Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ТУРИЗМА В УЗБЕКИСТАНЕ'

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ТУРИЗМА В УЗБЕКИСТАНЕ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
405
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
туризм / туристическая индустрия / туристический потенциал / дестинация. / tourism / tourism industry / tourism potential / destination.

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Муминов Нозим Гаффарович

В статье анализируется нормативно­правовые документы по развитию туризма, институциональ­ ная система управления развитием туризма, региональные структурные подразделения управле­ ния туризма. Также разработаны предложения по развитию государственного управления туризма в Республике Узбекистан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF PUBLIC ADMINISTRATION IN THE FIELD OF TOURISM IN UZBEKISTAN

The article analyzes the legal documents on the development of tourism, the institutional system for managing the development of tourism, regional structural units of the tourism management. Also, proposals have been developed for the development of the state management of tourism in the Republic of Uzbekistan.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ТУРИЗМА В УЗБЕКИСТАНЕ»

Муминов Нозим Гаффарович,

кандидат экономических наук, профессор кафедры «Экономическая теория» Национального университета Узбекистана имени Мирзо Улугбека

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ТУРИЗМА В УЗБЕКИСТАНЕ1

УДК: 338.467.6

МУМИНОВ Н.Г. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ТУРИЗМА В УЗБЕКИСТАНЕ

В статье анализируется нормативно-правовые документы по развитию туризма, институциональная система управления развитием туризма, региональные структурные подразделения управления туризма. Также разработаны предложения по развитию государственного управления туризма в Республике Узбекистан.

Ключевые слова: туризм, туристическая индустрия, туристический потенциал, дестинация.

МУМИНОВ Н.Г. УЗБЕКИСТОНДА ТУРИЗМ СОЦАСИНИ ДАВЛАТ ТОМОНИДАН ТАРТИБГА СОЛИШНИ РИВОЖЛАНТИРИШ ИСТЩБОЛЛАРИ

Мак,олада туризмни ривожлантириш буйича меъёрий-х,ук,ук,ий хужжатлар, туризмни ривожланти-ришни бошкариш буйича институционал тизим, туризмни бошкариш буйича минтакавий булинмалар фаолияти тахлил этилган. Шунингдек, Узбекистан Республикасида туризмни ривожлантиришни дав-лат томонидан тартибга солиш буйича тавсиялар ишлаб чикилган.

Таянч иборалар ва сузлар: туризм, туристик индустрия, туристик салохият, дестинация.

MUMINOV N.G. PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF PUBLIC ADMINISTRATION IN THE FIELD OF TOURISM IN UZBEKISTAN

The article analyzes the legal documents on the development of tourism, the institutional system for managing the development of tourism, regional structural units of the tourism management. Also, proposals have been developed for the development of the state management of tourism in the Republic of Uzbekistan.

Key words: tourism, tourism industry, tourism potential, destination.

1 Статья подготовлена на основе материалов гранта АЛ-47-тур 210711752- «Диверсификация турпакетов в туристских зонах с учетом биоклиматических условий и создание картографической модели туристского потенциала Узбекистана и ее мобильного приложении»

Введение. Туризм обеспечивает средствами к существованию миллионы людей, а миллиардам дает возможность по достоинству оценить культурную самобытность своего народа и народов других стран, а также богатство природы. В некоторых странах доля этого сектора в ВВП может составлять более 20 процентов, и в целом туризм является третьей по величине экспортной отраслью мировой экономики. Туризм оказался одним из секторов, наиболее пострадавших от пандемии COVID-19, которая серьезно сказывается на экономике, получении людьми средств к существованию, системе общественных услуг и ограничивает спектр возможностей на всех континентах. Хотя одной из приоритетных задач должно быть сохранение зависящих от этого сектора источников средств к существованию, в то же время восстановление туристской деятельности открывает перспективы для проведения преобразований с акцентом на то, чтобы регулировать воздействие пандемии на посещаемые туристами направления и формировать у населения и работающих в этой сфере компаний более высокий потенциал противодействия посредством осуществления инноваций, цифровизации, обеспечения устойчивости и налаживания партнерских связей.

Актуальность темы исследования. Как считают специалисты, ускоренное развитие сферы туризма и повышение его роли в экономике считается одной из важных задач в Стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан1. За последние годы туризм стал одной из "точек роста" национальной экономики, которая, являясь драйвером развития других связанных отраслей, стимулирует рост доходов. Мультипликативный доход, по некоторым расчётам составляет: 1$ прямого дохода от туризма дает минимум 5-7$ в смежных отраслях экономики2. Необходимо отметить, что услуги туризма и сопутствующие услуги общественного питания - проживания и питания в трактовке Общегосударственного классификатора видов экономической деятельности Республики Узбекистан, имеют

1 Ибрагимова Н.М., Якубов Н.А., Повышение роли туризма как важной отрасли экономики Узбекистана, Институт прогнозирования и макроэкономических исследований при Министерстве экономического развития и сокращения бедности Республики Узбекистан, IFMR, 2021г.№5, с. 58

2 «Туризм в Узбекистане, 2018г» Информационно-

аналитический сборник, Государственный коми-

тет Республики Узбекистан по развитию туризма,

г.Ташкент, 2019 год.

заметное влияние на рост объемов рыночных услуг и ВВП в целом. Так, расчеты показывают, что на рост ВВП и увеличение доходов населения в большей степени влияет развитие сферы услуг (прирост ВВП и доходов населения на 67,2% и 6Ü,3% соответственно, которые обеспечиваются за счет расширения объемов рыночных услуг)3.

Постановка научной проблемы. Основы туризма и ее особенности раскрыты в трудах Весяв Алейзяк, Рышард Винярски4, Хулио Арам-берри, Ричард Батлер5, Боголюбова В.С., Орловской В.П.6, Квартальнова В.А.7, Пардаева М.К., Атабаева Р.8, Тухлиева И.С.9, Файзиевой Ш.Р.1(). Проблемамы менеджмента и специфики управления в сфере туризма занимаются такие ученые как Зорин И.В.11, Кабушкин Н.И.12, Чудновский А.Д.13, Абдурахмонов К.Х.14. Инновационные аспекты развития туризма и их региональные особенности изучаются в трудах Ким Т.В.15, Эгамбердиева Ф.,

3 «Туризм в Узбекистане, 2G17г» Информационно-аналитический сборник, Государственный комитет Республики Узбекистан по развитию туризма, г.Ташкент, 2G18 год.

4 Wiesiaw Alejziak, Ryszard Winiarski. "Tourism in scientific research». Academy of Physical Education in Krakvw, 2GG5, 3G2 p.

5 Julio Aramberri, Richard Butler "Tourism Development: Issues for a Vulnerable Industry", Arizona State University, USA 2GG4, 293 p.

6 Боголюбов В.С., Орловская В.П. Экономика туризма. - М.: Издательский центр «Академия», 2GG5.

- 151 с.

7 Квартальнов В.А. Туризм: учебник. - М.: Финансы и статистика, 2GG3. - 32G с.;

8 Пардаев М.К., Атабаев Р. Туризм асослари. Самарканд, СамИСИ. 2GG6. - 74 б.;

9 Тухлиев И.С. Туризм асослари. Дарслик. -Т.: Фан ва технологиялар, 2G14. - 332 б.

1G Файзиева Ш.Р. Совершенствование экономического механизма туризма в Узбекистане. Диссертация на соиск. ученого степени кандидата наук, 2GG6,

- 176 с.

11 Зорин И.В. Менеджмент туризма: Туризм как вид деятельности. - М.: Издательство: Финансы и статистика, 2GG5. - 288 с.;

12 Кабушкин Н.И. Менеджмент туризма. - Минск: Новое знание, 2GG2. - 4G7 с.;

13 Чудновский А.Д. Управление индустрией туризма России в современных условиях: учеб. пособ. - М.: КНОРУС, 2GG7. - 416 с.

14 Абдурахмонов К.Х. Менежмент туризма: Учебное пособие. -Т.: Филиал ФГБОУ ВПО "РЭУ им. Г.В. Плеханова" в г. Ташкенте, 2G13.

15 Ким Т.В. Инновационное развитие сферы туризма в условиях модернизации экономики. Диссертация на соиск. ученого степени доктора философии. Ташкент, 2G19

Махмудова М.1, В.В. Лудниковой2, Волошиновой М.В., Загорской В.В.3, Халматжанова Ф.М.4, Хал-матжанова Ф.М., Петрова Ю.В.5.

Исходя из проанализированной литературы можно отметить, что вопросы управления в сфере туризма особенно актуальны в условиях формирования туристического рынка и ее интеграции с современной реальностью. Возникает необходимость в определении перспектив развития государственного управления в сфере туризма в Узбекистане с учетом, национальных, географических, климатических, политических, экономических и других особенностей.

Целью исследования является разработка научных предложений и практических рекомендаций по развитию государственного управления туризма в Республике Узбекистан.

Методы исследования. Теоретической и методологической основой исследования послужили разработки национальных и зарубежных ученых в области туризма и их роли в улучшении туризма и туристических услуг, взаимовыгодного сотрудничества стран.

1 Эгамбердиев Ф., Махмудов М. Туризм худудларини ташкил этиш ва уларда турпакетларни диверсификация цилиш омиллари. "Учинчи ренес-сансни шакллантиришнинг ижтимоий-иктисодий муаммолари" мавзусидаги халкаро илмий-амалий конференция материаллари. - Т.: «Ilm- Ziyo-Zakovat» нашриёти, 2022. - Б.395-399.

2 В.В. Лудникова. Проблемы обеспечения устойчивого развития туристских предпринимательских структур (на примере Санкт-Петербурга)// Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки № 2 (168) 2013. С.55-58

3 Волошинова М.В., Загорская В.В. Перспективы внедрения digital-технологий в индустрию туризма Ростовской области // Современные технологии управления. ISSN 2226-9339. -№4 (96/1). Номер статьи: 96101. Дата публикации: 30.12.2021. Режим доступа: https://sovman.ru/article/96101/

4 Махмудов Мухаммадисмоил Мухитдинович, Хал-матжанов Фарход Махаматжанович. ВЛИЯНИЕ ПАНДЕМИИ COVID-19 НА РАЗВИТИЕ СФЕРЫ ТУРИЗМА

В УЗБЕКИСТАНЕ. Тезисы докладов международной научно-практической электронной конференции «НОВАЯ АРХИТЕКТУРА ПОСТРОЕНИЯ ЭКОНОМИКИ В ПОСТПАНДЕМИЙНОМ МИРЕ». Ташкент, 2021. С. 208-211

5 Kholmatjanov B.M., Petrov Yu.V., Abdikulov F.I., Abdikulova M.R., Saypiddinov Z.F., Makhmudov

M.M., Safarov F.B. Bioclimatic Resources and Their Consideration for Tourism Development in Selected

Destinations of Uzbekistan Indonesian Journal of Law and Economics Review IJLER 7 (0). doi: 10.21070/ ijler.2020.V7.481

Анализ и основные результаты. В последние годы был принят большой круг нормативно-правовых документов по развитию туризма, сформирована институциональная система управления развитием туризма, созданы структурные подразделения управления туризма во всех регионах страны для эффективного использования огромного туристического потенциала регионов. Содействуют развитию туристической индустрии новые организации: Центр сертификации туристических услуг, Институт развития туризма, Национальный PR-центр и другие.

Следует отметить, что принятие Постановления №ПП-4095 от 5 января 2019 года. «О мерах по ускоренному развитию туристской отрасли» (в настоящее время в акт вносятся изменения) послужило интенсивному развитию туризма, созданию и продвижению на мировые рынки национального продукта на основе создания благоприятных экономических стимулов и организационно - правовых условий. Так, по состоянию на 15 марта 2021 года. 30-дневный и 60-дневный безвизовый режим установлен для 90 стран (помимо двустороннего безвизового режима для СНГ). Впоследствии УП №5611 «О дополнительных мерах по ускоренному развитию туризма в Республике Узбекистан» от 05 января 2019 года с 1 февраля 2019 года ввел безвизовый режим для 45 стран сроком на 30 дней, по УП №5691 «О мерах по дальнейшему упрощению режима въезда в Республику Узбекистан для граждан объединенных арабских эмиратов, а также граждан зарубежных государств, получивших статус резидента объединенных арабских эмиратов» от 18 марта 2019 года для граждан ОАЭ сроком 30 дней, по УП №5781 от 13 августа 2019 года для 20 стран сроком на 30 дней.

Оформление электронной туристической визы в упрощенном порядке через портал "e-visa.gov. uz" запущено через систему выдачи электронных въездных виз для 57 стран с 15 июля 2018 года6. Иностранные граждане этих стран могут получить электронную визу сроком на 30 дней без обращения в консульские учреждения за два рабочих дня.

Кроме того, создана специальная платформа «Silk Road Project»7 для продвижения туристиче-

6 https://ifmr.uz/publications/articles-and-abstracts/ tourism - _ftn4

7 https://ifmr.uz/publications/articles-and-abstracts/ tourism - _ftn6

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2022, 5(153)

ского потенциала стран Шелкового пути и перспективных региональных турпродуктов и маршрутов.

Ввиду комплексной структуры оказания туристических услуг большое значение придается координации и стратегическому управлению происходящими в нем процессами. При этом в системе формирования цепочек создания стоимости туристского кластера, существенное влияние на его функционирование оказывают бизнес-процессы, обеспечивающие:

• процессы производства и реализации туристских и сопутствующих товаров и продуктов;

• оказания услуг или выполнения работ, которые обеспечивают основной процесс;

• процессы оказания дополнительных и сопутствующих услуг туристам.

По нашему мнению, перспективными направлениями в управлении сферой туризма являются:

• развитие туристской индустрии и сопутствующей инфраструктуры гостиниц категории 3-звезды и 4-звезды с современным уровнем комфорта и средней ценовой категории;

• преодоление административных и экономических барьеров монопольной структуры рынка пассажирских перевозок; и их последствий в виде высоких тарифов на проживание и авиаперелет;

• подготовка кадров в сфере туризма к чрезвычайным ситуациям, таким как пандемия, переквалификация туроператоров;

• повышение сервиса в туристских центрах, расширение ассортимента событийных мероприятий по республике, способных удовлетворить динамичный и взыскательный спрос современного потребителя.

Наличие современной материальной и инфраструктурной базы играет одну из главных ролей в обеспечении конкурентоспособности туристической отрасли. При потреблении комплексной услуги каждому туристу по умолчанию требуются дороги, транспортные узлы, инженерные сети и прочие инфраструктурные объекты для доступа к целям туристского интереса и потребления соответствующих услуг. Кроме того, необходимо обеспечить комфортные бытовые условия в дести-нации (инженерные сети, средства связи, общественный транспорт, финансовые институты, информационные порталы и пр.). Все эти процессы, которые реализуются в туризме, с учетом

отраслевой специфики воспроизводятся и в других областях сферы услуг.

Важную роль играет и правовая обеспеченность, и наличие других стимулов, побуждающих туристов к совершению поездки, которые формируют туристскую привлекательность дестина-ции и обеспечение эффективного использования объектов культурного наследия.

Историко-познавательный, гастрономический, оздоровительный, MICE, горный, агро-, эко-, археологический, мусульманское и буддистское паломничество - все эти виды туризма можно найти в Узбекистане.

Медицинский туризм в Узбекистане развивался в санаторно-курортных учреждениях, с учетом наличия соответствующих природных условий для поправки здоровья.

В рамках MICE-туризма в регионах создан единый реестр и разработан каталог "Meetings & Events Catalogue". Для координации MICE-мероприятий в структуре Госкомитета по развитию туризма создан Конгрессно-выставочный центр и изучены потенциальные объекты.

Большее внимание также планируется уделить зиёрат (паломническому) туризму. Для привлечения туристов в последние годы были организованы различные общественно-культурные развлекательные мероприятия с учетом специфики каждого региона:

• паломнический (Зиёрат) туристический форум (Бухарская область);

• художественный фестиваль искусства Бахши, Археологический форум (Сурхандарьин-ская область);

• игра богатырей (Хорезмская область);

• Авторалли «Муйнак»;

• Музыкальный фестиваль «Стихия» (Республика Каракалпакстан);

• Туристическая ярмарка СНГ. (Самаркандская область);

• Форум геотуризма;

• Гранатовый фестиваль (Кашкадарьинская область);

• Фестиваль электронной музыки;

• Гастрономический фестиваль;

• "World Influencers Congress" (Ташкент).

В результате существенно выросло количество туристов и число гостиниц, туристический бизнес получил активное развитие, появились новые виды туризма.

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2022, 5(153)

Таблица 1. Основные показатели развития сферы туризма в Республике Узбекистан1

№ Наименование показателей 2017 2018 2019 2020

1. Экспорт туристических услуг (млн. долл. США) 546,6 1041,0 1313,0 370,0

2. Количество иностранных туристов, посетивших Узбекистан (тыс. человек) 2690,0 5346,8 6748,0 1504,1

3. Количество туроператоров (ед.) 561 983 1482 1158

4. Количество внутренних туристов (тыс. поездок) 10560 14000 15640 18000

5. Количество гостиниц и аналогичных пунктов размещения (ед.) 816 914 1188 1226

6. Количество номеров в пунктах размещения (тыс.) 18,6 20,2 26,1 29,2

7. Количество мест в пунктах размещения (тыс.) 39,8 41,1 52,5 53,5

За 3 года количество туристов выросло в 5 раз: с 1,3 млн зарубежных туристов в 201 б г., до 6,7 млн в 2019 г. Из-за пандемии, в 2020 году страну успело посетить 1,5 млн. иностранных туристов, при этом экспорт туристических услуг составил 261 млн долларов, а туризм стал одной из наиболее пострадавших отраслей.

Следует отметить, что пандемия серьезно повлияла на сферу туризма и взаимосвязанные с ней отрасли, резко сократились доходы более сотни тысяч человек, в том числе гидов, ремесленников, работников архитектурных памятников и курортных учреждений, объектов общественного питания, транспорта и других.

В 2020 году были организованы поездки внутри страны для 1,8 миллиона человек, в 2021 году ожидалось резкое увеличение этого количества до 7,5 млн. человек.

Всего в 2021 году ожидалось 1,7 млн. иностранных туристов. Предполагали, благодаря этому экспорт туристических услуг достигнет 370 млн. долларов. Поддержка туристической и связанных с ней отраслей, наиболее сильно пострадавших и продолжающих испытывать негативное воздействие от коронавирусной пандемии, сохранение и рабочих мест, поддержание доходов, ускоренного восстановления индустрии туризма являются приоритетным задачами в 2022 и последующие годы.

При этом для возобновления въездного туризма по мере улучшения санитарно-эпидемиологической обстановки важно, чтобы были отработаны меры соблюдения санитарно-гигиенических требований и социального дистанцирования, в том числе создания групп оперативного реагирования. В этой связи, следует изучать и проводить анализ принимаемых в других стра-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 https://www.atorus.ru/news/press-centre/ new/58410.

нах мер, санитарно-эпидемиологической безопасности, вводимых по мере открытия туристических рынков. Целевые ориентиры развития сферы туризма Республики Узбекистан в 2021-2022 годах направлены на преобразование туризма и достижение его целевых показателей (в 2021-2022 гг. рис.1), на основе диверсификации и повышения качества туристских услуг и туристской инфраструктуры, привлечения иностранных инвестиций, проведения эффективной рекламы туристических продуктов (бренда) и успешного продвижения туристского потенциала республики. Для повышения конкурентоспособности отрасли на международном рынке туристических услуг предусмотрены следующие механизмы реализации этих задач:

• стимулирование продвижения туристической отрасли Узбекистана;

• опережающие развитие информационных технологий в сфере туризма;

• дальнейшее развитие транспортной инфраструктуры;

• диверсификация туристского продукта;

• повышение качества подготовки кадров в сфере туризма;

• совершенствование нормативно-правовой базы.

В качестве оценки потребления комплексных туристских услуг предлагается использовать степень удовлетворенности потребителя уровнем оказанных услуг. Именно такая оценка посредством обратной связи определяет направление управленческих воздействий на все процессы текущей модели развития туризма. Туристический бренд Узбекистана формировался с момента появления Великого шелкового пути, в Узбекистане известные во всем мире города (Ташкент, Самарканд, Бухара, Хива, Шахрисабз, Термез),

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2022, 5(153)

Рис.1. Меры поддержки туризма в пандемийный период.

1 Г ■N Снижение ставки налога на прибыль на 50%

г Предоставление таможенных льгот для дезинфицирующих средств и бесконтактного оборудования для туристической инфраструктуры Г Л 2 V >

-

3

4

(-N

5

ч_/

\

6

V_/

(-\

7

V_/

Приостановление начисления и уплаты турсбора

-N (

Предоставление единовременных целевых беспроцентных кредитов

сроком на 12 месяцев

С \

Полное покрытие в течение 3 месяцев процентных расходов субъектов сферы туризма по ранее выданным кредитам

коммерческих банков на строительство средств размещения

\__

( \ Пролонгация основного долга по ранее выданным кредитам на

строительство средств размещения на срок от 18 до 24 месяцев

(->

Частичное покрытие процентных расходов субъектов сферы туризма

по кредитам

Частичное покрытие процентных расходов по кредитам, выдаваемым субъектам сферы туризма на пополнение оборотных средств в размере до 1 миллиарда сумов

насчитывается 8,2 тысячи объектов культурного наследия, а некоторые из них включены в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.

Значительную роль в обеспечении развития туристической индустрии играют регулярно проводимые крупные MICE-мероприятия. Одним из важнейших ежегодных событий стала Ташкентская международная ярмарка «Туризм на Шелковом пути», где встречаются профессионалы в рамках программы Hosted Buyers, проводится форум по актуальным вопросам развития туризма Центральной Азии и мире в целом. Это позволяет заключать деловые контракты и развивать международное сотрудничество.

Для развития медицинского туризма необходимо создать благоприятные условия для интенсивной модернизации медицинской инфраструктуры и управления отраслью, что позволит повысить доходы регионов и одновременно стимулировать развитие сопряженных сфер, а также развить инфраструктуру лечебно-оздоровительных

пунктов и укреплять здоровье населения, сохранить природные лечебные ресурсы и культурное наследие. Кроме того, очень важно проводить больше исследований медико - биологических механизмов влияния природных факторов на здоровье, разработать стандарты лечения для учреждений медицинской сферы, отвечающие современным требованиям. Также предлагается на протяжении всего маршрута следования туристических групп вдоль туристических городов и центров совместить данную работу с разработкой новых комбинированных туров: гастрономические туры (плов-туры), витаминные туры, археологические, туры кочевников, мототуры и т.д.

Таким образом, интенсивное развитие туризма Узбекистана, в том числе на базе создания инфраструктуры, соответствующей международным стандартам, создание региональных структур, укрепление связей с иностранными партнерами, бережное отношение к историко-культурному

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2022, 5(153)

Рис. 2. Количество внутренних туристов (тыс. поездок)1.

наследию, обеспечили привлечение туризма и рост его доли в национальном продукте.

Заключение. Кризис выявил необходимость переосмысления структуры экономики туризма в интересах повышения конкурентоспособности и укрепления потенциала противодействия. С этой целью сектор мог бы:

• принять новые политические рамки, более благоприятные для создания надежной и стабильной деловой среды;

• поддержать развитие инфраструктуры туризма и системы качественных услуг, которые позволяют развивать другие смежные отрасли и облегчают процесс инвестирования для местных ММСП;

• обеспечить альтернативные источники дохода для зависящих от туризма регионов в целях укрепления их потенциала противодействия кризисам;

• инвестировать средства в образование и профессиональное обучение, в том числе женщин, во всех областях в целях содействия созданию более достойных рабочих мест и повышению жизнестойкости, например, в развитие языковых навыков;

• создать всеохватную модель - продуктивные связи между сектором туризма и остальными отраслями экономики, особенно транспортным

и торговым секторами, с помощью различных товаров и услуг;

• диверсифицировать рынки, расширять ассортимент продукции и решать вопросы, связанные с сезонностью, а также способствовать обеспечению круглогодичного спроса;

• укрепить взаимосвязь между улучшением транспортной связанности и туризмом и усилить жизнеспособную и устойчивую транспортную инфраструктуру в качестве фактора, позволяющего направить развитие сектора туризма по пути достижения большей стабильности и инклюзив-ности;

• повысить интерес посетителей, обеспечивая получение ими нового опыта, в том числе связанный с изучением объектов культурного наследия и форм культурного самовыражения, а также творческих отраслей2;

• содействовать развитию внутреннего и регионального туризма, где это возможно;

• переориентировать профессиональные умения и навыки в целях диверсификации за рамки туризма и обеспечить «умное сочетание секторов» в тех местах, где туризм стал единственным видом экономической деятельности;

• повысить общую конкурентоспособность ММСП и ускорить процесс формализации сектора; и создать для сектора туризма системы ран-

1 https://www.atorus.ru/news/press-centre/ new/58410.

2 UNWTO, "Cultural Tourism & COVID-19", 2020, available at https://www.unwto.org/cultural-tourism-covid-19.

него предупреждения на базе оценок рисков компаний и туристских направлений.

Также требуются более прочные основы для измерения последствий туризма в полном объеме1 и разработки политики, базирующейся на научных данных, для нейтрализации возможных негативных воздействий на сектор, как в случае пандемии.

Необходимы дополнительные исследования для усовершенствования системы сбора данных, научно обоснованные подходы и механизмы оценки, на четких показателях и целях, включая Инициативу по оценке устойчивого

туризма2, процесс принятия которой продолжается и которая направлена на измерение трех аспектов устойчивости туризма — экономического, социально-культурного и экологического, а также Международную сеть обсерваторий устойчивого туризма ЮНВТО3.

Оказание поддержки развивающимся странам в вопросах, касающихся их статистического потенциала, и более активное внедрение цифровых и других новых технологий и инструментов для целей мониторинга и отчетности исключительно важны для устойчивого планирования и регулирования туризма.

Список литературы:

1. Ибрагимова Н.М., Якубов Н.А., Повышение роли туризма как важной отрасли экономики Узбекистана, Институт прогнозирования и макроэкономических исследований при Министерстве экономического развития и сокращения бедности Республики Узбекистан, IFMR, 2021 г.№5, с. 58

2. «Туризм в Узбекистане, 2018 год». Информационно-аналитический сборник, Государственный комитет Республики Узбекистан по развитию туризма, г.Ташкент, 2019 год.

3. «Туризм в Узбекистане, 2017 год». Информационно-аналитический сборник, Государственный комитет Республики Узбекистан по развитию туризма, г.Ташкент, 2018 год.

4. https://www.atorus.ru/news/press-centre/new/58410.

5. UNWTO, "Cultural Tourism & COVID-19", 2020, available at https://www.unwto.org/cultural-tourism-covid-19.

6. UNWTO Tourism Data Dashboard, available at https://www.unwto.org/unwto-tourism-dashboard.

7. For more details please consult https://www.unwto.org/Measuring-Sustainability-Tourism (26-06-2020).

8. For more details please consult the International Network of Sustainable Tourism Observatories at http://insto.unwto.org.

9. Указ Президента Республики Узбекистан от 5 января 2019 года № УП-5611 «О дополнительных мерах по ускоренному развитию туризма в Республике Узбекистан».

10. Постановление Президента Республики Узбекистан от 5 января 2019 года № ПП-4095 «О мерах по ускоренному развитию туристской отрасли».

11. Указ Президента Республики Узбекистан от 18 марта 2019 года № УП-5691«О мерах по дальнейшему упрощению режима въезда в Республику Узбекистан для граждан Объединенных Арабских Эмиратов, а также граждан зарубежных государств, получивших статус резидента Объединенных Арабских Эмиратов».

12. Указ Президента Республики Узбекистан от 13 августа 2019 года № УП-5781 «О мерах по дальнейшему развитию сферы туризма в Республике Узбекистан».

13. Wiesiaw Alejziak, Ryszard Winiarski. "Tourism in scientific research». Academy of Physical Education in Krakуw, 2005, 302 p.

1 UNWTO Tourism Data Dashboard, available at https://www.unwto.org/unwto-tourism-dashboard.

2 For more details please consult https://www.unwto.org/Measuring-Sustainability-Tourism (26-06-2020).

3 For more details please consult the International Network of Sustainable Tourism Observatories at http://insto. unwto.org.

14. Julio Aramberri, Richard Butler "Tourism Development: Issues for a Vulnerable Industry", Arizona State University, USA 2004, 293 p.

15. Боголюбов В.С., Орловская В.П. Экономика туризма. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 151 с.

16. Квартальнов В.А. Туризм: учебник. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 320 с.;

17. Пардаев М.К., Атабаев Р. Туризм асослари. Самарканд, СамИСИ. 2006. - 74 б.;

18. Тухлиев И.С. Туризм асослари. Дарслик. -Т.: Фан ва технологиялар, 2014. - 332 б.

19. Файзиева Ш.Р. Совершенствование экономического механизма туризма в Узбекистане. Диссертация на соиск. ученого степени кандидата наук, 2006, - 176 с.

20. Зорин И.В. Менеджмент туризма: Туризм как вид деятельности. - М.: Издательство: Финансы и статистика, 2005. - 288 с.;

21. Кабушкин Н.И. Менеджмент туризма. - Минск: Новое знание, 2002. - 407 с.;

22. Чудновский А.Д. Управление индустрией туризма России в современных условиях: учеб. пособ. - М.: КНОРУС, 2007. - 416 с.

23. Абдурахмонов К.Х. Менежмент туризма: Учебное пособие. -Т.: Филиал ФГБОУ ВПО "РЭУ им. Г.В. Плеханова" в г. Ташкенте, 2013.

24. Ким Т.В. Инновационное развитие сферы туризма в условиях модернизации экономики. Диссертация на соиск. ученого степени доктора философии. Ташкент, 2019

25. Эгамбердиев Ф., Махмудов М. Туризм худудларини ташкил этиш ва уларда турпа-кетларни диверсификация цилиш омиллари. "Учинчи ренессансни шакллантиришнинг ижтимоий-ик,тисодий муаммолари" мавзусидаги халк,аро илмий-амалий конференция мате-риаллари. - Т.: «Ilm- Ziyo-Zakovat» нашриёти, 2022. - Б.395-399.

26. В.В. Лудникова. Проблемы обеспечения устойчивого развития туристских предпринимательских структур (на примере Санкт-Петербурга)// Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки № 2 (168) 2013. С.55-58

27. Волошинова М.В., Загорская В.В. Перспективы внедрения digital-технологий в индустрию туризма Ростовской области // Современные технологии управления. ISSN 22269339. -№4 (96/1). Номер статьи: 96101. Дата публикации: 30.12.2021. Режим доступа: https:// sovman.ru/article/96101/

28. Махмудов Мухаммадисмоил Мухитдинович, Халматжанов Фарход Махаматжанович. Влияние пандемии COVID-19 на развитие сферы туризма в Узбекистане. Тезисы докладов международной научно-практической электронной конференции «Новая архитектура построения экономики в постпандемийном мире». - Ташкент, 2021. С. 208-211.

29. Kholmatjanov B.M., Petrov Yu.V., Abdikulov F.I., Abdikulova M.R., Saypiddinov Z.F., Makhmudov M.M., Safarov F.B. Bioclimatic Resources and Their Consideration for Tourism Development in Selected Destinations of Uzbekistan Indonesian Journal of Law and Economics Review IJLER 7 (0). doi: 10.21070/ijler.2020.V7.481

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.