М.Ю. Воскресенский С.А. Сычева
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ В ОТРАСЛИ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО РАЗВИТИЯ В РОССИИ
PRACTICE-ORIENTED TRAINING IN THE RETAIL INDUSTRY AND ITS DEVELOPMENT PROSPECTS IN RUSSIA
Аннотация: статья посвящена актуальным вопросам дуального образования в отрасли розничной торговли. Актуальность обосновывается тем, что большинство студентов по окончании вуза не желают работать в отрасли, предпочитая работать в государственном секторе, промышленности и сфере услуг. Авторы объясняют причины такого явления, делают вывод о методах повышения привлекательности профессии, предлагают некоторые практические решения этого вопроса. В статье представлены результаты социологического исследования среди студентов Государственного университета управления (ГУУ) на предмет выявления причин нежелания работать в отрасли и возможных способов изменения сложившейся ситуации.
Ключевые слова: высшее образование, дуальное образование, практико-ориентированное образование, розничные сети, розничная торговля, профессиональная ориентация, успешная карьера, карьера, молодежь, образование, трудоустройство, Ашан, Магнит, Лента.
Abstract: the article is devoted pressing questions of dual education in retail. The urgency is proved by that the majority of students upon graduation of high school does not choose retail chains, and do not wish to work in this sphere, preferring to work in public sector, the industry and sphere of services. Authors explain the reasons of such phenomenon, do a conclusion about methods of increase the attitude and image of a retail chain among young people, and offer some practical decisions of this question. The article is especial voluble cause, results of sociological research among students of the State University of Management (SUM, Moscow) conducted in 2011 about revealing of the reasons of unwillingness and possible ways to change the situation are presented.
Keywords: higher education, dual education, practice-oriented education, retail, professional orientation, a successful career, careers, youth, education, employment, Auchan, Magnet, Lenta.
Почти каждый человек стремится найти интересную и высокооплачиваемую работу, сделать карьеру или занять управленческую позицию. Особенно это верно в отношении тех выпускников школ, которые продолжают свое обучение в вузах страны - высшее образование является одной из ступеней к успешной карьере. Но если с трудоустройством готовых специалистов, имеющих опыт работы и высшее образование, вопросы возникают всё реже, то студентов компании привлекать пока не любят. Причины этому называются разные, среди них низкий уровень квалификации, слабая мотивация, риски, связанные с затратами на обучение и текучкой кадров, неспособностью самостоятельно принимать решения и нести ответственность.
Считается что для того, чтобы занять управленческую позицию, сотрудник должен поработать на начальных позициях, понять принципы функционирования компании, чтобы потом стать эффективным менеджером. Сначала необходимо приобрести необходимые навыки, опыт и завоевать уважение коллег, а уже потом использовать накопленный багаж и управлять коллективом. Пример выдающихся бизнесменов-ритейлеров, таких как Сэм Уолтон, Ингвар Кампрад свидетельствует о
© М.Ю. Воскресенский, С. А. Сычева, 2012
необходимости прохождения всех ступеней карьеры в ритейле (от продавца до ТОП-менеджера).
Карьера большинства людей в розничной торговле складывается так, что именно в начале трудовой деятельности приходится выполнять скучные, трудоемкие и нетворческие операции. Но талантливые молодые люди, поступающие в вузы, обладающие широким кругозором, повышенной мотивацией к самосовершенствованию, по окончании вузов не выбирают розничную торговлю, т.к. там карьеру приходится начинать с работы на низкооплачиваемых и неинтересных должностях, не требующих высокой квалификации: кассир, грузчик, мерчендайзер, кладовщик, фасовщик и продавец. Исследование, проведенное студентами Государственного университета управления в 2011 году, в ходе которого были опрошены несколько сотен учащихся школ, техникумов и вузов показало, что только каждый десятый готов развивать карьеру в розничной торговле. Для сравнения, в области предоставления услуг предпочли бы работать 38%, а 26% опрошенных предпочли бы государственную службу. При этом по данным исследовательского агентства «Инфолайн» 95% руководителей розничных сетей считают кадровый вопрос самым важным, от решения которого будет зависеть конкурентоспособность компании.
Таким образом, несмотря на бурный рост розничных сетей, который формирует предпосылки для быстрого карьерного роста, выпускники вузов зачастую выбирают другие сферы деятельности. Сегодня российские розничные сети демонстрируют производительность труда в два и более раза выше, чем промышленные предприятия, но безоговорочно проигрывают конкуренцию "за таланты". Причиной тому является необходимость после окончания вуза начинать карьеру в ритейле с работы на низкооплачиваемых и непрестижных должностях. Еще одной причиной отсутствия интереса к карьере в розничной отрасли является также падение престижа торговой профессии; студенты дневных отделений сторонятся торговли; отрасль розничной торговли не получает квалифицированные кадры, которые могли бы значительно повысить конкурентоспособность, усилить кадровый резерв розничной компании в частности и отрасли в целом, уступая их другим секторам экономики.
Понять розничные сети можно. Кадровые департаменты хотят получать готовых специалистов, а не тратить время и деньги на их обучение, да еще и с риском, что эти сотрудники перейдут к конкурентам. Поэтому сегодня для большинства студентов дневных отделений, по существу, нет вакансий, которые были бы интересны с точки зрения карьерного роста, который сейчас заменяется механическим накопления непрофильного опыта или мгновенным заработка. Получается замкнутый круг. Сложившуюся ситуацию можно выразить словами классика - верхи не могут (предоставить соответствующие ожиданиям студентов вакансии), а низы не хотят (после окончания высшего учебного заведения начинать работать с начальных позиций с невысокой квалификацией).
В настоящий момент основная задача любого работодателя отрасли розничной торговли - создание кадрового лифта, нового образа трудовых отношений, в которых люди понимают, что и зачем это делают, к чему приведут их усилия. К счастью, сейчас эта задача уже начала реализовываться точечно, и от крупных компаний зависит, насколько быстро будет изменяться рынок труда. Нет проблемы предоставить человеку работу на выбор, оценить его лучшие качества, обеспечить ему соответствующий уровень жизни.
Розничные сети еще с начала 2000-х реализуют программы сотрудничества с профильными колледжами и профессионально-техническими училищами. Таким образом, ежегодно трудоустраиваются сотни молодых продавцов, пекарей, поваров, мясников и обвальщиков. При этом принятая в Европе практика сотрудничества с вузами по подготовке молодых управленческих кадров пока не получила широкого распространения в России. Совместные с российскими образовательными
учреждениями программы были реализованы только в 4 ритейловых сетях: «Ашан», «Metro», «Магнит» и «Лента».
«Ашан» [2].
«15 февраля 2011 года "Ашан" совместно с Российским государственным торгово-экономическим университетом (РГТЭУ) объявил о запуске программы «Молодой специалист». Цель программы - познакомить студентов и выпускников с профессиями и спецификой работы в торговой сети. Данная программа предполагает организацию практики для студентов старших курсов учебных заведений (время проведения практики - от 2 недель до 3 месяцев) и стажировок для выпускников учебных заведений (вузов и ПТУ), получивших диплом (время проведения стажировки - от 3 месяцев до 1 года) по разнообразным профессиям гипермаркета, от пекаря - до менеджера направления». Данное сотрудничество было организовано в Москве, Краснодаре, Новосибирске, Омске и Ростове-на-Дону. Так как программа стартовала совсем недавно, оценить её на данный момент не представляется возможным. Дополнительной информации о программе в открытом доступе нет.
«Магнит» [1].
Проект «Зелёный вход». Цель проекта - повышение общего профессионального уровня сотрудников компании посредством привлечения талантливой молодежи. В проекте могут принимать участие студенты краснодарских вузов, обучающиеся на 4-5 курсах и магистранты с хорошей и отличной успеваемостью, принимающие активное участие в жизни вуза, факультета, группы, ориентированные на результат, желающие развиваться.
Итоги проекта:
профессиональное обучение - получение знаний и развитие профессиональных навыков по выбранной специальности; специальная стипендия - ежемесячное материальное вознаграждение для участников на оставшийся период их обучения в вузе, показавших отличные результаты по итогам отборочных испытаний и практики, получивших предложение о трудоустройстве в Компании; трудоустройство -предложение временной или постоянной занятости в Компании участникам проекта, показавшим лучшие результаты.
«Metro» [4].
Программа «МЕТЯО-Образование» стартовала в 2006 году при поддержке Волгоградского торгово-экономического колледжа. Помимо базовых знаний по специальностям "коммерсант в торговле" и "товароведение" 20 молодых волгоградцев будут изучать дополнительные спецкурсы по работе в современных торговых форматах, знакомиться с работой торгового оборудования, практиковаться в обслуживании покупателей на базе магазина "METRO Cash&Carry". Программа "МЕТЯО-Образование", разработанная и реализуемая в Германии, Польше и Румынии, с 2004 года стартовала и в России. Тогда в ней приняли участие три московских профтехучилища. В 2005 году к программе присоединились студенты из С. -Петербурга, Казани, Ярославля, Ростова-на-Дону, Уфы и Воронежа. В 2006 году достигнуты договоренности о сотрудничестве с колледжами в Волгограде, Екатеринбурге, Краснодаре, Самаре и Нижнем Новгороде. В этом году в программе примут участие 1420 российских студентов. Профтехобразование в России помимо своей основной функции - подготовки и поставки кадров на рынок труда -традиционно выполняет функцию социального лифта, помогая талантливой молодежи из малообеспеченных, неблагополучных и неполных семей достигать профессиональных успехов, осознанно и успешно строить карьеру. Программа "МЕТRО-Образование" увеличивает скорость подъема такого социального лифта, способствуя не просто обучению студентов, но обучению именно тем специальностям, которые востребованы рынком и современным ритейлом.
Лента [3]
В 2008 году программы, реализуемые в компании, расширили свои границы и вышли за пределы Петербурга. В офисах и торговых комплексах сети проходили практику и стажировку, работали и просто знакомились с организацией торговли и новыми специальностями почти 11 тысяч студентов и более 900 учащихся и школьников из 7 городов России. В рамках работы с молодежью "Лента" реализует три проекта. Один из них - "Лента-карьера", цель которого - привлечение в компанию на стажировку студентов и учащихся. В 2008 году к проекту присоединились гипермаркеты сети в Великом Новгороде, Омске и Барнауле. За год в центральном офисе компании прошли стажировку около 30 студентов, практику в гипермаркетах сети - более 700 учащихся. Около 10 стажеров (из числа студентов) трудоустроены в компании. В рамках проекта в центральном офисе в Санкт-Петербурге для студентов дважды проводился День Открытых Дверей с участием руководителей подразделений, задействованных в проекте. Еще одно нововведение 2008 года - Центр развития, в ходе которого стажеры могут продемонстрировать свои сильные стороны, а также получить рекомендации для дальнейшего профессионального развития. Представители "Ленты" регулярно принимают участие в студенческих мероприятиях: научных конференциях, ярмарках вакансий, мастер-классах, форумах, кейс-турнирах и других молодежных проектах, которые организуют ведущие вузы Санкт-Петербурга, Омска, Барнаула и Великого Новгороде. В 2008 году таких мероприятий было более 50.
Вторым «молодежным» проектом является привлечение студентов к работе в торговых комплексах в рамках проекта аутсорсинга персонала. Проект стартовал в июне 2008 года и до конца года охватил 9 из 14 магазинов в Петербурге, 1 магазин в Волгограде и 2 магазина в Краснодаре. За этот период только в Петербурге в компании почти 10 700 студентов отработали почти 135 000 часов. Комментирует начальник отдела по подбору персонала компании "Лента" Анастасия Полянская: «Программа привлечения студенческих отрядов дает нам возможность быстро укомплектовать штат во время сезонных спадов притока персонала и в периоды повышенного покупательского спроса. Мы избавлены от выполнения многих трудоемкие процедур по оформлению временных работников - это берет на себя наша компания-партнер, предоставляющая студентов, более эффективно используем фонд заработной платы. Строгий отбор и система обучения позволяют студентам обеспечивать высокие стандарты обслуживания покупателей, установленные в нашей компании».
Третий проект - работа с самыми юными. Школьники, дети из детских домов и интернатов, дети сотрудников компании в рамках городских программ или по инициативе компании "Лента" посещают гипермаркеты сети и знакомятся с работой магазина и его сотрудников. В 2008 году такие мероприятия прошли в Тюмени, Великом Новгороде и Санкт-Петербурге. В них приняли участие более 200 детей.
На данный момент взаимодействий розничных сетей с молодёжью носит экспериментальный характер, о чём косвенно свидетельствует тот факт, что 2 из 4 компаний, реализующих эти проекты, слабо представлены в Центральном Федеральном Округе. Тем не менее, определённая тенденция к повышению открытости сетей и либерализации ситуации на рынке труда прослеживается довольно чётко. В основном, сотрудничество со студентами и выпускниками ограничивается различными вариантами стажировки, причём, в отличие от западных программ, строгого разделения по успеваемости не прослеживается. Только «Лента» выставляет одним из обязательных критериев для претендентов «хорошую и отличную успеваемость». Решением могла бы стать универсальная отраслевая программа подготовки управленческих кадров, которая позволяла бы учащимся вузов, во время обучения работать в розничной сети на различных должностях и продвигаться по служебной лестнице, зарабатывая деньги и проходя квалификационные тесты. В таком случае, на момент окончания учебного заведения студенты становятся не просто
дипломированными выпускниками-теоретиками, а специалистами-практиками, готовыми работать сразу на высокооплачиваемых позициях в действующей розничной сети.
Авторское исследование
В 2011 году студентами Государственного университета управления был проведен опрос учащихся высших учебных заведений, колледжей и техникумов, а также учащихся 10-11 классов. В выборку были включены не только те группы учащихся, которые являются целевыми для привлечения (студенты ВУЗов и учащиеся средних специальных учебных заведений), но также и те люди, которые войдут в целевой сегмент к моменту реализации данной программы (школьники). Размер выборки составил 300 человек.
Цели проведения опроса:
- характеристика привлекательности ритейла, как профиля деятельности компании-работодателя;
- характеристика привлекательности продуктовых магазинов;
- определение предпочитаемого способа трудоустройства;
- определение наиболее важных факторов, влияющих на выбор работодателя;
- установление корреляционных зависимостей между ответами и полом, возрастом, местом учебы опрашиваемых.
Определение ключевых факторов выбора работодателя вызвано не только нуждами учащихся, но и является контрольной точкой опроса, поскольку имеется возможность сравнить полученные данные по этому вопросу с отчетом опроса, проведенного компанией KPMG в 2009 году среди студентов Московских вузов. Опрос показал, что наиболее привлекательными факторами выбора для студентов являются:
- Карьерный рост,
- Рабочая обстановка,
- Оплата труда.
Для определения привлекательности ритейла, как профиля деятельности компании-работодателя, опрашиваемым было предложено выбрать из приведенного списка наиболее предпочитаемый профиль. Только 9% процентов опрошенных видят свою будущую карьеру в области ритейла. Для сравнения в области предоставления услуг предпочли бы работать 38% , а 26% опрошенных предпочли бы государственную службу.
Для установления привлекательности брендов сетей продуктовых магазинов респондентам, отметившим ритейл, как приоритетный профиль деятельности будущего работодателя, было предложено выбрать наиболее привлекательного работодателя. Наиболее интересными для учащихся оказались (см. рис. 1):
- Ашан - 33,4%,
- METRO Cash & Carry - 22,2%,
- Бренды, относящиеся к X5 («Перекрёсток», «Пятёрочка», «Карусель») -18,5%,
- «Седьмой континент» - 18,5%.
52% респондентов предпочитают частичную занятость во время обучения и еще 16% готовы стажироваться на каникулах. Это означает, что только треть опрошенных планирует начать трудовую деятельность исключительно по завершении своего образования.
□ стажировка во время каникул
□ частичная занятость во время учебы
□ полная занятость по завершении обучения
Рис. 1. Предпочтительные формы трудоустройства студентов
Для определения ключевых факторов, влияющих на выбор работодателя, респонденты должны были отметить три наиболее важных из списка, включающего: заработную плату, возможности карьерного роста, рабочую обстановку, возможность работы за рубежом, льготы, гибкий график работы, близость к дому и др. Самой популярной комбинацией факторов оказалась «заработная плата, карьерный рост, рабочая обстановка» - 13,9% опрошенных остановили на ней свой выбор.
Общий же рейтинг факторов, полученный суммированием голосов, выглядит следующим образом (см. рис. 2):
300 250 200 150 100 50 0
□ заработная плата
□ карьерный рост
□ рабочая обстановка
□ возможность работы за рубежом
□ льготы
□ гибкий график работы
□ близость к дому
□ другое
1
Рис. 2. Значимые факторы при трудоустройстве студентов
Как видно из диаграммы, четверка лидеров выглядит следующим образом (в скобках приведены голоса, отданные за каждый конкретный фактор, учитывая, что каждый респондент отдавал по три голоса ):
- заработная плата (246),
- карьерный рост (219),
- рабочая обстановка (136),
- гибкий график работы (117).
Если сравнить полученный результат с данными КРМО, то можно видеть определенное совпадение. Тройку лидеров рейтинга составляют те же самые факторы, однако ранжированы они несколько иначе.
Для уточнения роли оплаты труда были заданы дополнительные вопросы. В группу входили исключительно те школьники, которые готовы продолжить свое образование в высшем или среднем специальном учебном заведении. Выборка составила 58 человек. Задаваемые вопросы выглядели следующим образом (см. рис. 3, 4):
1. Отметьте, в каком случае Вы согласились бы на первом курсе временно поработать в продуктовом универсаме:
- если бы требовались деньги;
- если бы это дало опыт;
- если бы это дало возможность удачно трудоустроиться по завершении вуза;
- если бы там работали друзья;
- никогда.
□ если бы требовались деньги
□ если бы это дало опыт
□ если бы это дало возможность удачно трудоустроиться по завершении вуза
□ если бы там работали
друзья
□ никогда
Рис. 3. Причины вступления в трудовые отношения студентов
50% респондентов готовы на временную работу в случае, если требуются деньги, 20,7% - для получения возможности удачно трудоустроиться, 13,8% - для получения опыта, 6,9% - за компанию с друзьями, и, наконец, на долю полного отказа приходится 8,6%.
2. Продолжая обучение (например, как студент первого курса), вы согласились бы выполнять временные работы
- только за деньги;
- за возможность получить материальный приз ^РЬопе, например);
- бесплатно, для получения опыта;
- другое.
62,1% респондентов согласны выполнять подобные работы только за деньги, 15,5% - за материальные призы (опрашиваемые проявили исключительный интерес к примеру с ¡РИопе), 13,8% - готовы работать бесплатно, а 8,6% выбрали другое (причем в примечаниях 6 человек указало сочетание получения полезного опыта и заработка).
□ только за деньги
□ за возможность получить
материальный приз
□ бесплатно, для получения опыта
□ другое
Рис. 4. Основные ожидания студентов от работодателя
Опрос наглядно свидетельствует о важности материального поощрения студентов. По результатам опроса был проведен анализ зависимости выбора способа трудоустройства и профиля будущего работодателя от пола и возраста респондентов и формы текущего обучения. Связей установлено не было.
Литература
1. http://magnit-info.ru/
2. http://www.auchan.ru/
3. http://www.lenta.com/
4. http://www.metro-cc.ru/
Н.А. Денисова Г.М. Колосова В.В. Филатов
КОНТРОЛЛИНГ ИННОВАЦИЙ НА РЕГИОНАЛЬНЫХ РЫНКАХ СТРАХОВЫХ УСЛУГ
CONTROLLING OF INNOVATIONS IN THE REGIONAL MARKETS OF INSURANCE SERVICES
Аннотация: в данной статье рассмотрен контроллинг инноваций на региональных рынках страховых услуг. Изучена концепция проект - контроллинга как концепция управления, включающая все компоненты современного менеджмента и отвечающая требованиям к системам управления в условиях высокой динамичности региональных рынков.
8,6
© Н.А. Денисова, Г.М. Колосова, В.В. Филатов, 2012