Научная статья на тему 'Европейский опыт и перспективы развития предпринимательского образования в российских школах'

Европейский опыт и перспективы развития предпринимательского образования в российских школах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
317
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ENTREPRENEURSHIP / ФАКТОРЫ УСПЕШНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / FACTORS OF SUCCESS OF ENTREPRENEURIAL EDUCATION / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ENTREPRENEURIAL COMPETENCIES / ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / GENERAL EDUCATION / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ENTREPRENEURIAL EDUCATION / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS / МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВУ / META-SUBJECT APPROACH TO ENTREPRENEURIAL EDUCATION / ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ ОБУЧЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВУ / SUBJECT AREA OF ENTREPRENEURIAL EDUCATION / ДИДАКТИКО-МЕТОДИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВУ / DIDACTIC METHODOLOGICAL MODEL OF ENTREPRENEURIAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мусарский М.М., Платонова Е.Д., Игумнов О.Д.

В статье рассмотрены основные подходы к организации предпринимательского образования в европейских странах в современных условиях. На основе анализа базовых документов Евросоюза (ЕС) об организации предпринимательского образования описаны его стратегии и факторы успешности, выявлены различия в подходах к содержанию предпринимательского образования, а также в оценке его значения как фактора личностного развития обучающихся. С учетом европейского опыта в статье проанализированы отдельные положения действующих государственных федеральных образовательных стандартов общего образования с позиции перспектив развития предпринимательского образования в российских школах. Авторы обосновывают целесообразность мета-предметного подхода при обучении основам предпринимательства младших школьников. В основной школе предпринимательское образование в рамках действующего образовательного стандарта предполагает введение в качестве школьного компонента предмета «Основы предпринимательства», а также включение в предметную область «Технология» практико-ориентированных заданий и использование интерактивных форм обучения. В средней школе предлагается включение в образовательный стандарт особой предметной области «Экономические и правовые основы предпринимательской деятельности», направленной на завершение формирования предпринимательских компетенций у выпускника средней школы. Обосновывается дидактико-методическая модель обучения предпринимательству в общем образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

European experience and the prospects of the development of the entrepreneurial education at the Russian schools

The authors have discussed the main approaches to the entrepreneurial education organization in the European countries nowadays. Based on the study of the basic documents of the EU on the organization of entrepreneurial education, its strategies and success factors are described in article. The differences in the approaches to the content of entrepreneurial education and in the assessment of its value as factor of the personal development of the students are revealed by authors. The article analyzes the items of the current State federal educational standards of the general education from the point of the perspective of the development of the entrepreneurial education in Russian schools. The authors have proved the advisability of the meta-subject approach in teaching the basics of entrepreneurship for the junior schoolchildren. It is suggested that in the basic school the entrepreneurial education within the framework of the current educational standard has to be introduced by a subject of «Fundamental of Entrepreneurship» as the school component. The authors have proposed to use the practical-oriented tasks during the learning the subjects related to the subject area of «Technology» and also to use the interactive forms of training As well. At high school inclusion in the educational standard of the special subject area called «Economic and legal bases of the entrepreneurial activity» directed to completion of the creation of the entrepreneurial competences at the graduate of high school is offered.

Текст научной работы на тему «Европейский опыт и перспективы развития предпринимательского образования в российских школах»

Мусарский М. М., докт. экон. наук, профессор, директор Института социально-гуманитарного

образования ФГБОУ ВО «МПГУ», г. Москва, mm.musarskij@mpgu.edu

Платонова Е. Д., докт. экон. наук, профессор, зав. кафедрой экономической теории

и менеджмента ФГБОУ ВО «МПГУ», г. Москва, ed.piatonova@mpgu.edu

Игумнов О. А, канд. пед. наук, доцент кафедры экономической теории

и менеджмента ФГБОУ ВО «МПГУ», г. Москва, oa.igumnov@mpgu.edu

опыт и перспективы развития предпринимательского образования в российских школах

В статье рассмотрены основные подходы к организации предпринимательского образования в европейских странах в современных условиях. На основе анализа базовых документов Евросоюза (ЕС) об организации предпринимательского образования описаны его стратегии и факторы успешности, выявлены различия в подходах к содержанию предпринимательского образования, а также в оценке его значения как фактора личностного развития обучающихся.

С учетом европейского опыта в статье проанализированы отдельные положения действующих государственных федеральных образовательных стандартов общего образования с позиции перспектив развития предпринимательского образования в российских школах. Авторы обосновывают целесообразность мета-предметного подхода при обучении основам предпринимательства младших школьников. В основной школе предпринимательское образование в рамках действующего образовательного стандарта предполагает введение в качестве школьного компонента предмета «Основы предпринимательства», а также включение в предметную область «Технология» практико-ориентированных заданий и использование интерактивных форм обучения. В средней школе предлагается включение в образовательный стандарт особой предметной области — «Экономические и правовые основы предпринимательской деятельности», направленной на завершение формирования предпринимательских компетенций у выпускника средней школы. Обосновывается дидактико-методическая модель обучения предпринимательству в общем образовании.

Ключевые слова: предпринимательство, факторы успешности предпринимательского образования, предпринимательские компетенции, общее образование, предпринимательское образование, федеральные государственные образовательные стандарты, метапредметный подход к обучению предпринимательству, предметная область обучения предпринимательству, дидактико-методическая модель обучения предпринимательству.

Европейский

Введение

Одной из актуальных задач развития современного российского общества является переход к новым образовательным ориентирам и технологиям, реализующим инновационные подходы в образовании с учетом необходимости усиления его практической направленности.

Инновации связаны с цифровизацией экономики и образовательного пространства, новыми подходами к процессу обучения

подрастающего поколения, развитием социального партнерства, компетентностным и личностно-ориентированным подходами и актуализацией государственно-общественного управления в образовании. В этих условиях возрастает значимость предпринимательского образования и предпринимательской компетентности как одного из базовых компонентов современной личности.

В настоящее время отечественными и зарубежными исследователями установлена устойчивая зависимость между уровнем

предпринимательской активности и предпринимательским образованием [Савзиханова, 2015]. Вместе с тем в российской системе начального и среднего образования, по мнению экспертов, не уделяется должного внимания вопросам предпринимательства и создания новых фирм, у обучающихся недостаточно сформированы представления о принципах предпринимательской деятельности в условиях рыночной экономики [Глобальный мониторинг предпринимательства. Россия 2016/2017. Национальный отчет, 2016].

Международная практика демонстрирует проверенные временем технологии обучения предпринимательству, формирующие основы предпринимательской активности, предпринимательского образа мышления, стратегии организации собственного дела и управления им. В этой связи опыт европейских стран в организации обучения предпринимательству может быть полезен для России.

О европейском опыте организации предпринимательского образования

Стратегический подход к предпринимательскому образованию в Европе, прежде всего в Евросоюзе, предполагает большое количество практик, направленных на развитие предпринимательских компетенций (оценка рыночных возможностей, нетвор-кинг, разработка стратегии, оценка и снижение рисков). Все образовательные программы разработаны на основе интеграции практических элементов в учебную программу, а основной акцент делается на экспериментальном обучении и интерактивных формах обучения предпринимательству в школе.

Западные практики обучения предпринимательству основываются на Рекомендациях Европейского парламента и Еврокомис-сии «Ключевые компетенции непрерывного образования» (2006), которые определяют «чувство инициативы и предпринимательства» в качестве одной из восьми ключевых компетенций [Recommendation of the European Parliament, 2006].

Дальнейшую концептуализацию понятие предпринимательства как ключевой компетенции современного гражданина получило в докладе рабочей группы Еврокомиссии по предпринимательскому образованию, в котором обучение предпринимательству понимается как развитие навыков и умений, позволяющих превратить творческие идеи в предпринимательские действия. Это ключевая компетенция для всех обучающихся, поддерживающая личностное развитие, активную гражданскую позицию, социальную интеграцию и трудоустройство. Она актуальна в рамках всего процесса обучения на протяжении всей жизни, при изучении всех дисциплин и во всех формах обучения (формальных и неформальных), которые способствуют предпринимательскому духу (поведению) с коммерческими целями или без них [European Commission /EACEA/ Eurydice, 2016].

Общеевропейское понимание предпринимательства как ключевой компетенции характеризуется определенной двойственностью. Во-первых, развитие предпринимательских взглядов, навыков и знаний должно обеспечивать возможность превращения инновационных идей в систему конкретных и логичных действий. Во-вторых, предпринимательство связано не только с экономической деятельностью и созданием бизнеса, но и — в широком смысле — со всеми сферами жизни современного общества. Новаторские и творческие действия могут быть предприняты в рамках нового предприятия или в рамках существующих организаций, т. е. в качестве антрепренерства.

Исследования по вопросам образования в области предпринимательства отражают значительные различия в его практической реализации, что обусловлено прежде всего различиями в понимании и интерпретации содержания предпринимательского образования [Рубин, 2015; McCoshan A. еt al, 2010]. Другой причиной разных подходов к пониманию содержания предпринимательского образования является то, что само предпринимательство — это сфера, вмешательство

государства в которую ограничено. Это обстоятельство обусловило отсутствие официального толкования сущности предпринимательства и определенные трудности для заинтересованных сторон в достижении общего понимания процесса обучения предпринимательству учащихся разных возрастных групп.

Различия в определении содержания предпринимательского образования в различных европейских странах представляются чрезвычайно важным моментом, т. к. признание этой разности позволяет, таким образом, признать и различные подходы к его организации, роли и цели обучения предпринимательству.

Обзор научно-практических исследований по данной проблематике выявил, на взгляд авторов, два основных подхода [European Commission. Innovation Competitiveness Report, 2011]. Первый основан на базовом определении предпринимательского образования, что предполагает широкое понимание самого содержания предпринимательства, аналогичное определению в Рекомендациях Европарламента и Еврокомиссии по ключевым компетенциям. При этом особое внимание уделяется результатам обучения, связанным с занятостью, активной гражданской позицией и предпринимательскими навыками для жизни и работы обучающихся.

Второй подход является более узким и фокусируется на результатах обучения, непосредственно связанных с предпринимательской деятельностью, т. е. способности создать собственное дело и эффективно управлять им. Такой подход в большей степени присущ странам, опирающимся на национальное определение предпринимательского образования.

В Евросоюзе представлены страны, применяющие как базовое определение предпринимательского образования и ключевых компетенций, так и страны, использующие (в дополнение к базовому определению) в официальных документах национальное определение.

Анализ данных показывает, что примерно половина европейских стран использует определение Еврокомиссии, треть стран используют собственное национальное определение предпринимательского образования. При этом в десяти странах отсутствует общепринятое определение предпринимательского образования в национальном контексте. Вместе с тем большинство национальных определений содержания предпринимательского образования отражают элементы общеевропейского определения ключевых предпринимательских компетенций, но акцент делается на роли и цели предпринимательского образования в контексте национальной предпринимательской экосреды и национальной специфики.

Некоторые национальные определения характеризуются узким пониманием предпринимательского образования (Испания, Великобритания, Норвегия). Так, в Испании определение предпринимательского образования включает знания и навыки, связанные с карьерой и возможностями трудоустройства, а также содержит положения, относящиеся к финансовому образованию и общим принципам ведения бизнеса. Особое внимание уделяется развитию отношений, которые приводят к изменению менталитета и способствуют становлению у школьников предпринимательских взглядов, развитию способности мыслить творчески и управлять рисками в условиях неопределенности. Определение содержания предпринимательского образования, сформулированное в Северной Ирландии, относится к навыкам, которые позволяют людям вносить уникальный, инновационный и творческий вклад в мир труда, будь то в сфере занятости или самозанятости, в то время как в Норвегии оно показывает значение предпринимательства для всех областей трудовой деятельности и бизнеса.

Фламандское сообщество Бельгии понимает содержание предпринимательского образования исходя из того, что предпринимательство трактуется как добавленная стоимость для каждого человека в его (или ее)

повседневной жизни дома и в обществе, а в определении, применяемом на Мальте, «навыки для жизни» лишь упоминаются.

Австрийская «Трио-модель» обучения предпринимательству предполагает, что его конечной целью является создание устойчивого и динамичного гражданского общества.

В соответствии с финским определением, «качества, связанные с предпринимательством, поддерживают повседневную жизнь в образовании, на работе, в досуге и в другой общественной деятельности», в то время как в Швеции данные качества относятся к деятельности в социальном, культурном или экономическом контексте [European Commission /EACEA/ Eurydice, 2016, p. 22-23].

В Великобритании чаще используется термин «производственное обучение» [European Commission /EACEA/ Eurydice, 2016, p. 23], а не «образование в области предпринимательства». Производственное обучение включает в себя широкий спектр навыков и атрибутов, позволяющих в значительной степени развивать индивидуальную предприимчивость вместо участия в большем количестве бизнес-стартапов. Вместе с тем ключевыми элементами производственного обучения являются предпринимательские намерения и возможности. В регионе Уэльса используются термины «производственное обучение» и «предпринимательское образование». Последнее направлено на «предоставление молодым людям возможности быть позитивными, активными и успешными в подходе к жизни и работе» [European Commission /EACEA/ Eurydice, 2016. P. 21].

Анализ позволяет типологизировать основные стратегии предпринимательского образования в европейских странах следующим образом:

• конкретные стратегии, ориентированные исключительно на обучение предпринимательству, отражающие общую концепцию и приоритеты государства (образование, инновации и экономическое развитие) и интегрирующие меры по их реализации;

• стратегии интеграции целей обучения предпринимательству, интегрирующие образование, обучение, проблемы молодежи и стратегии непрерывного образования;

• стратегии предпринимательского образования, связанные с общими проблемами экономического развития, обучением предпринимательству, проблемами занятости и стратегией развития малого и среднего бизнеса.

Исследование позволило выделить следующие факторы успешности предпринимательского образования в европейских странах:

• во-первых, это работа на всех уровнях образования. Все исследования Европейской комиссии по образованию в области предпринимательства с 2006 г. подчеркивают важность охвата всех уровней образования. Исследование Х. Розендаля и др. подтверждает важность этого фактора и значительное влияние включения обучения предпринимательству с самого первого уровня образования, т. е. с начальной школы [Rosendahl Huber, 2014, p. 76-97];

• во-вторых, организация межведомственного взаимодействия. Межведомственный характер стратегии образования в области предпринимательства является фактором успеха, поскольку образование в области предпринимательства позволяет реализовы-вать цели в ряде областей политики, в частности в области инноваций и экономического развития. Для достижения этих целей эффективно привлечение широкого круга заинтересованных сторон из государственных органов;

• в-третьих, развитие партнерских отношений. Партнерские отношения и взаимодействие с заинтересованными сторонами рассматриваются в качестве предварительного условия реализации стратегии предпринимательского образования, поскольку оно нацелено на обеспечение связи с реальной жизнью, а также на приоритетность практического обучения;

• в-четвертых, мониторинг эффективности и влияния процесса. Политическое руководство ЕС подчеркивает важность оценки

прогресса в осуществлении стратегии и определения национальных показателей для образования в области предпринимательства [European Commission. Expert Group on Indicators on Entrepreneurial Learning and Competence, 2014]. Европейская группа экспертов по показателям качества образования в области предпринимательства вынесла ряд рекомендаций по мониторингу образования в области предпринимательства на национальном уровне, включая необходимость его четкой интеграции в систему образования и включения в конкретную стратегию или план действий [European Commission. Expert Group on Indicators on Entrepreneurial Learning and Competence].

В 2003 году европейскими экспертами была отмечена важность образования в области предпринимательства и опубликована Зеленая книга «Предпринимательство в Европе» [European Commission. Expert Group on Indicators on Entrepreneurial Learning and Competence]. На уровне ЕС это стало, по сути, первым исследованием, в котором установлена прочная взаимосвязь между образованием, развитием предпринимательской культуры и связанных с ней навыков. В этой связи страны — члены сообщества призвали «разработать национальные стратегии обучения предпринимательству с четкими целями, охватывающими все этапы образования». Подчеркивалось, что в разработке этих стратегий должны участвовать все соответствующие заинтересованные стороны (государственные и частные) для установления общих рамок, а также определения конкретных мер, которые необходимо принять.

Диапазон мер варьировался от включения вопросов предпринимательства в национальные учебные программы до оказания поддержки школам и учителям в области предпринимательского образования. Общая цель — в «обеспечении того, чтобы молодые люди могли [систематически] приобретать предпринимательские компетенции на всех этапах системы образования» [European Commission, 2006].

Ключевые политические документы в ЕС, определяющие развитие стратегии образования в области предпринимательства, приведены в табл.1.

Анализ европейского опыта позволяет констатировать, что в европейских странах сложилось четкое представление о предпринимательском образовании как о сфере, в которой формируются ключевые компетенции, определяющие профессиональные и личностные траектории развития гражданина в современном обществе.

Основной акцент в реализации целей предпринимательского образования делается на практическом обучении в интерактивных формах, позволяющих превратить знания в действия, т. е. на деятельностно-компетентностном подходе. При этом предпринимательское образование рассматривается как фактор формирования активной гражданской позиции и средство социальной интеграции молодых людей.

Многообразие форм реализации предпринимательского образования обусловлено различными подходами к интерпретации его сущности и целям-результатам: понимание предпринимательства в широком смысле как гражданской позиции, во-первых, и понимание предпринимательства в узком смысле как способности организовать собственное дело и управлять им, во-вторых. Однако первый подход выступает доминирующим в странах ЕС.

Различие в подходах к роли и цели предпринимательского образования детерминирует и различие стратегий предпринимательского образования: от ориентации исключительно на обучение предпринимательству до его понимания как фактора личностного развития, а в более широком контексте — экономического развития ЕС.

Опыт европейских стран представляет перспективный интерес для его реализации в России и формирования стройной национальной системы предпринимательского образования, охватывающей как общее, так и профессиональное образование.

Таблица 1. Ключевые европейские политические документы, влияющие на развитие стратегии образования в области предпринимательства Table 1. Key European policy documents influencing the development of the strategy of education in the field of entrepreneurship

Год Вехи европейской политики в области предпринимательского образования Характеристика

2003 Зеленая книга «Предпринимательство в Европе» Первый план действий по развитию предпринимательства в Европе, включающий образование в качестве ключевого фактора прогресса

2006 Программа развития предпринимательского образования в Европе («повестка дня Осло») Предложения по поддержанию прогресса в области предпринимательского образования посредством систематических и эффективных действий на уровне ЕС, национальном, региональном и институциональном уровнях

Рекомендации Европейского парламента и Европейской комиссии по ключевым компетенциям непрерывного образования Определение «чувства инициативы и предпринимательства» в качестве одной из восьми ключевых компетенций

2010 Повышение согласованности образования в области предпринимательства Исследование системных стратегий в предпринимательском образовании, включая презентацию «прогрессивной модели»

2012 План действий «Предпринимательство — 2020» Определение предпринимательского образования в качестве одного из трех столпов поддержки роста предпринимательства в Европе

Обучение предпринимательству в школе Европы Исследование Eurydice, анализирующее интеграцию предпринимательского образования в политику и практику обязательного образования в Европе

2014 Заключительный доклад тематической рабочей группы по образованию в области предпринимательства Политическое руководство для национальных и региональных администраций в целях разработки более эффективной стратегии и практики обучения предпринимательству

Выводы Европейского совета по вопросам предпринимательства в сфере образования и профессиональной подготовки Призыв к Европейской комиссии и государствам-членам поощрять и внедрять предпринимательское образование в системы образования и профессиональной подготовки

2015 Обучение предпринимательству: путь к успеху Сбор данных о воздействии стратегий и мер в области образования в области предпринимательства

Резолюция Европейского парламента о содействии молодежному предпринимательству посредством образования и обучения Призыв к Европейской комиссии поддерживать развитие предпринимательских навыков с помощью своих программ, а также к государствам-членам использовать имеющиеся финансовые средства, такие как структурные фонды ЕС, для содействия развитию предпринимательских навыков

Российская общеобразовательная школа как достаточно консервативный институт передачи опыта и знаний от поколения к поколению остро нуждается в практико-ориен-тированных образовательных программах, среди которых на первый план выходит обучение предпринимательству. Современному выпускнику школы требуется добротная

предпринимательская подготовка, сформированные навыки проектной деятельности, оперативной корректировки планов, прогнозирования последствий собственной экономической деятельности, а также деятельности других акторов рынка. Предпринимательская активность — это основа инновационной деятельности и инновационного

развития современного общества [Платонова, 2011]. Обучение всех учащихся общеобразовательных школ предпринимательству выступает актуальной задачей государственного масштаба.

Результаты анализа ФГОС общего образования с позиции перспектив развития предпринимательского образования в российских школах

В настоящее время проблематика предпринимательского образования получила широкое освещение применительно к высшей школе [Рубин, 2015; Рубин, 2017]. Однако европейский опыт указывает на необходимость более раннего обучения предпринимательству и формирования предпринимательской компетенции в общей школе.

Целевую направленность предпринимательского образования в общей школе, реализующей программы начального, общего и среднего образования, как представляется авторам, следует рассматривать прежде всего как формирование предпринимательского отношения к творческому и созидательному труду в широком смысле, вне зависимости от того, какую роль придется выполнять обучающемуся во взрослой жизни — предпринимателя, менеджера или наемного работника.

Обучение основам предпринимательства, как и школьное экономическое образование в целом, представляет собой не просто процесс получения и усвоения некоторого объема знаний и формирования специфических компетенций. Оно — одно из важнейших средств усвоения подрастающим поколением нравственных ценностей, формирования российской гражданской идентичности обучающихся, а также инструмент самоидентификации посредством личностно и общественно значимой деятельности, социального и гражданского становления [Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, 2014].

В школьном курсе обучения основам предпринимательства учащихся младших

классов целесообразен метапредметный подход, предполагающий включение в изучаемые предметы (Литературное чтение, Окружающий мир, Основы светской этики, Искусство) совокупности вопросов, в раскрытии которых найдут отражение история предпринимательства в России, национальные традиции благотворительности и гражданственности отечественных предпринимателей, их служения интересам общества и государства [Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, 2014].

При обучении основам предпринимательства учащимся основной и средней школы необходимо не только показывать нравственные основы социально ответственного поведения отечественных промышленников, финансистов и купечества в прошлом, но и приводить примеры деятельности современных российских бизнесменов, следующих традициям российского предпринимательства. Необходимо, чтобы в процессе овладения основами предпринимательства обучающиеся осознанно усвоили главный принцип истинного отечественного предпринимателя: приоритет служения Отечеству, процветанию и благополучию сограждан над стяжательством и корыстолюбием.

В этой связи представляется необходимым уточнение подхода к интерпретации самой дефиниции «предпринимательство», что позволит более результативно реализовать цель предпринимательского образования — формирование качественно нового, социально ответственного и нравственного бизнеса.

Безусловно, прибыль в предпринимательской деятельности — важнейший показатель эффективного ведения бизнеса, признак его рациональной организации, показатель его устойчивости и гарантия процветания. Однако для обучающихся очень важно с самого начала сформировать корректное целеполагание предпринимательства как деятельности, направленной на удовлетворение потребностей людей и общества в целом за счет создания товаров и услуг,

имеющей целесообразный и главным образом инновационный характер.

Такое определение целей и сущности предпринимательской деятельности в сочетании с историческим аспектом отечественного предпринимательства и примерами современного социально ответственного бизнеса имеет огромное воспитательное значение и формирует ценностно-нравственные ориентиры обучающихся по образовательной программе основного общего образования.

В рамках метапредметного подхода в основной школе возможно углубленное изучение основ предпринимательской деятельности в рамках предметной области «Общественно-научные предметы» как базовых предметов обязательной части (История России, Обществознание, География, Основы духовно-нравственной культуры народов России).

Целостность предпринимательских знаний и умений может быть достигнута за счет той части образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений, в которой реализовано право образовательных организаций на включение предметов по выбору. К таким предметам возможно отнести предмет «Основы предпринимательства» для обучающихся в 8-9 классах образовательных организаций основного общего образования. В интерактивных формах преподавания Основ предпринимательства заложены широкие возможности в формировании предпринимательской компетенции обучающихся, включающей открытие и развитие бизнеса, выход из бизнеса, ведение конкурентных действий, защиту бизнеса [Рубин, 2017].

Развитие России в условиях рыночной экономики, технологизация всех процессов жизни человека невозможны без осознания объективных законов экономики, умения экономически грамотно мыслить и действовать. Перспективы развития нашей страны, как и большей части человечества, связаны с развитием предпринимательства как наиболее перспективной формы социальной активности. Подготовка обучающихся к жиз-

ни в сложном информационно-технологическом и цифровом мире определяет насущную потребность общества, его социальный заказ системе общего образования.

Безусловно, важной становится проблема обучения основам преобразования материального мира в условиях социально ориентированной рыночной экономики. Спрос на знания, прежде всего практические, постоянно растет. В этой связи в школах, которые не включили в учебный план предмет «Основы предпринимательства», возможен другой вариант — преподавание ряда общественно-научных базовых предметов со встроенным модулем «Предпринимательское образование».

Существенными возможностями для предпринимательского образования и инновационного воспитания обучающихся обладает предметная область «Технология», которая закреплена в качестве обязательной федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) начального и основного общего образования.

Предпринимательство как особый вид экономической деятельности основано на инициативе, ответственности и инновационной активности личности. С развитием информационных и материальных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, формирование практических навыков, развитие способностей обучающихся и их подготовка к самостоятельной трудовой жизни становятся неотъемлемой частью процессов технологического образования.

Анализ ФГОС основного общего образования позволяет говорить о том, что предметная область «Технология» направлена на развитие инновационной творческой деятельности обучающихся и совершенствование умений проектной деятельности. Иными словами, стандарт имплицитно предполагает «предпринимательскую составляющую», образующую важную содержательную линию, требующую детальной научно-педагогической разработки [Стулов, 2005].

Однако данная проблемная область не будет в полной мере переориентирована на решение задач предпринимательского образования, если не дополнить личностную характеристику портрета выпускника основной школы, которая содержится во ФГОС основного общего образования. Считаем целесообразным внесение изменений в последний абзац п. 6 раздела I ФГОС («портрет выпускника основной школы»), сформулировав одну из личностных черт выпускника основной школы следующим образом: «Ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной и предпринимательской деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы».

Проведенный авторами анализ показывает, что в практике среднего общего образования имеет место изучение отдельных аспектов правовых и экономических проблем в предметной области «Общественные науки», включающей учебные предметы «Экономика» и «Право». В требованиях к предметным результатам освоения базового курса «Экономика», содержащихся в ФГОС среднего общего образования (ФГОС СОО, 2014), содержится указание на такой результат, как «способность к личностному самоопределению и самореализации в экономической деятельности, в том числе в области предпринимательства» (выделено авторами) [ФГОС СОО, 2014]. Однако в личностных характеристиках выпускника («портрет выпускника школы») ФГОС СОО не зафиксирована важность мотивации к предпринимательской деятельности. В этой связи представляется оправданным внесение изменений в эту часть ФГОС СОО путем включения следующей редакции действующей формулировки: «Мотивированный на творчество, инновационную и предпринимательскую деятельность».

В школьном курсе «Экономика» реальная предпринимательская деятельность чаще всего рассматривается вне связи с практической составляющей. Кроме того, не определен комплекс соответствующих понятий, не-

достаточно освещены специальные разделы, обеспечивающие целостное освоение школьниками предпринимательской грамотности.

Используемые формы и методы предпринимательской подготовки не позволяют включить обучающихся после завершения среднего общего образования в самостоятельную практическую деятельность и не способствуют их активному вхождению в активную стадию созидающей деятельности общества с инновационной экономикой. Все это определяет содержание противоречия между необходимостью обучения старших школьников предпринимательству и недостаточным уровнем научно-методического обеспечения данной проблемы в системе общего образования.

На современном этапе развития государство уделяет особое внимание развитию малого бизнеса и индивидуального предпринимательства. Это позволяет организовать дополнительные рабочие места, способствует созданию инновационных предприятий в сфере промышленности и науки, а также формирует благоприятные условия для раскрытия возможностей каждого гражданина.

В этой связи очень важно, с одной стороны, предоставить возможность максимального развития обучающимся, которые хотят заниматься предпринимательством в будущем, а с другой — сформировать у них общие предпринимательские навыки, которые будут востребованы в любой сфере деятельности.

Среднее общее образование должно логически завершить процесс формирования предпринимательских компетенций выпускника школы, среди которых особую ценность представляют самостоятельность, инициативность, коммуникабельность, умение принимать решения в условиях неопределенности среды, действовать в команде, работать с большими массивами информации, идти на обоснованный риск, способность нести личную и групповую ответственность, а также стремление к повышению уровня образования и самообразования [Харджиева, 2009].

Помимо сформированной предпринимательской компетентности от личности выпускника школы требуются такие качества, как культура и дисциплина труда, определяющие трудовую этику. Таким образом, системные знания наряду с правовыми и этическими, а также навыки совместной деятельности формируют фундамент современного предпринимательского образования выпускников средней школы.

Включение в образовательный процесс средней школы практико-ориентированно-го курса по основам предпринимательства с предоставлением возможности школьникам выявить предпринимательские способности, эффективно использовать свой творческий и предпринимательский потенциал, получить опыт социального взаимодействия со структурами малого и среднего бизнеса поможет обучающимся в их профессиональном самоопределении, позволит повысить эффективность школьного экономического образования и будет способствовать формированию экономического мышления и экономической культуры у старшеклассников как интегральных показателей эффективности решения всего комплекса задач предпринимательского образования.

Обучение предпринимательству в рамках освоения образовательной программы среднего общего образования должно, по мнению авторов, опираться на следующие принципы:

• учет специфики современных экономических процессов, условий осуществления предпринимательской деятельности, прогноза развития страны и социального заказа общества;

• критериями оценки обучения школьников предпринимательству выступают свойства и качества личности обучающихся, обеспечивающие успешность его последующей социальной адаптации в современных экономических условиях;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• формирование педагогических условий обучения предпринимательству:

■ включение школьников в целеполага-ние и планирование совместной и индивидуальной образовательной деятельности;

■ использование различных форм организации творческой и проектной деятельности, стимулирующих самостоятельную деятельность и активность учащихся;

■ создание условий для взаимодействия учащихся с субъектами реальной экономической среды;

■ создание психологически комфортной образовательной среды в процессе учебной деятельности;

■ обеспеченность образовательного процесса современным и удобным учебно-методическим комплексом, включающим в себя методические пособия, рабочие тетради, а также средства организации интерактивных форм обучения;

• организация взаимодействия с предприятиями и финансовыми организациями, потребительским и финансовым рынками для получения обучающимися продуктивных знаний и формирования соответствующих компетенций;

• привлечение ведущих специалистов бизнес-сообщества в образовательный процесс для обеспечения открытости образования, активное развитие социального партнерства бизнес-структур и образовательных организаций.

Предметная область «Экономические и правовые основы предпринимательской деятельности» должна найти отражение в учебном плане среднего общего образования после изучения курса «Экономика». Как показывает современная практика, на третьей ступени школьного образования в большей степени изучаются теоретические вопросы микро- и макроэкономики. Существующая система создает основу экономического мышления, но мало ориентирована на развитие творческого потенциала, инициативности и других социальных навыков, которые позволили бы выпускникам прогнозировать свою предпринимательскую активность в будущем.

Изменения в экономической жизни страны, современном законодательстве, возросший уровень подготовки обучающихся, определяемый уровнем развития информационных технологий, обусловливают необходимость изменения в подходах к содержанию предметной области «Экономические и правовые основы предпринимательской деятельности» и практике предпринимательского образования.

В соответствии с мировыми тенденциями подготовка старшеклассников к предпринимательской деятельности является одним из актуальных направлений современного образования, что отражено в Национальной доктрине образования в Российской Федерации, Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 гг. и Концепции модернизации российского образования: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны» [О Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 гг.].

На решение этой задачи направлено предпринимательское образование, включающее овладение знаниями об организации собственного дела и специальными навыками, а также развитие качеств личности, необходимых для осуществления предпринимательской деятельности.

Деятельностно-практический характер предпринимательской деятельности обусловил необходимость практико-ориентирован-ного подхода в обучении предпринимательству в средней школе. Особенностью такого обучения является акцент на формировании практических умений, навыков и качеств личности, а также способности применять полученные знания на практике.

Профильная подготовка старших школьников предоставляет большие возможностей и позволяет обучающимся старших классов выбирать направление обучения с учетом индивидуальных интересов и способностей, создает условия для профессиональной ориентации будущих выпускников и осознанного выбора индивидуальной образовательной траектории.

Подготовка старшеклассников к предпринимательской деятельности в условиях профильного обучения должна быть направлена:

• на формирование положительной мотивации к изучению предпринимательских дисциплин и участию в предпринимательской деятельности;

• приобретение обучающимися знаний основ предпринимательской деятельности;

• формирование предпринимательских умений и навыков;

• развитие качеств личности, необходимых для осуществления предпринимательской деятельности (инициативности, предприимчивости, уверенности в себе, самостоятельности и др.).

Достижение указанных целей предполагает включение в содержание подготовки к предпринимательской деятельности моти-вационного, когнитивного, деятельностного и личностного компонентов.

Средняя школа как один из важнейших социальных институтов должна оказывать помощь обучающимся в адаптации к новым экономическим отношениям за счет создания условий для личностного роста, способствовать в получении знаний и умений для грамотного и осознанного выбора профиля обучения с учетом дальнейшего профессионального развития [Сизова М., 2009. С. 44].

В Рекомендациях Парламента и Совета Европы от 18.12.2006 «О ключевых компетенциях обучения в течение жизни» к ключевым компетенциям, наряду с общением на родном и иностранных языках, математической и компьютерной грамотностью, базовыми компетенциями в науке и технологии,

освоением навыков обучения, социальными и гражданскими компетенциями, а также осведомленностью и способностью выражать себя в культурной сфере, отнесены также чувство новаторства и предпринимательства.

Заключение

Европейский опыт показывает, что предоставление школьникам возможности развить соответствующие компетенции в области предпринимательства является важнейшей задачей предпринимательского образования.

В рамках методического подхода к пра-ктико-ориентированному обучению основам предпринимательства в российских школах можно предложить дидактико-методическую модель, основанную на принципах:

• системного и деятельностно-компетент-ностного подходов;

• открытости и доступности для всех категорий обучающихся;

• нравственно-экономического подхода (социальная ответственность, этика, экологические проблемы, ресурсы для будущего, примеры из истории и современности, российский и зарубежный опыт);

• модульности структуры:

■ базовые дидактические и методические модули (обязательное ядро знаний);

■ модули, адаптированные к условиям школы (дополнительный компонент);

■ многовариантность реализации с учетом ресурсов образовательной организации.

Важной формой работы со школьниками по основам предпринимательства, реализующей деятельностно-компетентност-ную модель обучения, является проектная деятельность с выходом на реальные конкурентоспособные проекты и представление их на конкурсах и выставках. Экспериментальная работа по практико-ориентирован-ному обучению школьников основам предпринимательства привлекает к себе наиболее активных и заинтересованных педагогов и обучающихся.

Анализ российских ФГОС общего образования с позиции ближайших перспектив развития предпринимательского образования в школе позволяет сделать вывод о том, что включение комплекса дисциплин, связанных с обучением предпринимательству, введение элективных курсов, организация проектной и творческой деятельности, ролевых проектов и применение других интерактивных форм обучения предпринимательству, не только решает конкретные образовательные задачи, но и направлено на развитие предпринимательской и социальной активности будущих граждан. Вместе с тем комплексный подход к предпринимательскому образованию настоятельно требует внесения изменений в действующие ФГОС общего образования, направленные на создание целостной системы обучения предпринимательству российских школьников.

Список литературы

1. Национальный отчет «Глобальный мониторинг предпринимательства. Россия 2016/2017». URL: gem_ russia_2016-2017.pdf

2. Постановление Правительства РФ от 23 мая 2015 г. № 497 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 гг.».

3. Платонова Е. Д. Предпринимательская активность в системе категорий теории предпринимательства // Актуальные вопросы экономических наук: сборник материалов Международной научно-практической конференции: в 2 ч. Часть 1. Под общ. ред. Ж. А. Мингалевой, С. С. Чернова. Новосибирск: Издательство НГТУ, 2011. С. 102-106.

4. Рубин Ю. Б. Предпринимательское образование в России и за рубежом: история, содержание, стандарты, качество: монография / под общей редакцией Ю. Б. Рубина. М.: Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2015. — 416 с.

5. Рубин Ю. Б. Высшее предпринимательское образование в России: диагностика и проблемы // Высшее образование в России. 2015. № 11. С. 5-17.

6. Рубин Ю. Б., Алексеева Е. В., Леднев М. В., Можжу-хин Д. П. Обучение предпринимательству: пути укоренения в вузовском сегменте российского образования // Современная конкуренция. 2017. Т. 11. № 1.

7. Рубин Ю. Б., Леднев М. В., Можжухин Д. П. Матрица компетенций как инструмент обучения предпринимательству в бакалавриате // Высшее образование в России. 2017. № 6.

8. Седов В., Широкова Г. Как в России учат предпринимателей. URL: https://www.e-xecutive.ru/education/ mbarus/1918317-kak-v-rossii-uchat-predprinimatelei.

9. Стулов Р. С. Обучение основам предпринимательства в процессе технологической подготовки школьников: автореф. ... канд. пед. наук: Шуя, 2005. —18 с.

10. Харджиева С. В. Преподавание основ предпринимательства в гимназии// Экономика в школе. 2009. № 3/4 (49/50). С. 25-33.

11. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645). URL: https://минобрнауки.рф/документы/543.

12. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643. URL: httpsV/минобрнауки. рф/ документы/543.

13. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (в ред. приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644). URL: httpsV/минобрнауки. рф/документы/543.

14. European Commission. Green Paper Entrepreneurship in Europe. COM (2003) 27. URL: http://ec.europa.eu/ oslo_ agenda_final_en.pdf.

15. European Commission, 2006. The Oslo Agenda for Entrepreneurship Education in Europe. 2006. URL: http:// oslo_agenda_final_en.pdf.

16. European Commission. Expert Group on Indicators on Entrepreneurial Learning and Competence: Final Report. 2014. URL: http://ec.europa.eu/education/library/ reports/2014/entrepreneurial-expert-report_en.pdf.

17. European Commission. Innovation Competitiveness Report 2011. URL: Режим доступа: http://ec.europa.eu/re search/ innovation-union/index_en.cfm?pg=home&section=comp etitiveness-report&year=2011. P. 44.

18. European Commission/EACEA/Eurydice. Entrepreneurship Education at School in Europe. Eurydice Report. Luxembourg: Publications Office of the European Union. 2016.

19. McCoshan A. et al. Towards Greater Cooperation and Coherence in Entrepreneurship Education. Report and Evaluation of the Pilot Action High Level Reflection Panels on Entrepreneurship Education initiated by DG Enterprise and Industry and DG Education and Culture. 2010. URL: http://ec.europa.eu/enterprise/policies/s me/promoting-entrepreneurship/education-training-entrepreneurship/ reflectionpanels/files/entr_education_panel_en.pdf.

20. Recommendation of the European Parliament and of the Council of 18 December 2006 on key competences for lifelong learning. URL: http://ec.europa.eu/education/sites/ education/files/swd-recommendation-key-competences-lifelong-learning.pdf.

21. Rosendahl Huber L, Sloof R., van Praag C. M. The Effect of Early Entrepreneurship Education: Evidence from a Field Experiment // European Economic Review. 2014. Vol. 72. 11.2014. Pp. 76-97.

References

1. Federal1 nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart sred-nego obshhego obrazovanija v red. Prikaza Minobrnauki Rossii ot 29.12.2014 № 1645 [The federal state educational standard of secondary general education in the edition of the Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation]. No. 1645 of December 29, 2014. Available at: httpsV/минобрнауки. рф/документы/543.

2. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart nachal'nogo obshhego obrazovanija v red. Prikazov Minobrnauki Rossii ot 26.11.2010 № 1241, ot 22.09.2011

№ 2357, ot 18.12.2012 № 1060, ot 29.12.2014 № 1643 [The federal state educational standard of primary general education in the edition of the Orders of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation]. No. 1241 of 26.11.2010, no. 2357 of 22.09.2011, no. 1060 of December 18, 2012, no. 1643 of December 29. Available at: https://minobrnauki. rf/dokumenty/543.

3. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart os-novnogo obshhego obrazovanija v red. Prikaza Minobrnauki Rossii ot 29.12.2014 № 1644 [The federal state educational standard of the basic general education in the edition of the Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of December 29, 2014] No. 1644. Available at: https://minobrnauki. rf/dokumenty/543.

4. O Federal'noj celevoj programme razvitija obrazovanija na 2016-2020 gg. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 23 maja 2015 g. № 497 [On the Federal Targeted Program for the Development of Education for 2016-2020. Decree of the Government of the Russian Federation of May 23, 2015. No. 497].

5. Nacional'nyj otchet «Global'nyj monitoring predprinimatel'stva. Rossija 2016/2017» [National report «Global monitoring of entrepreneurship. Russia 2016/2017»] — Available at: gem_russia_2016-2017.pdf.

6. Rubin Yu. B. Predprinimatel'skoe obrazovanie v Rossii i za rubezhom: istorija, soderzhanie, standarty, kachestvo [Entrepreneurship education in Russia and abroad: history, content, standards, quality]. Moscow, Moscow University for Industry and Finance «Synergy», 2015. — 416 p.

7. Platonova E. D. Predprinimatel'skaja aktivnost' v sisteme kategorij teorii predprinimatel'stva [Entrepreneurial activity in the system of the categories of the theory of Entrepreneurship]. Aktual'nye voprosy jekonomicheskih nauk:sbornik materialov Mezhdunarodnoj nauchno-prak-ticheskoj konferencii: v 2-hchastjah. Chast 1. Actual issues of economic sciences: a collection of materials of the International Scientific and Practical Conference: in 2 parts. Part 1. Under the general. Ed. J. A. Mingaleva, S. Cherno-va. Novosibirsk, Izdatel'stvo NGTU — Publishing house of NSTU, 2011. P. 102-106 (in Russian).

8. Rubin Yu. B. Vysshee predprinimatel'skoe obrazovanie v Rossii: diagnostika iproblem [Higher Entrepreneurial Education in Russia: Diagnosis and Problems]. High education in Russia, 2015, vol. 11, pp. 5-17.

9. Rubin Yu. B., Alekseeva E., Lednev M., Mozhzhukh-in D. Entrepreneurship education: the way of embedding in University segment of Russian education. Journal of Modern Competition, 2017, vol. 11, no. 1 (67) (In Russ., abstract in English).

10. Rubin Yu. B., Lednev M., Mozhzhukhin D. The Matrix of Competencies as a Tool of Entrepreneurship Bachelor Education. Vysshee obrazovanie v Rossii — Higher Education in Russia. 2017, no. 6 (213), pp. 16-28 (in Russian., abstract in English).

11. Sedov V., Shirokova G. Kak v Rossii uchat predprinimatelej [As in Russia they teach entrepreneurs]. Available at: https://www.e-xecutive.ru/education/mbarus/1918317-kak-v-rossii-uchat-predprinimatelei (in Russian).

12. Stulov R. S. Obuchenie osnovam predprinimatel'stva vpro-cesse tehnologicheskojpodgotovkishkol'nikov: avtoref. ... kand. ped. nauk: Shuja, 2005.18 p. [Teaching the basics of entrepreneurship in the process of technological preparation of schoolchildren: the author's abstract.. cand. ped. sciences]. Shuya, 2005. — 18 p.

13. Hardzhieva S. V. Prepodavanie osnovpredprinimatel'stva vgimnazii. [Teaching the basics of entrepreneurship in the gymnasium. Jekonomika vshkole — Economics in school. 2009, no. 3/4 (49/50), pp. 25-33 (in Russian).

14. European Commission. Green Paper Entrepreneurship in Europe. COM (2003) 27. URL: http://ec.europa.eu/ oslo_ agenda_final_en. pdf.

15. European Commission, 2006. The Oslo Agenda for Entrepreneurship Education in Europe. 2006. Available at: http:// oslo_agenda_final_en. pdf.

16. European Commission. Expert Group on Indicators on Entrepreneurial Learning and Competence: Final Report. 2014. Available at: http://ec.europa.eu/education/library/ reports/2014/entrepreneurial-expert-report_en.pdf.

17. European Commission. Innovation Competitiveness Report 2011. Available at: Режим доступа: http://ec.europa.eu/re search/innovation-union/index_en.cf m?pg=home&section=competitiveness-report&year=2011. P. 44.

18. European Commission/EACEA/Eurydice. Entrepreneurship Education at School in Europe. Eurydice Report. Luxembourg: Publications Office of the European Union. 2016.

19. McCoshan A. et al. Towards Greater Cooperation and Coherence in Entrepreneurship Education. Report and Evaluation of the Pilot Action High Level Reflection Panels on Entrepreneurship Education initiated by DG Enterprise and Industry and DG Education and Culture. 2010. Available at: http://ec.europa.eu/enterprise/policies/s me/promoting-en-trepreneurship/education-training-entrepreneurship/reflec-tionpanels/files/entr_education_panel_en. pdf.

20. Recommendation of the European Parliament and of the Council of 18 December 2006 on key competences for lifelong learning. Available at: http://ec.europa.eu/educa-tion/sites/education/files/swd-recommendation-key-com-petences-lifelong-learning.pdf.

21. Rosendahl Huber L., Sloof R., van Praag C. M. The Effect of Early Entrepreneurship Education: Evidence from a Field Experiment // European Economic Review. 2014. Vol. 72. 11.2014. Pp. 76-97.

M. Musarskiy, Institute of Social Education and Education in the Humanities, Moscow Pedagogical State University, Moscow, Russia, mm.musarskij@mpgu.edu

E. Platonova, Department of Economic Theory and Management, Moscow Pedagogical State University, Moscow, Russia, ed.platonova@mpgu.edu

O. Igumnov, Department of the Economic Theory and Management, Moscow Pedagogical State University, Moscow, Russia, oa.igumnov@mpgu.edu

European experience and the prospects of the development of the entrepreneurial education at the Russian schools

The authors have discussed the main approaches to the entrepreneurial education organization in the European countries nowadays. Based on the study of the basic documents of the EU on the organization of entrepreneurial education, its strategies and success factors are described in article. The differences in the approaches to the content of entrepreneurial education and in the assessment of its value as factor of the personal development of the students are revealed by authors.

The article analyzes the items of the current State federal educational standards of the general education from the point of the perspective of the development of the entrepreneurial education in Russian schools. The authors have proved the advisability of the meta-subject approach in teaching the basics of entrepreneurship for the junior schoolchildren. It is suggested that in the basic school the entrepreneurial education within the framework of the current educational standard has to be introduced by a subject of «Fundamental of Entrepreneurship» as the school component. The authors have proposed to use the practical-oriented tasks during the learning the subjects related to the subject area of «Technology» and also to use the interactive forms of training As well. At high school inclusion in the educational standard of the special subject area called «Economic and legal bases of the entrepreneurial activity» directed to completion of the creation of the entrepreneurial competences at the graduate of high school is offered.

Keywords: entrepreneurship, factors of success of entrepreneurial education, entrepreneurial competencies, general education, entrepreneurial education, Federal state educational standards, meta-subject approach to entrepreneurial education, subject area of entrepreneurial education, didactic methodological model of entrepreneurial education.

About authors: M. Musarskiy, Dr of Economics, professor, Director; E. Platonova, Dr of Economics, professor, Head; O. Igumnov, PhD in Pedagogics, associate professor

For citation: Musarskiy M., Platonova E., Igumnov O. European experience and the prospects of the development of the entrepreneurial education at the Russian schools. Journal of Modern Competition, 2018, vol. 12, no. 1 (67), pp. 62-75 (in Russian, abstr. in English).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.