной деятельности (С. А. Беличе-ва, Л.И. Божович, А.И. Захаров, Е.Е. Кравцова, B.C. Мухина, и другие). Так ведущим принципом оказания помощи детям, переживших насилие в большинстве исследований постулируется принцип деятельностной коррекции (В.Г. Маралов, М. Мид, Т.Я. Сафонова, В.А. Ситаров, P.M. Чуми-чева, Е.И. Цымбал). Наиболее доступным и привлекательным видом деятельности для детей, оказавшихся в трудной ситуации, является изобразительная деятельность, которая может быть средством не только психотерапевтической, но и педагогической коррекционной работы с детьми дошкольного возраста (А.И. Захаров, Т.Г. Казакова, Т. С. Комарова, М. Монтессори, Р. Штейнера). Истинная ценность детского рисования заключается не в том, какого качества рисунки (выставочные, конкурсные, на оценку) создают дети, а в том, как через творчество они преодолевают свои личные проблемы, реализуют свой жизненный опыт, освобговдаюгся от неприятного и утвер>вдают позитивное в собственной жизни. Процесс (рисование как деятельная жизнь) не менее важен для ребенка, чем результат (рисунок). А рисунок, отделенный от автора, обретает новое значение - не только как продукт детского творчества, но и как объект иной, новой деятельности (объект показа, изучения).
Организация творческой деятельности взрослого с ребенком, пережившего насилие, помогает «выплеснуть наружу» свое настроение, чувства, переживания, компенсируя психические процессы, предотвращая дезадаптацию ребенка [4]. Педагогическое сопровождение ребенка, пережившего насилие, предполагает развитие гуманистической направленно-
сти всех составляющих образовательного процесса: уважение к его личности, ориентация на создание атмосферы социального доверия, активное использование индивидуальной работы, ориентированной на проживание травмирующей ситуации, использование эмпатического слушания, диалоговых стратегий во взаимодействии, как с педагогом, так и с родителями. Рассматривая, вопросы методического построения процесса воспитания творческой направленности личности ребенка, пережившего насилие, следует обратиться к трудам Л. Д. Коротковой, в которых представлена образовательная технология использования «авторской дидактической сказки», как методологического средства комплексного подхода к преодолению последствий насилия на ребенком, системно раскрывающего роль семьи, педагога, конкретного родителя (со всеми входящими сюда явлениями) в сложном длительном процессе духовно - нравственного развития личности. Развивающий потенциал сказки сочиненной ребенком совместно с родителями, заключается в осмыслении лучших вариантов поступков, развитию социального опыта взаимодействия, сотрудничества.
В контексте изучения вопроса о месте сказки, как ведущего средства преодоления последствий насилия над ребенком, интересным являются исследования Л.П. Стрелковой, определяющей педагогические возможности сказки, активизирующей творческое воображение ребенка. «В сказке, - пишет исследователь, появляются не только новые представления, знания, а самое главное - возникает новое отношение к людям, событиям, предметам и явлениям» [6]. Именно обращение в своем исследовании к возрастным особенностям дошкольного периода, а в частности «к умению, способности мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, творчески преобразовывая их», помогает ребенку не только обогатить свои представления об окружающей действительности, но и «разобраться в происходящем, откликнуться на окружающие явления и события, выразить свое отношение к добру и злу, а значит пережить отдаленные последствия человеческих действий, прочувствовать их смысл для разных людей» [6].
Основную суть, о значении восприятия и переживания сюжета сказки в процессе преодоления последствий насилия, хорошо сформулировала М.И. Лисина, которая говорила об «упреждающем влиянии сказки, сюжет, который заранее обеспечивает ребенка арсеналом средств, которые лишь постепенно станут индивидуальными средствами в преодолении последствий его переживаний». «Взрослый вплетает сказку со всеми присущими ей набором образов и символов и свое эмоциональное непосредственное общение с ребенком на самом раннем этапе его развития, когда ребенок еще не все понимает из того, что говорит ему взрослый» [4].
Дополняя впечатления от только что прослушанной сказки, автор рекомендует предложить детям краски, используя следующие методы:
- дорисовывание цветовых пятен и их озвучивание (детям предлагается воспользоваться изображенным цветовым пятном на листке бумаги и завершить его до воображаемого образа, и рассказать о нем);
- изображение своего настроения после прослушивания сказки, используя прием по изобразительной технике «монотипия».
Таким образом, из вышесказанного видно, что творческая направленность, как составляющая продуктивных видов деятельности, органично сочетаемых с возрастными особенностями детей, проявляется в «художественном самовыражении, в стремлении проявить инициативу, волевое усилие, готовности отступить от заданной ситуации, образца, «разрушить» инструкции, проявляя оригинальность, способность, смоделировать свое собственное восприятие окружающей действительности, связанное с ним «проживание неблагоприятных, тревожных ситуаций, разрушающих его эмоциональную сферу» [3]. «Художественное самовыражение» так или иначе, связано с укреплением психического здоровья», а потому может рассматриваться как эффективное средство в преодолении последствий насилия над ребенком. Использование различных видов изобразительного творчества (рисование, аппликация, лепка) помогают ребенку справиться со своими переживаниями, восстанавливая эмоциональное равновесие.
Особый интерес в данном формате настоящего исследования, вызывает работа ученых В.Е. Рожнова и A.B. Свешникова, указывающих, что «рисование предоставляет ребенку, пережившему насилие возможность сообщить о себе то, что он не вполне сознает». В исследованиях В.Е. Рожнова, A.B. Свешникова, отмечается особое значение игрового характера рисования, как фактора гармонизирующего эмоциональное состояние ребенка пережившего насилие, предполагающего общение взрослого с ребенком. Именно коммуникативное совместное рисование на свободные темы, выбранные ребенком, вызывает у последнего особый интерес, располагая к совместному общению, развивая способность к взаимодействию с окружающими, добиваясь преодоления последствий насилия [5].
Убедительно, раскрывая возможности преодоления последствий насилия через воспитания творческой направленности личности ученые, педагоги - исследователи стараются внедрить и совершенствовать личностно-ориентированное содержательно-методическое обеспечение воспитательного процесса при реально заинтересованном влиянии родителей на его организацию и протекание. Так, исследование Л.Г. Веселовой, Э.П. Костиной раскрывают роль творческого активного участия дошкольников не только в процессе слушания программных и непрограммных музыкальных произведений, рефлексируя личностный опыт восприятия разного характера музыки, но и при «разыгрывании ролей в сюжетных музыкальных играх, творческих этюдах, в музыкальных играх», при выполнении творческих заданий, способствующих «отражению негативных эмоций, настроений, что формирует индивидуальный опыт в преодолении последствий насилия, готовя к положительной адаптации в нормальных жизненных условиях.
Подтверждением значимости совместного творчества родителей и детей, переживших насилие, мы находим в педагогических исследованиях
Е.В. Мигуновой, изучающей роль театрализованной игры, воздействия художественного слова на чувства и мысли дошкольников. Мигунова Е.В., обращаясь к театрализованной деятельности как к ведущему виду игры детей дошкольного и младшего школьного возраста, указывала на значение игровых методик в работе с детьми переживших внутренний конфликт. Подтверждением значимости совместного творчества родителей и детей, переживших насилие, мы находим в педагогических исследованиях Е.В. Мигуновой, изучающей роль театрализованной игры, воздействия художественного слова на чувства и мысли дошкольников. Мигунова Е.В., обращаясь к театрализованной деятельности как к ведущему виду игры детей дошкольного и младшего школьного возраста, указывала на значение игровых методик в работе с детьми переживших внутренний конфликт. Проведенные Е.В. Мигуновой экспериментальные исследования доказали, что дети воплощая свои фантазии в играх, отражали в интонациях, ролевом исполнении, сценических этюдах свои актуальные проблемы. В качестве инструментального обеспечения работы в этом направлении автор рекомендует использовать различные виды игр: процессуальные, сюжетно- ролевые, игры-драматизации, а также игровые ситуации, игровые упражнения, включающие мимические и пантомимические этюды, направленные на выражение отдельных качеств характера и эмоциональных состояний.
Достижение целей психолого-педагогической работы с детьми, переживших насилие, осуществляется посредством включения ребенка в игровую ситуацию. С помощью игры с игрушками дети выражают свои чувства и переживания. Если ребенок самостоятельно выбирает игрушку, то взрослый, поддерживая развертывания сюжета игры, старается предоставить ему как можно больше самостоятельности. Если ребенок затруднялся в выборе сюжета игры, то взрослый инициировал игру, вовлекая ребенка в проживание игровых ситуаций. При этом сюжет игры, предоставляет ребенку возможность проверить себя в различных ситуациях общения, снимая опасность социально значимых последствий.
Признавая, научную ценность разработанных Е.В. Мигуновой проектов, как основы воспитания творческой направленности дошкольников, следует отметить выделенные средства воплощения (пантомимика, перевоплощение в образ изображаемого персонажа, веры в правдоподобность разыгрываемого в действии содержания сказки с их нравами, настроением, использование разных видов театра, перчаточных кукол, кукол- бибабо и т.д.), которые помогают детям осознать происходящее и использовать индивидуальный опыт в проживании травмирующей ситуации, создавая собственные способы преодоления последствий насилия, основанных на впечатлениях и переживаниях ребенка.
Основываясь на концептуальные положения Л.С. Выготского указывающего, что «сила художественного слова увеличивается, когда оно умело, соединяется с музыкой и сценическим действием, когда мучительные
и неприятные аффекты подвергаются некоторому разряду, уничтожению, превращению в противоположные... Эстетическая реакция, как таковая, в сущности, сводится к такому катарсису, т.е. к сложному превращению чувств», ученый - исследователь рассмотрела несколько моделей взаимодействия взрослого с ребенком [5]. Указав, на пассивную и активную форму включения ребенка в театрализованные игры Е.В. Мигунова обратила внимание на то, что активная форма предполагает не только просмотр спектаклей и других зрелищ, но и вовлечение детей, переживших насилие в подготовку театрального действия их непосредственное участие в спектаклях. Дети органично включаются в спектакли, выбирают роли, проигрывая те жизненные ситуации, которые были травмирующими для них.
Обращаясь, к вопросам построения процесса преодоления последствий насилия путем воспитания творческой направленности личности дошкольников, ученые (Л.Г. Веселовой, М.В. Ермолаевой, Т.Д. Зинкевич, A.M. Михайлов и др.), педагоги - исследователи старались выявить приоритетные направления в решении данной проблемы.
Так, рассматриваемый, в исследование Л.Г. Веселовой, интегрированный подход к изучению проблемы преодоления последствий насилия над ребенком в процессе организации художественно-творческой деятельности на основе субъективного опыта детей, а также взаимодействия детей и взрослых на основе гуманистического общения в совместной музыкальной и изобрази -тельной деятельности вызывает профессиональный интерес. Определенные, ученым - исследователем педагогические условия, создающие реальные возможности в овладении индивидуального опыта преодоления последствий насилия, можно считать основополагающими в реализации данной модели.
Так, основополагающими условиями, стимулирующих восстановление и развитие у ребенка положительного отношения к себе, к окружающему миру, формирование базовых составляющих личности, являются: создание общего педагогического пространства взаимодействия «педагог - ребенок - родитель», проведение игровых занятий-тренингов с детьми, с родителями, обогащение развивающей среды, организация совместной продуктивной деятельности взрослого (педагога, родителя) с ребенком.
В качестве инструментального обеспечения в этом направлении, особый интерес вызывает интегративный подход, предполагающий использование разных способов познания детьми окружающей действительности, установление соотношений между реально существующей жизнью и художественными образами, встречающимися в сказках, произведениях живописи, продуктов художественного творчества.
Основополагающим принципом создания условий, стимулирующих восстановления и развитие у ребенка положительного отношения к себе, к окружающему миру, формирование базовых составляющих личности и предполагающих организацию совместной продуктивной деятельности взрослого с ребенком является принцип интеграции различных видов художественной детской деятельности.
Интегративный подход к использованию взрослыми различных видов искусств, вовлечение ребенка в продуктивный творческий процесс, способствует культивированию собственной ценностной позиции ребенка, пережившего насилие, что определяет успешность эмоционально-содержательной деятельности, т.к. «в игровой художественно-эстетической, и других видах деятельности взрослые выступают «как партнер игрового сюжета» [5], «создавая атмосферу для подражания доброжелательности, честности, правдивостичуткости» [5].
Опыт современных исследований в области отечественной педагогики, социокультурные изменения в России последних лет наглядно показывают, что творческая деятельность, организованная взрослым с ребенком пережившего насилие предоставляет возможность личности компетентно решить поставленные задачи, учитывая как общественные, так и собственные интересы.
Список литературы:
1. Абульханова-Славская, К. А. Личностный аспект проблемы общения [Текст]: сборник научных трудов / К.А. Абульханова-Славская // Проблемы общения в психологии / под ред. Б.Ф. Ломова. - М.: Наука, 1981. - С. 114-250.
2. Абраменкова, В.В. Социальная психология в контексте развития отношений ребенка в мире [Текст] / В.В. Абраменкова // Вопросы психологии. - М.: РАО - 2002. - № 1. - С. 3-17.
3. Зимина, А.Н. Музыкальные игры-драматизации в начальной школе [Текст] / А.Н. Зимина. - М.: Прометей, 2006. - 112 с.
4. Лисина, М.И. Генезис форм общения у детей [Текст] / М.И. Лисина. - М.: Педагогика, 1974. - С. 31-57.
5. Минзева, В. Знакомим детей с эмоциональным миром человека [Текст] / В. Минзева // Дошкольное воспитание. - 2003. - № 2. - С. 12-22.
6. Сказка как средство социализации ребенка. Сказка как источник творчества детей [Текст]: пособие для педагогов дошк. учр. / под ред. Ю.Л. Лебедев. - М.: Владос, 2001. - 288 с.
РОЛЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ НА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ ПО МАТЕМАТИКЕ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
© Родина Е.В.*
Ставропольский государственный аграрный университет, г. Ставрополь
Современное образование дает ответ на многие вопросы: что нужно изучить, чтобы достичь профессионализма в той или иной области зна-
* Ассистент кафедры Математики.