Потапова О. Н, канд. экон. наук, доцент кафедры теории и практики конкуренции, МФПУ «Синергия»,
Алексеева Е. В., ст. преподаватель кафедры теории и практики конкуренции, МФПУ «Синергия»,
Применение интерактивных методов обучения предпринимательству как средство повышения эффективности обучения
Понятие интерактивного обучения вошло в нашу жизнь сравнительно недавно, но уже получило широкое распространение среди современных образовательных технологий. «Интерактивные технологии» — это не просто процесс взаимодействия преподавателя и студента, это новый подход к организации учебного процесса, новые педагогические технологии погружения в изучение заданной проблематики.
Поскольку интерактивное обучение требует использования особых форм организации учебной деятельности, в практике преподавания и обучения студентов предпринимательского образования МФПУ «Синергия» поиск новых форм и методов обучения происходит постоянно. С практикой использования некоторых интерактивных мероприятий можно ознакомиться в данной статье.
Ключевые слова: предпринимательское образование, интерактивное обучение, Студия предпринимательства.
Введение
Интеграция отечественной высшей школы в мировое образовательное пространство приводит к постоянно меняющимся требованиям к подготовке специалистов, не только обладающих качественными профессиональными компетенциями, но и готовых к непрерывному личностному и профессиональному развитию, что может быть достигнуто только путем творческого подхода к организации учебного процесса, сочетания традиционных и современных методов обучения. Особое значение такой подход имеет в предпринимательском образовании. Он определяется университетами и колледжами как набор формализованного обучения, которое предназначено для информирования, тренировки и подготовки людей, заинтересованных в создании и развитии
бизнес-структур, привитие им специальных навыков, полезных для того, чтобы стать успешным предпринимателем [Рубин, Алексеева, Леднев и др., 2017].
Новые требования Федеральных образовательных стандартов, которые предусматривают широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий, обусловливают актуальность исследования возможностей использования интерактивных методов в обучении студентов направления «Предпринимательство», а также студентов других направлений, проявляющих интерес к предпринимательской проблематике.
Особенности интерактивного обучения
В образовании широкое распространение получили три формы взаимодействия
преподавателя и студентов — пассивная, активная и интерактивная, каждая из которых имеет свои особенности. При пассивном обучении студент выступает в роли объекта учебной деятельности: он должен освоить материал, который передается ему преподавателем на лекции, или получить знания из учебной литературы. Активный метод — это форма взаимодействия студентов и преподавателей в ходе занятия. При этом обучающиеся не являются пассивными слушателями, это — активные участники учебно-познавательного процесса, выполняющие творческие, поисковые, проблемные задания. Если пассивные методы предполагают авторитарный стиль взаимодействия, то активные методы отличает демократический стиль. Все участники образовательного процесса взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, решают проблемы совместно, моделируют ситуации, оценивают действия партнеров и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества.
В отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и друг с другом, т.е. акцент делается на активность студентов в процессе обучения. Место преподавателя на интерактивных занятиях сводится к модерированию деятельности студентов на достижение целей и задач изучаемой темы. Интерактивные методы рассматриваются как наиболее современная форма активных обучающих методов, предполагая отличную от привычной логику образовательного процесса: не от теории к практике, а от формирования нового опыта к его теоретическому осмыслению через применение. Кроме того, опыт и знания участников образовательного процесса служат источником их взаимообучения и взаимообогащения. Делясь своими знаниями и опытом деятельности, участники берут на себя часть обучающих функций
преподавателя, что повышает их мотивацию и способствует повышению эффективности учебного процесса.
Задачи преподавателя в интерактивной технологии направлены на то, чтобы способствовать процессу обмена информацией, выявлять многообразие точек зрения (в том числе посредством обращения к личному опыту студентов), поддерживать активность участников, поощрять их творчество и самостоятельность. На интерактивных мероприятиях происходит соединение теории и практики, облегчается восприятие, усвоение теоретического материала, растет взаимопонимание участников процесса обучения.
Таким образом, интерактивное обучение одновременно решает следующие задачи: учебно-познавательную, коммуникационно-развивающую, социально-ориентационную.
На практике используются разнообразные интерактивные формы и методики проведения учебных занятий, такие как: круглые столы, дискуссии, дебаты, мозговые штурмы (брейнсторм, мозговая атака), деловые и ролевые игры, case-study (анализ конкретных ситуаций, ситуационный анализ), мастер-классы, тренинги, интерактивные экскурсии, видеоконференции и др.
Вместе с тем преподавателям, работающим на предпринимательских программах, кроме использования уже существующих, не обойтись без разработки и применения новых интерактивных форм, содержание которых определяется целями занятия. Иными словами, преподаватели активно участвуют в постоянном совершенствовании учебного процесса.
Имплементация системы интерактивных мероприятий
Большое внимание авторы различных публикаций уделяют методам обучения, которые используются в ходе реализации программ предпринимательского обучения [Предпринимательское образование в России..., 2015, с. 80].
У студентов значительным спросом пользуется предпринимательское образование, которое проводится на основе сочетания различных методов, ориентированных на действия (action-oriented teaching). Конечно, эффективность используемых методов прежде всего зависит от «образовательного контекста», однако в любом случае «обучение путем действия» (learning by doing) является более эффективным для развития предпринимательских умений, чем традиционные методы, такие как лекции [A Global Perspective on Entrepreneurship..., 2019]
Предлагаемые студентам виды занятий являются инструментами обеспечения гарантий качества предпринимательского образования наряду с содержанием и уровнем самих образовательных программ, учебных курсов и учебников.
Помимо традиционных для бакалавриата видов занятий (лекций, теоретических семинаров, дипломных и курсовых работ) в обучении предпринимательству важны и иные виды занятий, способствующие усилению практической ориентации обучения, как например: ситуационные практикумы, мозговые штурмы, предпринимательские поединки, тренинги, решение имитационных задач по управлению бизнесом, построение дизайнов креативных решений, презентации, питчи, применяемые в настоящее время в неформальном обучении [Предпринимательское образование в России..., 2015, с. 136, 137].
На таких занятиях у студентов формируются профессиональные предпринимательские компетенции, развиваются предпринимательские способности, выявляются личностные качества и склонности будущих или уже действующих студентов-предпринимателей. Поэтому интерактивные мероприятия находят достойное место во многих учебных курсах.
Считаем, что одним из условий качественной реализации интерактивных мероприятий в рамках предпринимательской программы является наличие инфраструк-
туры обучения предпринимательству, которая в том числе включает в себя центры предпринимательства, коворкинг-центры, студенческие клубы предпринимательства, бизнес-инкубаторы, бизнес-акселераторы, центры прототипирования, центры коммерциализации и трансфера технологий, технопарки. Введение таких подразделений непосредственно в учебный процесс позволит существенно улучшить качество результатов обучения студентов и повысить его эффективность.
Включение интерактивных мероприятий в учебный процесс обучения предпринимательству в МФПУ «Синергия» обеспечивается в том числе посредством формирования новых структурных подразделений. Для создания и развития инфраструктуры обучения предпринимательству для студентов среднего и высшего образования, обучающихся на профиле «Предпринимательство», а также для вовлечения студентов других направлений и профилей в стартап-активности в 2018 г. в Университете была создана Студия предпринимательства. Все проводимые Студией интерактивные мероприятия встроены в учебный процесс и включены в расписание занятий.
Из практики использования интерактивных мероприятий в МФПУ «Синергия»
SYNERGYIIDEA — это марафон по генерации бизнес-идей, который проходит под лозунгом «Просто генерируй это!». Марафон объединяет всех студентов, которые обучаются по профилю «Предпринимательство» и позволяет им в течение 12 часов (а именно столько длится марафон) сгенерировать сотню идей, из которых предстоит выбрать только одну для своего стартапа. По итогам Марафона эксперты выбирают лучшие идеи, которые в дальнейшем смогут принять участие в программе развития бизнес-идей «Стартап-песочница».
В 2019 г. Студией предпринимательства запланировано проведение Стар-
тап-песочницы. В эту программу приглашаются студенты-победители предыдущего этапа, т.е. успешно прошедшие SYNERGYIIDEA. Цель программы — помочь студентам, у которых есть конкурентоспособная бизнес-идея (идея придумана ими на SYNERGY|IDEA) в прохождении всех этапов по реализации стартапа в течение 4 месяцев. Это своего рода инкубатор идей, где участники последовательно, с помощью и поддержкой трекера проходят путь от идеи до создания прототипа.
SYNERGY STARTAP WEEKED — это однодневное мероприятие, открытое для участия всем студентам университета. На уи-кенд могут прийти как студенты, у которых уже есть идея, так и те, кто хочет войти в состав команд и попробовать за один день сделать прототип идеи кого-то из участников. Участвующие в мероприятии эксперты дают обратную связь по каждому созданному проекту, а также консультируют участников в процессе всего мероприятия.
Основными этапами SYNERGY STARTAP WEEKED являются:
- презентация идеи (для участников, уже имеющих такую идею);
- формирование команды;
- определение целевой аудитории;
- формирование ценностного предложения;
- разработка бизнес-модели;
- наброски экономики стартапа и модели монетизации;
- формирование маркетинговой стратегии;
- создание прототипа.
Команды — победители приглашаются к участию в SYNERGYIБизнес-инкубатор.
SYNERGYIБизнес-инкубатор — это четырехмесячная программа, которая помогает командам, уже имеющим прототип, создать и развить свой собственный бизнес, зарегистрировать его и начать первые продажи. В самом начале программы за каждой командой закрепляются трекер и ментор на весь период нахождения команды в программе.
Участниками инкубатора могут стать:
- выпускники «Стартап-песочницы»,
- победители «SYNERGY STERTAP WEEKED»,
- команды, которые готовы оплатить свое участие в инкубаторе.
Track|Lab — это лаборатория по подготовке (обучению) трекеров. В данной программе принимают участие как студенты программы бакалавриата по профилю «Предпринимательство» (чтобы иметь возможность стать трекерами для студентов колледжа, обучающихся по направлению «Предпринимательство»), так и преподаватели ВУЗов с целью их дальнейшего участия качестве трекров «Стартап-песочницы» и бизнес-инкубатора.
В ходе обучения в лаборатории участники изучают методы и технологии трекинга, особенности трекинга стартап-проектов, а также анализируют трекинг-кейсы.
В текущем учебном году школу трекеров МФПУ прошли и в настоящее время проходят 34 студента — предпринимателя.
Планируется проведение мероприятия SYNERGY|DemoDay как итогового мероприятия в формате защиты проектов «Стартап-песочницы» и SYNERGYIБизнес-инкубатора, на которое приглашаются эксперты — инвесторы, готовые вложить деньги в студенческие стартапы.
Школа Менторов Синергия — это образовательная программа для действующих предпринимателей, которые хотят стать менторами для начинающих предпринимателей, чтобы передавать им свой опыт и знания в области создания, ведения, развития и прекращения предпринимательской деятельности.
SYNERGYIБизнес-клуб — это серия мастер-классов с успешными предпринимателями, представителями венчурных фондов, инвесторами, представителями организаций по поддержке и развитию предпринимательства.
Неподдельный интерес с активным обсуждением, дискуссиями, «неудобными» вопросами вызвали мастер-классы предпри-
нимателей разных сфер деятельности. Это: Дина Руссет — директор бизнес-инкубатора Университета Северная Калифорния, Ян Зя-рянь — директор Альфа-Лаборатории (корпоративного инкубатора) Альфа-банка, Ю. С. Песоцкий — вице-президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России».
SYNERGY — Challenge — кейс-чемпионат. Содержание чемпионата — это решение реальных предпринимательских кейсов. В нем принимают участия команды студентов Университета. В течение нескольких часов команды соревнуются в решении, а жюри экспертов выбирает лучшие из них. Чемпионат проходит под лозунгом «Брось вызов!».
Примеры кейсов, предложенных для разработки решения (апрель 2018 г.)
Вы придумали идею для стартапа — разработать мобильное приложение. Однако у Вас есть два ограничения, а именно: вы не умеете разрабатывать мобильные приложения и у Вас нет денег, чтобы нанять очень крутого специалиста. Предложите три возможных варианта решения этой проблемы.
Вы живете в обычном спальном районе, в обычном многоквартирном жилом доме. Однажды, выходя из дома, увидели, что одну из квартир первого этажа реконструировали в небольшое помещение с отдельным входом. Предложите перспективную идею для открытия собственного бизнеса в данной локации.
Вам предлагают приобрести франшизу для открытия собственного бизнеса в одном из небольших подмосковных городов. Открыть ли пиццерию с доставкой пиццы на дом, салон красоты экономичного класса или небольшой детский клуб. Обоснуйте свой выбор: какую из трех франшиз выгоднее купить при условии одинаковой стоимости франшиз.
Наступило лето. Прекрасная пора для отдыха. Неожиданно позвонила Ваша бабушка с радостным известием: урожай клубники в этом году — сумасшедший! Она пла-
нирует через неделю собрать 100 кг. Надо что-нибудь придумать, чтобы и урожай не пропал, и семья заработала на таком урожае. Предложить можно только одну идею (самую лучшую).
Невероятно! Вам достался удивительный артефакт, который лично Вам нужно преобразить в товар, который можно продать. Предложите свой вариант, который сможет поразить экспертов своей креативностью и иметь реальные шансы на рыночный успех.
Какая удача! Вы открыли детский клуб, и он стал приносить прибыль. Вы очень рады, однако как настоящий предприниматель не торопитесь тратить все заработанное, а хотите свой бизнес развивать. Предложите не менее пяти вариантов.
SYNERGY|Harvest — это «Рабочие выходные» — образовательные лекции по самым актуальным вопросам предпринимательской деятельности, методикам и технологиям ведения бизнеса, современных предпринимательских трендах.
Среди актуальных тем лекций, которые прослушали участники в прошлом году:
- «Продвижение в социальных сетях»;
- «Формирование воронки продаж»;
- «Эффективное использование конструкторов сайтов»;
- «Разработка мобильных приложений»;
- «Эффективное использование чат-ботов»;
- «Самостоятельное создание собственного бренда товара или услуги»;
«Интернет-магазин «с нуля»».
SYNERGY|HAK — это хакатон, в котором могут принять участие все студенты Университета, объединившись в небольшие команды по решению практических вопросов и проблем, предложенных партнерами-предпринимателями. Основная задача — это «хакнуть» (взломать), т.е. найти совместными усилиями решение выдвинутой проблемы.
SYNERGY StartUp FAIL Fest — это фестиваль правдивых (провальных) историй
о бизнесе. Это ежегодная встреча, на которой студенты Университета, а также действующие предприниматели могут поделиться историями своих провалов, так как очень часто именно неудачи и «падения» учат гораздо лучше, чем успехи.
Интересным и полезным оказался анализ провальных историй предпринимателей из числа студентов:
- «Пошив галстуков-бабочек, которые никому не нужны»;
- «Семейный цветочный бизнес — катастрофа с доставкой»;
- «Чехлы для телефонов с неудачным дизайном»;
- «Сайт щебенки и его продвижение — деньги на ветер!».
Заключение
Использование интерактивных мероприятий (интерактивных методов и технологий обучения) способствует повышению эффективности учебного процесса посредством усиления мотивации, оживления интереса студентов к обучению и приобретению ими необходимых предпринимательских компетенций, а также позволяет интенсифицировать процессы понимания, усвоения и творческого применения знаний на практике, раскрывая в полной мере потенциал молодежи к осуществлению предпринимательской деятельности.
Список литературы
1. Антони М. А. Интерактивные методы обучения как потенциал личностного развития студентов // Психология обучения. 2010. № 12. С. 53-63.
2. Капранова Е. А. Интерактивное обучение: концептуальные подходы // Вестник Полоцкого государственного университета. 2012. № 7. С. 11-14.
3. Коваленко А. И. О ключевых задачах проектирования российской системы обучения предпринимательству: идеи и сюжеты Шконференции РАОП // Современная конкуренция. 2015. № 6 (54).
4. Предпринимательское образование в России и за рубежом: история, содержание, стандарты, качество: монография / под общ. ред. Ю. Б. Рубина. М.: МФПУ «Синергия», 2015. С. 209-254.
5. Рубин Ю. Б. Возможности и перспективы обучения индивидуальному предпринимательству в организаци-
ях СПО // Среднее профессиональное образование в России. 2016. № 2.
6. Рубин Ю. Б. Образовательная программа по предпринимательству в бакалавриате и условия ее реализации // Высшее образование в России. 2016. № 2. С. 15-27.
7. Рубин Ю. Б. Формирование компетенций в сфере предпринимательства на образовательном пространстве бакалавриата // Высшее образование в России. 2016. № 1. С. 7-21.
8. Рубин Ю. Б., Алексеева Е. В., Леднев М. В. и др. Обучение предпринимательству: пути укоренения в вузовском сегменте российского образования // Современная конкуренция. 2017. № 1 (61). С. 30-56.
References
1. Antoni M. A. Interaktivnye metody obucheniya kak potencial lichnostnogo razvitiya studentov [Interactive methods of teaching as a potential of personal development of students]. Psihologiya obucheniya — Psychology of training, 2010, no. 12, pp. 53-63 (in Russian, abstr. in English).
2. Kapranova E. A. Interaktivnoe obuchenie: konceptual'nye podhody [Interactive training: conceptual approaches]. Vestnik Polockogo gosudarstvennogo universiteta — Bulletin of Polotsk state University, 2012, no. 7, pp. 11-14 (in Russian, abstr. in English).
3. Kovalenko A. I. [On the key tasks of designing the Russian system of training for entrepreneurs: ideas and subjects of the III Conference of RAOP] // Modern competition. 2015. № 6 (54) (in Russian, abstr. in English).
4. Predprinimatel'skoe obrazovanie v Rossii i za rubezhom: istoriya, soderzhanie, standarty, kachestvo: monografiya [Entrepreneurial education in Russia and abroad: history, content, standards, quality: monograph / ed. by Y. B. Rubin]. M.: MFPU «Synergy», 2015, pp. 209-254 (in Russian, abstr. in English).
5. Rubin Yu. B. Vozmozhnosti i perspektivy obucheniya individual'nomu predprinimatel'stvu v organizaci-yah SPO [Opportunities and prospects of teaching individual entrepreneurship in organizations SPO]. Srednee professional'noe obrazovanie v Rossii — Secondary professional education in Russia. 2016, no. 2 (in Russian, ab-str. in English).
6. Rubin Yu. B. Obrazovatel'naya programma po predprinimatel'stvu v bakalavriate i usloviya ee realizacii [Educational program on entrepreneurship within the undergraduate and the conditions of its realization]. Vysshee obrazovanie v Rossii — Higher education in Russia, 2016, no. 2, pp. 15-27 (in Russian, abstr. in English).
7. Rubin Yu. B. Formirovanie kompetencij v sfere predprinimatel'stva na obrazovatel'nom prostran-stve bakalavriata [Formation of competencies in the field of entrepreneurship in the educational space of bachelor]. Vysshee obrazovanie v Rossii — Higher education in Russia, 2016, no. 1, pp. 7-21 (in Russian, abstr. in English).
8. Rubin Yu. B., Alekseeva E. V., Lednev M. V., et al. Obuchenie predprinimatel'stvu: puti ukoreneniya v vu-zovs-kom segmente rossijskogo obrazovaniya [Entrepreneur-ship Training: the way of rooting in the higher education segment of the Russian education]. Sovremennaya konkurentciya — Modern competition, 2017, no. 1 (61), pp. 30-56.
O. N. Potapova, University «Synergy», [email protected] E. V. Alekseeva, University «Synergy», [email protected]
Application of interactive methods of teaching entrepreneurship as a means of increasing the effectiveness of training
The concept of interactive learning has entered our lives not so long ago, but has firmly taken its place among modern technologies, and the concept of «interactive technologies» has been filled with a new meaning. This is not just a process of interaction between the teacher and the student, but a new stage in the organization of the educational process, new pedagogical technologies that allow you to immerse yourself in the study of problems and feel an active participant in the educational process.
Interactive learning requires the use of special forms of organization of cognitive activity and sets very specific and predictable goals.
In the practice of teaching and training of students of entrepreneurial education MFPU «Synergy» the search for new forms and methods of training is ongoing. The article introduces the reader to some of these forms.
Keywords: entrepreneurship education, online training, Studio enterprise. About authors:
O. N. Potapova, PhD in Economics, associate Professor of the Department of theory and practice of competition;
E. V. Alekseeva, senior lecturer of the Department of theory and practice of competition For citation:
Potapova O. N., Alekseeva E. V. Application of interactive methods of teaching entrepreneurship as a means of increasing the effectiveness of training. Journal of Modern Competition, 2019, vol. 13, no. 1(73), pp. 17-23 (in Russian, abstr. in English).