Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА'

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1255
206
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТУРИЗМ / ВАЛОВОЙ ВНУТРЕННИЙ ПРОДУКТ / ВЪЕЗДНОЙ ТУРИЗМ / ВЫЕЗДНОЙ ТУРИЗМ / ВСЕМИРНАЯ ТУРИСТСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / КОРОНАВИРУС / РИСКИ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Романова Марианна Михайловна, Кульгачев Иван Петрович, Блинова Екатерина Артуровна

В статье рассматриваются современные тенденции и закономерности, связанные с развитием международного туризма. Отдельное внимание авторами уделяется тому, что индустрия туризма представляет собой важнейшую отрасль как национальной, так и мировой экономики, отличающуюся высоким уровнем дохода и интенсивными темпами развития. Среди причин, обусловливающих высокую доходность и темпы роста, можно назвать растущий спрос на различные виды путешествий во всём мире. В экономике большинства стран туристическая отрасль позволяет стимулировать не только экономическое, но и социальное развитие регионов, а также имеет значительную долю в доходах государственных бюджетов. Авторами обосновано, что туризм представляет собой не только стандарт качества жизни современного человека, но и важнейшую сферу экономики, оказывающую мультипликативный эффект на развитие сопряженных отраслей и видов деятельности, на уровень занятости населения, на ВВП, состояние экологии и т. д. Авторами проанализированы показатели развития международного туризма, выявлены основные закономерности развития туризма в мире и странах, определены тенденции, как в настоящее время, так и в будущей перспективе. Авторы пришли к выводу, что развитие туризма должно быть приоритетной стратегической целью любого государства, а вовлеченность экономически активного населения будет этому способствовать. В настоящее время многие исследователи сходятся во мнении, что туризм как одна из важнейших сфер экономики имеет многофакторную природу, на которую, тем не менее, большое влияние оказывают конкретные микро- и макроэкономические условия. В статье авторами выявлены основные проблемы, препятствующие развитию международного туризма (пандемия коронавируса, политические конфликты, религиозные противоречия).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Романова Марианна Михайловна, Кульгачев Иван Петрович, Блинова Екатерина Артуровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN TRENDS AND PATTERNS OF DEVELOPMENT OF INTERNATIONAL TOURISM

The article examines modern trends and patterns associated with the development of international tourism. Special attention is paid to the fact that the tourism industry is the most important sector of both the national and the world economy, characterized by a high level of income and intensive development. Among the reasons for the high profitability and growth rates, one can name the growing demand for various types of travel around the world.In the economy of most countries, the tourism industry allows to stimulate not only economic, but also social development of regions, and also has a significant share in the revenues of state budgets. The authors substantiated that tourism is not only a standard of the quality of life of a modern person, but also the most important sphere of the economy, which has a multiplier effect on the development of related industries and activities, on the level of employment, on GDP, the state of the environment, etc.The authors analyzed the indicators of the development of international tourism, identified the main patterns of tourism development in the world and countries, identified trends, both at the present time and in the future.The authors came to the conclusion that the development of tourism should be a priority strategic goal of any state, and the involvement of the economically active population will contribute to this.Currently, many researchers agree that tourism, as one of the most important areas of the economy, has a multifactorial nature, which, nevertheless, is greatly influenced by specific micro- and macroeconomic conditions. In the article, the authors identified the main problems that hinder the development of international tourism (coronavirus pandemic, political conflicts, religious contradictions).

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА»

Вестник Евразийской науки / The Eurasian Scientific Journal https://esj.todav 2021, №1, Том 13 / 2021, No 1, Vol 13 https://esj.todav/issue-1-2021.html URL статьи: https://esj.today/PDF/15ECVN121.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Романова М.М., Кульгачев И.П., Блинова Е.А. Основные тенденции и закономерности развития международного туризма // Вестник Евразийской науки, 2021 №1, https://esj.today/PDF/15ECVN121.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Romanova M.M., Kulgachev I.P., Blinova E.A. (2021). The main trends and patterns of development of international tourism. The Eurasian Scientific Journal, [online] 1(13). Available at: https://esj.today/PDF/15ECVN121.pdf (in Russian)

УДК 338.48 ГРНТИ 06.71.57

Романова Марианна Михайловна

ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова», Москва, Россия

Доцент кафедры «Индустрии гостеприимства, туризма и спорта»

Кандидат экономических наук, доцент E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4579-2075 РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=642969

Кульгачев Иван Петрович

ГАОУ ВО города Москвы «Московский государственный институт физической культуры,

спорта и туризма им. Ю.А. Сенкевича», Москва, Россия Заведующий кафедрой «Туризма» Кандидат философских наук, доцент E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9913-0985 РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=360845

Блинова Екатерина Артуровна

ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова», Москва, Россия

Доцент кафедры «Индустрии гостеприимства, туризма и спорта»

Кандидат экономических наук, доцент E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8866-0887 РИНЦ: https://elibrary.ru/author profile.asp?id=204748

Основные тенденции и закономерности развития международного туризма

Аннотация. В статье рассматриваются современные тенденции и закономерности, связанные с развитием международного туризма. Отдельное внимание авторами уделяется тому, что индустрия туризма представляет собой важнейшую отрасль как национальной, так и мировой экономики, отличающуюся высоким уровнем дохода и интенсивными темпами развития. Среди причин, обусловливающих высокую доходность и темпы роста, можно назвать растущий спрос на различные виды путешествий во всём мире.

В экономике большинства стран туристическая отрасль позволяет стимулировать не только экономическое, но и социальное развитие регионов, а также имеет значительную долю в доходах государственных бюджетов. Авторами обосновано, что туризм представляет собой

не только стандарт качества жизни современного человека, но и важнейшую сферу экономики, оказывающую мультипликативный эффект на развитие сопряженных отраслей и видов деятельности, на уровень занятости населения, на ВВП, состояние экологии и т. д. Авторами проанализированы показатели развития международного туризма, выявлены основные закономерности развития туризма в мире и странах, определены тенденции, как в настоящее время, так и в будущей перспективе.

Авторы пришли к выводу, что развитие туризма должно быть приоритетной стратегической целью любого государства, а вовлеченность экономически активного населения будет этому способствовать.

В настоящее время многие исследователи сходятся во мнении, что туризм как одна из важнейших сфер экономики имеет многофакторную природу, на которую, тем не менее, большое влияние оказывают конкретные микро- и макроэкономические условия. В статье авторами выявлены основные проблемы, препятствующие развитию международного туризма (пандемия коронавируса, политические конфликты, религиозные противоречия).

Ключевые слова: международный туризм; валовой внутренний продукт; въездной туризм; выездной туризм; Всемирная туристская организация; коронавирус; риски

Введение

Туризм в XXI веке стал социальным и политическим явлением, значительно влияющим на мировое устройство и экономику многих стран и целых регионов. Международная статистика показывает, что доходы от туризма формируют от 10 до 15 % валового национального продукта, участвуют в мировых инвестиционных процессах, стимулируют рост рабочих мест, интенсифицируют потребительские расходы, то есть активно участвуют в развитии территорий.

Больших успехов индустрия туризма достигла в последние десятилетия, когда число международных туристов возросло почти в 4 раза, а валютные доходы от нее увеличились в 25 раз. На индустрию туризма приходится около 7 % мировых инвестиций, каждое 16-е рабочее место, 12 % мировых потребительских расходов. К числу стран, получающих внушительные суммы от налогообложения индустрии туризма, относятся: США - 130 млрд долл., Япония -70 млрд дол., Германия - 57 млрд долларов.

Цель и задачи исследования

Цель исследования - изучение тенденций и закономерностей развития туризма в мире в разрезе регионов и стран.

Задачами данного исследования является исследование динамики показателей, характеризующих состояние международного туризма в различных странах, а именно:

• статистический анализ доходов стран от международного туризма;

• прибытия в туристические макрорегионы и страны;

• расходы туристов в странах посещения;

• распределение международных въездных потоков по целям прибытия.

Методы и материалы

При исследовании международного туризма использовались такие методы как, метод теоретического анализа, метод сравнения, выборочный метод, метод типологических группировок, анализ рядов динамики, анализ структурных изменений, табличные и графические методы представления данных. Данные методы позволили выделить и рассмотреть отдельные тенденции развития туризма в мире, провести сопоставление отдельных статистических показателей, которые характеризуют его состояние и развитие.

Теоретической, методологической и информационной базами исследования послужили труды ученых по туризму и гостеприимству; данные Всемирного совета по туризму и путешествиям, Всемирной туристской организации, Научного справочника статистических данных Knoema, данным Trip.com Group и Union Pay International; нормативно-правовые документы по теме исследования; данные, полученные авторами в результате исследования.

Результаты и обсуждения

Вклад туризма в мировую экономику значителен: по данным Всемирного совета по туризму и путешествиям (WTTC), прямой вклад туризма в мировой ВВП в 2018 году составил 3,0 % ВВП, или 2,230 млрд долларов. По данным Всемирной туристской организации (ЮНВТО) на туризм приходится 30 % международной торговли услугами.

Выручка от международного туризма в 2018 году составила около 1,229 трлн долларов, или, в среднем, 3,37 млрд долларов в сутки, 86 % из которых были получены непосредственно туристическими объектами, а 14 % составили транспортные расходы нерезидентов (табл. 1).

Таблица 1

Доходы от международного туризма (млрд долл. США)1

СТРАНЫ МИРА 1995 2000 2005 2010 2015 2016 2018

Мир 415 495 703 966 1196 1220 1229

США 74,8 100,2 101,5 137 205,4 205,9 214

Испания 25,5 30,9 49,7 54,6 68,5 75,6 74

Франция 27,4 33 44 47 44,9 42,3 67

Италия 28,7 27,5 35,4 38,8 39,5 40,3 49

Тайланд 8 7,5 9,6 20,1 44,9 49,9 63

Турция 5 7,6 19,2 22,6 26,6 18,7 25,2

Россия 4,3 3,4 5,9 8,8 8,4 7,8 11,8

Составлено авторами на основе данных Всемирной туристской организации

В 2018 году на долю международного туризма пришлось 7 % мирового экспорта товаров и услуг.2

В качестве глобальной экспортной категории туризм занимает третье место после топлива и химических веществ, обгоняя пищевую и автомобильную промышленность. Согласно некоторым методикам ЮНВТО, туризм непосредственно обеспечивает работой 3,6 % населения мира, еще 5,9 % занятости косвенно поддерживается туристической отраслью, то есть каждый 11-й занятый человек в мире имеет работу, благодаря существованию туризма.

1 Отчеты Всемирной туристской организации (International Tourism Highlights). - URL: http://tourlib.net/wto.htm (дата обращения: 01.11.2020).

2 Официальный сайт Всемирного совета по туризму и путешествиям [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.wttc.org/ (дата обращения: 11.11.2020).

По данным за 2019 год выделяют туристские макрорегионы по количеству прибытий (рис. 1):

Количество прибытий

15%

25% ■ Америка

Я ш ■ Европа

4% Африка

Ближний Восток

5% ■ Тихоокеанский регион

51%

Рисунок 1. Прибытия в туристские макрорегионы в 2019 году (составлено авторами на основе данных Всемирной туристской организации)

Если говорить о туристических направлениях, то большим спросом пользуются европейские страны (Франция, Испания и Италия). В странах Азии наиболее популярны страны: Китай, Турция и Таиланд. Ежегодно Россию посещают почти 28,4 млн туристов, это 9-й показатель в мире. Но обладателем первого места остается Франция, которую ежегодно посещает около 85 млн туристов (рис. 2).

Отметим, что динамика въездных потоков в европейские страны остается стабильной на протяжении достаточного значительного периода времени, доля туристов здесь составляет по последним оценкам до 51 %, около 742 млн прибытий, и, соответственно, Европа получила самый большой доход от работы индустрии туризма3.

Рисунок 2. Посещаемость стран туристами (млн человек) (составлено авторами на основе данных Всемирной туристской организации)

По оценке Всемирной туристской организации при ООН (ЮНВТО), несмотря на рост прибывающих туристов из стран Дальнего Зарубежья существенного роста доходов от международного туризма в России не наблюдается. В то же время траты россиян за рубежом в

3 Аль-Малики Расуль Салим Масир. Развитие конкурентных бизнес-стратегий интеграционных взаимодействия в индустрии туризма: диссертация кандидата экономических наук: 08.00.05 / Аль-Малики Расуль Салим Масир - Москва, 2017. - 163 с. - Режим доступа - http://search.rsl.ru/ru/record/01009644335.

2018 году составили около 35 млрд долларов США, а доходы России от международного туризма в том же году 11,8 млрд долларов США.

Развитие международного туризма в разных странах проходило неравномерно. Причинами такого феномена принято считать разные уровни социально-экономического развития отдельных стран, а также разница в обеспечении безопасности для туристов [2].

Международный туризм наиболее развит в западноевропейских странах. Этот регион занимает половины мирового туристического рынка, когда Азия и Африка (вместе взятые) -менее четверти. Необходимо отметить, что Европа не только родина для большинства туристов, но и территория передвижения большинства туристов [3]. То есть, большая часть турпотока -передвижение европейцев по Европе, в том числе по странам, входящих в Европейский Союз.

ВТО (Всемирная туристская организация) дифференцирует страны:

• на «поставщиков» туристов (Китай, Германия, Южная Корея, США);

• на страны, которые являются принимающими сторонами (Франция, Греция, Кипр, Италия, Испания).

Самым быстро развивающимся регионом планеты в последние годы стала Азия -прирост 8 % по сравнению с 2017 годом. Из всех азиатских стран самые высокий прирост у Китая (рис. 3). Количество путешествующих китайцев в разы превышает количество туристов из других стран [4].

Рисунок 3. Топ стран «поставщиков» туристов на 2018 год (составлено авторами на основе данных Всемирной туристской организации)

Лидерами выездного туризма в мире в 2018 году стали Китай, США, Южная Корея и Германия - за последние годы эти страны демонстрировали устойчивый рост. «Если исходить из числа путешествий на душу населения, то за границу раз в год выезжает каждый четвертый россиянин, каждый третий житель США и каждый двенадцатый житель Китая. При этом на каждого жители Германии приходится две поездки»4. По мнению экспертов, на глобальном

https://ratanews.ru/news/news_22032019_4.stm (дата обращения: 15.11.2020).

15ECVN121

уровне - соотношение своих национальных туристов и китайских - примерно 1:500. По всему миру туристы из Китая потратили миллиарды долларов по данным Trip.com Group и Union Pay International (рис. 4):

Рисунок 4. Траты туристов из Китая в мире (млрд долл.)5 (составлено авторами на основе данных Trip.com Group и Union Pay International)

Больше всего денег в туристическую отрасль приносят туристы из Америки и Поднебесной - в 2018 году их расходы суммарно составили $300 млрд Рекордным был 2015 год по тратам туристов из Китая, в последующие годы сумма уменьшилась, но является достаточно внушительной. Однако это возможно связано с изменением статистических подсчетов. Лидером по тратам китайских туристов является Азия и Американский континент, на долю России приходится около 0,5 % от общих затрат (рис. 5).

0,50%_

8,50%

ч

| Американский континент Европа

Азия

Россия

I Другие страны

Рисунок 5. Траты туристов КНР в 1 полугодии 20196 (составлено авторами на основе данных Trip.com Group и Union Pay International)

Ситуация с коронавирусом увеличила риски как российского, так и мирового турбизнеса, и поменяла цены и географию туризма во всём мире [5].

На наш взгляд, в будущем страны «третьего мира» сделают туристическую отрасль важным источником бюджета и экономического роста. Если говорить о «поставщиках» туристов, то лидировать будут страны Европы, однако произойдет рост туристов из Японии, Индии и других стран [6].

Высокий рост туристической отрасли связан с тем, на наш взгляд, что в современном мире люди путешествуют не 1-2 раза в год, как это было раньше, а гораздо чаще. Так, набирают обороты путешествия в выходные или праздничные дни. Один из основных факторов роста

5 Trip.com Group и Union Pay International (дата обращения: 11.11.2020).

6 Trip.com Group и Union Pay International (дата обращения: 14.11.2020).

является развитие бюджетных авиалиний и расширение географии полетов, на которых строилась история успеха всех европейских городов [7]. При этом бюджетные авиакомпании развиваются быстрее, чем традиционные - 7 % роста против 5 %.

Мир движется к тому, чтобы почти полностью перейти на онлайн, в том числе, в туризме, однако офф-лайн в этой сфере все еще лидирует - по данным Еиготопког, 53 % продаж всех туристических услуг в мире происходит оффлайн. Туризм требует особого подхода к потребителю, поэтому многие компании активно повышают лояльность к клиенту. Расширять свою аудиторию можно не только с помощью рекламы, но и взаимодействуя с другими брендами. Так, например, некоторые международные авиакомпании предлагают на своих рейсах интернет и приложения, позволяющие совершать покупки прямо на борту. Пассажиры возвращаются домой, где их уже ждут заказанные в воздухе продукты или товары. Выигрывают и они, и авиакомпания, получившая персональные данные своих клиентов [8].

Что касается перехода туротрасли в интернет, то в Восточной Европе в 2019 году на онлайн продажи приходится 42 % всех туристических услуг, а в России - 47 % (в США и Австралии эти показатели еще выше). Онлайн влияет не только на продажи, но и на сами путешествия. Так, например, 83 % пользователей ищут информацию онлайн для планирования путешествия, 48 % заказывают услуги онлайн, 36 % покупают дополнительные туристические услуги уже во время поездки и 69 % делятся онлайн своими впечатлениями непосредственно в течение путешествия. С развитием онлайн-сервисов большинство туристических агентств переходят на онлайн-платформы [9].

Социально-экономические проблемы могут возникать при интенсивном развитии видов туризма, накладывающих свой отпечаток не только на культурные особенности, сложившиеся традиции, но и на формирование законодательной базы, языковой среды [10]. Особенно актуальными эти вопросы становятся в условиях глобализации мировой экономики, развития транснациональных компаний, миграции рабочей силы и прочих проблем современного общества. Влияние туризма на окружающую среду и на комфортное проживание местного населения становится определяющим фактором, поэтому многие города и страны пытаются решить эту проблему, перераспределяя турпотоки [9]. Например, развиваются бренды других регионов, Франция - это не только Париж и Ницца, Каталония - не только Барселона, Россия -не только Москва и Санкт-Петербург. Пока же рейтинг сотни самых популярных городов мира по числу международных прибытий возглавляют Гонконг, Бангкок и Лондон, за которыми идут Сингапур, Париж, Дубай, Нью-Йорк. Москва постепенно набирает популярность, по данным 2018 года она вошла в десятку самых посещаемых городов мира.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ситуация с коронавирусом негативно отразилась на туристическом бизнесе не только в конце 2019 года, но и в 2020-2021 годы. Закрытие стран и границ, запрет на перемещения - всё это изменит показатели туристической отрасли не только в отдельной стране, но и туристических макрорегионах. Кроме коронавируса, на туристическую активность повлияют:

• миграционные кризисы, затронувшие многие города и территории;

• политические события в различных странах;

• террористические акты в европейских городах, связанные с религиозными причинами.

Отметим, что террористические действия наносят значительный урон индустрии туризма не только в европейских странах, но и в общемировом масштабе [11]. Авиакатастрофа российского лайнера А321, сбитого над Синайским полуостровом в октябре 2015 года, привела к снижению доходов индустрии туризма на 25 % только за счет снижения числа российских

граждан, составляющих наибольшее количество отдыхающих в общем потоке иностранцев, прибывающих в Египет7.

Туристы из Великобритании и Германии, которые до авиакатастрофы также в большинстве случаев выбирали в качестве места назначения своего отдыха Египет, в настоящее время отдают предпочтения другим, более безопасным и комфортным маршрутам, что существенно снижает показатели туристической индустрии Египта. Влияние политических факторов, к которым можно отнести и угрозу террористических актов, привели к изменению структуры экономики Египта в очень короткие сроки, так за прошедший с момента авиакатастрофы период индустрия туризма перестала считаться третьей по значимости доходов отраслью экономики, при этом ее место заняла отрасль сельского хозяйства.

Весьма интересным и наиболее продаваемым в индустрии туризма направлением для российских туристов в последние годы была Турция, включая культурно-познавательный туризм в Стамбуле и Анкаре и пляжно-оздоровительный туризм в курортных районах -Мармарис, Фетхие, Кемер, Сиде, Анталья, Белек. Однако, начиная с июля 2015 года, в стране произошли десятки террористических актов, что привело к значительному снижению числа иностранных туристов в Турцию [12]. Так по прогнозам Ассоциации отельеров Турции (TÜROB) около 40 % брони немецких туристов и туроператоров были отменены после ряда терактов8. Указанные события, а также инцидент с российским бомбардировщиком, сбитым турецкими ВВС, отрицательно повлияли на туристическую отрасль данной стране.

Если в одних странах наблюдались негативные тенденции в развитии туризма, то другие страны активно развивали туристическую отрасль за счет не только природных ресурсов, но и качества предоставляемых услуг, персонала и т. д. [13]. Так, Грузия заслуженно считается одной из самых гостеприимных стран мира. По данным Всемирной организации туризма UNWTO на долю туристического сектора экономики Грузии приходилось 9,3 % ВВП, эксперты прогнозируют рост этого показателя до 10,5 % к 2028 году.

По вкладу туристической отрасли в ВВП страны Грузия занимает 26-е место в мире. На туристический сектор Грузии приходится 27 % общего уровня занятости в стране -деятельностью, так или иначе связанной с туризмом, занимаются 483 000 человек. По данному показателю Грузия находится на 78 месте в общемировом рейтинге. Как отмечают эксперты International Investment, рост турпотока в Грузию в 2018 году составил 18,8 %, что стало одним из лучших результатов по росту туризма в мире.9 В 2017 году в развитие туристической отрасли Грузии было инвестировано 435,1 млн долл., это 36 % от общего объема инвестиций в страну. Аналитики ожидают, что за 10 лет сумма инвестиций в этот сектор экономики увеличится более чем вдвое и составит порядка 881,3 млн долл.

Грузия занимает 91-е место в списке из 145 стран мира по показателю соотношения доли туристического сектора к ВВП. По уровню прямой занятости населения в туристической сфере Грузия занимает 78-е место в общемировом рейтинге.9 Почему так привлекательна для туристов Грузия? Известно, что грузины, пожалуй, одни из самых спокойных хозяев, с которыми когда-либо может столкнуться турист. Их репутация великодушия соответствует их открытости и терпимости. Согласно грузинской поэзии, гостеприимство ценится больше, чем храбрость, отвага или умелое обращение с оружием. Грузинский фольклор идеализирует гостеприимного, щедрого хозяина.

7 http://www.vestifinance.ru/articles/64167 (дата обращения: 11.11.2020).

8 http://tourism.interfax.ru/ru/news/articles/33297 (дата обращения: 13.11.2020).

9 Научный справочник статистических данных Knoema: официальный сайт [Электронный ресурс] / -Режим доступа: https://knoema.ru (дата обращения: 12.11.2020).

Среди целей, с которыми осуществляются международные прибытия, следует выделить «досуг, отдых и отпуск» - 53 %, оздоровительный, религиозный и иные виды туризма - 27 %, бизнес и профессиональный туризм - 14 %, туризм без определенных целей - 6 % (рисунок 6).

досуг, отдых и отпуск

■ оздоровительный, 53% религиозный и иные виды

туризма

■ бизнес и профессиональный туризм

■ туризм без определенных целей

Рисунок 6. Распределение международных въездных потоков по целям прибытия (составлено авторами на основе статистических данных ВТО)10

На наш взгляд, данная классификация видов туризма является достаточно упрощенной, поскольку в современной экономике индустрия туризма может быть дополнена событийным туризмом, спортивным туризмом, агротуризмом, экологическим и другими видами, широко практикуемыми как российскими, так и зарубежными туристами [14].

Анализ данных рисунка 6 позволяет сделать вывод, что основным мотивом для совершения поездок является досуг, отдых и отпуск. Вторая по значимости цель поездок связана с оздоровительным, религиозным и другими видами туризма, что обусловлено повышением внимания людей к своему физическому и нравственно-духовному здоровью и, соответственно, инвестированием доходов в эти области туризма [15]. Бизнес-туризм или профессиональный туризм в последние годы стабильно занимает третью позицию в рейтинге целей туристической деятельности, хотя влияние экономического кризиса, например, на российскую экономику заставило многие организации снизить расходы на командировки и бизнес-поездки.

Заключение

Таким образом, туризм в мире развивается неравномерно. С одной стороны, показатели мирового туризма растут, но наблюдается перераспределение туристских потоков, как в регионах, так и отдельных странах. Если в одних странах обостряются отрицательные тенденции в развитии туризма, то другие страны успешно развивают туристическую отрасль.

Ситуация с коронавирусом негативно отразится на туристическом бизнесе в 2019-2021 годах, последствия и «перестройка» отрасли будет и в будущем. Кроме коронавируса, на международный туризм влияют и повлияют в будущем миграционные перемещения, политические события и террористические акты в различных странах, обострение религиозных конфликтов.

10 Отчеты Всемирной туристской организации (International Tourism Highlights). - URL: http://tourlib.net/wto.htm (дата обращения: 14.11.2020).

Страница 9 из 11

15ECVN121

Обострившиеся проблемы политического, религиозного и пандемического характера серьёзно изменят международную карту туризма.

ЛИТЕРАТУРА

1. Dzhandzhugazova E.A., Blinova E.A., Stepanova S.A., Romanova M.M., Sukhanovsky Yu.A. The economy of free time as a driver for the development of successful projects in tourism and hospitality. International Journal of Psychosocial Rehabilitation. 2020. Т. 24. № 6. С. 5599-5604.

2. Астафьева О.А. Роль развития продукта в индустрии гостеприимства и туризма // Экономика и предпринимательство. 2014. № 11-4 (52). С. 842-844.

3. Гареев Р.Р. Особенности применения эмоционального маркетинга в гостиничном предприятии в условиях активной конкурентной среды // Российский экономический интернет-журнал. - 2018. №1. - С. 8.

4. Мантейфель Е.А., Блинова Е.А. Современные тенденции развития выездного китайского туризма и перспективы для России // Инновации и инвестиции. -2016. - № 10. - С. 267-269.

5. Романова М.М., Кульгачев И.П. Характеристика рисков в туризме // ЦИТИСЭ. -2020. - № 2. - С. 123-134.

6. Орлова Л.Н. Механизмы обеспечения устойчивого социально-экономического развития регионов // Вестник Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова. - 2018. - № 2 (98). - С. 161-170.

7. Чернова А.А. Типология и условия применения антикризисных стратегий // Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. - 2015. - №1. - С. 133135.

8. Nikolskaya E.Yu., Romanova M.M., Pasko O.V., Uspenskaya M.E., Saadulaeva T.A., 2020. Formulation of development strategy for tourism and hospitality industry. International Journal of Management (IJM) - Scopus Indexed. Volume: 11, Issue: 3, Pages: 467-474.

9. Nikolskaya E.Yu., Lepeshkin V.A., Blinova E.A., Kulgachev I. P., Ilkevich S.V. Improvement of digital technology in the tourism sector // Journal of Environmental Management and Tourism. 2019. Т. 10. № 6 (38). С. 1197-1201.

10. Меркулина И.А., Аль-Малики Расуль Салим Масир. Роль экологического туризма в социально-экономическом развитии общества // Науковедение. - N 5 (24), сентябрь - октябрь 2014. С. 181.

11. Рубан Д.А., Молчанова Т.К., Латушко Н.А. Диспропорции российской индустрии туризма и гостеприимства: инновационные и пространственные аспекты // Вестник экономики, права и социологии. - 2018. - № 3. - С. 41-46.

12. Конкина А.А., Кульгачев И.П. Международный туризм: современное состояние и перспективы развития // Научный вестник МГИИТ. 2019. № 3 (59). С. 8-15.

13. Кульгачёв И.П., Романова М.М., Савинкина Л.А. Выездной туризм России: периодизация и особенности подсчета (1992-2018 гг.) // Вестник Российского нового университета. Серия: Человек и общество. 2019. № 4. С. 96-101.

14. Dzhandzhugazova E.A., Blinova E.A., Orlova L.N., Romanova M.M. Intellectual resources usedin developing tourism and hospitality industry // Eurasian Journal of Analytical Chemistry. 2017. Т. 12. № 5b. С. 705-722.

15. Елина О.А., Дедусенко Е.А., Елин А.В. Цикличность отрасли и стратегическое планирование в туризме // Вестник МИРБИС. 2018. № 2 (14). С. 036-041.

16. Козлов Д.А. Современные индикаторы развития туризма. В сборнике: Стратегии устойчивого развития национальной и мировой экономики. Сборник статей Международной научно-практической конференции. 2015. С. 198-200.

Romanova Marianna Mikhailovna

Plekhanov Russian university of economics, Moscow, Russia

E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4579-2075 PHH^ https://elibrary.ru/author profile.asp?id=642969

Kulgachev Ivan Petrovich

Moscow state institute of physical culture, sports and tourism n.a. Yu.A. Senkevich, Moscow, Russia

E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9913-0985 PHH^ https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=360845

Blinova Ekaterina Arturovna

Plekhanov Russian university of economics, Moscow, Russia E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8866-0887 PHH^ https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=204748

The main trends and patterns of development of international tourism

Abstract. The article examines modern trends and patterns associated with the development of international tourism. Special attention is paid to the fact that the tourism industry is the most important sector of both the national and the world economy, characterized by a high level of income and intensive development. Among the reasons for the high profitability and growth rates, one can name the growing demand for various types of travel around the world.

In the economy of most countries, the tourism industry allows to stimulate not only economic, but also social development of regions, and also has a significant share in the revenues of state budgets. The authors substantiated that tourism is not only a standard of the quality of life of a modern person, but also the most important sphere of the economy, which has a multiplier effect on the development of related industries and activities, on the level of employment, on GDP, the state of the environment, etc.

The authors analyzed the indicators of the development of international tourism, identified the main patterns of tourism development in the world and countries, identified trends, both at the present time and in the future.

The authors came to the conclusion that the development of tourism should be a priority strategic goal of any state, and the involvement of the economically active population will contribute to this.

Currently, many researchers agree that tourism, as one of the most important areas of the economy, has a multifactorial nature, which, nevertheless, is greatly influenced by specific micro- and macroeconomic conditions. In the article, the authors identified the main problems that hinder the development of international tourism (coronavirus pandemic, political conflicts, religious contradictions).

Keywords: international tourism; gross domestic product; inbound tourism; outbound tourism; World Tourism Organization; coronavirus; risks

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.