Научная статья на тему 'Внешнеэкономические аспекты развития международного туризма в России'

Внешнеэкономические аспекты развития международного туризма в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
182
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник НГУЭУ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТУРИЗМ / МИРОВОЙ ТУРИСТСКИЙ РЫНОК / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ТУРИСТСКОЙ ИНДУСТРИИ / INTERNATIONAL TOURISM / WORLD TOURIST MARKET / COMPETITIVENESS OF TOURIST INDUSTRY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мартышенко Наталья Степановна

В работе рассматриваются тенденции развития международного туризма в России на фоне развития мирового туристского рынка. Представлен анализ изменений структуры мирового туристского рынка, сложившейся в 2011 году. В этом году произошли существенные изменения, которые будут влиять на формирование туристских потоков международного рынка еще в течение нескольких ближайших лет. Сегодня внимание экспертов мирового туристского рынка и туроператоров привлекают страны БРИКС. По прогнозам ЮНВТО ожидается, что эти страны могут оказать существенное воздействие на мировой туристский рынок в ближайшие десять лет. Россия должна проводить более активную политику на мировом туристском рынке, предлагая конкурентоспособный туристский продукт, опираясь на исследования внешнего и внутреннего туристского рынка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOREIGN ECONOMIC ASPECTS OF INTERNATIONAL TOURISM DEVELOPMENT IN RUSSIA

The paper considers trends of international tourism development in Russia against the background of development of world tourist market. Analysis of changes in structure of world tourist market as of 2011 is presented. Significant changes that happened in 2011 will impact forming of tourist flows of international market for several years. At present, the attention of world tourist market experts and travel agencies is drawn to BRICS countries. UNWTO forecasts these countries will have a major impact on world tourist market in the next 10 years. Russia must pursue more active policy by offering competitive tourist product relying on research of foreign and domestic tourist market.

Текст научной работы на тему «Внешнеэкономические аспекты развития международного туризма в России»

УДК 338.48

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ

МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА В РОССИИ

Н.С. Мартышенко

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса E-mail: natalya.martyshenko@vvsu.ru

В работе рассматриваются тенденции развития международного туризма в России на фоне развития мирового туристского рынка. Представлен анализ изменений структуры мирового туристского рынка, сложившейся в 2011 г. В этом году произошли существенные изменения, которые будут влиять на формирование туристских потоков международного рынка еще в течение нескольких ближайших лет. Сегодня внимание экспертов мирового туристского рынка и туроператоров привлекают страны БРИКС. По прогнозам ЮНВТО ожидается, что эти страны могут оказать существенное воздействие на мировой туристский рынок в ближайшие десять лет. Россия должна проводить более активную политику на мировом туристском рынке, предлагая конкурентоспособный туристский продукт, опираясь на исследования внешнего и внутреннего туристского рынка.

Ключевые слова: международный туризм, мировой туристский рынок, конкурентоспособность туристской индустрии.

FOREIGN ECONOMIC ASPECTS OF INTERNATIONAL TOURISM DEVELOPMENT IN RUSSIA

N.S. Martyshenko

Vladivostok State University of Economics and Service E-mail: natalya.martyshenko@vvsu.ru

The paper considers trends of international tourism development in Russia against the background of development of world tourist market. Analysis of changes in structure of world tourist market as of 2011 is presented. Significant changes that happened in 2011 will impact forming of tourist flows of international market for several years. At present, the attention of world tourist market experts and travel agencies is drawn to BRICS countries. UNWTO forecasts these countries will have a major impact on world tourist market in the next 10 years. Russia must pursue more active policy by offering competitive tourist product relying on research of foreign and domestic tourist market.

Key words: international tourism, world tourist market, competitiveness of tourist industry.

Тенденции развития международного мирового туристского рынка - оценки ЮНВТО

Туристская индустрия одна из наиболее динамично развивающихся сфер мировой экономики. Количество туристов во всем мире в декабре 2012 г. превысит 1 млрд человек. Темпы роста количества туристов в мире с 1995 по 2012 г. в среднем составляют около 4 % в год. После некоторого падения туристского рынка в 2009 г. уже в 2010 г. объемы туристских потоков опять начали расти (рис. 1) [6].

© Мартышенко Н.С., 2013

-6 -

Рис. 1. Динамика изменения международных туристских потоков 2000-2012 гг., %

(в 2013* прогноз)

Международные организации по туризму не только постоянно отслеживают состояние международного туристского рынка, но и строят прогнозы на будущее. Согласно опубликованному Всемирной туристской организацией (ЮНВТО) долгосрочному прогнозу «Туризм: перспектива 2030» ожидается, что число международных туристских прибытий в мире к 2030 г. достигнет 1,8 млрд [7].

В течение 2010-2030 гг. рост международного туризма будет продолжаться, но более умеренными темпами по сравнению с прошлыми десятилетиями, предположительно, с увеличением числа международных туристских прибытий в мире в среднем на 3,3 % в год. В результате этого рынок туризма будет пополняться каждый год в среднем на 43 млн международных туристов.

При сохранении прогнозируемых темпов роста число прибытий (983 млн в 2011 г.) перешагнет отметку в 1 млрд к концу 2012 г. К 2030 г. число прибытий, как ожидается, достигнет 1,8 млрд.

Доля рынка международного туризма растущих экономик будет продолжать расти. Ожидается, что число международных прибытий в страны растущих экономик будет продолжать расти в два раза быстрее (+4,4 % в год), чем число международных прибытий в страны с развитой экономикой (+2,2 % в год). Говоря в абсолютных цифрах, на растущие экономики Азии, Латинской Америки, Центральной и Восточной Европы, Восточно-Средиземноморской Европы, Ближнего Востока и Африки будет приходиться в среднем 30 млн прибытий в год, по сравнению с 14 млн международных поездок в традиционных направлениях развитых экономик Северной Америки, Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона.

К 2015 г. страны растущих экономик примут больше международных туристов, чем страны развитых экономик, а к 2030 г. их доля на мировом рынке, как ожидается, достигнет 58 %. На мировом рынке возрастет доля Азиатско-Тихоокеанского региона (с 22 % в 2010 г. до 30 % в 2030 г.), Ближнего Востока (с 6 до 8 %) и Африки (с 5 до 7 %) и произойдет дальнейшее сокращение доли Европы (с 51 до 41 %) и Американского региона (с 16

до 14 %), главным образом из-за более медленных темпов роста Северной Америки.

К 2030 г. Северо-Восточная Азия станет наиболее посещаемым субрегионом мира с показателем в 16 % от общего объема всех прибытий, превышающим долю Южной и Средиземноморской Европы, составлявшую в 2010 г 15 %.

Самые высокие темпы роста выездного туризма будут наблюдаться в Азиатско-Тихоокеанском регионе [2-4]. В следующие два десятилетия значительная доля прибытий в мире будет обеспечиваться странами Азиатско-Тихоокеанского региона, имеющими темпы роста 5,0 % в год и генерирующих в среднем 17 млн дополнительных международных прибытий каждый год. По прогнозам далее следует Европа, дающая в среднем 16 млн дополнительных прибытий в год при намного более умеренных темпах роста (+2,5 % в год), но на основе значительно более высоких исходных показателей. Остальные дополнительные 10 млн ежегодных прибытий дадут: Американский регион (5 млн), Африка (3 млн) и Ближний Восток (2 млн).

Международный туристский рынок России по итогам 2011-2012 гг. - оценки Росстата

Начиная с 2000 г. постоянно увеличивалось количество российских туристов, выезжающих за рубеж [5]. Количество туристов, прибывающих в Россию, за эти годы изменялось незначительно (рис. 2).

Сегодня можно говорить об итогах 2011 г., когда получены окончательные данные. По данным Росстата в 2011 г. поставлен очередной рекорд роста количества туристских поездок российских туристов за рубеж [11]. Однако по оценкам экспертов Ассоциации туроператоров России (АТОР) с ростом турпотока будет падать рентабельность по основным массовым направлениям выездного туризма [9]. В 2012 г. рост количества туристов продолжался. За 9 мес 2012 г. рост потока увеличился на 9,7 % по сравнению с аналогичным периодом 2011 г.

В список из десяти наиболее посещаемых российскими туристами стран в 2011 г. вошли Турция, Китай, Египет, Финляндия, Таиланд, Германия, Испания, Греция, Италия, ОАЭ (табл. 1). Туристский поток в Египет в 2011 г. снизился примерно на 30 % по сравнению с 2010 г. Однако несмотря на снижение потока, Египет по-прежнему остается одним из наиболее популярных мест отдыха у россиян.

Политическая нестабильность в Египте в 2011 г. серьезно повлияла на статистику других зарубежных пляжных направлений. Значительная часть туристов переориентировалась на Таиланд. По данным Росстата, поток в эту страну в 2011 г. вырос почти в 3 раза. В 2012 г. Египет стал восстанавливаться и Таиланд снизил темпы роста.

В 2011 г. у российских туристов возросла популярность Греции (58 %). По оценке Аналитической службы АТОР, это было самое конкурентное летнее направление на российском туррынке. Продажа путевок в эту страну часто производилась по демпинговым ценам: туры в страну летом 2011 г. продавались за 170 евро. По оценке Росстата, в 2012 г. в Грецию опять наблюдался значительный рост потока туристов.

16000 14000 12000 10000 8000 6000 4000 2000

1995 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2008 2009 2010 2011 2012*

—#—Российские граждане 2555 4084 3251 2580 4252 3972 4426 4615 5791 6405 7132 10822 9192 12231 14052 15457

Рис. 2. Динамика численности международных потоков в России в 1995-2012 гг.

Таблица 1

Выезд российских туристов в страны, лидирующие по числу посещений [11]

Рейтинг по количеству туристов из России в 2011 г. Страна Выезд российских туристов в 2010 г. Выезд российских туристов в 2011 г. Изменение 2011/2010 Выезд российских туристов в 2011 г. (9 мес) Выезд российских туристов в 2012 г. (9 мес) Изменение 2011/2010

1 Турция 2 367 560 2 681 662 13 2 471 039 2 305 868 -7

2 Китай 1 440 364 1 502 344 4 1 098 939 980 290 -11

3 Египет 2 198 320 1 452 813 -34 905 623 1 225 000 35

4 Финляндия 709 009 912 105 29 681 449 390 635 -43

5 Таиланд 264 046 780 234 195 514 844 556 539 8

6 Германия 470 730 702 346 49 527 876 533 931 1

7 Испания 411 438 645 303 57 563 811 690 009 22

8 Греция 386 700 612 464 58 568 226 650 126 14

9 Италия 451 452 571 603 27 465 268 463 603 0

10 ОАЭ 286 856 394 581 38 244 051 339 436 39

В Испании, по оценке Росстата, в 2011 г. побывало на 57 % больше россиян, чем в 2010 г. Привлекательность направления повысилась благодаря лояльной визовой политике страны: испанцы выдают мультивизы, которые сейчас можно получить в 10 городах России. Воодушевленные стремительным ростом туристов из России (за последние годы удвоение потока) власти Испании рассчитывают, что количество туристов в 2012 г. преодолеет миллионный барьер. Россия занимает 7-е место во въездном потоке Испании. Следует отметить, что в Испании очень ждут наших туристов. Рост числа российских туристов принес прибыль испанской экономике, достигшую 1 млрд 331 млн евро за период январь-сентябрь 2012 г. (+47 % по

сравнению с аналогичным периодом 2011 г.). Средние затраты российского туриста в Испании составили 1546,4 евро (на 50 % больше по сравнению со средними показателями других рынков выездного туризма).

Активным спросом у россиян продолжает пользоваться Италия. По данным Росстата, количество туристов на итальянском направлении в 2011 г. выросло на 27 %.

В 2011 г. значительно выросло количество прибытий российских туристов на Кипр. Росстат зафиксировал увеличение турпотока на уровне 38 %. Ожидается, что в 2012 г. прирост турпотока сохранится.

Новым положительным трендом 2011 г. стали ОАЭ. На данном направлении прирост потока туристов оценивается в 38 %. На приросте по направлению ОАЭ сказалось несколько факторов. Во-первых, сегмент Эмиратов стал хорошей альтернативой для тех туристов, которые боятся ехать в Египет. Во-вторых, в этом году значительно вырос объем региональных перевозок в ОАЭ. Кроме того, Эмираты ведут активную маркетинговую программу и выводят на рынок все новые продукты: продвигаются курорты Рас-Альхайма, Фуджейра, Абу-Даби.

Неприятным сюрпризом в 2011 г. для туроператоров стала зимняя Болгария. Если летом по этому направлению удалось увеличить количество прибытий на 20 %, то зимой турпоток наоборот снизился на 15-20% по сравнению с аналогичным периодом 2010 г.. Поэтому прирост международных прибытий в 29 % относится скорее к самостоятельным туристам и владельцам недвижимости в Болгарии. Из-за жесткой борьбы участников рынка туроператоры по Болгарии практически весь год несут убытки. Сказывается также ценовая политика авиаперевозчиков и ряда хотельеров, благодаря которым Болгария утрачивает свою привлекательность.

После падения популярности Египта Китай занял вторую строку по потоку российских туристов, хотя прирост количества туристов в 2011 г. составил 4 %. Но база для сравнения (2010 г.) очень высокая.

В 2012 г. восстановилось направление на Японию, быстрее других росли потоки туристов во Вьетнам (108 %) и Мексику (173,5 %).

Общая картина изменения структуры выездных международных потоков в 2011 и 2012 гг. по десяти странам, где в списке посещаемости лидируют туристы из России, представлена на рис. 3.

Из графика на рис. 3 следует, что все страны-лидеры в 2012 г. снизили темпы роста потока туристов.

Необходимо заметить, что оценки потоков туристов, представленные Росстатом и Ассоциацией Туроператоров России, которые непосредственно обслуживают туристов, часто отличаются.

Анализ выездного потока показывает, что расширяются туристские предпочтения российских граждан: наряду с традиционным интересом к странам с теплыми морями, у россиян все более популярными становятся страны, где пляжный отдых можно совместить с интересной культурно-познавательной программой, а также с лечением.

Въездной поток зарубежных туристов в Россию показывает незначительный рост. Наибольшее количество туристов (людей, которые указывают целью своего прибытия именно туризм) в Россию приходится на Германию - 338,5 тыс. за 9 мес 2012 г. (табл. 2).

150

100

50

0

Рис. 3. Изменение численности российских граждан, выехавших за рубеж за 2011 г., 2012 г. по сравнению с предшествующим годом (данные за 2012/2011

рассчитаны по 9 мес года)

Таблица 2

Въезд зарубежных туристов из стран, лидирующих по числу посещений России [11]

Рейтинг по количеству туристов из России в 2011 г. Страна Выезд зарубежных туристов в 2010 г. Выезд зарубежных туристов в 2011 г. Изменение 011/2010 Выезд зарубежных туристов в 2011 г. (9 мес) Выезд зарубежных туристов в 2012 г. (9 мес) Изменение 2011/2010

1 Германия 347 214 346 627 0 306 872 338 524 10

2 Китай 158 061 234 127 48 195 907 276 315 41

3 США 162 383 169 763 5 150 683 164 770 9

4 Финляндия 139 216 133 630 -4 109 737 100 306 -9

5 Великобритания 126 454 128 533 2 110 152 120 019 9

6 Италия 122 973 125 062 2 107 103 101 680 -5

7 Испания 86 732 100 773 16 92 277 64 565 -30

8 Франция 94 282 94 863 1 80 902 86 635 7

9 Турция 56 376 80 754 43 58 463 75 151 29

10 Израиль 58 694 75 468 29 59 358 70 011 18

Прирост потока туристов из Германии составил 10 %. Далее идут Китай (276 тыс.), США (164,8 тыс.). Изменение потока туристов, въезжающих в Россию, по странам, лидирующим по числу прибытий в Россию, представлено на рис. 4.

Среди наиболее заметных изменений въездного потока иностранных туристов в Россию можно отметить значительное увеличение потока из азиатских стран - Китая (48 % в 2011 г. и 41 % в 2012 г.) и Кореи (15 %).

-40 -

Рис. 4. Изменение численности зарубежных граждан, въехавших в Россию в 2011 г., 2012 г. по сравнению с предшествующим годом (данные за 2012/2011

рассчитаны за 9 мес года)

Японских туристов в России также стало больше (+42 %). Японский поток возвращается на российский рынок после разрушительного цунами.

Отмена визового режима с Турцией обусловила приток туристов из этой страны - количество туристов увеличилось на 43 % по сравнению с 2010 г. и на 29 % в 2012 г. по сравнению с 2011 г. (9 мес).

Неплохой прирост в 31 % показал турпоток из Австралии в Россию. Высокие темпы роста показывают Египет и Куба (40 и 56 % соответственно), однако в количественном выражении турпоток из этих стран невелик.

Общий поток зарубежных туристов совершенно не соответствует культурному и природному потенциалу России. Причины такой ситуации для специалистов не составляют секрета. Во-первых, за рубежом крайне мало знают о туристских возможностях России. К тому же совершенно отсутствует рекламное продвижение туризма в России на государственном уровне. Во-вторых, по мнению иностранцев, в России слишком сложные процедуры получения виз для въезда. Особые сложности возникают там, где визовые формальности «нагнетаются» нашими консульствами. Это касается Италии, Финляндии, Германии, Испании - основных «поставщиков» туристов в Россию. Препоны, расставленные нашими чиновниками, ведут даже к спаду потоков туристов из этих стран. Наши чиновники рассматривают любую свою деятельность только через призму личных интересов. В-третьих, слишком завышенные и совершенно не обоснованные цены на все. В России принято считать, что все иностранцы буржуи и богатеи и даже в провинции стараются заломить немыслимые цены за ненавязчивый сервис. Между тем основную часть потоков туристов из-за рубежа составляют представители среднего класса, пенсионеры и молодежь. Наибо-

лее значимые расходы на услуги проживания. При этом сервис далеко не всегда удовлетворяет иностранцев. В-четвертых, присутствие чувства незащищенности. Россия у большинства иностранцев ассоциируется с терроризмом, мафией, разгулом преступности. Список этот можно было бы продолжить, но и этого вполне достаточно для объяснения низкой туристской привлекательности России для иностранных туристов [8].

Изменение структуры мирового туристского рынка в 2011 г. - оценка ЮНВТО

За период с января по август 2012 г. число международных туристов в мире увеличилось на 4 % по сравнению с аналогичными восемью месяцами 2011 г. (рост составил 28 млн туристов). Учитывая достигнутый в августе рекордный показатель в 705 млн туристов, ЮНВТО продолжает сохранять уверенность в том, что к концу года путешествия совершит один миллиард международных туристов.

Рассмотрим некоторые данные, представленные в ноябрьском статистическом выпуске «Всемирного барометра туризма ЮНВТО» за 2012 г. [6].

Среди целей туристских путешествий - отдых и релаксация (51 %) (рис. 5). Основной транспорт - авиационный (51 %). Доля железнодорожного транспорта самая низкая - 2 % (рис. 6).

В 2012 г. растущие экономики (+5 %) возвратили себе лидирующие позиции в росте потоков по сравнению с развитыми экономиками (+4 %).

Наиболее энергичные темпы роста международных потоков были зарегистрированы в Азиатско-Тихоокеанском регионе и Африке, за которыми следуют Америка и Европа. Ближний Восток продолжает демонстрировать признаки восстановления турпотоков [10].

Европа (+3 %) укрепила достигнутые в 2011 г. рекордные темпы роста, несмотря на продолжающийся экономический кризис в еврозоне. Результаты выше средних показали Центральная и Восточная Европа (+9 %), соответствующие средним - Западная Европа (+3 %), но в то же время сравнительно более слабыми оказались результаты Южной и Средиземноморской Европы (+1 %) - одного из наиболее успешных европейских субрегионов в 2011 г., и Северной Европы (+0,2 %).

Отдых и релаксация 51 %

Рис. 5. Цели туристских поездок в 2011 г.

Рис. 6. Виды транспорта, используемые туристами в 2011 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Юго-Восточная Азия и Южная Азия (+8 % каждая) были лидерами по количеству туристских прибытий в Азиатско-Тихоокеанском регионе (+7 %), за которыми следует Северо-Восточная Азия (+7 %), причем последняя однозначно показывает такие результаты благодаря восстановлению въездного и выездного рынков Японии. Явно положительные темпы роста туристского потока были зафиксированы в Океании (+5 %) по сравнению с 2011 г. (+1 %).

В Американском регионе (+4 %) Центральная (+7 %) и Южная Америка (+6 %) продолжали демонстрировать самые энергичные темпы роста числа прибытий туристов, при этом в странах Карибского моря (+5 %) они также были существенными. В Северной Америке международные туристские прибытия выросли на 3 %.

В Африке (+6 %) восстановление потока Туниса однозначно отразилось на результатах Северной Африки (+10 %), как и восстановление Египта -на показателях Ближнего Востока (-1 % по сравнению со снижением на 6 % в 2011 г.). Туристские направления в Африке южнее Сахары (+4 %) продолжали демонстрировать весьма позитивные результаты, закрепляя, таким образом, достигнутые в предыдущие годы хорошие темпы роста.

Изменение структуры потоков международного туризма по регионам мира представлено на рис. 7.

В течение первых шести-девяти месяцев 2012 г. среди 10 стран, получающих самые высокие доходы от международного туризма, наиболее существенный прирост поступлений от туризма был отмечен в Гонконге (Китай) (+17 %), США (+8 %), Германии (+7 %), Франции (+5 %) и Великобритании (+4 %). Ряд других крупных направлений показал рост этого показателя, который выражается двузначными цифрами. К их числу относятся: Япония (+48 %), Швеция (+26 %), Южная Африка (+26 %), Республика Корея

Рис. 7. Изменение структуры туристского потока на мировом туристском рынке (2011/2010 гг. и 2012/2011 гг. за 9 мес), %

(+26 %), Индия (+23 %), Польша (+19 %), Таиланд (+17 %), Российская Федерация (+16 %), Египет (+13 %), Чешская Республика (+13 %), Тайвань (провинция Китая) (+11), Сингапур (+10 %) и Хорватия (+10 %).

В течение первых шести-девяти месяцев 2012 г. среди 10 ведущих международных рынков по расходам на путешествия за границу наиболее существенный рост расходов был зарегистрирован в Китае (+30 %), России (+15 %), США (+9 %), Канаде (+6 %), Германии (+5 %), Австралии (+4 %), а также в Японии, где увеличение данного показателя на 7 % подтверждает восстановление этого важного рынка. После наблюдавшегося в последние годы спада в Великобритании был достигнут скромный 2 %-й рост туристских расходов, в то время как в Италии и Франции уровень расходов на путешествия за границу сократился.

Значительный рост расходов также наблюдался в таких важных странах с развитой экономикой, как Австрия (+16 %), Бельгия (+13 %), Швейцария (+11 %) и Норвегия (+11 %). Среди растущих экономик двузначные показатели роста туристских расходов, кроме Китая и России, имеют Польша (+22 %), Малайзия (+18 %), Аргентина (+16 %), Филиппины (+14 %), Индия (+11 %) и Индонезия (+10 %).

Возрастание расходов туристов на поездки за рубеж по отдельным странам (%) отражено на рис. 8 [6].

Рис. 8. Возрастание расходов стран, поставляющих туристов на международный рынок, %

Возглавляют список стран, увеличивающих расходы на туристские поездки, страны, относящиеся к БРИКС (БРИКС - группа из пяти быстрораз-вивающихся стран: Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южно-Африканская Республика).

Страны БРИКС - новые игроки на мировом туристском рынке

Эксперты, исследующие мировой туристский рынок, рассматривают как перспективного участника мирового туристского рынка и Россию, рассматривая ее как члена БРИКС [12].

По данным опросов представителей туристского бизнеса европейских стран были рассчитаны оценки степени важности развития отношений со странами БРИКС. Участники опроса должны были расположить страны

2.8 З'1 3,2 "5"

2,6

Китай Индия Россия Бразилия Южная

Африка

Рис. 9. Оценки предпочтений европейскими турфирмами туристов по странам БРИКС

по уровню предпочтения (1 - самый высокий и т.д.). России было отдано третье место (рис. 9).

Свой выбор эксперты определяют для разных стран по-разному. Китайская Народная Республика:

- высокий спрос;

- красота природы;

- высокие темпы экономического роста;

- прямые рейсы. Индия:

- развитая туристская индустрия;

- высокая численность населения;

- владение английским языком;

- уровень развития деловой среды. Россия:

- близость к Европе;

- элитный туризм;

- богатые клиенты;

- культурное наследие. Бразилия:

- популярные дестинации;

- опыт проведения крупных спортивных состязаний;

- сильная валюта;

- большие возможности для развития туризма. Южная Африка:

- простота совместной работы;

- широкий диапазон туристских услуг;

- владение английским языком.

Что касается России, то европейские туристские фирмы рассчитывают и в будущем на элитных туристов, тратящих большие деньги в своих путешествиях по миру. Туристские фирмы не торопятся поставлять клиентов в Россию. Их отпугивают «большие риски и большие деньги», т.е. низкий уровень безопасности и стоимость услуг, несоответствующая их качеству.

Опрос туристов из Великобритании показал другую структуру предпочтений по странам БРИКС (рис. 10). Им задавался вопрос о том, какую стра-

Рис. 10. Оценки предпочтений туристских направлений по странам БРИКС, данные туристами из Великобритании

Бразилия

Китай

Южная Африка

Россия

Индия

2,8 3'° 3,2

2,7

Бразилия Китай Южная Россия Индия

Африка

0 Уже посещал □ Очень интересно □ Достаточно интересно

□ Неинтересно □ Совсем не интересно

Рис. 11. Оценки степени заинтересованности туристов из Великобритании относительно турпоездок по странам БРИКС

ну они бы предпочли посетить, если бы была такая финансовая возможность. Туристы отдают России только четвертое место из пяти стран [12].

Оценивая свои предпочтения, туристы определили степень своей заинтересованности к поездкам по странам БРИКС (рис. 11). При этом оказалось, что Россию посещали всего 8 % опрошенных. Меньше посещали только Бразилию. Очень интересно посетить Россию только 10 % опрошенных туристов. То есть полных приверженцев к путешествиям по России нашлось меньше, чем ко всем остальным странам пятерки.

Данные опросов убедительно доказывают отсутствие у России какой-либо политики привлечения туристов из зарубежных стран.

Заключение

Как убедительно доказывают цифры, в России сегодня нет четкой стратегии привлечения зарубежных туристов, как на уровне страны, так и на уровне регионов. Темпы прироста количества зарубежных туристов в Рос-

сию за последние десять лет намного ниже, чем средние мировые темпы роста туристских прибытий, не говоря уж о странах, лидирующих в области развития туризма.

Сегодняшнюю политику в отношении развития внутреннего туризма в России можно назвать политикой «выдавливания российских туристов» с внутреннего рынка. Если все страны очень активно исследуют международный рынок с целью привлечения туристов в свои страны, то мы ищем страны, которые могли бы принять наших туристов. Интерес зарубежных турагентств к нашей стране проявляется только как к стране-поставщику туристов, а не как к стране, обладающей богатейшим туристским потенциалом. Цены на туристские услуги в России слишком завышены и не соответствуют качеству предоставляемых услуг. Отчасти это связано со всей политикой ценообразования в стране. Неуклонный рост потока туристов, выезжающих из страны, свидетельствует о низкой эффективности социальной политики.

Сегодня туристская индустрия требует мощной государственной поддержки. В регионах политика развития международного туризма должна быть построена на четком позиционировании туристского продукта, с ориентацией на соседние с регионом страны. Необходимо предлагать такие туристские услуги, которые хотели бы получить потребители, а не те, которые мы можем предложить [1]. На внутреннем рынке также должны предлагаться туристские продукты, конкурентоспособные по отношению к зарубежным.

Литература

1. Мартышенко Н.С. Конкурентное позиционирование предложения территориального туристского продукта Приморского края в Северо-Восточной Азии // Экономика и предпринимательство. 2011. № 5. С. 153-163.

2. Мартышенко Н.С. Туристские потоки из Приморского края в Китай // Регион: экономика, социология. 2011. № 2. С. 282-291.

3. Мартышенко Н.С. Условия и тенденции развития международного туризма во Вьетнаме // Альманах современной науки и образования. 2012. № 3. С. 84-88.

4. Мартышенко Н.С. Условия и тенденции развития международного туризма в Южной Корее // Практический маркетинг. 2012. № 12. С. 7-158.

5. Россия в цифрах. 2012: Краткий статистический сборник / Росстат. M., ФСГС, 2012. 573 с.

6. Журнал Всемирной туристической организации Туристический барометр № 10 (UNWTO World Tourism Barometer). URL: http://dtxtq4w60xqpw.cloudfront.net/ sites/all/files/pdf/unwto_barom12_06_nov_excerpt.pdf (Дата обращения 19.12.2012).

7. К 2030 г. число международных туристов вырастет до 1,8 млрд. URL:http:// media.unwto.org/ru/press-release/2011-10-12/k-2030-godu-chislo-mezhdunarodnykh-turistov-vyrastet-do-18-miniardov (дата обращения 19.12.2012).

8. Почему иностранные туристы не едут в Россию? URL:http: http://www.rae.ru/ forum2012/21/2540 (дата обращения 19.12.2012).

9. Турпоток растет, рентабельность падает, http://www.atorus.ru/ratings/analitic_ mrch/new/14468.html (дата обращения 19.12.2012).

10. International tourism strong despite uncertain economy http://www2.unwto.org/en/ press-release/2012-11-05/international-tourism-strong-despite-uncertain-economy (дата обращения 19.12.2012).

11. Федеральные агентства по туризму. URL: http://www.russiatourism.ru (дата обращения 19.12.2012).

12. World Travel Market 2011 Industry Report. URL: http://www.wtmlondon.com/files/ news_wtm_industry_report_2011.pdf (дата обращения 19.12.2012).

Bibliography

1. Martyshenko N.S. Konkurentnoe pozicionirovanie predlozhenija territorial'nogo turistskogo produkta Primorskogo kraja v Severo-Vostochnoj Azii // Jekonomika i predprinimatel'stvo. 2011. № 5. P 153-163.

2. Martyshenko N.S. Turistskie potoki iz Primorskogo kraja v Kitaj // Region: jekonomika, sociologija. 2011. № 2. P 282-291.

3. Martyshenko N.S. Uslovija i tendencii razvitija mezhdunarodnogo turizma vo V'et-name // Al'manah sovremennoj nauki i obrazovanija. 2012. № 3. P 84-88.

4. Martyshenko N.S. Uslovija i tendencii razvitija mezhdunarodnogo turizma v Juzhnoj Koree // Prakticheskij marketing. 2012. № 12. P 7-158.

5. Rossija v cifrah. 2012: Kratkij statisticheskij sbornik / Rosstat M., FSGS, 2012. 573 p.

6. Zhurnal Vsemirnoj turisticheskoj organizacii Turisticheskij barometr № 10 (UNWTO World Tourism Barometer). URL: http://dtxtq4w60xqpw.cloudfront.net/sites/all/files/ pdf/unwto_barom12_06_nov_excerpt.pdf (data obrashhenija 19.12.2012).

7. K 2030 g. chislo mezhdunarodnyh turistov vyrastet do 1,8 mlrd. URL:http://media. unwto.org/ru/press-release/2011-10-12/k-2030-godu-chislo-mezhdunarodnykh-turistov-vyrastet-do-18-milliardov (data obrashhenija 19.12.2012).

8. Pochemu inostrannye turisty ne edut v Rossiju? URL:http: http://www.rae.ru/forum 2012/21/2540 (data obrashhenija 19.12.2012).

9. Turpotok rastet, rentabel'nost' padaet, http://www.atorus.ru/ratings/analitic_mrch/ new/14468.html (data obrashhenija 19.12.2012).

10. International tourism strong despite uncertain economy http://www2.unwto.org/en/ press-release/2012-11-05/international-tourism-strong-despite-uncertain-economy (data obrashhenija 19.12.2012).

11. Federal'nye agentstva po turizmu. URL: http://www.russiatourism.ru (data obrashhenija 19.12.2012).

12. World Travel Market 2011 Industry Report. URL: http://www.wtmlondon.com/files/ news_wtm_industry_report_2011.pdf (data obrashhenija 19.12.2012).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.