Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВЪЕЗДНОГО ТУРИЗМА В РЕСПУБЛИКУ УЗБЕКИСТАН ИЗ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВЪЕЗДНОГО ТУРИЗМА В РЕСПУБЛИКУ УЗБЕКИСТАН ИЗ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
246
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН / ТУРИСТСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ УЗБЕКИСТАНА / ГОРНЫЙ ТУРИЗМ / КУЛЬТУРНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ / ПРОДВИЖЕНИЕ ТУРИСТСКОГО РЫНКА / TOURISM / TOURISM DEVELOPMENT IN THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN / TOURIST POTENTIAL OF UZBEKISTAN / MOUNTAIN TOURISM / CULTURAL TOURISM / PROMOTION OF THE TOURIST MARKET

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Пирогова Ольга Вячеславовна, Пирогова Анастасия Юрьевна

В статье говорится о развитии туризма в целом в мире, о состоянии туристской отрасли в Республике Узбекистан, о разработке туристских продуктов для российских туристов, об их особенностях, о предпочтениях российских туристов, о возможностях продвижения туристских продуктов на российском рынке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Пирогова Ольга Вячеславовна, Пирогова Анастасия Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS OF INBOUND TOURISM TO THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN FROM THE RUSSIAN FEDERATION

The article talks about the development of tourism in the world in general in 2018, the state of the tourism industry in the Republic of Uzbekistan, the development of tourism products for Russian tourists, their features, the preferences of Russian tourists, and the possibilities of promoting tourism products on the Russian market.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВЪЕЗДНОГО ТУРИЗМА В РЕСПУБЛИКУ УЗБЕКИСТАН ИЗ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

положительный денежный доход, который в 2023 году будет нарастать.

Поэтому, проект перевооружения

производства ООО «Кайман и Ко» необходимо принять к реализации.

Подводя итоги, следует сказать, что на примере проанализированного предприятия необходимость перевооружения производства на предприятиях легкой промышленности является необходимым направлением роста

конкурентоспособности и возможного

опережающего следования запросам потребителей

при возрастании неопределенности рынка легкой промышленности.

Список литературы:

1. Владимирова А.С., Грибанова Н.В., Захарова Е.А. Технологическое перевооружение и его роль в развитии предприятия, основные направления // Международный студенческий вестник. - 2018. - №6.

2. Джаппарова Н.Л. Управление качеством товаров на предприятии // Образование и наука в России и за рубежом. - 2019. - №1(^149)

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВЪЕЗДНОГО ТУРИЗМА В РЕСПУБЛИКУ УЗБЕКИСТАН ИЗ _РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ._

Пирогова Ольга Вячеславовна

Доктор педагогических наук, профессор кафедры менеджмента туризма чоу во Академии туризма и международных отношений,

г. Екатеринбург Пирогова Анастасия Юрьевна Директор ооо «РуТрэвел»

PROSPECTS OF INBOUND TOURISM TO THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN FROM THE

RUSSIAN FEDERATION

АННОТАЦИЯ

В статье говорится о развитии туризма в целом в мире, о состоянии туристской отрасли в Республике Узбекистан, о разработке туристских продуктов для российских туристов, об их особенностях, о предпочтениях российских туристов, о возможностях продвижения туристских продуктов на российском рынке.

ANNOTATION

The article talks about the development of tourism in the world in general in 2018, the state of the tourism industry in the Republic of Uzbekistan, the development of tourism products for Russian tourists, their features, the preferences of Russian tourists, and the possibilities of promoting tourism products on the Russian market.

Ключевые слова: туризм, развитие туризма в Республике Узбекистан, туристский потенциал Узбекистана, горный туризм, культурно-познавательный туризм, продвижение туристского рынка.

Key words: tourism, tourism development in the Republic of Uzbekistan, tourist potential of Uzbekistan, mountain tourism, cultural tourism, promotion of the tourist market.

В настоящее время развитию туризма уделяется все больше внимания во всем мире. Туризм занимает третье место в мире среди отраслей народного хозяйства. Рост в сфере туризма составляет стабильно от 4 % в год. Количество лиц, совершающих путешествия в мире постоянно увеличивается. Число туристских прибытий за 2018 год составило 1, 4 миллиарда, что на 5,6% больше, чем в 2017 году. Более 60% туристского потока пришлось на 20 стран [5].

Туризм является одной из высокодоходных и наиболее динамично развивающихся отраслей экономики. В сфере туризма занято свыше 250 млн. Человек, т.е. каждый десятый работник в мире. На его долю приходится 30% общего объема инвестиций, 11% мировых потребительских расходов, 5% всех налоговых поступлений и треть мировой торговли услугами [5].

Количество международных туристских прибытий и расходов туристов растут значительно быстрее, чем мировой ввп [5].

Большое внимание в мире уделяется развитию туризма на конкретных территориях и в различных регионах. В Российской Федерации в последние годы все больше внимания уделяется развитию туризма со стороны руководства страны. Президент Российской Федерации В.В. Путин лично уделяет серьезное внимание данной отрасли. В первую очередь ставится задача развития внутреннего и въездного туризма. Перед Федеральным агенством по туризму поставлена задача активно заниматься продвижением туристского потенциала Российской Федерации за рубежом. Важное внимание уделяется и выездному туризму. Задача органов власти, курирующих сферу туризма, уделять серьезное внимание безопасности отдыха российских граждан за рубежом, соблюдения норм права со стороны отправляющих туроператоров в разные страны мира.

В последние годы в разных странах СНГ также стали уделять все больше внимания развития туризму, понимая, что туризм - это именно та

отрасль экономики, которая может реально принести государству хорошие доходы, увеличить узнаваемость страны на карте мира, помочь решить политические и гуманитарные задачи.

Республика Узбекистан обладает

значительным туристским потенциалом. В Республике Узбекистан 7, 4 тысячи объектов культурного наследия. Узбекистан занимает девятое местов мире по количеству исторических и архитектурных памятников. Через Узбекистан проходит Великий Шелковый путь [4]. С 2010 года по 2017 год экспорт туристических услуг вырос в два раза и составил в 2018г. 1 041 миллион долларов США. В 2018 году Республику Узбекистан посетили 5,3 миллиона иностранных туристов [7]. Рост иностранных туристов стал возможен в связи с упрощением визового режима, правил пребывания в Узбекистане, развитие туристской инфраструктуры и правил ведения предпринимательской деятельности. С 1 апреля 2017 года был отменен визовый режим для иностранных граждан Австралии, Австрии, Великобритании, Германии, Дании, Испании, Италии, Канады, Люксембурга, Нидерландов, Республики Корея, Сингапура, Финляндии, Швейцарии, Японии, въезжающих в Узбекистан с туристическими целями на срок не более 30 дней [3 ]. В Республике Узбекистан начала функционировать система оформления и выдачи электронных въездных виз, упрощение регистрации временного пребывания граждан на территории Узбекистана. Электронную визу могут получить представители 77 стран. Также в

В таблице №1 приведен ряд стран бывшего Советского Союза, которые по количеству принятых туристов являются лидерами. Также для сравнения показано количество туристов в ряде зарубежных стран в таблице №2. Анализируя полученные данные, видно, что число туристов в Республике Узбекистан по сравнению со странами бывшего Советского Союза на 1000 жителей одно

Узбекистане отменена процедура сертификации гостевых домов [7].

В Республике Узбекистан реализованы ряд серьезных инвестиционных проектов по развитию инфраструктуры, привлечение международных гостиничных операторов, создание культурно-развлекательных парков, электрофицированных железнодорожных линий высокоскоростных поездов до городов Бухары, Карши, Шахриабза, Хивы.

Серьезное внимание развитию туристской отрасли уделяется на государственном уровне. Разработана концепция развития сферы туризма в Республике Узбекистан в 2019-2025 годах. Основными направлениями развития сферы туризма в Узбекистане являются: совершенствование нормативно-правовой базы в сфере туристской деятельности; развитие инфраструктуры туризма; развитие транспортной логистики; снижение фактора сезонности путем диверсификации туристского продукта и услуг; развитие внутреннего туризма; продвижение туристского продукта на внутреннем и внешнем рынках; совершенствование системы подготовки туристских кадров. Предполагается увеличить долю туризма к 2025 году в валовом внутреннем продукте страны до 5 %, увеличение потока иностранных туристов до 9 миллионов человек.

Одним из показателей приема количества туристов в страну является показатель числа принятых туристов на число жителей в стране. По проведенному нами исследованию, получены данные, представленные в таблице №1 и №2.

Таблица 2.

из самых небольших, также видно сравнение позиции Республики Узбекистан с мировыми лидерами по приему туристов на 1000 жителей. Хотя Италия занимает пятую строчку в рейтинге стран по количеству принятых туристов, но количество туристов относительно количества жителей в Италии даже меньше, чем в Республике Узбекистан [6].

Таблица 1.

Число туристов на 1000 жителей (2018г) страны бывшего Советского Союза._

Страна Число туристов

Азербайджан 279

Армения 417

Грузия 2170

Казахстан 460

Российская Федерация 420

Республика Таджикистан 126

Украина 330

Узбекистан 162

Число туристов на 1000 жителей (2018 год) в странах лидерах по количеству туристов.

Страна Число туристов

Франция 1436

Испания 1779

США 252

Италия 108

Турция 260

Австрия 3443

По данным Ростуризма в 2017 году представлены данные по количеству выезжающих Республику Узбекистан посетило 116 000 человек, туристов из Российской Федерации в бывшие

что на 5% больше, чем в 2016 году. В Таблице №3 страны Советского Союза.

Таблица 3.

_Выезд граждан Российской Федерации в страны бывшего Советского Союза (2017г)._

Страна Число выезжающих туристов, тыс. чел. Рост в % по отношению к 2016г

Азербайджан 736 17,42

Армения 368 22, 68

Грузия 1003 35, 24

Казахстан 2978 4,51

Киргизия 248 3,45

Латвия 379 11, 85

Литва 638 -7,98

Таджикистан 116 5,03

Узбекистан 120 22,18

Украина 2283 26,53

Эстония 1728 14,33

По данным таблицы видно, что Республика Узбекистан занимает предпоследнее место по количеству въезжающих в страну граждан Российской Федерации. Рост в процентном соотношении туристов въезжающих в Узбекистан из России вырос на 22,18% по сравнению с 2016 годом. В 2018 году в Республику Узбекистан приехало 371, 5 тысячи человек из России, рост произошел почти в три раза по сравнению с 2017 годом [7].

Большую долю лиц, прибывающих в Узбекистан с целью туризма составляют выходцы из стран СНГ- 40,5% [5].

В результате проведенного социологического опроса, было выявлено следующее: большинство респондентов достаточно хорошо осведомлены об Узбекистане, называют Узбекистан достаточно интересной страной для посещения. Но при опросе, какие виды туризма и объекты посещения они могли бы назвать, большинство указывают на факт, что интересен в первую очередь город Ташкент (90% опрошенных), интересно посетить такие города, как Бухара, Самарканд (78% опрошенных), некоторые добавляют интересными для посещения Хиву, Фергану (22% опрошенных). Из привлекательных видов туризма респонденты назвали в первую очередь культурно -познавательный (86%), этнографический (75%). С чем ассоциируется Узбекистан? Практически все опрошенные называют плов, чайхона, манты, арбузы, дыни, минареты. Таким образом в первую очередь ассоциации вызывает гастрономия, однако туристы в основном в первую очередь посещают Узбекистан с целью культурно-познавательного туризма.

Для развития российско-узбекских отношений в сфере туризма, необходимо разработать комплекс мер, направленных на привлечение российских туристов. Это должна быть комплексная маркетинговая программа выхода на российский туристский рынок. В первую очередь необходимо провести серьезное социологическое исследование по узнаваемости Узбекистана в России для граждан Российской Федерации, создать социологический портрет туриста в зависимости от возраста,

гендерных принадлежностей, заинтересованности в различных видах туризма, коллективных и личностных потребностей.

Прежде, чем выходить на туристский рынок, важно провести профессиональную экспертизу и дать экспертную оценку состояния туристских ресурсов в Узбекистане и их возможности использования для разработки туристских продуктов. Необходимо дать экспертную оценку имеющимся туристским продуктам, каким образом эти туристские продукты адаптированы под российских туристов. Важно обратить внимание на то, что туристские продукты должны быть разработаны как для коллективных групп, массовых заездов, так и для индивидуальных туристов. Большое значение при разработке турпродуктов играет вид туризма, так, например, при создании и продвижении горных туристских маршрутов спортивной направленности не может идти речь о массовых турах. Это могут быть индивидуальные программы под различные запросы туристов.

Серьезное внимание также должно быть уделено коллективным средствам размещения, состоянию средств размещения и их соответствию звездности отелей, подготовленности персонала работать с туристами и быть готовыми к предоставлению дополнительных услуг. Также одним из серьезных факторов для организации путешествий является наличие подготовленных экскурсоводов и инструкторов- проводников, которые бы соответствовали всем необходимым требованиям.

Для привлечения российских туристов необходимо активное продвижение на туристском российском рынке. Для этого необходимо разработать программу продвижения туристского продукта Узбекистана, привлечь к данной работе туроператоров Узбекистана. В первую очередь это выход в те регионы, из которых возможен наибольший поток туристов, куда летают прямые рейсы из Таджикистана. Это в первую очередь города- Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск, Красноярск. Для продвижения на туристском рынке могут быть использованы

различные маркетинговые средства, такие, как: участие в туристских выставках, реклама на телевидение, в средствах массовой информации, продвижение в интернете, проведение презентаций, и так далее.

Глобальными мерами, которые могут существенно увеличить турпоток из Российской Федерации могут быть такие, как: субсидирование авиаперевозок, привлечение лоукостеров, например, запуск рейса авиакомпании Победа из Российской Федерации; упрощение визового режима, разрешение въезда в Республику Таджикистан по российским паспортам; формирование пакетных туров с оптимальным ценообразованием.

Основными видами туризма в Республике Узбекистан следует считать: культурный туризм, этнографический, гастрономический, горный туризм, экологический туризм. Большой интерес может быть к путешествиям на автомобилях.

Перспективными видами туризма для граждан Российской Федерации являются такие виды туризма, как: горный, культурно-познавательный, в перспективе автомобильный. При этом важно понимать, что исторически первые два вида туризма достаточно хорошо развивались в Советском Союзе и большое количество граждан Российской Федерации совершали путешествия с целью совершения горных походов. Также большое количество туристов приезжали в Узбекистан с культурно-познавательными целями. В настоящее время возможно создание комбинированных маршрутов с включением элементов этнографического, гастрономического, сельского туризма в туристские программы. В Российской Федерации существует огромное количество спортивных туристских клубов, активно работает Федерация спортивного туризма. В Узбекистане развивается активный туризм. Российские туристы после отдыха на море предпочитают культурно-познавательный вид туризма, любят экскурсионные программы, посещать музеи, знакомиться с достопримечательностями страны посещения. По данным Всемирной туристской организации российские туристы признаны в мире туристами номер один по количеству расходов на туристское путешествие и рост по итогам 2018 года составил 16%. Соответственно российским туристам надо предлагать большое количество дополнительных услуг при совершении путешествия. Также российские туристы- это достаточно хорошие шопинг туристы, туристы, которые любят приобретать сувенирную продукцию.

Что необходимо улучшить для приема российских туристов? В первую очередь- это качественное проживание, питание. Российские туристы любят систему все включено. 70% туров, которые реализуются за рубеж- это пакетные туры. Российские туристы предпочитают отдых с семьей, примерно 80% туристов. В последнее время

российские туристы стали очень требовательны к сервису. При въезде в страну, необходимо учитывать возможности обмена валюты и наличие банкоматов в местах пребывания туристов. Российские туристы в последнее время предпочитают расплачиваться банковскими картами, поэтому важно возможность проведения расчетов в торговых точках, ресторанах, гостиницах банковскими картами. В век технического прогресса туристы активно пользуются различными мобильными

приложениями, соответственно наличие мобильных разнообразных приложение- это обязательное условие для современных туристов.

В итоге хотелось бы обратить внимание на то, что развитие отношений между Республикой Узбекистан и Российской Федерацией в сфере туризма достаточно перспективны. Гражданам России хочется открывать новые возможности в плане туристского отдыха, в последнее время россияне стали все чаще отдавать предпочтение активному отдыху, а в этом плане огромные возможности у Республики Узбекистан. Россияне все больше любят совершать путешествия с целью изучения этнографических возможностей, знакомства с новыми территориями, богатыми своей историей. История Узбекистана имеет большую интересную историю, что может быть достаточно перспективно для развития туров в Узбекистан. По предварительной оценке, количество туристов из Российской Федерации можно увеличить в 2025 году в 2,5 раза, а к 2030 году в 5 раз.

Список литературы:

1. Амельченко Т.В., Витковский О.С. Развитие пешеходного туризма в сфере услуг рекреационного комплекса Автономной Республики Крым//Культура народов Причерноморья.- 2012.- №220.-С.10-12.

2. Александрова А.Ю. Международный туризм. Учебник. М.: Аспект Пресс, 2002.-470с.

3. Курочкина А.А., Журавлева С.Х. Перспективы развития туризма в Республике Узбекистан//Стратегия развития предпринимательства в современных условиях. Сборник научных трудов I международной научно-практической конференции.- 2017.-с.46-49.

4.Расулова Н.Н. Потенциал и перспективы развития туризма в Узбекистане//молодой ученый.-2016.-№ 6(140).-С.500-502.

5. Всемирная туристская организация/Официальный сайт Всемирной туристской организации (ЮНВТО) URL: http://www2.unwto.org .

6. Федеральное агенство по туризму/ Официальный сайт Федерального агенства по туризму URL: https://www.russiatourism.ru.

7. Государственный комитет Республики Узбекистан по развитию туризма/официальный сайт URL: https://uzbektourism.uz.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.