Научная статья на тему 'Торговые сети в условиях финансового кризиса: инвестиционно-конкурентный аспект'

Торговые сети в условиях финансового кризиса: инвестиционно-конкурентный аспект Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1262
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС / РИТЕЙЛ / РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ РОССИИ / ЗАРУБЕЖНЫЕ ТОРГОВЫЕ СЕТИ / ТОРГОВЫЕ ФОРМАТЫ / ИНВЕСТИЦИИ В РИТЕЙЛ / ТЕНДЕНЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хоботова С. Н.

В статье рассматриваются особенности функционирования зарубежных и отечественных торговых сетей на российском рынке розничной торговли, выявляется ряд тенденций, которые сформировались под воздействием кризисных явлений в мировой экономике. Особое внимание уделяется инвестиционным и конкурентным аспектам рассматриваемой темы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RETAIL NETWORK IN FINANCIAL CRISIS: INVESTMENT COMPETITIVE ASPECT

The article deals with the peculiarities of foreign and domestic retailers in the Russian retail market, revealed a number of trends that have developed under the influence of the crisis in the global economy. Special attention is paid to investment and competition aspects of the topic.

Текст научной работы на тему «Торговые сети в условиях финансового кризиса: инвестиционно-конкурентный аспект»

если компания выпустит акции на обеих биржах. Но эти неудобства можно ликвидировать за счет выкупа собственных акций на ММВБ, что, конечно, является ещё большей сложностью.

Физическим лицам суждено не только получить все выгоды от роста благосостояния государства и бизнес-среды, но и вынести собственные положительные результаты создания фондовой биржи:

Необратимый рост финансовой грамотности и экономической вовлеченности у населения страны приведет к новому этапу в сфере управления собственными накоплениями.

Для многих участников рынка ценных бумаг, работающих на ММВБ, будет нормализован рабочий день. Сейчас для жителей СФО, у которых работа связана с ММВБ, рабочий день (торговая сессия) начинается в10:30 и заканчивается в 18:45 по Московскому времени (15:30 - 23:45 по Иркутскому часовому поясу).

Конечно, не одними только преимуществами отличается этот проект. Исследуя историю создания фондовых бирж можно увидеть, что зачастую, в связи с появлением торговой площадки, появляются и новые виды мошенничества. Тем сложнее расследовать дела, связанные с фондовой биржей, чем сложнее финансовые инструменты и чем хуже финансовая грамотность сотрудников служб правопорядка. Так, в кризис в 2008 году в США многие неосведомленные граждане были разорены, неправильно распорядившись своими вложениями. В то же время много меньшая группа лиц,воспользовавшись знаниями о рынке ценных бумаг, эти денежные средства безнаказанно присвоила.

На первый взгляд, фондовая биржа, является лишь инструментом в сфере управления денежными средствами, но в действительности перераспределение финансов дает возможность наиболее эффективно использовать деньги, а это отличный стимул для экономического роста и процветания государства и его резидентов.

УДК 332.025.12

ХОБОТОВА С.Н.

кандидат экономических наук, доцент Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского г. Омск

e-mail: skhobotova@yandex.ru

ТОРГОВЫЕ СЕТИ В УСЛОВИЯХ ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА: ИНВЕСТИЦИОННО-КОНКУРЕНТНЫЙ АСПЕКТ

В статье рассматриваются особенности функционирования зарубежных и отечественных торговых сетей на российском рынке розничной торговли, выявляется ряд тенденций, которые сформировались под воздействием кризисных явлений в мировой экономике. Особое внимание уделяется инвестиционным и конкурентным аспектам рассматриваемой темы.

39

Ключевые слова: финансовый кризис, ритейл, розничная торговля России, зарубежные торговые сети, торговые форматы, инвестиции в ритейл, тенденции.

RETAIL NETWORK IN FINANCIAL CRISIS: INVESTMENT COMPETITIVE ASPECT

SVETLANA N. KHOBOTOVA,

Omsk State Unievrsitet,

Omsk

The article deals with the peculiarities of foreign and domestic retailers in the Russian retail market, revealed a number of trends that have developed under the influence of the crisis in the global economy. Special attention is paid to investment and competition aspects of the topic.

Keywords: financial crisis, retail, retail, Russia, foreign retailers, retail formats, investment in retail trends.

Мировой финансовый кризис, начавшийся в 2007 году, оказал существенное влияние на деятельность всех секторов как мировой, так и российской экономики. В таких условиях меняются приоритеты развития крупнейших операторов розничного рынка, которые вынуждены учитывать макроэкономические изменения в регионах своего оперирования. В этой связи нами будут рассмотрены особенности функционирования зарубежных и отечественных торговых сетей на российском рынке розничной торговли, а также выявлен ряд тенденций, которые сформировались под воздействием кризисных явлений в мировой экономике.

Еще в начале 2008 г. многие эксперты воспринимали экономический кризис как временные проблемы нескольких развитых стран и считали, что развивающиеся рынки останутся в стороне от происходящего. Однако, как показывают данные статистики, кризис коснулся практически всех стран и способствовал развитию тенденции снижения розничных продаж и объема розничной торговли, как за рубежом, так и в России.

Так, розничные продажи в США снижались со второго полугодия 2007 года семь месяцев подряд, что являлось самым продолжительным падением с 1992 года. Сокращение по оценкам различных экспертов составило от 0,8% до 2,7%. По данным International Council of Shopping Centers, падение продаж в США в зависимости от направления ритейла составило в этот период от 1,6% до 20%, что является максимальным с 1969 года. Объем розничной торговли в декабре 2008 года в еврозоне также понизился на 1,6% по сравнению с данными за декабрь

2007 года, а в 27 странах Евросоюза понижение составило 0,8%. Объем розничной торговли в Германии, крупнейшей экономике Европы, в 2008 году по сравнению с результатом 2007 года сократился в реальных условиях (с поправкой на инфляцию) на 0,4% и увеличился в номинальных условиях на 2,1% [10].

40

Подробнее остановимся на состоянии российской торговли в предкризисный период и динамике её показателей в 2008 г. в свете отмеченной тенденции.

Первое, на что следует обратить внимание, это то, что до начала кризиса Россия являлась одновременно самым крупным, быстрорастущим и инвестиционно привлекательнымпотребительскимрынкомвмировойэкономике[7,с.144].Развитие российской розницы в 2000-2008 годах было обусловлено как общим ростом в экономике, увеличением доходов и покупательской способности населения, так и изменениями в самой отрасли, прежде всего, развитием современных сетевых форматов: вводом новых площадей гипермаркетов, супермаркетов и дискаунтеров. Только в 2004-2008 гг. число гипермаркетов в России увеличилось почти в 6 раз, супермаркетов - в 3 раза [9].

Таблица 1 - Число гипермаркетов и супермаркетов в России, 2004-2009гг

2004 2005 2006 2007 2008 2009П

Гипермаркеты 54 86 151 211 5 9 2 316

Супермаркеты 1951 3068 4239 5165 5900 6391

Источник: Planet Retail, www.planetretail.net

Несмотря на столь бурный рост, Россия по-прежнему значительно уступает развитым странам по уровню обеспеченности торговыми площадями на душу населения. Так, отставание от Германии составляет почти 6 раз, от Великобритании

- более 10 раз [1, а24].

Таблица 2 - Насыщенность торговыми площадями, кв.м на тысячу человек населения

Великобритания 6 5 2

Франция 2 4 2

Италия 166

Бельгия 123

Польша 121

Германия 121

Турция 28

Россия 23

Основными барьерами для ускоренного развития российского ритейла, по мнению аналитиков, являются низкая покупательная способность населения в регионах, а также высокие административные барьеры, препятствующие строительству крупных объектов розничной недвижимости - торговых центров и гипермаркетов. Отмечается отставание по развитию рынка логистических услуг. Эффективная переработка грузопотоков существенным образом повышает рентабельность ведения торгового бизнеса в целом [4,с.20]. Приходу иностранных ритейлеровтакжемешаетнегативноевосприятиеделовогоклимата,обостряющееся после скандалов с задержкой открытия торговых центров, ассоциируемых с коррупцией на уровне властей ряда регионов. Особенно заметным в этой связи является пример компании IKEA (помимо мебельного бизнеса, компания строит и управляет масштабными торговыми центрами в Москве и регионах). На протяжении последних лет IKEA несколько раз вступала в открытые конфликты с региональными властями (Москва, Московская область, Самара, Новосибирск), которые либо

41

отказывались согласовывать инвестиционные проекты в своих регионах, либо задерживали по разным причинам ввод уже готовых к эксплуатации объектов. Так, уже в 2010 году были уволены ведущие топ-менеджеры шведской торговой сети IKEA в России за взятки при решении вопросов инфраструктурного характера. По данным из отраслевых источников, с подобными трудностями сталкивались и другие западные и российские ритейлеры.

Несмотря на указанные проблемы, на рынки России в 2007-2008 году вышли 10,6% мировых ритейлеров. В 2007 г. рост потребительских расходов составил 32% по отношению к 2006 году. Общий оборот розничной торговли в России в 2007 г. оценивается ФСГС РФ в 424 млрд. долларов. По данным Росстата, прирост оборота розничной торговли составил 15,2% [8].

Лидерами по критерию «выручка» среди ведущих торговых сетей в 2007 году были следующие ритейлеры: «X5 Retail Group N.V» («Пятерочка» и «Перекресток») - более 5,2 млрд. долл.; «МЕТРО Кэш энд Керри» («Metro C&C») - более 4,6 млрд. долл.; «Тандер» («Магнит») - более 3,6 млрд. долл.; «Ашан-Россия» («Auchan») -более 3,2 млрд. долл., что обусловлено реализацией масштабных инвестиционных программ и заключением сделок М&А [6, с.7].

Таким образом, в предкризисный период розничный рынок России демонстрировал высокие темпы развития и положительную динамику роста по всем макроэкономическим показателям розничной торговли. Однако темпы её роста также сократились в 2008 году до уровня 8 %. Кроме того, впервые за последние несколько лет в ноябре 2008 г. произошло снижение показателя оборота розничной торговли по сравнению с октябрем. В целом, по итогам 2008 года оборот ритейла достиг 13,85 трлн. рублей, а темпы его роста по сравнению с 2007 годом замедлились на 3%. В то же время следует отметить, что темпы роста оборота розничной торговли в России продолжают оставаться на сравнительно высоком уровне (8%), что обусловлено следующими факторами. Во-первых, выводом значительного объема рублевых средств из банковской системы физическими лицами и направлением их на приобретение товаров длительного пользования в ожидании роста цен на импортные товары из-за девальвации рубля и в результате активизации рекламной и маркетинговой активности ритейлеров (проведение распродаж и предоставление скидок и т. д.) И, во-вторых, перераспределением потребительских расходов, заключающихся в увеличении доли бюджета, направляемой на приобретение продовольственных товаров, ввиду роста цен. При этом специалисты ИА «INFOLine» отмечают, что произошли значительные изменения в потребительских предпочтениях, которые выразились в следующем:

- сокращении потребления напитков, кондитерских изделий, йогуртов, сыров, мяса наименее обеспеченными слоями населения;

- сокращении продаж продуктов премиального сегмента и уменьшении количества потребителей, предпочитающих совершать покупки в супермаркетах в результате их переориентации на дискаунтеры;

- снижении спроса на товары длительного пользования. В ноябре-декабре 2008 года снижение спроса частично нивелировалось снятием населением средств с рублевых счетов в банках;

- сокращении спроса на услуги общественного питания [2, с.15].

Но даже на этом фоне российский розничный рынок в условиях финансового кризиса остаётся одним из самых привлекательных для зарубежных ритейлеров.

42

По данным исследования «Индекс развития глобального ритейла -2009» международной компании “A.T.Kearney“, которая ежегодно определяет 30 самых привлекательных рынков для розничной торговли, Россия занимает второе место после Индии.

Несмотря на такие положительные прогнозы развития российского розничного рынка, в настоящее время отмечается проблема инвестиционного характера и связанная с ней тенденция сокращения инвестиционных проектов. Известно, что современный ритейл является бизнесом, связанным с большими инвестициями. Особенно это характерно для развивающихся рынков, где розничные сети тратят большие средства на открытие новых магазинов. Так, по экспертным оценкам, первичные инвестиции в открытие нового гипермаркета (без девелопмента и строительства) составляют от 2 до 8 миллионов долларов (в зависимости от площади, расположения и проч.). Другие постоянные издержки ритейлеров связаны с маркетингом и рекламой, развитием логистических систем, внедрением новых технологий и систем автоматизации, подготовкой персонала и др. В условиях мирового кризиса произошло снижение темпов роста у основных операторов торгового бизнеса, что привело к диверсификации торговых форматов от гипермаркетов в сторону магазинов у дома. Публичные торговые сети опубликовали свои операционные результаты за 2009 год — они не настолько позитивны, как хотелось бы ритейлерам. Прошлогодние темпы роста сохранить никому не удалось. Улучшились лишь показатели сопоставимых продаж. В первой тройке за год перемещений не произошло: на первом месте традиционно X5 Retail Group, на втором — краснодарский «Магнит», на третьем — ушедшая в отрицательную зону «Дикси». «Седьмой континент» фактически перестал отчитываться: недавно компания предоставила показатели лишь за 2008 год [9].

Сопоставимые продажи (LFL) X5 Retail Group в 2009 году выросли на 10% по отношению к 2008 году. Это связано с тем, что сеть достаточно агрессивно внедряла политику по снижению цен, в результате чего трафик за 2009 год увеличился на 5%. Правда, наращивать выручку прошлогодними темпами компании не удалось: консолидированная чистая розничная выручка Х5 в прошлом году выросла на 4% по сравнению с 2008 годом, до 8,7 млрд. долл. За прошлый год X5 открыла 271 новый магазин, увеличив чистую торговую площадь на 189 тыс. кв. м. На 31 декабря 2009 года под управлением Х5 находилось 1372 магазина чистой торговой площадью 1 млн кв. м, включая 1 тыс. дискаунтеров, 275 супермаркетов и 58 гипермаркетов.

Сопоставимые продажи «Магнита» выросли на 4%, отток покупателей составил 1%. При этом у «Магнита» самые высокие темпы роста чистой розничной выручки

— 15% по сравнению с 2008 годом, до 5,3 млрд. долл. Выручка выросла благодаря тому, что компания активно открывает новые магазины. Так, в течение прошлого года ритейлер открыл 646 магазинов, при этом общее количество объектов сети составило 3228 (3204 магазина «у дома» и 24 гипермаркета). Общая торговая площадь выросла на 22% в 2009 году, до 1 млн. кв. м. Хуже всего дела обстоят у «Дикси». Сопоставимые продажи ритейлера упали на 2%, трафик снизился на 2,2%. Выручка упала на 12%,до 1,7 млрд. долл. Немного увеличились торговые площади — на 8%, до 206 тыс. кв. м. Было открыто 69 магазинов, их общее количество достигло 537 [6, с.7]. С учётом вышеизложенного, ведущие ритейлеры после царившей на рынке гигантомании и повального открытия гипермаркетов, пробуют себя в миниформате. Такие компании, как «Ашан» и Metro, предпочитавшие раньше открывать

43

большие магазины, заняты поиском в Москве небольших площадей — 3,5—6,5 тыс. кв. м. Сокращение инвестиционных масштабов деятельности торговых сетей в два-три раза эксперты связывают с тем, что все помещения большого формата по доступной цене уже заняты. В таких условиях крупные торговые сети начинают диверсифицировать торговые форматы своих предприятий. Так, работать в формате «магазин у дома» планирует Х5 Retail Group, которая намерена развивать мини-«Пятерочки». «Ашан» также вышел в мини-формат под брендами «Атак» и «Ашан Сити». С новым форматом магазинов в этом году планируют выйти на рынок Metro, Castorama, Decathlon, «О’кей» [13, 19, 20, 22]. К примеру, если стандартный Metro Cash & Carry располагается на 9 тыс. кв. м, то сейчас компания рассчитывает функционировать на 3—3,5 тыс. кв. м. Metro, например, интересен центр города, потому что там сконцентрированы розница малых форматов и ресторанный бизнес, а это ключевые группы клиентов этой сети. Castorama намерена развивать новый, так называемый городской формат. Она рассчитывает на более высокую прибыльность магазинов, так как при тех же продажах затраты на аренду и персонал будут меньше, кроме того, предполагается оптимизация логистики. Таким образом, стремление ритейлеров перейти в мини-форматы участники рынка объясняют отсутствием недорогих площадей большого формата [4, с.17-18]. Следует также отметить поддержку данной тенденции со стороны Минпромторга, которое в рамках реализации «Стратегии развития торговли РФ» предлагает стимулировать развитие торговых сетей в малонаселенных и отдаленных населенных пунктах за счет налоговых льгот для розничных операторов и субсидий на ведение бизнеса. Министерство предлагает разделить российский рынок на три типа территории

— привлекательные для бизнеса (продавцы могут получить достаточный возврат на инвестированный капитал, открывая торговые точки на этих территориях), относительно привлекательные (могут получать операционную прибыль, но возврат на инвестированный капитал не превышает стоимости капитала для розничных компаний) и непривлекательные (без специальных льгот продавцы не могут получать операционную прибыль). Открытию торговых точек в непривлекательных зонах, например, в Сибири, на Дальнем Востоке и Северном Кавказе, может способствовать, по мнению разработчиков, предоставление розничным компаниям земли на льготных условиях или бесплатно. Также возможны налоговые льготы: льготный налог на имущество и другие региональные налоги, отмена налога с продаж, передача части собранного налога на прибыль розничному игроку и др. С помощью перечисленных инструментов государство пытается решить проблему неравномерности обеспеченности торговыми площадями всех типов территорий в аспекте их привлекательности для бизнеса. При этом важно понимать, что способны инвестировать значительные суммы в долгосрочные проекты только крупные сетевые предприятия розничной торговли, достигшие высокой рентабельности и имеющие доступ к недорогим источникам финансирования.

В мире и в России основным источником развития торговой индустрии выступают заемные средства (леверидж).

Таблица 3 - Leverage (общие активы к собственном капиталу) крупнейших западных и российских ритейлеров, 2007-2008, %

Страна происхождения 2007 2008

Wal-Mart США 2,4 2,5

44

Страна происхождения 2007 2008

Tesco Великобритания 2,3 2,5

Carrefour Франция 4,4 4,7

Auchan Франция 3,6 3,7

Metro Германия 5,2 5,5

X5 Retail Group Россия 2,0 3,5

Магнит Россия 3,7 2,2

Дикси Россия 3,1 3,7

Источник: публичная финансовая отчетность компаний, годовые отчеты и презентации для инвесторов на сайтах компаний, Google Finance, Bloomberg

Показателем, характеризующим уровень использования заемных средств для финансирования деятельности компании, может служить соотношение совокупных активов к собственному капиталу. У большинства западных сетей этот показатель (leverage) превышает 2,5 раза, то есть активы в большей степени работают на заемном капитале.

У французских и немецких сетей (Carrefour, Metro, Auchan) это соотношение еще выше (3,5-5 раз). Российские ритейлеры также активно используют заемные ресурсы для финансирования своей операционной и инвестиционной деятельности.

Необходимо отметить, что заемные ресурсы ритейлеров могут включать как банковские кредиты, так и задолженность перед поставщиками, которые, предоставляя значительные отсрочки, таким образом кредитуют ритейлеров. В странах Европы и России средний уровень отсрочки платежа (разница во времени между продажей товара потребителю и перечислением денег за него поставщику) составляет от 60 до 120 дней (т.е. средняя задолженность ритейлера поставщикам колеблется от 1/6 до 1/3 от оборота сети). В этой связи ряд аналитиков считает, что кризис в российской экономике и практически полное прекращение кредитования банками региональных розничных торговых сетей существенно ухудшило их положение, в результате чего ряд ритейлеров вынужден был закрывать часть магазинов, в то время как отдельно стоящие магазины и розничные рынки пострадали в существенно меньшей степени, ввиду отсутствия задолженности перед банковскими структурами. При этом розничные торговые сети продолжают оставаться звеном экономической системы, генерирующим неплатежи по всей цепочке «поставщик сырья - производитель - дистрибутор» в пищевой промышленности и производстве сопутствующих товаров, а меры правительства в сфере содействия получения крупнейшими ритейлерами кредитов государственных банков не позволяют существенно улучшить данную ситуацию, так как кредиты государственных банков предоставляются ограниченному кругу крупнейших ритейлеров, а полученные средства направляются преимущественно на оптимизацию кредитного портфеля и на подготовку к реализации сделок M&A, а не на расчеты с поставщиками [2, с.12].

Таким образом, можно говорить о конкурентных преимуществах тех участников рынка, которые имеют доступ к недорогим заёмным средствам и пользуются отсрочками платежей со стороны своих поставщиков.

Следующая тенденция, отражающая развитие сетевой торговли в условиях кризиса, связана с ухудшением доходности собственного капитала, в первую очередь, ведущих российских ритейлеров по сравнению с зарубежными, а также банкротство ряда сетей и продолжение процесса слияния и поглощения ( M&A).

45

Обобщающим показателем, характеризующим эффективность работы сетей с точки зрения владельцев компании, служит доходность собственного капитала (ROE, Return on Equity), представляющая собой соотношение чистой прибыли к собственному капиталу (вложениям акционеров в бизнес компании).

Таблица 4 - ROE (доходность собств. капитала) крупнейших западных и российских ритейлеров, 2007-2008, %

Страна происхождения 2007 2008

Wal-Mart США 18% 20%

Tesco Великобритания 18% 18%

Carrefour Франция 21% 14%

Auchan Франция 14% 10%

Metro Германия 15% 9%

X5 Retail Group Россия 4% Отриц.

Магнит Россия 22% 22%

Дикси Россия 7,1% Отриц.

Источник: публичная финансовая отчетность компаний, годовые отчеты и презентации для инвесторов на сайтах компаний, Google Finance, Bloomberg

СредироссийскихпубличныхсетейтолькоМагнитимеетстабильнуюдоходность на вложенные средства инвесторов, сопоставимую и даже превышающую западные аналоги. В то же время доходность собственного капитала компаний X5 Retail Group и Дикси существенно ниже, что связано как с низкой рентабельностью (которая в

2008 поду ушла в минус), так и с другими факторами. На фоне финансовых проблем, в том числе с заёмными средствами, продолжился рост банкротств и сокращение расходов в ритейле как в России, так и за рубежом. Так, например, в США более 12 крупных розничных сетей уже объявили о банкротстве и, по данным консалтинговой компании Davidowitz&Associates Inc, в 2009 году ритейлеры планировали закрыть около 12 тысяч магазинов. В Еврозоне банкротами себя объявили торговые сети Woolworths и Adams, в России - розничная группа «Самохвал», владеющая 60 супермаркетами. Что касается сокращений расходов, об этом объявили крупнейший ритейлер Великобритании Marks & Spencer (M&S), что связано с сокращением продаж на 6,1%, крупнейший в мире немецкий ритейлер Metro Group планирует сократить 15 тысяч рабочих мест или 5% персонала по всему миру до 2012 года [7]. Крупные федеральные российские ритейлеры, такие как «Мир», «Телемакс» и «Эльдорадо», также начали «оптимизировать» свою региональную сеть.

Подтверждением продолжения процесса M&A (слияния и поглощения) является тот факт, что в начале 2008 года ритейлеры из России пополнили список топ-250 мировых лидеров. В настоящее время, как считают эксперты, этот процесс связан с проблемами кредитования под низкий процент, и те сети, которые вели необоснованно рискованную финансовую политику, будут вынуждены объявить себя банкротами. В этом случае сети первого десятка поглотят “банкротов” по низким ценам и будут расширяться путем M&A в региональном направлении. Таким образом, в России реализуется процесс, на котором мелкие сети поглощаются более крупными, а слияния практически отсутствуют. Ярким примером слияний на розничном рынке России служит грандиозная сделка 2004 года, прошедшая на высшем уровне с участием глав государств России и Германии. 8 июля 2004 года холдинг «Марта» подписал соглашение с REWE Group о создании совместного

46

предприятия (СП) по развитию сети Billa в России. Часть супермаркетов SPAR, которые развивал холдинг «Марта», вошла в состав сети Billa, где оперативное руководство взяли на себя западные специалисты, другая часть стала новым проектом «Марты», сетью Grossmart.

Поэтому следующая тенденция развития торговых сетей связана с усилением региональной экспансии. Крупнейшие продавцы продуктов питания, спорттоваров и бытовой техники активно анализируют площадки для своих магазинов по всей России. Сейчас в регионах на рынке недвижимости наблюдается уникальная ситуация, когда арендатор может сам диктовать владельцу помещения выгодные для себя условия. К примеру, запрашивать парковку на 350 машиномест вместо 250, обещанных арендодателем. Ритейлеры подтверждают свой интерес к регионам. Т ак, Х5 намерена в 2010 году открыть десять гипермаркетов, 15 супермаркетов и 250 дискаунтеров [6, с.7-8]. В связи с кризисом некоторые розничные сети отказываются от Москвы и развиваются в регионах. Например, французская компания Fauchon завершила четырехлетний ребрендинг своей сети и вернулась в регионы России. Другим крупнейшими ритейлером, активно занимающим позиции на региональных рынках, является шведская торговая сеть IKEA, которая открыла в 2009 г. в Омске многофункциональный торговый центр «Мега», якорными арендаторами которого стали компании «Ашан», «Леруа Мерлен» и IKEA. Также французский ритейлер Auchan планирует открыть в России ещё шесть гипермаркетов, один из которых - в Омске. Другим крупным ритейлером, пришедшим на омский рынок, стала немецкая торговая сеть «ОВ1», специализирующаяся на продаже товаров для ремонта и строительства [13, 15, 16, 19, 22].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Резюмируя сравнительный анализ ключевых финансовых показателей работы российских и западных розничных сетей, ряд российских исследователей [1, с.31] считают, что существующая модель развития крупных (сетевых) предприятий розничной торговли (в России и за рубежом) базируется на следующих составляющих:

1.Низкая рентабельность как следствие жесткой ценовой конкуренции и стимулирования потребительского спроса за счет низких цен.

2.Стремление к увеличению объема продаж, доли рынка и потока покупателей с целью компенсировать низкий удельный уровень прибыльности за счет увеличения оборачиваемости капитала.

3.Высокая капиталоемкость деятельности ритейлеров, особенно в условиях региональной экспансии, необходимость привлечения заемного капитала для финансирования инвестиционных вложений, открытия новых магазинов и операционной деятельности (опять же в условиях недостаточной собственной прибыли).

4.Значительный эффект масштаба, выражающийся в том числе в увеличении переговорной силы и возможности требовать более привлекательные закупочные цены у поставщиков, с целью предложить потребителям цены ниже, чем у конкурентов, и таким образом стимулировать спрос. Сокращение других удельных издержек (маркетинг, логистика, аренда) по мере роста количества торговых точек и оборота сети.

В заключение отметим, что принятый в РФ Закон «О государственном регулировании торговой деятельности в РФ» призван разрешить накопившиеся

47

проблемы в розничной торговле России, которые во многом затрагивают интересы современного ритейла, проблемы и тенденции развития которого изложены в данной статье.

Литература:

1. Доклад АНХ при Правительстве РФ «Развитие розничной торговли в РФ в контексте принятия Закона о торговле»/ Кваша М., Кизилов В., Новиков В., Уточкин А. Москва, 2009. 87 с.

2. Краткий отраслевой обзор ИА «INFOLine «Розничный рынок РФ в условиях экономического кризиса (декабрь 2008 г.). Москва, 2009. 23 с.

3. Авдейчикова Е.В. Развитие логистического аутсорсинга в России// Вестник РГТЭУ 2008. №2(22). С.115-120.

4.Авдейчикова Е.В. Формирование и технология грузопереработки в логистических центрах. Опыт Германии// Поволжский торгово-экономический журнал. 2011. №6. С.16-21.

5. Борисова И. Супермаркеты против дискаунтеров, или какой торговый формат наиболее востребован // Российская торговля. 2009. № 5/6. С. 25-27.

6.Не так страшен кризис, как его малюют? // Российская торговля. 2009. №1. С. 7-8.

7. Хоботова С.Н. Розничная глобализация и её воздействие на экономику принимающих стран// Проблемы современной экономики. 2008. №4. С.140-144.

8. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. [сайт]. [2012]. URL: http: //www.gks.ru (дата обращения 25.11.2012).

9. Planet Retail [Электронный ресурс]. [сайт]. [2012]. URL: www.planetretail.net (дата обращения: 10.11.2012).

10. BFM.ru [Электронный ресурс]. [сайт]. [2012]. URL: http: //www.BFM.ru (дата обращения 15.09.2012).

11. The Times [Электронный ресурс]. 2009. 12 марта. URL: http: //www.financialtimes.com (дата обращения 15.09.2012).

12. Wal-Mart [Электронный ресурс]. [сайт]. [2012]. URL: http: //www.walmart.com (дата обращения 15.09.2012).

13. Metro [Электронный ресурс]. [сайт]. [2012]. URL: http:// www.metro-cc.ru (дата обращения 15.09.2012).

14. Carrefour [Электронный ресурс]. [сайт]. [2012]. URL: http:// www.carrefour.com (дата обращения 15.09.2012).

15. Obi [Электронный ресурс]. [сайт]. [2012]. URL: http:// www.obi.ru и www.obi.com (дата обращения 15.09.2012).

16. IKEA [Электронный ресурс]. [сайт]. [2012]. URL: http:// www.ikea.com/ru/ (дата обращения 15.09.2012).

17. Tesco [Электронный ресурс]. [сайт]. [2012]. URL: http:// www.tesco.com (дата обращения 15.09.2012).

18. Home Depot [Электронный ресурс]. [сайт]. [2012]. URL: http:// www.homedepot.com (дата обращения 15.09.2012).

19. Castorama [Электронный ресурс]. [сайт]. [2012]. URL: http:// www.castorama.ru и www. castorama.fr (дата обращения 15.09.2012).

20. Aldi [Электронный ресурс]. [сайт]. [2012]. URL: http:// www.aldi.com (дата обращения 15.09.2012).

21. Leroy Merlin [Электронный ресурс]. [сайт]. [2012]. URL: http:// www.leroymerlin.ru (дата обращения 15.09.2012).

22. Auchan [Электронный ресурс]. [сайт]. [2012]. URL: http:// www.auchan.ru (дата обращения 15.09.2012).

48

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.