Научная статья на тему 'Особенности развития туризма в Грузии как отрасли, способствующей экономическому росту страны'

Особенности развития туризма в Грузии как отрасли, способствующей экономическому росту страны Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
2965
303
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОСТРАННЫЙ ВИЗИТЁР / ИНОСТРАННЫЙ ТУРИСТ / ТУРИСТСКАЯ ДЕСТИНАЦИЯ / "ТУРИСТСКОЕ ЧУДО" ГРУЗИИ / FOREIGN VISITOR / FOREIGN TOURIST / TOURIST DESTINATION / "TOURIST MIRACLE" OF GEORGIA

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Деточенко Лилия Валерьяновна

Роль отрасли туризма в хозяйственном комплексе Грузии существенно возросла; сделан вывод о происходящем на территории страны «туристском чуде», являющемся фактором экономического роста республики. Проанализированы различия между понятиями «иностранные визитёры» и «иностранные туристы». Показано увеличение вклада отрасли туризма и задействованных в индустрии туризма смежных отраслей в создании Валового внутреннего продукта страны, его влияние на рост бюджета Грузии и показатели ВВП на душу населения, среднемесячной заработной платы. Обоснован вывод о необходимости увеличения доли среднеи долгосрочных туристов среди иностранных визитёров и экскурсантов в стране. Изучены проблемы возвратности туристов, долгосрочности пребывания в Грузии, различия стран-генераторов турпотков по этим показателям. Проанализированы изменения работы и перспективность различных видов транспорта по доставке туристов в Грузию, предложены меры по улучшению туристской транспортной составляющей. Представлена корреляция между числом туристских прибытий и средними затратами на посещение Грузии туристами из разных стран и показана экономическая рентабельность привлечения российских туристов, способных заполнить все туристские дестинации страны, способствовать «туристскому чуду» Грузии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF DEVELOPMENT OF TOURISM IN GEORGIA AS AN INDUSTRY CONTRIBUTING TO ECONOMIC GROWTH OF THE COUNTRY

The role and place of the tourism industry in the economic complex of Georgia are considered; the conclusion is made about the “tourist miracle” taking place in the country, which is a factor of the economic growth of the republic. The differences between the concepts of “foreign visitors” and “foreign tourists” are presented. The increase in the contribution of the tourism industry and related industries involved in the tourism industry in the creation of the gross domestic product of the country, its impact on the growth of the Georgian budget and GDP per capita, the average monthly wage is shown. The conclusion about the need to increase the share of medium and long-term tourists among foreign visitors and tourists in the country is justified. The problems of the return of tourists, the long-term stay in Georgia, the differences of the countries-generators of tourist flows by these indicators have been studied. The changes in work and the prospects of various types of transport for the delivery of tourists to Georgia are analyzed, the measures to improve the tourist transport component are proposed. The correlation between the number of tourist arrivals and the average cost of tourists visiting Georgia from different countries is shown and the economic profitability of attracting Russian tourists, capable of filling all the tourist destinations of the country, contributing to the “tourist miracle” of Georgia is considered.

Текст научной работы на тему «Особенности развития туризма в Грузии как отрасли, способствующей экономическому росту страны»

Социально-экономические исследования

УДК 338.48 Л.В. Деточенко

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В ГРУЗИИ КАК ОТРАСЛИ, СПОСОБСТВУЮЩЕЙ ЭКОНОМИЧЕСКОМУ РОСТУ СТРАНЫ

Роль отрасли туризма в хозяйственном комплексе Грузии существенно возросла; сделан вывод о происходящем на территории страны «туристском чуде», являющемся фактором экономического роста республики. Проанализированы различия между понятиями «иностранные визитёры» и «иностранные туристы». Показано увеличение вклада отрасли туризма и задействованных в индустрии туризма смежных отраслей в создании Валового внутреннего продукта страны, его влияние на рост бюджета Грузии и показатели ВВП на душу населения, среднемесячной заработной платы. Обоснован вывод о необходимости увеличения доли средне- и долгосрочных туристов среди иностранных визитёров и экскурсантов в стране. Изучены проблемы возвратности туристов, долгосрочности пребывания в Грузии, различия стран-генераторов турпотков по этим показателям. Проанализированы изменения работы и перспективность различных видов транспорта по доставке туристов в Грузию, предложены меры по улучшению туристской транспортной составляющей. Представлена корреляция между числом туристских прибытий и средними затратами на посещение Грузии туристами из разных стран и показана экономическая рентабельность привлечения российских туристов, способных заполнить все туристские дестинации страны, способствовать «туристскому чуду» Грузии.

Ключевые слова: иностранный визитёр, иностранный турист, туристская дестинация, «туристское чудо» Грузии. DOI: 10.35634/2412-9518-2019-29-2-279-289

В мировом геоэкономическом пространстве на современном этапе выделяются государства, в которых наблюдается резкий рост ВВП, повышение уровня благосостояния граждан. Эти изменения связаны преимущественно с развитием одной отрасли экономики - отрасли международного въездного туризма. Мир заговорил о происходящем в Черногории, Ямайке, Барбадосе, Доминиканской Республике, Сейшельских островах «туристском чуде». Для многих стран примеры этих государств крайне привлекательны, и они также видят в развитии отрасли туризма важнейший фактор роста своей экономики.

Среди постсоветских стран это с полным правом можно отнести к Грузии, которая в настоящее время демонстрирует активное становление туристского бизнеса, бурный рост потоков международных туристов в страну, увеличение доли туристского сектора в создании ВВП. Изучение истории становления индустрии современного туризма, предпосылок и факторов, способствующих развитию туристской индустрии Грузии, анализ успехов и проблем развития отрасли туризма в Грузии по различным показателям, достигнутых на сегодняшний день результатов представляется крайне актуальным и своевременным. Особенно важно понимать происходящие в турбизнесе Грузии процессы, учитывая те факты, что и Российская Федерация, с одной стороны, прилагает значительные усилия для развития международного въездного туризма на своей территории, и опыт Грузии в данном аспекте интересен; с другой стороны, резко увеличился поток российских туристов в Грузию, и страна вошла в первую двадцатку государств, лидирующих по приёму туристов из России.

Объект и методы исследований

Объектом исследования является функционирование отрасли туризма в Грузии на современном этапе, её влияние на экономический рост страны. Методами, используемыми в исследовании, стали: изучение научной литературы; метод анализа и синтеза информации по разнообразным аспектам развития туризма, предоставляемой «Национальной администрацией туризма Грузии» [1;2]; статистический метод, сравнительный метод с опорой на данные различных источников и в первую очередь Всемирной туристской организации (UN WTO) [3], агентства «Блумберг» [4], Всемирного банка; социологический опрос, проведённый автором среди жителей Грузии; эмпирические наблюдения автора во время пребывания в стране.

Результаты и их обсуждение

Рассматривая историю туризма в Грузии, можно констатировать, что активное развитие туристской индустрии именно как отрасли экономики началось в советский период с 60-х гг. XX в. Централизованное государство планово создавало в союзной республике гостиницы, санатории, пансионаты, облагораживало пляжи. В этот период в эксплуатацию вошли благоустроенные туристические базы и гостиницы в Тбилиси, Батуми, Кутаиси, Вардзии. Начался процесс возрождения туризма в Гаграх, Кобулети, Абастумани, Цкалтубо. В 80-х гг. прошлого века в Грузии насчитывалось 624 средства размещения - гостиниц, туристических баз, мотелей, кемпингов и аналогичного вида учреждений, предоставляющих в сумме 15522 места [5]. Во времена СССР в Грузии быстро развивался въездной и выездной внутрисоюзный туризм. Республика не только принимала туристов, но и жители Грузии активно путешествовали по Советскому Союзу.

После распада СССР отрасль туризма в суверенной стране испытала серьёзные проблемы. Абхазский конфликт, почти полное исчезновение секторов производственной сферы в экономике, резкое обнищание населения не способствовали созданию положительного туристского имиджа страны на международном туристском рынке, практически «уничтожив» международный туризм. Во внутреннем были представлены лишь два вида - летний пляжный рекреационный на побережье Черного моря и зимний на горных курортах.

Ситуация начала меняться в начале XXI в., в исторический период, когда в стране сложились предпосылки, не просто способствующие, а «требующие» создания индустрии туризма.

Предпосылки экономического характера. Хозяйственный комплекс Грузии находился в глубоко кризисном состоянии. После распада СССР сектор промышленного производства так и не был восстановлен, продукция обрабатывающей промышленности стала практически неконкурентоспособна на мировом рынке. Сектор отраслей непроизводственной сферы не был создан в полном объёме. В недостаточной мере использовались преимущества выгоднейшего транзитного транспортного положения Грузии. Не хватало финансовых средств для структурной перестройки экономики в соответствии с мировыми тенденциями для участия страны в международном разделении труда. Рынок рабочей силы характеризовался значительным превышением предложения над спросом. Свыше 50 % населения были заняты в малотоварном экстенсивном сельском хозяйстве.

После «Революции роз» и прихода к власти нового правительства во главе с президентом Михаилом Саакашвили в 2004 г. новое руководство Грузии смогло договориться о значительном увеличении иностранной помощи. Были проведены налоговая реформа, легализации частной собственности, приватизация предприятий, увеличился приток иностранных инвестиций, рост ВВП страны. Во многом благодаря основанию негосударственных и общественных организаций, усилению международных связей стала оживляться туристическая инфраструктура, но сектор туризма пока был малоконкурентоспособен.

Мировой экономический кризис 2008-2009 гг. показал, что экономика Грузии, сильно зависящая от внешнего финансирования, не сформировала структуры, обеспечивающей устойчивое развитие. Рост экономики был связан с иностранными инвестициями в строительство транзитных трубопроводов, с денежными переводами грузин, работающих за границей. Высокотехнологичных отраслей промышленности, современных отраслей непроизводственной сферы не существовало. Нестабильная экономика Грузии резко отреагировала на кризис 2009 г. снижением ВВП на 3,7 % по сравнению с 2008 г. и уменьшением объёма ВВН до 10,77 млрд долл. [6]. Для развития страны нужны были отрасли, которые при не столь значительных финансовых вложениях могли бы быстро окупать вложенные средства и приносить быструю прибыль. В послекризисный период, наряду с попытками приоритетного развития ряда отраслей, индустрия туризма была признана одним из важнейших катализаторов экономического роста.

Предпосылки социального характера. При высоком уровне безработицы в Грузии, соответственно, низком уровне жизни населения именно туризм мог способствовать созданию мелкого и среднего бизнеса, быстро предоставить рабочие места, смягчить проблему безработицы, повысить уровень благосостояния жителей.

Предпосылки ресурсного характера. В Грузии, площадь которой 69 700 км2, на небольшой территории сосредоточены разнообразные туристско-рекреационные ресурсы и природного, и антропогенного характера [7], позволяющие создавать разноплановые туристские кластеры. Всемирный фонд

дикой природы признал, что ни одна страна Европы не обладает таким богатым растительным и животным миром, как Грузия. Среди государств мира, отличающихся разнообразием ландшафта, Грузия занимает 12 место [8]. Туристско-рекреационные ресурсы страны перспективны для развития самых разных видов туризма. Наличие побережья Черного моря способствует формированию рекреационного пляжного туризма, что особенно актуально в современный период, когда перед туроператорами многих стран и России, в частности, встала проблема перераспределения потока пляжно-рекреационных туристов [9]. Склоны Большого Кавказского хребта, высота которого превышает 4000 м, позволяют развивать горно-лыжный туризм, альпинизм, спелеотуризм, экологический, пешеходный туризм. В Грузии имеется 102 курорта, 182 курортных места, 2400 источников минеральных вод [5], что является предпосылкой развития бальнеологического туризма международного значения. Наличие 120 тыс. исторических и архитектурных памятников, среди которых 4 внесены в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, 150 музеев способствует развитию экскурсионного туризма. 7 существующих национальных парков перспективны для создания туров природно-экскурсионного туризма. Отличные возможности в стране для агротуризма, формирования винных, кулинарных туров, как для внутренних, так и для зарубежных туристов.

Предпосылки политического характера. После прихода к власти амбициозного политика М. Саакашвили в Грузии проводилась явная прозападная политика. На волне укрепления своего присутствия в регионе, во многом на фоне борьбы с Россией за сферы влияния в закавказском регионе, ряд государств, в первую очередь США, нефтедобывающие арабские страны Персидского залива активно вкладывали деньги в создание инфраструктуры туризма в стране, способствовали созданию потоков туристов из своих стран в Грузию.

После южно-осетинского конфликта 2008 г., преодолевая последствия мирового экономического кризиса, Грузия начала активно создавать положительный туристический имидж, для чего потребовалось выйти на качественно новый уровень. Развернулось мощное строительство и реконструкция туристских центров и объектов в разных регионах Грузии - Кахетии, Сванетии, Аджарии. Реализован ряд важных туристских проектов в Тбилиси, Мцхете, Батуми, Кварели, Сигнахи, Кобулети, Гудаури. В 2010 г. была разработана стратегия регионального развития Грузии до 2017 г., предусматривающая среди приоритетов развитие туризма и защиту окружающей среды. Был принят ряд законов, содействующих привлечению инвесторов и туристов, например, «О поддержке развития свободных туристических зон в Кобулети и Анаклии», который декларирует приобретение инвесторами участков земли для построения гостиниц за плату в 1 лари. Инвестор на 15 лет освобождается от налогов на доход и имущество, а государство берет на себя создание инфраструктуры. Была развернута во многих странах мира мощная рекламная компания грузинского туристского продукта разных туристских дестинаций.

Государственная стратегия, все принятые меры, гостеприимство и благожелательное отношение к туристам жителей Грузии позволили предпосылкам развития туризма быть реализованными и постепенно сделали отрасль туризма одной из основ экономического развития Грузии, вызвав к жизни грузинское «туристское чудо».

Грузия продемонстрировала один из самых высоких в мире темпов роста туризма в период 2009-2017 годов - общее количество прибытий в страну увеличилось более чем на 500 % - с 1,5 млн до 7,5 млн человек, если рассматривать по методике Всемирной Туристской организации всех прибывающих как туристов. Ежегодные темпы роста за рассматриваемый период были неизменно положительными и колебались от 2,8 до 7,2 % [6]. Общие доходы от туристической деятельности выросли за тот же период с 475 млн долл. до 2,7 млрд долл. Особенно показательным был 2017 г., когда, по данным «Национальной администрации туризма», Грузию посетили на 18,8 % больше туристов, чем в 2016 г., а общий доход Грузии от туризма за 2017 г. вырос на 584 млн долл., что на 27,6 % больше по сравнению с 2016 г. [10]. Ожидается, что в 2018 г. количество посещающих Грузию иностранных визитеров превысит 8 млн, а доходы от туризма составят более 3 млрд долл. [11].

Доля «чистой» туристской деятельности в ВВП Грузии достигла в 2017 г. 7 %. А общий вклад отрасли туризма и задействованных в обслуживании туристов отраслей экономики в ВВП Грузии неуклонно растёт - с 11,5 % 2008 г. до 31 % в 2017 г. В абсолютном выражении это рост с 1,5 млрд долл. до 4,7 млрд долл. Только за 2017 г. прирост составил 20,2 % [6].

Таким образом, в последние годы туризм превратился в один из важных источников дохода для грузинского бюджета и факторов экономического роста страны, который, по данным агентства «Блумберг», в 2017 г. составил в Грузии 4,8 %. Это значительно выше, чем, например, в других пост-

советских странах: в Азербайджане - 0,1 %, России и Белоруссии - 1,5 %. Вырос в Грузии и показатель ВВП на душу населения. В 2017 г. он составил 4 529 долл., что ниже российского - 10 630 долл., но выше, чем в Армении - 3853 долл., Азербайджане - 4 439 долл. Средняя месячная зарплата в Грузии подросла до 307 долл., что также выше, чем в закавказских Армении - 283 долл. и в Азербайджане - 256 долл. [4].

Для детальной характеристики и понимания успехов и проблем развития отрасли туризма в Грузии проведём анализ развития туризма в стране по различным показателям.

Необходимо сразу отметить, что автор считает важным чётко различать категории «иностранный визитёр» и «иностранный турист», не объединяя всех въехавших с различными целями в понятие «туристы». Ситуацию с общим числом и географией прибытий иностранных визитёров в Грузию по странам - лидерам по данному показателю представим в табл. 1, где показан рост посещений Грузии с 2015 г.

Таблица 1

Первая десятка иностранных визитёров в Грузии в 2015, 2016 и 2017 годах

Место 2015 г. 2016 г. 2017 г.

Страна Иностранные визитёры Страна Иностранные визитёры Страна Иностранные визитёры

1 Армения 1 468888 Азербайджан 1 523075 Армения 1 718016

2 Азербайджан 1 393257 Армения 1 496246 Азербайджан 1 694998

3 Турция 1 391721 Турция 1 254089 Россия 1 392610

4 Россия 926144 Россия 1 037564 Турция 1 246745

5 Украина 141734 Украина 172631 Иран 322938

6 Израиль 59,487 Иран 147915 Украина 193002

7 Польша 41425 Израиль 92213 Израиль 125319

8 Германия 36826 Казахстан 48809 Индия 59732

9 Казахстан 36777 Польша 44388 Казахстан 56765

10 США 31147 Германия 40889 Саудовская Аравия 56247

ВСЕГО 5 901094 6350825 7 554936

Примечание. Составлено автором по данным [12; 13].

Рейтинг стран-лидеров по числу прибытий в Грузию вполне объясним. Первые места занимают пограничные государства, соседи первого порядка, жители которых связаны с Грузией самыми разнообразными интересами и связями - бизнеса, семейно-личными, миграцией трудовых ресурсов и прочими. Они посещают страну с различными, но не только с туристскими целями. В этой группе большой процент грузин, живущих в других странах, имеющих заграничные паспорта, но приезжающих на историческую родину. Для жителей Армении, две границы которой являются закрытыми, переезд через территорию Грузии является практически единственной возможностью связей с внешним миром по сухопутным путям. В эту группу попадают и экскурсанты, которые проводят в стране менее 24 ч. и не ночуют в месте пребывания.

Иностранные визитёры, хотя и не заявляют целью своего посещения Грузии туризм, но активно пользуются услугами туристского сектора страны - покупают товары, продукты питания, сувениры, платят за транспорт, то есть вносят определённый вклад в пополнение бюджета страны. И хотя доля этого вклада растёт с увеличением числа прибытий иностранных визитёров, тем не менее, она существенно меньше, чем от организованных туристов. Важнейшая задача туристского сектора Грузии -увеличить долю именно туристов среди иностранных посетителей страны.

При изучении туризма в любой стране весьма сложно вычленить из общего потока прибывающих въезжающих именно с туристскими целями. Многие страны этого и не делают, демонстрируя явно завышенные цифры турприбытий. «Национальная администрация туризма Грузии» приводит данные статистики разделения въезжающих по целям прибытий. Доля визитёров, посетивших Грузию с различными целями в 2017 г., представлена в табл. 2.

_Особенности развития туризма в Грузии._283

СЕРИЯ БИОЛОГИЯ. НАУКИ О ЗЕМЛЕ 2019. Т. 29, вып. 2

Таблица 2

Иностранные визитёры в Грузии в 2017 г. по целям прибытий

Цель прибытия Доля, в % Число визитёров

Отдых, досуг 37,7 2 447054

Посещение друзей и родственников 22,2 1 442005

Транзит в другие страны 18,1 1 173618

Шоппинг 9,5 618934

Бизнес, профессиональные интересы 8,2 532083

Прибытия по вопросам здоровья и медицинской помощи 2,7 175509

Образование 0,6 41430

Религиозные, паломнические цели 0,1 6235

Другие цели 0,7 491

Примечание. Составлено автором по данным [1; 2].

В соответствии с данными таблицы, к приезжающим с целями туризма можно отнести сегмент «Отдых и досуг», и в какой-то мере «Шоппинг», «Религиозный туризм», «Прибытия по вопросам здоровья и медицинской помощи», когда туристы участвуют в Грузии в медицинском, бальнеологическом туризме, посещая курорты страны с целью лечения. В общей сложности можно констатировать, что с целями туризма страну посещают более 40 % от всех въезжающих. Автор статьи, находясь в Грузии, путём проведённого собственного социологического опроса может согласиться именно с такой долей туристов в общих прибытиях иностранцев в Грузию.

Эти данные соответствуют и данным Всемирной Туристской организации, представленным в табл. 3.

Таблица 3

Туристские прибытия и доходы от туристского сектора в Грузии

Годы Туристские прибытия, Изменение по сравнению Доходы от туристского

тыс. с предыд. годом, % сектора, млн долл.

2014 2 229 7,9 1 787

2015 2 282 2,4 1 936

2016 2 715 19,0 2 166

2017 3 500 27,9 2700

Примечание. Составлено автором по данным [3].

Но из этих показателей необходимо вычесть экскурсантов (примерно 10-15 %), приезжающих с однодневными визитами (в основном из Азербайджана, Армении, Турции). Тогда доля туристского потока сократится примерно до 30 % и составит порядка 2,7-2,9 млн прибытий.

Ежегодно в Грузию прибывает почти 3 млн «чистых» туристов, это, безусловно, огромный успех грузинской туриндустрии последних лет. Пока проблема в том, что ещё слабо работают туроператоры, недостаточно предлагая и рекламируя пакетные туры. По данным туриндустрии Грузии до 95 % туристов приезжают в Грузию самостоятельно, не покупая тур со всеми составляющими -транспорт, размещение, питание, экскурсионное обслуживание. В 2017 г. продажа пакетных туров принесла экономике Грузии, предположительно, 270 млн долл. По нашему мнению, выглядит сомнительным, что лишь 5 % туристов приезжают в страну, покупая готовый тур. В 2017-2018 гг. этот процент был всё же выше. Значительная часть иранских, азербайджанских, какая-то часть российских туристов посещает Грузию в составе пакетных туров. Но часть туров и, соответственно, прибыли от них скрывается, составляя сегмент теневого бизнеса страны. Из продаваемых пакетных туров до 80 % составлены и реализованы зарубежными туроператорами, лишь 20 % приходится на созданные работниками грузинской туриндустрии. Это недоработка грузинских туроператоров, которым нужно серьёзнее работать над созданием и продвижением своего туристского продукта. Пока, безусловно, Грузия - это направление самодеятельного туризма.

Средние расходы международных визитёров на посещение Грузии, по оценке автора на основе социологического опроса и из расчётов данных, предоставляемых грузинской стороной, в 2017 г. составили 360 долл. Это сравнительно немного, и ещё раз подчёркивает большую долю самодеятельных туристов в Грузии. При росте доли организованных туристов, покупающих готовый тур, этот показатель станет значительно выше.

В настоящее время Грузия заинтересована диверсифицировать географию стран въездного международного туризма, сделать упор на привлечении туристов из более экономически благополучных богатых стран, с высоким уровнем жизни населения, больше тратящих средств в своих туристских поездках. Средние расходы по регионам и странам в туре по Грузии в 2017 г. представлены в табл. 4.

Таблица 4

Средние расходы по регионам и странам в туре по Грузии в 2017 г.

Страны и регионы Средние расходы, лари / долл.

Европа (Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Греция, Дания, Израиль, Ирландия, Испания, Италия, Мальта, Нидерланды, Норвегия, Финляндия, Франция, Хорватия, Швеция, Швейцария) 1705 / 665

Центральная и Восточная Европа (Беларусь, Болгария, Венгрия, Казахстан, Кыргызстан, Латвия, Литва, Молдова, Польша, Румыния, Словакия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина, Чехия, Эстония) 1366 / 533

Россия 984 / 384

Турция 959 / 374

Армения 461 / 180

Азербайджан 365 / 142

Остальные страны 2279 / 869

Примечание. Рассчитано и составлено автором по данным [1].

Если рассматривать по отдельным странам, то больше всего за время посещения Грузии тратят денежных средств туристы из государств, представленных в табл. 5.

Таблица 5

Средние расходы по отдельным странам в туре по Грузии в 2017 г.

Страна Средние расходы, лари/долл.

Индия 2 883 / 1 109

Саудовская Аравия 2 879 / 1107

ОАЭ 2 755 / 1 060

США 2 243 / 862

Китай 1 983 / 763

Великобритания 1 964 / 755

Израиль 1 816 / 698

Иран 1 812 / 697

Франция 1 696 / 652

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Германия 1 435 / 552

Примечание. Рассчитано и составлено автором по данным [2].

Россия с 384 долл. за посещение находится лишь на 17 месте.

Но ситуация меняется, если рассчитать произведение числа всех посетивших Грузию на среднюю сумму за посещение, тогда по сумме потраченных на путешествие средств и пополнения национального дохода Грузии Россия является внеконкурентным лидером, опережая, например, находящийся на третьей строчке рейтинга Азербайджан почти в 3 раза (табл. 6).

_Особенности развития туризма в Грузии..._285

СЕРИЯ БИОЛОГИЯ. НАУКИ О ЗЕМЛЕ 2019. Т. 29, вып. 2

Таблица 6

Доходы Грузии от туризма по отдельным странам в 2017 г.

Страна Общие расходы, млн лари/долл.

Россия 1 151,3 / 443

Турция 1 003,2 / 386

Азербайджан 598,0 / 230

Армения 584,9 / 225

Украина 236,7 / 91

Иран 194,9 / 75

ОАЭ 182,6 / 70

Израиль 166,5 / 64

Казахстан 162,1 / 62

Саудовская Аравия 151,7 / 58

Примечание. Рассчитано и составлено автором по данным [2].

Следовательно, основными странами, генерирующими валютные поступления от туризма в Грузию, являются соседние государства - Россия, Турция, Азербайджан и Армения. И при желании широкой диверсификации географии стран-прибытий туристов, мощные рекламные компании в странах-соседях и особенно в России с населением 146 млн человек, для Грузии являются крайне важными. Тем более, что кризисные явления политического и экономического характера, происходящие в России с 2014 г., привели к резкому снижению потока российских туристов в ранее популярные для туризма страны Европы [14]. Грузия в состоянии предложить россиянам виды туризма, в которых жители РФ участвовали в европейских странах, и «перехватить» значительную часть этого турпотока.

По отраслям индустрии гостеприимства самые большие доли расходов посетителей в Грузии идут на питание, напитки (26 % от общих расходов) и проживание (23 % от общего количества затрат). 18 % расходов было направлено на развлечения, 14 % были потрачены на покупки, 8 % на использование внутреннего наземного транспорта, 11 % на прочие расходы.

Важным показателем развития индустрии гостеприимства в Грузии является возвратность визитёров. На сегодняшний день 75,8 % - это повторные визиты, а 24,2 % - это первые посещения страны. Наибольшая доля повторных посещений наблюдалась среди жителей соседних стран - Армении (99 %), Азербайджана (95 %), Турции (76 %) и России (71 %). Понятно, что далеко не все из попавших в статистику среди этой группы посещали Грузию исключительно с туристскими целями. Но среди визитёров из России и Азербайджана доля приезжающих с туристскими целями с каждым годом растёт. Для РФ Грузия стала лидером по приёму российских туристов среди стран бывшего СССР, она впервые в истории заняла 18 место в общем рейтинге, и с 2014 г. совершила буквально «прорыв» в росте числа туристов из России в 6,3 раза [15]. Для туристов из Европы или других стран, посещение Грузии в 2017 г. было их первым визитом в страну (Центральная и Восточная Европа -57 %; другая Европа - 65 %; остальные страны - 72 %). В этой группе свыше 63 % посетителей приезжают именно с целями туризма, поэтому вполне закономерно, что наибольшая доля первых посещений приходилась на высокий туристский сезон - на летние месяцы, а именно на июль-август (15,6 % и 17,4 % соответственно).

Каждая страна, развивающая туризм, старается сделать его возвратным. Туристы, которым понравилось пребывание в определённом месте, часто возвращаются снова, и это показатель привлекательности туристского комплекса страны. Грузия добилась впечатляющих результатов, в 2017 г. 46 % «чистых» туристских прибытий были повторными.

От целей посещения напрямую зависит и продолжительность пребывания на территории Грузии. Граждане Армении, Турции, Азербайджана, в основном посещающие Грузию не с туристскими целями, демонстрируют и самое короткое среднее время пребывания в стране (1,7; 1,8 и 2,4 суток, соответственно). Посетители из России, основная часть из которых является именно туристами, остаются в Грузии значительно дольше - в течение 6,1 суток. Наибольшую продолжительность визитов (10,4 суток) демонстрируют представители наиболее экономически благополучных стран Западной Европы, приезжающих в Грузию практически исключительно с целями туризма и чаще всего покупающие полный турпакет. Представители прочих европейских государств и других экономически развитых стран мира также демонстрируют продолжительное пребывание на территории страны - 8-9 суток.

Если анализировать в целом, экскурсанты, не ночующие в стране, составили в 2017 г. в Грузии 15,9 % всех въезжающих, а туристы в основном выбирали более продолжительные туры - 8-14 ночей - 21,9 %. Далее респонденты распределились относительно равномерно: краткосрочные туры - 2-3 ночи - 16,2 %, 4-5 ночей - 17,2 %, 6-7 ночей - 14,3 % [2]. С целью долгосрочного пребывания на срок более двух недель приехали лишь около 5 % туристов.

Стратегия развития туризма в Грузии заинтересована и нацелена на увеличение продолжительности пребывания иностранных туристов в стране, поэтому основной упор в рекламных компаниях по продвижению грузинского турпродукта делается на экономически развитые страны Дальнего зарубежья и на Россию.

В географической локации туристов в республике чётко выделяются две территории, которые аккумулируют основную часть турпотока - это Тбилиси и столичный регион (Мцхета, Джвари) и Аджария. Эти регионы почти в 5 раз по числу посетивших их туристов превосходят все остальные территории Грузии. Причём, туристы, заявляющие целью своего посещения рекреацию, отдых на море, выбирают Аджарию для своей дислокации. Доля экскурсионного и других видов туризма здесь невелика. Задача Грузии на перспективу - добиться роста туристского потока в другие туристские дестинации страны.

Важнейший фактор, способствующий привлечению туристов в страну - наличие быстрого, комфортабельного, сравнительно недорогого транспортного сообщения. В 2017 г. наибольшая доля международных туристических поездок в Грузию (76,5 %) была осуществлена наземным автомобильным транспортом, 22,2 % приходилось на туристов, прибывших на воздушном транспорте. Поездки по железной дороге и морю были крайне незначительными - 0,8 % и 0,5 %, соответственно. По сравнению с 2016 г. очень выросло число прибытий туристов на авиатранспорте - на 44 %. Это связано с политикой привлечения туристов из стран Европы, США, Китая, других отдалённых регионов и стран мира, поставкой новых рейсов в Грузию из различных стран мира. Что касается России, то Грузия последовательно осуществляет работу с российскими регионами, ставя рейсы в Тбилиси и Батуми из всё большего числа российских региональных аэропортов - Екатеринбург, Ростов-на-Дону, Казань, Краснодар. В этом огромный потенциал для роста потока российских туристов в Грузию, в превращении Грузии из страны «ассортиментной» для российских туристов в страну приоритетную [16]. Прямые вылеты из регионов в современных условиях, когда выезды в Европу сильно ограничиваются стоимостью тура, необходимостью получения шенгенской визы, туры в Турцию в высокий сезон становятся достаточно дорогими, дальние туристские направления проблемны и по стоимости, и по нежеланию россиян участвовать в долгом перелёте, будут способствовать повышению интереса к грузинскому турпродукту. Географическое положение Грузии в пределах 1-3-часовой доступности от городов европейской части России также усиливает туристскую притягательность страны.

Рост прибытий в Грузию на автотранспорте составил 15 %. Самый большой поток шёл через пропускной пункт Сарпи на грузинско-турецкой границе, где даже в высокий сезон наблюдалось достаточно быстрое прохождение границы. На втором месте по потоку был пропускной пункт Верхний Ларс - Казбеги на российско-грузинской границе. Здесь поток, по мнению автора, мог быть бы гораздо большим, если бы туристы не были напуганы большими очередями и долгим временем пересечения границы, доходящим до 12 и больше часов ожидания в высокий сезон. Тем не менее этот путь будет востребованным у тех, кто путешествует на автомобиле семьями или компаниями друзей, коллег, поскольку значительно сокращаются транспортные расходы, и в дальнейшем путешествии по Грузии будет большая свобода передвижения.

Значительно вырос в процентном отношении (на 19 %), но по-прежнему незначительно в абсолютном выражении поток туристов, прибывающих в страну по железной дороге. Этот путь в Грузию был бы крайне востребован у жителей стран-соседей первого и второго порядков, но ограничивается отсутствием железнодорожного сообщения на ряде направлений. Введённая в эксплуатацию железная дорога Баку-Тбилиси-Карс резко увеличит число азербайджанских и турецких туристов, прибывающих в Грузию на поездах.

Число прибытий в Грузию морским путём сократились за 2017 г. на 12 %. Здесь были бы отличные перспективы для поездок российских и украинских туристов из черноморских и азовских портов своих стран, но заявленные высокие цены на передвижение морским транспортом (например, из Сочи в Батуми стоимость билета свыше 5 тыс. руб.) делают этот путь совершенно неконкурентоспособным, даже по сравнению с авиатранспортом.

Если анализировать места пересечения границ Грузии, то в 2017 г. самой загруженной грузинской границей был Тбилисский аэропорт, через который было произведено 17,5 % от всех поездок в страну. На втором месте с очень небольшим отставанием пропускной пункт Сарпи на грузинско-турецкой границе - 17 % и Верхний Ларс-Казбеги (грузинско-российская граница) - 16,1 % [2]. Потоки туристов на грузинско-азербайджанской и грузинско-армянской границах были значительно меньшими.

Разумеется, нельзя пока говорить об экономическом благоденствии Грузии. В стране почти 30 % населения по-прежнему остается за чертой бедности. И предполагаемый по прогнозам Всемирного банка значительный рост экономики Грузии на 5 % в 2019 г. ещё не позволит стране совершить радикальный прорыв в улучшении экономического положения граждан. Тем не менее отрасль туризма явно способствует притоку валюты в страну (61,4 % доходов от экспорта услуг Грузии приходится на туризм) и создаёт условия для оптимизации всего хозяйственного механизма республики.

Заключение

О понимании значения туристского бизнеса в экономике страны и заинтересованности в его развитии говорит принятая правительством Грузии в 2015 г. «Стратегия развития туризма в Грузии -2025», разработанная при поддержке Всемирного банка. В стратегии декларируется, что туризм, основанный на принципах устойчивого развития, - перспективное направление для достижения целей устойчивого развития в Грузии в целом. Стратегия нацелена на максимизацию степени удовлетворенности туристов и дальнейшее развитие туристской индустрии, а также на расширение возможностей для создания новых рабочих мест, полного искоренения бедности, увеличения доли отрасли туризма в создании ВВП страны, роста благосостояния жителей.

По мнению автора, при решении таких проблем грузинского туризма, как увеличение доли «чистых» туристов среди иностранных посетителей страны, росте числа организованных туристов, усилении работы грузинских туроператоров по созданию и рекламированию пакетных туров, выводу туристских услуг из теневого бизнеса страны, расширению географии стран, генерирующих потоки туристов в Грузию, совершенствованию транспортного сообщения - поставленные цели определённо могут быть достигнуты. В 2025 г. страна может увеличить число принимаемых визитёров до 11 млн человек в год и ожидаемый дальнейший рост вклада индустрии туризма в экономическое развитие Грузии будет реален.

Ситуация сегодняшнего дня чётко свидетельствует, что при урегулировании проблем между Грузией и Россией, реконструкции российско-грузинского перехода Верхний Ларс-Казбеги, появлении после решения политических проблем нового сухопутного пути из России в Грузию через территорию Абхазии, поставке новых авиарейсов из аэропортов различных городов России в грузинские регионы, при существующем туристском интересе россиян к Грузии во многом именно Российская Федерация в состоянии заполнить своими туристами практически все туристские дестинации Грузии, финансово стимулировать грузинское «туристское чудо», реально способствовать экономическому росту соседнего государства.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. International Visitors In Georgia // Georgian National Tourism Administration. URL: https://gnta.ge/wp-content/ uploads/2018/06/International_statistical-overview-2017-2.pdf

2. International Visitor Survey // Presentation 2017. URL: https://gnta.ge/wp-content/uploads/2018/06/English.pdf

3. Tourism Highlights 2017 Edition. 2018. // World Tourism Organization UNWTO. URL: http://tourlib.net/wto/ WT0_highlights_2017.pdf.

4. В 2017 году ВВП Грузии вырос на 4,2 % - Bloomberg // Business Грузия. 2018. URL: http://bizzone.info/ government/2018/1519072705.php

5. Исторические явления развития туризма в Грузии // ОБЩЕСТВО. 2012. URL: https://www.ridus.ru/news/ 33832

6. Грузия // Knoema. Мировой Атлас данных. URL: https//knoema.ru/atlas/Грузия

7. Виктория Долидзе Ренессанс туризма в Грузии // Sputnik. 2016. URL: https://sputnik-georgia.ru/tourism/ 20160427/231351203.html

8. Манана Девидзе Развитие туризма в Грузии: в интересах экономики и на благо граждан // МОСТЫ. Аналитика и новости о торговле и устойчивом развитии. 2017. URL: https://www.ictsd.org/bridges-news.

9. Деточенко Л.В. Меняющаяся региональная география международного выездного пляжно-рекреационного туризма россиян в зимние сезоны 2014-2016 гг. // Факторы и стратегии регионального развития в меняющемся геополитическом и геоэкономическом контексте: материалы Междунар. науч. конф. (Грозный, 20-25 сент. 2016 г.). Ростов н/Д: Изд-во Южного федер. ун-та, 2016. С. 175-180.

10. В 2017 г. туристическая деятельность в Грузии принесла стране 7,5 млн туристов и 2,7 млрд долл. США // МОСТЫ. Аналитика и новости о торговле и устойчивом развитии. 2018. URL: https://ru.ictsd.org/bridges-news/мосты/news.

11. В 2017 году Грузию посетило рекордное число туристов // ИНТЕРБАКС ТУРИЗМ. 2018. URL: https://tourism.interfax.ru/ru/news/articles/46282/11.

12. Туризм в Грузии // ВИКИПЕДИЯ. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Туризм в Грузии

13. Georgian tourism in figures. Structure & industry data. GNTA 2015. URL:http://gnta.ge/wp-content/uploads/ 2016/06/2015-eng.pdf

14. Деточенко Л.В. Место и роль России в туристском пространстве европейского региона на современном этапе // Геополитические процессы на современном евразийском пространстве: материалы Междунар. науч. конф. Республика Сербская, Баня-Лука: ВИЛУКС, 2017. С. 369-384.

15. Деточенко Л.В. Анализ туристских связей России со странами постсоветского пространства // Науч. ведомости Белгородского гос. ун-та. Сер. Естественные науки. 2018. Т. 42, № 3. С. 346-357.

16. Деточенко Л.В., Лобанова Н.А. Ретроспективный анализ места стран региона Зарубежная Азия как принимающей базы для российских туристов в условиях меняющейся геополитической ситуации современности // Изв. Волгоградского гос. пед. ун-та. 2018. № 5 (128). С. 224-231.

Поступила в редакцию 16.04.2019

Деточенко Лилия Валерьяновна, кандидат географических наук, доцент кафедры географии, геоэкологии и методики преподавания географии

ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет» 400005, Россия, г. Волгоград, пр. Ленина, 27 E-mail: Lillyad@rambler.ru

L.V. Detochenko

FEATURES OF DEVELOPMENT OF TOURISM IN GEORGIA AS AN INDUSTRY CONTRIBUTING TO ECONOMIC GROWTH OF THE COUNTRY

DOI: 10.35634/2412-9518-2019-29-2-279-289

The role and place of the tourism industry in the economic complex of Georgia are considered; the conclusion is made about the "tourist miracle" taking place in the country, which is a factor of the economic growth of the republic. The differences between the concepts of "foreign visitors" and "foreign tourists" are presented. The increase in the contribution of the tourism industry and related industries involved in the tourism industry in the creation of the gross domestic product of the country, its impact on the growth of the Georgian budget and GDP per capita, the average monthly wage is shown. The conclusion about the need to increase the share of medium and long-term tourists among foreign visitors and tourists in the country is justified. The problems of the return of tourists, the long-term stay in Georgia, the differences of the countries-generators of tourist flows by these indicators have been studied. The changes in work and the prospects of various types of transport for the delivery of tourists to Georgia are analyzed, the measures to improve the tourist transport component are proposed. The correlation between the number of tourist arrivals and the average cost of tourists visiting Georgia from different countries is shown and the economic profitability of attracting Russian tourists, capable of filling all the tourist destinations of the country, contributing to the "tourist miracle" of Georgia is considered.

Keywords: foreign visitor, foreign tourist, tourist destination, "tourist miracle" of Georgia.

REFERENCES

1. International Visitors In Georgia. Georgian National Tourism Administration. Available at: https://gnta.ge/wp-content/uploads/2018/06/International_statistical-overview-2017-2.pdf (accessed 19.01. 2019).

2. International Visitor Survey. Presentation 2017. Available at: https://gnta.ge/wp-content/uploads/2018/06/ English.pdf (accessed 19.01.2019).

3. Tourism Highlights 2017 Edition. 2018. World Tourism Organization UNWTO. Available at: http://tourlib.net/ wto/WT0_highlights_2017.pdf (accessed 20.02.2019).

4. V2017godu VVP Gruzii vyros na 4,2 % - Bloomberg [In 2017, Georgia's GDP grew by 4.2 % - Bloomberg]. Business Georgia, 2018. Available at: http://bizzone.info/government/2018/1519072705.php (accessed 06.11.2018) (in Russ.).

5. Istoricheskie yavleniya razvitiya turizma v Gruzii [The historical phenomenon of the development of tourism in Georgia]. OBSHCHESTVO [SOCIETY], Available at: https://www.ridus.ru/news/33832 (accessed 18.11.2018) (in Russ.).

6. Gruziya. Knoema. Mirovoj Atlas dannyh. [Knoema World data Atlas], Available at: https://knoema.ru/atlas (accessed 14.12.2018) (in Russ.).

7. Viktoriya Dolidze Renessans turizma v Gruzii [Renaissance of tourism in Georgia], Sputnik. 2016, Available at: https://sputnik-georgia.ru/tourism/20160427/231351203.html (accessed 06.11.2018) (in Russ.).

8. Manana Devidze Razvitie turizma v Gruzii: v interesah ehkonomiki i na blago grazhdan [The Development of tourism in Georgia: in the interest of economy and for the benefit of citizens]. MOSTY. Analitika i novosti o torgovle i ustojchivom razvitii [BRIDGES. Analytics and news on trade and sustainable development], 2017. Available at: https://www.ictsd.org/bridges-news (accessed 17.11.2018) (in Russ.).

9. Detochenko L.V. [The changing regional geography of international outbound beach-recreational tourism of Russians in the winter seasons 2014-2016], in Mater. Mezhdunar. nauch. konf."Faktory i strategii regional'nogo razvitiya v menyayushchemsya geopoliticheskom i geoekonomicheskom kontekste», Rostov-on-Don, 2016, pp. 175180 (in Russ.).

10. V2017 g. turisticheskaya deyatel'nost' v Gruzii prinesla strane 7,5 mln turistov i 2,7 mlrd doll. SSHA [In 2017 tourism activities in Georgia have brought the country 7.5 million tourists and $ 2.7 billion USA ]. MOSTY. Analitika i novosti o torgovle i ustojchivom razvitii [BRIDGES. Analytics and news on trade and sustainable development], 2018. Available at: https://ru.ictsd.org/bridges-news/мосты/news (accessed 22.01.2019) (in Russ.).

11. V 2017 godu Gruziyu posetilo rekordnoe chislo turistov [In 2017, Georgia was visited by a record number of tourists]. INTERFAKS TURIZM [ИНТЕРБАКС TOURISM], 2018. Available at: https://tourism.interfax.ru/ru/news/ articles/46282/11 (accessed 16.11.2018) (in Russ.).

12. Turizm v Gruzii [Tourism in Georgia]. VIKIPEDIYA [WIKIPEDIA]. Available at: https://ru.wikipedia.org/wiki/ Туризм в Грузии (accessed 10.11.2018) (in Russ.).

13. Georgian tourism in figures. Structure & industry data. GNTA 2015. Available at: http://gnta.ge/wp-content/ uploads/2016/06/2015-eng..pdf (accessed 17.02.2019).

14. Detochenko L.V. [The place and role of Russia in the tourist area of the European region at the present stage], in Mater. Mezhdunar. nauch. konf. "Geopoliticheskie processy na sovremennom evrazijskom prostranstve", Republic of Srpska, Banja Luka, 2017, pp. 369-384 (in Russ.).

15. Detochenko L.V. [Analysis of the tourism relations of Russia with the countries of post-Soviet space] in Nauchnye vedomosti Belgorodskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya Estestvennye nauki, 2018, no. 3, рр. 346-357 (in Russ.).

16. Detochenko L.V., Lobanova N.A. [A retrospective analysis of the region's countries of Foreign Asia, as the host base for Russian tourists in the changing geopolitical situation of modernity] in Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, 2018, no 5 (128), pp. 224-231 (in Russ.)

Received 16.04.2019

Detochenko L.V., Candidate of Geography, Associate Professor at Department of Geography, Geoecology

and methodologies of teaching geography Department

Volgograd State Social Pedagogical University

Lenina pr., 27, Volgograd, Russia, 400005

E-mail: Lillyad@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.