Научная статья на тему 'Современное состояние рынка труда и влияние миграции рабочей силы на экономику Республики Таджикистан'

Современное состояние рынка труда и влияние миграции рабочей силы на экономику Республики Таджикистан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1129
270
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИГРАЦИОННАЯ ПОДВИЖНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА / РЫНОК ТРУДА / УРОВЕНЬ ЖИЗНИ / ТРУДОВОЙ МИГРАНТ / ЦИКЛИЧЕСКАЯ БЕЗРАБОТИЦА / MIGRATIONAL MOBILITY OF POPULATION / ECONOMIC STRUCTURE / LABOUR MARKET / LIVING STANDARD LABOUR MIGRANT / CYCLIC UNEMPLOYMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пулатова Мухаббат Хамзаевна

Автором статьи отмечается, что ввиду широкомасштабных изменений за последнее десятилетие в постсоветских странах, в том числе в Таджикистане, произошли существенные изменения в экономической структуре, рынке труда, уровне жизни и в миграционной подвижности населения. Расширение центральноазиатской интеграции затрудняется целым рядом трудностей трансформационного периода, протекающего во всех странах Центральной Азии по общим законам, но с явно выраженными большими специфическими особенностями в каждой стране. В этой связи в статье подчеркнуто, что особенно тяжелым оказалось положение Таджикистана, где возникло значительное количество не только внутренних проблем, связанных прежде всего с Гражданской войной и постконфликтным состоянием, но и внешних проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Contemporary State of Labour Market and Influence of Labour Force Migration over Tajikistan Republic Economy

The author of the article lays an emphasis upon essential changes in the economic structure of post-Soviet countries, Tajikistan inclusive, throughout the last decade. Here refer: labour market, living standard, migrational mobility of population. The extension of central-Asian migration is encumbered with a great number of difficulties of the transformational period going on in all countries of the region according to common laws, but with vividly expressed peculiarities of its own inherent in every country. It is stressed separately that the state of Tajikistan appeared to be the heaviest one because of both internal problems beset, first of all, with the civil war and its consequences full of conflicts, and external ones.

Текст научной работы на тему «Современное состояние рынка труда и влияние миграции рабочей силы на экономику Республики Таджикистан»

Пулатова Мухаббат Хамзаевна,

старший преподаватель кафедры экономической теории Института экономики и торговли ТГУК

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РЫНКА ТРУДА И ВЛИЯНИЕ

МИГРАЦИИ РАБОЧЕЙ СИЛЫ НА ЭКОНОМИКУ РЕСПУБЛИКИ

ТАДЖИКИСТАН

Интеграционные процессы в Центральноазиатском регионе, в том числе в Таджикистане, обусловлены в определенной степени универсальными тенденциями в системе современных международных отношений. Из-за геополитических характеристик региона актуализируются различные аспекты межгосударственной интеграции центральноазиатских стран, связанных с созданием стабильных и безопасных условий для развития каждой страны.

Тесное переплетение исторических, этнических, конфессиональных, географических, хозяйственно-культурных, территориально-административных, ситуативных и других факторов детерминировало современное положение в регионе. Сложившаяся ситуация в значительной мере определяет характер интеграционных ожиданий у субъектов данного процесса в Центральноазиатском регионе.

Широкомасштабные изменения, произошедшие за последнее десятилетие в постсоветских странах, в том числе в Таджикистане, оказали существенное влияние на экономическую структуру, рынок труда, уровень жизни и миграционную подвижность населения. Расширение центральноазиатской интеграции затрудняется целым рядом трудностей трансформационного периода, протекающего во всех странах Центральной Азии по общим законам, но с явно выраженными большими специфическими особенностями в каждой стране.

Особенно тяжелым оказалось положение Таджикистана, где возникло значительное количество не только внутренних проблем, связанных прежде всего с Гражданской войной и постконфликтным состоянием, но и внешних проблем.

Промышленные предприятия в период активных военных действий, то есть с 1992 по 1993 годы, простаивали, а после окончания войны некоторые из них так и не заработали. Соответственно, сократились объемы промышленного производства, увеличилась безработица, активизировалась внешняя трудовая миграция. ВВП на душу населения сократился с 462,6$ в 1991 году до 188,7$ (522,8 сомони).[1]

Процессы трудовой миграции в период СССР однозначно и полностью регулировались в рамках централизованной модели и были ограничены в силу общего тренда снижения уровня экономического развития регионов и существования института прописки, что ограничивало свободное перемещение населения на пространстве СССР. Элементы свободной трудовой миграции имели место в виде очень ограниченных сезонных, как правило, торговых поездок части

населения в центральные районы Российской Федерации, и молодежи, обучавшейся в РСФСР и других республиках СССР.

На период распада СССР в 1991 году распределение населения, занятого в экономике Таджикистана, выглядело следующим образом [2]:

Распределение населения занятого в экономике Таджикистана

В условиях открытой рыночной экономики рынок труда следует рассматривать не только как механизм регулирования занятости, но и как важнейшую предпосылку и составляющую процесса формирования новых социально-экономических отношений, качественной трансформации всей общественной системы. В результате болезненного процесса перехода к рыночным отношениям рынок труда подвергся влиянию целого ряда факторов. Падение уровня промышленного производства и учтенного ВВП, в целом оцениваемого в 40-60% по региону Центральной Азии, а также развал единой системы производственно-технической кооперации, искусственно поддерживаемой в рамках централизованно планируемой экономики, оказал негативное влияние на состояние занятости населения. Неконкурентные в условиях рынка производства, крупные промышленные гиганты были вынуждены сократить большую часть персонала, в то время как продолжился демографический бум при росте числа трудоспособного населения с 48,9 до 58% (1991-2001 гг.). [3]

Анализ ситуации позволяет выделить следующие аспекты внешней трудовой миграции в Таджикистане: в процесс внешней трудовой миграции вовлечены широкие слои населения, как городского, так и сельского; происходит расширение возрастного, образовательного, полового, профессионального состава трудящихся -мигрантов, увеличение удельного веса мигрантов активного трудоспособного возраста (25-35 лет) и с высшим и средним специальным образованием.

Для выявления общего количества граждан РТ, выехавших за границу для временного трудоустройства, Министерством труда и социальной защиты населения совместно с исполнительными органами на местах (хукуматами) в августе 2011 года по всей территории был проведён опрос домохозяйств, по результатам которого из Республики Таджикистан с начала 90-х годов до 2011 года на временные работы выехали 454 556 человек, в том числе: из Согдийской области - 115 723 человека, из

Хатлонской области - 106 891 человек, из ГБАО - 15 189 человек, из г. Душанбе -17 927 человек, и из РРП - 91 876 человек. [4]

Из общего количества трудовых мигрантов мужчины составили 94%, женщины -6%, молодежь в возрасте 15-29 лет составила 44,8%, лица старше 29 лет - 55,2%. Опросный лист предусматривал также получение информации о количестве граждан РТ, выехавших за границу для временного трудоустройства в период 2010-2011 годов.

Обследование показало, что их число составило 190 001 человек, из которых на Согдийскую область приходится 69 554 человека, на Хатлонскую область - 54 263 человека, на ГБАО - 4 795 человек, на г. Душанбе -9 662 человека, на РРП - 51 724 человека [5].

В числе трудовых мигрантов подавляющее большинство составляют мужчины, почти половину составляет молодежь. В целом трудовые мигранты - это люди самых активных трудоспособных возрастов. Основные потоки трудовой миграции направлены в Россию, а также в страны Центральной Азии. Результаты опроса домохозяйств, проведённого государственными структурами в 2010-2011 году, подтвердили, что преобладающее количество трудовых мигрантов из РТ находится в Российской Федерации - 336 754 чел. (96,9%), в Киргизии - 4 870 чел. (1,4%), в Казахстане - 2 382 чел. (0,7%), в Украине - 630 чел (0,2%), в других странах СНГ - 2 448 чел (0,7%), в странах дальнего зарубежья - 478 чел (0,1%).

По результатам опроса в рамках исследования MOM, странами пребывания трудовых мигрантов являются Россия (84%) и страны Центральной Азии - Узбекистан (5%), Киргизия (3%), Казахстан (1%) и другие. По данным Е.Ю. Садовской, численность трудовых мигрантов из Таджикистана в Казахстане оценивается примерно в 50 тысяч человек. Отмечается расширение географии потоков миграции, освоение новых регионов Российской Федерации и стран Центральной Азии, закрепляемость сезонных мигрантов в одних из тех же регионах [6].

Различия в уровне экономического развития и уровне доходов в различных странах могут рассматриваться как основной побудительный мотив к процессам трудовой миграции. Россия является наиболее привлекательной страной для трудовых мигрантов в силу экономических, социальных, исторических и других факторов. Наблюдается рост незаконной трудовой занятости мигрантов в странах пребывания и, как следствие, отсутствует их социально-правовая защищённость.

Одним из экономических контекстов трудовой миграции является безработица. Экономические издержки безработицы колоссальны. Специалистами подсчитано, что рост безработицы на 1% приводит к потерям 2,5 % валового национального продукта, поэтому комплексный подход к решению этой проблемы должен обеспечиваться целенаправленным совершенствованием всей социально-экономической системы, в которой ведущая роль принадлежит социальному государству.

Очевидно, что данный примерный модельный расчет однозначно подтверждается на примере Таджикистана, где падение ВВП, составившее 60% за период 1991-1997 гг., совпало с ростом уровня безработицы с нулевого уровня до 1/3 всего трудоспособного населения страны (данные Всемирного Банка, не подтвержденные правительственной статистикой) [7].

Безработица в РТ имеет циклический, системный, а значит долгосрочный характер. Болезненная реструктуризация реального сектора, остановка, коллапс и сегментация трудоизбыточных промышленных гигантов ведут к массовым сокращениям персонала, что также поддерживается процессами скрытой безработицы, когда официально занятые работники в реальности не работают и не получают материального вознаграждения за свой труд.

Как уже отмечалось выше, крайняя непривлекательность местного рынка труда на фоне проблем региональной изоляции и слабых перспектив оживления внутреннего бизнес климата вынуждает большинство трудоспособного населения, как правило, самых квалифицированных и мобильных, выезжать на заработки за границу.

На основании вышеизложенного можно однозначно сделать вывод, что экономические потери оттока рабочей силы из страны огромны. Ещё более угрожающей ситуация выглядит с точки зрения будущего устойчивого развития в контексте того факта, что квалифицированная прослойка выезжающих за границу работников РТ не восполняется социальными учреждениями профессиональной подготовки кадров. Так, например, численность учащихся в профессиональных лицеях и колледжах в 2011 учебном году составила только 25,5 тысяч человек (1991/92 уч. год - 41,9 тысяч человек), а численность учащихся средних профессиональных учебных заведений на 10 000 населения сократилась до 40, по сравнению с 73 в 1991 году [8]. В русле общей тенденции кризиса системы образования, система профессиональной подготовки также утратила основные материальные, учебные и преподавательские ресурсы и, таким образом, не восполняет потребностей национальной экономики на фоне массового оттока трудоспособного населения за границу.

Потеря самой квалифицированной прослойки трудовых ресурсов Таджикистана в результате миграции подрывает перспективы долгосрочного оживления национальной экономики и снижает возможность притока реальных инвестиций, как внутренних так и иностранных, в трудоемкие отрасли.

В краткосрочном контексте текущие процессы трудовой миграции в основном влияют на экономику в плане создания значительной массы денежных и товарных ресурсов, ценностей, создаваемых за пределами страны и затем ввозимых, импортируемых в РТ.

Другая очевидная опасность данного феномена заключается в том, что государство не может прогнозировать объёмов притока внешних капиталов в виде заработков трудовых мигрантов и, соответственно, не может печатать эквивалент внутренней валюты, в данном случае - сомони. Риск, таким образом, заключается в замещении валюты вследствие притока значительных капиталов в твёрдой валюте, не прогнозируемых в русле официальной монетарной политики. К примеру, за 20102011 годы на фоне отсутствия достоверной информации, различными исследователями приводилась цифра о притоке порядка 60-100 млн. долларов США через каналы трудовой миграции, включая в основном неформальную экономику. Азиатский банк развития (АБР), отталкиваясь почти от 20% роста объёмов переведённых средств в первом полугодии 2012 года, даже пересмотрел свой прогноз роста ВВП

Таджикистана за год до 6,5% (с прогнозируемых 5,5%), а на 2013 год сохранил его в пределах 6%. Это один из самых высоких показателей среди стран СНГ. [9] Понятно, что подавляющее большинство трудовых мигрантов-таджиков трудится в России. По подсчётам ООН, это более одного миллиона человек. За первые четыре месяца 2013 года они перевели на родину свыше $ 848 млн (на 10% больше, чем за аналогичный период 2012 года) [10].

Таким образом, главный орган государственной монетарной политики Таджикистана - Национальный банк РТ, в тесном сотрудничестве с Государственной миграционной службой и Министерством труда и социальной защиты населения, а также Государственным комитетом статистики должны совместно планировать статистику учёта объёма реальных финансовых средств, переводимых по всевозможным каналам трудовыми мигрантами, и рассматривать возможности утилизации и вложения данных средств в официальное финансовое обращение. Данная мера, в свою очередь, невозможна без повышения привлекательности и расширения сферы предлагаемых услуг в финансово-банковском секторе экономики Таджикистана.

Из вышеизложенного можно однозначно сделать вывод, что экономические потери из-за оттока рабочей силы из страны действительно колоссальны. Ситуация усугубляется тем, что, с точки зрения будущего устойчивого развития, квалифицированная прослойка выезжающих за границу работников РТ не восполняется. В процесс внешней трудовой миграции вовлекаются всё более широкие слои населения, как городского, так и сельского; происходит расширение возрастного, образовательного, полового, профессионального состава трудящихся - мигрантов, увеличение удельного веса мигрантов активного трудоспособного возраста (25-35 лет) и с высшим и средним специальным образованием, а это означает, что страна теряет самую трудоспособную прослойку рабочей силы, теряет потенциал, участвующий в процессе производства ВВП. Снижение ВВП приводит к снижению экономического роста, тормозя в свою очередь другие факторы экономического развития страны. В этой связи другой немаловажной проблемой является то, что государство действительно не в состоянии прогнозировать объёмы притока внешнего капитала в виде заработков трудовых мигрантов и, соответственно, не может печатать эквивалент внутренней валюты, в данном случае - сомони, а значит, риск замещения валюты всё больше возрастает.

Список используемой литературы:

1. Статистический ежегодник Республики Таджикистан. -Душанбе, 2001.

2. Статистический ежегодник Республики Таджикистан. -Душанбе, 2003.

3. Материалы Госкомстата Таджикистана за 2001 г.

4. Материалы опроса Министерства труда и социальной защиты населения совместно с исполнительными органами на местах.-Душанбе , август 2011.

5. Опросный лист материалов исследования МТСЗН.-Душанбе, август 2011.

6. Садовская Е.Ю. Трудовая и коммерческая миграция как средство адаптации к экономическому кризису в Казахстане. -Алматы-Москва, 2000.

7. Материалы вебсайта World Bank (Всемирный Банк) за апрель 1997г.

8. Материалы Госкомстата Таджикистана. -Душанбе, 2011.

9. Отчет Азиатского банка реконструкции и развития по Таджикистану за 2012 г.

10. Годовой отчет ООН по странам СНГ и Центральной Азии за 2012-2013 год.

М.Х. Пулатова

Современное состояние рынка труда и влияние миграции рабочей силы на экономику Республики Таджикистан

Ключевые слова: миграционная подвижность населения, экономическая структура, рынок труда, уровень жизни, трудовой мигрант, циклическая безработица

Автором статьи отмечается, что ввиду широкомасштабных изменений за последнее десятилетие в постсоветских странах, в том числе в Таджикистане, произошли существенные изменения в экономической структуре, рынке труда, уровне жизни и в миграционной подвижности населения. Расширение центральноазиатской интеграции затрудняется целым рядом трудностей трансформационного периода, протекающего во всех странах Центральной Азии по общим законам, но с явно выраженными большими специфическими особенностями в каждой стране.

В этой связи в статье подчеркнуто, что особенно тяжелым оказалось положение Таджикистана, где возникло значительное количество не только внутренних проблем, связанных прежде всего с Гражданской войной и постконфликтным состоянием, но и внешних проблем.

M. Kh.Pulatova

Contemporary State of Labour Market and Influence of Labour Force Migration over

Tajikistan Republic Economy Key words: migrational mobility of population, economic structure, labour market, living standard labour migrant, cyclic unemployment

The author of the article lays an emphasis upon essential changes in the economic structure of post-Soviet countries, Tajikistan inclusive, throughout the last decade. Here refer: labour market, living standard, migrational mobility of population. The extension of central-Asian migration is encumbered with a great number of difficulties of the transformational period going on in all countries of the region according to common laws, but with vividly expressed peculiarities of its own inherent in every country.

It is stressed separately that the state of Tajikistan appeared to be the heaviest one because of both internal problems beset, first of all, with the civil war and its consequences full of conflicts, and external ones.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.