Научная статья на тему 'Современные аспекты повышения уровня компетенции продавцов розничной торговли'

Современные аспекты повышения уровня компетенции продавцов розничной торговли Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
216
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Сервис plus
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные аспекты повышения уровня компетенции продавцов розничной торговли»

УДК 338.46

Современные аспекты повышения уровня компетенции продавцов розничной торговли

М.В.Кротова

ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»

В России 90-е годы прошлого столетия связаны со сменой экономических отношений. Переход к рыночной экономике возродил предпринимательскую деятельность. В условиях жесткой конкуренции предприниматели вынуждены уделять особое внимание средствам продвижения товара: маркетингу, рекламе, связям с общественностью. Однако уровень компетенции продавцов по-прежнему оказывает непосредственное влияние на прибыльность бизнеса. Этот факт подтвердили исследования американских ученых, показавшие, что ценность и экономическая выгода качества обслуживания клиентов очевидна:

— большинство людей рассказывают еще 10 потенциальным клиентам о хорошем уровне обслуживания, который они получили, но если обслуживание окажется плохим, об этом узнают еще 20 человек;

— вернуть клиента в компанию стоит от 2 до 20 раз дороже по сравнению с приобретением нового клиента;

— 95% клиентов, чьи проблемы были решены, продолжат сотрудничество с компанией;

— сегодня один доллар, потраченный на рекламу, добавляет менее пяти долларов к доходу компании, в то время как один доллар, потраченный на улучшение качества обслуживания клиента, приносит шестьдесят долларов дополнительного дохода.

Особенно это актуально для сферы торговли.

Торговля является одним из самых древних видов человеческой деятельности. На протяжении долгих лет существования этой сферы деятельности сформировались некоторые приемы, позволяющие эффективно реализовывать продукцию. Образовались направления и школы, использующие собственные методы продаж и способы общения с покупателем. Некоторые из этих приемов дошли до наших дней.

В последнее время торговля активно развивается. Сформировалась система подготовки торгового персонала: существуют государственные образовательные учреждения, коммерческие образовательные центры, разработаны многочисленные тренинговые программы по изучению техники продаж, опубликовано большое количество специализированной литературы, посвященной эффективным продажам. Но, как показывает опыт каждого из нас, большинство продавцов, с которыми приходится общаться покупателям, недостаточно квалифицированны.

С целью изучения причин существования проблемы

было организовано и проведено маркетинговое исследование в г. Москве с декабря 2005 г. по март 2006 г

В ходе исследования были изучены мнения следующих респондентов: продавцов (количество опрошенных составило 50 человек), работодателей (50 человек), покупателей (50 человек), работников образовательных учреждений, готовящих кадры для розничной торговли, сотрудников Министерства образования РФ, представителей Межрегиональной общественной организации “Общество защиты прав потребителей”.

В качестве метода маркетингового исследования использовался метод опроса в форме интервью для покупателей, розничных продавцов и работодателей/ менеджеров по управлению персоналом; для образовательных учреждений применялся метод экспертных оценок; для представителей МОО «Общества защиты прав потребителей» также использовался метод интервью; для сотрудников Министерства образования РФ - опрос по телефону.

Результаты исследования показали, что, по мнению работодателей, профессионализм продавца заключается в умении общаться с покупателем и знании товара (так считают 51% опрошенных). В ходе опроса было получено несколько оригинальных ответов, например: «в умении заинтересовать покупателя»; «в удовлетворении потребностей клиента»; «продавец должен преподнести товар так, чтобы у покупателя «потекли слюнки»; «в умении работать с возражениями»; «в целеустремленности»; «в образовании и профессиональной подготовке»; «продавец должен быть вежливым, ненавязчивым и обаятельным, с «подвешенным языком»».

С точки зрения продавцов профессионализм заключается, по мнению большинства респондентов, «в умении общаться с покупателем и в знании товара» (так считают 64% опрошенных продавцов). И здесь от некоторых опрошенных были получены оригинальные ответы - «в знании психологии покупателя: в умении убедить клиента, выслушать его и угадывать желания, найти с ним контакт»; «в умении «работать» с клиентом»; «в правильной консультации; в тактичности, коммуникабельности и терпении».

Получить эти знания и умения продавец может благодаря образованию, опыту работы и мотивации.

На вопрос о необходимости опыта работы некоторые респонденты отметили: «Да, опыт дает очень многое и продавец с течением времени может стать

настоящим профессионалом, но стаж должен быть не менее 5—10 лет».

Что касается мотивации, то эта тема заслуживает большого и серьезного исследования, о ней следует говорить отдельно.

Подробнее остановимся на проблеме подготовки кадров для розничной торговли.

Образовательные учреждения, готовящие кадры для розничной торговли делятся на коммерческие образовательные центры, предлагающие всевозможные тренинг-программы, семинары; обучающие курсы и государственные образовательные учреждения.

Если рассматривать учебные программы коммерческих центров, длительностью от одного часа до нескольких месяцев (в основном программа составляет 40 академических часов), то можно сказать сегодня они пользуются довольно высоким спросом. Результаты исследования показали следующее:

— 37% менеджеров стремятся проводить такие мероприятия для продавцов розничной торговли своего торгового предприятия;

— 10% менеджеров проводят подобные мероприятия “своими силами”;

— 7% хотели бы, чтобы продавцы посещали подобные занятия, но не имеют на это денежных средств;

— 47% считают, что на предприятиях розничной торговли слишком высокая текучесть кадров и поэтому вложение денег в подготовку продавцов не имеет смысла. В то же время некоторые респонденты-продавцы, принявшие участие в обучающих программах, заявили: «Тренинги — это очень интересная вещь, но я ничего полезного для своей работы там не узнал».

В государственных образовательных учреждениях сегодня образование по профессии «продавец» можно получить только в начальных профессиональных учреждениях: колледжах малого бизнеса и сферы услуг, технологических и политехнических колледжах, а также в некоторых профессиональных училищах.

В средних профессиональных и высших образовательных учреждениях такой специальности нет. Возникает вопрос: а нужно ли вообще высшее образование продавцу?

Как показало проведенное нами исследование, представители Министерства образования РФ считают: «Для продавцов высшее образование не является необходимостью, так как квалификацию и навыки им дает начальное профессиональное образование. Да и зачем продавцу знание высшей математики, физики и философии?»

Мнения работодателей на этот счет оказалось несколько иным:

— 63% опрошенных считают, что высшее образование продавцу по своей специальности необходимо, и работодатели заинтересованы в таком продавце, т.к. по их мнению, человек с высшим образованием более компетентен, коммуникабелен, уровень культуры у него значительно выше, и ему будет легче работать в сфере розничной торговли;

— 10% работодателей отметили, что высшее образование необходимо, но не обязательно торговое;

— 27% респондентов считают, что образовательный уровень не имеет никакого значения: человеку либо дано от природы быть продавцом, либо не дано, и образование тут не причем.

Мнения продавцов по поводу необходимости высшего образования также разделились:

— 42% опрошенных считают, что высшее образование необходимо;

— 56% высказали диаметрально противоположную точку зрения;

— 2 % - затруднились ответить.

Результаты опроса показали, что сегодня продавцы имеют следующий образовательный уровень:

— 42% продавцов имеют высшее образование;

— 16 % — неполное высшее образование;

— 40 % — среднее специальное образование;

— 2% — общеобразовательное.

Из них только 18% продавцов получили торговое образование; а 82% продавцов в соответствии с дипломами и квалификационными удостоверениями — это инженеры, врачи, педагоги, художники, юристы, журналисты, портные, бухгалтеры, экономисты, финансисты, эксперты и оценщики недвижимости, дизайнеры, электрики, строители, парикмахеры, музыканты, технологи приготовления пищи, технологи изделий из кожи, чертежники-конструкторы, психологи и т.д.

Работа в розничной торговле нравится 20% опрошенных продавцов - они считают ее своим призванием, 72% опрошенных желают поменять профессию продавца на другую и некоторые из них уже планируют это сделать; 8% затруднились ответить.

Результаты данного исследования показали, что средневзвешенная оценка уровня обслуживания продавцами, по мнению покупателей, составила 2,975: 1 балл дали 5% респондентов; 2 балла - 15% респондентов; 3 балла - 58% респондентов; 4 балла - 22% респондентов; 5 баллов не дал никто.

Подводя итог работы, можно сказать, что пока не будет хорошей образовательной базы, говорить об идеале российского продавца рано.

А доказательством этого служат слова первого заместителя руководителя Департамента образования Василия Лисова: спрос на работников торговли и общественного питания в 2004-2006 гг. составил 26 тыс. человек. В то время как московские профессиональные училища ежегодно выпускают около 9 тыс. человек по специальностям “Гостиничный сервис”, “Организация общественного питания”, “Менеджмент”, “Коммерция”, “Официант-бармен”, “Повар-кондитер”, “Администратор”, “Товароведение”, “Парикмахер”, “Продавец, контролер-кассир” и так далее.

На основе данных, полученных в ходе исследования, были предложены рекомендации по совершенствованию систем подготовки продавцов и повышению их мотивации.

НОВОСТИ

Список использованной литературы

1. Котлер Ф., Шефф Дж. Все билеты проданы. Стратегии маркетинга исполнительских искусств. - М.: Классика-ХХ1, 2004. - 688 с.

2. Лапуста М.Г., Старостин Ю.Л. Малое предпринимательство: Учебник. - 2-е изд., перераб. и дополн. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 555 с.

3. Малхотра, Нереш К. Маркетинговые исследования. Практическое руководство, 3-е издание: Пер. с англ. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2003. - 960 с.

4. Шоул Дж. Первоклассный сервис как конкурентное преимущество/ Пер. с англ. - М. : Альпина Бизнес Букс,

2006. - 338 с.

О работе президиума совета Учебно-методического объединения по образованию в области сервиса и туризма

Т.Н. Ананьева, Н.И. Ковалева

ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»

22—28 сентября 2007 г. состоялось плановое заседание президиума совета Учебно-методического объединения (УМО) по образованию в области сервиса и туризма на базе Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Владивостокский государственный университет экономики и сервиса» (ГОУВПО «ВГУЭС») в рамках проведения праздничных мероприятий, посвященных 40-летию со дня образования учебного заведения.

В заседании президиума совета Учебнометодического объединения по образованию в области сервиса и туризма приняли участие руководители и представители 30 вузов, в том числе и представители совета УМО по образованию в области сервиса и туризма в федеральных округах Российской Федерации.

Центральный федеральный округ РФ представляли 5 высших учебных заведений, Дальневосточный -6, Северо-Западный - 1; Южный - 3, Сибирский - 4, Уральский - 1.

На обсуждение были вынесены вопросы: туристское образование как фактор устойчивого развития Приморского края; роль профессиональных кадров в создании туристского имиджа г. Владивостока; о совершенствовании деятельности УМО по образованию в области сервиса и туризма; обсуждение проектов федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по направлениям подготовки «Сервис» и «Туризм»; формирование программ дополнительного профессионального образования в области сервиса и туризма; проектирование модели выпускника на основе компетентностного подхода к формированию основной образовательной программы; научное обеспечение образовательного процесса подготовки кадров для сферы сервиса и туризма; взаимодействие работодателей и учебных

заведений в обеспечении рынка труда: опыт сотрудничества; состояние учебно-методического обеспечения образовательных программ направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования (ВПО) группы «Сфера обслуживания»; о формировании укрупненной группы специальностей «Сфера обслуживания» нового проекта перечня специальностей среднего профессионального образования (СПО) и укрупненной группы профессий «Сфера обслуживания» нового проекта перечня профессий начального профессионального образования (НПО); о деятельности Объединенного редакционно-издательского совета (ОРИС) по присвоению грифа УМО по образованию в области сервиса и туризма электронным учебникам и печатным изданиям.

Заседание президиума совета Учебнометодического объединения по образованию в области сервиса и туризма открыл ректор ГОУВПО «Владивостокский государственный университет экономики и сервиса», представитель совета УМО по образованию в области сервиса и туризма в Дальневосточном федеральном округе РФ, профессор Г.И. Лазарев.

В своем выступлении ректор проанализировал путь, пройденный вузом - от института до университета. Более подробно Геннадий Иннокентьевич остановился на работе, которую университет проводит по всем направлениям деятельности, включая инновационную, а именно: ведется строительство новых учебных корпусов, общежитий, введен спортивный корпус, лицензируются новые образовательные программы. В университете ведется образовательная деятельность по 23 направлениям подготовки бакалавриата - это составляет 22% от общего количества образовательных программ, по двум направлениям подготовки магистратуры, что составляет 1% и соответственно 77%

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.