Научная статья на тему 'Современное состояние процесса воспроизводства человеческого капитала для отрасли сельского хозяйства в условиях шестого технологического уклада'

Современное состояние процесса воспроизводства человеческого капитала для отрасли сельского хозяйства в условиях шестого технологического уклада Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
11
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник НГИЭИ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
воспроизводство / сельские территории / сельское хозяйство / уровень образования / человеческий капитал / шестой технологический уклад / reproduction / rural areas / agriculture / level of education / human capital / sixth technological order

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Климова А. В.

Введение. Статья посвящена тенденциям воспроизводства человеческого капитала в сельском хозяйстве, обусловленным современным состоянием отрасли. Сделан вывод о необходимости масштабных вложений в человеческий капитал для создания аграрного сектора, способного эффективно функционировать в условиях шестого технологического уклада. Материалы и методы. Статьи отечественных и зарубежных исследователей в области воспроизводства человеческого капитала стали основой для теоретической базы нашего исследования. Информационными источниками послужили данные статистических сборников НИУ ВШЭ «Индикаторы цифровой экономики: 2024» и «Индикаторы образования: 2024». Комплексное использование методов научного исследования позволило всесторонне и полно реализовать принципы исследования. Результаты. Основой развития отрасли сельского хозяйства, одним из важнейших условий её модернизации и развития является обеспечение производства трудовыми ресурсами, обладающими необходимыми компетенциями и качествами, объединенными понятием «человеческий капитал». Установлено, что нехватка квалифицированных специалистов и непривлекательность работы в отрасли приводят к проблемам с воспроизводством человеческого капитала для сельского хозяйства. Обсуждение. Сегодняшний мир характеризуется событиями, такими как Специальная военная операция, санкции в отношении России, эскалация на Ближнем Востоке, последствия коронавируса и другими, негативно влияющими на производство продукции сельского хозяйства разных стран. Поэтому наращивание производства качественной отечественной сельскохозяйственной продукции становится первостепенной задачей, которую невозможно осуществить без хорошо подготовленного человеческого капитала. Заключение. Статья показывает, насколько важны инвестиции в человеческий капитал отрасли сельского хозяйства для его успешного воспроизводства, ведь развитие сельскохозяйственного производства страны является драйвером для ее экономического и социального роста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The current state of the process of reproduction human capital in agriculture in the conditions of the sixth technological order

Introduction. To the trends in the reproduction of human capital in agriculture is devoted this article. The conclusion is made about the need for large-scale investments in human capital to create an agricultural sector capable of functioning effectively in the conditions of the sixth technological order. Materials and methods. The theoretical basis of the research was the works of Russian scientists in the field of reproduction of human capital for the agricultural sector. The author's analytical research on the topic. The materials of the Federal State Statistics Service became information sources. Comprehensively and fully implement the principles of research the integrated use of scientific research methods has allowed. Results. One of the most significant conditions for the renovation of the agricultural sector and its development is to provide production with labor resources with the necessary competencies and qualities combined by the concept of «human capital». We have found that the lack of qualified specialists and the unattractiveness of work in the industry lead to problems with the reproduction of human capital for agriculture. Discussion. The modern world is characterized by events such as a special military operation, sanctions against Russia, Escalation in the Middle East, the effects of coronavirus and others that negatively affect agricultural production in different countries. Therefore, increasing the production of high-quality domestic agricultural products becomes a primary task that cannot be carried out without well-trained human capital. Conclusion. The article shows how important investments in agricultural human capital for its successful reproduction, because the development of agricultural production in the country is a driver for its economic and social growth.

Текст научной работы на тему «Современное состояние процесса воспроизводства человеческого капитала для отрасли сельского хозяйства в условиях шестого технологического уклада»

^^WWW^^WW пгппыл i л мп сггтппл т сглилмггг

Jjfyify^^^^ nZUlUWAL SEL1 ипяь CLUlVUMILb_

_ 5.2.3 РЕГИОНАЛЬНАЯ И ОТРАСЛЕВАЯ ЭКОНОМИКА

Научная статья УДК 332.1

DOI: 10.24412/2227-9407-2024-10-76-86 EDN: LPZRYO

Современное состояние процесса воспроизводства человеческого капитала для отрасли сельского хозяйства в условиях шестого технологического уклада

Алёна Валерьевна Климова

Нижегородский государственный инженерно-экономический университет, Княгинино, Россия а!епсЬе8_пе@таИ. ги

Аннотация

Введение. Статья посвящена тенденциям воспроизводства человеческого капитала в сельском хозяйстве, обусловленным современным состоянием отрасли. Сделан вывод о необходимости масштабных вложений в человеческий капитал для создания аграрного сектора, способного эффективно функционировать в условиях шестого технологического уклада.

Материалы и методы. Статьи отечественных и зарубежных исследователей в области воспроизводства человеческого капитала стали основой для теоретической базы нашего исследования. Информационными источниками послужили данные статистических сборников НИУ ВШЭ «Индикаторы цифровой экономики: 2024» и «Индикаторы образования: 2024». Комплексное использование методов научного исследования позволило всесторонне и полно реализовать принципы исследования.

Результаты. Основой развития отрасли сельского хозяйства, одним из важнейших условий её модернизации и развития является обеспечение производства трудовыми ресурсами, обладающими необходимыми компетенциями и качествами, объединенными понятием «человеческий капитал». Установлено, что нехватка квалифицированных специалистов и непривлекательность работы в отрасли приводят к проблемам с воспроизводством человеческого капитала для сельского хозяйства.

Обсуждение. Сегодняшний мир характеризуется событиями, такими как Специальная военная операция, санкции в отношении России, эскалация на Ближнем Востоке, последствия коронавируса и другими, негативно влияющими на производство продукции сельского хозяйства разных стран. Поэтому наращивание производства качественной отечественной сельскохозяйственной продукции становится первостепенной задачей, которую невозможно осуществить без хорошо подготовленного человеческого капитала.

Заключение. Статья показывает, насколько важны инвестиции в человеческий капитал отрасли сельского хозяйства для его успешного воспроизводства, ведь развитие сельскохозяйственного производства страны является драйвером для ее экономического и социального роста.

Ключевые слова: воспроизводство, сельские территории, сельское хозяйство, уровень образования, человеческий капитал, шестой технологический уклад

Для цитирования: Климова А. В. Современное состояние процесса воспроизводства человеческого капитала для отрасли сельского хозяйства в условиях шестого технологического уклада // Вестник НГИЭИ. 2024. № 10 (161). С. 76-86. DOI: 10.24412/2227-9407-2024-10-76-86. EDN: LPZRYO.

(© Климова А. В., 2024

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License. The content is available under Creative Commons Attribution 4.0 License.

76

VWWWWW рргипнл пкнля иптрагjifraя чwnнпмuwa VWW^WVW

РЕ1 и ОПАЛ ID ПАЯ И умглслЕвАп жипимпкн

Introduction. To the trends in the reproduction of human capital in agriculture is devoted this article. The conclusion is made about the need for large-scale investments in human capital to create an agricultural sector capable of functioning effectively in the conditions of the sixth technological order.

Materials and methods. The theoretical basis of the research was the works of Russian scientists in the field of reproduction of human capital for the agricultural sector. The author's analytical research on the topic. The materials of the Federal State Statistics Service became information sources. Comprehensively and fully implement the principles of research the integrated use of scientific research methods has allowed.

Results. One of the most significant conditions for the renovation of the agricultural sector and its development is to provide production with labor resources with the necessary competencies and qualities combined by the concept of «human capital». We have found that the lack of qualified specialists and the unattractiveness of work in the industry lead to problems with the reproduction of human capital for agriculture.

Discussion. The modern world is characterized by events such as a special military operation, sanctions against Russia, Escalation in the Middle East, the effects of coronavirus and others that negatively affect agricultural production in different countries. Therefore, increasing the production of high-quality domestic agricultural products becomes a primary task that cannot be carried out without well-trained human capital.

Conclusion. The article shows how important investments in agricultural human capital for its successful reproduction, because the development of agricultural production in the country is a driver for its economic and social growth.

Keywords: reproduction, rural areas, agriculture, level of education, human capital, sixth technological order

For citation: Klimova A. V. The current state of the process of reproduction human capital in agriculture in the conditions of the sixth technological order // Bulletin NGIEI. 2024. № 10 (161). P. 76-86. DOI: 10.24412/2227-9407-2024-1076-86. EDN: LPZRYO.

The current state of the process of reproduction human capital in agriculture in the conditions of the sixth technological order

Alena V. Klimova

Nizhny Novgorod State Engineering and Economic University, Knyaginino, Russia

Abstract

В начале развития экономической мысли под категорией «человеческий капитал» понималось только совокупность инвестиций в него (профессиональные навыки, уровень образования), что повышало способность человека к труду, это подтверждают работы У. Петти [1] и А. Смита [2]. Теория человеческого капитала появилась как раздел экономического анализа благодаря Т. Шульцу [3] и его последователю - Г. Беккеру [4]. В своей книге Г. Беккер объяснил поведение человека с экономической точки зрения и доказал, что те, кто инвестирует в человеческий капитал имеют конкурентные преимущества, более того он создал модель человеческого капитала.

Введение

ние, обучение, культуру, а также затраты государства на эти цели.

Со временем понятие человеческого капитала расширилось, эксперты Всемирного банка сейчас в него включают: расходы домохозяйств на удовлетворение первичных потребностей, здравоохране-

Мы считаем, что в достаточной мере сущность рассматриваемого понятия раскрыта в определении, данном К. С. Терновых: «человеческий капитал - врожденные и приобретаемые в процессе всей жизнедеятельности способности и потенциал, формирующиеся человеком в результате развития (в том числе саморазвития), совокупность накопленного опыта, умений, навыков, профессиональных и универсальных знаний, способностей, моти-

^^WWW^^WW nrrinwл i л мп сггтппл т сглилмггг

Jjfyify^^^^ nZUlUWAL SEL1 ипяь CLUWUMILb_

ваций и здоровья, обеспечивающих доход его носителю, субъекту предпринимательства и обществу в целом» [8, с. 8].

В научной литературе в большом количестве представлены определения понятия «человеческий капитал», это говорит о разносторонности процесса взаимодействия производства и человека, как носителя капитала, что требует немалых усилий при поиске эффективного решения проблемы его воспроизводства.

Материалы и методы

Гипотеза исследования заключается в том, что для эффективного функционирования отрасли сельского хозяйства в условиях шестого технологического уклада необходимо воспроизводить человеческий капитал, обладающий не только аграрными, но и цифровыми компетенциями. Целью данного исследования является анализ воспроизводственного процесса человеческого капитала сельскохозяйственной отрасли в условиях шестого технологического уклада. В этой связи задачей исследования стал анализ текущего состояния человеческого капитала сельскохозяйственной отрасли России, а также предложить рекомендации по воспроизводству человеческого капитала отрасли сельского хозяйства с необходимыми цифровыми компетенциями.

Результаты

В современном мире накопление невещественных элементов личности, таких как уровень образования, научные и спортивные достижения и другие, приобретает первостепенное значение для воспроизводства человеческого капитала [11; 18]. Создание достойных условий для всестороннего развития личности становится важным условием для эффективного функционирования отрасли сельского хозяйства в условиях шестого технологического уклада. Основным источником человеческого капитала для отрасли остаётся, прежде всего, население сельских территорий [9]. В настоящее время в сельском хозяйстве наблюдается острая нехватка квалифицированных кадров, что объясняется непрестижностью аграрного труда и низким уровнем его оплаты. Также существенным мотивом нежелания выпускников аграрных специальностей работать в организациях сельского хозяйства является низкий

уровень обустройства сельских территорий социальной и коммунальной инфраструктурой [10].

В 2023 г. был проведен мониторинг рынка труда, по данным которого можно выделить следующие особенности воспроизводства человеческого капитала для отрасли сельского хозяйства. При заполнении открытых вакансий 40 % организаций сельского хозяйства не могут найти кандидатов на свободные места, независимо от предлагаемого уровня заработной платы, что предопределено малым количеством выпускников по специальности «Сельское хозяйство и сельскохозяйственные науки», желающих работать по специальности (лишь у 59 % выпускников аграрного профиля 2020-2022 гг. выпуска полученное образование связано с профессиональной деятельностью). Кроме того, для сельскохозяйственных организаций квалифицированные рабочие являются самой востребованной профессиональной группой работников (48 %), при этом 14 % респондентов отметили, что в случае недостатка у работника профессиональных компетенций ему ищут замену. Более того, в отрасли сельского хозяйства реже, чем в других отраслях, используют такой подход, как обучение работника работодателем при недостатке профессиональных компетенций - всего 68 % организаций. Кроме существенных финансовых затрат на обучение и отрыв от работы, значительными препятствиями при организации дополнительного профессионального обучения работников аграрных предприятий становятся удаленность мест обучения (30 %) и возраст сотрудников, не подходящий для обучения (12 %).

Уровень образования - краеугольный камень развития любой отрасли, и сельское хозяйство не исключение, он позволяет оценить качество человеческого капитала. Выпуск квалифицированных рабочих по специальности «Сельское хозяйство и сельскохозяйственные науки» ниже, чем количество выпускников с высшим образованием (таблица 1), к сожалению, не все выпускники, получившие профильное образование, идут работать по специальности, и это наряду с низкой долей выпускников с аграрным образованием в общем количестве выпускников советующего уровня образования приводит к недостатку квалифицированных кадров.

РЕГИОНАЛЬНАЯ И ОТРАСЛЕВАЯ ЭКОНОМИКА ]

Таблица 1. Выпускники разного уровня образования специальности «Сельское хозяйство и сельскохозяйственные науки», тыс. чел.

Table 1. Graduates of different levels of education in Agriculture and Agricultural Sciences, thousand people

Уровень образования / The level of education 2019 2020 2021 2022

Квалифицированные рабочие, служащие / Skilled workers 15,9 15,9 15,8 15,2

Специалисты среднего звена / Mid-level specialists 22,5 24,3 24,9 26,2

Бакалавры, специалисты, магистры / Bachelors, Specialists, Masters 32,3 30,7 29,7 30,2

Источник: составлено по данным1

Государство инвестирует большие средства в аграрное образование, но, несмотря на это, уровень квалификации работников в сельскохозяйственной отрасли остается ниже среднеэкономического показателя (таблица 2). Этот тревожный сигнал, указывает на проблемы, требующие незамедлительного решения. Давно устарело устоявшееся представление о труде в сельскохозяйственной отрасли, как о физически тяжёлом и низкоквалифицированном [12]. Этот образ активно препятствует привлечению молодых и талантливых специалистов. Низкий уровень оплаты труда - это, безоговорочно, один из ключевых факторов, препятствующих воспроизвод-

ству человеческого капитала. Выпускники, получившие достойное образование, стремятся к высокому уровню оплаты за свой труд, и это нормально. К сожалению, такие зарплаты молодым специалистам, как правило, предлагаются не в сельскохозяйственных организациях. К этому добавляются и худшие условия жизни в сельских населённых пунктах: ограниченный доступ к культурным мероприятиям, недостаток развитой социально-бытовой инфраструктуры, отсутствие комфортного жилья -формируют не слишком привлекательный образ жизни на селе и работы в отрасли сельского хозяйства для человеческого капитала с амбициями.

Таблица 2. Структура занятых по уровню образования в 2022 году, % Table 2. The structure of the employed by level of education in 2022, %

Сфера занятости / The field of employment

Образование / Education

Î-H

<D

-a

ад

<D

а

о «

среднее профессиональное / secondary professional education

по программе

подготовки специалистов среднего звена/ according to the training program for mid-level specialists

по программе подготовки квалифицированных рабочих (служащих) /

according to the training program for qualified workers (employees)

n

oi ita

/ c /е du е ed

S

о e

OJ Й

<U <D

« ад

ед yr çp

о -ö n o c

e

а «

й О

^ '-S

ю $

о g

D -Ö

о

« о

« .у

О и Ö &

o

00 й ^ О

Ö '-м e ta

Л ТЗ

/e о ci h и е as

s а ^

О ю но

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Занятые - всего / Employed - total Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство / Agriculture, forestry, hunting, fishing and fish farming Источник: составлено по данным2

34,8

14,2

25,8

19,6

19,7

23,6

15,7

28,6

3,9

13

0,2

Процесс получения образования и самообразования расширяет человеческие возможности и ведет к увеличению производительности. При этом расходы на образование в этом ключе будут рассматриваться как инвестиции в человеческий капитал. За прошедшие 10 лет на 4,2 % выросла доля работников организаций сельского хозяйства, имеющих высшее образование, при этом на 0,53 % снизилась доля работников со средним профессиональ-

ным образованием, которых сильно не хватает сельскохозяйственным организациям. Одновременно с этим, на 7,96 % снизилась доля работников со средним общим образованием, что говорит о положительной тенденции, направленной на получение профильного образования.

В условиях шестого технологического уклада учебные программы аграрного профиля следует переквалифицировать на воспроизводство человече-

1

! REGIONAL AND SECTORAL ECONOMICS

ского капитала с набором цифровых компетенций, способного быстро адаптироваться к требованиям научно-технического прогресса, более того особое внимание должно уделяться «lifelong learning» -обучению на протяжении всей жизни [13]. В настоящее время аграрный сектор представляется отраслью высоких технологий, требующей глубоких знаний в области агрономии, инженерии, информационных технологий. При переходе в эпоху шестого технологического уклада сельское хозяйство стало

не просто работой в поле, а работой с использованием современных технологий и управлением сложными системами.

Вложения в образование, в здравоохранение и в социальное воспитание - это те инвестиции в человеческий капитал, без которых невозможно представить его эффективное воспроизводство. Образование, полученное в школе и дошкольном учреждении, увеличивает уровень и запас знаний человека, таким образом наращивая качество человеческого капитала.

Таблица 3. Организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам начального, основного и среднего общего образования (на начало учебного года) Table 3. Organizations that carry out educational activities on educational programs of primary, basic and secondary general education (at the beginning of the academic year)

Территория / Territory 2000/2001 2005/2006 2010/2011 2015/2016 2020/2021 2022/2023

Городская местность / Urban area 22 694 21 743 20 125 18 057 17 604 17 396 Сельская местность / Rural area 45 475 40 705 30 668 25 319 22 742 22 044 Источник: составлено по данным1

За последние 20 лет практически в 2 раза сократилось число школ на сельских территориях, что связано с негативными демографическими процессами на сельских территориях (процесс естественной убыли населения отрицательно влияет на количество детей дошкольного возраста), как итог к началу 2022/2023 учебного года их число составило 22 044 единиц (таблица 3). Из них 27,2 % требуют капитального ремонта, а 1 % находится в аварийном состоянии. Число школ, оборудованных необходимыми коммуникациями, увеличилось и за рассматриваемый период составило: оборудованных водопроводом - 88,40 %, оборудованных системой канализации - 87,30 %, центральным отоплением -89,50 %.

Немаловажным в процессе воспроизводства человеческого капитала для отрасли сельского хозяйства России являются не только условия, в которых осуществляется образовательная деятельность, но и оснащенность учебного процесса, которая содействуют развитию творческих способностей, креативного мышления, а также формированию самой потребности приобретения новых знаний и навыков для реализации процесса воспроизводства. В последние годы в процентном соотношении выросла доля сельских школ с оборудованными кабинетами основ информатики и вычислительной техники, иностранных языков, а также спортивными залами (таблица 4).

Таблица 4. Оснащенность учебного процесса в образовательных организациях общего образования

сельских территорий (на конец года, % от общего числа организаций)

Table 4. The equipment of the educational process in educational institutions of general education

in rural areas (at the end of the year, % of the total number of organizations)

Организации имеющие / Organizations that have: 2019 2020 2021 2022

Библиотеку / Library 94,5 94,7 95,2 95,2

Оборудованные кабинеты основ информатики и вычислительной техники / 90,4 90,8 91,2 91,4

Equipped computer science and computer engineering classrooms

Спортивный зал / Gym 86,7 87,3 87,8 88

Мастерские для трудового обучения / Workshops for labor training 66,1 65,9 65,3 64,9

Кабинеты иностранного языка / Foreign language classrooms 51,7 51,7 52 53,3

Кабинеты основ безопасности жизнедеятельности / Fundamentals of life safety 45,9 46,4 46,8 47,5

Актовый зал / Assembly hall 45,2 46 46,3 47,1

Кабинет домоводства / Home economics room 43,2 43,2 43 43,3

Закрытый плавательный бассейн / Indoor swimming pool 1,3 1,4 1,4 1,5

Источник: составлено по данным1

WW^WW^V РРГМПНА ПКИАЯ И OTP А Г ïtfra Я Я wn НП M ПК A

РЕ1 И опал ID ПАЯ И ОМГАСЛЕВАП ЭКОНОМИКА

Рост расходов домохозяйств на получение платных образовательных услуг вызван стремлением нарастить свой человеческий капитал, так в 2022 году данные расходы составили 3,35 % от общего объема платных услуг, получаемых населением страны3. 84 % детей в возрасте 5-18 лет занимались в секциях по интересам в учреждениях дополнительного образования, это свидетельствует о том, что у родителей появляется желание инвестировать в своих детей, развивая их навыки и способности.

Сегодня в сельском хозяйстве остро встаёт проблема дефицита кадров, обладающих цифровыми компетенциями. Основные кадры для организаций сельского хозяйства - это трудовые ресурсы сельских территорий [15]. По данным Института статистических исследований и экономики знаний, лишь 85 % детей, проживающих на сельских территориях, в возрасте 9-14 лет обладают навыками

При разработке стратегий развития человеческого капитала сельской местности и сельскохозяйственной отрасли следует учитывать, что в настоящее время сельские жители ограничены в прохождении программ профессионального ориентирования, курсов иностранных языков, цифровых технологий и других. Начиная с 15 лет, момент, когда ребёнок уже должен определиться с выбором профессии, сокращается доля детей, участвующих в дополнительном образовании (рис. 1).

практической работы с персональным компьютером, что приводит к известным сложностям при получении специального образования (таблица 5). Для современного цифрового общества данное значение должно быть приближено к 100 %, так как в этом возрасте уже начитается развитие цифровых компетенций человеческого капитала.

Центр дополнительного образования / Center for Additional Education

1,50 %

Музыкальная школа / Music School

3 %

Занятия информатикой и программированием, изучение и конструирование техники / Computer science and programming classes, the study and construction of...

Центр детского творчества, технические секции / Children's Creativity Center, technical sections

3,50 %

3,70 %

Курсы иностранного языка / Foreign language courses

3,90 %

Факультативные занятия / Optional classes

18,30 %

Занятия с репетитором для повышения уровня успеваемости / Classes with a tutor to improve academic performance

Спортивная школа, спортивная секция / Sports school, sports section

25,90 %

29,10 %

0%

10%

20%

30%

40%

Рис. 1. Участие лиц в возрасте 15 лет и старше, обучающихся в общеобразовательных организациях сельских территорий, в дополнительных занятиях в 2022 (% от общей численности обучающихся) Fig. 1. Participation of persons aged 15 years and older studying in educational institutions in rural areas in additional classes in 2022 (% of the total number of students) Источник: составлено по данным1

^^WWW^^WW втпмА! л Ain сггтпп л I ргл дм м/гс ШЙЛЛЛЛЙЛЙЛЛ^

nZUlUWAL SEL1 ипяь CLUlVUMlLà_

Таблица 5. Уровень развития цифровых навыков студентов из сельской местности Table 5. The level of development of digital skills of students from rural areas

Цифровые навыки / Digital skills Студенты, обучающиеся по программе / Students enrolled in the program:

среднего профессионального образования / secondary professional education высшего образования / higher education

2021 2022 2021 2022

Навык работы с программным обеспечением / Skill of working

with software 73 82 80 87

базовый / basic 28 30 28 25

выше базового / higher than the basic 45 52 52 62

Цифровой коммуникационный навык / Digital Communication

Skill 95 97 96 97

базовый / basic 8 7 8 4

выше базового / higher than the basic 87 90 88 93

Навык работы с информацией в цифровом пространстве /

Skill of working with information in the digital space 52 58 63 69

базовый / basic 39 38 40 40

выше базового / higher than the basic 13 20 23 29

Цифровой навык решения задач / Digital Problem Solving Skill 69 72 74 82

базовый / basic 53 55 51 56

выше базового / higher than the basic 16 17 23 26

Источник: составлено по данным4

Формирование качественного человеческого капитала является приоритетной задачей сельского хозяйства. Доступность и качество образования в сельских районах ограничены, медицинские услуги менее доступны, низкий уровень оплаты труда отталкивает и не способен удержать профильных специалистов. В этих условиях основой для устойчивого развития отрасли становится повышение эффективности процесса воспроизводства человеческого капитала.

Обсуждение

Необходим комплексный поход для эффективного воспроизводства человеческого капитала сельскохозяйственной отрасли. С самого раннего возраста, с «дошкольной» скамьи» необходимо начинать воспроизводство человеческого капитала для отрасли сельского хозяйства. Уже в детстве можно заложить основы экологического воспитания, познакомить ребёнка с агропрофессиями и показать, что сельское хозяйство открывает большие просторы для творчества. Необходимо активно формировать позитивный имидж сельского хозяйства. Рассказывать о современных технологиях, возможностях самореализации в сельской местности. Важно подчеркнуть инновационность агросек-

тора, а также уникальность работы в нём благодаря функционированию в тесной связи с живой природой [16]. И для этого с самого раннего этапа формирования человеческого капитала для отрасли стоит задуматься о проведении качественно новой профо-риентационной работы, формирующей у ребёнка правильное представление о профессиях отрасли сельского хозяйства [17].

В этом ключе следует обратить внимание на детские оздоровительные лагеря, которые преимущественно находятся на сельских территориях. В данном ключе можно использовать сельское хозяйство не только для производственных целей, но и для образовательных услуг. При сотрудничестве фермы с муниципалитетом и лагерем, посредством проведения совместных образовательных мероприятий (экскурсия на ферму, теплица на территории лагеря, занятия по растениеводству) можно привить детям интерес к сельскому хозяйству, что в дальнейшем способно повлиять на их выбор профессии в пользу сельского хозяйства.

В июле 2024 г., при поддержке Правительства Нижегородской области, Россельхозбанка и Общероссийской молодежной организации «Российский союз сельской молодежи», стартовал проект профо-

VWWWWW рргмпнд пкнля и птрл г /ifra я ч wn нп м и к a VWWWWW ¿^¿m^i^^i^^^i^^i^, ре! ИипАЛРпАЯ И УМГЛСЛЕВАП жипимпкА

риентации «Аграрный лагерь для школьников «Погружение в АгроТех», Нижегородский государственный инженерно-экономический институт стал пилотной площадкой для его реализации. В рамках данного профориентационного проекта старшеклассники изучили агронавигацию, применение беспилотных авиационных систем и роботов в сельском хозяйстве, научились управлять сельхозтехникой, стали участниками агротуристических маршрутов, а также практиковались в использовании искусственного интеллекта в сельском хозяйстве. Такой практически ориентированный лагерь организован впервые на территории России и направлен на вовлечение молодежи в аграрные профессии: он призван показать, что трудиться в отрасли сельского хозяйства интересно и престижно.

Развитие информационно-коммуникационных технологий однозначно несёт положительное воздействие на все сферы экономической, социальной и политической деятельности, но одновременно с этим у современных информационных технологий есть и негативные последствия: в мире появился новый синдром «дефицита природы». Этому риску особенно подвержены дети, для них характерна жизнь, которая все больше ограничивается закрытыми пространствами (школа, спортзал, стены «дома-крепости»). Это увеличивает риск нарушений внимания, ожирения и депрессивных синдромов. На наш взгляд, в ответ на эти проблемы в стране наравне с открытием агроклассов, необходимо создать такую форму образовательных услуг для детей, как «сельхоздетсады» - группы, где дети могли бы учиться посредством игры и практических ис-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

следований в строгом контакте с природой. Связь с природной средой приобретает особое значение в детстве, поскольку процесс обучения способствует личностному росту и открытости социальному миру, становится важным восстановить связь между детьми и природой. Эти результаты подтверждают широко признанные педагогические теории, основанные на природе (Р. Штайнер, М. Монтессори) [19; 20], практике обучения на открытом воздухе семьи придают большее значение, назрела потребность граждан в дошкольном образовании на природе. Это желание следует всесторонне поддерживать и использовать для формирования человеческого капитала сельскохозяйственной отрасли.

Заключение

На наш взгляд, одной из целей экономического роста отрасли сельского хозяйства становится накопление человеческого капитала в условиях шестого технологического уклада. Именно образование определяет систему ценностей и мировоззрение человека, а также развитие его трудовой деятельности. Перед сельским хозяйством сейчас встало много вызовов и проблем, и только трудовые ресурсы, обладающие специальным компетенциями, могут решить эти задачи. К решению этой проблемы нужно подходить системно и решать её на всех образовательных уровнях. Усилия государственных органов власти следует сконцентрировать на развитие системы непрерывного образования, начиная с дошкольного, с тем, чтобы она соответствовала потребностям отрасли сельского хозяйства в условиях шестого технологического уклада.

Примечания:

1 Индикаторы образования: 2024 : статистический сборник / Н. В. Бондаренко, Т. А. Варламова, Л. М. Гохберг и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М. : СИЭЗ ВШЭ, 2024. 416 с. 300 экз. ISBN 978-5-7598-3010-8.

2 Труд и занятость в России. 2023: Стат. сб. / Росстат. Т78 M., 2023. 180 с.

3 Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.fedstat.ru/indicator/59161

4 Индикаторы цифровой экономики: 2024 : статистический сборник / В. Л. Абашкин, Г. И. Абдрахманова, К. О. Вишневский, Л. М. Гохберг и др.; И60 Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М. : ИСИЭЗ ВШЭ, 2024. 276 с. 350 экз. ISBN 978-5-7598-3008-5.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Петти У. Политическая арифметика. Лондон, 1676.

2. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов [перевод с английского]. Москва : Издательство АСТ, 2019. 1072 с.

3. Shultz T. Human Capital in the International Encyclopedia of the Social Sciences. N.Y., 1968, Vol. 6.

4. Becker Gary S. Human Capital. N.Y. : Columbia University Press, 1964.

^^WWW^^WW втпмА! лмп сггтппл I [глилшгс

Jjfyify^^^p^^ nZUlUWAL ¿ELI ипяь CLUlVUMlLà_

5. Кочеткова А. Формирование человеческого капитала (системно-концептуальный подход) // Alma mater. Вестник высшей школы. 2004. № 11. С. 17-21.

6. Зюкин Д. А. Использование информационных технологий при решении социальных вопросов и роль государства в экономической поддержке их продвижения // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. 2020. № 7. С. 118-126. EDN VMOOBX.

7. Соловьева Т. Н., Зюкин Д. А. Бедность населения как препятствие развития агропродовольственного производства в России // Международный сельскохозяйственный журнал. 2021. № 3 (381). С. 19-22. DOI 10.24412/2587-6740-2021-3-19-22. EDN NVKPHJ.

8. Терновых К. С., Авдеев Е. В., Маркова А. Л. Воспроизводство человеческого капитала в сельском хозяйстве. Воронеж : Воронежский государственный аграрный университет им. Императора Петра I, 2017. 147 с. ISBN 978-5-7267-0943-7. EDN YLYMZW.

9. Липатова Л. Н. Тенденции и особенности формирования трудового потенциала современной России // Вестник НГИЭИ. 2021. № 9 (124). С. 116-128. DOI 10.24412/2227-9407-2021-9-116-128. EDN YSAWVJ.

10. Семин А. Н. Проблемы закрепления молодых специалистов в сельскохозяйственных организациях // Аграрный вестник Урала. 2009. № 6 (60). С. 4-6. EDN KVZFZD.

11. Денисова Ж. А. Социальное неравенство в парадигме постиндустриального общества // Социальная политика и социология. 2007. № 3. С. 58-67. EDN MINTST.

12. Якимович М. Ф., Кузьмич Н. П. Инструменты повышения эффективности кадровой политики организации // Russian Economic Bulletin. 2022. Т. 5. № 1. С. 189-193. EDN NULNUN.

13. Флек М. Б., Угнич Е. А. Формирование человеческого капитала в реальном секторе экономики: эко-системный подход // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2022. Т. 13, № 2. С. 154-171. DOI 10.18184/2079-4665.2022.13.2.154-171. EDN ALGGIT.

14. Кузьмич Н. П. Изменение условий труда в аграрной сфере в результате цифровой трансформации сельского хозяйства // Экономика, труд, управление в сельском хозяйстве. 2023. № 3 (97). С. 201-207. DOI 10.33938/233-201. EDN LDOZCK.

15. Серов А. А., ОзеряникМ. Е., Кистанова Л. А., Навдаева С. Н. Модель прогнозирования потребности в работниках сельскохозяйственных организаций (на примере Нижегородской области) // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2020. № 10. С. 84-87. DOI 10.31442/0235-2494-2020-0-1084-87. EDN CPNCGH.

16. Потягайлов С. В., Гузырь В. В., Воробьева Е. С., Юсубова З. А. Человеческий капитал как драйвер развертывания новой индустриализации // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: Экономика и экологический менеджмент. 2021. № 3. С. 98-107. DOI 10.17586/2310-1172-2021-14-3-98-107. EDN ZOLODW.

17. Горбунова О. С., Петрякова С. В., Бражник М. В. Инновационная профориентационная работа как фактор формирования человеческого капитала сельского хозяйства // Аграрное образование и наука. 2018. № 5. С. 7. EDN XVWBJY.

18. Винтер Н. М. Формирование человеческого капитала: исторический аспект и проблемы эффективности // Russian Economic Bulletin. 2023. Т. 6. № 3. С. 320-325. EDN UWNKUL.

19. Монтессори М. Дом ребёнка. Метод научной педагогики. М. : АСТ; Астрель, 2005. ISBN 5-17031934-7.

20. ШтайнерР. Воспитание ребенка с точки зрения духовной науки. М. : Парсифаль, 1993.

Дата поступления статьи в редакцию 20.08.2024; одобрена после рецензирования 10.09.2024;

принята к публикации 11.09.2024.

Информация об авторе: А. В. Климова - аспирант.

VWWWWW рргипнл пкнля u птрл г tifra я ч wn нп м и к a VWWWWW ¿^¿m^i^^i^^^i^^i^, рег ИипАЛРпАЯ И УМГЛСЛЕВАП жипимпкА

REFERENCES

1. Petti U. Politicheskaya arifmetika [Political arithmetic], London, 1676.

2. Smit A. Issledovanie o prirode i prichinah bogatstva narodov [A study on the nature and causes of the wealth of nations], translated from English, Moscow: Publ. AST, 2019, 1072 p.

3. Shultz T. Human Capital in the International Encyclopedia of the Social Sciences, N.Y., 1968, Vol. 6.

4. Becker Gary S. Human Capital, N.Y.: Columbia University Press, 1964.

5. Kochetkova A. Formirovanie chelovecheskogo kapitala (sistemno-konceptual'nyj podhod) [Formation of human capital (system-conceptual approach)], Alma mater. Vestnik vysshej shkoly [Alma mater. Bulletin of the Higher School], 2004, No. 11, pp. 17-21.

6. Zyukin D. A. Ispol'zovaniye informatsionnykh tekhnologiy pri reshenii sotsial'nykh voprosov i rol' gosu-darstva v ekonomicheskoy podderzhke ikh prodvizheniya [Use of information technologies in solving social issues and the role of the state in economic support for their promotion], Vestnik Kurskoy gosudarstvennoy sel'skokho-zyaystvennoy akademii [Bulletin of the Kursk State Agricultural Academy], 2020, No. 7, pp. 118-126, EDN VMOOBX.

7. Solovieva T. N., Zyukin D. A. Bednost' naseleniya kak prepyatstviye razvitiya agroprodovol'stvennogo pro-izvodstva v Rossii [Poverty of the population as an obstacle to the development of agri-food production in Russia], Mezhdunarodnyy sel'skokhozyaystvennyy zhurnal [International Agricultural Journal], 2021, No. 3 (381), pp. 19-22, DOI 10.24412/2587-6740-2021-3-19-22, EDN NVKPHJ.

8. Ternovyh K. S., Avdeev E. V., Markova A. L. Vosproizvodstvo chelovecheskogo kapitala v sel'skom ho-zyajstve [Reproduction of human capital in agriculture], Voronezh : Voronezhskij gosudarstvennyj agrarnyj universi-tet im. Imperatora Petra I, 2017, 147 p. ISBN 978-5-7267-0943-7, EDN YLYMZW.

9. Lipatova L. N. Tendencii i osobennosti formirovaniya trudovogo potenciala sovremennoj Rossii [Trends and features of the formation of the labor potential of modern Russia], Vestnik NGIEI [Bulletin NGIEI], 2021, No. 9 (124), pp. 116-128, DOI 10.24412/2227-9407-2021-9-116-128, EDN YSAWVJ.

10. Semin A. N. Problemy zakrepleniya molodyh specialistov v sel'skohozyajstvennyh organizaciyah [Problems of securing young specialists in agricultural organizations], Agrarnyj vestnik Urala [Agrarian Bulletin of the Urals], 2009, No. 6 (60), pp. 4-6, EDN KVZFZD.

11. Denisova Zh. A. Sotsial'noye neravenstvo v paradigme postindustrial'nogo obshchestva [Social inequality in the paradigm of post-industrial society], Sotsial'naya politika i sotsiologiya [Social policy and sociology], 2007, No. 3, pp. 58-67, EDN MINTST.

12. Yakimovich M. F., Kuz'mich N. P. Instrumenty povysheniya effektivnosti kadrovoj politiki organizacii [Tools for improving the effectiveness of the organization's personnel policy], Russian Economic Bulletin, 2022, Vol. 5, No. 1, pp. 189-193, EDN NULNUN.

13. Flek M. B., Ugnich E. A. Formirovanie chelovecheskogo kapitala v real'nom sektore ekonomiki: ekosistemnyj podhod [Formation of human capital in the real sector of the economy: ecosystem approach], MIR (Modernizaciya. Innovacii. Razvitie) [WORLD (Modernization. Innovation. Development)], 2022, Vol. 13, No. 2, pp. 154-171, DOI 10.18184/2079-4665.2022.13.2.154-171, EDN ALGGIT.

14. Kuz'mich N. P. Izmenenie uslovij truda v agrarnoj sfere v rezul'tate cifrovoj transformacii sel'skogo ho-zyajstva [Changing working conditions in the agricultural sector because of the digital transformation of agriculture], Ekonomika, trud, upravlenie v sel'skom hozyajstve [Economics, labor, management in agriculture], 2023, No. 3 (97), pp. 201-207, DOI 10.33938/233-201, EDN LDOZCK.

15. Serov A. A., Ozeryanik M. E., Kistanova L. A., Navdaeva S. N. Model' prognozirovaniya potrebnosti v rabotnikah sel'skohozyaj stvennyh organizacij (na primere Nizhegorodskoj oblasti) [A model for forecasting the need for agricultural workers (using the example of the Nizhny Novgorod region)], Ekonomika sel'skohozyajstvennyh i pererabatyvayushchih predpriyatij [Economics of agricultural and processing enterprises], 2020, No. 10, pp. 84-87, DOI 10.31442/0235-2494-2020-0-10-84-87, EDN CPNCGH.

16. Potyagajlov S. V., Guzyr' V. V., Vorob'eva E. S., Yusubova Z. A. Chelovecheskij kapital kak drajver razvertyvaniya novoj industrializacii [Human capital as a driver of the deployment of new industrialization], Nauchnyj zhurnal NIUITMO. Seriya: Ekonomika i ekologicheskij menedzhment [Scientific journal of the ITMO Research Institute. Series: Economics and Environmental Management], 2021, No. 3, pp. 98-107, DOI 10.17586/2310-1172-202114-3-98-107, EDN ZOLODW.

Вестник НГИЭИ. 2024. № 10 (161). C. 76-86. ISSN 2227-9407 (Print) Bulletin NGIEI. 2024. № 10 (161). P. 76-86. ISSN 2227-9407 (Print)

^^WWW^^WW втпмд! лмп сггтппл т сглилмггг

Jjfyify^^^p^^ nZUlUWAL SEL1 ипяь CLUlVUMILb_

17. Gorbunova O. S., Petryakova S. V., Brazhnik M. V. Innovacionnaya proforientacionnaya rabota kak faktor formirovaniya chelovecheskogo kapitala sel'skogo hozyaj stva [Innovative career guidance as a factor in the formation of human capital in agriculture], Agrarnoe obrazovanie i nauka [Agricultural education and science], 2018, No. 5, pp. 7, EDN XVWBJY.

18. Winter N. M. Formirovaniye chelovecheskogo kapitala: istoricheskiy aspekt i problemy effektivnosti [Formation of human capital: historical aspect and problems of efficiency], Russian Economic Bulletin [Russian Economic Bulletin], 2023, Vol. 6, No. 3, pp. 320-325, EDN UWNKUL.

19. Montessori M. Dom rebyonka. Metod nauchnoj pedagogiki [The child's home. Method of scientific pedagogy], Moscow: AST; Astrel', 2005, ISBN 5-17-031934-7.

20. Shtajner R. Vospitanie rebenka s tochki zreniya duhovnoj nauki [Raising a child from the point of view of spiritual science], Moscow: Parsifal', 1993.

The article was submitted 20.08.2024; approved after reviewing 10.09.2024; accepted for publication 11.09.2024.

Information about the author: A. V. Klimova - Postgraduate student.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.