Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ТУРИСТСКОГО РЫНКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ТУРИСТСКОГО РЫНКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
414
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИСТСКИЙ ПОТОК / ИНДУСТРИЯ ТУРИЗМА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ермакова Ж.А., Полякова И.Л., Холодилина Ю.Е.

В современных социально-экономических условиях туризм является одной из приоритетных и высокодоходных отраслей экономики. Однако геополитическая и социально-экономическая обстановка в мире напрямую отражается на сфере туризма: меняется структура туристских потоков, смещаются мировые лидеры туристских дестинаций, осваиваются новые территории и виды туризма и пр. Данная тенденция обуславливает необходимость детального изучения структуры туристских потоков для эффективного планирования и развития туристской отрасли как на региональном, так и на национальном уровне.Изучены статистические данные по туристскому потоку, представленные Федеральным агентством по туризму Министерства культуры Российской Федерации, на основе которых определена структура турпотока в Российской Федерации, представлены основные туристские направления международного и внутреннего туризма.На основе проведенного исследования определены проблемы и «барьеры» развития внутреннего туризма в Российской Федерации, и мероприятия, направленные на их устранение и стимулирования спроса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT STATUS OF TOURIST MARKET IN RUSSIAN FEDERATION

In the current socio-economic conditions tourism is one of the preferred and high-yielding sectors of the economy. However geopolitical and socio-economic situation in the world has a direct impact on the tourism sector: changing the structure of tourist flows, shifting the world leaders of tourist destinations, developing new areas and forms of tourism and so on. This trend necessitates a detailed study of tourist flows’ structure for effective planning and development of tourism industry both at regional and national levels.The statistical data on tourist flows represented by Federal Agency for Tourism of Russian Ministry of Culture was studied. Based on this information the structure of tourist traffic in Russian Federation is determined and tourist destinations of international and domestic space are described.Following the study, issues and "barriers" as well as demand countermeasures are defined for domestic tourism in Russian Federation.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ТУРИСТСКОГО РЫНКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК 338.486(470)

Ж. А. Ермакова, доктор экономических наук, профессор кафедры управления персоналом, сервиса и туризма, ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет» e-mail: 56ermakova@mail.ru

И. Л. Полякова, кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры управления персоналом, сервиса и туризма, ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет» e-mail: il_polyakova@mail.ru

Ю. Е. Холодилина, кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры управления персоналом, сервиса и туризма, ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет» e-mail: holodilina-y-e@yandex.ru

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ТУРИСТСКОГО РЫНКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В современных социально-экономических условиях туризм является одной из приоритетных и высокодоходных отраслей экономики. Однако геополитическая и социально-экономическая обстановка в мире напрямую отражается на сфере туризма: меняется структура туристских потоков, смещаются мировые лидеры туристских дестинаций, осваиваются новые территории и виды туризма и пр. Данная тенденция обуславливает необходимость детального изучения структуры туристских потоков для эффективного планирования и развития туристской отрасли как на региональном, так и на национальном уровне.

Изучены статистические данные по туристскому потоку, представленные Федеральным агентством по туризму Министерства культуры Российской Федерации, на основе которых определена структура турпотока в Российской Федерации, представлены основные туристские направления международного и внутреннего туризма.

На основе проведенного исследования определены проблемы и «барьеры»развития внутреннего туризма в Российской Федерации, и мероприятия, направленные на их устранение и стимулирования спроса.

Ключевые слова: внутренний туризм, туристский поток, индустрия туризма.

На протяжении последнего десятилетия туризм является одной из динамично развивающихся и высокодоходных отраслей экономики для многих государств. Туристская индустрия является сложным межотраслевым народнохозяйственным комплексом (туристские организации, коллективные средства размещения, предприятия общественного питания, транспортные предприятия, предприятия торговли и пр.). В связи с этим обострение геополитической и социально-экономической обстановки в мире существенно сказывается на сфере туризма.

Данная тенденция характерна и для отечественного туристского бизнеса. Структура туристских потоков в России значительно изменилась за последние два года. На данный момент можно назвать следующие причины и последствия данных структурных изменений (рисунок 1).

В начале 2014 года произошел резкий рост курса иностранных валют по отношению к рублю, что, соответственно, привело к повышению стоимости выездных туров и снижению спроса на такие популярные направления отдыха отечественных туристов, как Турция, Египет, Испания и пр. Помимо этого весной 2014 года был расширен список категорий граждан Российской Федерации, которые ограничены в праве выезда за рубеж, что повлекло за собой обнуление туристами уже забронированных международных туров и перебронирование их

на отечественные направления.

Также в высокий туристский сезон 2014 года произошло банкротство ряда крупных туристских операторов («Нева», «Лабиринт» и пр.), в результате чего несколько тысяч туристов не смогли выехать на запланированный отдых за рубеж. К тому же такая ситуация на туристском рынке сформировала у многих потенциальных туристов страх покупки и бронирования международных туров. Таким образом, сложившаяся политическая и экономическая обстановка в 2014 году привела к увеличению внутреннего туризма в Российской Федерации до 30% по отношению к 2013 году [11].

Работники туристской индустрии отмечали туристский сезон 2014 года как один из самых сложных и непредсказуемых за последние 20 лет. Однако события 2015 года (волна эмигрантов из Африки и Азии в Европу; крушение авиалайнера на территории Египта; ухудшение международных отношений с Турцией и, как следствие, введение визового режима; серия терактов во Франции и Турции и пр.) напрямую отразились на увеличении спроса по внутренним направлениям и снижении международных туристских поездок.

По итогам 2015 года, Федеральное агентство по туризму отмечает рост внутреннего туризма в среднем до 20%, въездного до 16%, и до 31,4% сокращение выездного туризма [11].

2014 год 2015 год

- нестабильное положение на валютном рынке;

- действие международных санкций против РФ;

- банкротство крупных туристских операторов;

- ограничение выезда за рубеж для некоторых категорий граждан РФ

- введение визового режима с Турецкой Республикой;

- запрет полетов из России в Египет;

- серия терактов во Франции и Турции

увеличение внутреннего туризма до 30%

- рост внутреннего туризма до 20%;

- рост въездного туризма до 16%;

- сокращение выездного туризма на 31,4%

У

2016 год

*по данным [15]

Рисунок 1. Тенденции развития внутреннего туризма в Российской Федерации

хи

■ рост внутреннего туризма от 20 до 40% *

Следует отметить, что произошло не только резкое сокращение количества выездных туров, но и изменилась сама структура выездного туризма. Данные причины обусловили переориентацию туристского рынка в основном в двух направлениях:

- страны Южной и Юго-Восточной Азии (Индия, Таиланд, Вьетнам, Индонезия, Филиппины и др.);

- страны Карибского бассейна (Мексика, Куба, Доминиканская Республика).

Однако высокий курс валют по отношению к рублю делают данные направления недоступными для широкого круга отечественных туристов. Это стало еще одной причиной, которая подтолкнула российских туристов сделать свой выбор в пользу отечественных курортов.

Увеличение внутреннего турпотока характеризуется диспропорцией. На данный момент около 80% всего потока внутреннего туризма приходится на Краснодарский край, Санкт-Петербург, Кавмин-воды, Карелию и «Золотое Кольцо».

Следует отметить, что такая ситуация естественным образом положительно сказывается на социально-экономическом положении данных регионов [14]. Но существует ряд негативных последствий такой тенденции, среди которых можно назвать следующие:

- во-первых, снижение спроса на туристские услуги в целом. Нестабильная экономическая ситуация в государстве привела к снижению доходов большей части населения Российской Федерации. По данным социологических исследований около 40% граждан снизили свои расходы на путешествия и отдых;

- во-вторых, увеличение безработицы в туристском секторе. Многие туристские агентства не смогли переориентироваться на работу по внутренним направлениям и оказались на грани банкротства. В среднем в каждом агентстве работало около 2-4 менеджеров. На данный момент многие агентства сократили свой штат до 1-2 менеджеров, а часть

агентств (около 30%) вообще ушла с рынка. Также пересматривают штатное расписание и уменьшают размер авиакомпании, которые специализировались преимущественно на международных чартерных перевозках [9];

- в-третьих, резкое повышение цен на ряд услуг внутреннего туризма. В частности, увеличилась

В высокий туристский сезон 2015 года пакетные программы реализовывались только по самым востребованным и популярным направлениям: Сочи, Анапа, Крым, Кавказкие минеральные воды. Такой подход к организации туристской деятельности является востребованным и комфортным для туристов, так как большинство туристов привыкло именно к такому варианту обслуживания во время отдыха на международных курортах. В связи с этим для эффективного конкурирования на международном рынке перед регионами России стоит важная практическая задача: разработка и продвижение

стоимость проживания (до 15-20%) во многих объектах размещения [3].

Рост спроса на внутренние туристские направления за последние два года позволил более явно выявить существующие недостатки в отечественной туристской индустрии и «барьеры» при ее развитии, формировании и функционировании (таблица 1).

готовых пакетных программ, которые должны быть дифференцированы по цели путешествия (рекреация, культурно-познавательные цели, лечение и оздоровление, экстремальные и спортивные виды отдыха и пр.), стоимости и сегменту туристов (возраст, состав семьи и пр.).

Одной из основных причин, сдерживающих развитие внутреннего туризма, является дороговизна транспортных перевозок. В связи с этим для поддержки и развития внутреннего туризма Минтранс в 2016 году планирует продолжить государственную поддержку транспортной отрасли (таблица 2).

Таблица 2 - Планируемая государственная поддержка транспортной отрасли при организации

внутренних перевозок в 2016 году

Вид перевозки Регион Размер субсидии

Авиаперевозки Дальний Восток 4,3 млрд руб.

Республика Крым 620 млн руб.

Калининградская область 480 млн. руб.

Приволжский федеральный округ 600 млн руб.

Автобусные перевозки Центральный федеральный округ («Золотое Кольцо») 100 млн руб.

Железнодорожные перевозки Все регионы Российской Федерации (для перевозки детей и подростков в возрасте от 10 до 17 лет) 500 млн руб.

Таблица 1 - Проблемы и реализуемые мероприятия развития внутреннего туризма

в Российской Федерации

Существующий «барьер» развития внутреннего туризма Реализуемые мероприятия по развитию внутреннего туризма

1 2

Небольшое количество пакетных туров и программ Реализация пакетных программ в 2015 году по следующим направлениям: - Сочи; - Крым; - Анапа; - Кавказские минеральные воды

Высокая стоимость транспортных перевозок - государственные субсидии; - обнуление НДС;

Низкий уровень пропаганды и популяризации российских туристских объектов и территорий - телепроекты; - разработка национального туристического портала; - открытие национальных туристских офисов Российской Федерации за рубежом

Небольшое количество разработанных и апробированных маршрутов и программ по новым видам туризма и отдыха на территории Российской Федерации - государственная поддержка в виде субсидий льготного кредитования и пр.

Низкая инвестиционная привлекательность туристских территорий - разработка и реализация федеральных и региональных целевых программ; - формирование инвестиционного фонда; - содействие развитию туристских кластеров

Следует отметить, что в Министерстве транспорта Российской Федерации рассматривается вопрос обнуления НДС при продаже авиабилетов по внутрироссийским направлениям как один из действенных инструментов снижения стоимости авиабилетов и, как следствие, стимулирование спроса на внутренний туризм [15].

По результатам социологических исследований рост внутреннего туризма обусловлен не только высокой стоимостью международных туров и ограничением выезда с туристскими целями в ряд государств, но и повышением патриотизма и интереса к ресурсам и возможностям родного государства. На наш взгляд этому способствовало следующее:

- работа средств массовой информации: многие телевизионные каналы выпустили циклы передач, посвященные туристскому потенциалу регионов России; популярные передачи о путешествиях, например, такие, как «Непутевые заметки», «Поедем поедим» посвятили серию передач таким регионам России, как Республика Татарстан, Ямало-Ненецкий автономный округ, Дальневосточный федеральный округ и др.

- пропагандистская работа научного сообщества: Русским географическим обществом совместно с телеканалом «Россия 1» реализован проект «Россия 10», согласно которому были выбраны туристские символы страны, а также ежегодно проводятся фотоконкурсы среди путешественников и туристов по различным номинациям [4];

- эффективная работа учреждений культуры: увеличение числа фестивалей и различных событийных мероприятий в регионах Российской Федерации, а также проведение акций для туристов «Единый билет», «Ночь в музее» и пр.

С 10 декабря 2015 года начал свою работу национальный туристический портал, на котором представлена актуальная информация о туристских возможностях и ресурсах Российской Федерации. Данный портал мультиязычен, что способствует расширению границ его работы.

Для популяризации туристских ресурсов Российской Федерации и стимулирования въездного туризма в 2015 году были созданы 5 национальных туристских офисов Российской Федерации за рубежом (Китай, Италия, ОАЭ, Финляндия), а также открыты более 50 туристских представительств иностранных государств на территории Российской Федерации.

В настоящее время в России в основном реализуются экскурсионные и рекреационные программы и маршруты. Особенно если говорить о въездном туризме, то до 90% всего турпотока приходится на так называемую «экскурсионку» (Санкт-Петербург, «Золотое кольцо»), а внутренний турпоток - это рекреационный туризм (Сочи, Анапа, Крым). Для повышения конкурентоспособности туристской отрасли и повышения спроса на въезд-

ные и внутренние туры необходима разработка новых направлений и маршрутов, а также развитие специализированных видов туризма (научный, этнографический, религиозный, гастрономический, фототуризм и пр.) [13].

В настоящее время Правительством Российской Федерации предложено оказывать государственную поддержку (субсидии, льготное кредитование и пр.) туроператорам, которые специализируются на разработке новых маршрутов и видов отдыха на территории Российской Федерации.

Для реализации туристических возможностей Российской Федерации необходимо повысить инвестиционную привлекательность туристской отрасли. На данный момент уже реализуется ряд мероприятий, способствующих эффективному инвестированию.

Одним из эффективных мероприятий по консолидации усилий государства и коммерческих структур в развитии туристской инфраструктуры является реализация федеральных целевых программ, по ряду которых Ростуризм выступает в качестве государственного заказчика [8].

Следует отметить, что организация взаимодействия Ростуризма, региональных органов власти и коммерческих структур возможна в рамках Инвестиционного фонда, основной задачей которого является софинансирование крупных инвестиционных и инновационных проектов, реализуемых совместно государством и частным бизнесом.

Инвестиционный фонд обеспечит прямое государственное финансирование (до 75% стоимости проекта компенсируется из федерального бюджета) и предоставление государственных гарантий.

Еще одним действенным инструментом стимулирования инвестиционной активности является кластерный подход организации туризма, который способствует инновационному и производственному росту инфраструктуры индустрии туризма [6]. В настоящее время на территории Российской Федерации сформированы более 20 туристско-рекреационных кластеров [5]. Многими субъектами Российской Федерации подготавливаются проекты по формированию и развитию туристско-рекреационных кластеров различной специализации (познавательный, лечебно-оздоровительный, образовательный, спортивный туризм и пр.).

Таким образом, активный рост спроса иностранных туристов на отечественный турпродукт, а также геополитическая и социально-экономическая ситуация в мире предопределили следующие направления стимулирования и развития внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации, а именно:

- совершенствование транспортной системы Российской Федерации (переориентация транспортных компаний на туристские перевозки);

- разработка инновационных инструментов продвижения туристских ресурсов и комплексов как на внутреннем, так и на международном рынке;

- формирование пакетных туров и программ, которые должны быть дифференцированы для различных сегментов потребителей (туристов);

- развитие новых «нетуристских» регионов путем разработки новых туров и маршрутов специализированного туризма (например, научного, гастрономического, ностальгического и пр.).

Все больше регионов Российской Федерации рассматривают туризм как одну из приоритетных отраслей хозяйствования и включают проекты по туризму в стратегические планы развития своих территорий. Для повышения конкурентоспособности туристской отрасли на внутреннем и международном рынке необходима консолидация интересов и возможностей органов власти, коммерческих структур и населения как конечного потребителя туристского продукта.

Литература

1. Всемирная туристская организация [Электронный ресурс]. - URL: http://www.unwto.org/ (дата обращения 10.01.2016).

2. Всероссийская общественная организация «Русское географическое общество» [Электронный ресурс]. -URL: http://www.rgo.ru/ (дата обращения 14.01.2016 г.).

3. ИА REGNUM [Электронный ресурс]. - URL: http://regnum.ru (дата обращения 11.01.2016).

4. Корабейников, И. Н. Тенденции и проблемы развития внутреннего туризма в Российской Федерации / И. Н. Корабейников, И. Л. Полякова // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. -2015. - № 3 (53). - С. 266-269.

5. Корабейников, И. Н. Развитие регионального туризма на основе кластерного подхода /И. Н. Корабейников, Ю. Е. Холодилина // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. - 2015. - № 2 (52). С. 243-246.

6. Корабейников, И. Н. Региональный производственный комплекс: теория и практика кластерного развития / И. Н. Корабейников, С. М. Спешилов, О. А. Корабейникова. - Екатеринбург : Институт экономики УрО РАН, 2013. - 140 с.

7. Министерство экономического развития Российской Федерации [Электронный ресурс]. - URL: http:// economy.gov.ru (дата обращения 10.01.2016).

8. Полякова, И. Л. Механизмы реализации региональных целевых программ развития туризма в Российской Федерации (на примере Приволжского федерального округа) / И. Л. Полякова // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2013. - № 8 (157). - С. 133-139.

9. Рейтинговое агентство RAEX («Эксперт РА») [Электронный ресурс]. - URL: http://www.raexpert.ru/ (дата обращения 08.01.2016).

10. Сычева, Н. В. Туристский ресурс как фактор экономического развития региона / Н. В. Сычева // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2011. - № 8. - С. 136-143.

11. Федеральное агентство по туризму Министерство культуры Российской Федерации [Электронный ресурс]. - URL: http://www.russiatourism.ru/ (дата обращения 11.01.2016).

12. Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Официальный сайт компании «КонсультантПлюс». - URL: http://www.consultant.ru/popular/techreg/ (дата обращения 03.01.2016).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Якунин, В. Н. Современное состояние, проблемы и перспективы развития религиозного туризма в Российской Федерации / В. Н. Якунин // Азимут научных исследований: экономика и управление. -2014. - № 1. - С. 124-126.

14. Якунин, В. Н. Роль туризма и рекреации в повышении социально-экономического развития Самарской области / В. Н. Якунин // Симбирский научный вестник. - 2011. - № 4. - С. 150-156.

15. Travel Russian News [Электронный ресурс]. - URL: http://www.trn-news.ru/ (дата обращения 05.01.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.