S. Programme EXPE-CT // https://www.diplomatie.gouv.fr/fr/politique-etrangere-de-la-france/action-exterieure-des-collectivites-territoriales/valoriser-mon-expertise-territoriale-a-l-etranger/programme-expe-ct/ (accessed 20.07.2023).
9. Rapport d'orientation «Coopération décentralisée et biodiversité» (par. Moral V.). - Paris, 2015. https://uicn.fr/wp-content/uploads/2015/11/Rapport-coop-dec-biodiv-FR_BAT_Web.pdf (accessed 19.07.2023).
10. Atlas français de la coopération décentralisée // https://www.diplomatie.gouv.fr/fr/politique-etrangere-de-la-france/action-exterieure-des-collectivites-territoriales/atlas-francais-de-la-cooperation-decentralisee/ (accessed 20.07.2023).
11. Lancement de la carte interactive «L'égalité femmes-hommes dans la coopération décentralisée» (Paris, 09.03.2020) // https:/ /www.diplomatie.gouv.fr/fr/politique-etrangere-de-la-france/action-exterieure-des-collectivites-territoriales/actualites/ 2020/article/lancement-de-la-carte-interactive-l-egalite-femmes-hommes-dans-la-cooperation (accessed 21.07.2023).
12. Contribution des partenariats de coopération décentralisée à la mise en œuvre des ODD. - Paris, 2019.
13. Patrimoines et coopération décentralisée. Version 2021. // https://www.sites-cites.fr/app/uploads/2021/01/Vade-Mecum-Patrimoines-et-cooperation-decentralisee-1.pdf (accessed 1S.07.2023).
14. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Французской Республики о содействии сотрудничеству между территориальными образованиями Российской Федерации и Французской Республики от 18 ноября 2011 г. Cr. 8.
15. Российско-французские переговоры 24 июня 2019 г. http://government.ru/news/37134/ (accessed 1S.07.2023).
16. Ledoux V. Rapport au Premier-Ministre et Ministère de l'Europe et des Affaires Etrangères «Ouvrir nos territoires à la priorité africaine de la France du citoyen au Chef de l'Etat». - Paris, 31 juillet 2019.
17. Contacts de la DAECT. https://www.diplomatie.gouv.fr/fr/politique-etrangere-de-la-france/action-exterieure-des-collectivites-territoriales/la-delegation-pour-l-action-exterieure-des-collectivites-territoriales-daect/article/contacts-de-la-daect (accessed 20.07.2023).
18. Économie - Des ambassadeurs et ambassadrices de France en visite dans la région Hauts-de-France. 31.08.2018 // https://www.prefectures-regions.gouv.fr/hauts-de-france/Actualites/Economie-Des-ambassadeurs-et-ambassadrices-de-France-en-visite-dans-la-region-Hauts-de-France (accessed 1S.07.2023).
19. Fonds d'action extérieure des collectivités territoriales (Faceco) // https://www.diplomatie.gouv.fr/fr/politique-etrangere-de-la-france/action-exterieure-des-collectivites-territoriales/article/fonds-d-action-exterieure-des-collectivites-territoriales-faceco (accessed 20.07.2023).
ПАХОРУКОВ КОНСТАНТИН ИГОРЕВИЧ - экстерн, Санкт-Петербургский государственный университет. PAKHORUKOV, KONSTANTIN I - extern, Saint Petersburg State University (k.pakhorukov@mail.ru).
УДК 94(549.1):323«2001/2020» DOI: 10.24412/2308-264X-2023-6-225-230
ЗЛОБИН С.С.
СОВРЕМЕННОСТЬ КАК ОСНОВНОЙ ВЫЗОВ ВНУТРИПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ
ПАКИСТАНА (2001-2020)
Ключевые слова: Пакистан, современность, передовой мир, Имран Хан, Наваз Шариф, Первез Мушарраф, Техрик-е Талибан Пакистан, женщина, мусульманин, XXI век.
В статье рассматривается содержание понятия современности, как основного вызова внутриполитической жизни Пакистана XXI века. Отмечается, что с данным концептом Пакистан XXI века сталкивается в разных сферах деятельности государства и общества. Современность отражается в жизни сегодняшнего Пакистана как необходимость достижения передового мира, который в обозначенный период проявляет постоянную тенденцию отдаления от Исламской республики, вынуждая ее прилагать большие усилия по недопущению провала в не-современность. В статье также раскрывается неизбежность принятия политическими лидерами сегодняшнего Пакистана борьбы с отставанием от передового мира, которая является центральной темой для многих стран Азии и Африки XXI века.
ZLOBIN, S.S.
MODERNITY AS THE MAIN CHALLENGE OF PAKISTAN'S INTERNAL POLITICAL LIFE (2001-2020)
Key words: Pakistan, modernity, advanced world, Imran Khan, Nawaz Sharif, Pervez Musharraf, Tehrik-e Taliban Pakistan, woman, Muslim, XXI century.
The article examines the content of the concept of modernity as the main challenge of internal political life of Pakistan in the 21st century. It is noted that Pakistan of the 21st century faces this concept in various spheres of activity of the state and society. Modernity is reflected in the life of today's Pakistan as the need to achieve an advanced world, which in the indicated period shows a constant tendency to move away from the Islamic Republic, forcing it to make great efforts to prevent failure into non-modernity. The article also reveals the inevitability for the political leaders of today's Pakistan to accept the fight against the lag behind the advanced world, which is a central theme for many countries in Asia and Africa in the 21st century.
Начало XXI века ознаменовало вхождение Пакистана в крайне непростой период развития В контексте глобальной войны с терроризмом, начавшейся 11 сентября 2001 г., его и без того непростое внутриполитическое положение предельно ослложнилось. Страна оказалась втянутой в эпицентр мировых противоречий. Все это создало сложные условия для реализации внтутриполитических программ. В данной ситуации страна, ориентированная преимущественно
на традиционные, устоявшиеся веками ценности, фактически оказалась за границей некоторого глобального модерна.
Отправной точкой наших рассуждений в этой связи должны быть следующие утверждения. Современность - это решение актуальных проблем актуальными средствами. Не-современность -это решение не-актуальных проблем не-актуальными средствами. Расширение прав женщин путем парламентской работы - это современность. Попытка прекратить отношения между молодым человеком и девушкой путем кровной мести роду молодого человека - это несовременность.
В первую очередь стоит выявить в каких формах в XXI веке проявляется вызов современности во внутриполитической жизни Пакистана. Безусловно, XXI век характеризовался для Пакистана присутствием большого количества различных радикальных групп, доходящих до прямого терроризма. Эти группы действовали в различных регионах страны. Техрик-е Талибан Пакистан [1], Техрик-и-Лаббайк Пакистан боролись против пакистанского государства. Существовало также значительное сепаратистское движение в Белуджистане. Лашкар-е-Тайба [3], Джаиш-е-Мухаммад, Харакат уль-Муджахидин боролись против индийского государства, в первую очередь в Кашмире одновременно играя важную роль и в Пакистане. Война США в Афганистане (2001-2021) оказала огромное влияние на внутриполитическое положение в Пакистане. Пакистан также с 2004 г. вел боевые действия против различных групп в своих СевероВосточных областях.
Большие трудности оставаться в современности проявляются и в экономике Пакистана XXI в. Это в первую очередь отсутствие стабильной экономической конъюнктуры. В Пакистане есть экономические достижения, в строительстве инфраструктуры, в легкой промышленности, но все эти достижения так и не сложились в одну линию устойчивого развития. В Пакистане любое экономическое достижение воспринимается как не рядовое событие, в то время как для экономики, существующей в рамках современности, кризисное явление - это не рядовое событие. К тому же сами кризисные явления в Пакистане носят не-современный характер. Современный кризис в экономике - это кризис использования финансовых инструментов, это кризис, вызванный повышением базовой кредитной ставки.
В Пакистане большую роль в развитии кризисных явлений в экономике играет коррупция, теневая экономика, зачастую связанная с криминалом. По индексу восприятия коррупции, определяемом организацией Transparency International, Пакистан в XXI в. стабильно находится в конце списка. В 2022 г. он занимал 140 место из 180 [4]. Рейтинг легкости ведения бизнеса, определяемый Всемирным банком, ставит Пакистан на 108 место [5], что не так плохо, как 140, но все же для такой перспективной страны точно говорит о негативе в ее мире бизнеса. Коррупция, криминал в экономике - все это очевидно не-современные явления.
В целом, вызов современности в экономике Пакистана XXI в. состоит в постепенном отдалении от этой современности, а не приближении к ней. Казалось бы, образование по-настоящему глобального рынка в XXI в., снятие препятствий для движения капиталов должны были создать необходимые условия для не то, что стабильного, но и для ускоренного развития экономики. В принципе, в некоторой степени так и происходило в период до мирового финансового, а затем экономического кризиса 2008 года. Однако затем накатывающая на Пакистан в экономике современность сошла на нет, а затем начала отступать и давать место несовременности, с коррупцией, с кланами, и, конечно же, с низким уровнем жизни. Пакистан пытается разобраться с этими проблемами, но такое ощущение, что чем больше не важно кто, Имран Хан или Наваз Шариф, пытаются в этом разобраться, тем больше страна отстает от современности.
Вызов современности присутствует, безусловно, в социокультурной сфере. Отношение к женщине, отношение к этническим, религиозным, сексуальным меньшинствам, - все это так или иначе связано с проблемами. Так или иначе вопрос о чести женщине, о столкновении семей, не редко решается способом насилия, семейной вражды. Многим людям (опять-таки женщины), которым традиция не разрешает участвовать в общественных процессах, оказываются невидимыми в официальной жизни. Большое влияние ислама оборачивается использованием религиозного дискурса для обоснования установления жесткой вертикали бытовых, общественных и государственных отношений. Постоянно, то там, то здесь, упоминается
необходимость установления шариата. Большую роль играют племенные установки, неписаный жесткий кодекс поведения, например, Пуштунвалай у пуштунов.
XXI в. не принес Пакистану современности в социокультурной сфере, и основной вызов состоит в том, чтобы начать строить эту современность. Появился интернет, люди получили возможность общаться в моментальном отрезке времени со всем остальном миром. Однако все это не смогло и стать в какое-либо сравнение с традиционалистским и фундаментальским образом жизни. Скорее, те же новые технологии только дополнили все эти не-современные явления. Сообщения о необходимости наказания девушки, преступившей общепринятые строгие нормы традиционного общества, успешно распространяются посредством передовых мессенджеров. Тем более с трудом воспринимаются такие ценности мира модерна, как толерантность к различным неординарным проявлениям, таким как трансгендеры и т.д. Общество в Пакистане остается закованным в не-современность.
Вызов современности определенно ощущается в политической сфере. Высокий уровень популизма, большое значение партий и общественных движений, которые ставят своей целью полную смену курса всей государственной структуры, и, конечно же, ведущая роль, которую играет такой совсем не характерный для развитой партийно-государственной системы элемент, как армия. Популизм становится основным орудием политической жизни Пакистана в XXI в. Примером этого является бывший премьер-министр Пакистана Имран Хан (2018-2022), постоянно обращающийся к людям на улице за поддержкой в решении тех или иных вопросов и выдвигающий очень общие положения в своей программе политических действий. Роль армии не проиллюстрирует ничего лучше, чем военная диктатура Первеза Мушаррафа (2001-2008). Все второе десятилетие XXI в. в Пакистане у власти находятся гражданские правительства, однако армия далеко не уходит от центра принятия важнейших решений.
Можно сказать, что в сфере политики вызов современности состоит в постоянном стремлении существующих институтов отдалиться от этой современности. Партии, суды, местные и центральные органы власти имеют вид, знакомый каждому человеку в мире, имеют всю необходимую документацию и обоснования своего существования. Партии в Пакистане, даже те, которые пытаются выстроить в стране свою особую жизнь (конечно же, в большинстве случаев, на основе ислама), точно такие же, как в Германии или в Бразилии. Но по каким-то причинам они не могут без популизма, они не могут без пустых, явно не нацеленных на исполнение, обещаний. Армия почему-то не может не вмешиваться в дела гражданские, - и все почему-то ждут, что она вот-вот должна в них вмешаться. Будто что-то толкает существующие политические институты не функционировать в рамках современных рамок дискуссии и работы, а приходить к требованию срочных мер и радикальных переворотов.
Таким образом, вызов современности для Пакистана XXI в. проявляется в форме необходимости преодолеть некоторый разрыв с этой современностью, что имеет место во всех сферах жизни страны, от бытовой до партийно-политической.
Для того, чтобы дать ответ, что такое современность для Пакистана XXI в., следует точно ответить, к чему же так тянется современный не-современный Пакистан. Как назвать эту недосягаемую современность? Передовой мир? Развитый мир? Мир Запада, на который постоянно равняется Пакистан, да и не только он, но и весь остальной не-западный мир?
Государство, само население в любой части света стремятся жить, как передовой мир. Мир, в котором, если и есть безработица, с ней борются разумными и актуальными средствами. Экономические реформы, реформы рынка труда необходимы, чтобы выйти на уровень экономического и социального развития, которое демонстрирует передовой мир. Именно с ним и следует преодолеть тот разрыв, который отделяет Пакистан от современности. Логично предположить, что именно передовой мир и является современностью для Пакистана. Не стоит говорить «мир Запада», хотя, конечно, именно на него Пакистан равняется, равняется на Германию, Англию и тем более США.
И здесь даже не при чем колониализм, нанесший слишком глубокую травму стране, чтобы даже неосознаваемая политика строилась на необходимости тянуться к бывшим колонизаторам. Просто сегодня развивающиеся страны стремятся к показателям Японии, Южной Кореи, Сингапура. Есть какой-то передовой мир, к которому сегодня все, кто в него не входят, усиленно стремятся.
Но интересно другое. Даже стремясь к передовому миру, Пакистан никак не может толком приблизиться к нему. Было очень многообещающее правительство Имрана Хана, хоть и наполненное большим количеством популизма, была военная диктатура Первеза Мушаррафа (2001-2008), которая тоже несмотря ни на что хотела передового мира. Однако никто из них не сумел приблизить Пакистан к некоторому передовому миру, хотя все об этом заявляли. Конечно, при П. Мушаррафе довольно хорошо развивалась экономика, однако это было вызвано скорее благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой, когда вся мировая экономика росла, независимо от страны, и в плане ликвидации разрыва между Пакистаном и современностью такое развитие не помогло - Пакистан уходил чуть вперед, и передовой мир уходил даже не чуть, а еще дальше вперед. Точно так же происходит и в других сферах жизни Пакистана. Даже если что-то там и появляется достаточно современное, сама современность, т.е. передовой мир, уходит еще чуть дальше.
Еще более становится очевидным, что передовой мир представляет если ни что-то отсутствующие как осязаемая цель в пространстве XXI в. в Пакистане, то по крайней мере что-то очень далекое, при рассмотрении, каким образом политики пытаются решить проблему преодоления этого некоего исторического разрыва, созданного оппозицией не-современность -современность. Развитие, благополучие - для того, чтобы этого достигнуть Пакистану предлагаются какие-то иногда просто странные, а часто просто нелепые вещи. По крайней мере, чувствуется большая не-современность этих предложений. Даже довольно рациональный, хоть и подверженный популизму, Имран Хан в своем первом обращении к нации после избрания премьер-министром в 2018 г. говорил об изъятии награбленных денег элитами как первом источнике по увеличению социальных расходов [6].
Как-то это звучало не очень разумно, если вести речь о функционировании современной финансовой системы и планировании бюджетных расходов.
Безусловно, как уже отмечалось, в определенной степени политический дискурс имеет большое количество вполне современных элементов, соответствующих передовому миру. Причем, их можно услышать не только от бывшего капитана национальной сборной по крикету Имрана Хана, или от представителей хорошо укрепленного в современную бизнес-культуру клана Шарифов, будь то бывший премьер-министр Наваз Шариф, его дочка Марьям, или его брат, нынешний премьер-министр Шахбаз Фариф. Например, лидер базирующейся на исламе влиятельной Джамиат Улема-е Ислам Фазал-ур-Рехман не то что не отрицает, но и поддерживает соблюдение конституционных норм и демократических процедур [7]. Однако все подобные элементы политического дискурса тонут в общей тенденции политической жизни Пакистана быть на отдалении от передового мира, и те же Шарифы, так умело оперирующие умными словами, только глубже погружаются в коррупцию [8]. Получается так, что сами средства преодоления разрыва с передовым миром, являются не-передовыми.
Передовой мир далеко.
Молодой человек заканчивает высшее учебное заведение, начинает свой профессиональный путь и стремится найти себя хорошую работу. Затем он хочет сменить работу, может, хочет больше денег, и рассматривает те предложениям, которые есть на рынке труда. Гражданин любой страны стремится реализовать свои права. Он знает, что-то или иное учреждение поможет ему в решении той или иной проблемы. Есть также медиа, политический дискурс, чтобы заявлять какие-либо абстрактные требования. И если тебя очень сильно обидели, всегда можно обратиться к правоохранительным органам. Для самореализации существует область искусства. К ней может тянуться человек, также как он может тянуться к социальным сетям, чтобы пообщаться с другими людьми.
Однако в Пакистане в XXI в. вместо возможных путей карьеры молодой человек очень часто занимался раздумьями, в какое бы нелегальное радикальное военизированное ему пойти. Вместо того, чтобы обратиться в какое-либо государственное учреждение для решения своей проблемы, гражданин Пакистана, кем бы он не был, пенджабец, пуштун, белудж, ищет помощи у клана, семьи, какой-либо другой неформальной влиятельной структуры.
Вся проблема и состоит в том, что человек не видит перед собой современности, частью которой можно было бы стать. Современности как будто и нет в Пакистане XXI в., и сам XXI в., многообещающий и высокотехнологический, ничего нового для страны не предложил и ситуацию
ни на сколько не исправил. Личность и общество настолько запутаны в какой-то несовременности, что современности, кажется, нет даже как ориентира для какого-либо движения вперед.
Таким образом, постоянную удаленность передового мира стоит подчеркивать в определении современности как основного вызова внутриполитической жизни Пакистана XXI в.
Может быть, эта удаленность даже неизбежна.
Имран Хан не лгал, когда говорил, что хочет повернуть государство к человеку и решить самые наболевшие проблемы общественно-государственной жизни. Однако его деятельность осуществлялась именно в рамках чрезмерной удаленности от передового мира, являющегося желанной современностью, и уже в самой этой чрезмерной удаленности в основу развития страны была заложена тенденция к не-успешности деятельности любого правительства, потому что передовой мир существует где-то очень далеко, а не-современных явлений здесь и сейчас очень много, и ими надо заниматься.
Любое правительство должно распутывать этот сложный клубок из большого количества светских, религиозных, полурелигиозных партий и движений, пытаться утихомирить постоянно бушующую улицу, решить с какой стороны хотя бы подойти к проблеме коррупции, инфляции, имеющей или внешние, или внутренние, одним словом непонятно какие, но очевидно хронические причины. И все эти проблемы удобно сложены в дискурс об удаленности передового мира, когда не надо искать новых слов, все выражения уже имеются, выражения об особенностях культурной и исторической жизни Пакистана, о клановости и племенной отсталости, выражения о долгом-долгом пути к состоянию передового мира, состоянию развития.
И если новый премьер-министр скажет все это, его поймут, и это будет рационально. И что он может сказать другое? Необходимо разгромить традиционный образ жизни, ходить всем в джинсах?
И именно по причине необходимости быть немного не-современными, большинство действий, которые предпринимались в 2001-2020 гг. по приближению к передовому миру, по вхождению в современность, только еще более отдаляли обозначенные цели. Пытаться решить проблему безопасности путем организации диалога внутри общества - это значит вступить в диалог с теми же племенными руководителями. Пытаться расширить внутренние инвестиции, чтобы экономика работала не только с постоянной ориентацией на приток капитала извне, будь это кредиты международных организаций, или деньги присылаемыми домой уехавшими на заработки, - это значит договариваться с теми, кто неформально контролирует внутренний финансовый рынок. Так и получается, что, ставя перед собой цель по достижению современности, по достижению передового мира, Пакистан от них отдаляется, в чем и есть собственно его внутриполитическая история в XXI в.
Может быть, стоит избавиться от концептов современности и передового мира как таковых? Разве нельзя проводить реформы без того, чтобы ощущать себя немного не таким? Наверное, можно выстроить критический дискурс о месте передового мира в современном Пакистане, и предложить альтернативный нарратив об экономический, политических и персональных успехах. Но чтобы приступить к критике концептов передового мира, стоит, конечно же, применить аналогичные им по дискурсивной размеренности понятия. Это значит, что следует рассматривать не пути наращивания ВВП, не инструменты установления стабильности внутриполитической жизни, а генеалогию оппозиции современность - не-современность, генеалогию гомогенного, унитарного исторического времени, которое связывает две части данной оппозиции в рамках единого целого.
Может быть, вследствие такой работы появятся более оптимальные методы устранения разрыва между передовым миром и не только Пакистаном, но и многими другими странами Азии, Африки, Латинской Америки. Может, вследствие такой работы вообще исчезнет необходимость ранжировать общества по критерию, насколько они передовые, и решить экономические и иные проблемы в контексте рассказа без всякой дифференциации на развитых и не очень. Так, например, в каком-то странном, полумаргинальном состоянии находятся сегодня постколониальные исследования (постколониализм). Хотя именно в их рамках ставятся подобные вопросы. Например, об историческом времени, о ранжировании в его рамках на развитых и не
очень, говорит бенгальский автор Дипеш Чакрабарти, особенно в своем произведении «Провинциализируя Европу» [9].
К сожалению, подобные рассуждения часто игнорируются в мире принятия решений, те же политики предпочитают говорить о необходимости заниматься конкретными проблемами, а не уходить в абстракции. Однако, не ставя вопросов о сконструированном характере той же современности, или состоянии отдаленности от передового мира, можно очень быстро найти себя в снова появившемся устройстве неоколониализма и эксплуатации. Поэтому стоит обратить внимание на теории, которые говорят, что основная проблема состоит в том, что Пакистан оказался закован в мир его особенностей, его отличия от Запада, от передового мира, в мир необходимости догонять.
Тот же постколониализм говорит, что такое понимание догоняющего состояния не-Запада связано с колониализмом, с той эпохой, а точнее с тем дискурсом, который четко расставил акценты современного мира, о том, кто обладает этой современностью, и о том, кто ее постоянно догоняет. Два первых десятилетия XXI в. стали еще одной частью этого рассказа об отдаленности от Пакистана современности, и о стремлении Пакистана преодолеть эту отдаленность. Однако на сегодняшний день стоит признать следующий факт. Внутриполитическая жизнь Пакистана так или иначе оценивается по его положению в отношении передового мира. Попытаться вырвать понимание, о том, как жить людям в Пакистане, без того, чтобы говорить о недостаточной развитости страны, - это еще предстоящая задача.
Таким образом, современность, как вызов внутриполитической жизни Пакистана 20012020 гг., представляет собой необходимость достижения держащегося на отдалении от Пакистана передового мира, чему сам XXI в., несмотря на всю свою открытость и развитость, в значительной мере не способствует.
Литература и источники
1. Tehrik-e-Taliban Pakistan (TTP) // URL: https://www.cia.gov/the-world-factbook/references/terrorist-organizations (дата обращения: 21.03.2023).
2. Officiai Website of TLP Karachi Division // URL: https://labbaik.pk/ (дата обращения: 15.03.2023).
3. Lashkar-e Tayyiba (LeT) // URL: https://www.cia.gov/the-world-factbook/references/terrorist-organizations (дата обращения: 20.01.2023).
4. Corruption Perceptions Index // URL: https://www.transparency.org/en/cpi/2022/index/pak (дата обращения: 21.03.2022).
5. Ease of Doing Business rankings. - URL: https://archive.doingbusiness.org/en/rankings (дата обращения: 21.03.2023).
6. Prime Minister Imran Khan 1st address to nation FULL | 19 Aug 2018 | 24 News HD. // URL: https://www.youtube.com/watch?v=CAKKpayYZGc (дата обращения: 21.03.2023).
7. Maulana Fazal Ur Rehman Aggressive Speech In Protection Of Constitution Pakistan Conference // URL: https://www.youtube.com/watch?v=dRAH74KlLr4&t=204s (дата обращения: 18.03.2023).
8. Pakistan: Supreme Court hears Panama leaks case // URL: https://www.aljazeera.com/news/2016/11/1/pakistan-supreme-court-hears-panama-leaks-case (дата обращения: 21.03.2023).
9. Chakrabarty D. Provincializing Europe: postcolonial thought and historical difference. - Princeton; Oxford: Princeton Univ. Press, 2000. - XII, 301 p.
ЗЛОБИН СЕРГЕЙ СЕРГЕЕВИЧ - научный сотрудник, Институт истории Национальной академии наук Беларуси (ZlobinSSSS@mail.ru).
ZLOBIN, SIARHEI S. - Research fellow, The Institute of History of the National Academy of Sciences of Belarus (ZlobinSSSS@mail.ru).
УДК 94(669):241«199/201» Б01: 10.24412/2308-264Х-2023-6-230-236
ОГЕДЕГБЕ Б.Г., ИХИДЕРО С.И., ЧУКВУДЖЕКВУ Э.С.-Ф. К ИСТОРИИ КРИЗИСНЫХ ЯВЛЕНИЙ В СРЕДЕ СОВРЕМЕННОЙ НИГЕРИЙСКОЙ
МОЛОДЕЖИ
Ключевые слова: молодежь, нравственный надлом, ценностная переориентация, воспитание характера.
То, что молодежь является важнейшим активом роста и развития любой нации, является фактом, который невозможно опровергнуть. И наоборот, действия и бездействие молодежи могут разрушить ткань любого общества. Следовательно, все, что направлено на них, должно быть полезным и направлено на то, чтобы помочь им продвигать свои позитивные ценности для личного и общественного развития. Статья посвящена судьбе нигерийской молодежи и преобладающим моральным вопросам нашего меняющегося мира. Использован качественный метод с радикальным бихевиоризмом Скиннера в качестве теоретической основы. В статье утверждается, что на нравственное поведение сильное влияние оказывает характер конкретной ситуации, в которой находятся люди. Более того, поведение человека можно формировать и контролировать до тех пор, пока оно не станет соответствовать тому, что лучше всего подходит для выживания. Примечательно, что их моральная распущенность связана с упадком моральных ценностей в нигерийском обществе, о чем свидетельствует всплеск аморальной деятельности, такой как плохое руководство во всех сферах, мошенничество, сексуальная распущенность,