< DOI 10.22394/1726-1139-2020-2-32-41
X
| К вопросу развития туристической отрасли
§ посредством реализации
х социально-экономического потенциала
£ регионов России
<
^ (на примере регионов зоны Арктики)
Куклина Е. А.
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Северо-Западный институт управления РАНХиГС), Санкт-Петербург, Российская Федерация; kuklina-ea@ranepa.ru
РЕФЕРАТ
Туристическая отрасль относится к числу наиболее динамично развивающихся и перспективных отраслей мировой экономики, но в настоящее время вклад туристической отрасли в ВВП России составляет менее 3,5%, что нельзя признать соответствующим огромному туристско-рекреационному потенциалу. В «Стратегии развития туризма в Российской Федерации до 2035 года» сформулированы задачи повышения эффективности функционирования этой отрасли. Важность поставленных задач актуализирует исследования всех научных и прикладных аспектов развития туристической отрасли посредством реализации социально-экономического потенциала регионов РФ, одним из ключевых элементов которого и является туристско-рекреационный потенциал. В статье управление туристско-рекреационной деятельностью рассматривается в контексте социально-экономического развития субъекта РФ. Представлены результаты изучения мирового опыта в сфере туризма и исследованы возможности использования передовых практик в России. Обоснован механизм интеграции туристско-рекреационных зон страны в единую экономическую систему и предложена модель виртуального туристско-рекреационного кластера. Рассмотрены возможности реализации проектов государственно-частного партнерства как источника финансирования туристической отрасли на примере арктического туризма. Сформулированы направления развития туристической отрасли посредством реализации социально-экономического потенциала регионов России.
Ключевые слова: туризм, туристско-рекреационный потенциал, туристско-рекреационная зона, туристско-рекреационный кластер, государственно-частное партнерство, арктический туризм
Для цитирования: Куклина Е. А. К вопросу развития туристической отрасли посредством реализации социально-экономического потенциала регионов России (на примере регионов зоны Арктики) // Управленческое консультирование. 2020. № 2. С. 32-41.
On the Development of the Tourism Industry through the Implementation of the Socio-Economic Potential of the Regions of Russia (On the Example of the Regions of the Arctic Zone)
Evgenia A. Kuklina
Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (North-West Institute of Management of RANEPA), Saint-Petersburg, Russian Federation; kuklina-ea@ranepa.ru
ABSTRACT
The tourism industry is one of the most dynamically developing and promising sectors of the global economy, but currently the tourism industry contributes less than 3.5% to Russia's GDP, which cannot be recognized as corresponding to the huge tourist and recreational potential. The "Strategy for the Development of Tourism in the Russian Federation until 2035" formulates the tasks of increasing the efficiency of functioning. The importance of the tasks actualizes the study of all scientific and applied aspects of the development of
the tourism industry through the implementation of the socio-economic potential of the re- < gions of the Russian Federation, one of the key elements of which is the tourist and rec- s reational potential. The article considers the management of tourist and recreational activities q in the context of the socio-economic development of the subject of the Russian Federation. ^ The results of studying world experience in the field of tourism are presented and the pos- ^ sibilities of using best practices in Russia are investigated. The mechanism of integration of 01 tourist and recreational zones of the country into a single economic system is substantiated and a model of a virtual tourist and recreational cluster is proposed. The possibilities of h implementing public-private partnership projects as a source of financing the tourism indus- < try on the example of Arctic tourism are considered. The directions of development of the m tourism industry through the implementation of the socio-economic potential of the regions of Russia are formulated.
Keywords: tourism, tourism and recreation potential, tourism and recreation zone, tourism and recreation cluster, public-private partnership, Arctic tourism
For citing: Kuklina E. A. On the Development of the Tourism Industry through the Implementation of the Socio-Economic Potential of the Regions of Russia (On the Example of the Regions of the Arctic Zone) // Administrative consulting. 2020. N 2. P. 32-41.
Введение
В настоящее время туристическая отрасль относится к числу наиболее динамично развивающихся и перспективных отраслей мировой экономики, устойчиво удерживая позиции в тройке лидеров по уровню получаемых доходов. Туристический бизнес также один из самых доходных видов предпринимательской деятельности; по оценкам, вклад отрасли в мировую экономику превышает 10% ВВП мира, что вполне сопоставимо с доходами от продажи углеводородов.
На мировом рынке туристических услуг Россия с долей 1,4% мирового туристского потока занимает пока достаточно скромное место, и в настоящее время вклад туристической отрасли в ВВП составляет менее 3,5%. К 2026 г. за счет реализации ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации на 20192025 годы» долю туризма в ВВП планируется довести до 5,0%, что также нельзя признать соответствующим высокому туристско-рекреационному потенциалу (ТРП) нашей страны.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24. 11. 1996 г. № 132-Ф3 деятельность в сфере туризма и рекреации признается одной из приоритетных отраслей экономики; государственное регулирование этой сферы осуществляется на следующих основных принципах1: содействия туристской деятельности и создания благоприятных условий для ее развития; поддержки приоритетных направлений туристской деятельности; формирования представления о Российской Федерации как о стране, благоприятной для туризма.
В соответствии с принятой «Стратегией развития туризма в Российской Федерации до 2035 года» (распоряжение Правительства РФ № 2129-р от 20.09.2019), развивать туристическую отрасль предполагается за счет: создания и развития туристских территорий; введения специальных преференциальных (льготных) режимов; реализации комплексных проектов по созданию туристской и обеспечивающей инфраструктуры; формирования и продвижения качественного и конкурентоспособного туристского продукта как на внутреннем, так и международном рын-
1 Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24.11.1996 № 132-ФЗ (редакция, действующая с 1 июля 2019 г.) [Электронный ресурс]. Ш_: http://docs.cntd.ru/document/9032907 (дата обращения: 10.10.2019).
2 ках; увеличения доступности туристских и рекреационных услуг для российских
^ граждан1.
о Так, предусматривается комплексное развитие и благоустройство туристических
о территорий, включая развитие туристской, коммунальной и транспортной инфра-
го структуры, строительство и реконструкция объектов магистральной инфраструкту-
х ры, формирование туристского продукта с учетом природного, культурного и эт-
н- нического разнообразия регионов России. Важность поставленных стратегических
< задач актуализирует исследования всех научных и прикладных аспектов развития
т туристической отрасли посредством реализации социально-экономического потенциала регионов РФ, одним из ключевых элементов которого и является ТРП.
Материалы и методы
Целью настоящего исследования является изучение вопросов развития туристической отрасли Российской Федерации посредством реализации социально-экономического потенциала регионов (на примере субъектов РФ Арктической зоны). Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
• рассмотреть управление туристско-рекреационной деятельностью в контексте социально-экономического развития субъекта РФ;
• изучить мировой опыт в сфере туризма и возможности использования передовых практик в реалиях России;
• обосновать механизм интеграции туристско-рекреационных зон (ТРЗ) страны в единую экономическую систему;
• предложить модель виртуального туристско-рекреационного кластера (ВТРК);
• рассмотреть возможности реализации проектов государственно-частного партнерства (ГЧП) как источника финансирования туристической отрасли.
Для решения поставленных задач были использованы методы сравнительного и логического анализа, метод экспертных оценок, которые позволили обосновать предложения по направлениям развития туристической отрасли посредством реализации социально-экономического потенциала регионов России.
В качестве гипотезы выступает предположение о необходимости разработки механизма интеграции регионов, обладающих конкурентным ТРП в единую экономическую систему с целью эффективного использования совокупного ТРП и обеспечения экономически эффективного функционирования каждого региона.
Для обеспечения максимально интенсивного взаимодействия между ТРЗ целесообразно создание ВТРК, объединяющего ТРЗ субъектов РФ или, как альтернативный вариант — создание ВТРК, объединяющего ТРЗ с аналогичным видом туризма. Для повышения привлекательности туристско-рекреационной деятельности в России необходимо дополнительное привлечение денежных средств и организационных ресурсов, одним из источников которых должны стать проекты ГЧП.
Результаты
ТРП региона представляет собой потенциальную возможность использования конкретной территории в целях достижения устойчивого развития [1]. Таким образом, туристско-рекреационные ресурсы региона являются одним из элементов ресурсного обеспечения его устойчивого развития. В настоящее время на территории России выделяются пять основных ТРЗ (Европейский Север, Центр России, Европейский Юг России, Юг Сибири и Дальнего Востока, Азиатский Север), специали-
1 Стратегия развития туризма в Российской Федерации до 2035 года [Электронный ресурс]. иЯ1_: http://government.ru/docs/37906/ (дата обращения: 27.09.2019).
зирующихся на определенных видах туризма, что может быть важным фактором 2 как регионального развития, так и социально-экономического развития страны ^ в целом [5]. о
Ранее было установлено [2], что формирование ТРЗ в регионе происходит при о одновременном соблюдении двух условий, которые являются необходимыми и до- т статочными: наличие территории, примечательной по своим историческим или х географическим характеристикам, которую можно рассматривать в качестве объ- н екта рекреации и туризма; наличие благоприятных условий для функционирования «с хозяйствующих субъектов туристического бизнеса. т
Эффективность управления развитием ТРЗ зависит от степени соответствия Стратегии социально-экономического развития территории, обязательным элементом которой должен быть раздел, посвященный вопросам управления развитием туризма и рекреации в регионе. В Рейтинге-2018 самых популярных у туристов стран мира1 лидирует Франция, поступления от туризма в которой формируют 9,5% ВВП. В Топ-5 входят также Италия (13,2%), Испания (12%), Китай (11%) и США (7,8%). Эти страны, а также Греция (20,6%), Турция (12,1%), Болгария (11,7%) и др. имеют существенные устойчивые доходы от туризма, что позволяет рассматривать эту сферу как надежный источник пополнения доходной части государственного бюджета.
Прямое заимствование передового опыта стран, являющихся хэдлайнерами в развитии индустрии туризма, без адаптации соответствующих инструментов к российским реалиям представляется невозможным, но конструктивными представляются следующие направления его использования [3]:
• осуществление научно-исследовательских работ в сфере туризма и рекреации с использованием современных маркетинговых технологий;
• закрепление на законодательном уровне необходимости разработки и реализации государственной туристической «имиджевой» стратегии;
• создание зарубежных офисов Ростуризма с целью продвижения и отечественного туристического продукта;
• разработка региональных программ поддержки предпринимательства в сфере туризма и рекреации.
Особенности развития регионов РФ, в которых локализованы рекреационные районы, обуславливают необходимость разработки механизмов их интеграции в единую экономическую систему. Разработка системы взаимосвязанных механизмов, способов и приемов с целью эффективного использования совокупного ТРП позволит обеспечить экономически эффективное функционирование каждого региона и формирование его конкурентного преимущества в долгосрочной перспективе.
Критерием эффективности интеграции рекреационных районов ТРЗ в единую экономическую систему является максимизация целевой прибыли от уставной деятельности хозяйствующих субъектов ТРЗ, функционирующих в рамках единого экономического пространства (1):
^ av ап)
Р = ^ X (ai, а2, ..., at, ..., aj Х3 (ai, а2, ..., аи ..., а^)
max (1)
где р — целевая прибыль от уставной деятельности хозяйствующих субъектов в ТРЗ, функционирующих в рамках единого экономического пространства; х1 (а 1) —
1 Составлен рейтинг самых популярных у туристов стран [Электронный ресурс]. URL: https://www.m24.ru/news/turizm/30052019/78099 (дата обращения: 27.09.2019).
—;-
2 комплекс организационных элементов; х2 (а) — набор механизмов оценки и управ-2 ления; х3 (а) — инструменты обеспечения туристско-рекреационной деятельности; о а1 — ограничения по ресурсам (финансовым, кадровым, информационным и др.). о Прорыв в развитии информационно-коммуникационных технологий изменил со условия функционирования экономических систем, при которых в разы увеличи-х вается скорость передачи информации, что позволяет значительно сократить н длительность циклов разработки и производства продукции, в том числе и тури-< стического продукта. В целях увеличения эффективности всех протекающих просо цессов и повышения конкурентоспособности на внешних рынках, важным представляется обеспечение максимально интенсивного взаимодействия между регионами, а также увеличение скорости коммуникации между ними.
Для успешного решения этой задачи представляется целесообразным создание виртуального туристско-рекреационного кластера (ВТРК), объединяющего ТРЗ субъектов РФ. Альтернативным вариантом может быть создание ВТРК, объединяющего ТРЗ с аналогичным видом туризма — например, «Арктического ВТРК», реализующего программы арктического туризма в приполярных регионах страны, и сопряженного с межрегиональным туристским проектом «Серебряное ожерелье России», который объединяет 11 регионов СЗФО: Санкт-Петербург, Ленинградскую, Архангельскую, Вологодскую, Калининградскую, Мурманскую, Псковскую, Новгородскую области, Республики Карелия и Коми и Ненецкий автономный округ.
Взаимодействие элементов в рамках ВТРК осуществляется в виртуальном пространстве в информационно-коммуникационной сети Интернет. ВТРК состоит из внутреннего контура, предназначенного для закрытого обмена информацией между участниками кластера, и внешнего контура, представляющего Интернет-портал, основной целью которого является продвижение туристического продукта, созданного участниками ВТРК. Функционирование ВТРК по описанной модели позволяет преодолеть географические ограничения между участниками кластера, ее можно использовать для расширения межрегионального взаимодействия.
Эффективность деятельности хозяйствующих субъектов в сфере туризма и рекреации зависит от надежного финансирования. В структуре финансирования туризма в России, в соответствии с ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации на 2011-2018 годы», преобладают внебюджетные источники (63,6%); средства федерального бюджета составляют 28,9%; средства бюджета субъектов РФ и муниципальных образований — 7,5%.
В качестве источника финансирования туристической отрасли правомерно, по нашему мнению, рассматривать проекты государственно-частного партнерства (ГЧП). В данном случае наиболее приемлемой является ГЧП в форме концессионного соглашения (концессии), обуславливающего право представителю бизнеса, данное государством, на выполнение функций, определенных в договоре, а также наделение его полномочиями, необходимыми для того, чтобы обеспечить эффективное функционирование объекта.
Концессия как форма ГЧП базируется на реализации технической, юридической и финансово-экономической моделей. В качестве технической модели проекта выступают техническая документация, которая определяет технико-экономические параметры объекта концессионного соглашения. Юридическая модель является базовой организационно-правовой схемой реализации отношений между бизнесом и государством, которая строится для выявления рисков, нуждающихся в оценке, чтобы в процессе реализации проекта исключить сложности, связанные с его приостановкой или оспариванием. Финансово-экономическая модель — это результат, полученный в процессе юридического и технического структурирования проекта концессии, который определяется денежными инвестиционными потоками (государства, инвестора, населении и финансирующих институтов).
Активно растущим сегментом мирового туристического рынка является аркти- 2 ческий туризм. Немногим странам повезло обладать исключительным суверените- ^ том в отношении арктических территорий, и речь идет не столько о факторах о производства, сколько об уникальных рекреационных ресурсах; именно на при- о родно-климатические факторы опирается природный туризм [1]. го
Российская Федерация является членом Арктического совета, в который входят х семь приарктических стран (Дания, Исландия, Канада, Норвегия, Россия, США, н Финляндия) и Швеция. Арктический совет1 — это международная организация, «с цель которой заключается в содействии сотрудничеству в области охраны окру- т жающей среды и обеспечению устойчивого развития приполярных районов в Арктике. В Арктическую зону России полностью или частично входят восемь субъектов РФ: Мурманская область и Архангельская области; Ненецкий, Ямало-Ненецкий и Чукотский автономные округа; Республики Коми и Якутия (Саха), а также северные районы Красноярского края; по сути, это две ТРЗ — Европейский Север и Азиатский Север.
Как правило, каждая арктическая страна стремится создавать и развивать собственный уникальный туристский продукт. Так, например, Исландия предлагает туристам катание на лыжах, походы, каякинг и другие путешествия по дикой природе Исландии, Гренландии и Ян-Майене. Финляндия предлагает гостям катание на горных велосипедах, каякинг на реке Тено, традиционную ловлю лосося в реке Утсйоки, а также рыбалку в Северном Ледовитом океане. В полярных регионах зарубежных стран развитие туризма осуществляется посредством использования так называемых «опорных точек». Зачастую маршруты создаются по следам путешествий известных людей, прокладываются по сюжетам книг и фильмов [4]. Представляется, что это достаточно перспективная практика, которую можно использовать для развития проектов арктического туризма в России.
Визитной карточкой арктического туризма в России является круиз на Северный полюс. Вместе с тем, далеко не в полной мере используются рекреационные возможности регионов Арктической зоны России — Архангельской области, Мурманской области, Ненецкого АО, Республики Коми, Красноярского края, Чукотского АО, Республики Саха (Якутия) и Ямало-Ненецкого АО. Чрезвычайно перспективной для развития арктического туризма в России является инициатива создания Ледового Шелкового пути как сопряжения российского Северного морского пути с китайским проектом «Морской Шелковый путь XXI века».
Для повышения привлекательности арктического туризма в России необходимо дополнительное привлечение денежных средств и организационных ресурсов; одним из источников финансирования могут и должны стать проекты ГЧП. Согласно статье 4 Федерального закона «О концессионных соглашениях» от 21.07.2005 № 115-ФЗ, в перечень объектов, в отношении которых могут быть заключены концессионные соглашения, входят «объекты образования, культуры, спорта, объекты, используемые для организации отдыха граждан и туризма, иные объекты социально-культурного назначения»2.
Главными проблемами развития данного направления туризма являются недостаточно развитая туристическая инфраструктура и низкий уровень сервисных услуг. Выполненный анализ результатов экономической деятельности российских компаний в рыночном сегменте «Арктический туризм» позволил выявить проблемы с организацией и координацией деятельности (неудовлетворительная выстроен-
1 Дата основания — 19 сентября 1996 г. (Оттава, Канада); штаб-квартира — Тромсе, Норвегия.
2 Федеральный закон «О концессионных соглашениях» от 21.07.2005 № 115-ФЗ [Электронный ресурс]. URL: http://kremlin.ru/acts/bank/22649 (дата обращения: 26.09.2019).
2 ность ключевых бизнес-процессов, малая степень цифровизации отрасли, низкий ^ уровень комфортности проживания и др.).
о Так, например, в Ненецком АО (НАО) услуги по арктическому туризму предо-о ставляют ООО «Красный город» и ГБУ «Центр арктического туризма НАО». Обе со компании имеют незначительный прирост потока туристов (максимальное число х туристов отмечалось в 2017 г. — 34 тыс. чел.). Возможность осуществлять деятель-н- ность в форме реализации концессионного проекта будет способствовать повы-< шению эффективности туристско-рекреационной деятельности в НАО, имеющим т огромный потенциал в этой сфере.
Ненецкий АО (НАО) расположен на северо-востоке европейской части России и большая его часть находится за Северным полярным кругом. Площадь НАО составляет 176,81 тыс. км2, что соответствует половине площади Германии или Норвегии. На севере и северо-западе территория НАО омывается морями Северного Ледовитого океана: Белым, Баренцевым и Карским. Ненецкий АО может предложить туристам много уникальных объектов туризма и рекреации (табл.).
Таблица
Объекты туризма и рекреации Ненецкого АО
Table. Objects of tourism and recreation of Nenets Autonomous Okrug
Объект туризма Описание объекта туризма
Остров Вайгач Это самое северное, покрытое тайнами сакральное место ненецкого народа. Возле древних святилищ можно увидеть многочисленные родовые идолы, прикоснуться к таинству шаманизма, ощутить энергетику мест камлания шаманов и почувствовать уникальные эмоции — чувство духовного обогащения, познание тайны происхождения цивилизации
Северный Тиман На Северном Тимане находятся уникальные памятники природы — Каньон «Большие Ворота» и Каменный город. Многочисленные водопады и нерукотворные каменные скульптуры с вкраплениями полудрагоценных камней: Тиманский кряж — одно из самых красивых мест НАО
Горячие источники Пым-Ва-Шор У ненцев и коми вода из термального урочища считается целебной, излечивающей от многих болезней. Комплекс горячих источников Пым-Ва-Шор, вытекающих из трещин в скалах, — единственный, расположенный за Полярным кругом; температура воды зимой и летом колеблется от 18 до 28°
Город Пуст-озерск Первый русский город за Полярным кругом, основанный в 1499 г. по указу царя Ивана III находится в нижнем течении Печоры в 20 км от Нарьян-Мара. Именно отсюда пошло освоение Севера и Сибири. Пустозерск — святилище, место ссылки и последнее пристанище лидера церковного раскола протопопа Аввакума, который был сожжен здесь в 1682 г. «за великие хулы на царский дом»
Город-призрак Амдерма Город-призрак Амдерма, по улицам которого гуляют белые медведи, а количество домов в разы больше, чем число жителей, относится к заброшенным городам мира. Население поселка резко сократилось в связи с отъездом жителей из-за расформированной войсковой части после распада СССР
Кроме этого, туристы могут пробудить в себе азарт добытчика в процессе охо- 2 ты и рыбалки за Полярным кругом; переночевать в настоящем ненецком чуме ^ и понаблюдать за птицами в заповеднике «Ненецкий»; прокататься на снегоходе; о увидеть северных оленей, характерных только для Арктики, зимнюю радугу, север- о ное сияние и т. д. го
Проекты по развитию арктического туризма во всех субъектах РФ могут быть х успешно реализованы через механизм концессии, что позволит развивать и осу- н ществлять эффективное управление объектом концессионного соглашения за счет «с средств частных инвесторов. При этом интересы и права государства будут в пол- т ной мере защищены. Арктический туризм соединит в себе коммерческую деятельность и государственное регулирование.
Использование механизма концессии, объединяющей в себе деловой подход в организации деятельности и реализацию социально-экономических функций государства, будет генерировать положительный эффект для всех заинтересованных сторон:
• государство получит дополнительные налоги в бюджет, за счет которых можно будет в полной мере развивать бизнес-туризм (что весьма актуально для нефтедобывающих регионов России);
• частные партнеры проектов, в свою очередь, будут освобождены от части налоговых выплат за счет выплат в бюджеты концессий; кроме того, бизнес получит новых частных и государственных потребителей товаров и услуг;
• потребители услуг арктического туризма могут получать качественные услуги и более широкий спектр путевок для выбора.
Эффект при использовании концессионного подхода формируется за счет двух составляющих:
• бюджетный эффект — дополнительные налоговые поступления в местные, региональные и федеральный бюджеты;
• социально-экономический эффект — создание новых рабочих мест и мультипликаций для смежных отраслей (транспорт, логистика, культура и др.), гуманизация контактов и распространение культурных традиций этносов Российской Федерации в других странах.
Обсуждение
Развитие туристической отрасли посредством реализации социально-экономического потенциала регионов России должно осуществляться по следующим направлениям:
• развитие НИР в сфере туризма и рекреации с использованием современных маркетинговых технологий;
• закрепление на законодательном уровне необходимости разработки и реализации государственной туристической «имиджевой» стратегии;
• создание зарубежных офисов Ростуризма для продвижения отечественного туристического продукта;
• разработка специальных региональных программ поддержки предпринимательства в сфере туризма и рекреации.
В целях эффективного использования совокупного ТРП и обеспечения экономически эффективного функционирования каждого региона рекомендуется разработать механизм их интеграции в единую экономическую систему. Критерием эффективности интеграции рекреационных районов ТРЗ в единую экономическую систему является максимизация целевой прибыли от уставной деятельности хозяйствующих субъектов ТРЗ, функционирующих в рамках единого экономического пространства.
2 Для обеспечения максимально интенсивного взаимодействия между регионами
^ с ТРЗ целесообразно создание ВТРК, объединяющего ТРЗ субъектов РФ или, как
о альтернативный вариант — создание ВТРК, объединяющего ТРЗ с аналогичным видом
о туризма. Для повышения привлекательности туристско-рекреационной деятельности
со в России необходимо дополнительное привлечение денежных средств и организаци-
х онных ресурсов, одним из источников которых должны стать проекты ГЧП.
^ Заключение
со
В докладе генерального директора Института экономических стратегий Отделения общественных наук РАН, академика РАЕН профессора А. И. Агеева на заседании Из-борского клуба 26.02.2015 «Об оценке природного капитала России»1 были приведены экономические оценки природного капитала Российской Федерации (24 трлн долл.), США (4,6 трлн долл.), Саудовской Аравии (1,4 трлн долл.), а также Великобритании, Германии и Японии (по 0,3 трлн долл.). Как следует из приведенных данных, оценка природного капитала России более чем в 5 раз превышает величину природного капитала США — государства, имеющего статус великой державы современности, как и наша страна. Даже если учесть, что площадь территории России в два раза превышает площадь территории США, то можно утверждать, что природный капитал России более чем в 2,5 раза превышает природный капитал США.
По оценкам, всего на Россию приходится 15-17% мирового минерально-сырьевого потенциала; доля России в подтвержденных мировых запасах нефти — 10%; газа — 30%; угля — 16%. Первое место у России в мире по запасам газа, железных руд, никеля, серебра, алмазов, по многим другим — одно из первых. По нашему мнению, экономическая оценка природного капитала страны, помимо стоимостной оценки ее минерально-сырьевого потенциала, объективно должна включать оценку туристско-рекреационного потенциала, которая существенно увеличит существующие оценки природного капитала Российской Федерации.
Литература
1. Куклина Е. А. Рекреационный потенциал как важный элемент потенциала устойчивого развития региона // Управленческое консультирование. 2016. № 4. С. 116-124.
2. Куклина Е. А., Десятниченко Д. Ю. Управление развитием туризма и рекреации в регионе: теоретические основы и практические направления деятельности // Управленческое консультирование. 2016. № 5. С. 68-74.
3. Куклина Е. А., Десятниченко Д. Ю. О государственной политике в сфере туризма и рекреации (в контексте лучших мировых практик) // Управленческое консультирование. 2017. № 10. С. 15-30.
4. Саранча М. А., Мосалев А. И. Опыт организации развития туристской сферы в полярных регионах зарубежных стран // Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса. 2015. № 4. Т. 9. С. 28-37.
5. Управление социально-экономическим развитием и туристско-рекреационной деятельностью на федеральном, региональном и местном уровнях: типологический подход : монография / под ред. В. А. Шамахова (отв. ред.), В. М. Ходачека, М. Ю. Елсуков. СПб. : ИПЦ СЗИУ — фил. РАНХиГС, 2016. С. 167-170.
Об авторе:
Куклина Евгения Анатольевна, профессор кафедры бизнес-информатики Северо-Западного института управления РАНХиГС (Санкт-Петербург, Российская Федерация), доктор экономических наук, профессор; kuklina-ea@ranepa.ru
1 Об оценках природного капитала России [Электронный ресурс]. URL: https://izborsk-club. ru/4864 (дата обращения: 16.10.2019).
References g
X
1. Kuklina E. A. Recreational potential as an important element of the region <s sustainable devel- s opment potential // Administrative counsuling [Upravlencheskoe konsul'tirovanie]. 2016. N 4. ° P. 116-124. (In rus) o
2. Kuklina E. A., Desyatnichenko D.Yu. Management of Tourism and Recreation Development in ro the Region: Theoretical Bases and Practical Directions of Activity // Administrative Consulting ^ [Upravlencheskoe konsul'tirovanie]. 2016. N 5. P. 68-74. (In rus) ¡f
3. Kuklina E. A., Desyatnichenko D.Yu. On State Policy in the Field of Tourism and Recreation (in the ^ Context of Best World Practices) // Administrative Consulting [Upravlencheskoe konsul'tirovanie]. ^ 2017. N 10. P. 15-30. (In rus)
4. Sarancha M. A., Mosalev A. I. Experience of organization of development of tourism sphere in polar regions of foreign countries // Journal of association of universities of tourism and service [Vestnik assotsiatsii vuzov turizma i servisa]. 2015. N 4. V. 9. P. 28-37. (In rus)
5. Management of Social and Economic Development and Tourism and Recreation Activities at Federal, Regional and Local Levels: Typological Approach: Monograph / Editors: V. A. Shamakhov (ex. ed.), V. M. Khodachek, M. Yu. Elsukov. SPb.: NWIM of RANEPA, 2016. P. 167-170. (In rus)
About the author:
Evgenia A. Kuklina, Chair of Business Informatics of North-West Institute of Management of RANEPA (Saint-Petersburg, Russian Federation), Doctor of Science (Economy), Full Professor; kuklina-ea@ranepa.ru