Научная статья на тему 'Причины, последствия и уроки мирового финансово-экономического кризиса для Таджикистана и других стран Центральной Азии'

Причины, последствия и уроки мирового финансово-экономического кризиса для Таджикистана и других стран Центральной Азии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
277
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС / ТАДЖИКИСТАН / СТРАНЫ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / ИПОТЕЧНЫЕ ЗАЙМЫ / РЕАЛЬНЫЕ И ФИНАНСОВЫЕ СЕКТО-РЫ / ПОВЫШЕНИЕ ЦЕН

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хасанов М. М.

Финансовый кризис, начавшийся в конце 2007 г. на рынках недвижимости в США, доля которых составляет приблизительно треть валового мирового продукта и кото-рые, соответственно, имеют существенное влияние на общемировые процессы, пре-образовался в глобальный финансово-экономический и охватил большинство стран. В Таджикистане и других странах Центральной Азии ощущалось влияние мирового кризиса в виде возникновения проблем платежеспособности в банковской системе, уменьшения денежных переводов от внешних трудовых мигрантов и объема внешнего финансирования, требования возврата внешних долгов раньше намеченного срока и т.д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Причины, последствия и уроки мирового финансово-экономического кризиса для Таджикистана и других стран Центральной Азии»

УДК 338.124.4(575.3)

ХАСАНОВМ.М. Причины, последствия и уроки

мирового финансово-экономического кризиса для Таджикистана и других стран Центральной Азии

Финансовый кризис, начавшийся в конце 2007 г. на рынках недвижимости в США, доля которых составляет приблизительно треть валового мирового продукта и которые, соответственно, имеют существенное влияние на общемировые процессы, преобразовался в глобальный финансово-экономический и охватил большинство стран.

В Таджикистане и других странах Центральной Азии ощущалось влияние мирового кризиса в виде возникновения проблем платежеспособности в банковской системе, уменьшения денежных переводов от внешних трудовых мигрантов и объема внешнего финансирования, требования возврата внешнихдолгов раньше намеченного срока и т.д.

Ключевые слова: финансово-экономический кризис, Таджикистан, страны Центральной Азии, экономический рост, ипотечные займы, реальные и финансовые секторы, повышение цен.

Финансовый кризис, начавшийся в конце 2007 г. на рынках недвижимости в США, преобразовался в глобальный финансово-экономический и в 2008-2009 гг. охватил большинство стран. Если признаком финансового кризиса является снижение доверия потенциальных клиентов к банкам и ликвидности последних, а также спроса на займы из-за повышения их ставки, что в последующем может вызвать банкротства определенной части кредитных учреждений и расстройства финансового рынка, то экономический кризис характеризуется снижением темпа увеличения ВВП и удельного его объема на душу населения страны из-за уменьшения объема выпускаемой продукции и оказываемых услуг, что приводит кдиспропорции между спросом и предложением. Вследствие этого повышаются цены на потребительском рынке и уровень безработицы, в результате чего в обществе может возникнуть социальная и политическая напряженность.

Со времен Великой депрессии 30-х годов прошлого столетия это самый глубокий кризис, последствия которого ощущаются

не только ныне, но и, вероятно, будут еще ощущаться в среднесрочной перспективе.

Обзор и анализ доступных литературных источников показывают, что основными причинами мирового финансово-экономического кризиса явились:

- массовое предоставление ипотечных займов субъектам с ненадлежащим доходом и кредитной историей;

- диспропорция между реальным и финансовым секторами экономики, а также в источниках полученной корпорациями (в особенности американскими) прибыли. Например, в 1970 г. 96% совокупного объема товаров, приобретенных в США, были произведены в самой стране. А в 2011 г. доля промышленного и сельскохозяйственного производства составляла всего 18% ВВП США. Остальное - услуги, в т.ч. половина - банковские1. Или «... мировой ВВП в 2006 году составил 48,4 трлн. долл. Основные же финансовые активы (акции, облигации и активы коммерческих банков в сумме) оценивались в 194,5 трлн. долл., т.е. превышали объем мирового ВВП более чем в 4 раза. Для сравнения...: еще в

1980 году отношение основных финансовых активов к размеру мирового валового продукта составляло 109%. Это кратное превышение активов над реальным производством особенно заметно именно в развитых странах: в США - в 4,3 раза, в странах ЕС - почти в 5,5 раза, а вот в развивающихся странах Европы...это отношение составляло 1 к 14 (выделено нами)»2. «По оценкам, в среднем на каждый доллар, обращающийся в реальном секторе мировой экономики, приходится примерно 50 долларов в финансовой сфере (выделено нами)»3, «...по итогам 1-го квартала 2011 года... в структуре инвестиций российской экономики объем финансовых вложений

превосходит объем инвестиций в основной капитал в 12,1 раза» ...Для сравнения: в 2007 году такое соотношение составляло 3,6 раза, в 2008 году-4,2 раза (выделено нами)»4. Кроме того, за период с 1947 по 1997 г., т.е. 50 лет, удельный вес прибыли корпораций США за счёт финансового сектора, имеющего во многом спекулятивный характер, как видно из рис. 1, увеличился в 3,5 раза, при том что доля прибыли, заработанная в реальном секторе национальной экономики, от которого во многом зависит уровень удовлетворения платежеспособного спроса населения и, соответственно, уровень и качество его жизни, за этот период уменьшилась в 1,5 раза;

1947 1952 1957 1962 1967 1972

1977 1982 Годы

1987 1992 1997 2002 2007

□ Доля прибыли.заработанная в реальном ссвторе экономики. % ■ Доля прибыли, полученная в финансовом секторе. %

Рис.1. Динамика структуры полученной корпорациями США прибыли за 1947-2007 гг.

■ рост долга как государственного, так и частного. По мнению лауреата Нобелевской премии по экономике Кристофера Антониу Писсаридеса, «это был необычный кризис, потому, что все началось с финансового сектора и сейчас вылилось в проблемы с долгами ,..»5.

Например, в США совокупный объем долга, т.е. Федерального правительства, компаний и частный долг населения, по сравнению с 1982 г. в 1985 г. увеличился на 2 трлн. долл., или 40%; в 1991 г. - на 9 трлн. долл., или в 2,8 раза; в 1994 г. - на 11 трлн. долл., или в 3,2 раза; в 1997 г. - на 14 трлн. долл., или в 3,8 раза; в 2000 г. - на 20 трлн. долл., или в 5,0 раза, в 2003 г. -на 26 трлн. долл., или в 6,2 раза; и в 2006 г. - на 36 трлн. долл., или в 7,2 раза. Если общий объем государственного долга

США в 2006 г. составил 5,8 трлн. долл., или 40,8% к их ВВП, то к концу 2010 г. этот показатель достиг почти 14 трлн. долл., что равно ВВП этой страны6, при том что предельное или критическое значение данного соотношения, обеспечивающего финансово-экономическую безопасность, равно 50,0%7. За последние десять лет внешний долг США увеличился более чем в три раза.

«Государственный долг США Китаю по состоянию на конец марта 2010 г. составил 895,2 млрд. долл., увеличившись по сравнению с февралем ... на 17,7 млрд. долл.

...Китай сохраняет за собой положение самого большого держателя американских долгов.

.. .Долг США Японии увеличился в марте по сравнению с февралем (2010 г. -

уточн. наше) на 16,4 млрд. долл., достигнув 784,9 млрд. долл., а американский долг Англии вырос на 45,5 млрд. долл., составив 279 млрд. долл.

Министерство финансов США проинформировало, что в марте 2010 года за рубеж было продано долговых обязательств на сумму 157,7 млрд. долл., из них негосударственные структуры приобрели долгов на сумму 125 млрд. долл., а государственные - на сумму 32,7 млрд. долл. (выделено нами)»8.

Кроме того, США и многие государства-члены ЕС не выполняют установленные ими для себя же ограничения макроэконо-мико-финансового характера. Последние, например, на основе Маастрихтского соглашения для стран-членов европейского валютного союза выражаются предельными значениями объема государственного долга и дефицита государственного

бюджета к ВВП - 60 и 3 % соответственно. Например, в начале 2011 г. только два государства Еврозоны (Люксембург и Эстония) из 17 смогли выполнить эти ограничения. Фактические значения данных критериев у Греции достигли 142,8 (почти в 2,4 раза больше порогового значения)!!! и 10,5 (3,5 раза), Италии - 119,0 (почти в 2,0 раза) и 4,6 , Бельгии - 96,8 (1,6 раза) и 4,1, Ирландии - 96,2 (тоже в 1,6 раза) и 32,4 (10,8 раза)!!!, Португалии - 93,0 (1,55 раза) и 9,2 (почти в 3,1 раза больше критического значения) соответственно и т.д.9.

Также за ретроспективный период стало увеличиваться соотношение между долгом населения США и его доходом. Как видно из рис. 2, объем частного долга к доходу населения по сравнению с 1959 г. в 1999 г., т.е. за 40 лет, вырос в 1,8 раза, в 2003 г. - более чем в 2,1 раза, а в 2007 г. -более чем в 2,5 раза;

140

120

5100 Е 80

60 40

20 --

110

132

52

-63-

68

-ее—58-

67

-п-

-83-

88

92

-64-

Т-----1-----1-----1-----1-----1-----1-----1-----1-----1—

1959 1963 1967 1971 1975 1979 1983 1987 1991 1995 1999 2003 2007

Годы

Рис. 2. Динамика отношения долга населения США к его доходу*

- повышение мировых цен на энергоносители. Так, например, если цена 1000 м3 импортируемого в Республику Таджикистан газа в 2007 г. составляла 100 долл. США, то в 2008 г. - 145 и в 2009 г. -240 долл., т. е. она за два года (2007-2009) увеличилась в 2,4 раза. А тариф на один КВт/час электроэнергии увеличился следящим образом: в 2002 г. -0,005 долл., 2009- 0,016 и в 2009 г. - 0,035 долл., т.е. тариф по сравнению 2002 г. увеличился в 2009 г. в 3,2 раза, а в 2010 г.- в 7,010. Следует отметить, что рост цен на энергоносители стал весьма распространенным явлением для стран Центральной Азии. Например, в2010г.этот

показатель в Узбекистане, имеющем значительный запас природного газа и являющемся одним из крупнейших его экспортеров, составил 32%, Таджикистане - 16 и в Кыргызстане - 15";

■ повышение мировых цен на продукты питания, в особенности зерновых из-за масштабного их использования в качестве сырья для производства моторного топлива в США и ряде других стран. Например, в 2010 г. в США было собрано 416 млн. т зерновых, 119 млн. т, или 28,6%, из которых было использовано для производства биоэтанола. Этого объема зерновых (119 млн. тонн)

хватило бы для удовлетворения потребности 350 млн. чел. в год!!!12 Или на одну заправку мощного спортивного автомобиля требуется примерно одна тонна кукурузы, которая была бы достаточно для питания среднего жителя Африки в течение одного года!!!13 Не случайно поэтому мировые цены на пшеницу с июля 2010 г. по февраль 2011 г. выросли на 81%14.

К марту 2010 г. в мировом масштабе за последние 20 лет имели место следующие явления:

1) самый высокий индекс цен на продовольственные товары;

2) самая высокая цена говядины;

3) ежесуточный рационувеличивается в:

а) Австралии, Канаде и России - на 50 млрд. килокалорий;

б) Бразилии, Мексике и США - до 500;

в) Индии и Китае - до 1,5 трлн. килокалорий15.

В 2010 г. в Центральной Азии самый высокий рост цен на продовольствие имел место в Кыргызстане (27%), затем в Таджикистане (13%), Казахстане (10%) и в Узбекистане (2%)16.

Как видно из табл. 1, средние цены на основные продукты питания по сравнению с январем 2007 г. увеличились: в июне этого же года на мировом уровне на 14%, а в Таджикистане - на 2%, в августе - на 23 и 4% соответственно, в октябре - на 32 и 18%, в декабре - на 41 и 25% соответственно, в марте 2008 г. - на 61 и 28%, в июне - на 63 и 36%, и в августе 2008 г. мировые цены поднялись на 50%, а в Республике Таджикистан- на 42%. Хотя динамика повышения цен на продукты питания в Таджикистане относительно мировых была не столь высокой, тем не менее за 1 год 9 месяцев (01.07 -09.08) они повысились на 43%, или в среднем за один месяц чуть более чем на 2%.

Вместе с тем мировые цены на продукты питания начиная с сентября 2008 г. по декабрь 2009 г. имели тенденцию снижения, а в Республике Таджикистан они достаточно устойчиво сохранялись.

Последствиями кризиса для стран Центральной Азии являются:

1) снижение темпа экономического роста. Например, в 2009 г. по сравнению 2008 г. темп снижения ВВП составил: в

постсоветских странах в среднем 6,7% и в Туркменистане - 6,0% (хотя в последнем анализируемый результат имел эпизодический характер из-за уменьшения экспорта газа, происходившего по причине аварии на газопроводе)17.

Ради объективности следует отметить, что в 2009 г. относительно 2008 г. в Узбекистане был достигнут темп роста ВВП, равный 8% (во многом из-за повышения мировых цен на основные экспортные товары -золото, природный газ и хлопковое волокно), и в целом по странам Азии - 5%18.

Прогноз темпа экономического роста в Республике Узбекистан, осуществленный не только различными международными (МВФ) и региональными (АБР и ЕБРР) финансово-экономическими организациями, но даже одной организацией (МВФ) и Правительством этой страны имеет широкий диапазон колебаний. Так, в 2010 г. по первоначальным прогнозам МВФ и Правительства Республики Узбекистан значения этого показателя определялись 8,2 и 8,3%19 соответственно, а по уточненным их же оценкам - 8,0 и 8,5%. По расчетам АБР - 8,5% и ЕБРР - 8,2%. В 2011 г. в соответствии с прогнозами МВФ - 7,0%, АБР -9,0 и ЕБРР - 8,5%20. Как видно, прогнозируемый темп увеличения ВВП колеблется: в 2010 г. - от 8,0 до 9,2%, а в 2011 г. -от7,0 до 9,0%. Это свидетельствует о весьма ограниченной товарной структуре экспорта из этой страны (золото, природный газ и хлопковое волокно) и, соответственно, сильной зависимости национальной экономики Узбекистана от колебаний мировых цен, что характерно не только для этой страны, но и почти для всех стран Центральной Азии.

Также факт высокого экономического роста в Узбекистане не бесспорен. «Ряд экспертов, признавая успехи Узбекистана, высказывают сомнения в точности официальных цифр данного роста. Так, главный редактор интернет-портала Фергана.ру Даниил Кислов считает, что значительные темпы роста стране удаётся показывать за счёт некорректных данных (выделено нами), так как последние десять лет Узбекистан не подаёт данные в комитет (Межгосударственный статистический коми-

тет,- уточн. наше) СНГ и, следовательно, нет возможности их проверить. Разве что косвенным путём. Как известно, одним из показателей эффективности экономики является котировка валюты. Так вот, узбекский сум считается одной их самых слабых валют на постсоветском простран-

стве. Именно поэтому эксперты порой осторожничают, заявляя о «непроверенном чуде» Узбекистана... Многие эксперты полагают, что если сум отпустить, то все сегодняшние макроэкономические выкладки окажутся дутыми, а темпы роста быстро улетучатся»21.

Таблица 1*

Средний индекс цен на продукты питания на миром уровне и в Республике Таджикистан за 2007-2009 гг., %

Месяцы и годы Средний индекс цен Месяцы и годы Средний индекс цен

на мировом уровне в Таджикистане на мировом уровне в Таджикистане

1/2007 100 100 7/2008 159 139

2/2007 102 101 8/2008 150 142

3/2007 103 101 9/2008 141 143

4/2007 105 102 10/2008 125 144

5/2007 107 103 11/2008 115 143

6/2007 114 102 12/2008 109 141

7/2007 118 103 1/2009 110 141

8/2007 123 104 2/2009 106 141

9/2007 130 115 3/2009 107 142

10/2007 132 118 4/2009 109 143

11/2007 137 123 5/2009 116 144

12/2007 141 125 6/2009 115 145

1/2008 147 126 7/2009 112 145

2/2008 159 127 8/2009 116 145

3/2008 161 128 9/2009 117 145

4/2008 159 132 10/2009 120 146

5/2008 163 134 11/2009 129 146

6/2008 163 136 12/2009 131 145

2) уменьшение объема внешнего финансирования стран с переходной экономикой;

3) повышение уровня бедности. Так, в странах Центральной Азии, как видно из рис. 3, в 2009 г. по сравнению с 2008 г. в среднем уровень бедности повысился: при пороге бедности, равном 2,5 долл. США в сутки на одного человека, на 1,0%, а с учётом порога, равного 5,0 долл., - на 3,0%22;

53

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 _Годы_

П С учетом порога бедности, равгого 2,5 долл. США в сутки на одного чел. Н С учётом порога бедности, равного 5.0 долл. в с\тки на одного чел.

Рис. 3. Динамика уровня бедности в странах Центральной Азии за 2000-2014 гг.*

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4) увеличение безработицы и возможная рецессия. Данная негативная тенденция в странах Центральной Азии будет иметь устойчивый характер (см. рис. 4).

и

>>

12 10 8 +6 -4 -2 --

10,2 Ю,4 Ю,6 101 1()

9.3

9,9 9,9 9,7 9 6 9с

7,8 8 8,2

II

О

г и о

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014

Годы

Рис. 4. Динамика уровня безработицы в странах Центральной Азии за 2000-2014 гг.ы

Следует иметь в виду, что вышеперечисленные и другие негативные результаты являются следствием не только текущего кризиса, они также характерны для других кризисных явлений. Так, например, установлено, что в результате финансового кризиса 1998 г 60% бедных в России двумя годами ранее не были таковыми23.

В Республике Таджикистан, «...начиная с третьего квартала 2008 г. (выделено нами), ощущается влияние мирового кризиса в виде возникновения проблем платежеспособности в банковской системе, уменьшения денежных переводов, требования возврата внешних долгов раньше срока и сокращения внешнего капиталовложения»24. «В результате Таджикистан столкнулся с проблемами серьезного ограничения бюджетных средств и внешнего финансирования, а также с возникающей напряженностью в банковской системе и снижением экономической активности в промышленности и сельском хозяйстве»25.

По утверждению Президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмона, сделанному им в своем Послании Маджлиси Оли (Высшему Собранию) Республики Таджикистан от 24.04.10, кризис только Государственному бюджету в 2010 г. нанес ущерб чуть более чем в один млрд. сомони (230 млн. долл.)26. Его последствия для Таджикистана проявились в виде:

1) снижения темпа роста ВВП. Например, за 2009 г., по данным Агентства ста-

тистики при Президенте Республики Таджикистан, темп роста ВВП в Таджикистане составил всего 3,9%, при том что за 2008 г. этот показатель был равен 7,9%;

2) уменьшения объемов производства продукции в реальном секторе экономики. Так, за 2009 г. объем промышленной продукции по сравнению с прошлым годом уменьшился на 7,4%27;

3) уменьшения поступлений (выручки) от экспорта и, соответственно, объема внешнеторгового оборота. Так, в 2009 г. относительно 2007 г. поступления от экспорта уменьшились на 457,9 млн. долл., или на 31,2%, а по сравнению с 2008 г. - на 396,0 млн. долл., или на 28,2%. Это можно объяснить, в частности, снижением внешнего спроса и мировой цены на первичный алюминий, удельный вес которого в поступлении от экспорта в 2005-2010 гг. составлял от 58,3% в 2009 г. до 75,0% в 2006 г. В то же время доля гидроэлектроэнергии, которой Таджикистан весьма богат и экспорт которой в весен-нее-летний период весьма выгоден, в поступлении от экспорта составила всего от 0,3% в 2010 г. до 6,3% в 2009 г.28;

4) уменьшения денежных переводов от внешней трудовой миграции в результате снижения деловой активности в России и Казахстане - основных странах, принимающих трудовых мигрантов из Таджикистана. Так, в 2009 г. (1 млрд. 833 млн. долл.) по сравнению с 2008 г. (2 млрд.

669 млн. долл.) объем переводов уменьшился на 836 млн. долл.29. В целом приток объема денежных переводов от внешней трудовой миграции в 2009 г относительно 2008 г в Таджикистане уменьшился на 32%, в Кыргызстане - на 26%, а его отток уменьшился из России на 32% и из Казахстана на 18%30;

5) уменьшения притока иностранных инвестиций. Так, если в 2008 г. объем притока иностранных инвестиций в Республике Таджикистан составил 989,3 млн. долл., то в 2009 г. - 383,1 млн. долл., т.е. за один год приток иностранных инвестиций уменьшился почти в 2,6 раза. В частности приток прямых иностранных инвестиций в 2009 г. (89,4 млн. долл.) по сравнению 2008 г. (425,7 млн. долл.) уменьшился почти в 4,8 раза31, в то время как, например, в Кыргызстане этот показатель составил всего 35,7%32;

6) уменьшения доходов Государственного бюджета, которое имело место впервые за последние восемь лет, что, вероятно, отрицательно скажется на социальной сфере, обороноспособности и эффективности внешней политики страны и т.д., а также выполнении Таджикистаном взятых на себя обязательств по обслуживанию и возврату внешнего долга. На 2009 г. расходы Государственного бюджета были уменьшены на 500 млн. сомони (111 млн. долл.)33, а по итогам 9 месяцев 2010 г. доходы Государственного бюджета выполнены на 97,7% от плана, в результате бюджет недополучил 217,2 млн. сомони (почти 49 млн. долл.), в т.ч. 205,6 млн. сомони (46 млн. долл.) приходится на таможенные платежи34. Последнее обстоятельство в основном было связано с уменьшением объема импорта из-за задержки железнодорожных вагонов на территории Узбекистана35, вследствие чего Государственный бюджет Республики Таджикистан недополучил примерно 200 млн. долл.36.

Следует отметить, что кризис имеет не только отрицательные последствия: «...кризисные явления могут служить в определенной степени «толчком»для осуществления ускоренного перехода... экономики на инновационной путь развития. Это шанс для страны и ее регионов преодолеть сложившуюся индустриаль-

ную парадигму развития, уйти от экспортно-сырьевого типа экономики и осуществить рывок к перестройке системы хозяйствования, активно внедряя прогрессивные, инновационно направленные типы производства и занятости»37. Хотя данный вывод относится к России, тем не менее он правомерен и для Таджикистана, и для других стран Центральной Азии.

С учетом вышеизложенного для национальных экономик стран Центральной Азии в общем и Республики Таджикистан в частности, слабо связанных с мировым финансовым рынком, для снижения бремени кризиса, по крайней мере, необходимо:

1) обеспечить рост и эффективность реального сектора экономики;

2) усилить кадровый потенциал, который даст возможность проводить в этих странах превентивную системную (макро-экономико-финансовую и социальную) политику, соответствующую их национальным интересам.

Представляется, что начиная с 2012/ 2013 учебного года для всехэкономико-уп-равленческих и бизнес-специальностей высшего и дополнительного профессионального образования необходимо ввести предмет (дисциплину) «Антикризисное управление» с упором на финансово-экономический аспект кризиса. Например, Институт повышения квалификации государственных служащих Республики Таджикистан начал эту работу еще в 2010 г., включив тему «Государственное управление в условиях глобального финансово-экономического кризиса» в учебно-тематические планы Государственного заказа на переподготовку и повышение квалификации государственных служащих, утвержденного постановлением Правительства Республики Таджикистан № 605 от 31 октября 2009 г.

1 Ахметов К. Кризис. Каких еще не было // 1Шр:\ллллл//05/12/2011

2 Государственная служба. 2009. № 3. С. 17.

3Кушлин В.И. Инновационные факторы экономического развития в современных условиях //Государственное регулирование экономики и повышение эффективности деятельности субъектов хозяйствования. Сборник докладов 5-й Международной научно-практической конференции. Часть 1. Минск: АУ при Президенте РБ, 2009. С. 379.

МИРОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА

4 Николаев И. Экономика плохих настрое- 21http://profi-forex.org/news/entry1008057432.html ний //Газета.Ru.Сюжет. 2011. 12 декабря. *Табл. составлена по данным, заимство- 5 http//www.rosbalt.ru/2011/09/30 ванным из: Слей Б. Экономический кризис в 6 Николаев И. Экономика плохих настрое- странах бывшего Советского Союза и Цент-ний//Газета.Ри.Сюжет. 2011. 12 декабря. ральной Азии: худшее позади? Душанбе: ПРО- 7 http://top.rbc.ru/finances/03/06/2010 ОН, 2010. 8 Хасанов М.М., Саидходжаев Х.Д. Внешний 22 www.kt.kz, 08.02.11 долг: мировые тенденции и их приложение к * Рис. составлен поданным, заимствован-экономике Таджикистана. 3-е изд., дополн. и ным из: Слей Б. Экономический кризис встра-перераб. Душанбе: НПИЦентр, 2004. С. 67. нах бывшего Советского Союза и Централь- 9 http://news.mail.ru/politics/3825277/ ной Азии: худшее позади? Душанбе: ПРООН, * Рис. составлен по данным, заимствован- 2010. ным из: Слей Б. Экономический кризис в стра- 23 Loksin. Ravallion (2000). нах бывшего Советского Союза и Централь- 24 Послание Президента РТ Маджлиси Оли ной Азии: худшее позади? Душанбе: ПРООН, РТ//Народная газета. 2010. № 17(19726). 2010. 25 Хасанов М.М., Саидходжаев Х.Д. Внешний 10 Газета.Ru. 2011. 12 декабря. долг: мировые тенденции и их приложение к " Стратегия программы «Экономическое экономике Таджикистана. 3-е изд., дополн. и развитие и поддержка предпринимательства» перераб. Душанбе: НПИЦентр, 2004. С. 67. на 2010-2011 годы. Душанбе: Филиал ИОО- 26 Asia-Pius. 2010. № 1 (520.) ФС в Таджикистане, 2010. 27 Банковский статистический бюллетень. 12 Экономический рост возобновляется в 2011. №3(188). странах Европы и Центральной Азии: пресс- 28 Asia-Pius. 2010. №9 (528). релиз. Вашингтон: ВБ, 2011. 433\ ЕСА. 29 Внешнеэкономическая деятельность РТ. 13 http://embacuba. cubaminrex/.cu/ Статсборник. Душанбе: Госкомстат, 2009 Kazajstanrus; 03.02.11 30www.kt.kz, 08.02.11 14http://news.maii.ru/economics/03.07.2011 31 Алимжанова Д.Проблемы привлечения 15 http://embacuba. cubaminrex/.cu/ иностранных инвестиций в аграрный сектор Kazajstanrus; 03.02.11 экономики страны //Реформа. 2010. №3(47). 16 Стратегия программы «Экономическое С. 18-21. развитие и поддержка предпринимательства» 32 Asia- Plus. 2009. на 2010-2011 годы. Душанбе: Филиал ИОО- 33 Asia-Pius. 2010. №61 (580). ФС в Таджикистане, 2010 34 Asia-Pius. 2010. №61 (580). 17 www.kt.kz, 08.02.1 1 35 Asia-lus. 2010. №17(536). 18www.regnum.ru, 17.06.2010 36 Asia-lus. 2010. №17 (536). 19 www.centasiaonline.com 37 Ульмасов P., Парфенцева О. Миграция и 20 http://ru.euronews.net; 07.11.2010 рынок труда России и Таджикистана: пробле- мы и перспективы. Душанбе, 2010. С. 7.

154 №4(1) 2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.