Научная статья на тему 'Современное состояние рынка зерна и хлебопродуктов'

Современное состояние рынка зерна и хлебопродуктов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
233
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Заводчиков Н. Д., Цветкова Е. В.

В статье рассматриваются тенденции и эффективность производства зерна и хлебопродуктов. В связи с наполнением рынка производством хлеба перерабатывающие предприятия стремятся увеличить выработку макаронных и кондитерских изделий, спрос на которые остается относительно высоким. Подчеркивается необходимость принятия мер по снижению стоимости сырья, что будет способствовать минимизации цен на хлебопродукты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Present-day state of the corn and grain products market

The paper deals with the main trends and efficiency of corn and grain products production. It is noted that as result of expanding the grain products market the processing enterprises tend to increase the production of macaroni and pastry products that remain in a relatively great demand of consumers.

Текст научной работы на тему «Современное состояние рынка зерна и хлебопродуктов»

Современное состояние рынка зерна и хлебопродуктов

Н.Д. Заводчиков, к.э.н, профессор, Е.В. Цветкова, соискатель, Оренбургский ГАУ

Затраты на продовольствие составляют почти 50% расходов домашних хозяйств. В тех группах населения, где доходы ниже прожиточного минимума, их доля достигает 65%. В то же время именно аграрный сектор находится на периферии экономической политики государства и, несмотря на некоторые положительные изменения, продолжает оставаться в состоянии стагнации [1]. Темп роста валовой продукции сельского хозяйства в 2002—2003 гг. упал до 1,5% и сохранялся почти на том же уровне в 2004—2005 гг., медленнее увеличивалось производство продукции пищевой промышленности, ее мощности использовались менее чем наполовину.

По прогнозам Минэкономразвития России, доходы населения к 2009 г. возрастут на 36—38%, что вызовет рост спроса на продовольствие. Если не принять действенных мер по развитию продовольственного рынка, то придется вдвое увеличить импорт продовольствия, что поставит в еще большую зависимость нашу экономику от мирового рынка [2].

Весьма неблагоприятные макроэкономические условия для ведения зернового хозяйства; практически полное отсутствие развитых элементов рыночной инфраструктуры, необходимых для устойчивой торговли зерном; диспаритет цен на зерно и промышленную продукцию; несовершенство механизма хозяйствования переходного периода — вот основные трудности, с которыми постоянно сталкиваются производители. Это лишь часть проблем, присутствующих на рынке зерна — основном сельскохозяйственном рынке страны, масштабность и значимость которого позволяет России по праву считаться одной из крупнейших держав мира. На фоне всего вышеперечисленного сегодня непонятным кажется существенное сокращение государственной поддержки зерновой отрасли как на федеральном, так и региональном уровнях. Именно поэтому сократились площади под зерновыми культурами, остается низкой урожайность, не вносятся в полной мере удобрения (табл. 1).

Между тем зерно является сырьем для многих отраслей пищевой и перерабатывающей промышленности, основная из которых — мукомольная. Пшеничная и ржаная мука, в свою очередь, по-прежнему остается главной сырьевой составляющей производства хлебных продуктов, позиционируемых в России в качестве продуктов первой необходимости. Хлеб и хлебобулочные изделия сегодня практически единственная продукция, фактический уровень потребления которой в стране существенно превышает нормативный. Так, при норме потребления 102 кг на человека в год реально в среднем по стране потребляется 120 кг. При этом в Сибирском федеральном округе потребление составляет 130 кг/чел., а в Дальневосточном — 104, в Оренбургской области—138, в Самарской — 105 кг/чел.

Несмотря на заметные колебания, можно с уверенностью говорить о стабильно высоком спросе на хлеб и хлебные продукты вне зависимости от социально-экономической ситуации, складывающейся в том или ином регионе в определенный период времени. Рост или снижение доходов населения, а также изменение стоимости рассматриваемого продукта не приводят к существенным колебаниям спроса на него. В качестве подтверждения рассмотрим статистические данные последних лет на примере Челябинской области, где ежегодный прирост среднемесячной заработной платы за период с 2001 по 2005 гг. составлял 30%. Данное увеличение сопровождалось ежегодным пятипроцентным приростом потребления мяса в расчете на душу населения. Потребление масла растительного увеличивалось в среднем на 6% в год, фруктов — на 11%. Потребление хлеба и хлебных продуктов за аналогичный период времени увеличивалось в среднем лишь на 1,5%. Размах коэффициентов эластичности спроса по доходу, полученных в результате анализа показателей 2001—2005 гг. составил от 0 до 0,2, что свидетельствует о практически совершенной неэластичности спроса на данный продукт.

Ценовой фактор также не оказывает существенного влияния на уровень потребления хлебобулочных изделий. Коэффициенты эластичности в этом случае весьма близки к нулю. Потре-

1. Производство зерна в Российской Федерации

Показатели В среднем за год: 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г.

1991-1995 гг. 1996-2000 гг.

Валовой сбор зерна, млн. т 88,0 65,2 85,2 85,2 76,2 82,4

Урожайность, ц/га 14,8 14,3 18,0 18,2 17,8 18,1

Площадь под зерновыми, млн.га 59,1 50,0 47,2 47,8 42,0 45,0

Внесение минеральных удобрений, кг/га 36,3 17,0 19,0 21,0 21,0 20,0

бители малочувствительны к изменению цены на хлеб. В результате расчетов установлено, что увеличение цены продукции на 10% (примерно 1,5 руб./кг) приведет к уменьшению продаж максимум на 1%. Основная причина неэластичности спроса по цене — дешевизна данной продукции повседневного потребления в пересчете на энергетическую ценность.

Стабильно высокий спрос на конечный продукт приводит к спросу на сырье. Так, по данным Челябинскстата, в 2005 г. объем реализации зерна составил 457 тыс. т (рост по сравнению с 2004 г. — 156%) на сумму 1,2 млрд. руб., при этом из общего объема почти 50% (214 тыс. т) реализовано перерабатывающим предприятиям и организациям оптовой торговли области (в 2004 г. аналогичный показатель составил лишь 37%). Необходимо отметить, что за 2004—2005 гг. объем реализации по указанному каналу сбыта существенно увеличился, рост — 196%.

Увеличение объемов приобретаемого перерабатывающими предприятиями сырья привело к повышению процента использования ими производственных мощностей. В результате производство муки в 2005 г. составило 670 тыс. т, не использовалось лишь 10% потенциала предприятий против 25% в 2004 г. Подобные тенденции наблюдаются в производстве кондитерских (мучных) и макаронных изделий. Выпуск продукции в 2005 г., по сравнению с 2004 г., увеличился соответственно на 5 и 13 тыс. т, что позволило региону занять прочные позиции по производству указанных продуктов питания в рамках страны. Пятая часть производимых в России макаронных изделий принадлежит предприятиям Челябинской области.

Противоположная ситуация складывается с хлебом и хлебобулочными изделиями. Почти все предприятия данной отрасли снизили объемы выпуска продукции в 2005 г.: ОАО «Первый хлебо-

комбинат» — на 1588 т, ОАО «Комбинат хлебопродуктов им. Григоровича» — на 492 т, ОАО «Магнитогорский хлебокомбинат» — на 431 т. Данные обстоятельства свидетельствуют о смене приоритетов в работе указанных организаций и перераспределении усилий в сторону кондитерского и макаронного производств, приносящих более высокую прибыль.

Подобные изменения в первую очередь вызваны изменением спроса потребителей, — как известно, именно спрос рождает предложение. Немаловажным для предприятий-производителей при этом также является и соотношение эффективности рассматриваемых производств. Чтобы оценить уровень прибыльности, достижение которого возможно в результате выпуска трех основных видов продукции хлебоперерабатывающими предприятиями (хлеба, макаронных и кондитерских изделий), рассмотрим структуру цен на данные продукты и проведем их сравнительный анализ (табл. 2).

Сырьевая составляющая себестоимости единицы продукции во всех трех случаях весьма существенна (63% — по хлебу, 71% — по макаронным и 78% — по кондитерским изделиям), вследствие чего в каждом рубле, полученном производителем от реализации рассматриваемых продуктов, порядка 60 копеек необходимо потратить только на сырье, а еще надо учесть расходы, связанные с производством (20—30 копеек на 1 кг в зависимости от вида продукции).

Производство хлеба позволяет достичь показателя рентабельности в 13%, производство макаронных изделий — 10%, кондитерские изделия могут обеспечить производителю рентабельность на уровне 16%.

Помимо прибыли, остающейся в распоряжении промышленного предприятия, немаловажным является уровень доходности организаций сферы

2. Структура розничных цен на продукцию хлебоперерабатывающих предприятий Челябинской области (2005 г.)

Хлеб из муки I и II сорта Макаронные изделия Кондитерские (мучные) изделия

руб., в расчете на 1 кг в % к розничной цене руб., в расчете на 1 кг в % к розничной цене руб., в расчете на 1 кг в % к розничной цене

Стоимость сырья и основных матери- 6,19 42,20 11,46 46,70 13,26 39,72

алов, за вычетом возвратных отходов, побочной и сопутствующей продукции Расходы на производство, в т.ч. вспо- 3,68 25,10 4,64 18,90 3,74 11,20

могательные материалы, топливо, энергия, вода, заработная плата с отчислениями, общепроизводственные и общецеховые расходы, коммерческие расходы Прибыль промышленных предприятий 1,25 8,50 1,64 6,70 2,80 8,40

НДС 1,10 7,50 1,84 7,50 3,56 10,68

Отпускная цена с НДС 12,21 83,30 19,59 79,80 23,36 70,00

Оборот сферы обращения 2,45 16,70 4,96 20,20 10,01 30,00

Розничная цена 14,66 100,00 24,55 100,00 33,38 100,00

обращения (торговая наценка). Так, при реализации 1 кг кондитерских изделий доход оптовых и розничных торговых предприятий в 2 раза превышает данный показатель по макаронным изделиям в 4 раза — по хлебу.

Достаточно стабильная доходность, достижение которой возможно при производстве и реализации рассматриваемой продукции, наряду с постоянно растущим спросом на нее со стороны потребителей обуславливает присутствие на рынке Челябинской области большого числа как крупных комбинатов хлебопродуктов, обладающих значительным производственным потенциалом, так и мелких перерабатывающих предприятий. Именно это позволяетрегиону на протяжении последних пяти лет уверенно занимать 10—11 место в России по объемам производства хлеба и хлебобулочных изделий.

Таким образом, анализ сложившейся ситуации на рынке хлебопродуктов области и оценка тен-

денций в данной отрасли в целом по стране позволяет констатировать рост объемов производства, расширение ассортимента выпускаемой продукции, что способствует стабилизации обстановки по обеспечению населения продовольствием. Вместе с тем необходимо принимать меры по повышению эффективности производства зерна, росту продуктивности полей. Это минимизирует затраты на выращивание зерновых культур и стабилизирует цены на хлебопродукты.

Литература

1 Ушачев, И. Формирование системы управления инновационной деятельностью в АПК // АПК — экономика, управление. 2006. №3.

2 Алтухов, А.И. Современные проблемы развития зернового хозяйства и пути их решения. М.: ФГУП «ВО Минсельхоза России», 2005. 442 с.

3 Серков, А.Ф. Агропродовольственный рынок: перспективы развития // Экономика с.-х. и перерабатывающих предприятий. 2006. №8.

4 Черняев, А.А. Агропромышленный комплекс Поволжья: состояние и проблемы развития. Саратов: Аквариус, 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.