військової підготовки студентів у вищих закладах освіти: Автореф. дис... канд.. пед. наук: 20.02.02. / Київський військовий гуманітарний ін-т. - К., 1998. - 19 с.
5. Наказ Міністерства освіти і науки України № 151 від 14.11.03 р. “Фізичне виховання. Навчальна програма для вищих навчальних закладів України III - IV рівнів акредитації”.
Надійшла до редакції 13.09.2001р.
СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ БОРЦОВ ГРЕКОРИМСКОГО СТИЛЯ Бойко В.Ф., Григоренко А.В.
Национальный университет физического воспитания и спорта Украины
Аннотация. В статье рассматриваются различные актуальные аспекты индивидуализации специальной физической подготовки борцов греко-римского стиля, а так же показана необходимость комплексного подхода к проблеме индивидуализации. Основными показателями индивидуальности спортсменов являются психофизиологические, морфологические и показатели специальной физической подготовленности. Совокупность показателей отражает индивидуальность тактической манеры ведения поединка. Ключевые слова: аспекты, индивидуализация, подготовка, борьба.
Анотація. Бойко В.Ф., Григоренко А.В. Сучасні аспекти індивідуалізації спеціальної фізичної підготовки кваліфікованих борців греко-римського стилю. У статті розглянуто різні актуальні аспекти індивідуалізації спеціальної фізичної підготовки борців греко-римського стилю, а також показана необхідність комплексного підходу до проблеми індивідуалізації. Основними показниками індивідуальності спортсменів є психофізіологічні, морфологічні й показники спеціальної фізичної підготовленості. Сукупність показників відбиває індивідуальність тактичної манери ведення двобою.
Ключові слова: аспекти, індивідуалізація, підготовка, боротьба.
Annotation. Boyko V.F., Grigorenko A.V. Modern aspects of individualization of special physical preparation of the qualified wrestlers of the greco-roman style. In the article is seen various actual aspects of an individualization of special physical preparation of wrestlers of the greco-roman style and as necessity of the complex approach to the problem of individualization. The basic parameters of individuality of sportsmen are psychophysiological, morphological and parameters of special physical readiness. Set of parameters reflects individuality of a tactical manner of conducting a duel.
Key words: аspects, individualization, preparation, wrestling.
Введение
На современном этапе развития мирового спорта специалистов всё больше и больше интересуют тенденции характерные для спорта высших достижений и в частности олимпийского спорта. Одной из таких тенденций является индивидуализация тренировочного процесса.
Как показывает опыт тренеры зачастую при подготовке спортсменов к соревнованиям не прида-
ют значения комплексу индивидуальных особенностей характеризующих того или иного спортсмена не говоря уже о составлении тренировочных программ которые бы основывались на учете морфологических, функциональных, психофизиологических особенностей спортсмена, а так же его предрасположенности к определённой тактической манере ведения поединка. Это же можно отметить и в работах авторов которые дают рекомендации на основе какой либо одной группы показателей индивидуальности (морфологические - Рукавицын Д.Б., Шандригось В.И. и др., психофизиологические - Аболин Л.М., Михалова Т., Коробейников Г.В. и т.д.).
Работа выполнена согласно сводного плана НИР Министерства по делам семьи, молодёжи и спорта на 2006 - 2010г. г. по теме 2.1.13.6 П «Характеристика индивидуальных особенностей количественных и качественных параметров тренировочного эффекта в годичном цикле подготовки квалифицированных единоборцев»
Формулирование целей работы.
Цель: определить современные аспекты индивидуализации специальной физической подготовки борцов греко-римского стиля.
Задачи:
1) Выявить индивидуальные показатели лежащие в основе индивидуализации процесса СФП.
2) Определить подходы к изучению индивидуальных особенностей квалифицированных борцов которые используются авторами в литературе.
3)Определить место индивидуализации в процессе специальной физической подготовки борцов.
Методы исследования: анализ и обобщение научной литературы, а так же данных сети интернет, беседы с ведущими тренерами и спортсменами.
Результаты исследований.
В ходе анализа литературных источников нами были изучены работы различных авторов которые позволяют говорить о том, что спортсмены -борцы имеют существенные индивидуальные различия по многим показателям. Так высококвалифицированным борцам свойственно иметь каждому свой специфический набор психологических и психофизиологических особенностей: (более высокий уровень подвижности и силы нервной системы; более высокий уровень возбудимости и низкий - тор-мозности нервных структур, преобладание эмоций радости и гнева с различными их оттенками, низкий уровень эмоциональной экспрессивности - выражение эмоций во вне, высокий уровень напористости, общительности, самоконтроля, эмоциональной устойчивости и расчётливости) [1].
Исследования, проведённые С. К. Голякой показали, что наивысший показатель функциональной подвижности нервных процессов был зафиксирован у спортсменов которые развивали скоростносиловые качества (борцы и др.), а так же у лиц занимающихся игровыми видами спорта. Так же следует сказать о высоких показателях силы нервных процессов зафиксированных у борцов которые ус-
тупают по этому показателю лишь стрелкам и превосходят представителей других видов спорта [3].
Данные исследований различных авторов (Г.В. Коробейников, ГВ. Рассоха, Л.М. Аболин и др.) в области психофизиологии становятся основанием для осуществления спортивного отбора в различных видах спорта и в борьбе в частности, а так же являются необходимым элементом в разработке индивидуальных программ подготовки борцов.
В процессе многолетней подготовки спортсменов единоборцев на первые позиции выдвигаются компоненты которые непосредственно определяют эффективность их соревновательной деятельности, в то время как косвенные связанные с антропометрическим статусом и двигательной подготовкой отодвигаются на задний план, или вообще игнорируются [5].
На наш взгляд показатели психофизиологии так же важны, как и показатели антропометрии и только комплекс этих характеристик может в полной мере отразить индивидуальные особенности борцов которые смогут служить критериями оптимизации тренировочного процесса при подготовке спортсменов борцов к соревнованиям в подготовительном периоде. А взаимосвязь данных показателей с показателями физической подготовки поможет скорректировать тактическую направленность спортсмена.
Проблемы оценки состояния психофизиологической готовности борцов вытекают из необходимости коррекции подготовки спортсменов согласно их индивидуальным психофизиологическим показателям. Это необходимо в связи с тем что в ходе тренировочного процесса происходят гетерохронные изменения данных показателей под воздействием нагрузок различной мощности и длительности.
Изменения психофизиологических показателей у спортсменов- борцов в условиях тренировочной и соревновательной деятельности обуславливают так же изменения психических реакций в процессе подготовки, что сказывается на функциональном состоянии организма спортсмена [4].
Необходимо отметить, что авторы (ГВ. Коробейников, Г.В. Рассоха, Л.М. Аболин, С.К. Голяка и др.) которые рассматривают показатели психофизиологической организации деятельности борцов, не уделяя должного внимания другим сторонам, характеризующим индивидуальность спортсменов, не могут в полной мере оценить вклад каждого из индивидуальных компонентов в процесс специальной физической подготовки. На наш взгляд, что бы рассмотреть индивидуализацию специальной физической подготовки борцов, как можно детальнее необходимо учитывать комплекс индивидуальных показателей характеризующих спортсмена и находящих своё отражение в тактике соревновательной деятельности.
Таким образом хочется отметить важную роль психофизиологической составляющей индивидуализации специальной физической подготовки борцов в подготовительном периоде, а так же её место в комплексе показателей которые отражают другие стороны индивидуализации изучение которых способствует повышению уровня спортивных результатов в борьбе.
Индивидуальные морфологические показатели борцов как раз находят своё отражение в особенностях проведения доступных технических действий борцами различного веса и структуры тела.
К примеру Высокорослые борцы в подавляющем большинстве случаев обладают гигантоидным
Таблица 1 Временные характеристики броска (йт-МвзЫ» (передняя подножка) в зависимости от типа пропорций тела спортсмена и способа подготовки.
Тип пропорций тела Способ подготовки броска Общее в земя выполнения броска, (мс)
Мс ±8х ±у
Стифроидный (60-66) Первый 1210 41,0 108,2
Второй 1010 33,2 102,6
Третий 1940 53,4 73,0
Четвёртый 1570 39,4 45,5
Пятый 1115 33,0 109,1
Парагармоноидный (73-81)
Первый 1220 31,1 114,4
Второй 1050 31,2 96,0
Третий 2100 51,1 84,4
Четвёртый 1555 36,2 39,7
Пятый 1130 28,7 100,6
Г игантоидный (90 - свыше 100)
Первый 1260 33,6 117,3
Второй 1025 28,9 98,5
Третий 2125 54,7 97,4
Четвёртый 1620 42,7 38,3
Пятый 1180 29,2 103,3
типом строения тела, а поскольку их вес в тяжелой весовой категории практически не ограничивается (120 кг.), это дает им значительные преимущества в борьбе перед низкорослыми или спортсменами среднего роста [8].
Следует также отметить разницу в скорости проведения технических действий. По данным Рука-вицина, она зависит не только от способа подготовки броска и типа пропорций тела борца но и от весовой категории (табл. 1) [7,8].
В таблице 1 представлены данные борцов дзюдо, исходя из которых мы можем предположить, что разница во времени проведения броска в грекоримской борьбе представителями различных весовых будет так же отличаться.
Таким образом для практики спортивной борьбы и планирования подготовки борцов важное значение имеют пропорции тела конкретного спортсмена выступающего на соревнованиях в той или иной весовой категории. В этой связи единственно методологически верным можно считать раздельный подход к исследованию каждой весовой категории в спортивной борьбе, что требует не только систематического сбора количественных показателей, но и их более высокой дифференциации [2,8].
Выводы:
1. В ходе анализа литературных источников нами определён односторонний, избирательный подход авторов в вопросе индивидуализации специальной физической подготовки борцов и избрано направление комплексного изучения показателей индивидуальности.
2. Основными показателями индивидуальности спортсменов являются психофизиологические, морфологические и показатели специальной физической подготовленности, совокупность которых отражает индивидуальность тактической манеры ведения поединка.
3. Индивидуализация специальной физической подготовки борцов занимает одно из центральных мест в учебно - тренировочном процессе борцов греко-римского стиля в рамках подготовительного периода.
Дальнейшие исследования предполагается провести в направлении изучения других проблем индивидуализации специальной физической подготовки квалифицированных борцов греко-римского стиля.
Литература
1. Аболин Л.М. Зависимость уровня мастерства от индивидуальных особенностей спортсменов: Мат. Симпоз. Винница-Одесса - октябрь 1976г., - М, 1976. - С. 58-60
2. Верхошанский Ю.В. На пути к научной теории и методологии спортивной тренировки //Теория и практика физической культуры. -1998. -№2. -С. 21-41.
3. Голяка С.К. Властивості нейродинамічних та психомоторних функцій у спортсменів // Фізіологічний журнал. - №2- 2006- С. 73
4. Коробеніков Г.В., Россоха Г.В., Коняєва Л.Д., Медвид-чук К.В. Діагностика психофізіологічного стану спортсменів високої кваліфікації // Актуальні проблеми фізичної культури і спорту: Зб.наук.пр. - К., 2004. - Вип.5.-С. 35-41
5. Михайлова Т., Романенко В. Вимірювання, оцінка та керівництво психофізіологічною готовністю у спортивних єдиноборствах, Молода спортивна наука України: Зб. Наук. праць з галузі Ф.К. і С. Вип. 6: у 2-х т. - Л.: Вид. дім «Панорама», 2002. - Т. 2. - С. 165-161
6. 6. Павлов С.Е. Основы теории адаптации и спортивная тренировка // Теория и практика физической культуры. - 1999. - № 1 - С. 12-11
1. Рукавицын Д. Б. Задачи индивидуализации процесса совершенствования технико-тактического мастерства дзюдоистов // Материалы международной научно-практической конференции “Проблемы спорта высших достижений и подготовки спортивного резерва”, Минск 23-24 декабря 1991 г. - Мн., 1998. - С. 149
8. Рукавицын Д.Б. Морфофункциональные особенности высококвалифицированных борцов в аспекте индивидуализации спортивной деятельности // Мир спорта. -2005. - №3. - С.20-24
9. Селуянов В.Н., Мякитенко Е .Б., Тураев В. Т. Биологические закономерности в планировании физической подготовки спортсменов // Теория и практика физической культуры. -1993. -№1. - С. 29-33.
Поступила в редакцию 15.10.2001г.
МЕТОДИКА РОЗВИТКУ КООРДИНАЦІЙНИХ ЗДІБНОСТЕЙ У ДІТЕЙ 4-5 РОКІВ З ПОРУШЕННЯМ ЗОРУ
Воловик Н.І.
Національний педагогічний університет імені М. Драгоманова
Анотація. Стаття присвячена практичній розробці методики розвитку координаційних здібностей у дітей 4-5 років з порушенням зору. Дошкільний вік є важливим для розвитку координаційних здібностей. Методика розроблена для цілеспрямованого розвитку кожної координаційної якості та ефективного впливу на дію різних аналізаторів: рухового, зорового, дотикового, слухового, які сприяють розвитку та визначають рівень координаційних здібностей. Методика розроблена з урахуванням первинних та вторинних порушень у дітей з вадами зору, загального стану здоров’я дитини, наявністю попереднього рухового досвіду.
Ключові слова: методика, координація, порушення, дошкільники.
Аннотация. Воловик Н.И. Методика развития координационных способностей у детей 4-5 лет с нарушением зрения. Статья посвящена практической разработке методики развития координационных способностей у детей 4-5 лет с нарушением зрения. Дошкольный возраст важный для развития координационных способностей. Методика разработана для целенаправленного развития каждого вида координационной способности и эффективного влияния на действие разных анализаторов: двигательного, зрительного, тактильного, слухового, которые позитивно влияют на развитие и определяют уровень координационных способностей. Методика разработана с учетом первичных и вторичных нарушений у детей с нарушением зрения, состояния здоровья, наличием двигательного опыта.
Ключевые слова: методика, координация, нарушения, дошкольники.
Annotation. Volovik N.I. Methods of development coordination motor abilities in 4-5 age children with impairment vision. The article is devoted to practical substantiation methods of development coordination motor abilities in 4-5 age children with impairment vision. Preschool age is important in development coordination motor abilities. Methods have been work