МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ КУРСАНТОВ ПРИЕМАМ РУКОПАШНОГО БОЯ
Колесников В.В.
Харьковский национальный университет внутренних дел
Аннотация. В статье определены пути повышения эффективности процесса обучения приемам рукопашного боя на основе индивидуализации специальной физической подготовки Для повышения эффективности процесса обучения и совершенствования приемов рукопашного боя необходимо учитывать уровень развития двигательно-координационных способностей курсантов Особое внимание нужно обратить на развитие пространственных и временных параметров двигательных действий. Далее совершенствовать силовые характеристики приемов физического воздействия.
Ключевые слова: обучение, приемы рукопашного боя, эффективность, индивидуализация Анотація. Колєсніков В.В. Методичні основи підвищення ефективності процесу навчання курсантів прийомам рукопашного бою. У статті визначені шляхи підвищення ефективності навчання прийомам рукопашного бою на основі індивідуалізації процесу спеціальної фізичної підготовки Для підвищення ефективності процесу навчання й удосконалювання прийомів рукопашного бою необхідно враховувати рівень розвитку рухових координаційних здатностей курсантів. Особливу увагу потрібно звернути на розвиток просторових і тимчасових параметрів рухових дій. Далі вдосконалювати силові характеристики прийомів фізичного впливу
Ключові слова: навчання, прийоми рукопашного бою, ефективність, індивідуалізація
Annotation.. Kolesnikow W.W . Methodical fundamentalses of increase of efficacy of process of learning of cadets to receptions of hand-to-hand fight. The article defines the ways of rising the effectives of training holds of the hand-to-hand fight the basis of individualization of special calisthenics. For increase of efficacy of process of learning and perfecting of receptions of hand-to-hand fight it is necessary to take into account a level of development of motorial coordination abilities of cadets. The special attention needs to be converted on development of regional and time parameters of motorial actions. Further to improve power performances of receptions of physical effect.
Key - words: training, holds of the hand-to-hand fight, effectives, individualization.
Введение.
Индивидуализация является одним из важных дидактических принципов педагогики и предусматривает использование оптимальных средств и методов обучения с учетом интеллектуальных, психологических, физических способностей обучаемого контингента. Разработка индивидуального подхода - важная теоретическая и практическая проблема физического воспитания (2,3,6). Проблема индивидуализации физического воспитания не может быть ограничена учетом возраста, пола, индивидуально-топологических особенностей обучаемых, но и учитывать другие индивидуальные особенности - уровень физической, координационной, психофункциональной подготовленности, телосложение.
Целым рядом проведенных исследований (1,4,5,7) установлено, что учет индивидуальных возможностей обучаемых и тренируемых спортсменов позволяет существенно повысит эффективность учебно-тренировочного процесса.
В связи с этим проблема индивидуализации специальной физической подготовки будущих сотрудников органов внутренних дел в условиях ограниченного времени, отводимого на профессионально ориентированную физическую подготовкукурсантов приобретает чрезвычайную важность и актуальность
Анализ учебной программы физического воспитания курсантов ХНУВД показал, что специальную физическую подготовку, предусматривающую освоение приемов физического воздействия, отводится 7580% лимита времени, отводимого на аудиторные занятия по физической подготовке под руководством преподавателя.
Учитывая, что приведенные проценты лимита времени, выделенные на специальную физическую подготовку в конечном итоге выражаются в 54-60 часах на ІІ и последующих курсах обучения курсантов, проблема интенсификации процесса освоения приемов рукопашного боя весьма актуальна.
Согласно приказу МВД У краины от 25 ноября 2003 года № 1444, курсанты за время обучения должны овладеть ударной техникой руками и ногами, техникой освобождения от захватов и обхватов, выполнения бросков и болевых приемов, задержания и сопровождения.
Исходя из того, что указанные приемы рукопашного боя представляют в определенной степени сложно-координированные двигательные действия, вопросы индивидуализации процесса освоения и совершенствования техники указанных приемов достаточно остры. К тому же результаты ряда исследований свидетельствуют, что техника спортсмена будет тем рациональнее и эффективнее, чем она полнее отвечает индивидуальным особенностям (телосложению, физическому развитию, двигательно-координационным возможностям) (4,5,6).
Работа выполнена по плану НИР Харьковского национального университета внутренних дел.
Формулирование целей работы.
Цель работы. Определить пути индивидуализации процесса обучения курсантов приемам мер физического воздействия на основе техники рукопашного боя.
Методы и организация исследований. Для определения путей повышения эффективности обучения и совершенствования техники выполнения приемов рукопашного боя были проведены экспериментальные исследования.
Результаты исследований.
В предварительном поисковом эксперименте участвовали семь высококвалифицированных спортсменов ( 3 МС и 4 КМС, тренирующихся в борьбе самбо и рукопашном бое).
В абсолютном эксперименте у них были исследованы двигательно-координационные способности. Так, в способности ориентироваться в пространстве они в среднем показали 9,74±0,09 балла. Анализ ошибок воспроизведения половины максимального результата в прыжке в длину с места показал результаты 5,84±0,8%, а ошибка способности воспроизведения половины максимальной кистевой силы приоритетной руки составила 7,68±0,78%. В способности воспроизведения 5-секундного отрезка времени был показан результат 8,39±0,85%.
В комплексном специализированном тесте (кувырок назад, кувырок вперед, выполнение 2-х ударов ногами, трех ударов руками по мешку, задней подножки и проведение задержания при подходе спереди), выполненной на время на 10-метровом участке татами, спортсменами был показан результат 9,54±0,07 секунд. Проведенный корреляционный анализ между данными результатами позволил установить сильную корреляционную связь между способностями ориентироваться в пространстве, дифференцировки пространственных характеристик и комплексным тестом, и соответственно коэффициент корреляции составил 0,831 и 0,794. Средний уровень связи с комплексным тестом показали результаты способности воспроизводить временные отрезки (r=0,653) и мышечные усилия (r=0,539).
На основе результатов данного эксперимента была разработана экспериментальная программа специальной физической подготовки, предусматривающая целенаправленное развитие двигательнокоординационных возможностей курсантов.
Использование данной программы в экспериментальной группе (n=23 курсанта) позволила достичь достоверно высоких результатов по сравнению с данными контрольной группы (n=25). Так, в конце учебного года средний балл по приемам физического воздействия был равен 4,48±0,21 балла (t=2,11; Р<0,005).
Показатели специализированного комплексного теста также подтвердили преимущество экспериментальной программы. Так, в экспериментальной группе курсантов был показан результат 12,1±0,21 с (Р<0,001; t=3,4).
Выводы.
Таким образом, с целью повышения эффективности процесса обучения и совершенствования приемов рукопашного боя необходимо учитывать уровень развития двигательно-координационных способностей курсантов. При этом особое внимание нужно обратить на развитие пространственных и временных параметров двигательных действий, а далее совершенствовать силовые характеристики приемов физического воздействия.
Дальнейшие исследования будутнаправлены на поиск путей повышения эффективности специальной физической подготовки курсантов старших курсов
Литература
1. Бубка С.Н. Критерии диагностики индивидуальных способностей в процессе физического воспитания и спортивной тренировки //Педагогіка, психологія та медико-біологічні проблеми фізичного виховання і спорту: Зб. наук. праць за ред. С.С. Єрмакова - Харків: ХХПІ, 2001. - № 4. - С. 34-37.
2. Громыко В.В., Вавилов Ю.К. К оценке индивидуальной физической концепции человека//Физическая культурав школе, 1999. - № 10. - С. 28-32.
3. Зайцева В.В. Методология индивидуального подходы в оздоровительной физической культуре на основе современных оздоровительных технологий/Автореф. док. пед. Наук- М.:1995. - 47 с.
4. 4.Мунтян В.С. Рукопашный бой. Методика «играющий тренер» // Педагогіка, психологія та медико-біологічні проблеми фізичного виховання і спорту: Зб. наук праць за ред. С.С. Єрмакова - Харків: ХДАДМ, 2005. - № 4. - С.73-82.
5. Платонов В.Н. Подготовка квалифицированных спортсменов. - М.: ФиС, 1986. - 286 с.
6. Пискова Д.М. Индивидуализация физического воспитания на основе учета структуры моторики/Автореф.дис.канд.пед.наук-М.:1996. - 24 с.
7. Сиротко В.В. Індивідуальний підхід до навчання. Сутність та сучасний погляд на проблему//Нові технології навчання. Наук-метод. Зб. - К.:-2005.- С. 129-132.
8. Ткаченко А.И. Обучение боевым приемам борьбы курсантов-женщин образовательных учреждений МВД России: Уч.-метод. Пособие - Белгород: ООНИ и РИД, 2004. - 55 с.
Поступила в редакцию 30.11.2007г.
3