Научная статья на тему 'Современное состояние системы обучения предпринимательству в России (по итогам ежегодной конференции РАОП)'

Современное состояние системы обучения предпринимательству в России (по итогам ежегодной конференции РАОП) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
140
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВУ / ENTREPRENEURSHIP EDUCATION / КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ / COMPETENCE MODEL OF THE ENTREPRENEUR / СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / SYSTEM OF PROFESSIONAL EDUCATION / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ENTREPRENEURIAL MINDSET / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ЭКОСИСТЕМА / ENTREPRENEURIAL ECOSYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коваленко А.И.

В статье раскрываются основные темы, обсуждавшиеся на ежегодной международной конференции «Современное предпринимательское образование», организованной Национальной ассоциацией обучения предпринимательству (РАОП), Московским педагогическим государственным университетом и Российской академией образования. Автор последовательно описывает основные мероприятия двухдневной конференции и раскрывает тематику и сюжеты основных докладов, сделанных на ее научных секциях. На конференции обсуждались следующие ключевые вопросы: предпринимательское образование в высшем учебном заведении, предпринимательское образование в среднем профессиональном учебном заведении, предпринимательское образование в организациях общего образования, российские и международные образовательные программы обучения предпринимательству, экосистема предпринимательского образования, популяризация предпринимательства и предпринимательского образования. Одинаково глубоко описать все происходящие на конференции мероприятия и события не представляется возможным, поэтому автор выбирает наиболее интересные доклады и события, которые имеют принципиальный характер и могут стать ключевыми для дальнейшего развития российской сферы обучения предпринимательству.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The current state of Russian entrepreneurship education

The article reveals the main topics discussed at the annual international conference «Modern Entrepreneurial Education», organized jointly by the National Association for Entrepreneurship Education (RUAEE) and the Russian Academy of Education. The author consistently describes main activities of the two-day conference and reveals the themes and plots of main reports made at scientific sections. The conference discussed following key issues: entrepreneurial education in higher education, entrepreneurial education in secondary vocational education, Russian and international educational entrepreneurship programs, entrepreneurial education ecosystem, popularization of entrepreneurship and entrepreneurial education. It is not possible to describe all events and sections at conference equally profoundly. Therefore, author chooses most interesting reports and events that are of a fundamental nature and can become key for further development of Russian sphere of entrepreneurship education.

Текст научной работы на тему «Современное состояние системы обучения предпринимательству в России (по итогам ежегодной конференции РАОП)»

Коваленко А. И., канд. экон. наук, доцент кафедры теории и практики конкуренции МФПУ «Синергия», г. Москва, alkovalenko@synergy.ru

Современное состояние системы обучения предпринимательству в России

(по итогам ежегодной конференции РАОП)

В статье раскрываются основные темы, обсуждавшиеся на ежегодной международной конференции «Современное предпринимательское образование», организованной Национальной ассоциацией обучения предпринимательству (РАОП), Московским педагогическим государственным университетом и Российской академией образования.

Автор последовательно описывает основные мероприятия двухдневной конференции и раскрывает тематику и сюжеты основных докладов, сделанных на ее научных секциях. На конференции обсуждались следующие ключевые вопросы: предпринимательское образование в высшем учебном заведении, предпринимательское образование в среднем профессиональном учебном заведении, предпринимательское образование в организациях общего образования, российские и международные образовательные программы обучения предпринимательству, экосистема предпринимательского образования, популяризация предпринимательства и предпринимательского образования.

Одинаково глубоко описать все происходящие на конференции мероприятия и события не представляется возможным, поэтому автор выбирает наиболее интересные доклады и события, которые имеют принципиальный характер и могут стать ключевыми для дальнейшего развития российской сферы обучения предпринимательству.

Ключевые слова: обучение предпринимательству, компетентностная модель предпринимателя, система профессионального образования, предпринимательское мышление, предпринимательская экосистема.

Введение

26-27 марта 2018 года на базе Московского педагогического государственного университета состоялась ежегодная международная научно-практическая конференция «Современное предпринимательское образование». Конференция проводилась под эгидой Национальной ассоциации обучения предпринимательству и Российской академии образования.

Мероприятие было подготовлено при поддержке Российского союза промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленной палаты РФ, «Опоры России», «Деловой России», Совета по профессиональным квалификациям финансового рынка, Департамента образования г.

Москвы, Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы, ГБУ «Малый бизнес Москвы», Центра предпринимательства, Школы технологического предпринимательства, ICSB, МФПУ «Синергия».

Участниками конференции стали преподаватели предпринимательских и смежных дисциплин высших и средних профессиональных учебных заведений, а также организаций общего образования; заведующие профильными кафедрами, деканы профильных факультетов высших и средних профессиональных учебных заведений; руководители организаций общего образования; руководители департаментов учебной и учебно-методической работы, административный персонал высших и средних

профессиональных учебных заведений; сотрудники региональных центров поддержки предпринимательства; бизнес-тренеры, менторы; исследователи предпринимательства; действующие предприниматели; представители органов государственной власти.

На конференции обсуждались следующие ключевые вопросы: предпринимательское образование в высшем учебном заведении, предпринимательское образование в среднем профессиональном учебном заведении, предпринимательское образование в организациях общего образования, российские и международные образовательные программы обучения предпринимательству, экосистема предпринимательского образования, популяризация предпринимательства и предпринимательского образования.

За 2 дня работы конференции было организовано и проведено 3 пленарных заседания, 7 модерируемых дискуссий, 2 панельные дискуссии, 2 круглых стола, 2 воркшо-па, 2 специализированных научных сессии, а также мастер-класс, обзор кейса, экскурсия и презентация книги.

Национальная ассоциация обучения предпринимательству является одним из учредителей и издателей журнала «Современная конкуренция». Первый и четвертый выпуск журнала в прошлом году, а также первый выпуск журнала в этом году были полностью составлены из лучших научных работ членов РАОП об обучении предпринимательству. Также ранее на страницах журнала «Современная конкуренция» уже публиковались обзоры конференций РАОП [Коваленко, 2015]. Из предыдущего опыта организации и освещения конференции стало очевидно, что одинаково глубоко описать все происходящие на конференции мероприятия и события не представляется возможным, поэтому выберем наиболее интересные доклады и события, которые имеют принципиальный характер и могут стать ключевыми для дальнейшего развития российской сферы обучения предпринимательству.

Ключевые события и интересные доклады

На сессии, посвященной открытию конференции, помимо торжественных поздравительных выступлений от представителей и руководителей Национальной ассоциации обучения предпринимательству, Российской академии образования, Московского педагогического государственного университета, было предложено три доклада.

Заместитель председателя Комитета по образованию и науке Государственной думы Российской Федерации VII созыва, президент Фонда «Национальные ресурсы образования» Л. Н. Духанина в своем докладе рассказала об основных направлениях развития обучения предпринимательству в школе.

Генеральный директор АККОРК, Член Совета директоров INQAHEE Э. Ю. Соболева рассказала собравшимся о международной практике оценки образовательных программ по предпринимательству.

Заместитель директора ГБУ «Малый бизнес Москвы», Р. И. Крюков представил центр услуг для малого бизнеса и три проекта, осуществляемые в ГБУ МБМ: стартап-школа МБМ, онлайн-академия и курсы английского языка к Чемпионату мира по футболу — 2018.

Заведующий Лабораторией стратегических и форсайтных исследований и разработок НГУЭУ С. А. Смирнов промодери-ровал дискуссию «Преобразования форм предпринимательского образования в эпоху цифровой экономики», на которой обсуждалось, как сфера обучения предпринимательства будет с необходимостью трансформирована в ответ на запросы бизнеса, диктуемые цифровой экономикой.

Академик Международной академии связи, преподаватель МФПУ «Синергия» Т. Д. Коломиец в своем сообщении описала влияние киберфизического уклада на обучение предпринимательству в условиях Университета 3.0. Она поставила вопросы

о том, как развитие цифровых технологий влияет на бизнес, как бизнес трансформируется в связи с развитием новых технологий, как изменяется рынок труда, какие новые требования к бизнесу при этом начинает предъявлять окружающая внешняя среда, как при этом должно поменяться обучение сегодняшних студентов — будущих специалистов.

На секции обсуждалось то, насколько описанные тренды можно отразить в новых профессиональных образовательных стандартах, насколько эти требования должны отражаться на подготовке преподавателей в указанной сфере.

Так, И. В. Зотова, канд. психол. наук, доцент кафедры теории менеджмента и бизнес-технологий РЭУ им. Г. В. Плеханова, в своем докладе описала влияние цифровой трансформации экономики на предпринимательские компетенции. Она отметила, что цифровые технологии не только оказывают огромное влияние на глобальную экономику, радикально меняют бизнес-модели, подходы к менеджменту, трансформируют отрасли и создают новые рынки; они также изменяют рынок труда, карту профессий, компетентностные модели предпринимателя, руководителя, менеджера.

С этим согласилась руководитель образовательной программы «Торговое дело» в УрФУ им. Б. Н. Ельцина, канд. экон. наук, Н. Ю. Никитина. Она указала на четыре проблемы развития предпринимательского образования в эпоху развития цифровых технологий:

1) отсутствует федеральный образовательный стандарт по предпринимательству;

2) отсутствует программа обучения будущих предпринимателей с учетом цифровых технологий;

3) очень немного предпринимателей, понимающих ценность применения цифровых технологий и использующих их в своей деятельности;

4) отсутствуют курсы повышения квалификации для ликвидации пробелов в циф-

ровых навыках, необходимых в современной экономике.

Директор АНО «Центр безопасности образования «Стратегия» (АНО «Стратегия»), канд. пед. наук, С. В. Савина посвятила свое выступление особенностям осуществления предпринимательской деятельности в некоммерческих организациях.

Научную дискуссию «Предпринимательские компетенции как результаты обучения» модерировал вице-президент «Опоры России», член Научного совета РАО по развитию предпринимательского образования Ю. С. Песоцкий. На этой сессии обсуждались подходы к проектированию и формированию предпринимательских компетенций у учащихся по программам предпринимательского обучения.

Преподаватель НИТУ «МИСиС» А. А. Чистова в своем докладе предложила концентрированный (ядерный) подход к проектированию компетентностной модели выпускника высшего предпринимательского образования, состоящий их двух этапов:

1. Формирование комплекса профессиональных компетенций предпринимателя, обеспечивающих готовность выпускника к реализации основных трудовых функций предпринимателя как бизнесмена-иннова-тора.

2. Формирование комплекса общекультурных компетенций предпринимателя, ядро которого составляет набор менеджерских компетенций (управление проектами).

Заведующий кафедрой коммерции и менеджмента ФГБОУ ВО «Нижневартовский государственный университет», докт. экон. наук, профессор И. А. Волкова в своем докладе рассказала о технологии проектного обучения при формировании навыков экологического предпринимательства у студентов. Она определила экологическое предпринимательство как научно-исследовательскую, кредитно-финансовую деятельность по производству товаров, выполнению работ и оказанию услуг, имеющую целевым назначением обеспечение

сохранения и восстановления окружающей среды и охрану природных ресурсов. И. А. Волкова предложила для запуска студенческих проектов в сфере экологического предпринимательства использовать спин-офф стратегию, указав на то, что спин-компании основываются на базе технологии или разработки, созданной материнской компанией с одной целью — внедрить объект научно-исследовательской деятельности на рынок.

Заместитель декана РАНХиГС, доцент Н. Б. Сафронова говорила о методическом обеспечении проектной работы для формирования предпринимательских компетенций социально-ответственного управления и социального предпринимательства в высшей школе. Она описала исследование, результатом которого стало определение набора индикаторов, позволяющих оценить формирование компетенции социально-ответственного управления в процессе обучения по направлению 38.03.02 «Менеджмент». Такими индикаторам стали:

• понимание содержания понятия «социальная ответственность»;

• способность учитывать аспекты корпоративной социальной ответственности при разработке и реализации управленческих решений в организации;

• понимание социально-значимых потребностей целевого сегмента;

• разработка решений выявленных проблем методами социального предпринимательства;

• оценка достижения поставленных целей со стороны компаний — заказчиков проектов корпоративной социальной ответственности.

Одновременно с этими дискуссиями проходил круглый стол «Обучение предпринимательству в системе общего образования: сложности и перспективы», модерируемый Л. Н. Духаниной, на котором было заслушано несколько интересных докладов.

Заведующая кафедрой экономической теории и менеджмента ФГБОУ ВО «МПГУ»,

докт. экон. наук, профессор, член Научного совета РАО по развитию предпринимательского образования, член Совета директоров РАОП Е. Д. Платонова рассказала о европейском опыте и перспективах развития предпринимательского образования в российских школах. Она заявила, что в практическом плане реализация концепции предпринимательского обучения предполагает внесение изменений в каждый элемент системы ФГОС общего образования (начального, основного, среднего). Необходимо инициировать включение в обновленные ФГОС общего образования предпринимательской компетенции. Так, например, предложено в учебном плане среднего общего образования выделить предметную область «Экономические и правовые основы предпринимательской деятельности», а также внести изменения в личностные характеристики выпускника (портрет выпускника школы) и включить следующую редакцию действующей формулировки: «мотивированный на творчество, инновационную и предпринимательскую деятельность». После доклада бурно обсуждались эти и многие другие предложения изменений ФГОС общего образования.

Заведующая кафедрой экономики и предпринимательства ФГБОУ ВО «РГЭУ (РИНХ)», канд. экон. наук, доцент О. В. Гри-щенко в своем докладе рассмотрела некоторые вопросы систематизации предпринимательского образования. Она раскрыла следующие направления реализации системного подхода в обучении предпринимательству:

• разработку базовых стандартов обучения по основам предпринимательства для системы общего образования;

• создание региональных инновационных площадок на базе вузов в области развития предпринимательского образования;

• введение внеурочного курса по основам предпринимательской деятельности;

• разработка учебных материалов для обучающихся и методических материалов

для учителей по основам предпринимательства;

• повышение квалификации учителей, обучающих основам предпринимательской деятельности;

• открытие в педагогических вузах профилей по подготовке учителей, владеющих современными методами преподавания предпринимательства.

Доцент кафедры венчурного менеджмента ВШЭ в Нижнем Новгороде, канд. экон. наук Н. Н. Бутрюмова рассказала об исследовании предпринимательских намерений и активности школьников Нижнего Новгорода.

Далее своим опытом реализации программ обучения предпринимательству делились представители школ, колледжей, организаций дополнительного образования и методологических организаций. Директор ГБПОУ «Финансовый колледж № 35» Е. А. Иванова изложила опыт взаимодействия школ и колледжей Москвы в развитии предпринимательского образования. Директор ГБПОУ «Техникум сервиса и туризма № 29» А. Н. Киселев пояснил, как на базе образовательной организации СПО можно развивать предпринимательское образование. Директор ГБОУП СПО «Технологический колледж № 34» А. В. Биржаков рассказал о механизмах формирования предпринимательских компетенций у учащихся колледжа. Старший методист ГБОУ «Городской методический центр» Департамента образования г. Москвы Н. С. Миронова представила проекты центра, способствующие обучению предпринимательству в условиях реализации ФГОС. Начальник отдела развития финансовой грамотности ГАОУ ДПО «ТемоЦентр» О. А. Милова рассказала о программе повышения финансовой грамотности населения Москвы и опыте обучения основам предпринимательства в рамках дополнительного образования. Директор ГБОУ «Школа № 1159» Л. Н. Дубо-вицкая в своем докладе подчеркнула необходимость воспитания финансово грамот-

ного поколения. Руководитель Центра социальных компетенций и управления ГБПОУ «Воробьевы горы» Л. А. Секретева также посвятила свой доклад программам дополнительного образования, ориентирующим подростков на предпринимательскую деятельность.

После завершения трех параллельных научных мероприятий все участники конференции объединились на пленарном заседании, подготовленном Национальной ассоциацией обучения предпринимательству совместно с Центром предпринимательства, на котором выступил признанный эксперт мирового уровня в области обучения предпринимательству, профессор Школы бизнеса Neeley Texan Christian University Рэй Смай-лор. Его мастер-класс «Новые тренды в обучении предпринимательству» был посвящен принципам и методам обучения предпринимательству, которые он использует в своей ежедневной работе педагога. Рэй Смайлор подчеркнул ключевое значение пяти принципов обучения предпринимательству:

1. Создание принципиально новой среды обучения (нетрадиционная программа, эмпирические упражнения, неоднозначные виды работы).

2. Внедрение предпринимательского подхода (готовность оказаться неправым, поощрение комбинирования концептуального коллажа, другое название «неудачи»).

3. Необходимость активного участия (заставляйте студентов высказываться, постоянно обеспечивайте обратную связь, делитесь полученным опытом).

4. Поощрение поведения типа «Да, и...» (активно слушайте, уважайте и развивайте идеи, избегайте слов «нет» и «но»).

5. Использование всех стилей обучения (чувствовать, наблюдать, думать, делать).

В фойе исторического здания Московского педагогического государственного университета, где проходила конференция, для всех участников была организована обзорная экскурсия по выставке «История российского предпринимательства в лицах».

После завершения экскурсии начались три параллельные научные сессии:

• презентация книги «Конкуренция в предпринимательстве»;

• панельная дискуссия «Международный опыт обучения предпринимательству в школах»;

• модерируемая дискуссия «Развитие образовательных и просветительских проектов, связанных с традиционными ценностями российского предпринимательства».

На первом из этих мероприятий член-корр. РАО, председатель Научного совета РАО по развитию предпринимательского образования РФ, президент Национальной ассоциации обучения предпринимательству, ректор Московского финансово-промышленного университета «Синергия» Ю. Б. Рубин провел презентацию своего нового учебника «Конкуренция в предпринимательстве» [Рубин, 2018], представляющего собой восьмое, переработанное и дополненное издание классического учебного пособия для бакалавров, обучающихся по направлениям «Экономика» и «Управление», магистров и аспирантов, изучающих предпринимательство и менеджмент. В книге рассматриваются виды, типы, методы, характер взаимодействия компаний в конкурентной среде, стили конкурентного поведения, конкурентные статусы, диспозиции и поля соперничества, способы взаимного влияния и сотрудничества конкурентов. В работе содержится описание стратегий участия в конкуренции, наступательных, оборонительных и иных моделей конкуренции, операций, комбинаций, тактических хитростей, маневров, действий по ситуации в процессе конкуренции за результаты и ресурсы. Важное место в учебнике отведено изучению стратегического, тактического и ситуационного менеджмента конкурентных действий. Отдельные главы этого учебника были опубликованы в журнале «Современная конкуренция» [Рубин, 2017; Рубин, 2016].

Одновременно проходила панельная дискуссия «Международный опыт обучения

предпринимательству в школах», на которой выступила исполнительный директор государственного школьного округа Майами-Дейд Лупе Диас. Госпожа Диас поделилась опытом преподавания предпринимательства в колледжах округа Майами-Дейд, штат Флорида, а также отметила, что согласно исследованиям самыми востребованными специальностями по междисциплинарной программе обучения — STEAM (Science, Technology, Engineering, Arts, Mathematics) являются: компьютерные и математические науки (48%), инженерное дело (30%), физические и биологические науки (13%) и менеджмент (9%). Далее учителя и школьники 9-10 классов из двух московских школ рассказали о совместном проекте со школьниками из Майами для стимулирования и развития обучения предпринимательству на уровне общего образования по программе STEAM, а также подчеркнули важную роль наставников из корпорации HPI в этом проекте.

Отдельная модерируемая дискуссия была посвящена вопросам и направлениям развития образовательных и просветительских проектов, связанных с традиционными ценностями российского предпринимательства.

Специальная научная секция осветила актуальное содержание, технологии и форматы обучения предпринимательству в системе СПО. Заместитель директора по научно-методической работе ГБПОУ «ЮжноУральский многопрофильный колледж», председатель Комитета по развитию образовательных программ и повышению квалификации преподавателей СПО в области предпринимательства Е. А. Серебренникова поделилась своими взглядами на предпринимательское образование в среднем профессиональном учебном заведении. Заместитель директора по учебно-производственной работе ГБОУ ПОО «Магнитогорский технологический колледж им. В. П. Омельченко» Е. В. Пушкарева рассказала, как использовать учебную фир-

му в качестве формы организации учебно-производственной деятельности для формирования предпринимательских компетенций студентов ПОО. Преподаватель Курганского технологического колледжа им. Н. Я. Анфиногенова Е. Э. Непоспехова описала пути формирования предпринимательских навыков в условиях реализации ФГОС СПО.

На модерируемой дискуссии «Формирование культуры здоровья у современного предпринимателя» член-корреспондент Российской академии образования, докт. пед. наук, профессор, член Научного совета РАО по развитию предпринимательского образования Ф. Ф. Харисов высказал свое мнение по поводу формирования культуры здорового образа жизни современного предпринимателя в образовательных организациях; канд. пед. наук, профессор Московского педагогического государственного университета Г. А. Кузьменко выделил личностный и корпоративный аспекты в формировании физической культуры современного предпринимателя; старший научный сотрудник отдела интегрированных программ профилактики ФГБУ «Государственный научно-исследовательский центр профилактической медицины», секретарь профильной комиссии Экспертного совета в сфере здравоохранения РФ по профилактической медицине Е. В. Усова подчеркнула важность укрепления здоровья на рабочем месте в контексте стратегии формирования здорового образа жизни предпринимателей России; заведующая отделением научных основ организации первичной медико-санитарной помощи ФГБУ «ЦНИИОИЗ» Минздрава России, канд. мед. наук, А. Ш. Сененко рассказала о подходах к обучению современного предпринимателя организации профилактической работы в трудовом коллективе.

На специальном воркшопе игротехник, преподаватель РГПУ им. А. И. Герцена, бизнес-тренер М. А. Черненок показал, как можно с помощью технологии Dragondreaming создать креативный бизнес-проект.

Также в рамках конференции прошел круглый стол «Технологическое предпринимательство: проблемы обучения и связь с индустрией», на котором освещен весь цикл обучения технологическому предпринимательству в вузах России. Были представлены самые последние курсы и программы по технологическому предпринимательству, рассмотрено, какими компетенциями должны обладать современные специалисты для работы в индустрии, а также обоснована необходимость защиты прав интеллектуальной собственности при научных разработках в вузах. Заместитель зав. кафедрой «Управление технологическими проектами» МФТИ А. Е. Баскакова рассказала о вовлечении потенциальных работодателей в формирование и реализацию образовательных программ. Руководитель проекта «Лаборатория карьеры» Н. А. Крюкова посвятила доклад компетенциям предпринимателя будущего. Руководитель лаборатории инновационного бизнеса и предпринимательства (innovationStudio) МГУ им. М. В. Ломоносова, член Совета директоров РАОП Г. Д. Лаптев описал дизайн-подход к обучению начинающих инновационных предпринимателей. Руководитель направления интеллектуальной собственности и трансфера технологий МГТУ им. Н. Э. Баумана В. В. Власова рассказала, как организовать технологический трансфер в современном университете. Руководитель рабочей группы по вовлечению обучающихся в предпринимательскую деятельность Экспертного совета по развитию гражданского образования и социализации обучающихся при Комитете Государственной Думы по образованию и науке А. Кри-цын описал направления развития технологического предпринимательства в системе образования.

На модерируемой дискуссии «Формирование и развитие образовательных программ по предпринимательству на уровне магистратуры» А. К. Клюевым — директором Института государственного управле-

ния и предпринимательства УрФУ, членом Совета директоров РАОП, членом Научного совета РАО по развитию предпринимательского образования, были поставлены следующие вопросы: в чем заключаются вызовы технологического и социально-экономического развития страны для университетов в области подготовки магистров по программам предпринимательского образования; каковы ключевые проблемы развития магистерских программ в области предпринимательства; нужна ли «стыковка» магистратуры по предпринимательству с программами МВА и профессиональной переподготовки? На этой секции зам. директора по образованию Института государственного управления и предпринимательства УрФУ, канд. экон. наук, доцент А. А. Яшин описал актуальное состояние и проблемы развития магистерских программ по предпринимательству. Преподаватель Уральского института ГПС МЧС России И. Д. Опарин рассказал о формировании предпринимательских компетенций, связанных с оценкой ущерба и управлением рисками.

На панельной дискуссии, посвященной международному и региональному опыту формирования предпринимательской среды, участники представляли свои проекты и исследования. Доцент кафедры предпринимательства и логистики РЭУ им. Г. В. Плеханова С. М. Максимова объяснила, как применялись предпринимательские компетенции при организации проекта социального предпринимательства в Ярославской области. Преподаватель кафедры предпринимательства и логистики РЭУ им. Г. В. Плеханова Ю. С. Сизова говорила о повышении предпринимательской культуры в технопарках и бизнес-инкубаторах Москвы и Московской области посредством формирования предпринимательских компетенций. Руководитель «ТехАудит» А. В. Коротков высказал свои взгляды на экосистему предпринимательского образования как объект государственной поддержки. Представители Казанского государственного технического уни-

верситета им. А. Н. Туполева А. А. Свирина и А. Ш. Заббарова рассказали о том, как выход на внешние рынки можно использовать в качестве элемента образования в сфере предпринимательства.

Руководитель Студии предпринимательства МФПУ «Синергия», руководитель Комитета по образовательным технологиям Национальной ассоциации обучения предпринимательства Е. В. Алексеева на специальной сессии провела обзор кейса, посвященного разработке идентификационного ядра обучения предпринимательству на программах высшего образования. В ходе сессии были представлены наработки в области формирования образовательных траекторий для студентов программ ВО по профилю «Предпринимательство».

Специальная секция была посвящена психологии личности предпринимателя, стратегиям и опыту предпринимательского обучения. Заведующая кафедрой консультационной психологии Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова, директор Центра корпоративного обучения и консультирования, профессор, докт. психол. наук Н. В. Клюева поделилась своим взглядом на психологию предпринимателя и стратегию предпринимательского образования. Доцент экономического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова, канд. психол. наук М. В. Красностатова рассказала о возможностях и ограничениях для преподавателя при организации командной работы студентов в учебных курсах по предпринимательству.

На воркшопе, посвященном концепции Edutainment в современном обучении предпринимательству, игротехник, преподаватель РГПУ им. А. И. Герцена С. М. Сычева показала, как использовать игровые технологии в обучении предпринимательству для повышения вовлеченности и осознанности студентов.

Отдельная модерируемая дискуссия была посвящена рассмотрению кейсов российской практики обучения предпринима-

тельству в университетах. Доцент кафедры трудового права и предпринимательства Тюменского государственного университета, канд. экон. наук А. В. Любаненко рассказала о системе обучения предпринимательским компетенциям в своем университете. Заведующий Лабораторией стратегических и форсайтных исследований и разработок НГУЭУ С. А. Смирнов поделился опытом формирования новой идентичности предпринимательского университета. Декан экономического факультета Волгоградского института бизнеса, канд. экон. наук О. Н. Изю-мова осветила практику обучения предпринимательству в школах, колледжах и вузах волгоградского региона. Заведующая кафедрой менеджмента РАНХиГС, канд. экон. наук О. Г. Кирсанова поделилась опытом профессиональной подготовки предпринимателей в условиях своего вуза. Профессор Университета менеджмента Алма-Аты Г. Ж. Таяуова представила исследование предпринимательского мышления у студентов своего предпринимательского вуза.

Заключение

В рамках конференции состоялось очередное заседание Научного совета Российской академии образования по развитию предпринимательского образования, в ходе которого прошло профессионально-общественное обсуждение проекта функциональной карты профессионального стандарта предпринимателя. Научный совет принял следующие решения:

1. Одобрить деятельность рабочей группы, связанную с разработкой и утверждением проекта функциональной карты профессионального стандарта «Предприниматель».

2. Учесть замечания в проект функциональной карты профессионального стандарта, данные участниками конференции.

3. Доработать и представить предложенный профессором Ю. Б. Рубиным проект функциональной карты профессионального стандарта «Предприниматель» на рас-

смотрение в Министерство труда РФ на его последующее утверждение.

4. Предложить Министерству образования и науки РФ рассмотреть вопрос о необходимости разработки на основе проекта профессионального стандарта «Предприниматель» проекта ФГОС 3++ «Предпринимательство».

В завершение конференции прошло награждение победителей конкурса «Лучшие выпускные квалификационные работы по предпринимательству», который ежегодно организует Национальная ассоциации обучения предпринимательству. Жюри конкурса подвело итоги конкурса и наградило победителей и лауреатов — авторов лучших квалификационных работ по трем номинациям: работы по СПО, по бакалавриату, по магистратуре. Имена победителей и лауреатов конкурса можно узнать на сайте Национальной ассоциации обучения предпринимательства.

Также на сайте РАОП можно ознакомиться с презентациями и тезисами докладов, сделанных на конференции1.

По итогам конференции следует сделать несколько важных выводов о современном состоянии российской системы обучения предпринимательству. Стало очевидно, что обучение предпринимательству в вузах и обучение предпринимательству в школах и колледжах до последнего времени развивались самостоятельно и независимо друг от друга ввиду разных систем нормативно-правового регулирования и образовательных стандартов. Теперь под эгидой Национальной ассоциации обучения предпринимательству представители разных уровней образовательной системы смогли встретиться и в обсуждении своих практических и методологических проблем, кейсов и практики реализации программ обучения понять, как много общего объединяет педагогов, обучающих предпринимательству

1 Официальный сайт РАОП. URL: 1Шр://шаее. ru/projects/sovremennoe-predprinimatelskoe-obrazovanie-2018/.

в России, какие они разные и какие есть способы и направления дальнейшего развития и легитимизации образовательных программ по предпринимательству.

Понимание предпринимательства как профессии приводит к выводу о принципиальной важности закрепления этой профессии в системе профессиональных и образовательных стандартов России. Все участники конференции осознали, что процесс стандартизации обучения предпринимательству должен пройти не только в высшей школе, но также в среднем и общем образовании — новая развивающаяся сфера обучения должна найти во ФГОС свое отражение. Причем такая стандартизация является не столько результатом естественного развития российской системы обучения предпринимательству, сколько практической необходимостью, диктуемой существующей системой нормативно-правового регулирования образовательных и трудовых отношений в России.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список литературы

1. Коваленко А. И. О ключевых задачах проектирования системы обучения предпринимательству: идеи и сюжеты III конференции РАОП // Современная конкуренция. 2015. Т. 9. № 6 (54). С. 63-80.

2. Рубин Ю. Б. Конкуренция в предпринимательстве. М.: Университет «Синергия», 2018. — 912 с.

3. Рубин Ю. Б. Конкуренция: влияние личностного начала лидеров компаний // Современная конкуренция. 2017. Т. 11. № 3 (63). С. 118-143.

4. Рубин Ю. Б. Конкурентный статус участников рынка // Современная конкуренция. 2016. Т. 10. № 1 (55). С. 108-143.

5. Электронный сборник тезисов докладов Ежегодной международной научно-практической конференции «Современное предпринимательское образование». М., 2018. — 98 с. URL: http://ruaee.ru/ projects/sovremennoe-predprinimatelskoe-obrazovanie-2018/#popup2.

References

1. Kovalenko A. The key design challenges for Russian entrepreneurship education system. Journal of Modern Competition, 2015, vol. 9, no. 6 (54), pp. 63-81 (in Russian, abstr. in English).

2. Rubin Yu. Competition: the Influence of Personality of the Companies Leaders. Journal of Modern Competition, 2017, vol. 11, no. 3 (63), pp. 118-143 (in Russia, abstr. in English).

3. Rubin Yu. Konkurentsiya vpredprinimatel'stve [Competition in Entrepreneurship]. Moscow, Synergy University, 2018, 912 p.

4. Rubin Yu. Competitive status of market participants. Journal of Modern Competition, 2016, vol. 10, no. 1 (55), pp. 108-143 (in Russian, abstr. in English).

5. Sbornik tezisov dokladov Ezhegodnoi mezhdunarod-noi nauchno-prakticheskoi konferentsii «Sovremennoe predprinimatel'skoe obrazovanie» [Annual international scientific and practical conference «Modern entrepreneurial education»]. Мoscow, 2018, 98 p. Available at: http://ru-aee.ru/projects/sovremennoe-predprinimatelskoe-obra-zovanie-2018/#popup2.

A. Kovalenko, Moscow University for Industry and Finance «Synergy», Russia, alkovalenko@synergy.ru

The current state of Russian entrepreneurship education

The article reveals the main topics discussed at the annual international conference «Modern Entrepreneurial Education», organized jointly by the National Association for Entrepreneurship Education (RUAEE) and the Russian Academy of Education.

The author consistently describes main activities of the two-day conference and reveals the themes and plots of main reports made at scientific sections. The conference discussed following key issues: entrepreneurial education in higher education, entrepreneurial education in secondary vocational education, Russian and international educational entrepreneurship programs, entrepreneurial education ecosystem, popularization of entrepreneurship and entrepreneurial education.

It is not possible to describe all events and sections at conference equally profoundly. Therefore, author chooses most interesting reports and events that are of a fundamental nature and can become key for further development of Russian sphere of entrepreneurship education.

Keywords: entrepreneurship education, competence model of the entrepreneur, the system of professional education, entrepreneurial mindset, entrepreneurial ecosystem.

About author: A. Kovalenko, PhD in Economy, Аssistant Professor

For citation: Kovalenko A. The current state of Russian entrepreneurship education. Journal of Modern Competition, 2018, vol. 12, no. 2 (68) - 3 (69), pp. 73-82 (in Russian, abstr. in English).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.