Научная статья на тему 'ГРЕЦИЯ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ: ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ'

ГРЕЦИЯ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ: ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
606
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРЕЦИЯ / КОРОНАВИРУС / КАРАНТИН / РЕЦЕССИЯ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ / РЫНОК ТРУДА / ТУРИЗМ / GREECE / COVID-19 / QUARANTINE / RECESSION / PUBLIC FINANCE / LABOUR MARKET / TOURISM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Квашнин Юрий Дмитриевич

Пандемия коронавируса стала серьёзным испытанием для Греческой Республики, которая до сих пор не оправилась от последствий долгового кризиса и «великой рецессии» конца 2000-х - первой половины 2010-х гг. Благодаря жёсткому карантину Греция, в отличие от других стран Южной Европы, сумела существенно замедлить темпы распространения заболевания и избежать больших человеческих жертв. Вместе с тем частичное «выключение» экономики в конце первого - втором квартале 2020 г. привело к резкому снижению экономической активности, которое лишь отчасти удалось купировать мерами финансовой поддержки населения и бизнеса. Дополнительным ударом стало падение спроса на экспортируемые Грецией услуги, в первую очередь - туристические и транспортные. Дальнейшая динамика хозяйственного развития будет зависеть, прежде всего, от трёх факторов - внешнеэкономической конъюнктуры, финансовой помощи со стороны ЕС и эффективности её расходования, а также готовности правительства продолжить институциональные реформы, направленные на повышение конкурентоспособности греческой экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Квашнин Юрий Дмитриевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GREECE AMID CORONAVIRUS PANDEMIC: ECONOMIC ASPECTS

The COVID-19 pandemic has become a serious test for the Hellenic Republic, which still has not recovered from the consequences of the debt crisis and the «great recession» of the late 2000s and the first half of the 2010s. Thanks to the strict quarantine, Greece, unlike other South European countries, managed to significantly slow down the spread of the disease and avoid large casualties. At the same time, the partial shutdown of the economy in the spring of 2020 caused a sharp decline in economic activity, which was only partially compensated by stimulus measures to support the population and businesses. The economy was also affected by the drop in overseas demand for Greek services, primarily tourism and transport. Further economic dynamics will depend, first of all, on three factors - external economic conditions, the size of financial assistance from the EU and the efficiency of its spending, as well as the government’s readiness to continue institutional reforms aimed at increasing economic competitiveness.

Текст научной работы на тему «ГРЕЦИЯ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ: ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ»

Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2020, №4

УДК 338.2

Юрий КВАШНИН

ГРЕЦИЯ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ: ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

Аннотация. Пандемия коронавируса стала серьёзным испытанием для Греческой Республики, которая до сих пор не оправилась от последствий долгового кризиса и «великой рецессии» конца 2000-х - первой половины 2010-х гг. Благодаря жёсткому карантину Греция, в отличие от других стран Южной Европы, сумела существенно замедлить темпы распространения заболевания и избежать больших человеческих жертв. Вместе с тем частичное «выключение» экономики в конце первого - втором квартале 2020 г. привело к резкому снижению экономической активности, которое лишь отчасти удалось купировать мерами финансовой поддержки населения и бизнеса. Дополнительным ударом стало падение спроса на экспортируемые Грецией услуги, в первую очередь - туристические и транспортные. Дальнейшая динамика хозяйственного развития будет зависеть, прежде всего, от трёх факторов -внешнеэкономической конъюнктуры, финансовой помощи со стороны ЕС и эффективности её расходования, а также готовности правительства продолжить институциональные реформы, направленные на повышение конкурентоспособности греческой экономики.

Ключевые слова: Греция, коронавирус, карантин, рецессия, государственные финансы, рынок труда, туризм.

Жёсткий карантин, или почему Греция - не Швеция

Греция является, пожалуй, самым ярким примером европейской страны, которой, благодаря своевременному введению карантинных мер, удалось не допустить быстрого распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и избежать масштабных человеческих потерь. По данным на начало августа 2020 г., коронавирус был выявлен у 4,7 тыс. жителей страны (455 на 1 млн чел.). Число смертей среди заболевших составило 209 (то есть 20 на 1 млн). Для сравнения, в двух других южноевропейских странах - Испании и Италии - на 1 млн жителей приходится соответственно 609 и 582 случая с летальным исходом. Среди стран ЕС меньшая заболеваемость на душу населения, чем в Греции, была зафиксирована лишь в Словакии, а более низкая смертность - только в Латвии, Словакии и Республике Кипр1.

Отчасти Греции повезло. Первый случай инфицирования здесь произошёл 26 февраля с.г. - спустя почти месяц после того, как COVID-19 проник в Италию, несмотря на то что Греция, как и другие страны региона, имеет тесные связи с Китаем, откуда пандемия пришла в Европу. Однако не меньшую роль сыграло оперативное реагирование греческого правительства на угрозу. Уже 27 февраля были отменены проходящие в стране фестивали, 10 марта закрыты школы и вузы (а вслед за ними - концертные залы, кинотеатры и прочие учрежд-

© Квашнин Юрий Дмитриевич - кандидат исторических наук, руководитель Центра европейских исследований ИМЭМО РАН. Адрес: 117997, Россия, Москва, ул. Профсоюзная, д. 23. E-mail: ykvash-nin@gmail.com.

Статья поступила в редакцию: 09.08.2020.

DOI: http://dx.doi.org/10.15211/vestnikieran420206470.

1 COVID-19 Coronavirus Pandemic. URL: https://www.worldometers.info/coronavirus/?utm_campaign=homeAdvegas1? (дата обращения: 05.08.2020).

ения), 13 марта - кафе, бары, рестораны, музеи, торговые центры и спортивные клубы. В середине марта было приостановлено авиасообщение с Италией и Испанией - главными очагами коронавируса в Европе.

Наконец, с 23 марта были введены жёсткие ограничения на передвижение людей. Чтобы покинуть дом, необходимо было заполнить специальную форму на правительственном сайте или направить информацию о планируемых перемещениях через SMS. Основаниями для выхода из дома могли служить посещение работы, покупка продовольственных товаров и лекарств, посещение банков, поликлиник, а также похоронных служб, оказание помощи нуждающимся людям, краткие физические упражнения и выгул собак. За нарушение установленных правил был установлен штраф в размере 150 евро. Кроме того, было налажено информирование населения об эпидемиологической ситуации. Ответственность за это была возложена на популярного в стране врача-инфекциониста Сотириса Циодраса, который ежедневно доносил «сводки с полей» и давал рекомендации, как лучше обезопасить себя от болезни.

Немаловажную роль в противодействии пандемии сыграло достижение широкого общественного и политического консенсуса по поводу необходимости ограничительных мер. Два основных политических игрока - находящаяся у руля правоцентристская партия «Новая демократия» и оппозиционная СИРИЗА - договорились на время отложить былые разногласия и бросить все силы на недопущение взрывного роста числа заболевших, даже если это негативно отразится на экономике. Подавляющим большинством населения Греции введение режима самоизоляции также было воспринято как своевременное и полностью оправданное1.

Определённые сложности возникли в процессе переговоров между правительством и Священным синодом Элладской православной церкви, который первоначально возражал против приостановки деятельности религиозных учреждений, утверждая также, что коронавирус не может передаваться через святое причастие . Однако после консультаций с С. Циодрасом Синод скорректировал свою позицию и объявил о временном отказе от проведения церемоний, за исключением отпевания усопших в присутствии самых близких родственников. Случаи нарушения запрета в отдельных приходах имели место, но они не носили массового характера.

Какими мотивами руководствовались греческие власти, принимая решение пойти по пути жёсткого карантина? Почему возможность перехода к «шведской модели» борьбы с болезнью, основанной на предельно мягких ограничениях и мерах рекомендательного характера, в Греции всерьёз никем не обсуждалась?

Главное обстоятельство, на которое указывали эпидемиологи, - это неготовность национальной системы здравоохранения к экспоненциальному росту числа заболевших. «Великая рецессия» конца 2000-х - первой половины 2010-х гг. привела к существенному сокращению расходов на данную сферу и катастрофическому падению качества медицинского обслуживания. Количество больничных коек за время кризиса сократилось с 400 до 346 на 100 тыс. жителей (средний показатель по ЕС - 394), на 15% упало общее число работников больниц. По численности младшего медицинского персонала (в расчёте на 100 тыс. человек) Греция оказалась на последнем месте среди стран Евросоюза3. В этих условиях жизненно важной задачей для государства стало выиграть время, чтобы воссоздать необходимую больничную ин-

1 Дпдоскоппоп TcioSpa; Kopravoiö;: АпоМитп едпютостотп oxov Хогдю^юХоуо апо тои; поМте;. Pagenews.gr. 02.04.2020. URL: https://www.pagenews.gr/2020/04/02/ellada/dimoskopisi-tsiodras-koronoios-apolyti-empistosyni-ston-loimoksiologo-apo-tous-polites (дата обращения: 05.08.2020).

2 Iepa Ewo5o;: О Kopovaio; 5ev дето^5етаг де тп ©eia Koivravia. Capital.gr. 09.03.2020. URL: https://www.capital. gr/epikairotita/3435966/iera-sunodos-o-koronaios-den-metadidetai-me-ti-theia-koinonia (дата обращения: 05.08.2020).

Economou, C., Kaitelidou, D., Karanikolos, M., Maresso, A. Greece: Health System Review Health Systems in Transition. 2017. 19 (5). Р 71, 75-76.

Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2020, №4

фраструктуру для приёма, по крайней мере, 8-10 тыс. пациентов.

Были, однако, и другие причины, связанные со спецификой пространственного развития страны и её культурными особенностями. В Греции распределение жителей по регионам отличается неравномерностью. Половина из них проживают в Аттике и Центральной Македонии, где расположены крупнейшие городские агломерации. При этом Афины и Салоники занимают соответственно третье и четвёртое места среди европейских городов по плотности населения (для сравнения, столица Швеции Стокгольм находится лишь в третьей десятке), что создаёт дополнительные риски быстрого распространения инфекции. Также следует отметить, что греки больше, чем граждане северных стран, любят частое живое общение, и вряд ли бы согласились изменить привычный образ жизни на основании ни к чему не обязывающих рекомендаций.

Выход Греции из режима самоизоляции осуществляется поэтапно. В начале мая был разрешён выход из дома без предварительного уведомления и открыта значительная часть магазинов, но с ограничением численности посетителей и при условии обязательного ношения ма сок. Во второй декаде мая начали работать оставшиеся предприятия розничной торговли и учреждения среднего образования, церкви, места археологических раскопок, зоопарки и пр., в конце того же месяца - кафе и рестораны, а с июня - гостиницы, бассейны, начальные школы, детские сады и т.д. Наконец, с 15 июня Греция вновь стала принимать иностранных туристов из стран с благоприятной эпидемиологической обстановкой. Тем не менее, многие ограничения сохраняются. Греческие эпидемиологи опасаются второй волны коронавируса и настаивают на строгом соблюдении правил, а по некоторым позициям (контроль над въездным туризмом, недопущение массового скопления людей) - на их ужесточении.

Меры стимулирования экономики

Первые меры бюджетной поддержки были реализованы греческим правительством незадолго до введения режима самоизоляции и касались преимущественно совершенствования больничной инфраструктуры. На базе двух государственных больниц и одного частного медицинского центра были созданы специальные лечебные учреждения, предназначенные исключительно для лечения больных коронавирусом. На 3 тыс. человек был расширен штат медицинских работников, начата волонтёрская программа по борьбе с заболеванием, в которой приняли участие 11 тыс. врачей, медсестёр, психологов, студентов-медиков и вышедших на пенсию работников системы здравоохранения. Расходы на указанные цели составили 373 млн евро (впоследствии к ним добавилось ещё 62 млн евро на покрытие бонусных выплат занятым в этой сфере). Кроме того, на период до конца 2020 г. была снижена ставка НДС на ряд лекарственных препаратов с 24 до 6%1.

Однако гораздо более дорогостоящими оказались меры, направленные на поддержание экономики и занятости. За счёт бюджетных средств были произведены выплаты работникам, лишившимся возможности вести трудовую деятельность из-за режима самоизоляции. В их числе оказались сотрудники с приостановленными трудовыми договорами, самозанятые, фри-лансеры и индивидуальные предприниматели. Кроме того, им были компенсированы взносы в фонды социального страхования2. Другие меры, оплаченные из средств государственного бюджета, - компенсация пасхальных премий, увеличение расходов на пособия по безработице, помощь предприятиям первичного сектора экономики, покрытие процентных выплат по

1 Greece: Tax developments in response to COVID-19. KPMG. 11.05.2020. URL: https://home.kpmg/xx/en/home/ in-sights/2020/04/greece-tax-developments-in-response-to-covid-19.html (дата доступа: 05.08.2020).

2 Согласно греческому законодательству, часть социальных страховых сборов уплачивается работниками, а другая часть - работодателями.

Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2020, №4

кредитам малых и средних компаний. Помимо этого была осуществлена финансовая поддержка ряда судоходных компаний, на 25% снижены ставка НДС и размер отчислений в социальные фонды при условии их своевременной выплаты, а также временно отменены налоги, собираемые муниципальными органами власти.

Поддержка бизнеса в Греции, как и в других странах ЕС, помимо непосредственной помощи из бюджета включает также отсрочки налоговых и других платежей при условии отказа компаний от сокращения штата работников. В частности, на более поздний срок были сдвинуты выплаты по НДС, другим налогам и той части социальных сборов, которая уплачивается работодателями. Также были временно сокращены арендные платежи. Отдельный комплекс мер связан с предоставлением дополнительной ликвидности крупным компаниям, столкнувшимся со значительным сокращением оборота, а также гарантий на финансирование оборотного капитала.

В целом проводимая страной политика по минимизации экономических последствий пандемии соответствует общеевропейскому курсу. Как и другие страны ЕС, Греция вынуждена осуществлять беспрецедентные меры для поддержки как спроса, так и предложения, выделяя средства, с одной стороны, на помощь потребителям, с другой - на недопущение банкротства компаний. Вместе с тем греческий ответ на новый экономический вызов имеет свою специфику.

Первая его особенность - явный акцент на поддержке бизнеса и сохранении занятости. Связано это с тем, что безработица в Греции носит хронический характер1 и находится на существенно более высоком уровне, чем в остальных странах ЕС (в 2019 г. она составляла 17,3% экономически активного населения). Анализ распределения средств на отдельные статьи экстренного финансирования показывает, что основная их часть идёт на удержание на плаву предприятий и отраслей, особенно тех, где создаётся наибольшая часть рабочих мест. При этом единовременные выплаты сотрудникам компаний, деятельность которых была приостановлена, и самозанятым составили 800 евро на человека, чего явно недостаточно для компенсации понесённых ими потерь. Расходы на пособия безработным возросли незначительно - всего на 297 млн евро, семейные выплаты в Греции по-прежнему минимальны.

Вторая особенность - относительно небольшой по меркам ЕС объём финансовых вливаний в экономику относительно ВВП. По оценкам экспертов Института Брейгеля, принятые Грецией меры (по расчётам на 15 июня 2020 г.) составили 12,2 млрд евро или 6,4% ВВП, из которых 3,1% - бюджетные выплаты и налоговые вычеты, 1,2% - отсрочки по платежам и 2,1% - обеспечение ликвидности и финансовые гарантии. Для сравнения, в Нидерландах совокупный объём выделенных средств составил 15%, в Дании - 15,8%, в Португалии - 19,1% ВВП. Ещё выше он в странах, ставших главными жертвами коронавируса, - Италии и Испании . Осуществляя антикризисную политику, Греция вынуждена действовать в условиях жёстких бюджетных ограничений. Сохраняющаяся проблема высокой государственной задолженности (её уровень в 2019 г. составил 176,6% ВВП), унаследованная со времён долгового кризиса в зоне евро3, заставляет правительство идти по пути точечных и довольно экономных мер, что может отрицательно повлиять на хозяйственную динамику.

1 Власова К., Говорова Н. Социально-экономическое положение Греции 2008-2018 гг.: итоги и перспективы. Современная Европа. 2018. №5. С. 98-109.

2 Anderson, J., Bergamini, E., Brekelmans, S. et al. The fiscal response to the economic fallout from the coronavirus. Bruegel, 2020. URL: https://www.bruegel.org/publications/datasets/covid-national-dataset (дата доступа: 05.08.2020).

3 Буторина О. Кризис в зоне евро: ошибки или закономерность. Современная Европа. 2012. № 2. С. 82-94.

Перспективы выхода из кризиса

Оценки последствий пандемии для Греции разнятся. В опубликованном весной 2020 г. прогнозе Еврокомиссии сокращение ВВП страны по итогам года оценивалось в 9,7%, что должно было стать одним из худших показателей в еврозоне. Главными факторами, тянущими экономику на дно, назывались падение внутреннего потребления, которое не получило достаточной поддержки со стороны государства, инвестиционный спад, а также вероятный провал туристического сезона1 (вклад туризма и путешествий в ВВП Греции составляет порядка 20%). Схожую оценку давал апрельский прогноз МВФ. При этом большинство экспертов на начальном этапе коронавирусного кризиса исходили из того, что самым сложным для Греции, равно как и для других стран ЕС, станет второй квартал, после которого начнётся быстрое (V-образное) восстановление.

По прошествии полугода с начала эпидемии в Европе всё больше признаков указывает на то, что кризис в Греции будет не столь глубоким, как предполагалось. Так, ключевая для страны отрасль торгового судоходства весной 2020 г. хотя и столкнулась с негативными тенденциями, но с некоторым временным лагом, поскольку греческие судовладельцы сумели извлечь значительные доходы, перевозя на своих танкерах возросшие объёмы нефти из Саудовской Аравии. Опасения насчёт провала туристического сезона оправдались лишь отчасти. Благодаря успешным эпидемиологическим мерам Греция смогла раньше ряда других стран ЕС открыть границы и в июле привлекла 1,3 млн туристов - втрое меньше, чем в том же месяце предыдущего года, но всё же больше, чем ожидалось. С поправкой на эти положительные тенденции международное рейтинговое агентство Fitch в июле 2020 г. спрогнозировало, что ВВП Греции сократится «всего» на 7,9%2. Банк Греции, в свою очередь, предложил три сценария - оптимистический, базовый и пессимистический, которые предполагают спад экономики соответственно на 4,4, 5,8 и 9,4% .

Очевидно, однако, что все эти оценки носят весьма приблизительный характер, поскольку развитие греческой экономики в текущем году будет определяться слишком большим числом факторов - эпидемиологической ситуацией (риск второй волны коронавируса), внешнеэкономической конъюнктурой, результативностью заявленных мер стимулирования экономики и пр. В последующие годы к ним добавятся ещё два - эффективность проводимых в стране структурных реформ, направленных на повышение конкурентоспособности экономики, и поддержка со стороны ЕС.

Преобразования, осуществлённые в 2010-е гг. под давлением международных кредиторов, - либерализация рынка труда, реформирование государственного сектора экономики и приватизация значительной части госпредприятий, улучшение налогового администрирования, оздоровление банковского сектора, переход к менее затратной пенсионной системе и пр.4 - позволили восстановить доверие со стороны инвесторов и заложили основу для будущего экономического роста. Вместе с тем в международном разделении труда Греция по-прежнему занимает незавидное место поставщика товаров и услуг с низкой добавленной сто-имо-стью, экономика остаётся слабо диверсифицированной. Хозяйственная динамика сдерживает-

1 European Economic Forecast. Institutional Paper 125. Luxembourg: Publications Office of the European Union, 2020. Р. 88-89.

2 Fitch Affirms Greece at «BB»; Outlook Stable. Fitch Ratings. 24.07.2020. URL: https://www.fitchratings.com/resear ch/sovereigns/fitch-affirms-greece-at-bb-outlook-stable-24-07-2020 (дата обращения: 05.08.2020).

3 Bank of Greece issues three GDP forecasts for 2020 from -4.4% to -9.4% for 2020. Tornos News. 30.07.2020. URL: https://www.tornosnews.gr/en/greek-news/economy/40744-vank-of-greece-issues-three-gdp-forecasts-for-2020-from-44-to-94-for-2020.html (дата обращения: 05.08.2020).

4 Structural Reforms in Greece, 2010-2018. Final Report (2019). Athens: KEPE. URL: https://op.europa.eu/en/publicati on-detail/-/publication/9e68a55f-a129-11e9-9d01-01aa75ed71a1 (дата обращения: 05.08.2020).

Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2020, №4

ся институциональными проблемами, недостаточно высоким качеством человеческого капитала (лучшие специалисты уезжают из Греции в более развитые страны) и, конечно, нехваткой финансовых ресурсов, как у отягощённого долгами государства, так и у бизнеса. Не удивительно поэтому, что сразу после начала пандемии правительство активизировало переговоры со странами ЕС и наднациональными органами власти об ослаблении бюджетной дисциплины и выделении Греции дополнительных средств на преодоление кризиса.

Для того чтобы покрыть расходы на стимулирующие меры, в Греции по согласованию с Еврогруппой был отменён целевой показатель профицита бюджета в 6,8 млрд евро (3,5% ВВП). Помимо этого, на уровне Еврокомиссии были приняты три схемы, направленные на предоставление ликвидности пострадавшим компаниям на общую сумму порядка 4,2 млрд евро. Однако этих денег оказалось явно недостаточно, и 27 марта 2020 г. премьер-министр Греции Кириакос Мицотакис совместно с руководителями восьми других стран - членов ЕС (Франции, Италии, Испании, Португалии, Бельгии, Люксембурга, Ирландии и Словении) предложил выпустить совместные государственные облигации еврозоны («коронабонды») и направить полученные средства на восстановление европейской экономики. Из-за сопротивления ряда стран ЕС в изначальном виде эта идея так и не была осуществлена, однако по итогам июльского саммита Евросоюза было принято решение создать в дополнение к новому семилетнему бюджету Евросоюза 750-миллиардный фонд экономического восстановления («Новое поколение ЕС»). Греция станет одним из его главных бенефициаров. Причитающаяся ей сумма за весь период действия программы достигнет 32 млрд евро (это самый высокий показатель среди стран ЕС относительно ВВП), из которых 19 млрд составят гранты. При этом 70% указанных средств Греция получит уже в ближайшие два года1, что станет важным подспорьем для преодоления последствий кризиса.

Следует, однако, учитывать, что выплаты из создаваемого фонда будут увязаны с проведением в странах-реципиентах согласованных с Еврокомиссией реформ. Кроме того, Греции придётся обосновывать, на какие цели эти средства будут расходоваться. В связи с этим появление данного механизма может привести к дальнейшему усилению контроля Брюсселя над экономической политикой и сузить компетенции национального правительства в принятии многих важных для страны решений.

Список литературы

Буторина О.В. Кризис в зоне евро: ошибки или закономерность // Современная Европа. 2012. №2. С. 82-94.

Власова К.В., Говорова Н.В. Социально-экономическое положение Греции 2008-2018 гг.: итоги и перспективы // Современная Европа. 2018. №5. С. 98-109.

References

Anderson, J., Bergamini, E., Brekelmans, S. et al. (2020) The fiscal response to the economic fallout from the coronavirus. Bruegel. Available at: https://www.bruegel.org/publications/datasets/ covid-national-dataset (accessed 05.08.2020).

Butorina, O.V. (2012) Krizis v zone evro: oshibki ili zakonomernost' [Eurozone Crisis: Errors or Pattern?]. Sovremennaya Evropa [Contemporary Europe]. 2. P. 82-94. (In Russian).

1 How Greece walked out of the Summit with €32 billion in EU funds. New Europe. 22.07.2020. URL: https://www.neweurope.eu/article/how-greece-walked-out-of-the-summit-with-e32-billion-in-eu-funds (дата доступа: 05.08.2020).

Economou, C., Kaitelidou, D., Karanikolos, M., Maresso, A. (2017) Greece: Health System Review Health Systems in Transition. 19 (5). P. 1-166.

European Economic Forecast. Institutional Paper 125 (2020) Luxembourg: Publications Office of the European Union.

Structural Reforms in Greece, 2010-2018. Final Report (2019). Athens: KEPE. Available at: https://op.europa.eu/en/publication-detail/-/publication/9e68a55f-a129-11e9-9d01-01aa75ed71a1 (accessed 05.08.2020).

Vlasova, K.V., Govorova, N.V. (2018) Social'no-ekonomicheskoe polozhenie Grecii 20082018 gg.: itogi i perspektivy [Socio-economic Situation in Greece 2008-2018: Results and Prospects]. Sovremennaya Evropa [Contemporary Europe]. 5. P. 98-109. (In Russian). DOI: 10.15211/soveurope5201898109.

Greece amid Coronavirus Pandemic: Economic Aspects

Author. Yuri Kvashnin, Candidate of Sciences (History), Head of Center for European Studies, Primakov National Research Institute of World Economy and International Relations, Russian Academy of Sciences. Address: 23, Profsoyuznaya str., Moscow, Russia, 117997. E-mail: ykvash-nin@gmail.com.

Abstract: The COVID-19 pandemic has become a serious test for the Hellenic Republic, which still has not recovered from the consequences of the debt crisis and the «great recession» of the late 2000s and the first half of the 2010s. Thanks to the strict quarantine, Greece, unlike other South European countries, managed to significantly slow down the spread of the disease and avoid large casualties. At the same time, the partial shutdown of the economy in the spring of 2020 caused a sharp decline in economic activity, which was only partially compensated by stimulus measures to support the population and businesses. The economy was also affected by the drop in overseas demand for Greek services, primarily tourism and transport. Further economic dynamics will depend, first of all, on three factors - external economic conditions, the size of financial assistance from the EU and the efficiency of its spending, as well as the government's readiness to continue institutional reforms aimed at increasing economic competitiveness.

Key words: Greece, Covid-19, quarantine, recession, public finance, labour market, tourism.

DOI: http://dx.doi.org/10.15211/vestnikieran420206470.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.