Научная статья на тему 'Международный туризм как вид рекреации и отрасль экономики: пример Греции'

Международный туризм как вид рекреации и отрасль экономики: пример Греции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
601
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАНДЕМИЯ / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТУРИЗМ / ПУТЕШЕСТВИЕ / ОТРАСЛЬ ЭКОНОМИКИ / ТУРИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДОХОДЫ / РЕКРЕАЦИЯ / PANDEMIC / INTERNATIONAL TOURISM / TRAVEL / ECONOMIC SECTOR / TOURISM ACTIVITY / INCOME / RECREATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хуссамов Раил Римович, Насибуллин Искандер Уралович

В статье проанализированы тенденции развития индустрии туризмаи путешествий в крупнейших странах мира. Авторами раскрывается актуальность развития туристической отрасли России как вида рекреации и перспективной отрасли экономики по примеру Греции. Дан обзорстрановедческой характеристики Греции, ее географического положения,социально-экономического развития. Особое внимание уделено характеристике туристской отрасли Греции, ее проблемам, текущему состоянию иперспективам развития. Обосновано, что в условиях пандемии коронавируса, затронувшей один из стержней мировой экономики - туристическуюиндустрию, активное развитие отечественной туристической отрасли попримеру Греции имеет неоспоримые преимущества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONAL TOURISM AS A TYPE OF RECREATION AND ECONOMIC SECTOR: THE CASE OF GREECE

The article analyzes the development trends of the tourism and travel industry inthe largest countries of the world. The authors show the relevance of the Russiantourism industry development as a type of recreation and a promising sector of theeconomy following the model of Greece. The paper gives an overview of the country-specific characteristics of Greece, its geographical location, and socio-economicdevelopment. Special attention is paid to the characteristics of the tourism industryin Greece, its problems, current state and development prospects. It is proved thatin the context of the coronavirus pandemic, which affected one of the pillars ofthe world economy - the tourism industry, the active development of the domestictourism industry following the model of Greece has undeniable advantages.

Текст научной работы на тему «Международный туризм как вид рекреации и отрасль экономики: пример Греции»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТУРИЗМ КАК ВИД РЕКРЕАЦИИ И ОТРАСЛЬ ЭКОНОМИКИ: ПРИМЕР ГРЕЦИИ

INTERNATIONAL TOURISM AS A TYPE OF RECREATION AND ECONOMIC SECTOR: THE CASE OF GREECE

УДК 339.9

DOI: 10.24411/2307-5368-2020-10028

ХУССАМОВ Раил Римович

доцент кафедры международных экономических отношений Казанского (Приволжского) федерального университета, кандидат экономических наук, доцент, [email protected]

KHUSAMOV, Rail Rimovich

Associate Professor at the Department of International Economic Relations, Kazan (Volga Region) Federal University, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, [email protected]

НАСИБУЛЛИН Искандер Уралович

студент Санкт-Петербургского государственного университета, [email protected] NASIBULLIN, Iskander Uralovich

Student, Saint Petersburg State University, [email protected]

Аннотация.

В статье проанализированы тенденции развития индустрии туризма и путешествий в крупнейших странах мира. Авторами раскрывается актуальность развития туристической отрасли России как вида рекреации и перспективной отрасли экономики по примеру Греции. Дан обзор страноведческой характеристики Греции, ее географического положения, социально-экономического развития. Особое внимание уделено характеристике туристской отрасли Греции, ее проблемам, текущему состоянию и перспективам развития. Обосновано, что в условиях пандемии коронави-руса, затронувшей один из стержней мировой экономики - туристическую индустрию, активное развитие отечественной туристической отрасли по примеру Греции имеет неоспоримые преимущества.

Ключевые слова: пандемия, международный туризм, путешествие, отрасль экономики, туристическая деятельность, доходы, рекреация.

© Хуссамов Р Р, Насибуллин И. У., 2020.

Abstract.

The article analyzes the development trends of the tourism and travel industry in the largest countries of the world. The authors show the relevance of the Russian tourism industry development as a type of recreation and a promising sector of the economy following the model of Greece. The paper gives an overview of the country-specific characteristics of Greece, its geographical location, and socio-economic development. Special attention is paid to the characteristics of the tourism industry in Greece, its problems, current state and development prospects. It is proved that in the context of the coronavirus pandemic, which affected one of the pillars of the world economy - the tourism industry, the active development of the domestic tourism industry following the model of Greece has undeniable advantages.

Key words: pandemic, international tourism, travel, economic sector, tourism activity, income, recreation.

Пандемия коронавируса (COVID-19), стремительно распространившись по всему миру за несколько месяцев, затронула практически всю мировую экономику, проверив на прочность не только сферу здравоохранения во всех странах, но и мировую туристическую индустрию. Поскольку многие страны ввели запреты и ограничения на поездки, чтобы сдержать распространение вируса, то с конца марта 2020 г. сообщения между странами практически полностью прекратились по всему миру. Пока авиакомпании наблюдают беспрецедентное падение пассажиропотока, другие отрасли туристической индустрии сталкиваются с аналогичными неудачами, начиная от закрытия предприятий пищевой промышленности и производства напитков и заканчивая сокращением числа гостей в индустрии размещения [1].

Финансовые последствия коронавируса уже начали проявляться в туристической индустрии, и ежегодные прогнозы рисуют мрачную картину будущего мировой сферы туризма. В 2020 г. глобальные доходы от индустрии путешествий и туризма, по разным оценкам, упадут с прогнозируемых 711,94 млрд долл. США до 568,6 млрд долл. США, что представляет собой снижение более чем на 20% [1]. Хотя эта тенденция, вероятно, будет заметна во всем мире, некоторые регионы, по прогнозам, столкнутся с более серьезными

ударами, чем другие. По последним оценкам, в 2020 г. в Азии ожидается резкое падение доходов от путешествий и туризма, причем основные потери будут приходиться на сферу туризма Китая.

Как точка происхождения новой вспышки коронавируса, Азиатско-Тихоокеанский регион был и продолжает серьезно страдать от COVID-19 и его широкомасштабных последствий. Во многих ведущих туристических направлениях региона, таких как Индонезия и Вьетнам, в начале года наблюдалось двузначное сокращение числа туристов. Но не только отсутствие въезжающих туристов создает нагрузку на эти регионы, нарушаются выездной отдых и деловые поездки. В период с 20 января по 9 февраля 2020 г. бронирование авиабилетов в Китае сократилось более чем на 57%. Поскольку граждане Китая стали самыми частыми глобальными путешественниками в мире, такое большое количество отмен поездок особенно сильно бьет по международной туристической индустрии [1].

В то же время, по мнению Д. В. Севастьянова, туризм остается «важной и существенной отраслью экономики во многих странах мира. Он играет все более значительную роль в валютных поступлениях во многих странах мира, в формировании их валового национального продукта и обеспечении занятости населения. Безусловно, и в России феномен

международного и внутреннего туризма постепенно займет соответствующее положение в структуре экономики страны» [2, с. 9].

В приведенной ниже таблице среди крупнейших экономик мира Греция (25%), Таиланд (21,6%) и Филиппины (24,7%) полагаются на туризм как на доходную часть своих экономик, более чем на пятую часть своего ВВП.

Две из наиболее пострадавших от вспышки коронавируса стран - Испания (14,9%) и Италия (13%) также достаточно сильно зависят от этого сектора. Страны, которые меньше всего полагаются на туризм - Республика Корея и Россия (4,9%) - лучше справляются со своей вспышкой.

В абсолютных цифрах сфера туризма в США понесет наибольшие потери - в значительной

степени из-за размера масштаба американской экономики (см. таблицу). Шесть из 10 лучших стран мира по туристическим доходам также входят в число 10 лучших стран по большинству случаев заболевания коронавирусом, что свидетельствует о сильной корреляции между темпами поездок и распространением инфекций.

Однако наиболее серьезное экономическое опустошение, вероятно, будет наблюдаться в малых островных государствах, которые поставили всю свою экономику на то, чтобы иностранные путешественники пользовались их пляжами и курортами. Из 20 стран, наиболее зависимых от путешествий и туризма как источника ВВП, 15 являются малыми островными государствами [4].

Таблица

Общий объем доходов от путешествий и туризма [3; 4]

Страна Общий объем поступлений в 2018 г., млрд долл. США Доля вклада туризма в ВВП страны в 2018 г., %

США 256,14 7,8

Испания 81,25 14,9

Франция 73,13 9,5

Таиланд 65,24 21,6

Германия 60,26 8,6

Италия 51,60 13,2

Великобритания 48,51 11

Австралия 47,33 10,8

Япония 45,27 7,4

Китай 40,38 11

Макао 40,36 72,2

Турция 37,14 12,1

Индия 29,14 9,2

Австрия 25,41 15,4

Meксика 23,8 16,1

Канада 21,98 6,4

Греция 21,59 20,6

Республика Корея 19,85 2,7

Российская Федерация 18,6 4,8

Филиппины 9,73 24,7

Россия - одна из интереснейших для туристов стран как Европы, так и мира с богатым культурно-историческим наследием, впечатляющей природой, но практически неразвитой туристской инфраструктурой

По мнению авторов, актуальность развития отечественной туристической отрасли России как вида рекреации и перспективной отрасли экономики по примеру Греции обусловлена популярностью Греции как одного из важнейших направлений международного выездного туризма в России.

Так, согласно данным Ростуризма, в 2019 г. Грецию посетили 750 тысяч граждан РФ [5; 6], что делает ее одной из наиболее популярных дестинаций среднесрочного (от 8 до 28 дней) отпуска.

Под сильным давлением со стороны ЕС и международных кредиторов правительство приняло программу финансовой помощи, которая обязывала Грецию сократить государственные расходы, начать выплачивать долги, пересмотреть системы государственной службы, здравоохранения и пенсионного обеспечения в пользу экономии средств, а также реформировать рынок труда и потребительский рынок. Естественно, что эти меры вызвали серьезное опасение со стороны оппозиции, профсоюзов и общественности. Массовые протесты прокатились по всей стране [7].

К 2014 г. правительству удалось сбалансировать бюджет и даже обеспечить небольшой (0,7%) рост ВВП. Однако уже в январе 2015 г. недовольство мерами жесткой экономии помогло победить на национальных парламентских выборах радикальной левой партии (СИРИЗА), глава которой, Алексис Ципрас, стал премьер-министром Греции. Были увеличены расходы, и снова начал расти внешний долг. Затем были долгие переговоры, общенациональный референдум о том, стоит ли принимать условия кредиторов и их план по спасению Греции, чье будущее в еврозоне было поставлено под сомнение [7].

Так или иначе в 2017 г. в Греции наблюдалось улучшение показателей ВВП и снижение уровня безработицы. Незавершенные экономические реформы, массовая проблема невыплаченных кредитов и сохраняющаяся

неопределенность в отношении политического направления развития страны сдерживают развитие экономики Греции. По некоторым оценкам, теневой сектор экономики составляет от 20 до 25% ВВП, поскольку все больше людей не сообщают о своих доходах, чтобы избежать уплаты налогов, выросших в некоторых случаях до 70% [7].

Конечно же, кризис не мог не отразиться на хозяйственной жизни страны. Доходы людей снизились, закрылись многие предприятия и производства, в том числе и в сфере туризма. Растет уровень преступности (к счастью, это практически не отражается на туристах), ухудшается состояние инфраструктуры, хуже работает общественный транспорт.

Не обошел Грецию и миграционный кризис 2015 г., когда толпы беженцев пытались попасть в Европу, а Греция является одной из близко расположенных к Африке и Ближнему Востоку стран. Особенно напряженная ситуация сложилась на островах Кос и Лесбос недалеко от турецкого побережья. Впрочем, на большинстве туристов это никак не отражается, поскольку на большинстве курортных островов мигрантов практически нет [8].

Но есть и один положительный фактор всех кризисов, по крайней мере, для туристов -Греция стала намного дешевле, чем она была раньше, практически сравнявшись по уровню цен с соседней Турцией, причем уровень качества туристских услуг в Греции все-таки выше. В конце концов туристская отрасль является наименее пострадавшей от кризиса; в стране с крайне высоким показателем безработицы индустрия туризма - это одна из немногих сфер, где можно заработать на жизнь. Поэтому все экономические трудности касаются туристов в минимальной степени.

Греция является одной из самых популярных у туристов стран Южной Европы и Средиземноморья. Греция - это страна с развитой туристской инфраструктурой и сформированным туристским образом - море, солнце, развалины, белоснежные городки, танец сиртаки и вкусная еда. Наиболее известными и «раскрученными» достопримечательностями Греции являются Афинский Акрополь и остров Санторини. Совокупность природных

РГСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ • № 3 • 2020 I

факторов, исторического прошлого, традиций и культуры делают Грецию одной из наиболее благоприятных стран для развития туризма и одним из наиболее популярных туристских направлений во всем мире. Тот факт, что количество посетивших Грецию иностранцев в 2018 г. (более 30 млн прибытий [9]) практически в три раза превышает численность населения страны, говорит сам за себя.

Туризм является важнейшей отраслью национальной экономики Греции. Общеизвестны экономические трудности, которые испытывает страна. Несмотря на это, турпоток в Грецию ежегодно продолжал расти (до наступления эпидемии СОУГО-19). В какой-то степени финансовый кризис даже способствовал увеличению числа туристских прибытий -из-за снизившихся цен все больше туристов выбирали именно Грецию. Туризм является фактически единственной развивающейся сферой экономики, которая дает доход и работу жителям по всей стране.

Согласно данным ЮН ВТО, в 2018 г. туризм принес экономике Греции более 21,59 млрд долл. США [9]. Общий вклад сферы туризма в ВВП оценивается в 20,6% [10; 11].

К положительным сторонам развития туристской отрасли Греции можно отнести большое разнообразие предлагаемых видов туризма (культурно-познавательный, пляжный, экологический, круизный, религиозно-паломнический, горный, горнолыжный, гастрономический и многие-многие другие), развитую туристскую инфраструктуру (ре-сторанно-гостиничный бизнес, туристские услуги и сравнительно развитое транспортное сообщение), благоприятные климатические условия и большая продолжительность курортного сезона, огромное количество историко-культурного наследия, большие возможности для активного отдыха, чистое море и пляжи, безвизовый режим с Евросоюзом и охотная выдача долгосрочных виз гражданам РФ (от полугода до трех лет), культурная близость между Грецией и Россией, вкусная кухня и большие порции в кафе и многое другое. При этом Греция является наиболее дешевой и доступной страной Южной Европы (за исключением, пожалуй, Турции), а по соотношению

цена-качество, по мнению авторов, и вовсе лучшим направлением пляжного и экскурсионного туризма из России.

Конечно же, у Греции есть и свои недостатки. Дают о себе знать последствия кризиса, ухудшение экономической ситуации и рост криминала и теневого сектора. Транспортное сообщение, особенно в материковой части Греции, оставляет желать лучшего, автобусное сообщение нерегулярное, а некоторые железнодорожные линии и вовсе не действуют. Греческие аэропорты одни из худших в Европе; они портят впечатление о стране как раз в момент завершения путешествия, оставляя неприятный осадок и заставляя задаваться вопросом, стоит ли приезжать еще раз?

В целом любой вид общественного транспорта в Греции дорогой; бывает так, что стоимость организованных экскурсий от некоторых турфирм равна стоимости билета туда-обратно на автобусе. Здесь же возникает проблема ориентированности на массовый организованный туризм: туристу намного проще и, что больше всего удивляет, дешевле купить турпакет и экскурсии, нежели самому пытаться планировать маршрут, бронировать билеты, отели и т. д. Во многие места не добраться без автомобиля и организованной экскурсии. Очень чувствуется перегруженность некоторых достопримечательностей и даже целых островов количеством желающих их посетить и увидеть. Растет усталость от туризма и испорченность туризмом у местного населения. Растут и цены на посещение популярных достопримечательностей, хотя они и так не маленькие и сильно бьют по бюджету.

Если говорить о перспективах развития туризма в Греции, то в первую очередь следует обратить внимание на недостатки и пытаться их устранить или хотя бы свести к минимуму. Конечно же, нужно улучшить работу общественного транспорта: снизить цены, повысить частоту рейсов и качество предоставляемых услуг; возможно, следует развивать низкобюджетные перевозки как авиатранспортом, так и водным; вложить дополнительные средства в модернизацию транспортной инфраструктуры и закупку подвижного состава.

Парадоксальным образом может оказаться, что развитие туризма будет заключаться в ограничении посещаемости некоторых мест, таких как Афинский Акрополь и Санторини, и стимулировании посещения некоторых менее раскрученных туристских аттракций.

Хотелось бы, чтобы и Россия по примеру Греции становилась страной, более ориентированной на самостоятельных туристов; когда этот момент настанет, тогда и можно будет признать соответствие туристской отрасли

России лучшим мировым стандартам качества приема туристов. Тем более что такие стратегические направления, как «комплексное развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации за счет создания условий для формирования и продвижения качественного туристского продукта, конкурентоспособного на внутреннем и мировом рынках» обозначены в Стратегии развития туризма в РФ на период до 2035 г. в качестве ключевых целей развития туризма в России.

Список литературы

1. Impact of the Coronavirus pandemic on the global economy - Statistics & Facts Published by Erin Duffin, Jun 26, 2020. URL: https://www.statista.com/topics/6139/covid-19-impact-on-the-global-economy//. (дата обращения: 01.09.2020).

2. Севастьянов Д. В. Страноведение и международный туризм: учебник для академического бакалавриата. 2-е изд., пер. и доп. М.: Юрайт, 2019. 317 с.

3. Поступления от международного туризма. Мировой атлас данных. Рейтинги. Туризм. URL: https://knoema.ru/atlas/ranks/Поступления-от-международного-туризма (дата обращения: 10.09.2020).

4. Туризм, общий вклад в ВВП. Мировой атлас данных. Рейтинги. Туризм. URL: https://knoema.ru/atlas/topics/Туризм/Общий-вклад-туризма-в-ВВП/Общий-вклад-в-ВВП-доля-percent (дата обращения: 10.09.2020).

5. Информация о числе туристских поездок граждан России в зарубежные страны за 2019 год / Федеральное агентство по туризму (Ростуризм) URL: https://www. russiatourism.ru/contents/statistika/statisticheskie-pokazateli-vzaimnykh-poezdok-grazhdan-rossiyskoy-federatsii-i-grazhdan-inostrannykh-gosudarstv/vyborochnaya-statisticheskaya-informatsiya-rasschitannaya-v-sootvetstvii-s-ofitsialnoy-statisticheskoy-metodologiey-otsenki-chisla-vezdnykh-i-vyezdnykh-turistskikh-poezdok/ (дата обращения: 01.05.2020).

6. GENERAL PROFILE: GREECE URL: https://unctadstat.unctad.org/CountryProfile/ GeneralProfile/en-GB/300/index.html (дата обращения: 28.04.2020).

7. Tourism involves everyone / Marketing Greece URL: https://www.marketinggreece.com/ blog/o-toyrismos-einai-ypothesi-olon-mas (дата обращения: 05.05.2020).

8. Мигранты в Греции / GidvGreece URL: https://gidvgreece.com/vsyo-o-greczii/greciya-vsyo-o-grecii-2/migranty-v-grecii.html (дата обращения: 06.05.2020).

9. International Tourism Highlights, 2019 Edition / World Tourism Organization (UNWTO) URL: https://www.e-unwto.org/doi/book/10.18111/9789284421152. (дата обращения: 01.05.2020).

10. Greek Ferries routes. URL: https://www.ferries.gr/ (дата обращения: 04.05.2020).

11. Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года. URL: https://www.russiatourism.ru/ (дата обращения: 04.05.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.