Научная статья на тему 'Современное состояние вида спорта «Спортивные танцы»: перспективы включения в программу игр Олимпиады'

Современное состояние вида спорта «Спортивные танцы»: перспективы включения в программу игр Олимпиады Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
172
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
DANCE SPORT / OLYMPIC GAMES PROGRAMME / SPORTS COMPONENT / ВИД СПОРТА "СПОРТИВНЫЕ ТАНЦЫ" / ПРОГРАММА ИГР ОЛИМПИАД / СПОРТИВНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Крухмалева К.

В статье рассматриваются и комплексно оцениваются перспективы включения спортивных танцев в программу Игр Олимпиады. Многие авторы сходятся в мнении, что перспективное развитие спортивных танцев зависит от нескольких моментов, тесно связанных с совершенствованием их спортивной составляющей. Проблема, заявленная в данной статье, не является линейной и одноуровневой, требует тщательного исследования, максимальна большого числа подобных случаев создания «олимпийских программ» в других видах спорта (особенно сложнокоординационных), а также случаев выбывания некоторых видов спорта из программы летних или зимних Олимпийских игр.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Крухмалева К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Current state of dance sport: prospects for inclusion in Olympic Games programme

The prospects for inclusion of dance sport in the programme of the Olympic Games are reviewed and assessed in the present paper. Many authors agree that the future development of dance sport depends on several aspects that are closely related with the improvement of their sports component. The problem stated in this paper is not linear and single-level, it requires a thorough research of a large number of cases of creation of Olympic Programmes in other sports (especially with complex coordination), as well as cases of elimination of some sports from the Summer or Winter Olympic Games.

Текст научной работы на тему «Современное состояние вида спорта «Спортивные танцы»: перспективы включения в программу игр Олимпиады»

современное состояние вида спорта «спортивные танцы»: перспективы включения в программу игр олимпиады

УДК/UDC 796.912:793.3

Поступила в редакцию 10.09.2015 г.

Аспирантка К. Крухмалева1

'Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК), Москва

current state of dance sport: prospects for inclusion in

Olympic games programme

Postgraduate K. Krukhmaleva1

'Russian State University of Physical Culture, Sport, Youth and Tourism (GTSOLIFK), Moscow

Информация для связи с автором: alisa.gorba4eva@yandex.ru

Аннотация

В статье рассматриваются и комплексно оцениваются перспективы включения спортивных танцев в программу Игр Олимпиады. Многие авторы сходятся в мнении, что перспективное развитие спортивных танцев зависит от нескольких моментов, тесно связанных с совершенствованием их спортивной составляющей.

Проблема, заявленная в данной статье, не является линейной и одноуровневой, требует тщательного исследования, максимальна большого числа подобных случаев создания «олимпийских программ» в других видах спорта (особенно сложнокоординационных), а также случаев выбывания некоторых видов спорта из программы летних или зимних Олимпийских игр.

Ключевые слова: вид спорта «спортивные танцы», программа Игр Олимпиад, спортивная составляющая.

Annotation

The prospects for inclusion of dance sport in the programme of the Olympic Games are reviewed and assessed in the present paper. Many authors agree that the future development of dance sport depends on several aspects that are closely related with the improvement of their sports component. The problem stated in this paper is not linear and single-level, it requires a thorough research of a large number of cases of creation of Olympic Programmes in other sports (especially with complex coordination), as well as cases of elimination of some sports from the Summer or Winter Olympic Games.

Keywords: dance sport, Olympic Games programme, sports component.

Введение. Проблема включения олимпийского вида спорта «спортивные танцы» в программу Игр Олимпиады уже давно стоит «на повестке дня» и руководства Всемирной организации танцевального спорта (WDSF), образованной в 2011 г Актуальность решения данной проблемы стала первоочередной и особенно острой после признания танцевального спорта со стороны Международного олимпийского комитета и получения полноправного членства в международной конвенции «Спорт-Аккорд», объединяющей более 100 международных спортивно-видовых организаций. Иначе говоря, предварительные проблемы с танцевальным спортом уже решены, осталось понять, как справиться с главной проблемой - приближением и реализацией перспективы включения в программу Олимпийских игр.

Цель исследования - провести анализ современного состояния вида спорта «спортивные танцы» и определить перспективы его включения в программу Игр Олимпиады.

Результаты исследования и их обсуждение. Многие авторы считают, что перспективное развитие спортивных танцев зависит от нескольких моментов, тесно связанных с совершенствованием их спортивной составляющей.

К недостаткам спортивного Регламента или Правил организации и проведения соревнований по спортивным танцам относят: во-первых, несовершенность системы судейства; во-вторых, недостаточную разработанность критериев оценки выступления танцоров; в-третьих, не вполне понятную и доступную зрителю систему логико-понятийного отражения и сопровождения, спортивного комментария деятельности судей и выступления спортсменов. Многочисленные эксперты солидарны в признании необходимости объективизации Регламента, ухода от субъективизма судейства, «безусловно, присущего танцевальному спорту». Однако преодолеть субъективность судейства в спортивных танцах, как и в сложнокоординационных видах спорта вообще, весьма сложно. На сей счет существуют серьезные разногласия и «подводные тече-

ния». Например, в 2014 г в Штутгарте уже был предложен и рассмотрен один из проектов новой системы судейства в спортивных танцах, но до практической реализации этого проекта дело до сих пор не дошло. Правила меняются, и меняются существенно, но все это происходит в каком-то вялотекущем режиме хотя бы потому, что требуется изменить целый ряд традиционных для реальной практики танцевального спорта вещей. К примеру, требуется в угоду олимпийским правилам запретить гражданам разных государств выступать в одной паре, что является устойчивой традицией особенно для лидерской группы танцоров -участников международных соревнований.

Что касается завершенности и объективности оценок выступления танцоров, то здесь внедрить «абсолютную систему оценок» не менее сложно именно по причине наличия художественной или хореографической составляющей, истребление которой означало бы истребление и подмену самых бальных танцев их спортивными стилями и школами.

Можно себе представить, какой вербальный терминологический продукт мы получим в итоге усиленной реализации «олимпийской программы» стандартизации спортивных танцев: это будет замешанный на массовой западной культуре комплекс англоязычных (а еще верней - американских сленговых) сокращений - неологизмов. Естественно, что под такое языковое сопровождение нужно будет переподготовить и массового европейского (российского в том числе) зрителя - болельщика. Иначе понятийного понимания спортивных танцев вряд ли удастся достичь.

Более завершенная стандартизация и систематизация всех трех танцевальных программ, естественно, будут в первую очередь проводиться английской школой спортивного танца, как мировым лидером и законодателем «моды». Рассуждать здесь о каком-то ином социальном влиянии, на наш взгляд, было бы наивно. По крайней мере на ближайшую перспективу развития спортивных танцев.

То же самое в общих чертах можно сказать о совершенствовании технической базы и критериев исполнительского мастерства спортсменов-танцоров. Хотя в данном случае лучшие мировые достижения, тенденции и технические «находки» международной комиссии (комитету, группе) по систематизации и стандартизации техники танца учесть все же придется.

Основные векторы такого учета, по нашему мнению, достаточно полно и развернуто показаны в статье А. Ю. Бредихина «Вехи истории спортивных бальных танцев и тенденции развития танцевальных программ». Проведенный в 2010-2011 гг. автором этого материала экспертный опрос, анализ документов и специальных источников позволили ему выделить в развитии танцевальных программ следующие основные тенденции:

- «увеличение зрелищности» за счет роста атлетизма, насыщенности шоу игровыми моментами, оригинальными элементами, новыми необычными комбинациями основных фигур, позами, поддержками, телодвижениями и жестами (в первую очередь это касается латиноамериканской танцевальной программы);

- «развитие скорости и динамичности танца»;

- повышение уровня технической сложности и разнообразия формы и содержания танцевальных программ;

- применение синхронизированных ритмов (мы по собственному почину выделяем эту тенденцию отдельно от предыдущей);

- «увеличение амплитуды шейков в европейской программе»;

- «улучшение технической подготовленности спортсменов» A. Ю. Бредихин, 2012, с. 322-325).

Момент роста или совершенствования научно-методического обеспечения совокупной подготовки спортсменов-танцоров требует особого рассмотрения. Здесь не обойтись простым указанием на необходимость «разработки научных основ организации тренировочного процесса», «переосмысления средств, форм, методов обучения». Дело в том, что традиционно принятая и практикуемая на Западе (да и на Востоке) форма обучения - «мастер-класс» - в большей степени построена на методе подражания и освоения целостных форм, без методической конкретизации и детализации. По крайней мере системная спортивная научно-методическая разработка всегдасчита-лась заслугой советско-российских, а не зарубежных специалистов. Последние всегда отличались акцентом на личном образно-ассоциативном переживании и собственной трактовке технико-тактических линий, а также на чисто практическом личностном опыте тренировочно-соревновательной деятельности.

И, наконец, что касается норм и требований Международного олимпийского комитета, можно отметить следующее. Создание и введение «олимпийской программы» спортивных танцев не ограничивается формулировкой «правил международного стандарта», стандартизацией техники, языка и других составляющих. Чисто количественный рост числа национальных федераций также выступает необходимым, но недостаточным условием, не является абсолютной панацеей в решении вопроса и расширении программы международных соревнований за счет включения соревнований среди ансамблей, шоу-программ, по фристайлу и секвойю.

Вывод. Проблема, заявленная в данной статье, не является линейной и одноуровневой, требует тщательного исследования, максимально большого числа подобных случаев создания «олимпийских программ» в других видах спорта (особенно сложнокоординационных), а также случаев выбывания некоторых видов спорта из программы летних или зимних Олимпийских игр.

Использованная литература

1. Бредихин A.IO. Вехи истории спортивных бальных танцев и тенденции развития танцевальных программ / A.H. Бредхин // Знание. Понимание. Умение. - 2012. - № 3. - С. 322-325.

2. Передельский A.A. Феномен спортивной культуры в аспекте философского и социологического анализа / A.A. Передельский, A.r. Aлексеев, H.A. Цегельный // Теория и практика физ. культуры. -2014. - № 8. - С. 94-96.

References

1. Bredikhin, A.Yu. Vekhi istorii sportivnykh balnykh tantsev i tendentsii razvitiya tantsevalnykh programm (Milestones in the history of sports ballroom dancing and dance program trends) / A.Yu. Bredkhin // Znanie. Ponimanie. Umenie. - 2012. - № 3. - P. 322-325.

2. Peredel'skiy, A.A. Fenomen sportivnoy kultury v aspekte filosofskogo i sotsiologicheskogo analiza (Phenomenon of sports culture in terms of philosophical and sociological analysis) / A.A. Peredel'skiy, A.G. Alekseev, Yu.A. Tsegel'ny // Teoriya i praktika fiz. kul'tury. - 2014. -№ 8. - P. 94-96.

координатор ПрОЕКТА:

Первый заместитель директора ФГБУ «ЦСП» С.В. Косилов

ВЫПУСК ГОТОВИЛИ: Шеф-редактор - Вадим Бальсевич Верстка - Ольга Терёшина Фотооформление - Александр Лубышев

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.