ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ
Камаев О.И., Кривенцов А. Л.
Харьковская госу дарственнаяакадемия физической ку ль туры Московская государственнаяакадемия физической культуры
Аннотация. В статье раскрывается алгоритм групповой и персональной индивидуализации спортивной подготовки лыжников-гонщиков Так, на этапе начальной подготовки при определении количественных и качественных показателей тренировочных программ следует учитывать антропоморфологические данные, биологический возраст, а на этапах предварительной и специальной базовой подготовки - уровень развития физических и функциональных возможностей, адаптированности к тренировочным и соревновательным нагрузкам, аэробную работоспособность силовую и техническую подготовленностьлыжников Ключевые слова: индивидуализация, подготовленность, адаптированность, контроль.
Анотація. Камаєв О.І., Кривенцов О. Л. Теоретичні та методичні основи індивідуалізації спортивної підготовки юних лижників-гонщиків У статті розкривається алгоритм групової й персональної індивідуалізації спортивної підготовки лижників-гонщиків. Так, на етапі початкової підготовки при визначенні кількісних і якісних показників тренувальних програм варто враховувати антропоморфологічні дані, біологічний вік, а на етапах попередньої й спеціальної базової підготовки - рівень розвитку фізичних і функціональних можливостей, адаптованості до тренувального та змагального навантаження, аеробну працездатність, силову й технічну підготовленість лижників.
Ключові слова: індивідуалізація, вік, підготовленість, адаптованість, контроль.
Annotation. Kamaev O.I., Krivencov A.L. Theoretical and methodical base of individualization of sport training of young skiers. In the article the algorithm of a group and personal individualization of sports preparation of skiers - racing drivers is opened. At a stage of initial preparation at determination of the quantitative and quality indicators of training programs it is necessary to take into account morphological datas, biological age, and at stages of preliminary and special base preparation - a level of development physical and functionalities, adaptedness to training and competitive loads, aerobic work capacity, power and technical readiness of skiers.
Key words: individualization, readiness, adaptation, control.
Введение.
Высокий уровень спортивных результатов в современном спорте зачастую достигается нагрузками на пределе физических и функциональных возможностей атлетов Во избежание преждевременного исчерпания резервных возможностей и чрезмерного угнетения механизмов адаптации организма спортсменов уже в юном возрасте необходимо индивидуальное программирование тренировочных и соревновательных нагрузок, активное использование факторов и условий, повышающих эффективность тренировочной и соревновательной деятельности спортсменов
В теории и методике спортивной подготовки принцип индивидуализации предусматривает использование всей совокупности факторов воздействия на спортсмена (средств, методов, условий) с учетом индивидуальных особенностей занимающихся, что позволяет создать благоприятные условия для развития и проявления их индивидуальных способностей
Проблема индивидуализации актуальна на всех этапах многолетней спортивной подготовки спортсменов. Так, на этапе предварительного обучения и начальной подготовки на основе учета индивидуальных возможностей осуществляется первичный отбор и ориентация юных спортсменов На этапах предварительной и специализированной базовой подготовки проводится предварительный и промежуточныйотбор лыжников. В целом продолжительность и структура многолетней подготовки и, особенно, количественные и качественные критерии тренировочных программ, направленность и динамика нагрузок, применение дополнительных факторов зависят от индивидуальных особенностей, темпов биологического созревания, уровня физического развития и функциональных возможностей спортсменов. В связи с изложенным можно отметить, что выбор нужного и оптимального направления тренировочного процесса для конкретного спортсмена является довольно сложной задачей.
Исходя из анализа литературных данных, реализация принципа индивидуализации в подготовке спортсменов обеспечивается разработкой оптимальной системы многолетней тренировки, определением рациональной структуры соревновательной деятельности, созданием сбалансированной системы использования внетренировочных и внесоревновательных факторов и условий (1, 5-8).
Соревновательный процесс является важнейшим объектом индивидуализации Это связано с тем, что вся подготовка спортсмена ориентирована на достижение максимально высоких спортивных результатов. Соревновательная деятельность спортсмена - это многоплановое, комплексное явление и его эффективность определяется всеми сторонами подготовки (1,8,9).
Тренировочный процесс, как основной процесс подготовки спортсмена к соревнованиям, является обязательным объектом индивидуализации. Вся система тренировки и разработки системы многолетней
подготовки должны быть ориентированы на индивидуальные задатки и способности каждого конкретного спортсмена. На каждом этапе многолетней подготовки необходимы строгая взаимосвязь используемых средств и методов тренировки, оптимальное соотношение нагрузок различной интенсивности и объема. От этапа к этапу система подготовкидолжна все в большей мере соответствовать требованиям избранного вида спорта. Это должно выражаться в существенном увеличении доли вспомагательной (полуспециальной) и специализированной подготовкив общем объеме тренировочной работы (6,7). В связи с этим должны разрабатываться индивидуальные программы многолетней подготовки с учетом успешного сочетания индивидуальных и групповых форм работы.
На эффективность подготовки спортсмена большое влияние оказывают разнообразные нетрадиционные средства подготовки и внетренировочные воздействия Поэтому весьма важно индивидуализировать использование тренажеров, новых методических приемов, горных условий, режима и питания спортсменов, психолого-педагогическогои фармокологическоговоздействия (2,3,7).
В практических условиях подготовки спортсменов индивидуализацию приходится реализовывать как на количественных так и на качественных уровнях В связи с этим можно различать индивидуализацию групповую и персональную (1).
Групповая индивидуализация ориентирована на учет наиболее важных факторов, характерных для однородной группы по одному или нескольким признакам (полу, уровню подготовленностии др.).
Персональная индивидуализация предусматривает учет наиболее значимых личностных особенностей конкретного спортсмена.
В процессе подготовки спортсменов, как правило, приходится сочетать групповую индивидуализацию с персональной, т.е. групповые планы подготовки конкретизируютсяи уточняются для каждого спортсмена.
В связи с этим, особое внимание должно быть сосредоточенона направлении расширения информации, позволяющей устранить неопределенности в оценке состояния двигательной функции (4), особенностей энергетическогообеспечения специализированной спортивной деятельности и на совершенствование технологии процесса спортивной подготовки с позиции иерархической упорядоченности и развития индивидуальных свойств и качеств спортсмена. Такое направление поиска путей совершенствования технологии спортивной подготовки позволит преобразовать адаптационный эффект в поступательное развитие индивидуального двигательного потенциала спортсмена и его способность проявлять его в соревновательной деятельности.
Таким образом, в основе совершенствования системы управления индивидуальной подготовкой юных спортсменов должны быть систематизация врожденных и приобретенных морфо-функциональных показателей, индивидуально-типологических признаков, динамики развития двигательного потенциала, особенностей процесса адаптации к физическим нагрузкам и механизмов энергообеспечения специфической работоспособности в соответствующем двигательном режиме.
Исследование проведено соответственно с Вводным планом научно-исследовательскойработы Г осу-дарственного комитета У краины по физической культуреи спорту на 1998-2000 годы по теме 2.2.18 «У совершенствование системы многолетней подготовки лыжников» (№ государственной регистрации 0197и003211) на 2001-2005 годы по теме 1.2.12 «Теоретико-методические основы оптимизации системы многолетнего совершенствования в циклических видах спорта» (№ государственной регистрации 010Ш006473). С 2006 года - в соответствии со Сводным планом НИР в сфере физической культурыи спорта Министерства Украины по делам семьи, молодежи и спорта на 2006-2010 годы по теме 2.1.9.2п «Усовершенствование системы подготовки спортсменов в циклических видах спорта в разных структурных образованиях многолетней спортивной подготовки) (.№ государственнойрегистрации 0106ЦШ1987) и соответственно плану научно-исследовательскойработы МГ АФКна 2006-2010 годы.
Цель, задачи работы, материал и методы.
Цель работы - определить алгоритм групповой и персональной индивидуализации спортивной подготовки юных лыжников-гонщиков
Методы исследования: теоретический анализ и обобщение литературных данных и учебнометодической документации, педагогическое наблюдение и эксперимент, антропометрия, полидинамометрия, тестирование, электрокардиография, ритмоспирометрия, измерение артериального давления, ритмоте-стометрия, видеосъемка Цифровой материал обработан с использованием современных методов математической статистики (описательной статистики, корреляционный и факторный анализ).
Результаты исследо ваний.
Экспериментальные исследования на разных этапах многолетней подготовки юных лыжников-гонщиков позволили определить наиболее эффективные пути совершенствования их спортивной подготовки. Так, у 11-14 летних спортсменов результат спортивной деятельности относительно тесно коррелирует с антропометрическими показателями (весом, ростом, индексом мышечного развития, ЖЕЛ, жизненным индексом) и варьирует от = 0,571 до = 0,734. В данной возрастной группе лыжников спортивный результат существенно зависит от скоростных и анаэробных возможностей (0.564; 0,758). Подробный анализ структу-
ры корреляционной взаимосвязи 29 исследуемых показателей 11-14 летних лыжников свидетельствует о том, что с возрастом увеличивается значимость силы мышц ног, скоростно-силового показателя (ССП), коэффициента ритма лыжного хода Так, в 13 лет ССП имеет высокие показатели коэффициента корреляции с длиной лыжного шага (0,981), гармоничностью хода (0,950), коэффициента ритма (0,878) и скоростью передвижения на исследуемом участке дистанции (0,784).
Сравнительный анализ величины факторной нагрузки исследуемых показателей ведущих спортсменов в данной возрастной группе позволяет утверждать, что с увеличением возраста показатель общей дисперсии выборки (87,2%) в значительной степени определяется функциональными показателями (ЧСС, аэробной метаболической емкостью, систолическим показателем), техническими возможностями (длинной шага, гармоничностью и коэффициентом ритма хода), ССП и анаэробно-метаболической емкостью (АмА-МЕ).
На этапе предварительной базовой подготовки 14-16 летних лыжников, исходя из результатов корреляционного и факторного анализа, основу более высоких результатов в лыжных гонках составили показатели технической (длинна шага, коэффициент ритма тестометрии, гармоничность и коэффициент ритма лыжного хода) и функциональной подготовленности (ЧСС, ЖИ, систолический показатель, АМЕ), скоростносиловой показатель и сила мышц разгибателей ног.
Экспериментальные исследования в этой возрастной группе позволили установить высокую эффективность упражнений скоростно-силовой и вспомагательной (полуспециальной) направленности, что позволило ведущим лыжникам достигать более высоких результатов за счет достоверно большей длинны шага, высокого коэффициента ритма и оптимальной величины гармоничности лыжного хода
Изучение корреляционных взаимосвязей и взаимовлияний показателей различных сторон подготовленности 17-20 летних лыжников-гонщиков и определение факторной структуры соревновательной деятельности лыжников позволили определить, что на этапе специализированной базовой подготовки необходимо в большей степени развивать аэробную работоспособность, содействовать становлению экономичной техники и развитию силовых и скоростно-силовых возможностей спортсменов
Результатами прямого сравнительного эксперимента установлено, что 15% доля скоростно-силовых упражнений является эффективным средством функциональной и технической подготовки лыжников Тренировочная программа, составленная на основе модели соревновательной деятельности спортсменов с учетом их силовых, технических, функциональных и резервных возможностей, позволила конкретно определить объем, интенсивность, функциональную направленность каждого тренировочного задания, занятия и других структурных образований тренировки. Используемый метод построения тренировочного процесса позволил планомерно и целенаправленно готовиться с учетом особенностей соревновательных трасс, степени изменения физической, технической и функциональной подготовленности каждого спортсмена. Учет особенностей соревновательных дистанций дал возможность моделировать и индивидуализировать силовую, скоростно-силовую, функциональную нагрузку на мышечную, кардиореспираторнуюи энергообеспечивающие системы. Такое направление тренировочной работы, исходя из результатов исследований позволяет обеспечить гармоничный уровень подготовленностиюных спортсменов и дает возможность избежать форсирования специальной подготовки лыжников-гонщиков
Результаты лонгитудиальныхэкспериментальных исследований, анализ корреляционной связи и факторной структуры основ спортивного совершенствования оценка результативности соревновательной деятельности позволили определить основные направления и методические приемы групповой и персональной индивидуализации тренировочного процесса юных лыжников - гонщиков
Так, на этапе начальной подготовки индивидуализация тренировочных нагрузок должна связываться с классификацией (соревновательными дистанциями и стилями передвижения), антропоморфологическими показателями, биологическим возрастом и темпами развития двигательных способностей юных лыжников На этапе предварительной базовой подготовки индивидуализация спортивной тренировки лыжников предполагает учет уровня развития физических и функциональных возможностей, степени освоенности техники лыжных ходов и адаптированности к тренировочным и соревновательным нагрузкам, соответствующих данному возрасту спортсменов
Разработка индивидуальных количественных и качественных критериев тренировочных программ на этапе специализированной базовой подготовки должна осуществляться с учетом уровня специальной силовой подготовленности аэробной работоспособности и технической подготовленности18-20 летних лыжников. Программирование тренировочного процесса на количественном уровне должно быть основано на концентрации нагрузок специальной силовой подготовки способствующей созданию энергетического и функционального потенциала для выполнения работы с более высокой интенсивностью на последующем этапе многолетней подготовки Выводы.
Результаты исследований позволяют определить, что индивидуальный стиль спортивной деятельности складывается и формируется как разноуровневыми свойствами моторики спортсмена, так и характером, величиной и направленностью тренировочных воздействий В условиях повышенных требований одни и те
же свойства и качества выражаются в разных стилях. В целом формирование индивидуальности является результатом процесса прямой и обратной зависимости, когда не только индивидуальный стиль деятельности зависит от типов и свойств биологической адаптации человека, но и внешнее воздействие обусловливает особенности развития двигательного потенциала и влияет на формирование индивидуальных свойств и качеств спортсмена.
Исходя из результатов исследований рекомендуетсяследующий алгоритм индивидуализации тренировочного процесса юных спортсменов:
1 - получение информации об индивидуальных формах реакции на нагрузки, об уровне различных сторон подготовленности напряженности адаптационных механизмов организма;
2 - разработка индивидуальной модели соревновательной деятельности;
3 - разработка индивидуальной тренировочной программы на качественном и количественном уровне;
4 - определение стратегии реализации программы спортивной подготовки
5 - контроль за выполнением программы и его соответствие функциональным возможностям спортсмена.
Дальнейшие исследования будут направлены на проблемы индивидуализации тренировочного процесса на других этапах многолетней спортивной подготовки
Литература
1. Врублевский Е.П. Методологические основы индивидуализации подготовки квалифицированных спортсменов^ Е.П. Врублевский Д.Е. Врублевский // Теория и практика физической культуры - 2004. №6. С.46.
2. Вяткин Б. А. Интегральная индивидуальность человека в спорте: познание, проявление, развитие / Б. А. Вяткин - Пермь, 1999. - 234 с.
3. Дрюков В. Индивидуализация подготовки спортсменов высокой квалификации по результатам проведения физиологического обследования в процессе этапного комплексного контроля /В. Дрюков, Ю.Павленко, А.Павлик// Наука в Олимпийском спорте. - 2004. - №1. - с.130—136.
4. Ермаков С.С. Модели биомеханических систем в организации эффективного действия спортсмена /С.С. Ермаков // Педагогіка, психологія та медико-біологічні проблеми фізичного виховання і спорту - Харків: ХХПІ. - 2001 - №17. - С.40-47.
5. Запорожанов В. А. Индивидуализация - важнейшая проблема спорта высших достижений / В. А. Запо-рожанов // Теория и практика физической культуры - 2002. - №7. -С. 62-63.
6. Камаев О.И. Теоретические и методические основы многолетней подготовки юных лыжников-гонщиков /О.И. Камаев - Харьков: ХаГИФК, 1999. - 172с.
7. Платонов В.Н. Система подготовки спортсменов в Олимпийском спорте. Общая теория и ее практическое приложение/ В.Н. Платонов - К.: Олимпийская литература, 2004. - 808 с.
8. Сальников В.А. Индивидуальной различие как основа оптимизации спортивной деятельности / В.А. Сальников // Теория и практика физической культуры - 2003. - №7. - С. 2-9.
9. Шапошникова В.И. Индивидуализация и прогноз в спорте /В.И. Шапошникова - М.: ФИС, 1984. - 158 с.
Поступила в редакцию 20.02.2009г.