Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКОЙ ПОЛИТИКИ В МИРЕ'

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКОЙ ПОЛИТИКИ В МИРЕ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
160
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
туризм / туристская политика / международный туризм / туристические центры / туристский поток. / tourism / tourism policy / international tourism / tourist centers / tourist flow

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Эгамбердиев Фармонкул Турсункулович

В статье обосновывается что, туризм становится динамично развивающейся отраслью не только в экономиках развитых, но и развивающихся стран. Эта сфера деятельности способствует развитию более тесных контактов между представителями разных стран и регионов мира, при этом, обеспе­чивая высокий уровень занятости во многих странах граждан различной специальности. Также разработаны рекомендации по развитию туристской политики в мире в целом и в Узбекистане.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CURRENT STATE OF DEVELOPMENT OF TOURISM POLICY IN THE WORLD

The article substantiates that tourism is becoming a dynamically developing industry not only in the economies of developed, but also in developing countries. This area of activity contributes to the development of closer contacts between representatives of different countries and regions of the world, and ensuring a high level of employment in many countries of citizens of various specialties. Also, there is developed recommendations for the development of tourism policy in the world as a whole and in Uzbekistan.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКОЙ ПОЛИТИКИ В МИРЕ»

у

Эгамбердиев Фармонкул Турсункулович,

доктор экономических наук, профессор кафедры «Экономическая теория» Национального университета Узбекистана имени Мирзо Улугбека

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКОЙ ПОЛИТИКИ В МИРЕ1

УДК: 338.467.6 DOI: 10.34920/EIF/VOL_2022_ISSUE_6_1

ЭГАМБЕРДИЕВ Ф.Т. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКОЙ ПОЛИТИКИ В МИРЕ

В статье обосновывается что, туризм становится динамично развивающейся отраслью не только в экономиках развитых, но и развивающихся стран. Эта сфера деятельности способствует развитию более тесных контактов между представителями разных стран и регионов мира, при этом, обеспечивая высокий уровень занятости во многих странах граждан различной специальности. Также разработаны рекомендации по развитию туристской политики в мире в целом и в Узбекистане.

Ключевые слова: туризм, туристская политика, международный туризм, туристические центры, туристский поток.

ЭГАМБЕРДИЕВ Ф.Т. ЖАЦОНДА ТУРИСТИК СИЁСАТНИНГ РИВОЖЛАНИШИНИНГ ЗАМОНАВИЙ У,ОЛА ТИ

Мак,олада туризмни фак,атгина ривожланган мамлакатлар ик,тисодиётида динамик ривожлана-ётган тармок, эканлигимас, балки ривожланаётган мамлакатлар ик,тисодиётида х,ам катта ах,амиятга эга тармоклиги асослаб берилган. Ушбу фаолият тури жах,оннинг турли мамлакатлари ва регионлари вакиллари уртасида узвий алок,аларни урнатишга ёрдам беради, ва, шу билан бирга, купгина мам-лакатларда турли касб эгаларини банд булишига олиб келади. Шунингдек, жах,онда ва Узбекистонда туристик сиёсатни ривожлантириш буйича тавсиялар ишлаб чик,илган.

Таянч иборалар ва сузлар: туризм, туристик сиёсат, халк,аро туризм, туристик марказлар, туристик ок,им.

EGAMBERDIEV F. T. THE CURRENT STATE OF DEVELOPMENT OF TOURISM POLICY IN THE WORLD

The article substantiates that tourism is becoming a dynamically developing industry not only in the economies of developed, but also in developing countries. This area of activity contributes to the development of closer contacts between representatives of different countries and regions of the world, and ensuring a high level of employment in many countries of citizens of various specialties. Also, there is developed recommendations for the development of tourism policy in the world as a whole and in Uzbekistan.

Key words: tourism, tourism policy, international tourism, tourist centers, tourist flow.

1 Статья подготовлена на основе материалов гранта АЛ-47-тур 210711752- «Диверсификация турпакетов в туристских зонах с учетом биоклиматических Условий и создание картографической модели туристского потенциала Узбекистана и ее мобильного приложения».

Введение. На сегодняшний день, в мире наблюдается стремительное развитие сферы туризма, как в экономически развитых, так и развивающихся странах. По данным Всемирной туристской организации (ЮНВТО), туризм занимает четвертое место в мировом экспорте товаров и услуг, а по доходности - третье место. К началу 2019 года его доля в мировом ВВП составляла 8,3 трлн. долларов США или 10,4%:.

По данным Всемирной туристской организации ООН (ЮНВТО), если в 1950 году число туристов во всем мире составляло 25 млн., а оборот туристской индустрии - 2,1 миллиардов долларов США, то в 2012 году число международных прибытий в мире достигло 1,035 миллиардов человек, а годовой оборот в сфере туризма превысил 1,3 триллионов долларов США. В 2015 году число прибытий составило уже 1,184 млн., а в 2016 году туристы совершили 1 миллиардов 235 млн. международных поездок. В 2018 году число международных прибытий составило 1,323 миллиардов и на конец 2019 года 1,4 миллиардов2.

Актуальность темы исследования. Исходя из вышеприведенных статистических данных, наблюдается стремительное развитие сферы туризма, что в свою очередь является одним из важных показателей повышения уровня жизни населения и развития общества в целом.

Особое внимание в развитии международного туризма уделяется следующему:

Во-первых, развитие сферы туризма в различных регионах и странах мира отличается по структуре, по темпам прироста, по уровню государственной политики в области туризма.

Во-вторых, всемирный процесс глобализации, способствующий международной интеграции регионов, стран, народов в политической, социально-экономической, научно-технической, гуманитарной и других сферах жизнедеятельности, оказывает огромное влияние на уровень предоставляемых туристских услуг.

В то же время, существует ряд факторов, которые как положительно, так и негативно, сказываются на развитии как международного, так и внутреннего туризма. Важнейшими из них являются: • мировые, региональные финансово-экономические кризисы;

1 http://www.unwto.org

2 Отчёт ЮНВТО за 2019 год.

• международные, региональные, внутригосударственные политические кризисы;

• межконфессиональные, межэтнические конфликты;

• различный уровень социально-экономического развития отдельных регионов, стран;

• наличие в странах необходимой законодательной базы развития туризма;

• состояние и уровень использования странами, регионами своих туристских ресурсов;

• уровень государственной поддержки туризма в тех или иных странах, формирование и эффективное функционирование в них соответствующих организационных структур управления туризмом, туристских предприятий.

Постановка научной проблемы. Формирование и развитие рыночных отношений в сфере туризма, а также факторы, влияющие на данную сферу, анализируется в трудах Солиева М., Рах-матова Ф.3, Муминова Н.Г.4. Особенности развития экологического туризма исследуются в работах Эндрю Холдена5, Хошимова М.6, Тухлиева Н., Абдуллаевой Т.7, Холматжонова Б.М., Петрова Ю.В.8. Вопросы организация международного туризма в условиях модернизации экономики

3 Солиев М., Рах,матов Ф. Туризм сох,асида бозор муносабатларининг шаклланиши ва унинг тармок, самарадорлиги курсаткичларига таъсири // Сервис ва туризм: Бошкариш ва ривожлантириш муаммо-лари. Халкаро илмий-амалий анжуман материал-лари. -Самарканд, 2007 й., 4-7 сентябрь

4 Muminov N. Systematization of Factors Affecting the Development of Tourism. "Учинчи ренессансни шакллантиришнинг ижтимоий-иктисодий муам-молари" мавзусидаги халкаро илмий-амалий конференция материаллари. - Т.: «Ilm- Ziyo-Zakovat» нашриёти, 2022. - Б.393-395.

5 Andrew Holden. «Environment and Tourism», 3-d edition published 2016, 271 p.

6 Хошимов М. Узбекистан экологик туризми. Монография. Самарканд, "Зарафшон" нашриёти ДК, 2009. - 220 б.

7 Тухлиев Н., Абдуллаева Т. Экологический туризм: сущность, тенденции и стратегия развития. -Т.: Гос. Науч. Изд-во "O'zbekiston milliy ensiklopediyasi", 2006. - 416 с.

8 Kholmatjanov B.M., Petrov Yu.V., Abdikulov F.I., Abdikulova M.R., Saypiddinov Z.F., Makhmudov M.M., Khalmatjanov F.M., Safarov F.B. Bioclimatic Resources and Their Consideration for Tourism Development

in Selected Destinations of Uzbekistan Indonesian Journal of Law and Economics Review IJLER 7 (0). doi: 10.21070/ijler.2020.V7.481

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2022, 6(154)

исследуются Сениным В.С.1, Норчаевым А.Н.2, Ким Т.В.3. В.В. Лудниковой4, Волошиновой М.В., Загорской В.В.5, Махмудовым М.М.6 и другими. В этих работах описываются особенности развития в различных странах мира в условия пандемии. Проанализированный материал по туризму подталкивает к более глубокому изучению туристической политики в нашей стране, а также в зарубежных странах.

Целью исследования является разработка научных предложений и практических рекомендаций по развитию туристской политики в мире в целом и в каждой стране по отдельности.

Методы исследования. При решении поставленных задач применены структурно-системный подход, метод классификации, сравнительный и статистический анализ, индукции и дедукции, экстраполяции, обобщение, экономико-математическое моделирование, а также эмпирические и логические методы.

Анализ и основные результаты. Туризм становится динамично развивающейся отраслью не только в экономиках развитых, но и развивающихся стран. Эта сфера деятельности способствует развитию более тесных контактов между представителями разных стран и регионов мира, обеспечивая при этом, высокий уровень занято-

1 Сенин В.С. Организация международного туризма. - М.: Финансы и статистика, 2004. - 379 с.

2 Норчаев А.Н. «Халкаро туризмни ривожланти-ришнинг иктисодий усишга таъсири» номзодлик диссертацияси. ТДИУ, 2004. - 120 б.;

3 Ким Т.В. Инновационное развитие сферы туризма в условиях модернизации экономики. Диссертация на соиск. ученого степени доктора философии. Ташкент, 2019

4 В.В. Лудникова. Проблемы обеспечения устойчивого развития туристских предпринимательских структур (на примере Санкт-Петербурга)// Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки № 2 (168) 2013. С.55-58

5 Волошинова М.В., Загорская В.В.. Перспективы внедрения digital-технологий в индустрию туризма Ростовской области // Современные технологии управления. ISSN 2226-9339. -№4 (96/1). Номер статьи: 96101. Дата публикации: 30.12.2021. Режим доступа: https://sovman.ru/article/96101/

6 Махмудов Мухаммадисмоил Мухитдинович, Хал-матжанов Фарход Махаматжанович. ВЛИЯНИЕ ПАНДЕМИИ COVID-19 НА РАЗВИТИЕ СФЕРЫ ТУРИЗМА

В УЗБЕКИСТАНЕ. Тезисы докладов международной научно-практической электронной конференции «НОВАЯ АРХИТЕКТУРА ПОСТРОЕНИЯ ЭКОНОМИКИ В ПОСТПАНДЕМИЙНОМ МИРЕ». Ташкент, 2021. С. 208-211

сти во многих странах граждан различных специальностей.

Несмотря на сохраняющуюся экономическую и политическую нестабильность в мире, туризм демонстрирует устойчивую тенденцию к росту. В сферу туристской деятельности все активнее вовлекаются новые страны и регионы со своим туристским потенциалом и традициями.

В мировой туриндустрии появляются новые туристские центры, - достаточно конкурентоспособные среди традиционно развитых международных туристских центров мира. Вместе с тем объемы и динамика международных туристских потоков неравномерны, что объясняется в первую очередь различными уровнями социально-экономического развития стран и регионов мира.

Анализируя данные таблицы 1, можно сделать заключение о том, что в период с 1990 по 2019 гг., количество международных прибытий составляло 435 млн. чел. и 1,4 млрд. чел. соответственно и наблюдается тенденция к увеличению, почти на один миллиард человек. Как показывают данные, лидирующую позицию занимает Европа.

И в Европе, и в Америке стал наблюдаться определенный рост числа прибытий. Одной из причин данного изменения, на наш взгляд, может быть постепенное преодоление в Европе последствий мирового финансово-экономического кризиса, разразившегося в 2008 году.

Однако по прогнозам UNWTO до 2030-го года ожидается дальнейшее сокращение роли Европы и Америки в общем числе прибытий по всему миру.

При этом, за период с 1990 по 2019 гг., поступательно возрастает число туристских прибытий в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, который в настоящее время занимает второе место по данному показателю среди всех туристских регионов.

Несмотря на серьезные проблемы в социально-экономическом, политическом развитии многих стран Африки и Ближнего Востока, наличие здесь очагов террористической опасности, инфекционных заболеваний, неуклонно растет число туристов, посещающих эти регионы.

Рассматривая основные региональные характеристики международных туристских потоков, можно отметить, что для Европы они традиционно развивались по двум направлениям: первый - это высокоразвитые страны Западной Европы, имеющие богатое культурно-историческое насле-

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2022, 6(154)

Таблица 1. Международные туристские прибытия по регионам мира за 1990-2019 гг. (млн. чел.)1 .

Годы 1990 1995 2000 2005 2010 2015 2019

Мир - всего 435 527 674 809 951 1 189 1 400

Европа 261,5 304,5 386,6 453,2 489,4 607,7 713

Азия и Тихоокеанский регион 55,9 82,1 110,4 154 205,5 279,2 343

Америка 92,8 108,9 128,2 133,3 150,2 192,6 217

Африка 14,8 18,7 26,2 34,8 50,4 53,5 67

Ближний Восток 9,6 12,7 22,4 33,7 54,7 53,3 64

дие; второй - страны Средиземноморья, Южной Европы, с теплым климатом, широким выбором культурно-исторических объектов.

С начала 90-х годов ХХ-го столетия активизировался въездной туризм в регионе Центральной и Восточной Европы. Наблюдается определенное повышение туристского интереса к странам Северной Европы, как безопасным регионам с хорошо сохранившейся природной средой2.

В целом в Европе, сохраняющей за собой лидирующее положение в системе международного туризма, расположены и страны-лидеры по туристским прибытиям и поступлениям. Среди них: Франция, Испания, Италия, Великобритания, Германия.

В то же время за последние 20 лет на объемы крупнейших туристских потоков в Европе стала оказывать существенное влияние туристская активность России и Турции.

По данным UNWTO во всех странах Европейского региона преобладают внутри региональные туристские потоки - их доля остается на уровне более 80% от общего числа туристов.

Такому положению способствует ряд факторов. Среди них: географическая близость государств, тесные многовековые экономические, культурные и политические связи между странами, богатые природные и культурно-исторические ресурсы, высокий уровень развития туристской инфраструктуры, а также упрощенный визовый и таможенный режим, введенные после подписания в 1985 году Шенгенского соглашения.

В подавляющем большинстве стран Европейского региона продолжают преобладать туристские потоки из соседних приграничных стран.

Самыми крупными неевропейскими туристами в странах Европы продолжают оставаться США

1 Составлено автором на основе статистических данных барометра ЮНВТО,2019 год.

2 Александрова А.Ю. Международный туризм: учебник - 2-е изд. перераб. и доп. - М.: КНОРУС, 2010. - С. 57.

(основные потоки американских туристов традиционно направлены в Великобританию, Ирландию, Германию, Нидерланды и Швейцарию) и Япония (хотя в последние годы интерес японских туристов к странам Европы снижается). Быстрыми темпами растет число туристов из стран Азии и Ближнего Востока. В первую очередь, это относится к туристам из Китая3.

В Азиатско-Тихоокеанском регионе доминирующие позиции в развитии сферы туризма, как въездного, так и выездного, с начала 2000-х годов занимает Китай. Среди лидеров также: Таиланд, Малайзия, а также Гонконг и Макао, рассматриваемые в международной статистике отдельно. Доля внутри регионального туристского потока в этом регионе составляет 77%. Это характерно для Китая, Лаоса, Макао, Малайзии, небольших островных государств Тихого океана. В то же время в Индии, Пакистане, Шри-Ланке, Бутане, Мальдивах, Французской Полинезии преобладают туристы из других регионов мира4.

Необходимо отметить более тесные связи в сфере туризма между бывшими колониями и метрополиями. Например, в настоящее время в Индии, Пакистане, Австралии преобладают туристы из Великобритании.

В Азии значительным остается количество туристов из соседних стран. Так для Республики Корея - это в основном японцы, в Камбодже -вьетнамцы, более половины туристов в Лаосе являются жителями Таиланда.

Среди межрегиональных прибытий подавляющая часть приходится на США и страны Западной Европы (Великобритания, Германия, Франция), интерес которых объяснятся заинтересованностью в отдыхе, развлечениях, в возможностях делового и других видов туризма.

Среди стран Американского региона лидирует Северная Америка (США, Канада и Мексика), на

3 Статистический сборник ЮНВТО,2018 год.

4 Статистический сборник ЮНВТО,2019 год.

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2022, 6(154)

долю которой приходится свыше 2/3 туристского потока в регион. Вместе с тем динамика развития международного туризма свидетельствует о том, что постепенно снижается доля этого региона.

При этом на международном туристском рынке все активнее становится роль стран Южной Америки, а также небольших государств Карибского региона. Страны Центральной Америки пока недостаточно вовлечены в туристскую деятельность.

Анализ динамики крупнейших туристских потоков в Американском регионе за последние 20 лет показывает, что существенно вырос туристский поток из Канады в США и снизился поток в обратном направлении. Значительно возросли потоки между странами Южной Америки.

Заслуживают внимания исследователей изменения, произошедшие в Африканском регионе. Если долгое время по объему въездного туризма лидировала Северная Африка, то в начале XXI го века распределение туристских прибытий по региону становится более равномерным, в том числе благодаря эффективному развитию туризма в ЮАР и странах Восточной Африки.

За последние годы специалисты отмечают в статистике туристских прибытий в страны Африки расширение потока из Китая, что объясняется заинтересованностью в развитии деловых контактов между представителями этих государств. Усиливается туристский обмен с приграничными странами. Так, для большинства стран Южной Африки (например, для Намибии, Зимбабве, Ботсваны) характерно преобладание туристских потоков из ЮАР.

Свои региональные особенности развития туризма имеются в Ближневосточном регионе. Здесь традиционно лидерами по въездному туризму являются Саудовская Аравия, Египет и ОАЭ. Около половины всех турпотоков приходится на внутри региональные потоки. Достаточно развит туристский обмен между приграничными странами.

Что касается Саудовской Аравии, то значительную часть туристов, прибывающих из европейских стран, составляют мусульманские паломники. Однако и другие виды туризма получают в этом регионе свое дальнейшее развитие.

Обратимся к анализу выездного туризма:

Изучение данного вида международного туризма позволяет сделать два базовых вывода.

1. Поездки в рамках выездного туризма происходят, как внутри региона, так и за его пределами.

2. Европа продолжает оставаться лидирующим регионом.

3. Региональный анализ свидетельствует о том, что лидерами в Европе являются: Германия, Великобритания, Италия, Франция и Россия.

Среди стран, определяющих выездной туризм в регионе АТР необходимо выделить: Китай, Японию, Республику Корея и Австралию.

В Американском регионе основной выездной туристский поток сохраняется из США. Значительный потенциал выездного туризма имеет Бразилия. Основной туристский поток из Африки формируют туристы из ЮАР. Современные выездные потоки из стран Ближнего Востока сосредоточены в основном на направлениях в европейские страны.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С точки зрения исследования, интерес представляют изменения, происходящие в позициях стран-лидеров по получению доходов на международном туристском рынке:

Согласно таблице 2, можно отметить, что с 2005-2014 гг., в число первых трех стран по объему поступлений от международного туризма входили США, Испания и Франция. В 2015 году тройку лидеров завершает Великобритания с показателем 45,5 миллиардов долларов США, в 2017 году - Таиланд с показателем 48,8 миллиардов долларов США. И по данным 2019 года Франция вновь занимает третье место с показателем 60,7 миллиардов долларов США.

Значительные доходы приносит туриндустрия Великобритании, Италии и Германии. То есть в основном это высокоразвитые страны Запада. В то же время, если в этих странах за обозначенный период рост поступлений составил в среднем в 2-3 раза, то совершенно другая ситуация складывается в Азиатско-Тихоокеанском туристском регионе.

Статистические данные свидетельствуют о том, что в период массового развития туризма, объемы поступлений от него в развитых странах увеличивались в среднем на 7% в год. Но в начале ХХ1-го века, и особенно в период мирового финансово-экономического кризиса, охватившего мировую экономику с 2008 года, темпы роста поступлений от оказываемых туристских услуг стали снижаться. За последние годы нередко отмечаются случаи, когда темпы роста поступлений от туризма

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2022, 6(154)

Таблица 2. Доходы от международного туризма, 2005-2019 гг., миллиардов долларов США1

Годы 2005 2010 2014 2015 2017 2019

Мир - всего 704 967 1 260 1 202 1 225 1 340

США 101,5 137 191,9 205,4 205,9 210,7

Испания 49,7 54,6 65,1 56,6 60,5 68,0

Таиланд 9,6 20,1 38,4 44,9 48,8 57,5

Китай 29,3 45,8 44,0 45,0 44,4 *

Франция 44,0 47,0 58,1 44,9 42,5 60,7

Великобритания 32,1 34,9 50,0 45,5 41,5 51,2

Италия 35,4 38,8 45,5 39,4 40,2 44,2

Германия 29,2 34,7 43,3 36,9 37,4 39,8

Австралия 18,4 32,6 36,9 34,2 37,0 41,7

Гонконг 10,3 22,2 38,4 36,2 32,9 *

* - 2019 году не входит в первую десятку.

уступают темпам роста числа туристских прибытий, что в свою очередь приводит к сокращению поступлений на одну поездку. Для уточнения сложившейся ситуации в странах-лидерах мирового туризма, рассмотрим такой важный показатель, как поступления от туризма в расчете на 1 прибытие.

Несмотря на то, что Франция остается мировым лидером по числу туристских прибытий, - достаточно низким на протяжении многих лет остается в этой стране объем поступлений на 1 прибытие.

Сложившийся экономический результат можно объяснить двумя важными обстоятельствами. Во-первых, Франция для многих туристов является не конечным пунктом пребывания, а транзитной страной, что, естественно сказывается на размере осуществляемых расходов. Во-вторых, во Францию довольно часто приезжают граждане соседних государств на короткий срок, что также не формирует большого объема осуществляемых расходов.

Важно отметить, что доходы от туризма зависят не только от перечня предоставляемых тур-продуктов и цен на них, но и от продолжительности пребывания туристов в стране. Эксперты отмечают снижение продолжительности туристских поездок в целом по миру.

При этом этот показатель серьезно варьирует по отдельным странам и туристским регионам. Так, средняя продолжительность пребывания туристов в Австралии составляет стабильно около месяца, что объясняется спецификой расположе-

1 Составлено автором на основе статистических данных ЮНВТО, 2019 год.

ния региона, наличием большого выбора экскурсий, мест отдыха, развлечений, как на океаническом побережье, так и на специальных туристских объектах, учитывающих неповторимые природно-климатические условия континента.

Как показывает практика, в европейских странах средняя продолжительность пребывания туристов обычно не превышает одной недели.

Для экономической характеристики туристской индустрии той или иной страны, важным представляется рассмотрение параметров, характеризующих расходы на международный туризм.

Приведенные данные таблицы 3 свидетельствуют об однозначном лидерстве Китая с расходами в 21,8 миллиардов долларов США в 2005 году и с расходами 257,7 миллиардов долларов США в 2019 году, что является почти пятой частью общих расходов на туристские услуги в мире.

Указанный рост расходов является одним из важнейших факторов, обеспечивающих диверсификацию китайской туриндустрии в мире, высокое место страны в рейтинге наиболее развитых туристских стран мира.

Кроме того, на повышение роли Китая в мировой туриндустрии влияют упрощение механизма выезда из страны, рост доходов ее граждан, а также укрепление национальной валюты. Наряду с Китаем, достаточно высокие темпы роста расходов на международный туризм среди стран-лидеров показывают Россия и Бразилия. Среди стран, не входящих в первую десятку, эксперты выделяют значительное увеличение расходов на развитие туризма в Индии, Республике Корея, Малайзии и других, преимущественно азиатских странах.

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2022, 6(154)

Таблица 3. Международные туристские расходы, 2005-2019 гг., миллиардов долларов США1

Годы 2005 2010 2015 2016 2017 2019

Мир - всего 704 967 1 260 1 202 1 225 1 317

Китай 21,8 54,9 227,3 249,8 261,1 257,7

США 80,0 86,6 105,7 114,7 123,6 135,0

Германия 74,4 78,1 93,3 77,5 79,8 89,1

Великобритания 63,9 55,2 67,4 66,6 64,8 71,4

Франция 31,8 38,5 48,8 39,3 40,5 41,4

Австралия 13,7 26,6 33,2 29,2 30,8 34,2

Канада 18,0 29,7 34,4 30,1 28,7 31,8

Республика Корея 15,4 18,8 23,2 25,3 27,2 30.6

Италия 22,4 27,1 28,8 24,4 25,0 27,7

Гонконг 13,3 17,4 22,0 23,1 24,2 27,7

Второе и третье места в тройке лидеров по международным туристским расходам занимают США и Германия, которые с 2005-2019 гг. имеют тенденцию к увеличению расходов, например, в США туристские расходы увеличились с 80,0 миллиардов долларов США в 2005 году до 135,0 долларов США в 2019 году, данные по Германии также отражают тенденцию к увеличению, что свидетельствует о повышенном уровне туристского потребительского спроса на товары и услуги.

В то же время за 2015 год отмечается определенное сокращение расходов на международный туризм в Канаде и Австралии, также сокращение расходов наблюдается в 2016-2017 гг. и по данным 2019 года наблюдается увеличение туристских расходов на 3,4 миллиардов долларов США в Австралии и на 3,1 миллиардов долларов США в Канаде. И в десятку лидеров стран по международным туристским расходам по данным 2019 года, входит Россия, опережая на одну позицию южную Корею. Это свидетельствует об увеличении туристского спроса и повышении благосостояния людей.

Современное развитие туризма чрезвычайно динамично, и изменения в рейтинге стран, лидирующих в данной отрасли, весьма вероятны.

В целом представленный анализ развития международного туризма является результатом комплекса мер, осуществляемых Правительствами различных стран по управлению сферой туризма.

На основе изучения опыта организации управления туристско-рекреационной индустрией за

1 Составлено автором на основе статистических данных ЮНВТО, 2019 год.

рубежом можно выделить три модели государственного управления туристическим сектором2.

Первая модель предполагает отсутствие центрального государственного туристского органа управления, а все вопросы решаются на местах на основе принципов рыночной самоорганизации.

Эта модель управления используется в США (в 1997 г. в США была ликвидирована государственная структура - USTTA, ведавшая туризмом).

Вторая модель предусматривает наличие сильного с широкими властными полномочиями министерства, контролирующего деятельность всех субъектов туристской индустрии. Для этого требуются определенные финансовые ресурсы, рекламная, маркетинговая деятельность, инвестирование в туристскую инфраструктуру.

Третья модель распространена в европейских государствах и состоит в том, что вопросы развития туристской деятельности страны рассматриваются в рамках многоотраслевого министерства. Как правило, это министерство с определенным экономическим направлением. При этом структурное подразделение министерства, курирующее сферу туризма, занимается вопросами разработки нормативно-правовой базы, координации деятельности регионов, обработки статистической информации, а также маркетинговой деятельностью, организацией выставок, управлением туристскими представительствами за рубежом.

В целом, в соответствии с рекомендациями ВТО, развитие и управление туризма возможно лишь при условии применения территориально-

2 Экономика и управление туристской деятельностью: учебное пособие в 2-х частях / под общ.ред. Г.А. Карповой, Л.В. Хоревой. - СПб.:Изд-во СПбГУЭФ, 2011. - С. 67.

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2022, 6(154)

отраслевого подхода к управлению и планированию туризма в регионе. Планирование развития туризма рекомендуется осуществлять на всех уровнях: международном, национальном, региональном, местном (локальном), а также в отношении конкретных районов и объектов. Национальное и региональное планирование закладывает основы для развития туризма страны и ее регионов1.

В заключение из вышесказанного можно сделать вывод, что на фоне устойчивого роста туристских потоков по всему миру наиболее быстрыми темпами увеличивается число туристских прибытий в развивающихся странах, что является

благоприятной тенденцией, в том числе, и для Республики Узбекистан. Стратегической задачей для нашей страны выступает здесь привлечение части этих потоков в Узбекистан и его отдельные регионы. В то же время для того, чтобы выгоды от прибытия посетителей получили, кроме столицы и древних городов, все области и Республика Кара-калпакстан, в Узбекистане необходимо разработать национальную модель управления развитием туризма, сочетающее отраслевой, региональный и, возможно, зональный (горы, оазисы, пустынные территории) подходы к составлению программ развития туристской индустрии на общенациональном, региональном и местном уровнях.

Список литературы:

1. http://www.unwto.org

2. Отчёт ЮНВТО за 2019 год.

3. Александрова А.Ю. Международный туризм: учебник - 2-е изд. перераб. и доп. - М.: КНОРУС, 2010. - С. 57.

4. Статистический сборник ЮНВТО, 2018 год.

5. Статистический сборник ЮНВТО, 2019 год.

6. Экономика и управление туристской деятельностью: учебное пособие в 2-х частях / под общ.ред. Г.А.Карповой, Л.В.Хоревой. - СПб.:Изд-во СПбГУЭФ, 2011. - С. 67.

7. Морозов М.А. Экономика туризма: учебник / М.А.Морозов, Н.С.Морозова, Г.А.Карпова, Л.В.Хорева. - М.: Федеральное агентство по туризму, 2014. - С. 269.

8. Солиев М., Рах,матов Ф. Туризм сох,асида бозор муносабатларининг шаклланиши ва унинг тармок, самарадорлиги курсаткичларига таъсири // Сервис ва туризм: Бошкариш ва ривожлантириш муаммолари. Халкаро илмий-амалий анжуман материаллари. - Самарканд, 2007 й., 4-7 сентябрь.

9. Muminov N. Systematization of Factors Affecting the Development of Tourism. "Учинчи ренессансни шакллантиришнинг ижтимоий-иктисодий муаммолари" мавзусидаги халкаро илмий-амалий конференция материаллари. - Т.: «Ilm- Ziyo-Zakovat» нашриёти, 2022. - Б.393-395.

10. Andrew Holden. «Environment and Tourism», 3-d edition published 2016, 271 p.

11. Хошимов М. Узбекистан экологик туризми. Монография. - Самарканд, "Зарафшон" нашриёти ДК, 2009. - 220 б.

12. Тухлиев Н., Абдуллаева Т. Экологический туризм: сущность, тенденции и стратегия развития. - Т.: Гос. Науч. Изд-во "O'zbekiston milliy ensiklopediyasi", 2006. - 416 с.

13. Kholmatjanov B.M., Petrov Yu.V., Abdikulov F.I., Abdikulova M.R., Saypiddinov Z.F., Makhmudov M.M., Khalmatjanov F.M., Safarov F.B. Bioclimatic Resources and Their Consideration for Tourism Development in Selected Destinations of Uzbekistan Indonesian Journal of Law and Economics Review IJLER 7 (0). doi: 10.21070/ijler.2020.V7.481

1 Морозов М.А. Экономика туризма: учебник / М.А. Морозов, Н.С. Морозова, Г.А. Карпова, Л.В. Хорева. -М.: Федеральное агентство по туризму, 2014. - С. 269.

14. Сенин В.С. Организация международного туризма. - М.: Финансы и статистика, 2004. - 379 с.

15. Норчаев А.Н. «Халкаро туризмни ривожлантиришнинг иктисодий усишга таъсири» номзодлик диссертацияси. - ТДИУ, 2004. - 120 б.;

16. Ким Т.В. Инновационное развитие сферы туризма в условиях модернизации экономики. Диссертация на соиск. учёной степени доктора философии. - Ташкент, 2019.

17. Лудникова В.В. Проблемы обеспечения устойчивого развития туристских предпринимательских структур (на примере Санкт-Петербурга) // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки № 2 (168) 2013. С.55-58

18. Волошинова М.В., Загорская В.В.. Перспективы внедрения digital-технологий в индустрию туризма Ростовской области // Современные технологии управления. ISSN 22269339. - №4 (96/1). Номер статьи: 96101. Дата публикации: 30.12.2021. Режим доступа: https:// sovman.ru/article/96101/

19. Махмудов Мухаммадисмоил Мухитдинович, Халматжанов Фарход Махаматжанович. ВЛИЯНИЕ ПАНДЕМИИ COVID-19 НА РАЗВИТИЕ СФЕРЫ ТУРИЗМА В УЗБЕКИСТАНЕ. Тезисы докладов международной научно-практической электронной конференции «НОВАЯ АРХИТЕКТУРА ПОСТРОЕНИЯ ЭКОНОМИКИ В ПОСТПАНДЕМИЙНОМ МИРЕ». Ташкент, 2021. С. 208-211

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.