Том 13 Выпуск 2 2010 ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ И КАВКАЗ
Г" X
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА Л
МИРОВОЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ТАДЖИКИСТАН
Муним ХАСАНОВ
кандидат экономических наук, заведующий кафедрой управления экономикой и финансами Института повышения квалификации государственных служащих (ИПКГС) Управления государственной службы при Президенте Республики Таджикистан (Душанбе, Таджикистан)
Введение
Финансовый кризис начался в конце
2007 года на рынках недвижимости. К признакам подобного кризиса относятся снижение ликвидности банков, что означает потерю потенциальных клиентов; повышение ставок по кредитам, спрос на которые уменьшается; банкротство определенной части кредитных уч-
реждений и упадок финансового рынка. Вскоре кризис перерос в финансово-экономический, охватив большинство стран мира и став самым глубоким за всю истории капитализма со времен Великой депрессии 1930-х годов. Его последствия, по-видимому, будут ощущаться и в среднесрочной перспективе.
1. Основные причины кризиса
Обзор и анализ многочисленных источников показывают, что кризис возник по следующим причинам:
■ Массовое предоставление ипотечных займов субъектам с ненадлежащим доходом и сомнительной кредитной историей. Механизм данного явления детально описан М.А. Ниезовым1.
■ Диспропорция между реальным и финансовым секторами экономики, а также объемами прибыли ВВП и основными финансовыми активами2. «Так, мировой ВВП в 2006 году составил 48,4 трлн долл. Основные же финансовые активы (акции, облигации и активы коммерческих банков в сумме) оценивались в 194,5 трлн долл., то есть превышали объем мирового ВВП более чем в 4 раза. Для сравнения: еще в 1980 году отношение основных финансовых активов к размеру мирового валового продукта составляло 109%. Это кратное превышение активов над реальным производством особенно заметно именно в развитых странах: в США — в 4,3 раза, в странах ЕС — почти в 5,5 раза, а вот в развивающихся странах Европы это отношение составляло 1 к 14» (выделено нами)3. «По оценкам, в среднем на каждый доллар, обращающийся в реальном секторе мировой экономики, приходится примерно 50 долларов в финансовой сфере (выделено нами)»4. Как видно из рис. 1, удельный вес прибыли корпораций США, обеспечивающих почти треть мирового ВВП, за 50 лет (с 1947 по 1997 гг.) увеличился в 3,5 раза за счет финансового сектора, имеющего во многом спекулятивный характер, а доля прибыли, полученной в реальном секторе национальной экономики (от которого во многом зависит уровень удовлетворения платежеспособного спроса населения), уменьшилась в 1,5 раза.
■ Рост государственного и частного долга. Совокупные долги Федерального правительства США и населения (по сравнению с 1982 г.) увеличились в 1985 году на 2 трлн долл. (40%), в 1991-м—на 9 трлн долл. (в 2,8 раза), в 1994-м — на 11 трлн долл. (3,2 раза), в 1997-м — на 14 трлн долл. (в 3,8 раза), в 2000-м — на 20 трлн долл. (в 5,0 раза), в 2003-м — на 26 трлн долл. (в 6,2 раза) и в 2006 году — на 36 трлн долл. (в 7,2 раза). В 2006 году государственный долг США составил 5,8 трлн долл. (40,8 % к ВВП); по существующим прогнозам, к концу 2009—2010 бюджетного года он достигнет 9 трлн долл. (62,0% к ВВП). Предельное (критическое) значение данного соотношения, характеризующего финансово-экономическую безопасность страны, равно 50,0%5. Кроме того, изменилось соотношение между долгом населения США и его доходом. Как видно из рис. 2, отношение частного долга населения к его доходам за 40 лет (1959—1999 гг.) выросло в 1,8 раза, в 2003 году — более чем в 2,1 раза, а в 2007-м — более чем в 2,5 раза.
1 См.: Профессиональная беседа // Паем (Вестник) ИПКГС РТ, 2009, № 2. С. 58—64.
2 Здесь и далее использованы некоторые данные из доклада Л.Х. Саидмурадова «Мировой финансовый кризис и меры по его преодолению на глобальном уровне» // Мировой финансовый кризис и Таджикистан. Материалы научно-практической конференции. Душанбе: НДПТ, 2009. С. 117.
3 Ж. «Государственная служба», 2009, № 3. С. 17.
4 Кушлин В.И. Инновационные факторы экономического развития в современных условиях. В кн.: Государственное регулирование экономики и повышение эффективности деятельности субъектов хозяйствования. Сборник докладов 5-й Международной научно-практической конференции. Ч. 1. Минск: АУ при Президенте РБ, 2009. С. 379.
5 См.: Хасанов М.М., Саидходжаев Х.Д. Внешний долг: мировые тенденции и их приложение к экономике Таджикистана. 3-е изд. дополн. и перераб. Душанбе: НПИЦентр, 2004. С. 67.
Рисунок 1
Динамика структуры прибыли, полученной корпорациями США в период с 1947-го по 2007 год
ҐГ
100
80
60
40
20
88
79
81
12
п
21
77
75 — 75 —
19
73
23
25
25
71
27
68
29
60 58 56
56--------52---------
52 48
32
40
42
44
0
1947 1952 1957 1962 1967 1972 1977 1982 1987 1992 1997 2002 2007
Годы
ЦЦ Доля прибыли, заработанная в реальном секторе экономики, % I I Доля прибыли, полученная в финансовом секторе, %
Рисунок 2
Динамика отношения долга населения США к его доходу
ҐГ
її?
>
д
о
х
о
д
л
о
д
н
е
ш
о
н
т
о
140
120 100 80 60 40 20
132
110
77
83
88
92
63
68
52
60 58
67
64
Г---^
1959 1963 1967 1971 1975 1979 1983 1987 1991 1995 1999 2003 2007
Годы
V---------------------------------------------------------------------------'
Рисунок составлен и данные приводятся по: Слей Б. Экономический кризис в странах бывшего Советского Союза и Центральной Азии: худшее позади? Душанбе: ПРООН, 2010.
V ------У
Повышение мировых цен на углеводородные энергоносители.
Повышение мировых цен на продукты питания и, в особенности, зерно (из-за его широкого использования в качестве сырья для производства моторного топлива в США и ряде других стран). Как видно из табл. 1, средние цены на основные продукты питания (по сравнению с данными за январь 2007 г.) увеличились в июне того же года на мировом рынке — на 14%, а в Республике Т аджикистан (РТ) — на 2%, в августе — соответственно на 23 и 4%, в октябре — на 32 и 18%, в декабре — на 41 и 25%, в марте 2008 года — на 61 и 28%, в июне — на 63 и 36% и в августе — на 50 и 42%. Хотя рост цен на продукты питания в РТ был относительно не столь высок, тем не менее с января 2007 года по сентябрь 2008-го они выросли на 43% (чуть более 2% в месяц в среднемесячном исчислении).
Таблица 1
Средний индекс цен на продукты питания в мире и в Таджикистане с 2007-го по 2009 год, %
На мировом уровне В Таджикистане Месяцы и годы На мировом уровне ^ Таджикистане
1/2007 100 100 7/2008 159 139
2/2007 102 101 8/2008 150 142
3/2007 103 101 9/2008 141 143
4/2007 105 102 10/2008 125 144
5/2007 107 103 11/2008 115 143
6/2007 114 102 12/2008 109 141
7/2007 118 103 1/2009 110 141
8/2007 123 104 2/2009 106 141
9/2007 130 115 3/2009 107 142
10/2007 132 118 4/2009 109 143
11/2007 137 123 5/2009 116 144
12/2007 141 125 6/2009 115 145
1/2008 147 126 7/2009 112 145
2/2008 159 127 8/2009 116 145
3/2008 161 128 9/2009 117 145
4/2008 159 132 10/2009 120 146
5/2008 163 134 11/2009 129 146
6/2008 163 136 12/2009 131 145
Таблица составлена на основе данных, заимствованных из: Слей Б. Указ. соч.
Вместе с тем с сентября 2008-го по декабрь 2009 года мировые цены на продукты питания снижались, а в Таджикистане они оставались на прежнем уровне.
Негативное влияние кризиса усугубляется такими факторами, как глобализация, высокая мобильность капиталов и значительная открытость национальных экономик.
2. Глобальные последствия кризиса
В первом приближении глобальными (общемировыми) последствиями кризиса являются:
1) снижение темпов экономического роста (ЭР). В 2009 году объем ВВП снизился по сравнению с 2008 годом в Украине — на 15,0%, в Армении — на 14,0%, в России — на 8,0%, в Молдове — на 7,0%, в странах, ранее входивших в состав СССР, — в среднем на 6,7%, в Турции и Туркменистане — на 6,0% (в Туркменистане снижение носило эпизодический характер и было связано с аварией на газопроводе) и в странах Латинской Америки (в целом) — на 2,5%. С другой стороны, в рассматриваемый период в отдельных странах наблюдался высокий темп роста ВВП: в Азербайджане и Китае он достиг 9%, Узбекистане — 8%, а в странах Азии в целом— 5%6.
Рисунок 3
Динамика УБ в странах ЦА за период с 2000-го по 2014 год
6 Данные приводятся по: Слей Б. Указ. соч.
2) уменьшение объемов внешнего финансирования стран с переходной экономикой.
3) повышение уровня бедности (УБ). Численность людей, вынужденных обходиться доходом в 2,15 долл. в день и менее, в 2007 году увеличилась в мире на 53 млн и достигла 1,5 млрд; число лиц с доходом 1,25 долл. и менее увеличилось на 46 млн. Как видно из рис. 3, в 2009 году УБ в странах Центральной Азии (ЦА), в среднем, повысился по сравнению с 2008 годом; если принимать в качестве черты бедности величину дохода, равную 2,5 долл. — уровень бедности вырос на 1%, а если проводить ее на уровне 5,0 долл. в день на человека — на 3%7.
4) увеличение безработицы и возможная глобальная рецессия. Например, в 2009 году уровень безработицы (УБз) повысился относительно 2008 года: в Молдове на 50%, в Украине и Турции на 35%, в России на 35%8; в странах ЦА данная тенденция будет иметь устойчивый характер (см. рис. 4).
Рисунок 4
Динамика УБз в странах ЦА за период с 2000-го по 2014 год
ҐГ
її?
ш"
У
12 10 8 6 4 2
10,2 10,4 10’6 10,1 10
9,3-
99 99 9,7 9,6 9,5
7,8
“Г--
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0
00000000001 00000000000 22222222222
"Г"*—^
234
000
222
Годы
Рисунок составлен на основе данных из: Слей Б. Указ. соч.
3. Влияние кризиса на Таджикистан
В Таджикистане «начиная с третьего квартала 2008 года (выделено нами) ощущается влияние мирового кризиса в виде возникновения проблем платежеспособности в банков-
7 Там же.
8 Там же.
ской системе, уменьшения денежных переводов, требования возврата внешних долгов раньше срока и сокращения внешних капиталовложений»9.
Создавшуюся в результате кризиса ситуацию в Таджикистане можно охарактеризовать следующим образом:
1) снижение темпа роста ВВП. В 2009 году рост ВВП в РТ составил всего 3,4% при том, что за 2008 год (по данным Госкомстата, а ныне Статагентства при Президенте РТ) этот показатель увеличился на 8%;
2) уменьшение объемов производства продукции в реальном секторе экономики. За
2009 год объем промышленной продукции по сравнению с предыдущим годом уменьшился на 7,4%10.
3) уменьшение поступлений от экспорта (ПЭ) и, соответственно, объема внешнеторгового оборота. За 8 месяцев 2009 года ПЭ уменьшились на 450,3 млн долл., или 55,1%11, в частности, из-за снижения внешнего спроса и падения мировых цен на первичный алюминий, продажа которого обеспечивала в 2008 году 72% ПЭ12. За 8 месяцев 2009 года внешнеторговый оборот РТ уменьшился на 69%, или 936 млн долл.13, в том числе из-за уменьшения доходов от экспорта первичного алюминия — на 45,2 тыс. т, или на 421,6 млн долл.14
В структуре экспорта Таджикистана преобладает сырьевая составляющая с низкой степенью переработки (в основном хлопковое волокно и первичный алюминий), что не отвечает национальным интересам республики; особенно ярко это проявилось в период кризиса. Так, с 2003 по 2008 год удельный вес сырья и материалов в общем объеме ПЭ составил почти 85%; на машины и оборудование приходилось чуть меньше 2%. При этом львиная доля (72%), как уже отмечалось, пришлась на первичный алюминий15.
В 2009 году объем производства первичного алюминия в РТ составил 360 тыс. т, что почти на 40 тыс. т (или 9%) меньше, чем в 2008 году; объем его экспорта в 2009 году (348,7 тыс. т на сумму 589,5 млн долл.) уменьшился на 50,7 тыс. т, или 423,5 млн долл. (в 2008 г. он составлял 399,4 тыс. т на сумму 1 млрд 13 млн долл.)16.
Таким образом, в 2009 году экспортировалось 96,9% произведенного первичного алюминия. При этом цены на продукцию высокой степени готовности (качественный прокат, фольга, прессованные изделия и т.д.) на мировом рынке превышают стоимость первичного алюминия в 2—4 раза17. Иными словами, 1 т «первичного алюминия, отправленного не на экспорт, а на изготовление проката, увеличивает добавленную стоимость на 600 долл. (выделено нами). Экспортирование готовой продукции из алюминия многократно увеличивает валютные поступления в республику; это позволяет решить проблему занятости и создать дополнительные рабочие места, что в современных условиях Таджикистана является немаловажным фактором»18.
9 Круглый стол «Влияние мирового финансового кризиса на трудовую миграцию из Таджикистана». Душанбе: МОМ, 2009. С. 110.
10 См.: Asia-Plus, 2010, № 1 (520).
11 См.: Asia-Plus, 2009, № 36 (503).
12 См.: Asia-Plus, 2009, № 22 (489).
13 См.: Asia-Plus, 2009, № 36 (503).
14 См.: Там же.
15 См.: Внешнеэкономическая деятельность РТ. Статистический сборник. Душанбе: Госкомстат, 2009. С. 528.
16 См.: Asia-Plus, 2010, № 5 (524).
17 См.: Время — деньги, 2001, № 24 (024); Экономика строительства, 1999, № 12.
18 Бизнес и политика, 2002, № 16 (484).
Ц
ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ И КАВКАЗ
Том 13 Выпуск 2 2010
Что касается хлопка, то «разница в цене между хлопковым волокном и вырабатываемыми из него хлопчатобумажными тканями (в расчете на 1 кг волокна) составляет 10—12 раз. Если 40% производимого хлопка-волокна будет переработано в пряжу и ткани, то валовая выручка от их реализации увеличится примерно в 2,1 раза»19.
В 2008 году средняя цена 1 т первичного алюминия на мировом рынке равнялась 2 575 долл., а в 2009 году она составила 1 691 долл., то есть за год данный показатель уменьшился на 884 долл. (34,3%). Почти аналогичная ситуация сложилась и с хлопковым волокном, средняя мировая цена которого в 2009 году составила 1 150 долл. за 1 т, в то время как в 2008 году она равнялась 1 264 долл.20, то есть за год цена хлопкового волокна уменьшилась на 114 долл. (почти 10%).
По всем перечисленным причинам ПЭ от продажи первичного алюминия и хлопкового волокна за январь — апрель 2009 года уменьшились на 224 млн долл.21
С осени 2009 года средние цены на вышеуказанные товары стали увеличиваться; их рост на мировом рынке (по сравнению с началом года) составил от 7 до 12%22.
За последние 6 месяцев 2009 года и в начале 2010 года цена 1 т первичного алюминия повысилась с 1 600 долл. до 2 400, а хлопкового волокна — с 800 долл. до 1 600 долл.23; в декабре ПЭ увеличились на 18,7% по сравнению с ноябрем 2009
года24.
Для преодоления указанных тревожных тенденций претворяются в жизнь разработанные правительством программы по полной переработке продукции, производимой в РТ; в области производства хлопкового волокна они будут осуществлены до 2015 года, а в отрасли добычи и обработки первичного алюминия — с 2007-го по 2015 год;
4) уменьшение денежных переводов от внешних трудовых мигрантов (ВТМ). Так,
в 2009 году объем переводов (1 млрд 833 млн долл.) уменьшился на 836 млн долл. (в 2008 г. он равнялся 2 млрд 669 млн долл.)25. В целом, в 2009 году приток средств от ВТМ в Таджикистан и Молдову уменьшился (по сравнению с 2008 г.) на 32%, в Кыргызстан — на 26%, а его отток из основных стран СНГ, принимающих трудовых мигрантов (ТМ), уменьшился: из России — на 32%, а из Казахстана — на 18%26; «снижение объемов денежных переводов привело к проблемам с платежеспособностью банковской системы, финансовой нестабильности, снижению платежеспособного спроса, а также серьезно повлияло на доходы населения и рост уровня бедности, что является причиной для серьезного беспокойства»27.
Следует заметить, что в 2008 году переводы от ВТМ составили почти 50% ВВП республики28.
С конца 2009 года объем денежных переводов в Таджикистан начал постепенно восстанавливаться; если в июне 2009 года он уменьшился на 35%, то в
19 Бизнес и политика, 2002, №№ 1, 2 (510, 511).
20 См.: Asia-Plus, 2010, № 5 (524).
21 См.: Asia-Plus, 2009, № 22 (489).
22 См.: Asia-Plus, 2010, № 1 (520).
23 См.: Asia-Plus, 2010, № 4 (523).
24 См.: Asia-Plus, 2010, № 5 (524).
25 См.: Asia-Plus, 2010, № 9 (528).
26 Данные приводятся по: Слей Б. Указ. соч.
27 Круглый стол «Влияние мирового финансового кризиса на трудовую миграцию из Таджикистана». .
28 См.: Там же. С. 171.
сентябре спад составил 27%; за три последних месяца года (октябрь — декабрь) объем переводов увеличился на 8%29.
Денежные переводы от ВТМ являются весьма важным и весомым источником повышения уровня и качества жизни населения РТ; «если рассматривать трудовую миграцию как экспорт, то переводы, составляющие почти одну третью часть его, занимают второе место после алюминия»30.
Так, в 2002 году объем денежных переводов в Таджикистан составлял 78,4 млн долл., в 2005 году — 600,0 долл., что больше на 521,6 млн, или почти в 7,7 раза31, а в
2008 году, как отмечалось выше, почти 2,7 млрд долл., что по сравнению с 2002 годом на 2,591 млрд больше, или почти в 34,0 раза!
Таким образом, за 6 лет (2002—2008 гг.) объем денежных переводов увеличился в 5,7 раза; в 2008 году он возрос в 4,4 раза (относительно 2005 г.), то есть почти на 2,1 млрд долл.
«По отношению к расходам госбюджета они (денежные переводы. — М.Х.) составили: в 2002 году — 40,4%, в 2005-м — 136,5%, в 2006-м — 238,7%, в 2007-м — 159,3%, в 2008 году — 165 ,9% (выделено нами).
Если же сравнить суммы официальных данных переводов внешних трудовых мигрантов с объемами ВВП, то можно получить следующие данные: 2006 год — 41,7% 2007-й — 43,3%, 2008-й — 48,7% (выделено нами).
Экспертные оценки показывают, что денежные переводы мигрантов по неофициальными каналам составляют приблизительно 40% (выделено нами).
С учетом полной оценки отношение сумм денежных переводов таджикских трудовых мигрантов (к ВВП. — М.Х.) составляет: в 2006 году — 58,4%, в 2007-м — 60,6%, в 2008 году — 64 ,2% (выделено нами)»32.
Установлено, что уменьшение объема переводов на 5% вызывает повышение убытков бюджета (УБ) на 1%33.
Вместе с тем денежные переводы от ВТМ выгодны не только стране-экспор-теру ТМ (в данном случае Таджикистану), но и их импортеру (России): установлено, что на каждый рубль, увезенный на родину ТМ, приходится пять рублей заработной платы, которые они оставляют в принимающих странах34.
Однако «в настоящее время 70% объемов денежных переводов населения направлены на приобретение импортной продукции»35. Подобная ситуация является весьма тревожной, и органы государственной власти РТ должны принять срочные меры для ее преодоления.
В 2008 году около 800 тыс. граждан Таджикистана работали за пределами страны, чуть более 90% из них — в РФ36; их численность имеет тенденцию к увеличению (см. табл. 2 и рис. 5).
Если численность ТМ в 2003 году составила 224 тыс. чел., то в 2004-м она выросла на 13,4%, достигнув 254 тыс., в 2005-м она составляла 466 тыс. чел., увеличившись почти в 2,1 раза, в 2006-м — 562 тыс. чел., увеличившись в 2,5 раза, в 2007-м — 727 тыс. чел., увеличившись в 3,2 раза, и в 2008 году — 800 тыс. чел.
29 См.: Asia-Plus, 2010, № 1 (520).
30 Круглый стол «Влияние мирового финансового кризиса на трудовую миграцию из Таджикистана».
31 См.: Там же. С. 171.
32 Там же. С. 118.
33 См.: Asia-Plus, 2010, № 1 (520).
34 См.: Asia-Plus, 2010, № 9 (528).
35 Круглый стол «Влияние мирового финансового кризиса на трудовую миграцию из Таджикистана».
36 См.: Там же. С. 171.
В целом по отношению к 2003 году численность ТМ увеличилась на 576 тыс. чел., или почти в 3,6 раза.
Таблица 2
Динамика численности ТМ из РТ в РФ
Годы Численность ТМ, тыс. чел.* Индекс** численности ТМ, в % \ Темп изменения численности ТМ по сравнению с предыдущими годами, в %
1 2 3 4
2003 224 100,0 —
2004 254 113,4 13,4
2005 466 208,0 83,5
2006 562 250,9 20,6
2007 727 324,6 29,4
2008 800 357,1 10,0
* Приведена по: «Влияние мирового финансового кризиса на трудовую миграцию из Таджикистана». С. 171. ** Рассчитан автором по данным 2-й графы данной табл. Л
Динамика численности ТМ из РТ в РФ
Рисунок 5
ҐГ
800
§ 700
600
500
£ 400 ст
ено 300
сл
200
100
800
727
562
466
224
254
2003 2004 2005 2006
Годы
2007
2008
Следует отметить, что средний возраст ТМ из Таджикистана имеет тенденцию к снижению: если в 2003 году удельный вес мигрантов в возрасте от 18 до 29 лет составлял 44%, то в 2008 году он был равен 67%37, то есть за 5 лет доля ТМ, имеющих самый высокий трудовой потенциал, увеличилась на 23%.
Если индекс производительности труда работников в возрасте от 30 до 35 лет условно равняется 100,0%, то для ТМ в возрасте до 19 лет его значения составляют 78,0—87,0%, от 20 до 24 лет — 82,0—93,0%, от 25 до 29 лет — 94,0—99,0%, от 35 до 39 лет — 99,2—99,6%, от 40 до 44 лет — 88,0—96,0%, от 45 до 49 лет — 78,0—95,0%, от 50 лет и старше — 78,0—87,0%38.
«Из общего числа трудовых мигрантов в 2008 году мужчины составили 89%, а женщины — 11%, что по сравнению с тем же 2003 годом указывает на рост женской трудовой миграции: соответственно 94% против 6%»39.
В 2008 году 19% ТМ из РТ имели высшее или незаконченное высшее образование, а 28% — среднее профессиональное образование40.
5) уменьшение притока иностранных инвестиций;
6) уменьшение доходов госбюджета (ГБ), которое имело место впервые за последние 8 лет; это отрицательно скажется на социальной сфере, обороноспособности и эффективности внешней политики страны, а также на выполнении Таджикистаном взятых на себя обязательств по обслуживанию и возврату внешнего долга.
Так, в первом квартале 2009 года доходная часть ГБ была выполнена всего на 86,6%; в государственную казну недопоступило 153 млн сомони, или 44,3 млн долл.41, а собираемость налогов сократилась на 26%42.
Заключение
Правительство РТ предприняло ряд мер по смягчению последствий мирового кризиса для национальной экономики.
Так, в настоящее время осуществляется план первоочередных мероприятий, разработанный Антикризисной комиссией правительства; в 2009 году за счет международных финансовых организаций предполагалось привлечь почти 80 млн долл. (около 280 млн сомони) грантовых средств на поддержку ГБ. Кроме того, ведутся переговоры о возможностях финансирования из дополнительных источников.
Для поддержания платежного баланса и денежной системы за счет МВФ будет привлечено 300 млн сомони, или почти 87 млн долл.43
37 См.: Круглый стол «Влияние мирового финансового кризиса на трудовую миграцию из Таджикистана». С. 171.
38 См.: Хайдаров А.Дж. Особенности переходной экономики в Таджикистане в контексте демографических изменений // Mатериалы научно-теоретической конференции «Переход от теории и практики поощрения экономического роста к концепции человеческого развития: от выявления проблем к их решению». Душанбе: ИПКГС P^ 2GG8. С. 118.
39 Круглый стол «Влияние мирового финансового кризиса на трудовую миграцию из Таджикистана». С. 113.
40 См.: Там же. С. 171.
41 См.: Asia-Plus, 2GG9, № 22 (489).
42 См.: Asia-Plus, 2G1G, № 1 (52G).
43 См.: Послание президента PТ Э. Pахмона Mаджлиси Оли P^ Душанбе: Шарки Озод, 2GG9. С. 95.
Малая национальная экономика Таджикистана слабо связана с мировым финансовым рынком; для преодоления кризисных явлений, хотя бы на первых порах, необходимо следующее:
1) обеспечение роста и поддержание эффективности реального сектора экономики;
2) усиление кадрового потенциала, которое даст возможность проводить превентивную системную политику (макроэкономическую, финансовую, социальную и демографическую), отвечающую национальным интересам страны.