Научная статья на тему 'О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИНИСТЕРСТВА ЕВРОПЫ И ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ ФРАНЦИИ ПО ПОДДЕРЖКЕ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ФРАНЦУЗСКИХ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ (КОНЕЦ ХХ – НАЧАЛО ХХI ВВ.)'

О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИНИСТЕРСТВА ЕВРОПЫ И ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ ФРАНЦИИ ПО ПОДДЕРЖКЕ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ФРАНЦУЗСКИХ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ (КОНЕЦ ХХ – НАЧАЛО ХХI ВВ.) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
22
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИД Франции / внешняя деятельность / территориальные коллективы / децентрализованное сотрудничество / финансирование / Ministry for Europe and Foreign Affairs of France / external action / territorial entities / decentralized cooperation / financing

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Пахоруков Константин Игоревич

В статье рассматривается внешняя политика Франции в конце ХХ – начале XXI веков. Показано, каким образом эволюционировала структура административного аппарата МИД Франции в целях использования потенциала внешних связей французских территориальных коллективов в интересах внешней политики Парижа. В фокусе внимания автора – функционирование Управления по внешней деятельности территориальных коллективов МИД Франции, в рассматриваемый период выступавшего на практике в качестве межведомственного координатора в этой сфере. Отмечается, что Управление в рамках исследуемого периода стало успешным межведомственным координатором. При этом сложилась четкая система взаимосвязи между Управлением, сотрудниками посольств за рубежом и дипломатическими советниками региональных префектов, позволяющую проводить единый внешнеполитический курс и на субнациональном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT SOME ASPECTS IN THE ACTIVITIES OF THE MINISTRY FOR EUROPE AND FOREIGN AFFAIRS OF FRANCE IN SUPPORTING FOREIGN POLICY ACTIVITY OF FRENCH ADMINISTRATIVE AND TERRITORIAL ENTITIES (END OF THE XX CENTURY – BEGINNING OF THE XXI CENTURY)

The article examines the French Foreign Ministry at the end of the 20th – beginning of the 21st centuries. It is shown how the structure of the administrative apparatus of the French Foreign Ministry has evolved in order to use the potential of external relations of French territorial collectives in the interests of the foreign policy of Paris. The author focuses on the functioning of the Directorate for External Activities of Territorial Collectives of the French Foreign Ministry, which during the period under review acted in practice as an interdepartmental coordinator in this area. It is noted that the Office became a successful interdepartmental coordinator during the period under study. At the same time, a clear system of relationship has developed between the Directorate, employees of embassies abroad and diplomatic advisers to regional prefects, which allows for a unified foreign policy course to be pursued at the subnational level.

Текст научной работы на тему «О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИНИСТЕРСТВА ЕВРОПЫ И ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ ФРАНЦИИ ПО ПОДДЕРЖКЕ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ФРАНЦУЗСКИХ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ (КОНЕЦ ХХ – НАЧАЛО ХХI ВВ.)»

Materialy VII mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. - Blagoveshchensk: izd.-vo BGPU, 2017. - S.272-277.

6. Druzyaka A.V. Sistema regulirovaniya vneshnej migracii na Dal'nem Vostoke Rossijskoj Federacii (1991-2020 gg.) // DEMIS. Demograficheskie issledovaniya. - 2021. - T. 1. - № 3. - S. 114-129.

7. Vladimirova D. A. Problemy etnokul'turnogo vzaimodejstviya i vzaimovospriyatiya kitajcev i russkih na rossijskom Dal'nem Vostoke i Severo-Vostoke Kitaya: Vtoraya polovina XIX - nachalo XXI vv. Dis. ... kand. ist. nauk. - Vladivostok, 2005. - 225 s.

8. Van Czin'yu. Dajte bolee shirokoe primenenie tradicionnoj kitajskoj medicine // Kommentarij Velikoj steny. (na kit. Yaz.) [Elektronnyj resurs]. URL: https://baike.baidu.com/reference/234039/5e990C5RfAgY9Kg4d9e-7acRLF7 (data obrashcheniya: 20.12.2023).

9. Hu Yan'li. Specifika globalizacionnyh processov v kul'ture Kitaya. Avtoref. dis. ... kand. kul'turologii. - Vladivostok, 2016. - 27 s.

10. Hu Yan'li. Kitajskaya tradicionnaya medicina kak element socio-kul'turnoj globalizacii // Uchenye zapiski Komsomol'skogo-na-Amure gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. - 2016. - № 1-2(25).

11. Samojlenko V. V. Globalizaciya tradicionnoj kitajskoj mediciny // Problemy Dal'nego Vostoka. - 2019. - №6. - C. 150-155.

12. Amurskij medicinskij zhurnal / nauchno-prakticheskoe izdanie. - 2017. - .№3(19).

13. Hronika goroda Udalyan'chi. - Harbin: Hejlunczyanskoe narodnoe izdatel'stvo, 2004. - 768 s.

ДРУЗЯКА АНДРЕЙ ВИКТОРОВИЧ - доктор исторических наук, доцент, профессор кафедры истории России и специальных исторических дисциплин, Благовещенский государственный педагогический университет ([email protected]). ЛИ ТУНТУН - аспирант, Благовещенский государственный педагогический университет ([email protected]). СУН ХУНМЭЙ - аспирант, Благовещенский государственный педагогический университет ([email protected]). DRUZYAKA, ANDREY V - Doctor of History, Associate Professor, Professor of the Department of Russian History and Special Historical Disciplines, Blagoveshchensk State Pedagogical University ([email protected]). LI TONGTONG - Ph.D. student, Blagoveshchensk State Pedagogical University ([email protected]). SONG HONGMEI - Ph.D. student, Blagoveshchensk State Pedagogical University ([email protected]).

УДК 94(44).087:327 DOI: 10.24412/2308-264X-2023-6-219-225

ПАХОРУКОВ К.И.

О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИНИСТЕРСТВА ЕВРОПЫ И ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ ФРАНЦИИ ПО ПОДДЕРЖКЕ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ФРАНЦУЗСКИХ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ (КОНЕЦ ХХ - НАЧАЛО ХХХ ВВ.)

Ключевые слова: МИД Франции, внешняя деятельность, территориальные коллективы, децентрализованное сотрудничество, финансирование.

В статье рассматривается внешняя политика Франции в конце ХХ - начале XXI веков. Показано, каким образом эволюционировала структура административного аппарата МИД Франции в целях использования потенциала внешних связей французских территориальных коллективов в интересах внешней политики Парижа. В фокусе внимания автора -функционирование Управления по внешней деятельности территориальных коллективов МИД Франции, в рассматриваемый период выступавшего на практике в качестве межведомственного координатора в этой сфере. Отмечается, что Управление в рамках исследуемого периода стало успешным межведомственным координатором. При этом сложилась четкая система взаимосвязи между Управлением, сотрудниками посольств за рубежом и дипломатическими советниками региональных префектов, позволяющую проводить единый внешнеполитический курс и на субнациональном уровне.

PAKHORUKOV, K.I.

ABOUT SOME ASPECTS IN THE ACTIVITIES OF THE MINISTRY FOR EUROPE AND FOREIGN AFFAIRS OF FRANCE IN SUPPORTING FOREIGN POLICY ACTIVITY OF FRENCH ADMINISTRATIVE AND TERRITORIAL ENTITIES (END OF THE XX CENTURY - BEGINNING OF THE XXI CENTURY)

Key words: Ministry for Europe and Foreign Affairs of France, external action, territorial entities, decentralized cooperation, financing

The article examines the French Foreign Ministry at the end of the 20th - beginning of the 21st centuries. It is shown how the structure of the administrative apparatus of the French Foreign Ministry has evolved in order to use the potential of external relations of French territorial collectives in the interests of the foreign policy of Paris. The author focuses on the functioning of the Directorate for External Activities of Territorial Collectives of the French Foreign Ministry, which during the period under review acted in practice as an interdepartmental coordinator in this area. It is noted that the Office became a successful interdepartmental coordinator during the period under study. At the same time, a clear system of relationship has developed between the Directorate, employees of embassies abroad and diplomatic advisers to regional prefects, which allows for a unified foreign policy course to be pursued at the subnational level.

Появление в 1982 г. во Франции регионов, как административно-территориальных субъектов, наделенных правами самостоятельного ведения вопросов внешнеполитического сотрудничества, стало катализатором для выхода такого сотрудничества между французскими субнациональными единицами и территориальными образованиями других стран на новый уровень. Первоначально в Париже намеревались лишь «присматривать» за взаимодействием этого рода во избежание нанесения ущерба французским национальным интересам, однако с течением времени оно стало восприниматься в качестве весьма значимой составляющей французской внешней политики. В этой связи представляется важным показать, как происходило становление

структурного подразделения МИД Франции - Управления по внешней деятельности территориальных коллективов (далее - Управление), и каким образом применявшиеся им практики могут быть интересны для мира и использоваться в деятельности других государств.

Управление по внешней деятельности территориальных коллективов в системе французской администрации.

Пост Уполномоченного по внешней деятельности территориальных коллективов был учрежден циркуляром премьер-министра от 26 мая 1983 года. В нем было формально признано, что «регионы, департаменты и коммуны могут в действительности способствовать демультипликации и диверсификации внешней деятельности Франции в мире» [1, р. 123]. Французским экспертом-международником С. Маре отмечается, что циркуляр был принят «скрытно», поскольку в тот временной период многие опасались бедственных последствий от развития децентрализованного сотрудничества для французской внешней политики [2, р. 75]. Однако в контексте оформления в 1982 г. нового правового качества регионов издание циркуляра представлялось неизбежным.

Изначально межведомственный по своему характеру пост Уполномоченного был прикреплен к Генеральному секретарю министерства внешних сношений, как тогда назывался французский МИД. Также подразумевалось, что он будет действовать в тесной связке с Генеральным департаментом по делам местных коллективов МВД Франции, курирующим правовые аспекты деятельности французских территориальных образований.

В 1992 г. в целях укрепления прямых связей между регионами Франции и административно-территориальными образованиями других государств была создана Национальная комиссия до децентрализованному сотрудничеству при премьер-министре Франции (далее - Комиссия). Сегодня в нее на постоянной основе входят представители министерств, государственных агентств, территориальных коллективов, их ассоциаций. Секретарем Комиссии является Уполномоченный.

Следует отметить, что порядок назначения Уполномоченного в разные периоды различался. В наши дни он назначается Президентом Франции в качестве посла по внешней деятельности территориальных коллективов, при этом его утверждение в качестве секретаря Национальной комиссии по децентрализованному сотрудничеству производится премьер-министром, формирующим ее состав [3].

Любопытно, что появление у Уполномоченного постоянного штата сотрудников произошло в 1992 г. - в момент создания Комиссии, а юридическое оформление в качестве структуры МИД Франции Управление получило лишь в 2012 г. [1, р. 63]

Несмотря на то, что изначально пост Уполномоченного был создан в системе МИД, а не МВД Франции, нередко ставился вопрос о том, какой профессиональный путь является предпочтительным для назначения на эту должность - карьерного дипломата или государственного управленца во внутриполитической сфере, в частности префекта. Например, первым Уполномоченным стал дипломат, затем на этом посту была череда представителей органов внутренних дел [4, р. 27]. В наше время этот пост прочно закрепился за представителями МИД Франции. Таким образом, практика показала, что дипломатический опыт играет первостепенную роль. Между тем в состав Управления входит порядка десяти чиновников, имеющих за плечами работу не только в МИД, но и в других ведомствах [1, р. 64].

Можно утверждать, что Управление по-прежнему сохраняет двойственный статус. С одной стороны, оно является частью структуры МИД Франции. Изначально оно подчинялось Генеральному секретариату министерства, но затем было переведено в состав Генерального департамента по вопросам глобализации, культуры, образования и международного развития. Так, право Уполномоченному и его заму подписывать от имени МИД Франции любые акты, постановления и решения, за исключением указов, в рамках компетенции Управления предоставлено Генеральным директором упомянутого департамента [5]. Одновременно нахождение в составе Генерального департамента позволяет Управлению плотно взаимодействовать с другим департаментским подразделением - Управлением предприятий и международной экономики [1, р. 65].

В процессе своей эволюции Управлению удалось наладить тесную координацию своей работы с французскими дипломатами за рубежом, курирующими вопросы децентрализованной

кооперации. Как правило, это атташе по сотрудничеству. Повсеместно данный пост был введен в феврале 2017 г. В своем большинстве эти дипломаты подчиняются в посольствах советникам по культурной деятельности и сотрудничеству, что является следствием нахождения Управления в составе Генерального департамента глобализации, культуры, образования и международного развития (в 43-х странах обязанности возложены напрямую на советников). При этом следует иметь в виду, что во французских дипмиссиях за рубежом вопросы экономической и технической кооперации зачастую отнесены к службам по сотрудничеству и культурной деятельности. В ряде случаев полномочия переданы дипломатам - кураторам политического направления (например, Италия, Китай, Саудовская Аравия, Япония). В государствах, где посольство располагает небольшим штатом сотрудников, эти функции может выполнять сам посол или его заместитель (например, Замбия и Бахрейн) [6].

В конечном счете, решение о наделении обязанностями конкретного сотрудника оставлено за главой дипмиссии в стране пребывания. Специфика отношений с каждой конкретной страной также имеет значение.

С другой стороны, деятельность Управления всегда носила межведомственный характер. В 2015 г. между МИД и МВД Францией была заключена Конвенция о сотрудничестве, на основании которой были введены ставки дипломатических советников региональных префектов, подчиняющихся МВД Франции. Произошло это уже после сокращения в 2016 г. регионов французской метрополии с 22 до 13. Предполагалось, что советники станут новой важной составляющей связей Центра с территориальными коллективами. В качестве их задач были установлены: международное развитие территорий, децентрализованное и приграничное сотрудничество, борьба с нелегальной иммиграцией.

Говоря о корреляции деятельности Управления с МВД, следует подчеркнуть, что в территориальных коллективах личную ответственность за обеспечение национальных интересов и соблюдение законов несут представители Министерства внутренних дел - префекты. В частности, в их компетенции принятие решения о передаче постановлений территориальных коллективов в административный трибунал, в том числе, касающихся внешней деятельности. В то же время теперь префекты имеют возможность проконсультироваться с дипломатическими советниками. Также по линии МВД в Лионе существует взаимодействующий с Управлением Межрегиональный центр поддержки контроля законности [1, р. 64-65].

Приоритеты в деятельности Управления.

По мнению официального Парижа, Управление должно подталкивать территориальные коллективы к активизации внешних контактов путем выделения субсидий на реализацию программ международного сотрудничества. При этом Центр прозрачно намекает, что такого рода помощь, прежде всего, предоставляется, когда административная единица следует в фарватере его приоритетов. Так, в 2020 г. Управлением в контексте коронавирусной пандемии было инициировано обсуждение проектов помощи в сфере здравоохранения (с акцентом на африканские государства). Как следствие, проекты с традиционными партнерами были переориентированы на санитарные цели [7].

Каждое решение Управления о финансировании проекта должно одобряться Национальной комиссией по децентрализованному сотрудничеству, поскольку размеры субсидий весьма существенные. Так, в 2021 г. на реализацию проектов в рамках децентрализованного сотрудничества Управление располагало 11,5 млн евро [7].

Для определения проектов, подпадающих под финансирование, осуществляется сбор заявок территориальных коллективов и их объединений. Они могут быть трехгодичными, годовыми или без временной привязки - сфокусированными на конкретной тематике. При этом при подаче заявок территориальные коллективы должны придерживаться следующих критериев: соблюдать международные обязательства Франции; надлежащим образом декларировать ранее выделенные средства на программы помощи развитию; своевременно предоставлять технические и финансовые отчеты об операциях, ранее получивших финансирование по линии Управления; учитывать проекты других французских коллективов в той же географической зоне в целях консолидации действий в стране-партнере. Размер софинансирования может различаться в зависимости от характеристик проекта, достигая от 25% до 50% общей суммы проекта, но он не может превышать сумму, перечисленную на проект непосредственно французским

территориальным коллективом. Важно отметить, что софинансирование Управлением не исключает иных источников получения денежных средств (по линии ЕС, международной организации или страны-партнера) [8, р. 65-68]. При рассмотрении заявок также запрашивается мнение французского посольства в стране-партнере или префектуры региона.

На практике Управление вовлечено в большой комплекс смежных программ. Так, в 2011 г. им была запущена программа «маркировки» точечного тематического сотрудничества территориальных коллективов (PACT), с 2020 г. получившая название EXPE-CT. Она стала предоставляться на основании опыта децентрализованного сотрудничества коллектива или реализации специфического проекта непосредственно на французской территории. Подавая досье на маркировку, орган местной или региональной власти соглашается работать с МИД Франции в рамках предложенных ему миссий, включающих как отправку его представителей за границу, так и прием иностранных партнеров (транспортные расходы покрываются МИДом). По итогам миссии должно быть принято решение о возможности ее осуществления на долгосрочной основе. При этом акцент преимущественно делается на странах, в которых французские территориальные коллективы мало представлены [9].

Управление выступает не только агрегатором заявок ассоциаций, но и стоит у истоков инициатив. Так, оно инициировало появление проектов «под ключ», в рамках которых реализация программ сотрудничества обеспечивается ассоциациями территориальных коллективов, а софинансирование со стороны государства может достигать от 50% до 70% в зависимости от страны, в которой она осуществляется [8, р. 32, 38].

Говоря о финансировании проектов, следует указать, что Управление самым тесным образом работает с иными структурами, ассоциированными с МИД Франции - группой «Французское агентство развития» (Agence française de développement), Бизнес Франс (Business France), Ату Франс (Atout France), Французский Институт (Institut français), Кампюс Франс (Campus France), Франс Волонтэр (France-Volontaires), вносящими свой вклад в привлечение в регионы инвестиций, экспорт региональной продукции, осуществление образовательных, профессиональных, культурных и туристических обменов и т.д.

Управление всегда тесно взаимодействовало, в части, касающейся его компетенции, с подразделениями ООН, ЕС, других международных организаций и региональных объединений. Так, например, в 2015 г. Управлением совместно с Международным союзом по сохранению природы был подготовлен доклад «Децентрализованное сотрудничество и биоразнообразие», призванный сфокусировать внимание территориальных единиц на необходимости сохранения природы [10].

Наряду с этим Управление заключало соглашения с французскими ассоциациями, как со специализирующимися на международной деятельности, так и объединяющими территориальные образования. Так, например, Управлением были подписаны соответствующие документы с ассоциацией «Объединенные города Франции», «Французской ассоциацией Совета коммун и регионов Европы», ассоциациями регионов и мэров Франции [8, р. 32, 34].

Неотъемлемой составляющей деятельности Управления всегда являлось и остается формирование статистической базы децентрализованного сотрудничества. Ежегодно с 2009 г. совместно с территориальными коллективами Управление на сайте Комиссии публикует Атлас децентрализованного сотрудничества, в котором статистические данные представлены в картографическом виде. Так, в его актуальной версии отражено 11 440 проектов децентрализованного сотрудничества, осуществляемых 4 700 французскими коллективами в рамках кооперации с 8300 зарубежными партнерами из 135 стран мира [11].

Одновременно Управлением были выпущены гиды, освещающие правовые и функциональные характеристики децентрализованного сотрудничества. В данной статье приводятся указанные в них сведения.

Управление также готовило интерактивные карты приоритетных программ децентрализованного сотрудничества. Так, к таковой, например, отнесено продвижение тендерного равенства, выстраиваемое вокруг 4 основных тем, касающихся женщин: экономическая автономизация; права и половое здоровье; борьба с насилием; продвижение прав женщин [12]. Выпускается издание, посвященное вкладу децентрализованных партнерств в осуществлении целей устойчивого развития [13].

Одновременно Управление помогало в создании гидов различным ассоциациям территориальных коллективов. Так, с 2012 г. при его содействии ассоциация «Примечательные места и города» выпускает гид по обмену опытом между французскими и зарубежными территориальными единицами в деле сохранения культурного наследия [14].

Важной составляющей деятельности Управления являлась организация заседаний двусторонних комиссий по децентрализованному сотрудничеству, а также встреч представителей административно-территориальных коллективов Франции и страны-партнера. Такая Комиссия была создана и на российско-французском направлении на основании Соглашения о содействии сотрудничеству территориальных образований России и Франции 2011 года [15]. С российской стороны в качестве сопредседателя Комиссии должен был выступать заместитель Министра экономического развития.

На практике, если совещания представителей территориальных коллективов двух стран проходили достаточно регулярно, то заседаний Комиссии так и не состоялось. Между тем ни одна «перекрестная» двусторонняя российско-французская акция, начиная с Года России во Франции и Франции в России 2010 г., не обходилась без вовлечения территориальных единиц двух стран. В 2019 г. в Гавре по итогам встречи председателей правительств России и Франции было анонсировано проведение в 2021 г. «перекрестного» года двустороннего межрегионального сотрудничества [16, р. 12], оказавшегося последним крупным событием на российско-французском треке перед кардинальным изменением международной обстановки в 2022 году.

К вопросу об эффективности работы Управления.

Эффективна ли работа Управления? Его руководство признает определенные проблемы. Так, по словам К. Моро, возглавлявшей Управление до осени 2021 г., трудности создавало прежде всего смешение внешнерегиональных направлений деятельности у заместителей руководителя Управления (например, страны Африки распределены между тремя заместителями), притом, что каждый из них отвечал также за все направления сотрудничества нескольких французских регионов и за продвижение конкретных функциональных проектов [17]. Например, куратор отношений с Азией и Океанией, координировал все векторы деятельности регионов Центр -Долина Луары и Иль-де-Франс, стипендиальные программы партнерства, продвижение концепции равенства мужчин и женщин, взаимодействие с Национальной комиссией по децентрализованному сотрудничеству, а также отвечал в Управлении за связи с общественностью [18].

С 1999 г. тематика «внешней деятельности» территориальных коллективов практически постоянно присутствовала в повестке проводившихся в Париже в конце августа ежегодных конференций послов. Организовывались также поездки руководителей дипмиссий в регионы, где проходили, в том числе, встречи с представителями государственных агентств, вовлеченных в межтерриториальное сотрудничество [19]. В то же время эксперты отмечают, что следовало более активнее приглашать на региональные совещания послов представителей французских территориальных коллективов, имеющих соответствующий опыт работы в конкретной географической зоне. При этом указывается на целесообразность их привлечения и к организуемым Минкультуры Франции 2 раза в год «Дням сети», посвященным программам культурного сотрудничества [4, р. 38].

Со временем все более активно поднимался и вопрос о формировании международной сети кураторов межтерриториального сотрудничества. Так, Управление стояло у истоков создания в 2008 г. сети директоров по децентрализованному сотрудничеству в Африке южнее Сахары [4, р. 29].

Посол, Уполномоченный по внешней деятельности территориальных коллективов принимал постоянное участие в мероприятиях ЕС, посвященных политике соседства, а также на площадке Совета Европы. Между тем в системе французской администрации существует пост посла по межправительственным комиссиям, сотрудничеству и приграничным отношениям. Считается, что его деятельность в большей степени связана со специфическими вопросами приграничного взаимодействия, но периодически в повседневной работе не раз возникал вопрос о дублировании функций двумя послами.

В целях повышения эффективности реагирования на гуманитарные катастрофы за рубежом за рамки деятельности Управления было выведено функционирование существующего с 2013 г.

Фонда внешней деятельности территориальных коллективов. Он стал курироваться кризисным Центром МИД Франции. И именно по его линии территориальные коллективы могут оказать с определенного времени срочное содействие другим странам в случае природных катастроф или затяжных военных конфликтов. Отметим, что МИД Франции объяснил необходимость перечисления средств через Фонд следующими причинами: 1) управление средствами доверено государственным служащим - экспертам в сфере чрезвычайных ситуацией гуманитарного характера, работающим в связке с международными организациями и французскими НПО; 2) средства используются полезным образом и вносят вклад в консолидированную реакцию Франции; 3) МИД гарантирует отчетность о предпринятых действиях за счет полученных средств [20].

Подводя итог, можно констатировать, что, как и у любой структуры, в функционировании Управления по внешней деятельности территориальных коллективов в рамках исследуемого периода имели место определенные недостатки, однако в Париже проводилась серьезная работа по их исправлению. Развитая сеть зарубежных партнерств французских административно-территориальных образований, созданных за это время, - одно из подтверждений эффективной координации их деятельности со стороны Управления.

Несмотря на то, что, согласно системе административно-территориального устройства, Франция является унитарным государством, с начала 1980-хх гг. французская внешняя политика проделала серьезную эволюцию. За это время децентрализованное сотрудничество территориальных коллективов стало ее важнейшей составляющей. С одной стороны, это свидетельствует о твердом намерении властей перенести решение ряда вопросов на более низкий уровень. С другой, внешние связи территориальных коллективов активно задействовались для продвижения национальной внешнеполитической повестки.

Управление по внешней деятельности территориальных коллективов стало не просто структурным подразделением МИД Франции, но и успешным межведомственным координатором. Во Франции удалось выстроить четкую систему взаимосвязи между Управлением, сотрудниками посольств за рубежом и дипломатическими советниками региональных префектов, позволяющую проводить единый внешнеполитический курс и на субнациональном уровне.

Изучение имеющихся материалов демонстрирует, что Управление работало весьма эффективно. Представляется, что ряд его практик может быть задействован и в деятельности других государств. Например, интерес представляют организация посещения регионов участниками конференции послов или привлечение представителей территориальных коллективов к выездным региональным совещаниям глав дипмиссий. Весьма перспективной видится идея создания сети кураторов децентрализованного сотрудничества.

Тот факт, что Управление в системе МИД было отнесено к Генеральному департаменту глобализации, культуры, образования и международного развития, а за рубежом кураторы внешних связей территориальных единиц, как правило, работали в структуре подразделений по сотрудничеству и культуре, демонстрирует, что к настоящему времени децентрализованное сотрудничество стало неотъемлемым элементом французской «мягкой силы», распространением которой Париж активно занимался все это время.

Литература и источники

1. Guide juridique de l'action extérieure des collectivités territoriales. - Paris, 2019.

2. Maré C. La coopération décentralisée. - Levallois-Perret, 2012.

3. Décret du 4 octobre 2017 portant nomination d'une ambassadrice pour l'action extérieure des collectivités territoriales // https://www.legifrance.gouv.fr/jorf/id/JORFTEXT000035744221 (accessed 20.07.2023).

4. Laignel A. Rapport sur l'action extérieure des collectivités territoriales françaises. 23.01.2013 // https://www.lagazettedescommunes.com/telechargements/rapport_laignel.pdf (accessed 20.07.2023).

5. Décision du 18 février 2022 modifiant la décision du 27 septembre 2021 portant délégation de signature (direction générale de la mondialisation, de la culture, de l'enseignement et du développement international) // https://www.legifrance.gouv.fr/jorf/id/J0RFTEXT000045243195 (accessed 18.07.2023).

6. Liste des correspondants pour la coopération non gouvernementale dans les postes diplomatiques. Version 2022. https://www.diplomatie.gouv.fr/IMG/pdf/mise_a_jour_2022_-

_correspondants_pour_la_cooperation_non_gouvernementale_cle884d8f.pdf (accessed 21.07.2023).

6. Viola A. De quoi la Commission nationale de la coopération décentralisée est-elle le nom? // Pouvoirs locaux. 2022. №120. https://www.revuepouvoirslocaux.fr/fr/article/de-quoi-la-commission-nationale-de-la-cooperation-decentralisee-est-elle-le-nom-3832#no6 (accessed 21.07.2023).

7. Guide opérationnel de la coopération décentralisée. - Paris, 2020.

S. Programme EXPE-CT // https://www.diplomatie.gouv.fr/fr/politique-etrangere-de-la-france/action-exterieure-des-collectivites-territoriales/valoriser-mon-expertise-territoriale-a-l-etranger/programme-expe-ct/ (accessed 20.0l.2023).

9. Rapport d'orientation «Coopération décentralisée et biodiversité» (par. Moral V.). - Paris, 2015. https://uicn.fr/wp-content/uploads/2015/11/Rapport-coop-dec-biodiv-FR_BAT_Web.pdf (accessed 19.0l.2023).

10. Atlas français de la coopération décentralisée // https://www.diplomatie.gouv.fr/fr/politique-etrangere-de-la-france/action-exterieure-des-collectivites-territoriales/atlas-francais-de-la-cooperation-decentralisee/ (accessed 20.0l.2023).

11. Lancement de la carte interactive «L'égalité femmes-hommes dans la coopération décentralisée» (Paris, 09.03.2020) // https:/ /www.diplomatie.gouv.fr/fr/politique-etrangere-de-la-france/action-exterieure-des-collectivites-territoriales/actualites/ 2020/article/lancement-de-la-carte-interactive-l-egalite-femmes-hommes-dans-la-cooperation (accessed 21.0l.2023).

12. Contribution des partenariats de coopération décentralisée à la mise en œuvre des ODD. - Paris, 2019.

13. Patrimoines et coopération décentralisée. Version 2021. // https://www.sites-cites.fr/app/uploads/2021/01/Vade-Mecum-Patrimoines-et-cooperation-decentralisee-1.pdf (accessed 1S.0l.2023).

14. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Французской Республики о содействии сотрудничеству между территориальными образованиями Российской Федерации и Французской Республики от 18 ноября 2011 г. Cr. 8.

15. Российско-французские переговоры 24 июня 2019 г. http://government.ru/news/37134/ (accessed 1S.0l.2023).

16. Ledoux V. Rapport au Premier-Ministre et Ministère de l'Europe et des Affaires Etrangères «Ouvrir nos territoires à la priorité africaine de la France du citoyen au Chef de l'Etat». - Paris, 31 juillet 2019.

1l. Contacts de la DAECT. https://www.diplomatie.gouv.fr/fr/politique-etrangere-de-la-france/action-exterieure-des-collectivites-territoriales/la-delegation-pour-l-action-exterieure-des-collectivites-territoriales-daect/article/contacts-de-la-daect (accessed

20.0l.2023).

1S. Économie - Des ambassadeurs et ambassadrices de France en visite dans la région Hauts-de-France. 31.08.2018 // https://www.prefectures-regions.gouv.fr/hauts-de-france/Actualites/Economie-Des-ambassadeurs-et-ambassadrices-de-France-en-visite-dans-la-region-Hauts-de-France (accessed 1S.0l.2023).

19. Fonds d'action extérieure des collectivités territoriales (Faceco) // https://www.diplomatie.gouv.fr/fr/politique-etrangere-de-la-france/action-exterieure-des-collectivites-territoriales/article/fonds-d-action-exterieure-des-collectivites-territoriales-faceco (accessed 20.0l.2023).

ПАХОРУКОВ КОНСТАНТИН ИГОРЕВИЧ - экстерн, Санкт-Петербургский государственный университет. PAKHORUKOV, KONSTANTIN I - extern, Saint Petersburg State University ([email protected]).

УДК 94(549.1):323«2001/2020» DOI: 10.24412/2308-264X-2023-6-225-230

ЗЛОБИН С.С.

СОВРЕМЕННОСТЬ КАК ОСНОВНОЙ ВЫЗОВ ВНУТРИПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ

ПАКИСТАНА (2001-2020)

Ключевые слова: Пакистан, современность, передовой мир, Имран Хан, Наваз Шариф, Первез Мушарраф, Техрик-е Талибан Пакистан, женщина, мусульманин, XXI век.

В статье рассматривается содержание понятия современности, как основного вызова внутриполитической жизни Пакистана XXI века. Отмечается, что с данным концептом Пакистан XXI века сталкивается в разных сферах деятельности государства и общества. Современность отражается в жизни сегодняшнего Пакистана как необходимость достижения передового мира, который в обозначенный период проявляет постоянную тенденцию отдаления от Исламской республики, вынуждая ее прилагать большие усилия по недопущению провала в не-современность. В статье также раскрывается неизбежность принятия политическими лидерами сегодняшнего Пакистана борьбы с отставанием от передового мира, которая является центральной темой для многих стран Азии и Африки XXI века.

ZLOBIN, S.S.

MODERNITY AS THE MAIN CHALLENGE OF PAKISTAN'S INTERNAL POLITICAL LIFE (2001-2020)

Key words: Pakistan, modernity, advanced world, Imran Khan, Nawaz Sharif, Pervez Musharraf, Tehrik-e Taliban Pakistan, woman, Muslim, XXI century.

The article examines the content of the concept of modernity as the main challenge of internal political life of Pakistan in the 21st century. It is noted that Pakistan of the 21st century faces this concept in various spheres of activity of the state and society. Modernity is reflected in the life of today's Pakistan as the need to achieve an advanced world, which in the indicated period shows a constant tendency to move away from the Islamic Republic, forcing it to make great efforts to prevent failure into non-modernity. The article also reveals the inevitability for the political leaders of today's Pakistan to accept the fight against the lag behind the advanced world, which is a central theme for many countries in Asia and Africa in the 21st century.

Начало XXI века ознаменовало вхождение Пакистана в крайне непростой период развития В контексте глобальной войны с терроризмом, начавшейся 11 сентября 2001 г., его и без того непростое внутриполитическое положение предельно ослложнилось. Страна оказалась втянутой в эпицентр мировых противоречий. Все это создало сложные условия для реализации внтутриполитических программ. В данной ситуации страна, ориентированная преимущественно

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.