Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ МОТИВАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ В ВУЗЕ'

СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ МОТИВАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
22
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ / МОТИВАЦИОННО -ЦЕННОСТНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ / МЕТОДЫ ОПТИМИЗАЦИИ МОТИВАЦИИ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соловьева И.П., Малюкова Е.В.

Статья посвящена актуальной проблеме образования - проблеме мотивации профессионального становления в педагогическом вузе. Авторы придерживаются мнения о том, что расширение мотивационной сферы личности студента является важным условием оптимизации учебного процесса. Мотивационная сфера личности несет в себе потенциал развития, который при учете психологических детерминантов поднимает ее на более высокий уровень. При этом обнаружено, что стихийного нарастания позитивных механизмов мотивационной сферы как результата накопления профессионального опыта не наблюдается. Современные аспекты мотивации профессионального становления в педагогическом вузе были исследованы автором от первого до пятого курса обучения студентов с помощью рефлексивных методов и методов решения психолого-педагогических задач. В процессе проведенного эксперимента были выявлены следующие детерминанты, оказывающие влияние на мотивационную сферу личности: готовность к педагогической деятельности, установка, рефлексия, мотивы, направленность, ориентированный взгляд, педагогические умения. Структура мотивационной сферы личности студентов первого курса определяется системой личностно-ценностных мотивов, а в структуре мотивационной сферы личности студентов пятого курса определены следующие ведущие мотивы: когнитивные, дидактические, интеллектуальные, оценочные, творческие, речевые, трудовые и мотивы общения. Полученные авторами данные свидетельствуют о качественных изменениях мотивационной сферы личности студента на четвертом курсе обучения в университете и о преобладании в ней социальных мотивов, а на пятом курсе в данной сфере начинают преобладать профессиональные и творческие мотивы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Соловьева И.П., Малюкова Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN ASPECTS OF THE MOTIVATION OF THE PROFESSIONAL DEVELOPMENT IN THE UNIVERSITY

The article is devoted to the important problem of education - the problem of the motivation of the professional development in a pedagogical university. The authors think that the expansion of the motivational sphere of the student's personality is an important condition for optimizing the learning process. The motivational sphere of the personality has the potential for development, which, taking into account the psychological determinants raises it to a higher level. It is found that the spontaneous growth of positive mechanisms of the motivational sphere as a result of the accumulation of the professional experience is not observed. Modern aspects of the motivation of the professional development in a pedagogical university were explored by the author from the first to the fifth year of the study at the university using reflexive methods and methods of solving psychological and pedagogical problems. During the experiment, the following determinants that affect the motivational sphere of the individual were revealed: readiness for pedagogical activity, guideline, reflection, motives, direction, oriented view, pedagogical skills. The structure of the motivational sphere of the personality of first-year students is determined by a system of personality - value motives, and in the structure of the motivational sphere of the personality of the fifth-year students the following leading motives are determined: cognitive, didactical, intellectual, evaluative, creative, speech, labor and communication motives. The data obtained by the authors indicate qualitative changes in the motivational sphere of the student's personality in the fourth year of the study in the university and the prevalence of social motives in it, while in the fifth year professional and creative motives begin to predominate in this sphere.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ МОТИВАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ В ВУЗЕ»

экскурсии должны быть ознакомлены с инструкцией и следовать ей на протяжении всей экскурсионной работы.

Несомненно, при составлении инструкции по технике безопасности, очень важна не только детальная проработка каждого пункта, но и постоянный контроль за выполнением правил. Ведь у каждого туриста разный уровень подготовки, различные навыки. Но будь то ребенок или взрослый, иностранный турист или соотечественник - организатор экскурсии несет ответственность за жизнь и здоровье своего гостя и должен быть абсолютно уверен в минимизации рисков экскурсанта.

Использованные источники:

1. Государственная программа Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 годы [Электронный ресурс] : Сайт Федерального агентства по туризму. - Режим доступа : http://www.russiatourism.ru/contents/deyatelnost/programmy-i-proekty/gosudarstvennaya-programma-rossiyskoy-federatsи-razvitie-kultury-i-turizma-na-2013-2020-gody/1.

2. Федеральный закон от 24.11.1996 № 132 ФЗ (ред. от 28.12.2016) «Об основах туристической деятельности» [Электронный ресурс] : Официальный сайт компании «КонсультантПлюс». - Режим доступа : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12462/b3d98f4dc104148878 63cc0ee0dfd636b644b25b/

3. О.Ю. Грачева, Ю.А. Маркова, Л.А. Мишина, Ю.В. Мишунина. Организация туристического бизнеса: технология создания турпродукта / Дашков и Ко, 2008. - 276 с.

УДК 37.378

Соловьева И. П., к пед. н. доцент, директор Малюкова Е.В., к.филол.н.

доцент

кафедра «Дополнительное образование.»

Алтайский филиал

Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина

Россия, г. Барнаул СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ МОТИВАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ В ВУЗЕ

Аннотация: Статья посвящена актуальной проблеме образования -проблеме мотивации профессионального становления в педагогическом вузе. Авторы придерживаются мнения о том, что расширение мотивационной сферы личности студента является важным условием оптимизации учебного процесса. Мотивационная сфера личности несет в себе потенциал развития, который при учете психологических детерминантов поднимает ее на более высокий уровень. При этом обнаружено, что стихийного нарастания позитивных механизмов мотивационной сферы как результата

накопления профессионального опыта не наблюдается.

Современные аспекты мотивации профессионального становления в педагогическом вузе были исследованы автором от первого до пятого курса обучения студентов с помощью рефлексивных методов и методов решения психолого-педагогических задач. В процессе проведенного эксперимента были выявлены следующие детерминанты, оказывающие влияние на мотивационную сферу личности: готовность к педагогической деятельности, установка, рефлексия, мотивы, направленность, ориентированный взгляд, педагогические умения.

Структура мотивационной сферы личности студентов первого курса определяется системой личностно-ценностных мотивов, а в структуре мотивационной сферы личности студентов пятого курса определены следующие ведущие мотивы: когнитивные, дидактические, интеллектуальные, оценочные, творческие, речевые, трудовые и мотивы общения.

Полученные авторами данные свидетельствуют о качественных изменениях мотивационной сферы личности студента на четвертом курсе обучения в университете и о преобладании в ней социальных мотивов, а на пятом курсе в данной сфере начинают преобладать профессиональные и творческие мотивы.

Ключевые слова: мотивация, профессиональное становление, учебный процесс, мотивационная сфера личности, мотивационно -ценностные потребности, методы оптимизации мотивации обучения.

Solovyova I.P., Candidate of Pedagogic Sciences, Associated Professor Director of Altai Branch of Pushkin Leningrad State University Altai Branch of Pushkin Leningrad State University

Russia, Barnaul

Malyukova E. V., Candidate of Philological Sciences Associated Professor of Continuing Education Department Altai Branch of Pushkin Leningrad State University

Russia, Barnaul MODERN ASPECTS OF THE MOTIVATION OF THE PROFESSIONAL DEVELOPMENT IN THE UNIVERSITY

Abstract: The article is devoted to the important problem of education - the problem of the motivation of the professional development in a pedagogical university. The authors think that the expansion of the motivational sphere of the student's personality is an important condition for optimizing the learning process. The motivational sphere of the personality has the potential for development, which, taking into account the psychological determinants raises it to a higher level. It is found that the spontaneous growth of positive mechanisms of the motivational sphere as a result of the accumulation of the professional experience is not observed.

Modern aspects of the motivation of the professional development in a

pedagogical university were explored by the author from the first to the fifth year of the study at the university using reflexive methods and methods of solving psychological and pedagogical problems. During the experiment, the following determinants that affect the motivational sphere of the individual were revealed: readiness for pedagogical activity, guideline, reflection, motives, direction, oriented view, pedagogical skills.

The structure of the motivational sphere of the personality of first-year students is determined by a system of personality - value motives, and in the structure of the motivational sphere of the personality of the fifth-year students the following leading motives are determined: cognitive, didactical, intellectual, evaluative, creative, speech, labor and communication motives.

The data obtained by the authors indicate qualitative changes in the motivational sphere of the student's personality in the fourth year of the study in the university and the prevalence of social motives in it, while in the fifth year professional and creative motives begin to predominate in this sphere.

Key words: motivation, professional development, educational process, motivational sphere of personality, motivation and value needs, methods of optimizing learning motivation.

Одна из актуальных проблем образования это дальнейшая разработка теории мотивации профессионального становления и расширение возможностей приложения научного знания в практике.

Проблема профессионального становления представлена в ряде исследований зарубежной и отечественной психологии, но все же требует более детального рассмотрения. Специальный анализ содержания вузовского образования позволяет утверждать, что расширение мотивационной сферы личности студента является необходимым условием оптимизации учебного процесса. В нем сосредоточены основные противоречия между существующей практикой подготовки специалиста и его конкретной учебно-профессиональной деятельностью (С.Б. Елканов, В.И. Ковалев, А.К. Маркова, В.Д. Щадриков и др.) [1, 2]. Одним из основных недостатков в подготовке специалиста на сегодняшний день выступает господство в высшей школе гносеологического подхода с формированием у студентов прочных научно-предметных знаний. Подобное положение неустойчивости самостоятельности в подготовке специалистов неоднократно подвергалось критике в ряде исследований (О.С. Анисимов, В.И. Слободчиков и др.) [3]. Отмечалось, что в процессе обучения студенты имеют дело не с содержанием профессиональной деятельности, а с научными предметами. Реальная профессиональная деятельность характеризуется многообразием применения знаний, комплексным характером практической ситуации, требующей системного их использования, что делает невозможным прямой перенос знаний в практику.

Мотивационная сфера личности несет в себе потенциал развития, который при учете психологических детерминант поднимает ее на более

высокий уровень. При этом обнаружено, что стихийного нарастания позитивных механизмов мотивационной сферы как результата накопления профессионального опыта не наблюдается.

Психологическими детерминантами мотивационной сферы личности является специально организованные условия обучения, основанные на аналитическом осмыслении испытуемыми своего учебно-профессионального опыта. Анализируя современную практику по развитию мотивационной сферы личности можно отметить, что центральным звеном такой подготовки является развитие перцептивных и аналитических особенностей личности, ее способности к децентрации.

Рене Заззо высказал идею относительно к развитию всех возрастных периодов, нет ничего парадоксального, что человеческий род имеет самую богатую наследственность и имеет одновременно и самую большую пластичность и обучаемость, и что детерминирующие влияния их наследственности и среды достигают максимума у маленького человека [4]. В процессе роста эти детерминанты не дозируются в дополняющих друг друга пропорциях, а объединяются друг с другом в единое целое.

Анализ психологических детерминантов с точки зрения системного подхода развития мотивационной сферы личности, расширяет представление об ее сущности, что позволяет определить пути ее формирования, создать модель системы детерминант. Мотивационные компоненты личности специалиста, играя роль побудительных и регулирующих механизмов на разных этапах профессионального становления, имеют различный удельный вес [5].

Современные аспекты мотивации профессионального становления в вузе были исследованы нами от первого до пятого курса обучения студентов с помощью рефлексивных методов и методов решения психолого-педагогических задач, полученные результаты позволили сделать следующее заключение.

Структура мотивационной сферы личности студентов первого курса определяется системой личностно-ценностных мотивов, а четвертого курса -преобладанием профессиональных и личностно-нравственных мотивов.

В процессе эксперимента выявлены следующие детерминанты, оказывающие влияние на мотивационную сферу личности: готовность к педагогической деятельности, установка, рефлексия, мотивы, направленность, ориентированный взгляд, педагогические умения.

В структуре мотивационной сферы личности студентов первого курса определены следующие ведущие мотивы: когнитивные, прогностические, общения, потребностные, гуманистические, избирательные, эмоционально-волевые, мотивы осознания.

В структуре мотивационной сферы личности студентов четвертого курса значимыми мотивами являются: мотивы профессионального достижения, гностические, эмоционально-волевые, социально-интеллектуальные, личностно-нравственные и социальные.

В структуре мотивационной сферы личности студентов пятого курса определены следующие ведущие мотивы: когнитивные, дидактические, интеллектуальные, оценочные, творческие, речевые, общения и трудовые.

Полученные данные свидетельствуют о качественных изменениях мотивационной сферы личности студента на четвертом курсе, о преобладании социальных мотивов, а на пятом курсе - профессиональных и творческих.

Исследования психологических детерминант формирования мотивационной сферы личности через систему особенностей установок вузовского обучения, стимулирование самостоятельности, активизацию творческого мышления, приобщения к исследовательской деятельности обеспечило проследить изменения в развитии уровня мотивации к успеху в контрольной и экспериментальной группе, что выразилось в возрастании уровня мотивации успеха на 27,3%, снижение среднего уровня на 6% и отсутствия низкого уровня. Показатели уровня мотивационной сферы личности также свидетельствовали о повышении ее высокого уровня на 9,7%, среднего уровня на 22,5%, ниже среднего уровня на 18,8%, понижение и отсутствие низкого уровня. Показатели в контрольной группе характеризовались незначительными изменениями.

Результаты факторного анализа показателей мотивационной сферы личности контрольной и экспериментальной группы до и после формирующего эксперимента показали, что в контрольной группе до эксперимента выделен один фактор, коррелирующий с позитивными потребностями и мотивационно - ценностными отношениями, а после эксперимента два фактора, коррелирующих с активностью, самостоятельностью, позитивными потребностями с направленностью, установкой и мотивационно-ценностными отношениями. Данные факторы до эксперимента можно назвать мотивационно - ценностными потребностями, а после эксперимента также мотивационно - ценностные потребности, но с дополнительным аспектом активности и самостоятельности в учебно-профессиональной деятельности студентов 5 курса обучения. Это подтверждает гипотезу о гносеологическом подходе, обеспечивающем учебно-профессиональную деятельность мотивационно -ценностными потребностями ее активность и самостоятельность, что, несомненно, позитивно влияет на уровень профессионального становления и адаптации молодого специалиста, но носит ограниченный, а порой и диффузный характер [6].

Уровень профессиональной подготовки современного специалиста предполагает значительное повышение требований к нервной системе человека и его психическим данным. Проблема соотношения связи человека и машины приобретает все большую практическую ценность. Никакие самые совершенные автоматические системы не могут «разрушить» эту связь - связь человека с современными достижениями кибернетики, в которой решающую роль играет человек. Система типа «человек-машина»

требует значительно большей внимательности, быстроты реакции, сообразительности, знаний и т.п. Мотивация - высвобождение человека от многих производственных операций - является необходимым условием «разумного» отношения человека к машине, при котором «машине остается машинное», «человеку - человеческое».

Чтобы сохранить ключевые, решающие позиции в процессе управления, человек должен прогрессировать, всегда опережая развитие машин. При благоприятных общественных условиях огромная роль в оптимизации работы систем «человек-машина» принадлежит воле и способности человека к самоусовершенствованию. Совершенные кибернетические машины, выполняя все более сложные производственные задачи, не только не вытесняют человека из производства, а, наоборот, позволяют ему сосредоточить главные усилия на подлинно человеческой деятельности, не на однообразном повторении уже известных действий, а на непрекращающихся поисках новых все более и более эффективных операций.

Сейчас настало время сказать еще об одном существенном моменте. В функциональном подходе, временно отвлекающемся от специального исследования внутренней структуры объектов, находит яркое проявление активность человеческого сознания, не останавливающегося перед препятствиями, а постоянно ищущего различные (но всегда имеющие объективное, независимое от познающего субъекта основание) пути их преодоления. Активность познающего субъекта направлена, прежде, всего на выбор средств теоретического исследования. В современном научном познании возрастание активности субъекта органически сочетается с ростом глубины проникновения теории в объективную действительность.

Таким образом, мотивация является ведущим компонентом педагогической деятельности. Отсутствие мотивации у педагога к профессиональной деятельности проявляется в том, что оно способствует развитию эмоционального выгорания (негативное отношение к труду в целом, снижение настроения, утрата интереса к работе и личной жизни, скудность репертуара профессиональных действий, неудовлетворенность собой, редукция профессиональных обязанностей) [7].

В заключении необходимо подчеркнуть, что оптимизация мотивации вузовского образования является эффективным психологически детерминированным средством высокого уровня подготовки специалиста. На разработку и внедрение методов оптимизации мотивации учения и получения педагогической профессии не требуется много средств и времени, а результат от ее использования бывает очень высок - оптимизация мотивации профессионального становления имеет реальную ценность, так как немотивированный педагог обойдется обществу очень дорого.

Использованные источники: 1. Елканов С.Б.Профессиональное самовоспитание учителя / С.Б. Елканов. -М.: Просвещение, 1986. - 143 с.

2. Ковалев В.И.Мотивационная сфера личности и ее динамика в процессе профессиональной подготовки / В. И. Ковалев, В. Н. Дружинин // Психол. журнал. - 1982. - Т. 3, №6. - С. 35-44.

3. Анисимов О.С. Акмеологические основы рефлексивной самоорганизации педагога: творчество и культура мышления: дис. ... д-ра психол. наук/ О.С. Анисимов. - М., 1994. - 386 c.

4. Психическое развитие ребенка и влияние среды /Рене Заззо// Психология развития: хрестоматия /ред. Е. Строганова. - Санкт-Петербург: Питер, 2001. - 351 с.

5. Ильин Е.Л.Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2002. - 512 с.

6. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. - М.: Аспект Пресс, 2005.- 325 с.

7. Беляева Г.В. Проблема формирования профессиональной мотивации студентов педагогического вуза [Текст] / Г.В. Беляева // Журнал «Молодой ученый». - 2014. - №21. - С. 80-83.

УДК 33

Тараканова Л.Ю. магистрант

«Кубанский государственный аграрный университет им. И. Т. Трубилина» Россия, г. Краснодар

Tarakanova L. Y.

Master «The Kuban state Agricultural University. I. T. Trubilina »

Russia, Krasnodar РАСЧЕТ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ЗАТРАТ

(МЕТОД АВС)

CALCULATION OF PRODUCTION COST IN THE FUNCTIONAL SYSTEM OF COST ALLOCATION METHOD (ABC)

Аннотация: В статье рассмотрен метод АВС (Activity Based Costing) как форма функционального калькулирования, обеспечивающая современное понимание и более точное описание затрат, чем традиционные методы управленческого учета. Автором рассмотрены варианты реализации метода АВС в учетной практике производственных организаций.

Abstract: In the article the method ABC (Activity Based Costing) as the shape functional calculation, providing a modern understanding and a more accurate description of cost than traditional management techniques. The author considers the variants of implementation of ABC method in accounting practices of manufacturing organizations.

Ключевые слова: метод АВС, затраты, себестоимость, калькуляция,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.